Научная статья на тему 'Формирование этнической культуры молодёжи как социально-культурная проблема'

Формирование этнической культуры молодёжи как социально-культурная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
727
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ДОСУГ / МОЛОДЁЖЬ / ETHNOCULTURAL IDENTITY / WELFARE ACTIVITY / CROSS-CULTURAL INTERACTION / ETHNOCULTURAL CENTERS / LEISURE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Ирина Алексеевна, Гусенкова Софья Сергеевна

В данной статье рассматривается проблема идентичности как нации в целом, так и отдельной личности. Отождествляя себя с определённым социумом, человек определяет для себя социальные роли, регламенты поведения и прочее. Базой для включения в активную социальную жизнь, развития творческого потенциала, создания бесстереотипного коммуникационного поля, формирования ценностных ориентаций является социально-культурная деятельность, осуществляемая учреждениями дополнительного образования, в частности этнокультурными центрами, на основе использования культурно-образовательных, культуротворческих, информационно-просветительных, рекреационных, образовательных, исследовательских технологий, а также технологий межкультурного и межнационального обмена и сотрудничества. Её важнейшей целью является саморазвитие и самообразование личности, расширение коммуникативной зоны общения, формирование ценностных ориентаций, активизация творческого потенциала участников, помощь в изучении истории и традиций нации, создание условий для самоопределения и самоидентичности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Ирина Алексеевна, Гусенкова Софья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of ethnic culture of youth as welfare problem

This article examines the problem of identity as a nation as a whole, as well as an individual. Identifying himself with a certain society, a person determines for himself social roles, rules of conduct and so on. The basis for the inclusion in an active social life, the development of creative potential, the creation of a non-stereotyped communication field, the formation of value orientations is the social and cultural activity carried out by institutions of additional education, in particular ethnocultural centers, through the use of cultural, educational, cultural, information, educational, recreational, educational, research technologies, as well as intercultural and interethnic exchange technologies and cooperation. Its most important goal is the selfdevelopment and self-education of the individual, the expansion of the communicative zone of communication, the formation of value orientations, the activation of the creative potential of participants, assistance in studying the history and traditions of the nation, creating conditions for self-determination and self-identity of the individual.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической культуры молодёжи как социально-культурная проблема»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Ирина Алексеевна ГЕРАСИМОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: gerasimova-ira@mail.ru

Софья Сергеевна ГУСЕНКОВА,

магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, Россия

e-mail: swim_sonya@mail.ru

В данной статье рассматривается проблема идентичности как нации в целом, так и отдельной личности. Отождествляя себя с определённым социумом, человек определяет для себя социальные роли, регламенты поведения и прочее. Базой для включения в активную социальную жизнь, развития творческого потенциала, создания бесстереотипного коммуникационного поля, формирования ценностных ориентаций является социально-культурная деятельность, осуществляемая учреждениями дополнительного образования, в частности этнокультурными центрами, на основе использования культурно-образовательных, культуротворческих, информационно-просветительных, рекреационных, образовательных, исследовательских технологий, а также технологий межкультурного и межнационального обмена и сотрудничества. Её важнейшей целью является саморазвитие и самообразование личности, расширение коммуникативной зоны общения, формирование ценностных ориентаций, активизация творческого потенциала участников, помощь в изучении истории и традиций нации, создание условий для самоопределения и самоидентичности личности.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, социально-культурная деятельность, межкультурное взаимодействие, этнокультурные центры, досуг, молодёжь.

THE FORMATION OF ETHNIC CULTURE OF YOUTH AS WELFARE PROBLEM

I. A. Gerasimova, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: gerasimova-ira@mail.ru

S. S. Gusenkova, graduate student of the Department of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: swim_sonya@mail.ru

This article examines the problem of identity as a nation as a whole, as well as an individual. Identifying himself with a certain society, a person determines for himself social roles, rules of conduct and so on. The basis for the inclusion in an active social life, the development of creative potential, the creation of a non-stereotyped communication field, the formation of value orientations is the social and cultural activity carried out by institutions of additional education, in particular ethnocultural centers, through the use of cultural, educational, cultural, information, educational, recreational, educational, research technologies, as well as intercultural and interethnic exchange technologies and cooperation. Its most important goal is the self-development and self-education of the individual, the expansion of the communicative zone of communication, the formation of value orientations, the activation of the creative potential of participants, assistance in studying the history and traditions of the nation, creating conditions for self-determination and self-identity of the individual. Key words: ethnocultural identity, welfare activity, cross-cultural interaction, ethnocultural centers, leisure, youth.

Стремительные изменения в мире в конце ХХ - начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации, информатизации, гуманитаризации, резко обострили проблему идентичности. Общество не успевает адаптироваться к геокультурным изменениям, а личность, в свою очередь, приспособиться к социальной реальности. Известный американский политолог С. Хантингтон определил, что когда социум, группы ставят перед собой следующие вопросы: «Кто мы такие?», «Откуда мы?» и «Кто не с нами?», это говорит о вспышке глобального кризиса идентичности. Данные вопросы являются центральными не только для народов, пытающихся построить новые национальные государства, но и для многих других людей, которые стремятся к саморазвитию и самореализации, поиску новых ценностей [10, с. 59-60].

Молодёжь является самой незащищённой группой населения, подверженной влиянию извне. Причинами социально-культурной незрелости личности являются следующие факторы: разрыв связей современного поколения с предыдущим поколением; незнание истории и традиций своей страны, этнической группы; утрата значительной частью общественности общих и личностных идеалов; несформированность культурных ценностей; неспособность молодых людей отождествить себя с национально-государственной системой; нежелание брать ответственность на себя; неумение выстраивать межкультурные и межнациональные отношения.

Поскольку этническая самоидентификация и идентичность исследовались на стыках различных дисциплин, то основные подходы к её изучению можно соотнести с рядом отраслей знания.

В современных условиях наибольшую опасность для традиционной культуры народов и особенно для молодого поколения России представляют процессы не только ассимиляции, но и трансформации культур,

этнический сепаратизм, разрыв общения в пространстве культуры мира, постоянные конфликты на расовой и религиозной почве. Эти и другие составляющие социальной реальности нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и народов, сформированные в рамках прежних традиций. Былое ощущение своего Я, которое обеспечивалось прежними формами идентичности, пришло в упадок. А интенсивные процессы смешения и наложения культур делают актуальным вопрос сохранения традиционных этнических идентичностей. Эту идею подтверждает Э. М. Андреев, формулируя фундаментальный вопрос, связанный с сохранением и дальнейшим развитием человеческого начала, человечности в самом человеке [1].

В психокультурной плоскости важнейшей проблемой личности становится социально-культурная идентичность. Дело в том, что проблемное поле и эффективность социально-культурной интеграции во многом определяет культурная идентификация - стремление субъекта к социальной консолидации (Э. Дюргейм), желание обрести общность «картины мира», чувство принадлежности к единому историко-культурному базису [2, с. 213].

В психологии появление термина «идентичность» принято связывать с именем Э. Эриксона. Но современные учёные находят истоки этого понятия немного ранее, а именно - в работах З. Фрейда «Толкование сновидений» и «Групповая психология и анализ эго». Он утверждал, что в процессе «идентификации» субъект неосознанно отождествляет себя с другим субъектом, а также он считал «идентификацию» механизмом усвоения ребёнком образцов поведения значимых других. Следует отметить, что в современной психологии принято отличать понятие «идентичность» от понятия «идентификация». Если под первым, вслед за Э. Эрик-соном, сегодня понимают некое состояние самоотождествления, то идентификацию определяют как совокупность процессов и механизмов, которые ведут к достижению этого состояния [7].

С точки зрения культурологии, понятие «идентичность» имеет латинские корни и в самом общем виде означает «отождествление». Идентичность - это осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным группам: национальным, расовым, религиозным, языковым, профессиональным, политическим, а также иным общностям, или отождествление, идентифицирование себя с тем или иным человеком, идеальным образом или художественным персонажем.

Идентичность формируется в процессе сопоставления своих установок и ориентаций с установками и ориентациями других. Поэтому процесс идентификации происходит в рамках межкультурного общения и носит социальный характер.

Этнокультурная (этническая) идентичность - базовая антропологическая потребность. Человек всегда отождествляет себя с определённой культурой и различными её признаками: язык (как правило, родной); традиции и культурное наследие; немаловажную роль в жизни этноса играет образование. Эта тема является важной для понимания этнических проблем, поскольку школа с родным языком преподавания играет значительную роль в сохранении и передаче общественно-исторического опыта последующим поколениям. Этнокультуная идентичность любого народа складывается в результате знания событий своей истории и культуры, развития родного языка, образования, сохранения культурной самобытности, проявления уважительного отношения к другим культурам.

Для того чтобы рассмотреть один из видов идентичности, необходимо обратить внимание на то, что любая идентичность проявляется в коллективной форме - посредством взаимодействия индивида со значимыми другими в рамках единого культурно-символического пространства.

А. Г Здравомыслов отмечал, что «Мы проявляет себя благодаря тому, что есть некоторые Они, отличающиеся от данного Мы языком, культурой, обычаями и другими характеристиками [5, с. 24]». Для того чтобы человек оставался «самим собой» в изменяющемся мире, понимание себя является совершенно необходимым условием, что предполагает установление как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с особенностями и признаками, характеризующими его идентичность.

В отличие от индивидуальной формы, коллективная форма социальной идентичности, считает И. В. Малыгина, формируется на уровне саморефлексии социума и выражается через язык, обычаи, мифы, религию, культуру, идеологию [6, с. 79-80]. Из этих форм социальной и культурной деятельности - «резервуара коллективной целостности», как называет их Эриксон, - человек определяет собственные социальные роли, регламенты поведения, а также их оценочно-смысловое наполнение. В этом случае базой для включения в активную социальную жизнь, развития творческого потенциала, создания бесстереотипного коммуникационного поля, формирования ценностных ориентаций является социально-культурная деятельность.

Необходимо подчеркнуть, что понятие социально-культурной деятельности достаточно объёмное. Между социальной и культурной деятельностью человека сложно провести грань. Скорее, мы можем проследить определённую взаимосвязь, так как любая культурная деятельность имеет социальную направленность. Известный представитель санкт-петербургской школы прикладной культурологии М. А. Ариарский говорит о том, что социально-культурная деятельность - это общественно целесообразная деятельность, которая обусловлена нравственно-интел-

лектуальными мотивами, по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры [3, с. 251]. Следует заметить, что социально-культурная деятельность реализуется во внеурочное и внерабочее время, а именно - в свободное, досуговое время.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что возникшие проблемы, связанные с самоидентификацией молодёжи можно эффективно решить с помощью создания социально-культурных условий, способствующих включению молодёжи в культурно-досуговую среду. Безусловно, важная роль в становлении этнокультурной идентичности у подрастающего поколения принадлежит таким социальным институтам, как семья, образование, учреждения культуры и искусства, этнокультурные центры, национально-культурные общества и другие.

Крупный учёный в области теории социально-культурной деятельности В. В. Туев подчёркивал, что «социально-культурная деятельность - это организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самого человека в этот процесс [9, с. 27]».

Деятельность этнокультурных центров и национально-культурных обществ направлена на сохранение культурной идентичности и общности этносов. На наш взгляд, важнейшей целью социально-культурной деятельности является организация и проведение социально-культурных мероприятий, таких как фестивали, дни культуры, тематические выставки, семинары, лектории, мастер-классы, научные конференции, издание газет и журналов и других.

Один из ведущих историков и теоретиков социально-культурной деятельности В. Е. Триодин утверждает, что социально-культурная деятельность - это специально организованный процесс, под которым следует понимать контролируемую социально-культурными институтами сопричастность и связь людей по производству, распространению и сохранению культурных ценностей, которые, в свою очередь, являются значимыми для государства или субъектов гражданского общества. В ходе данного взаимодействия направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются взаимодействие, отношение и общение между людьми, сами люди и мир, окружающий их [8, с. 7].

В современном обществе личность имеет большой спектр возможностей для творческого поиска, проявления активности в разных сферах общественной жизни, в том числе в социально-культурной деятельности, которая предоставляет максимальные возможности для выражения личностью субъектных качеств, формирования навыков разобщённости действий в досуговой среде, осознанного выбора форм и видов творческой самореализации. Социально-культурная деятельность прежде всего создаёт условия для развития личности. В свою очередь, этнокультур-

ные центры и национально-культурные общества предоставляют возможность выражения идентичности в разных формах социально-культурной деятельности.

Таким примером может послужить общественная организация российских немцев - Международный союз немецкой культуры. Главное своё предназначение Международный союз немецкой культуры видит в том, чтобы создавать условия для сохранения национальной самобытности немцев, проживающих на территории бывшего СССР, для возрождения и развития родного языка и культуры.

Обращаясь к признакам, характеризующим этническую идентичность национального меньшинства, надо выделить главный, которым является язык. Данный центр предоставляет широкие возможности для изучения немецкого языка, а именно:

• обучение родному языку для детей и молодёжи (воскресные этнокультурные языковые школы и кружки, языковые группы в детских дошкольных учреждениях, детские и молодёжные этнокультурные языковые лагеря, издание и рассылка литературы);

• популяризация родного языка, повышение мотивации к его изучению и развитию (разнообразные конкурсы);

• языковые курсы для взрослых;

• повышение квалификации преподавателей, работающих в рамках программы поддержки данного меньшинства (обучающие семинары, курсы повышения квалификации, конкурсы, издание и рассылка методической литературы).

Во-вторых, немаловажным фактором является соблюдение традиций, отмечание праздников и почитание исторических событий той культуры, с которой человек себя идентифицирует. В случае российских немцев это уникальный пример. Многие из них имеют немецкие корни. И хотя далеко не все придерживаются лютеранства и говорят по-немецки, но всё равно считают себя немцами. При этом подчёркивают, что их родина - Россия. Тем не менее большинство из них отмечают два Рождества и две Пасхи. В этом же ряду и День Победы. И хотя это праздник победы советского народа над нацистской Германией, многие граждане немецкой национальности в годы войны добровольно пополнили ряды Красной армии. Не обходят стороной и День России, и, конечно, День объединения Германии.

В-третьих, в качестве формы популяризации той или иной культуры проводятся открытые мероприятия, концерты, показы фильмов, авторские чтения, кружки, вечера или дни встреч, дискуссионные мероприятия на различные общественные и политические темы для всех желающих. Международный союз немецкой культуры приглашает посетить культурные мероприятия, подготовленные Российско-Немецким Домом в Москве. Примером могут послужить концерты, в программе которых произведения

И. Н. Гуммеля, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, П. Хиндемита, И. Брамса, М. Регера и других известных композиторов в исполнении участников Независимого молодёжного музыкального проекта "Gradus ad Parnassum"; презентации выставок различных художников из числа российских немцев; показы кинофильмов на немецком языке в рамках киноклуба "Klappe" с дальнейшей дискуссией и многое другое.

В-четвёртых, в настоящее время у каждого этнокультурного центра есть свой сайт и/или группа в социальной сети, которые служат для удовлетворения информационных потребностей. Как правило, в электронном ресурсе размещена актуальная информация о центре (структура, контакты), календарь событий, новостная лента, мультимедиа, блог для обсуждения вопросов и т.д. Информационный портал российских немцев RusDeutsch [11] был создан в 2003 году. За эти годы велась активная работа по развитию сайта. На данный момент он широко востребован, двуязычен. Основной задачей является информирование об истории, культуре, происходящих как в России, так и за её пределами событиях и различных видах деятельности, затрагивающих интересы российских немцев. Стоит отметить, что в центре внимания оказываются мероприятия, связанные не только с Международным союзом немецкой культуры, но и с другими органами самоорганизации российских немцев.

Подводя итоги, можно констатировать, что многие этнокультурные центры выстраивают свою работу с молодёжью, основываясь на технологиях социально-культурной деятельности, используя разнообразные формы и методы работы с подрастающим поколением. Данные учреждения пытаются учитывать интересы и потребности молодёжи, предлагая интерактивные формы работы, включая в проектную деятельность, используя культурно-образовательные, культуротворческие, информационно-просветительные, рекреационные, образовательные, исследовательские технологии, а также технологии межкультурного и межнационального обмена и сотрудничества.

Но вместе с тем проведённый контент-анализ этнокультурных центров выявил проблемное поле, в котором были структурированы следующие недостатки: стихийность и неупорядоченность действий, односторонний характер взаимодействия, ограниченность в использовании активных форм деятельности, неорганизованность социально-культурного пространства, неэффективность использования рекреационных технологий.

Следует отметить, что реализация системного подхода к формированию содержания работы этнокультурных центров требует, во-первых, выработки чёткой стратегии их деятельности с учётом местных особенностей; во-вторых, определения адекватных средств, планирования конкретных мероприятий и под них - соответствующего ресурсного обеспечения, в-третьих, создания социально-культурных условий, основанных на инте-

рактивных формах деятельности, учитывающих интересы молодёжи.

Такой подход к организации деятельности этнокультурных центров будет

способствовать повышению их социальной эффективности и авторитета

среди представителей данной культуры.

Литература

1. Андреев Э. В. Социально-культурная идентификация: методологические проблемы исследования и реализации // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 2. - С. 94-98.

2. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии : [сборник статей] / АН СССР, Ин-т психологии ; [отв. ред. Л. И. Анцыферова]. - Москва : Наука, 1978. - 368 с.

3. Ариарский М. А. Прикладная культурология : [монография] / Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Ассоциация музеев России. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Эго, 2001. - 287 с.

4. Герасимова И. А. Ценностно-смысловая идентификация молодёжи в поликультурном пространстве мегаполиса // Социально-культурная идентификация жителей города Москвы : актуальные проблемы и пути их решения : материалы научно-практической конференции МГУУ Правительства Москвы, 20 декабря 2011 года / Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы» ; [сост. К. И. Вайсеро]. - Москва : МГУУ Правительства Москвы, 2012. - С. 45-47.

5. Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социс. - 1996. - № 12. - С. 23-32.

6. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика : дис. на соиск. учен. степ. доктора философских наук : 24.00.01 -теория и история культуры / Малыгина Ирина Викторовна ; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва, 2005. - 305 с.

7. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования : монография. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ имени А. И. Герцена, 2008. - 186 с.

8. Триодин В. Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика : коллективная монография : в 2 частях / ред.-сост. Л. Е. Осипова ; науч. ред. В. Я. Рушанин. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005.

9. Туев В. В. Социально-культурная деятельность: понятие и дефиниции // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика : коллективная монография : в 2 частях / ред.-сост. Л. Е. Осипова ; науч. ред. В. Я. Рушанин. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005.

10. Хантингтон С. Кто мы? : вызовы американской национальной идентичности / [пер. с англ. А. Башкирова]. - Москва : АСТ : Транзиткнига, 2004. 637 с.

11. RusDeutsch: информационный портал российских немцев [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusdeutsch.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.