Научная статья на тему 'Технологии противодействия энтропии языковой личности'

Технологии противодействия энтропии языковой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии / энтропия / язык / личность / дошкольник / функциональный / билингвальный / technology / entropy / language / personality / preschooler / functional / bilingual

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович

Актуальность. Необходимость противодействовать энтропии языковой личности в билингвальной среде. Проблема заключается в том, что педагоги не всегда понимают, какие педагогические технологии могут противодействовать энтропии языковой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, на какие технологии можно ориентироваться в работе по развитию речи детей в двуязычной среде. Цель. Показать результаты исследования по использованию технологий противодействия энтропии языковой личности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях двуязычия. Энтропия языковой личности – это утрата ребенком-билингвом ранее сформированных вербально-семантических (билингвальных), когнитивных (национально-культурных), мотивационно-прагматических (функциональных – коммуникативных, креативных и др.) компетенций. Методы. В качестве методов исследования были использованы: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, проверка выполнения грамматических и коммуникативных заданий с помощью традиционных методов анализа и нейросети (искусственного интеллекта), математическая обработка результатов. Результаты. Тестовые и анкетные опросы педагогов – воспитателей детских садов (1348 респондентов) и учителей начальных классов (1368 респондентов) – показали преобладание в практике образовательной деятельности дошкольных учреждений и начальных школ трех групп технологий – интегрированных, дезинтегрированных (или параллельных), коммуникативных. Все эти технологии являются технологиями негэнтропии (противодействия) необратимым разрушительным явлениям в билингвальной коммуникативной деятельности детей: эти технологии поддерживают определенное равновесие и обеспечивают развитие билингвальной, этнической, функциональной компетентности детей. Было установлено, что на функциональную грамотность детей существенно влияет предметная, конечной целью которой является овладение связной речью (в форме текста или диалогического единства). Связная речь, сформированная в дошкольном возрасте, остается базовой основой для начальной школы и менее всего подвержена энтропии. Выводы. Результаты исследования говорят о том, что в работе над предпосылками функциональной грамотности в детском саду и над функциональной грамотностью в начальной школе нельзя забывать о знаниях и представлениях детей в предметной области языка и коммуникаций: предметная грамотность является важным условием работы над функциональной грамотностью. Реализация этого условия способствует максимальной самореализации и развитию языковой личности в билингвальной, национально-культурной, функциональной сферах. Поэтому технологии формирования предметной грамотности должны учитывать требования функциональной грамотности. Сама же функциональная грамотность не должна рассматриваться в отрыве от предметной. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать парциальные программы, технологии, дидактические материалы формирования языковой личности ребенка в билингвальной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies for counteracting the entropy of linguistic personality

Background. The need to counteract the entropy of the linguistic personality in a bilingual environment. The problem lies in the fact that teachers do not always understand which pedagogical technologies can counteract the entropy of the linguistic personality of a child of preschool and primary school age, which technologies can be used to work on the development of children’s speech in a bilingual environment. Objective. To show the results of a study on the use of technologies to counteract the entropy of the linguistic personality of preschool and primary school age children in conditions of bilingualism. The entropy of a linguistic personality is the loss by a bilingual child of previously formed verbal-semantic (bilingual), cognitive (national-cultural), motivational-pragmatic (functional – communicative, creative, etc.) competencies. Methods. The following research methods were used: questionnaires, testing, pedagogical supervision, checking the performance of grammatical and communicative tasks using traditional methods of analysis and neural network (artificial intelligence), mathematical processing of results. Results. Test and questionnaire surveys of kindergarten teachers (1348 respondents) and primary school teachers (1368 respondents) showed the predominance of three groups of technologies in the practice of educational activities of preschool institutions and primary schools – integrated, disintegrated (or parallel), and communicative. All these technologies are technologies of negentropy (counteraction) to irreversible destructive phenomena in the bilingual communicative activities of children. These technologies maintain a certain balance and ensure the development of bilingual, ethnic, and functional competence of children. It was found that the children’s functional literacy is significantly influenced by the subject, the ultimate goal of which is to master coherent speech (in the form of text or dialogical unity). Coherent speech, formed at preschool age, remains the basic foundation for elementary school and is least susceptible to entropy. Conclusions. The results of the study suggest that in working on the prerequisites of functional literacy in kindergarten and on functional literacy in primary school, we must not forget about children’s knowledge and ideas in the subject area of language and communications: subject literacy is an important condition for working on functional literacy. The realization of this condition contributes to the maximum self-realization and development of a linguistic personality in the bilingual, national-cultural, and functional spheres. Therefore, technologies for the formation of subject literacy must take into account the requirements of functional literacy. Functional literacy itself should not be considered in isolation from the subject. Partial programs, technologies, and didactic materials for the formation of a child’s linguistic personality in a bilingual environment can become promising areas of pedagogical research.

Текст научной работы на тему «Технологии противодействия энтропии языковой личности»

���������� ��������������� ��������

�������� ��������

�.�. ����������� .

��������� (�����������) ����������� �����������; �������� ���� ����������

���������, ������, ���������� ���������

. pr_gabdulhakov@mail.ru

������

������������. ������������� ������������������ �������� �������� �������� � ������-

������� �����. �������� ����������� � ���, ��� �������� �� ������ ��������, ����� ��������-

������ ���������� ����� ������������������ �������� �������� �������� ������� �������-

���� � �������� ��������� ��������, �� ����� ���������� ����� ��������������� � ������ ��

�������� ���� ����� � ���������� �����.

����. �������� ���������� ������������ �� ������������� ���������� ��������������� ���-

����� �������� �������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� � �������� ���-

������. �������� �������� �������� � ��� ������ ��������-��������� ����� �����������-

��� ���������-������������� (�������������), ����������� (�����������-����������),

������������-�������������� (�������������� � ���������������, ���������� � ��.)

�����������.

������. � �������� ������� ������������ ���� ������������: �������������, ������������, ��-

������������ ����������, �������� ���������� �������������� � ��������������� �������

� ������� ������������ ������� ������� � ��������� (�������������� ����������), ��������-

������ ��������� �����������.

����������. �������� � �������� ������ ��������� � ������������ ������� ����� (1348 ���-

���������) � �������� ��������� ������� (1368 ������������) � �������� ������������

� �������� ��������������� ������������ ���������� ���������� � ��������� ���� ����

����� ���������� � ���������������, ������������������ (��� ������������), ���������-

������. ��� ��� ���������� �������� ������������ ����������� (���������������) ��������-

��� �������������� �������� � ������������� ��������������� ������������ �����: ���

���������� ������������ ������������ ���������� � ������������ �������� �������������,

����������, �������������� �������������� �����. ���� �����������, ��� �� �����������-

��� ����������� ����� ����������� ������ ����������, �������� ����� ������� ��������

��������� ������� ����� (� ����� ������ ��� �������������� ��������). ������� ����, ����-

���������� � ���������� ��������, �������� ������� ������� ��� ��������� ����� � �����

����� ���������� ��������.

������. ���������� ������������ ������� � ���, ��� � ������ ��� ������������� �������-

������� ����������� � ������� ���� � ��� �������������� ������������ � ��������� �����

������ �������� � ������� � �������������� ����� � ���������� ������� ����� � �������-

�����: ���������� ����������� �������� ������ �������� ������ ��� �������������� ���-

���������. ���������� ����� ������� ������������ ������������ �������������� � �����-

��� �������� �������� � �������������, �����������-����������, �������������� ������.

������� ���������� ������������ ���������� ����������� ������ ��������� ����������

�������������� �����������. ���� �� �������������� ����������� �� ������ �������-

�������� � ������ �� ����������. �������������� ������������� ��������������� ������

����� ����� ����������� ���������, ����������, ������������� ��������� ������������

�������� �������� ������� � ������������� �����.

��� �����������: �����������, �.�. (2024). ���������� ��������������� �������� �������� ��������.

�����������

���������� �����������, 18(3), 16�27. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-16-27

� �����������, �.�., 2024

�������� �����:

����������, ��������,

����, ��������,

����������,

��������������,

�������������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-16-27

���/UDC 159.99(571.57)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

16

Technologies for counteracting the entropy

of linguistic personality

Valerian F. Gabdulkhakov .

Kazan (Volga Region) Federal University; Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan,

Russian Federation

. pr_gabdulhakov@mail.ru

Abstract

Background. The need to counteract the entropy of the linguistic personality in a bilingual environment.

The problem lies in the fact that teachers do not always understand which pedagogical technologies

can counteract the entropy of the linguistic personality of a child of preschool and primary

school age, which technologies can be used to work on the development of children�s speech in a bilingual

environment.

Objective. To show the results of a study on the use of technologies to counteract the entropy of the

linguistic personality of preschool and primary school age children in conditions of bilingualism. The

entropy of a linguistic personality is the loss by a bilingual child of previously formed verbal-semantic

(bilingual), cognitive (national-cultural), motivational-pragmatic (functional � communicative, creative,

etc.) competencies.

Methods. The following research methods were used: questionnaires, testing, pedagogical supervision,

checking the performance of grammatical and communicative tasks using traditional methods of analysis

and neural network (artificial intelligence), mathematical processing of results.

Results. Test and questionnaire surveys of kindergarten teachers (1348 respondents) and primary

school teachers (1368 respondents) showed the predominance of three groups of technologies in the

practice of educational activities of preschool institutions and primary schools � integrated, disintegrated

(or parallel), and communicative. All these technologies are technologies of negentropy (counteraction)

to irreversible destructive phenomena in the bilingual communicative activities of children.

These technologies maintain a certain balance and ensure the development of bilingual, ethnic, and

functional competence of children. It was found that the children�s functional literacy is significantly

influenced by the subject, the ultimate goal of which is to master coherent speech (in the form of text

or dialogical unity). Coherent speech, formed at preschool age, remains the basic foundation for elementary

school and is least susceptible to entropy.

Conclusions. The results of the study suggest that in working on the prerequisites of functional literacy

in kindergarten and on functional literacy in primary school, we must not forget about children�s

knowledge and ideas in the subject area of language and communications: subject literacy is an important

condition for working on functional literacy. The realization of this condition contributes to

the maximum self-realization and development of a linguistic personality in the bilingual, nationalcultural,

and functional spheres. Therefore, technologies for the formation of subject literacy must

take into account the requirements of functional literacy. Functional literacy itself should not be considered

in isolation from the subject. Partial programs, technologies, and didactic materials for the

formation of a child�s linguistic personality in a bilingual environment can become promising areas

of pedagogical research.

For citation: Gabdulkhakov, V.F. (2024). Technologies for counteracting the entropy of linguistic personality.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Preschool Education Today, 18(3), 16�27. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-16-27

� Gabdulkhakov, V.F., 2024

Keywords:

technology, entropy,

language, personality,

preschooler, functional,

bilingual

��������

������� ��������� ��������� �������� � �����

� ���������� �� ������ ��������������� � ���-

����������������� ������� ����������, �����-

����� � ������������� ������, �� � � ����� � ��-

����������� ������� ��������� �������� ������

� ������ ���������� �������� � ����������, ��-

���, ���������, ������� � ��. ��������-��������

� ���������, �� ��������� � ������� �����, ���-

���� �������� ��������� ������������� ������

� ������� ������� � �������� �������� ��������

������� ���������� ���������������, �������-

����, ��������������� ��� ������������� �����

(�������, 2002; ��������, ���������, 2017).

���� ��������, ��� ��� ������������ ������-

�������������� ������������� �������� ���-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

17

����� ���������� �������� � ������ ��������-

������ ������, ������� ������ � ����������

������: ������������ ��������� �������� ����-

��� �����, ����� ��� ������������� � �����������

� ��� �� ����������� (Airaksinen, Halinen, Linturi,

2017; ��������, 2019). ��� �������� ������������

������������� ������ ������������ PISA (EC Report,

2018; EU Parliament, 2018).

� ������-�������������� �������� �� ��� ���

���������� �������� �������� ������ �������-

���, ��������� ������������������ ��������

�������� ��������, ������������ �������� ����-

������� ����� �� ������, ����������� ��� ���-

��������������� �������� �������� ��������-

���� (Coughlan, 2017; �����������, 2024).

������ ������� �������� ���� �����������

� �������� ��������� �������� � ���������� ��-

������ ������: � ���� �������� ������������� ��-

����� ������ ������������ �������� ��������

������� � ������ ���������� ��������. ��� ����

�������� ������ ���������� ������� �������-

�����, �������������� ������� � �����������-

��� ����������� (��������, ���������, 2017;

�����������, 2023; �����������, 2024).

� ��������� ����� � ��������������� ����-

���� ������������ �������������� ����������,

��������������� �� ���������, �������� ����-

������ ������������ �����, ���������� ����-

������������� � �����������. ������, �����

���������� ������ ������������ �������� ���-

����� ��������, ����� � ������, �������� ��

������ ����� ������.

������ �������� ������������: ����� ������-

�������� ���������� ����� ������������������

�������� �������� �������� (�������� ������-

�� ����������� � �������� ��������� ��������)

� ���������� �����.

���� ������������: ���������� �������� ��-

������������ ���������� ��������������� ���-

����� �������� ��������, ������� ���������

����� ���������� �������� �������� ��������

����� ����������� � �������� ��������� ���-

�����.

����������� ������������ �������� �� ������

�������� (��������, ��������, 1986), ������ ��-

���������� (����������, 1987), ������ ��������

�������� (��������, 2019). �������� ����� ��-

�������� ��� ����������� �����������������

� ��������� �����, ���������� ���� �����, ����-

���������� � �.�. ����������� ��������������

�������� ��������� ������ �� �������� ���-

����� �������. �������� �������� �����������-

���� ��� ����������������� ������ � ��������

���������-������������� (�������������), ���-

�������� (����������) � �������������� (����-

����������) ����������.

�������� ������������ ����� ������ ������-

�������, ������������, ��������������� �����-

�����, �������� ���������� �������������� �

��������������� �������, �������������� ��-

������� �����������. ������� ���������� 2716

������������ � 1348 ������������ ������� �����

� 1368 �������� ��������� �������.

��� ����������� ��������������� �������

������������� ������������� ��������� (�����-

�������� ��������� � �����������, 2020) � ����-

���� ����������� �������; ��������� ���������

������, ��������� ������ ������� ��� ��� ����

����������, ����������� �������������� ����-

�����, ������������� ������������, ���������

���� � ������ ���������� ������� ����������

������������. ������� ���������� 2420 �����-

������� � 1200 ������������ ������������ �

1220 ������������ �������� ��������� �������.

����� ����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� �������� � ��������� ���� ���������-

������ � ������ �������� � � �������� ������-

������� (������, 1970), ������ ����� (��������,

2019), ���������������� (�������, 2002), �����-

���� (���������, 2014), ������� �������� (�����-

��� ��������: ������� ��������, 2017), �������-

��� � ������� �������� ������ ����� (Slatcher,

Chung, Pennebaker, Stone, 2007; ������, 2019) � �.�.

�������� �� ������ ������� ��������, ��� ��-

����������� �������� �������� �� ���������-

�� �����������, ������������� ������������,

�������������� ����������� ��������� ���� ���

����� �����.

������ �������� �������� ������ �������-

�� ��������� (���������, 2014), �������������

������������� ������������ � ������ ��� ��-

������� (������, 2019), ���� ��������������

�������������� (�������� � ��., 2019; ��������-

���, 2024) � ��. ��� ��� ��������� ������� �� ��-

������ �������� �������� (�����������, 2024), ��

���� � �������, ���������� �������� �����������

��������� �������� �������� � ���������, ��-

����������� ������������, �������������� ���-

��������.

�������� � ��� ������� �������������, ���

������� � ��������� ������� ����������, ����-

���� ��, ����� ���������� ���������� ������,

����������� � ������������ �������������

������� (���������, ��������, 1978; �������-

���, ��������, ��������, 2015). � ��������� ���-

�� ��������, ��� �������� ���������� �� ������

���������� ���������, �� � �����������-����-

��������, �������������, ��������������, �����-

���������, �������������� � ��. (�������, 2005;

��������, 2024; �������, ��������, 2002). � ���-

������ ���� ��� ���������� ��������� ���������

��������� ����������, ��������, ������������,

���������� ����������� � �.�. (������, 1995; ��-

�������, 2020; ���������, ������, ����������,

�����, ��. ����, ���������, ���������, 2020).

�� ������� ������� ��������� ��������

��������� ������ ����� �� ����������� �����-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

18

��� �������������� �����������, ���� ����-

��������� �������������� ������ ����������

� ������� ���������� ������ (Gress, Shin, 2016;

Spours et al., 2017; Edge Foundation, 2017; EC Report,

2018; EU Parliament, 2018; You et al., 2019;

Cousin, 2019; Weili, 2019).

����� ���������� ���������� � �����������-

�� �� ������ ���������, ��� � ������ ���� ����

��������� ����� ��� � �������� ��� �������

(�����������������) ������ �������������-

���, �������� � ���������� �������� ������-

�� (����������, 2013). �������� �������� ���

���������� �������������� ������� ��������-

������������ ����������� � ����������������

�������������� ���������� ���������� ������

���������, ��������������� �������� � ����-

���������� �����������. ��� ���������� (��-

���������������) ���� ���������������� ���-

����� ��������.

������ ������������ ����������� �������

� ���, ��� ����� ��������������-��������������

� ��������������� ������ �� ������ ���������-

�� � ��������� �������� ��������. � ��������-

��� ����� ����������� ���� �������� ���������

�������� �������� ������� ����������� � ����-

���� ��������� ��������, ���� ������ � ���� ���-

����� ������������� ������� ������ ���������-

������ (� ��� ����� �������������) ������������,

������������� ������������ � ��������������

����������� (����������� ��������������� ���-

������ ����������� �����������, 2023; �����-

����� ��������� �������������� �����������,

2023; ��������� � ��., 2023).

���������� ������������

������������ ����������� ��� ��������������

������������ ���������� ������������ ������-

������ � 2020�2024 ��.

������������� ������ �������� ��� ������

� ��������� �������� �������� (�������, 2002; ��-

������, 2019): ���������-�������������, ��������-

���, ������������-�������������� (������� 1).

�����������, ��������� � ����� ��������, ���-

�� �������� �����. ������, � ���������������

�������� ������� ����� � ��������� ���� ��-

�������� ������� � ���������-��������� ����-

���� ������ �������������, �����������-����-

������, ��������������.

�������� � �������� ������ ��������� � �����-

������� ������� ����� (1348 ������������) � �����-

��� ��������� ������� (1368 ������������) � ����-

���� ������������� � �������� ���������������

������������ ���������� ���������� � ������-

��� ���� ���� ����� ���������� � ������������-

���, ������������������ (��� ������������),

���������������. ��� ��� ���������� ��������

������������ ��������������� �������� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������, ��������� ��� ������������ ��������

�������������, ����������, �������������� ���-

�����������.

� ������ ��������������� ���������� ����

�������� ����������, ����������� �� ������ ���-

�� ����������������� ������. ��� ���������-

��� �������� �������� ������ �������� �����

������������� ���������, ��������� � ������

(������ ��� ������), �����������, ������-

���. ��� ������������� ������� �����������-

. ������� 1

����� ��������� �������� ��������

. Figure 1

The general structure

of the linguistic personality

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

19

�� �����, ����� �������� ������� � ������� ���-

�� ��������� �� ������ ����� ���������������

������� ������������ (�������������� ��������

�������� ����������� ������� ����� �� ������)

� �������������, ��������� � ���������� � ���-

��������� �������������� ������� ������� ����-

�� ����� �� ������.

� ������ ������������������ (���������-

���) ���������� ���� �������� ���������� ���-

�������� (�������������) �������� ���� ������.

� �������, ��������� ���� (��� ����� ��������-

���) ����������� ��� �����-���� ������ � �������

������. � ���� ������� �������� �������� �����

����� �� ������� � ��������� ����������. ������-

����� ���� ���������� ����������� � ���, ��� ���

������������� �� ���������� � �������� �����

� ���������� �������� ���������� ���� �����.

� ������ ��������������� ���������� ����

�������� ����������� ��� ��������� ���������-

��� ����������, �������� �� ��������� � �����-

������ ��� �����������. ��������������� ���-

������� ������ ������������� �� �����������

������� � �������� ����������� ��������.

���������� ������ ��������� ���������

�������� �������� �������� � ���������������

����� ������.

������ ����������� �������� �� ���������

������������ �����. ������� ���������� 2420 ��-

���������� � 1200 ������������ ������������ �

1220 ������������ �������� ��������� �������.

������������� ���������

������������� ��������� ������ � ����������-

�� ����� �����. ������ � ���, �� ����� ����� ��-

����� ������, ��� ��������� ������ ��������-

������. ���� ������� ������ �� ������ �����,

� ������ �� ������ �����, �� �������� ��� ������-

�����, �������, ��������.

���������� ���������������� (����������-

��������� � ������������������) �������� ����

������ � ���������� � �������� � ������� 26%

������������; ���������� ������������� (�����-

�������� � ��������������������) ��������, ���-

������ � ����������� � �������� ����� ������

�����, ������� 33% ������������; ������������-

��� ����������, ��������������� �� ��������-

��� ������������� ���� �������, ������� 41%

������������.

���������������� ���� ���������� ����� ����-

������ �� ����, �� ����� ����� ���� ������, ����-

��� � �� ����� ����� �������� �����������.

�������������� ����������, ������, ��������

������ � �������� ������� (�������� ���� ����-

��� ��� ������ ������������ �����������, 2024)

��������� ������������� ���������� ��������-

��� �����, ������������ ��� (������� �����-

��� �������) � ��� � ��������� �������� �������

(��������� 1).

����� ��� � ������� �������� �������, ���-1 �

������� �������� ������� � �������� ����������

������ ����������, ���-2 � ������� �������� ��-

����� � �������� ������ ����������, ���-3 � ���-

���� �������� ������� � �������� ������� �����-

�����.

��� � ��������� �������� �������, ���-1 � ��-

������� �������� ������� � �������� ����������

������ ����������, ���-2 � ��������� ��������

������� � �������� ������ ����������, ���-3 �

��������� �������� ������� � �������� �������

����������.

��� ����� (��������� 1), ����� ��������-

������ ��� ��� �������� ������ (���-3): � ���

����� ������� ���������� �� ���� ����������

������, ����� ����������� �������� (��������

� 6�7 ��� � 22%, � 10 ��� � 72%). ��� ��� (���-

������ 1) ����� �������������� ��������� ����

. ��������� 1

����������

���������������

��������

��������������

��������

. Diagram 1

Technologies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

for countering the

entropy of bilingual

development

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

20

������ ���������� � ���������� �������������

�������� (���-3).

����� �������� � ����� ��������������:

1) ���� ���������� �����, ��������� �������� ��

���� ������ � �������� ���������� (�� 6�7 ��� ��

10 ��� � �� 15�22% �� 62�72%) �, �������, ���� ��-

�������� �����, ��������� ��-������ (� 22% ��

72%); 2) ����� ���������� ������������� �����-

�� ���������� ��� ��� ��������, ��� � ��� �����-

����� �����; 3) ���������� ����� ����������

��� ��� � ��� � ������ ������ � �����������

��� �������� �� ����������� �������� � ����-

���� ���������.

����� ����, ��� ������� ������������� ����

�� ������ ���������� ����������� ���� ������-

����, ��� ���� ������� ������ ������� ���� (��-

���� �������� �������), �������������� � �����

� ���������� �������� �� ������� � ���������

������, ��� �������� � ��������� ����� ����-

������� �� ������������ ��������, �� ������ ��-

����������� ������� ��������������� ����� ���

��������� ������������ ��������� ����������-

�� ������������. ������� ���� � ��� ���������

���������� �������������� (������������, ���-

������������, ����������) �����������. �������

�� ������������, ��� ���������� �����������

����� ����� ������ ������ �� ��� ����������

��������� �������� ��������.

���������� ���������

���������� ��������� ������ � �������������

������������� ������������, ���������� ����-

������������� ��������. ������������ �����-

������ � ���, ��� � ����� �����-��������� ����-

������ ��������� ������������ ������������,

� ������ � �������.

����������� ������ ��������� ���� ��������

������������� ���� ����� ����������. �������-

��� ���������������� �������������� �������

������� 32% ������������; ���������� �������-

��� � ������������ �������� �������� 34% ���-

���������; ��������������� ����������, ���-

������ � ������������ �������������� �������,

������� 34% ������������.

���������������� ���� ���������� �������

� ���������� ������ ���������� ������������-

����� � ��������� ��� �������.

������� ����������� ���� ���������� ������-

������ �� ����, ��� �������� ���� ���� � ��������

��� ��������.

�������������� �������������� ����������

� �������� ������ ��������� ������������� ���-

������� ����������� �����-��������� � �������

������������ ������������� � ��������� ����-

�������� ������������� (��������� 2).

� ��������� 2: ��� � ������� ������������ ��-

����������, ���-1 � ������� ������������ ����-

�������� � �������� ���������� ������ �������-

���, ���-2 � ������� ������������ ������������

� �������� ���������� ������ ����������, ���-3 �

������� ������������ ������������ � ��������

���������� ������� ����������.

�������������� ��� � ��������� ������������

������������, ���-1 � ��������� ������������

������������ � �������� ���������� ������ ���-

�������, ���-2 � ��������� ������������ ������-

������ � �������� ���������� ������ ����������,

���-3 � ��������� ������������ ������������

� �������� ���������� ������� ����������.

����� �������������� (� ������ ��������-

���) ����������� � ���, ��� �� ��� ������ ���-

��� ���� ������ ���������� (���� �� 20% �� 70%),

�� ��� � ���� ������ (���� �� 45% �� 64%) (���-

������ 2), �� �� ����� ���������� (��� ������-

�� �� ����������� �������� � �������� �����-

����).

. ��������� 2

����������

���������������

��������

�������������

������������

. Diagram 2

Technologies

for countering

the entropy

of national identity

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

21

���� ��������, ��� ���� � ������� �������

���������� �����������, ������������� � �������

���� (�� ������� ��� ��������� �����), ����� ���-

����� ����������� � �����������-����������

��������������.

�������������� ���������

���� ��������� ��� ������ � ������������� ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� ����������� � �� ������������ �����

������������ ���������� (�������������) ���-

��� � ��������� ��������� ��������� (������-

����, �������, ��������, ������, �������, ���-

����, 2022). ������� �������������� �����������

��������������� ���� � ���������� � �������-

��� ������������ (�������, 2015). � ����� ������

������������ ���������� (��������������)

���-

���, ������ �� �������� (��� ����������) �����

� �������������� ������, �� ���� �����������

������������ ������ � �������, � ��������� ���-

����� ���������.

�� ��������������� ���������� ����������

���������������� �������� (�������� � ����-

����������, � ���������� �����������) ������-

�� 23% ������������; ���������� �������������

�������� �������� 36% ������������; �������-

��� ������������ ���������� ����������� ���

���������� � ������� �� �������� �����������-

��� ����������� 41% ������������.

����������, ����������� ��������������

� ��������������� ������� (���������, 2021;

��������, 2021; �����������, 2022; ������������

�����������, 2022; �������� ���� ������� ���

������ ������������ �����������, 2024) �������-

�� ������������� ���������� ����������� �����-

��������� � �������������� � ���������� ���-

��������� (��������� 3).

����� �� � �������������� ����������� (���

����� ����������� �������� ��� �����������

�������������� �����������). ��������������

��-1 � �������������� ����������� �� ������

����������, ��-2 � �������������� �����������

�� ������ ����������, ��-3 � ��������������

����������� �� ������� ����������.

�� � ���������� ����������� (��� ����� ��-

��������� �������� � ����������� ����������

�����������). �������������� ��-1 � ����������

����������� �� ������ ����������, ��-2 � ����-

������ ����������� �� ������ ����������, ��-3 �

���������� ����������� �� ������� ����������.

��� ����� (��������� 3) �� ��������������

����������� ���� ������ ������ ������ �������-

��� (���� �� 37% �� 75%), �� ���������� � ����

������ (���� �� 53% �� 65%). ����� ������������-

�� ���� ������������� ������ ��������� 1 � 2

(��������� 1, 2).

���� �������� �����, ��� �� �����������-

��� ����������� (������������, ������������-

���, ����������) ����� ������ ������ �������-

��� ����������� � ������, ������, �����������

� ���������� ������� � �������� ��� ����������

�����.

����� �������, ������������ ������������-

�� ���������� ��������� �������� �������� ��-

��������, ��� ����� �������������� ��� ��������

������� (���) � ���������� ������� (���) ����-

���� ������ ����������. ��� ���������������

����������. �� ��������� ���� ����� ������� ��-

�������� �� ���� ���������� ������, ����� ��-

��������� �������� (�������� � 6�7 ��� � 22%, � 10

��� � 72%).

������������ ����������� ���������� ������-

����, ��� �� ������� ������������ ������������

(���), ��� ��, ��� � �� ��������� (���), ���� ����-

�� ������ ������ ���������� (��� � ���� �� 20% ��

70%, ��� � ���� ���� �� 45% �� 64%).

�� �� �������������� ����������� � ��� ���-

����� �������������� � ���������� ���������-

��: ��������������� ���������� ������������

. ��������� 3

����������

���������������

��������

��������������

�����������

. Diagram 3

Technologies

for countering

the entropy

of functional literacy

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

22

���� �������������� ����������� �� 37% �� 75%,

���������� � �� 53% �� 65%.

���������� ���� ����� ��������������� ����-

������� ������������ �������� �������� ��-

��������, ��� ���������� (������ ���� � �����-

���������� ��������) ����������� ������ ���

�������� �� ����������� �������� � ��������

��������� ��������.

��������� � ����������

������� �������� ����������� ������� �� ��-

������� � �������� ��������, � ������������-

��, ��������������� ��������, �� ��������� �

�������������� � ���������� ����������� ��-

��� ����������� � �������� ��������� ��������.

������������� ����� ������� � ������� �������,

���� ����� ����������� �������� ������������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� � �������������, �������������� ��������

�������� ������� � �������� ����� ��������

������ ���������� � �������������� ������-

����� ������ ��������� �������������� ������-

������� �������� ������������� ��������� ���-

��������� ���������������� ��������.

�� �������� � ����������� (���������, 2019;

��������, 2021; �����������, ���������, �����-

��, �����, 2023) � ���, ��� ��� ����� �����������

� �������� ��������� �������� ������ �����

����������� ��������� ��������� ��������:

����� ��������� ����� ���������� ���������

������� �������� � ������������������ ��. ����

������������ (�����������, 2024) ����������, ���

�������� ��������������� �������� ���������

������ �� �� ����������, ������� �������������

�����������, ���������� � ����������� �������

��� �������� �������������� ����������� (���-

�������, �������, ��������, ������, �������,

�������, 2022).

���������� �������� �������� �� ���������-

��� (���������������, ���������-�����������)

���������� � ��������, ������ ��� ������ �����

�������������, ��� ���������������, ��������,

����������������� � ��. ����� ���� ����� � ����,

��� ���������� �������� �������� �������� ���-

����� ������ ������� � ������������� �������-

��� ����������� (������, 1970; ��������, 2019;

���������, 2019), �������� (����������) �����-

��� � � ������������� �������������� ������-

����� (EC Report, 2018; EU Parliament, 2018). ������,

����������� ���� ������������ ����������, ���

���������� �������� ������������ ����������

����������� ������ ������ �� ��������������

�����������, ��� �������� �������� ���������-

��� �������������� �����������.

������

������������ ����������� �� ��������� ����

�����, ��� �������� �������� ��� ���������� ��-

������������ ������� ��������������������

����������� � ���������������� ��������������

���������� ���������� ������ ���������� ��-

����� ������������, ��������������� ��������,

���������� � �������������� �����������. ���

���������� (�����������������) ���� �������-

��������� �������� ��������.

�������� ��������������� ������������ ��-

���-��������� ����������� � �������� �������-

�� �������� ��������� ����������, ����� ������

�������������� ���������� ����� ������������������

�������� �������� �������� ������� ��-

��������� � �������� ��������� ��������. ����

�����������, ��� �� ���� ����� �������������-

��� � ���������� ����� ����� ���������� � ��-

�������������, ������������, ������������-

��� � �������� ����������� ��������� ������

��������������� ����������.

��� �� ������� � ���, ��� ���� ���������� ��

������ ����������. ���� ��������, ������ �������������

����������, �������� �� ��������

������ ����������, �� ��� �������������, ���

������������. ������� ����������, � ����� ����

� � ����� ����� ����� ������������ ���������-

������ ���������� � �����, ���������� �������-

��� � ��������� �����.

������ ������������ � ��� ����, ��� �� ���-

����������� ����������� �������� ��������

����� ������ ������ ����������, �������� ��-

��� ������� �������� ��������� ������� �����

(� ����� ������ ��� �������������� ��������).

���������� ������� ����, �������������� � ��-

�������� ��������, �������� ������� �������

��� ��������� ����� � ����� ����� ����������

��������.

������ ����������

��������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�., ���������, �.�., ��������, �.�.

(2019). �������� ������� � ������ ����������� �������� � ������ ������� ����������� �������-

����� �������������� ������������. ������������� � ���������� ����������, (4), 124�145.

����������, �.�., �������, �.�., ��������, �.�., ������, �.�., �������, �.�., �������, �.�. (2022).

������������ ������������ �������������� ����������� �����������: ������� ������������

������������. �����: ������ ��� ���� ��������� ��������.

�����������, �.�., ���������, �.�., �������, �.�., �����, �.�. (2023). ������� ������ ����-

������ ����������� �������� � ��������� �����. ������� ����. ������������ ������. ����������.

���������� ���: ������������ ������������ ��� �������. ��� ���. �.�. ������������. ������:

�������� ��������� �������� �����������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

23

���������, �.�. (2019). STEM-����������� ����� ����������� � �������� ��������� ��������.

����������� ��������� ��������� �������� ���������������� ������������ � �������� �������-

������� ������������ � ���������� � ������-����������� ����������: ������� ���������. 2-� ���.,

���������. ������: �����. ����������� ������.

������������� ������-������������ ����������� � ������������� �������� �����������

��������� �������������� ������������. ������, ��������� (�����������) ����������� ���-

��������. 27�28.11.2023. URL: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/873288105.pdf (���� ���������:

5.01.2024).

�����������, �.�. (2023). ������� �����������-���������� ��� � ��� ������������� � ��������

���������������� ���������. �: ����������� � ����� �������������� �������: ������� ������ ��

������ ������� �������������� ��������������� ������ (1�4 ����, 2023 �.), (�. 86�91) . ������: ���-

������� ������������� ��������.

�����������, �.�. (2024). �������� �������������� � ���������� ����������� � �������� ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ ����������� � ���������� �����������. ����������� ���������� �����������,

(1), 32�43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6114-42-53

���������, �.�. (2014). ������������� ���������������� ����������� ��� ������� ��������

������������� ������������. ���������� �����������, (2), 82�88. https://doi.org/10.15507/

Inted.075.018.201402.082

���������, �., ��������, �. (1973). ����������������� ������ ���������, ������������

� ����������. ������: ���.

������, �. (2020). ������������� ��������� � �����������: ��������� ������ ��������. �����-

�������� ������� ���� ������. ���. �.�. �������. ������: �������� ������ �� �����������-

��� ����������� � �����������.

���������, �.�., �������, �.�., ������, �.�. (2023). ������������ ����������� �����������-

��� ����������� ������������ � �������� ���������� ���� ��: ������-������������ �������.

����������: ����� �� � ���.

���������, �.�. (2021). ������������ �����������: ������� �� �������� �������������� ���-

��������. ������: ������������ ����������� ��.

�������, �.�. (2005). ����� ���� � ������ � ������ ����������. ������: ���-�� �����. ���. ����. ��-��.

��������, �. ��� ����� ���������� ��������? URL: https://root.elima.ru/texts/?id=469 (���� ��-

�������: 5.01.2024).

�������, �.�. (2002). �������� ����: ��������, ��������, �������. ���������: ��������.

��������, �.�. (2019). ������� ���� � �������� ��������. ������: ��������.

�������, �.�., ��������, �.�. (2002). ��������� �����������. ������ � �����������, ��������-

�������, ���������. �����-���������: �������.

����������, �.�. (1987). ������ ���������� � ������ ����������. ������: �����.

����������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�. (2015). �������� � ������ ������������.

����������� �����, (4). ������: �����.

�����������, �. (2022). �������������� ����������� �� ����-2021: ��� �������� � ������?

���������� ����������� ��������� �����, (5), 96�105.

��������, �.�. (2021). ����������� ������� ��� ������������ � ������ ����������� ��������.

������������� � ���������� ����������, 2(5), 160�174.

�o��a�, �.M. (1970). ��������� ��������������� ������. ������: �����.

�������� ��������������� ��������� ����������� ��������� � ���������� �������� �������

������ (2015). ����� 1. ������-������������ ��������. ��� ���. ���. �.�. ��������. �����-���������:

���� ���� ���� ��������������-������������ ������ ����������� ������ �����-����������.

����������, �.�. (2013). �������� �������� � ����������� � �������� �������. �����������

������������ ���������� �������, (9), 12�20.

��������, �., ��������, �. (1986). ������� �� �����: ����� ������ �������� � ��������. ���.

���. �.�. ��������, �.�. ������������ � �.�. �������. ������: ��������.

�������� ���� ������� ��� ������ ������������ ����������� (V�IX ������). ����� ���������-

��� �������� �������������� ����������. URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoigramotnosti

(���� ���������: 5.01.2024).

���������, �.�. (2020). ����������������� ������� ���������� �������������� ����������

� ������������� ��������. �����-���������: ����������.

������, �.�. (2019). �������� �������� � �������� �������� � ������ (������� ���������

� �������). ������������ ������������, (3), 127�144.

������������� �������������� � ����� �����������: �� �������� � ���������� (2020). ��� ���.

�.�. ����������, �.�. �������. ������: ���. ��� ������ ����� ���������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

24

����������� ��������������� ��������� ����������� ����������� (2023). ��� ��. ������:

����.

������, �.�. (1995). �������������� ������ �������������. ������: �����. ���������.

������������ ����������� (2022). ������� ��������� �������: ������� �������. ��� ���.

�.�. ���������, �.�. ���������. ������; �����-���������: �����������.

�������� ��������: ������� �������� (2017). �: ������� ������� ������ ������ �����-���-

����������� ��� �.�. ���������. ��� ���. �.�. ��������� � �.�. ����������. ������: ����

�����.

Airaksinen T., Halinen I., Linturi H. (2017). Futuribles of learning 2030 � Delphi supports the reform

of the core curricula in Finland. The European Journal of Futures Research, (5). https://doi.org/10.1007/

s40309-016-0096-y

Coughlan S. (2017). How Canada became an education superpower. BBC. URL: http://www.bbc.com/

news/business-40708421

Cousin, S. (2019). System leadership: policy and practice in the English Schools System. London:

Bloomsbury.

EC Report (2018). Report on a literature review of reforms related to the 2006 European Framework of

Key Competences for lifelong learning and the role of the Framework in these reforms. Publications Office

of the European Union. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bf6739aa-04a8-

11e8-b8f5-01aa75ed71a1/language-en

EU Parliament (2018). What if technologies challenged our ethical norms? Scientific Foresight: What

is? European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/624246/

EPRS_ATA(2018)624246_EN.pdf

Edge Foundation (2017). Our Plan for 14-19 Education: Coherent, Unifi ed, Holistic. URL: http://

www.edge.co.uk/sites/default/files/documents/our_plan_for_14-19_education_fi nal.pdf (access date:

21.08.2023).

Gress, D.R., Shin, J. (2016). Potential for knowledge in action? An analysis of Korean green energy related

K3�12 curriculum and texts. Environmental Education Research, 23(6), 874�885. https://doi.org/10.1080/13

504622.2016.1204987

Spours, K., Hodgson, A., Rogers, L. (2017). Education and training in England: The concept of an

extended upper secondary education phase revisited. http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/featuredresearch/

14-19-education-training-england/pdf/14-19_education_and_training_in_England.pdf (access

date: 21.08.2017).

Weili, Z. (2019). Epistemological flashpoint in China�s classroom reform: (How) can a �Confucian

do-after-me pedagogy� cultivate critical thinking? Journal of Curriculum Studies. https://doi.org/10.1080/

00220272.2019.1641844

You, J., Lee, H., Craig, C.J. (2019). Remaking textbook policy: analysis of national curriculum alignment

in Korean school textbooks. Asia Pacific Journal of Education, 39(1), 14�30. https://doi.org/10.1080/0218

8791.2019.1572591

References

Airaksinen T., Halinen I., Linturi H. (2017). Futuribles of learning 2030 � Delphi supports the reform

of the core curricula in Finland. The European Journal of Futures Research, (5). https://doi.org/10.1007/

s40309-016-0096-y

All-Russian scientific and practical conference with international participation �Management

of functional literacy development�. Kazan�, Kazanskij (Privolzhskij) federal�nyj universitet.

27-28.11.2023. URL: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/873288105.pdf (access date: 5.01.2024).

(In Russ.)

An open task bank for assessing reading literacy (grades V-IX). FGBNU �Federal�nyj institut pedagogicheskikh

izmereniJ�. URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti (access

date: 5.01.2024). (In Russ.)

Avdeenko, N.A., Demidova, M.Yu., Kovaleva, G.S., Loginova, O.B., Mikhailova, A.M., Yakovleva, S.G.

(2019). The main approaches to the assessment of creative thinking in the framework of the project �Monitoring

the formation of functional literacy�. Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika (Domestic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and Foreign Pedagogy), (4), 124�145. (In Russ.)

Bershanskaya, O.N., Eremina, T.Yu., Kobeleva, G.A., Nosova, N.V., Okuneva, S.A., Ryattel, A.V. (2022).

In: Methodological recommendations for the functional literacy of students: Collection of methodological

recommendations. Kirov: KGOAU DPO �IRO Kirov region�. (In Russ.).

Coughlan S. (2017). How Canada became an education superpower. BBC. URL: http://www.bbc.com/

news/business-40708421

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

25

Cousin, S. (2019). System leadership: policy and practice in the English Schools System. London:

Bloomsbury.

Cypkin, Ya.Z. (1995). Information theory of identification. Moscow: Nauka. Fizmatlit. (In Russ.)

Duggan, S. (2020). Artificial intelligence in education: Changing the pace of learning. UNESCO IITE

Policy Brief. S.Yu. Knyazeva (Ed.). Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in Education.

(In Russ.).

EC Report (2018). Report on a literature review of reforms related to the 2006 European Framework of

Key Competences for lifelong learning and the role of the Framework in these reforms. Publications Office

of the European Union. https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bf6739aa-04a8-11e8-

b8f5-01aa75ed71a1/language-en

Edge Foundation (2017). Our Plan for 14-19 Education: Coherent, Unifi ed, Holistic. URL: http://www.edge.

co.uk/sites/default/files/documents/our_plan_for_14-19_education_fi nal.pdf (access date: 21.08.2023).

EU Parliament (2018). What if technologies challenged our ethical norms? Scientific Foresight: What

is? European Parliament. http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/624246/EPRS_

ATA(2018)624246_EN.pdf

Gabdulkhakov, V.F. (2024). The entropy of functional and subject literacy in the context of continuity

of preschool and primary education. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie (Preschool Education

Today), (1). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6114-42-53. (In Russ.).

Gabdulkhakov, V.F. (2023). Russian national-cultural code and its transformation in the context of

state bilingualism. In: University in the era of pedagogical innovations: a collection of articles based on

the results of the Second professorial pedagogical forum (June 1�4, 2023), (pp. 86�91). Moscow: Russian

professorial meeting. (In Russ.).

Gafiyatova, E.V. (2014). Bilingual professional competence as a condition for successful intercultural

communication. Integraciya Obrazovaniya (Integration of Education), (2), 82�88. https://doi.

org/10.15507/Inted.075.018.201402.082 (In Russ.).

Glensdorf, Ya., Prigozhin, Ya. (1973). Thermodynamic theory of structure, stability and fluctuations.

Moscow: Mir. (In Russ.)

Gress, D.R., Shin, J. (2016). Potential for knowledge in action? An analysis of Korean green energy related

K3�12 curriculum and texts. Environmental Education Research, 23(6), 874�885. https://doi.org/10.1080/13

504622.2016.1204987

Kaplunov, V. What is social entropy? URL: https://root.elima.ru/texts/?id=469 (access date:

5.01.2024). (In Russ.)

Karasik, V.I. (2002). Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena. (In Russ.)

Karaulov, Yu.N. (2019). Russian language and linguistic personality. Moscow: DIBROKOM. (In Russ.)

Knyazeva, E.N., Kurdyumov, S.P. (2002). The foundations of synergetics. Modes with aggravation, selforganization,

tempo worlds. St. Petersburg: Aletejya. (In Russ.)

Kolmogorov, A.N. (1987). Information theory and algorithm theory. Moscow: Nauka. (In Russ.)

Kolmogorov, A.N., Zhurbenko, I.G., Prokhorov, A.V. (2015). Introduction to Probability Theory. Bibliotechka

KVANT. 4(135). Moscow: MCNMO Publ. 168. (In Russ.)

Kondratenko, E. (2022). Functional literacy according to the Federal State Educational Standard-

2021 What should I change in my work? Spravochnik Zamestitelya Direktora Shkoly (Handbook

of the Deputy School Principal), (5), 96�105. (In Russ.)

Linguistic personality: aspects of study (2017). In: Collection of scientific articles in memory of Corresponding

Member of the Russian Academy of Sciences Yu.N. Karaulov. I.V. Ruzhitsky, E.V. Potemkina

(Eds.). Moscow: MAKS Press. (In Russ.).

Loginova, O.B. (2021). Features of tasks for the formation and assessment of creative thinking.

Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika (Domestic and Foreign Pedagogy), 2(5), 160�174. (In

Russ.).

Lotman, Yu.M. (1970). The structure of a literary text. Moscow: Nauka. (In Russ.)

Methodology of pedagogical measurement of schoolchildren�s literacy in subject areas of scientific

knowledge (2015). Part 1. Educational and methodological description. S.A. Boyashova (Ed.). St. Petersburg:

State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education, Central Pedagogical and

Scientific Center �Information and Methodological Center� of Primorsky District of St. Petersburg.

Nekipelova, I.M. (2013). Signs of entropy and negentropy in the language system. Sovremennye Issledovaniya

Social�nykh Problem (Modern Studies of Social Problems), (9), 12�20. (In Russ.).

Prigozhin, I., Stengers, I. (1986). Order out of Chaos: A new dialogue between man and nature.

V.I. Arshinov, Yu.L. Klimontovich, Yu.V. Sachkov (Eds.). Moscow: Progress. (In Russ.).

Reading literacy (2022). Collection of reference tasks: study guide. G.S. Kovaleva, L.A. Ryabinina (Eds.).

Moscow; St. Petersburg: Prosveshchenie. (In Russ.)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

26

Sanochkina, Yu.V. (2020). Improving the methods of managing innovation processes in economic

systems. St. Petersburg: PETROPOLIS. (In Russ.).

Spours, K., Hodgson, A., Rogers, L. (2017). Education and training in England: The concept of an

extended upper secondary education phase revisited. http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/featuredresearch/

14-19-education-training-england/pdf/14-19_education_and_training_in_England.pdf (access

date: 21.08.2017).

Tishkov, V.A. (2019). Language situation and language policy in Russia (revision of categories and

practices). Politicheskie Issledovaniya (Political Studies), (3), 127�144. (In Russ.).

The Federal Educational Program of Preschool Education (2023). FOP DO. Moscow: GNOM. (In Russ.)

Universal competencies and new literacy: from slogans to reality (2020). M.S. Dobryakov, I.D. Frumin

(Eds.). Moscow: Publishing house. House of the Higher School of Economics. (In Russ.).

Vinogradova, N.F., Kuznetsova, M.I., Rozhkova, M.V., Rydze, O.A. (2023). System for assessing subject

learning outcomes in primary school. Russian language. Literary reading. Mathematics. The world around

us: methodological recommendations for teachers. N.F. Vinogradova (Ed.). Moscow: Federal State Budgetary

Institution �Institute of Educational Development Strategy�. (In Russ.).

Volosovec, T.V. (2019). STEM is the education of preschool and primary school age children. Partial

modular program for the development of intellectual abilities in the process of cognitive activity and

involvement in scientific and technical creativity: curriculum. Moscow: BINOM. Laboratoriya znanij.

(In Russ.).

Weili, Z. (2019). Epistemological flashpoint in China�s classroom reform: (How) can a �Confucian

do-after-me pedagogy� cultivate critical thinking? Journal of Curriculum Studies. https://doi.org/10.1080/

00220272.2019.1641844

You, J., Lee, H., Craig, C.J. (2019). Remaking textbook policy: analysis of national curriculum alignment

in Korean school textbooks. Asia Pacific Journal of Education, 39(1), 14�30. https://doi.org/10.1080/0218

8791.2019.1572591

Zabrodina, N.P. (2021). Reader�s literacy: a guide to the development of functional literacy. Moscow:

Ministerstvo prosveshcheniya RF. (In Russ.).

Zaripov, R.G. (2005). New measures and methods in information theory. Kazan�: Izd-vo Kazan. gos.

tekhn. un-ta. (In Russ.).

Zhuravleva, V.V., Chuprina, A.A., Shubina, L.N. (2023). Formation of prerequisites for functional

literacy of preschoolers in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Education: Educational and methodological manual. Stavropol: SKIRO PC and PRO. (In Russ.).

���������� �� ������

�������� ��������� �����������, ������ �������������� ����, ��������� ��������� ���-

������� � ����������� ����� �� ���������� (�����������) ����������� ������������, ����-

�������� ��� �������������� ������������, ����-������������� �������� ���� ����������

���������,

����������� ������� �����, ����������� ������� ���������� ���������, ������,

���������� ���������, pr_gabdulhakov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2708-0058

Abo ut the author

Valerian F. Gabdulkhakov, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Institute of Psychology and Education,

Kazan (Volga region) Federal University, Head of the Research Center for Pedagogical Research, Corresponding

Member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Honored Scientist, Honored

Teacher of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation, pr_gabdulhakov@mail.ru, https://orcid.

org/0000-0003-2708-0058

���������: 15.02.2024; �������� ����� ���������: 6.05.2024; ������� � ������: 14.06.2024.

Received: 15.02.2024; revised: 6.05.2024; accepted: 14.06.2024.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.