Научная статья на тему 'Этнокультурный центр московского государственного университета культуры и искусств: к вопросу актуализации этнокультурных традиции народов России в современном обществе'

Этнокультурный центр московского государственного университета культуры и искусств: к вопросу актуализации этнокультурных традиции народов России в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
930
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / НАРОДЫ РОССИИ / THE PEOPLE OF RUSSIA / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬ-ТУРНЫЙ ДИАЛОГ / INTERCULTURAL DIALOGUE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ETHNOCULTURAL CENTER / ETHNOCULTURAL FORMATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сацкова Оксана Владимировна

Раскрывается важная роль традиционной культуры народов России в жизни современного российского общества. Это влечет за собой необходимость сохранения, развития и популяризации традиционного культурного наследия многонациональной России, а также повышения этнокультурной компетентности и воспитания этнической культуры личности. На решение этих задач направлено создание в Московском государственном университете культуры и искусств Этнокультурного центра. Создание предваряет организация исследования потребностей населения в области этнокультурного образования, традиционной народной культуры и проблем меж-культурного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сацкова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the important role of traditional culture of the people of Russia in life of a modern Russian society is investigated. Preservation, development and popularization of a traditional cultural heritage of multinational Russia is necessary. Important also increase of ethnocultural competence and ethnic culture of the person. On the decision of these problems creation at the Moscow state university of culture and arts of the Ethnocultural center is directed. Before creation have organized research of requirements of the population in the ethnocultural formation, traditional national culture and problems of intercultural dialogue.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный центр московского государственного университета культуры и искусств: к вопросу актуализации этнокультурных традиции народов России в современном обществе»

^ Теория и история культуры

Э

тнокультурныи центр московского государственного университета культуры и искусств: к вопросу актуализации этнокультурных традиций народов россии в современном обществе

О. В. Сацкова

Московский государственный университет культуры и искусств

Раскрывается важная роль традиционной культуры народов России в жизни современного российского общества. Это влечет за собой необходимость сохранения, развития и популяризации традиционного культурного наследия многонациональной России, а также повышения этнокультурной компетентности и воспитания этнической культуры личности. На решение этих задач направлено создание в Московском государственном университете культуры и искусств Этнокультурного центра. Создание предваряет организация исследования потребностей населения в области этнокультурного образования, традиционной народной культуры и проблем межкультурного диалога.

Ключевые слова: традиционная культура, народы России, этнокультурное образование, межкультурный диалог, Этнокультурный центр.

In article the important role of traditional culture of the people of Russia in life of a modern Russian society is investigated. Preservation, development and popularization of a traditional cultural heritage of multinational Russia is necessary. Important also increase of ethnocultural competence and ethnic culture of the person. On the decision of these problems creation at the Moscow state university of culture and arts of the Ethnocultural center is directed. Before creation have organized research of requirements of the population in the ethnocultural formation, traditional national culture and problems of intercultural dialogue.

Key words: traditional culture, the people of Russia, ethnocultural formation, intercultural dialogue, The Ethnocultural center.

Традиционная культура народов России представляет собой обширный пласт как материального, так и нематериального культурного наследия, богатого социально-культурного опыта, имеющего свои питательные источники в глубине веков.

По словам академика Д.С. Лихачева, «каждый культурный подъем в истории связан с обращением к прошлому» (2, с. 45). Традиция помогает уберечь ее носи-

теля от возможных ошибок, вооружая проверенной временем системой знаний. Этим обеспечивается не только выживание человека, но и поступательное совершенствование уже существующих условий жизни.

Возможно именно поэтому, по оценке ряда специалистов, сегодня наблюдается «ренессанс традиционной культуры» (4), признание ее базовым элементом (5, с. 110), основой организации духовной

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 71-74

71

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

жизни общества, без которого невозможны формирование национального самосознания и проявление культурной идентичности.

Важно отметить, что традиция представляет собой естественную живую подвижную систему, содержание которой регулируется потребностями человека: с обретением нового опыта сокровищница народной мудрости пополняется знаниями, а утратившее актуальность исчезает или трансформируется. Традиционная культура охватывает все сферы жизни человека, будучи максимально созвучной его потребностям. Элементы культуры, сохраненные в традиционном воспроизведении, становятся устойчивой основой современных инновационных разработок.

Традиционная культура помогает сформулировать положения о том, что является наиболее приемлемым для конкретного человека, сообщить оптимальные условия социальной организации, сформировать мировоззренческую позицию личности. В этом и заключается причина потребности в существовании народных традиций, способствующих не только сохранению, но и эволюции культуры.

«Культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что её достойно», - отмечает Лихачёв (3, с. 269). Традиция, по К.В. Чистову, представляет собой механизм формирования культуры (6, с. 106), формулирующий и сохраняющий то, что является наиболее приемлемым для каждого народа.

Как известно, система национальных традиций каждого народа уникальна. Она формируется с учётом географических, психологических, исторических, экономических и других особенностей, приобретая свою неповторимую форму. Однако по содержанию этнокультурные традиции каждого народа опираются на базовые общечеловеческие ценности. Поэтому недопустимо обособлять народ по принципу его этнокультурных отличий: «различия в культурах и традициях не настолько малы, чтобы ими можно было бы пренебрегать, и не настолько значительны, чтобы вступать

из-за своеобразия их понимания в кровопролитные конфликты» (1, с. 416-417).

Более того, в традиционном миропонимании центральной культурной универсалией является любовь: она пронизывает и быт, и нравственность, и общественные отношения. Любовь нарастает медленно и постепенно: от младенца - к матери, потом к семье, роду, племени, народу, а затем и ко всему человечеству. Исходя из традиционного для многих этнокультур представления о единстве, взаимосвязанности и взаимозависимости всего живого, мы приходим к выводу о том, что по-настоящему любить и уважать представителей других народов сможет только тот, кто научился искренне любить и уважать себя, семью, предков, свой народ. Все это способствует укреплению этнокультурного единства народов России.

Однако в российском обществе наблюдается обратная динамика: в постсоветский период сначала исчезло из употребления понятие «дружба народов» (о чем свидетельствует контент-анализ литературы по данному вопросу), затем возникла тенденция вытеснения этнокультурных интересов глобализационными. В результате уровень конфликтности в области межнациональных отношений неуклонно растет. Отсутствие базового этнокультурного образования в обществе в сочетании с обостренным вниманием народа к национальному вопросу дало возможность некоторым общественным и политическим деятелям сеять межнациональную рознь, используя это в корыстных целях. Разрозненное изнутри общество становится уязвимым перед лицом внешних угроз.

Поэтому важны «сохранение самобытности и интеграция многообразия в единстве социально-политических интересов», что является сутью «процесса формирования российской нации» (1, с. 471), - такими словами завершаются размышления об эт-нонациональной и гражданской идентичности россиян Р.Г. Абдулатипова, автора идеи и вдохновителя создания Этнокультурного центра на базе Московского государственного университета культуры и искусств.

Этнокультурный центр МГУКИ имеет целью сохранение и развитие традиционной народной культуры многонациональной России. Его деятельность направлена на репрезентацию отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия, а также трансляцию тех культурных традиций, в которых воплощены высшие этнические, национальные и общечеловеческие ценности, что позволит МГУКИ внести свой вклад в совершенствование и консолидацию современного российского общества в условиях интеграции в мировое пространство.

Основные задачи отражены в «Концепции Этнокультурного центра МГУКИ» и объединены в смысловые блоки. Это воспитание этнической культуры личности; формирование и развитие этнокультурной компетентности студентов; развитие творческих способностей студентов, потребности в самопознании и саморазвитии; внедрение ресурсов традиционной культуры народов России в образовательный и воспитательный процесс МГУКИ; популяризация традиционной культуры, исторического опыта формирования духовной общности россиян как граждан единой страны.

Предваряя создание Этнокультурного центра МГУКИ, необходимо провести научно обоснованное исследование, подтверждающее необходимость в его функционировании.

Основываясь на классическом научном инструментарии, была разработана анкета по выявлению заинтересованности респондентов в создании Этнокультурного центра на территории МГУКИ, с целью собрать качественно-количественные показатели, характеризующие потребности населения в области этнокультурного образования, традиционной народной культуры и проблем межкультурного диалога.

В процессе подготовки анкеты, были разработаны и логически структурированы вопросы, позволяющие в наиболее корректной, краткой и доступной форме получить картину общественного мнения по настоящей проблематике, однозначную в ее интерпретации.

^ Теория и история культуры

Анкету открывает паспортная часть, ориентированная на получение данных о половозрастной структуре респондентов, их этнической принадлежности, образовании, сфере профессиональной занятости, уровню дохода на члена семьи. Следует отметить возможность произвести корреляцию обозначенных показателей с особенностями взглядов на настоящую проблему. Это, в свою очередь, будет способствовать разработке наиболее эффективной программы деятельности Этнокультурного центра, ориентированной на каждую целевую аудиторию.

Основанная часть анкеты содержит вопросы, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы, сопоставимое цели и задачам исследования. Решение каждой задачи сопровождается разработкой соответствующего блока вопросов.

Первый блок вопросов позволяет определить общий уровень патриотического сознания личности. К примеру, респондентам предстоит назвать предмет своей национальной гордости, определить, насколько приятно ощущать себя представителем российского народа за границей, а также выразить степень готовности личного участия над созданием положительного имиджа России перед лицом мирового сообщества.

Вопросы второго блока раскрывают условия единства многонационального народа России. В частности, помогают выявить: понимание необходимости сохранения каждой национальности в условиях формирования единой российской нации, роль русского языка и русской культуры в общероссийском пространстве, отношение к смешанным бракам, потенциал культуры и образования в преодолении недоверия и отчужденности между россиянами различных национальностей, установку на получение опыта межкультурного общения с представителями различных культур и народов России.

Этнокультурную компетентность респондентов выявляют вопросы третьего блока. Они определяют как степень вла-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 2 (46) март-апрель ^

дения родным языком, осведомленность в области истории, культуры своего народа, его этнических традиций, обычаев, обрядов и праздников, так и степень знакомства с другими этнокультурами, которые объединены в пять основных групп, согласно общности историко-культурных оснований: славяне, народы Кавказа, Средней Азии, Севера, финно-угорские. Интересен также вопрос, предлагающий назвать наиболее известных респонденту деятелей национальных культур.

Задача определения форм этнокультурного образования решается обращением к четвертой группе вопросов. Здесь отражается, к какому виду традиционной национальной культуры наиболее выражен интерес, а также исследуется, какой из источников информации более эффективен в целях сообщения знаний о российских этносах и культурах.

Пятый блок вопросов предлагает респонденту включиться в непосредственное функционирование Этнокультурного центра на территории МГУКИ, что позволяет раскрыть степень заинтересованности населения в его создании, выявить наиболее привлекательные виды деятельности центра и средства его популяризации. Завершается настоящий блок откры-

тым вопросом, позволяющим респонденту предложить новые формы этнокультурного сотворчества.

Анализируя характер вопросов, можно утверждать, что настоящее исследование общественного мнения способствует сбору богатого фактологического материала, который будет полезен в постоянной практике Этнокультурного центра МГУКИ. Кроме этого, опрос привлечет внимание населения к созданию Центра, что поможет сформировать обоснованную позицию респондентов в отношении проблемы исследования, мотивировать на продуктивное взаимодействие, которое выражается во взаимосвязи деятельности Этнокультурного центра МГУКИ с семьей, школой, учреждениями культуры, средствами массовой информации.

Этнокультурное образование, основанное на указанных принципах, будет способствовать формированию ценностного отношения человека не только к культуре своей национальности, но и России в целом. Поэтому вопросы сохранения и развития традиционной культуры имеют общенациональное значение и находят поддержку вплоть до самых высоких кругов государственной власти Российской Федерации.

Примечания

1. Абдулатипов, Р. Г. Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях) / Р.Г. Абдулатипов. - М: Научная книга, 2005.

2. Лихачев, Д. С. Земля родная: книга для учащихся / Д.С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1983.

3. Лихачёв, Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д.С. Лихачев; [сост. Д.С. Бакун].

- М.: Рос. фонд культуры, 2006.

4. Напр.: Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А.В. А.В. Захаров // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 105-115; Маффесоли, М. Околдованность мира или божественное социальное / М. Маффесоли // Социо-логос. Общество и сферы смысла.

- М.: Прогресс, 1991. - С. 278.

5. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор / К.В. Чистов. - М.: Наука, 1986.

6. Чистов, К В. Фольклор. Текст. Традиция / К.В. Чистов. - М.: ОГИ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.