Научная статья на тему 'Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста'

Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методические приемы / грамматические категории / аспектуальность / темпоральность / связная речь / билингвизм / дети старшего дошкольного возраста / methodological techniques / grammatical categories / aspectuality / temporality / coherent speech / bilingualism / older preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Зиннурова Альфия Фидаиловна, Совина Антонина Васильевна

Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью формировать у старших дошкольников грамматический строй на втором для них – русском – языке. Грамматические категории аспектуальности и темпоральности являются важнейшими категориями связной русской речи. Именно эти категории вызывают у детей наибольшие трудности. Мы выдвинули гипотезу о том, что если в рамках литературного образования детей проводить анализ категорий аспектуальности и темпоральности – обращать внимание дошкольников на особенности использования видовременных отношений русского глагола, учить их правильно воспроизводить видовременные отношения в процессе пересказа текста или составления своего рассказа – то эффективность работы по формированию грамматического строя русской речи, качество построения связной русской речи существенно возрастут. Цель статьи – показать результаты исследования по использованию методических приемов формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в русской речи детей-билингвов. Ход исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов с татарским языком воспитания Республики Татарстан. В этих садах дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020–2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над категориями аспектуальности и темпоральности не проводилась. Общая численность испытуемых составила 334 ребенка старшего дошкольного возраста (161 – в экспериментальных группах, 173 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на видовременных особенностях русского глагола, использовать выявленные особенности при построении детьми пересказов услышанного текста или при конструировании своих рассказов на русском языке. Результаты исследования оказались положительными: по количеству речевых ошибок в контрольных группах изменений не обнаружено, в экспериментальных группах – существенное снижение (в среднем на 34%). Это доказало эффективность методических приемов работы над категориями аспектуальности и темпоральности. Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей грамматического строя на русском языке должна учитывать типичные речевые ошибки старших дошкольников: неправильное употребление приставок и суффиксов, передающих видовые оттенки глагола; использование глаголов настоящего времени вместо прошедшего; употребление глаголов прошедшего времени вместо настоящего; неумение передавать действие в будущем времени; неправильное включение глаголов несовершенного вида в содержание повествования о действиях в прошедшем времени. В связи с этим рекомендуется: использовать в работе по развитию речи старших дошкольников специальные методические приемы: прием композиционного расчленения структуры повествования, прием констатации действия в глаголах несовершенного вида, прием констатации действия в глаголах совершенного вида, прием композиционного воспроизведения структуры повествования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Зиннурова Альфия Фидаиловна, Совина Антонина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Techniques for the Formation of Grammatical Categories of Aspectuality and Temporality in the Speech of Bilingual Children of Senior Preschool Age

The relevance of the subject of the article is due to the need to form a grammatical structure in older preschoolers in the second language. The grammatical categories of aspectuality and temporality are the most important categories of coherent Russian speech. It is these categories that cause the greatest difficulties for children. We put forward a hypothesis that if, within the framework of literary education of children, we analyze the categories of aspectuality and temporality – draw the attention of preschoolers to the peculiarities of using the aspect ratios of the Russian verb, teach them to correctly reproduce aspect ratios in the process of retelling the text or compiling their story – then the effectiveness of work on the formation of the grammatical structure of Russian speech, the quality of the construction of coherent Russian speech will increase significantly. The purpose of the article is to show the results of a study on the use of methodological techniques for the formation of grammatical categories of aspectuality and temporality in the Russian speech of bilingual children. The course of the study. The experimental work was carried out on the basis of kindergartens with the Tatar language of education of the Republic of Tatarstan. In these kindergartens, children learn two languages – Russian and Tatar. At the same time, Tatar is their native language. The experiment took place in 2020-2022. The data obtained were compared with control groups in which work on the categories of aspectuality and temporality was not carried out. The total sample was 334 children of senior preschool age (161 in experimental groups, 173 in control groups). In a pedagogical experiment, we tried to focus children’s attention on the specific features of the Russian verb, to use the identified features when children construct retellings of the text they heard or when constructing their stories in Russian. The results of the study were positive: there are practically no changes in the number of speech errors in the control groups, in the experimental groups there is a significant decrease (on average by 34%). This proved the effectiveness of methodological techniques for working on the categories of aspectuality and temporality. Conclusion. The results of the study convince that the work on the development of the grammatical structure in bilingual children in Russian should take into account the typical speech mistakes of older preschoolers: incorrect use of prefixes and suffixes that convey the specific shades of the verb; the use of verbs of the present tense instead of the past; the use of past tense verbs instead of the present; inability to convey the action in the future tense; incorrect inclusion of imperfect verbs view into the content of the narrative about actions in the past tense. In this regard, it is recommended: to use special methodological techniques in the work on the development of speech of older preschoolers: the reception of compositional dismemberment of the narrative structure, the reception of the statement of action in imperfect verbs, the reception of the statement of action in perfect verbs, the reception of compositional reproduction of the narrative structure.

Текст научной работы на тему «Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста»

����������� �������� ���������1*, ��������� ������ ����������2, ������ �������� ����������3

1 ��������� (�����������) ����������� �����������, �������� ���� ���������� ��������� (������, ������)2 ��������� ��������������� ������������-������������ �����������, �������� ���� ���������� ��������� (������, ������) 3 ��������� (�����������) ����������� ����������� (������, ������)

������������ �������� ������ ����������� �������������� ����������� � ������� ������������ �������������� ����� �� ������ ��� ��� � ������� � �����. �������������� ��������� ��������������� � �������������� �������� ���������� ����������� ������� ������� ����. ������ ��� ��������� ��-������ � ����� ���������� ���������. �� ��������� �������� � ���, ��� ���� � ������ ������������� ����������� ����� ��������� ������ ��������� ��������������� � �������������� � �������� �����-��� ������������ �� ����������� ������������� ������������� ��������� �������� �������, ����� �� ��������� �������������� ������������� ��������� � �������� ��������� ������ ��� ����������� ������ �������� � �� ������������� ������ �� ������������ ��������������� ����� ������� ����, �������� ���������� ������� ������� ���� ����������� ���������. ���� ������ � �������� ���������� ������������ �� ������������� ������������ ������� ���������-��� �������������� ��������� ��������������� � �������������� � ������� ���� �����-���������. ��� ������������. ����������������� ������ ����������� �� ���� ������� ����� � ��������� ������ ���������� ���������� ���������. � ���� ����� ���� ��������� ��� ����� � ������� � ���������. ��� ���� ��������� ���� ��� ��� �������� ������. ����������� �������� � 2020�2022 ��. ���������� ������ ������������ � ������������ ��������, � ������� ������ ��� ����������� ��������������� � �������������� �� �����������. ����� ����������� ���������� ��������� 334 ������� �������� ����������� �������� (161 � � ����������������� �������, 173 � � �����������). � �������������� ������������ �� ���������� ������������� �������� ����� �� ������������� ������������ �������� �������, ������������ ���������� ����������� ��� ���������� ������ ���������� ����������� ������ ��� ��� ��������������� ����� ��������� �� ������� �����. ���������� ������������ ��������� ��������������: �� ���������� ������� ������ � ����������� ������� ��������� �� ����������, � ����������������� ������� � ������������ �������� (� ������� �� 34%). ��� �������� ������������� ������������ ������� ������ ��� ����������� ��������������� � ��������������. ����������. ���������� ������������ ��������, ��� ������ �� �������� � ���������� ����� ������-��������� ����� �� ������� ����� ������ ��������� �������� ������� ������ ������� ������������: ������������ ������������ ��������� � ���������, ���������� ������� ������� �������; ��������-����� �������� ���������� ������� ������ ����������; ������������ �������� ���������� ������� ������ ����������; �������� ���������� �������� � ������� �������; ������������ ��������� ���-����� �������������� ���� � ���������� ������������� � ��������� � ��������� �������. � ����� � ���� �������������: ������������ � ������ �� �������� ���� ������� ������������ ����������� ������������ ������: ����� ��������������� ����������� ��������� �������������, ����� ������-����� �������� � �������� �������������� ����, ����� ����������� �������� � �������� ������������ ����, ����� ��������������� ��������������� ��������� �������������.

�������� �����: ������������ ������, �������������� ���������, ���������������, ��������������,

������� ����, ����������, ���� �������� ����������� ��������. ��� �����������: ����������� �.�., ��������� �.�., ������ �.�. ������������ ������ �����-������� �������������� ��������� ��������������� � �������������� � ���� ������������� ��-��� �������� ����������� �������� // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �1(115). � �. 12�22. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22

��������� ������ �������� 10.12.2022.

* �����, ������������� �� ���������: Pr_Gabdulhakov@mail.ru

UDC 159.99 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22

Methodological Techniques for the Formation of Grammatical Categories of Aspectuality and Temporality in the Speech of Bilingual Children of Senior Preschool Age

Valerian F. Gabdulkhakov1*, Alfiya F. Zinnurova2, Antonina V. Sovina3

1 Kazan (Volga Region) Federal University, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 2 Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 3 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

The relevance of the subject of the article is due to the need to form a grammatical structure in older preschoolers in the second language. The grammatical categories of aspectuality and temporality are the most important categories of coherent Russian speech. It is these categories that cause the greatest difficulties for children. We put forward a hypothesis that if, within the framework of literary education of children, we analyze the categories of aspectuality and temporality � draw the attention of preschoolers to the peculiarities of using the aspect ratios of the Russian verb, teach them to correctly reproduce aspect ratios in the process of retelling the text or compiling their story � then the effectiveness of work on the formation of the grammatical structure of Russian speech, the quality of the construction of coherent Russian speech will increase significantly. The purpose of the article is to show the results of a study on the use of methodological techniques for the formation of grammatical categories of aspectuality and temporality in the Russian speech of bilingual children. The course of the study. The experimental work was carried out on the basis of kindergartens with the Tatar language of education of the Republic of Tatarstan. In these kindergartens, children learn two languages � Russian and Tatar. At the same time, Tatar is their native language. The experiment took place in 2020-2022. The data obtained were compared with control groups in which work on the categories of aspectuality and temporality was not carried out. The total sample was 334 children of senior preschool age (161 in experimental groups, 173 in control groups). In a pedagogical experiment, we tried to focus children�s attention on the specific features of the Russian verb, to use the identified features when children construct retellings of the text they heard or when constructing their stories in Russian. The results of the study were positive: there are practically no changes in the number of speech errors in the control groups, in the experimental groups there is a significant decrease (on average by 34%). This proved the effectiveness of methodological techniques for working on the categories of aspectuality and temporality. Conclusion. The results of the study convince that the work on the development of the grammatical structure in bilingual children in Russian should take into account the typical speech mistakes of older preschoolers: incorrect use of prefixes and suffixes that convey the specific shades of the verb; the use of verbs of the present tense instead of the past; the use of past tense verbs instead of the present; inability to convey the action in the future tense; incorrect inclusion of imperfect verbs view into the content of the narrative about actions in the past tense. In this regard, it is recommended: to use special methodological techniques in the work on the development of speech of older preschoolers: the reception of compositional dismemberment of the narrative structure, the reception of the statement of action in imperfect verbs, the reception of the statement of action in perfect verbs, the reception of compositional reproduction of the narrative structure.

Keywords: methodological techniques, grammatical categories, aspectuality, temporality, coherent speech, bilingualism, older preschool children.

For citation: Gabdulkhakov V.F., Zinnurova A.F., Sovina A.V. (2023). Methodological techniques for the formation of grammatical categories of aspectuality and temporality in the speech of bilingual children of senior preschool age. Preschool Education Today. 1:17, 12�22 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22

Original manuscript received 10.12.2022.

*

Corresponding author: Pr_Gabdulhakov@mail.ru

��������

��������� ��������������� � ���������-����� � ������� ����� �������� ������-��� ����������� ��������������� ����� ���� ����� (��������, 2004; ��������, 2013; ������������, 2004).

���������������(�����. aspectus �������� ���, �����) ������������� ������� ��������� �������� ������� �� ������� (����������� ��� ������������� ���), ��������� �����������-�� (��� ���������������) �������� (�������, 2002; ���������, ���������, 2021; ������, 2018).

��������� �������������� (�� ���. tempora ���������) ������������� �������� � ����� ������ ������� � ����������, ����������, �������� (��������, 1990; ��������, 2011; ���������, 2016).

� ���������� ������������� ������������� ������������� ��������� �������� �����-�� �������� ����������, ������������������, ������ �������� �������, ���������� �����-���������� ��������� ���� (���������� ���� ���������� ����������). ���� ����� ������� ����������� �����������, � ����� ��������� ������� ��� �������� ��������.

��������� ������������ ����� ���������-��� ����� ������� ����������� ���������� �� �������� ��������������� ����� ���� ��-��� � ����������� � ���� ����������� ����� � �������� �������� ��������� ��������������� � �������������� � �������� �����������.

����� ������������ ����� ����������� ������������ ������� �������� � ������� ��-���������� ������ ��������� ������������ ������������� ����������� �������� ������� ��� ���������� ������������� �� ������ ��� ��� � ������� � �����.

����� ����������

��������������� ����������� ��������� ��������������� � �������������� ������ ������� � ������������� (��������, �������, 2022; �������, 2022; ����������, 2019) � ��-�������� ���������� (Ibanez, 2017; Halliday, 1978; Martinet, 1975). � ���������� �������-������ �������� �������� ����������� ���-������ ����� ��������� ��������������� � ���-����������� � ���������������������� ���-������ ������� (Schmidt, 1965; Schmidt, 1969; Schmidt, 1982; Sgall, Panevov, 1976; Sgall, Hajicov, Panevov, 1986; Comrie, 1976; Johanson, 1995; Vendler, 1957).

������������ ������ ������������� ���� ��������� � ������ �� �������� ���� ������� � �������� ������������� � ���-�� (����������, 2022) ��� ���� (����������, ��������, ��������, 2018). ������� ��������-��� ������ �� ������������ �������������-�� ����� ������� ���� � ���������� �������-���� �������� � ������������ ������������ ���������: ��� ����� �� �����, ��� ������� ��-��� ���������� �������� �������������� ��-������ �������� �������.

���� � ���, ��� ��� ��������� ������� ���-���� ���� �������������� ���������� �����-�������� � �������� ���������, ��������� ����������� (���������), ��������������� ��-������������ (�������������� �� ��������� � ���������� ���������� �������� ���������, ������������, ����������), ��� ����� ����� ��� �������� ����������� ������� ������� (���������, 1982; �������, ���������, 2014).

������, ������������� �������, ������-��� � �������� �� ������ (��������, �����-����) �����, ������������ ������������� ��-������� ������� �� ������� ����� � ������� ������: � �������� ������ ��� ��������� ��-�������� ��-������� � ��� ������ �����-�������� �������� (-����, -�.�., -����, -�.�.) (�����������, ��������, 2016).

��������, ����� ����� ����, ��� ������, ���� ������������� � ��������� ����� � �����-��� (��������������) ����� ��� ���������� �������, ����������� ������� �������, �� ����������� �� ��������� � ���� ����� � �� ���� �������� �����������. ������� ������ (����������� ���) � ��������� (����������-��� ���) � ��������� ����� ������������ ��-��� ����������� �� ��������� � ���� ���-��� � �������� ���. (�����������, ��������, 2016).

� ������� �� ���������� �����, � ������� ����� ������� ������������ ���� (���� �������, ������, ��������) �� ����� ����� ��-�������� �������. � ��������� ����� ����� ���������� ������� �������� �������� ���-������������� � �� ����� ���������� �� ��-���� ������� (�����������, ��������, 2016).

���� � ��������� ����� ����������� � � ������ ���������� �������. ����� ���-��������������������������������������-�����,��������: ������� � ������, ������ � ����. ��� ��������� �������������� ����-���� � ��������� ������� ������������ ��� ��������������� ������ ��� (������ ����� ��-������������ ��������������� ������ ����). ��������: ��� ���� � ����� � (�����). �� .��.

�����,������������.� �� �������, � � �����.

(�����������, ��������, 2016). � ����� �����-��� ����� �������� �����.

� ���������� ������������� ��������� ��������������� � �������������� ���� ���-������������ ��� ���� �� ����� ������� ��� ������� ��������������� ����������� (Angel De-Juanas, Rosa Martin del Pozo & Encarnacion Pesquero, 2016; Batra, 2006; Bhattacharji, Kingdon, 2020; Glaesser, 2019; Joshi, Kale, Chandel, Pal, 2015; Kurgan, Musilek, 2006; Smith, Taylor, 2017). ������ ������������ ������������� ��� ���� ��������������� ��-����� �� ��� ����� (Regehr, Martin, Hutchison, Murnaghan, Cusimano, Reznick, 1995; PAM Analytics, 2022; Wheeler, 2018).

������ �������� ������� ������ � ����� ���������� ����������, ��� ��� ��������� ������������� ���������������� �������� ������� ������������ � �������� ��������� ����� ����� ������������ ������, ������� �� �������������� �������� ����� �� ������-������ ������������� ������������� ������-������ �������� ������� � ����������� � ���-���, �������� ����� ��������� ������������ ��� ����������� � ����� ����.

����������� ������������ �������� �� ������ ��������������� ������������� ��-������� ��������������� � ��������������, �������������� � ������� ������� (Mathesius, 1961), �������� (Schmidt, 1965) � ��������� (��������, 2013) ������. �� ������ ���� ���-��� ���� ���������� ������ ������� � ���-������������ ��������� ��������������� � �������������� �� ������� ����� � �������-��� �����.

����������

������������ ����������� � 2020�2022 ��. �� ���� ������� ������������� ����� ����������.

� ���������� ������� 334 ������������ ��-��� � ���������� � ����������� ��������� � ���� ���������� ������������� ������� ���-���, ������������� ��������� ��������� ��-���������� ������������� �������������� �������� ������� (��. ����. 1).

��� ���������� ������������ ��������� �������� �����-��������� �����:

������������ ������������ ��������� � ���������, ���������� ������� ������� �������;

������������� �������� ���������� ���-���� ������ ����������;

������������ �������� ���������� ���-���� ������ ����������;

�������� ���������� �������� � ������� �������;

������������ ��������� �������� ����-���������� ���� � ���������� ����������-��� � ��������� � ��������� ������� (��. ����. 1).

�� ���� ������ (����. 1) �����, ��� ����-����, ��������� � ������������ ���������� ��������� ��������������� � ��������������, ��������� 43,8% �����.

�� ������� �������� ���� �������� ������� (�������, 2022) ��������������� ������ �� ���������������������������������������-�� � ��������������. � �������� ��� ������� ����������� 48 �������� ������������ ���� � 29 �������� �������������� ���� (��������� �������� � ������ ������� ������).

������� 1. �������������� ��������� ��������������� � �������������� � ���� �����-���������

� ���� ������� ��������� ���������� ������������ � ���������� (� %)

1 ������������ ��-����������� ������� ��������� � ���-������, ���������� ������� ������� ���-����� ������� 37

2 ������������� ���-����� ��������-�� ������� ������ ���������� 32

3 ������������� ���-����� ��������-�� ������� ������ ���������� 41

4 �������� ���������� �������� � ������� ������� 53

5 ������������ ��-����������� �������� �������������� ���� ��� ������������� � ��������� � ������-��� ������� 56

�������������������,���������������� ��������������������������������������-�����������������,����������������������� ���������. ������� ������� � ���� �� ����� ��-�������� ��������� ��������.

�����

1. ������� ��������

��� ������� ����� �� ����� � ������ ������. ���� ��� ����������, � ���� ��� ������ �����; �� � ������ ������ ����������: ����� ����� � ����� �� ��������� ����� ����� �� ��� ������� �������� � ������� ������.

����� ������� ������ ������� ����� �� ������, �������: ���������!� � � � ���� ��-���� ������� ��������� � ����, �������� � ���� �����, ��������� ��� � � ������ �����-��� ��������.

2. �������� ��������

�� ������� � ���� ���� ��� ��������. �������� ������ ��������� � ����, �� �� ����� ���� � ������, � ��� �������� ������� ����������� � �������� ����.

���, ��� �������, ������������ � ���� � ��� ���� ���� ������� � ���� �����, ��� ��� ������� ��� ������.

���� ������� ������� �������� ��������, �� ����� ���� ���������.

���� ��������, ������ �����������, ���-�� �� ������ � ��������� �� ������ �����-��. ����� ��� ���� ���������, ���� ������� ���:

� �� �������! ����������!

����� � ������ ���-�� �������: ������!� � � ��� �� ������� � ���� ����� �������� ��������.

����� ����� ����� �� ���������.

� �����! �����! ���������! �����! � �����-��� �����������. �� ������ �� ������� ���, ����� ������, �������� � ������� ��� ����-��� � ������ ��������.

�����������, ������� ��� �������, �� ��-������, ������� �� �����.

������� �������� �����, ��������� � ��� �, ������ �����, ��������� ��� ���� ���� ����������;����� ���� ��������������,���-�� ����� ��� ���� �� ������ �������� �����.

�������� ������� �� ������� ����, ��� �� �������,� �� ������ �����; �� ����� ���� �� ��� ���������, � �� ��� �������� ������-������� ����, � �������� ������� � ������ �������.

3. ����������� ��������

���� ���� ��� ����� �������� ������������. �� �������� � ����� � ������� � ������. �� �������� �����, ������ � �����, ���������� � ���� ������.

�� ���, ������� ��� �� ���� �� �������, ��-����� �� ������ � �����, ��� �����.

�������� �������, � �� �������, ��� ��-��������� ���� ����� ����� � ������ ���� ������. ��� ��������� � ������ � � ��������-��, �� �� ������, ������ ��� �� ������ ��� ������� ��� �����.

4. �������� ��������

�� ����� ��� ��������� ��� �����, �� ���� ������ ���������� ������� ����� �����, ����� ����� ���� ���� �������, �, �������, �� ���� ������ �������� �������, ��������� ����.

����������������� ������ ����, ������-�� � ��������� �� ����.

�� ������ ���������� ������ ����� ���-���� �����. � ��������� ����� ����� ������-�� � ��������� � �������� �� �� �������.

����� ��������������� ����������� ��������� �������������

����� ���������� � ���������, �������-��� ��� ����, �������� �����, ������������ ���������� ����, ����������� ����������� � ���������� �������� ����� ������������ ��-��������, ����� �������� (��������) �������-�� ����� ��������, ����� ����� �������� ��� ��������, ����� ����� �������� ����� ������� � ������� ��������, �������� ��������, ����-�������, ��������. ����������� � �������-������ ������ ����� �������������� �����-���� ��������, ���������� �������� ����� �� ������, ���������� ��������.

����� ����������� �������� � �������� �������������� ����

��� ������ ������� �������� �������� �� ����� (�������), ������� �������� �� ���-��� ��� �����? ���� ��� ����� ��������: �����, ���, �����. ��������, ����� ����� ��-������ ��� �����: ���������, �������, ���-������. ����� ���������� ���� �������� � ������, ��� ��� ����� �������� ��������� �����. ��� ��������� ����������, ��� �����-���� �� ��� �����, ���� �� ����� ��������-��� �� � ��������� ������� (�����, ����, �����) ��� � ������� (����� ������, ����� ����, ����� �����).

�������� �������� ����� �� �������� ��������, ������� �������� ��� �������, � ��-������� ������������ ��������. ��� ������-��� ����������, ��� ��������� �� ��� �����, ���� �� �������� ���� ����������� (��� �������? � �������, �����, �������). �� ���� ����� ������ �� ���������.

����� ����������� �������� � �������� ������������ ����

�������� �������� ����� �� �����, ����-��� �������� �� ������ ��� ������? ���� �������� ����� ����������, �����, �������, ���������, ��������, ���������, ��������. ����� ���� ������� � ���, ����� ����� ������-�� ��� �����. ����� ���������� ���� �������� � ������, ��� ��� ����� �������� ��������� �����, �� ��� �������� �������� (�������), ������� ��������� � �������. �������� �������� ����� �� ��, ��� ��� ����� ������-�� ��������, ������������ ��������. ���� ��

��� ���������� ������������� ��������, ��� �� ��������� ��-�������: ����������, ��������, ������, �������, ��������, �����������, ����������.

���������� ������������� ������ �����-������ ����� �������� � �������� ��������, �����������, ��������. ������ �������-������ �������������� �������� � �������� ������������� ���������� ������ ����� � �����������.

���������������������������������� � ������ ��������������� ��������������� ��������� �������������.

����� ��������������� ��������������� ��������� �������������

���� ����� ����������� ����������� ���-�� ������ ��� ��� ������������ ���������. �� �������������� ������������ ���� �������-�� ���������� �������� � ��� �����������-���� �������. � ���������� ��������� ����� ����:

1.

������� �������� � ������� � ������� ������. �����, ������� ����� ��������.

2.

�������� �������� � ��� �������� �������� � ����, ��������� �����.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.

����������� �������� � ������������ ��������� �� ����� �� �����.

4.

�������� �������� � �������. ����� �����, �������� �������.

� ��������� ���� ���� �������� �� ������ �����������������������(����������������-�����), �� � ������������� �������������� ��������, ���������� ������������� � ��������������� �������� � ��������� �������.

���� ��������, ��� ���������� ����� �������� ��� ���������� � ������� ������-�� (������ �������) ��������� ����������� �������� �� �������� ������������� ������ ��������� ��������������� � ������������-�� ��� ���������� ������������ �� ������� �����.

����� ����� ������ ��� ������� ������-�� (���� ������������ �������� �. �������� ���������, ���� � ��������, �������� � ���-���) ��� �������� ������ ���������� ����� �� ��� ���������, ������� ���� ������������ � ����. 1.

������� 2. �������������� ��������� ��������������� � �������������� � ���� �����-��������� ����� ��������������� ������������

� ���� ������� ��������� ���������� �������-����� � ��-�������� � ����������� ������� (� %) ���������� �������-����� � ��������-�� � ���-�������-������� ������� (� %)

1 ������������ ������������� ������� ������-��� � ������-���, ���������� ������� ������� �������� ������� 37 8

2 ������������� �������� �����-����� ���-���� ������ ���������� 32 9

3 ������������� �������� ���-������� ���-���� ������ ���������� 41 12

4 �������� ����-������ ����-���� � ������� ������� 53 13

5 ������������ ������������� �������� ����-���������� ���� ��� ����������-��� � �������-�� � ��������� ������� 56 7

�� ������, ����� ��������������� ���-��������� ����� (��. ����. 2), ��� ��������, ��������� � ������������ ���������� ��-������� ��������������� � ��������������, � ����������������� ������� ��������� ����-�� 9,8% �����. �� ������������ �� ���� 43,8%, �� ���� �� 34% ������. � ����������� ������� ������ �� ����������. ��� ��������-���� ������������� ����������� ������.

��������� � ����������

������������ ������, ������������� � ���� ������������ ������������, �� ���� ��-���������, �� ��������� ��� ����� � ����� � ������� � ������ �������. ��� �����-������-��� ����� ������ ����� ������ ��������: ��� �������� ������� ������������ ������ ���-���� ���� �������, ������������, ������� ��-����������� ������������������, ����������, ��������, �������� ����� ������������ ���-������������ ��������� (��������� �� ������-����, ��������� � �������� ������������� �������).

������ � ������������

���������� ������������ ������������ ����������, ��� � �������� ���������-���-������������� �������� �����-��������� ��-�������� �������� �������� �� �������� ������� ������, ��������� � ������������ �������������� � ���� �������������� ��-������� ��������������� � ��������������. � ��� ���������:

1) ������������ ������������� ������� ��������� � ���������, ���������� ������� ������� �������� �������;

2) ������������� �������� ���������� ���-���� ������ ����������;

3) ������������� �������� ���������� ���-���� ������ ����������;

4) �������� ���������� �������� � ����-��� �������;

5) ������������ ������������� �������� ��-������������ ���� ��� ������������� � ���-������ � ��������� �������.

� ���� ����� ������������� ������������ ����������� ������������ ������ � ���-���, ��������� � �������� � ������������-���� ������������� ������������ ������� ��������. � ��� ��������� ������ ��������-��� �������� � �������� �������������� ���� � � �������� ������������ ����; ������ ���-������������ ��������������� ��������� ������������� (������ ����������� ������ �� ����������� �����, ����������� ����� � ����-����� �� ���� ������). n

�������������

������������ ��������� ��� ���������� ���-������������������������������������������-������� � ������ �������� ������� � 19-29-14111.

���������� �� �������

����������� �������� ���������, ������ ��-������������ ����, ��������� ��������� ���-������� � ����������� ����� �� ���������� (�����������) ����������� ������������, ��-���������� ��� �������������� ������������, ���������� ������� ���������� ���������� �������� ���� ���������� ���������, ����������� ������� �����, ����������� ������� ���������� ��������� (������, ������), ORCID: 0000-0003-2708-0058; Scopus: �56458818500; Web of Science: http://www.researrcherid.com/rid/N-1306-2013; Pr_Gabdulhakov@mail.ru

��������� ������ ����������, �������� ��-������������ ����, ������� ��������� ������ ���������� ���������� �������� ���� ���������� ���������, ������������� ���������� �������-��������� ������������-������������� ������-������ (������, ������), ORCID: 0000-0001-7384-9396, instpianrt@gmail.com

������ �������� ����������, ������������� ��������� ���������� � ����������� ����� �� ���������� (�����������) ����������� ������-������ (������, ������), ORCID: 0000-0001-7344-484X4, antoninaantonina1993@mail.ru

Information about authors

Valerian F. Gabdulkhakov, Doctor of Pedagogy, Professor, Institute of psychology and education, Kazan (Volga region) Federal University, Head of the Center of Applied Pedagogy of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, ORCID: 0000-0003-2708-0058; Scopus: �56458818500; Web of Science: http://www.researrcherid.com/rid/N-1306-2013; Pr_Gabdulhakov@mail.ru

Alfiya F. Zinnurova, PhD in Pedagogy, Researcher at the Center of Applied Pedagogy of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Senior Lecturer at Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, Kazan, Russia, ORCID: 0000-0001-7384-9396, instpianrt@gmail.com

Antonina V. Sovina, lecturer at the Institute of Psychology and Education of the Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia, ORCID: 0000-0001-7344-484X4, antoninaantonina1993@mail.ru

����������

1.

�������� �.�. ������� ������� ���������� ��������� � ������� �������������� ���������� // ���������� � ������� ��������� � ������� ������-�������� ����������. � ���., 2013. � �. 22�26.

2.

�������� �.�. �������������-�������-������ ��������� �������������� � �������������-�� � ������� � ����������� ������: �� ��������� �������������� ���� �������. ���. � ����. �����. ����. � ���������, 2004. � 197 �.

3.

������� �.�., ��������� �.�. ���������� �������������� ��������: �������� � ��������-��� �������-����������� // ������� ����. �����: ����������, ����������, �����������. � 2014. � �20(142). � �. 37�62.

4.

�������� �.�. ������������ �������� ��� �������� ������������ ������������� �������-��������� (�� ������� ������������ ������������ �������������� ����������). ���. � ����. �����. ����. � �., 2011. � 195 �.

5.

��������� �.�. ����. ���. � �. 2. � �., 1982. � �. 15�16.

6.

����������� �.�., �������� �.�. ��������������� ��������������� �����������. � �.: ������������ ������� �����, 2016. � 142 �.

7.

���������� �.�. ����������������� ����� � ������������ ���������: �� ����� �����-��� � ����������� ������� // �����������. �����. ������� �����. � 2022. � � 1. � �. 174�175.

8.

���������.�.,��������.�.����������� �������� �������������� ��������� ���� ���� ��������������� �� ���������� ���������� ��-��������� // ����� ��������. � 2022. � �1. � �. 242�251.

9.

������� �.�. �������� ������������ �������� ����� � ���������� // ������ XXI ����. � 2022. � �1 (82). � �. 42�45.

10.

���������� �.�., �������� �.�., ��-������ �.�. ��������� � ������� ���������� ��-��������� ������� ��������������� ����������� // ����������� �������������� �������. � 2018. � �5. � �. 174�182.

11.

���������� �.�. ��������������������� ������ � ������������ ��� � ������� ������� ��-����������������� ���� // �����-������������� ����������������������. �2019. ��1�2(29�30). � �. 62�69.

12.

��������� �.�., ��������� �.�. ������ �������� ����� � ��������� ������������ ��������-��� // �������� ������������ ��������������� ��-���������. � 2021. � �72-2. � �. 84�87.

13.

������ �.�. ������������� � ������� ������, ������� ��������� � �������� ����� (�� ������ ��������� ��������������������� �������-�����) // ��������������� ������������. � 2018. � �4 (18). � �. 95�111.

14.

��������� �.�. ����������������� � ���-��������������������� ��������� ��������� ������ � �������������� �������� ������� �������: ����-���. ����. � ����. �����. ����. � �., 2016. � 26 �.

15.

������������ �.-�.�. � ������� � ������ ��������������� // ������� �����������. � 2004. � �1. � �. 3�28.

16.

������� �.�. ������� �������� � ���-�������� �������: ����������. � ���.: ���� ��. �.�. �������, 2002. � 191 �.

17.

������ �������������� ����������: ��������������. ����������� / ���. ���. �.�. ���-�����. � �.: �����, 1990. � 263 �.

18. ������� �.�. �����. [����������� ������] URL https://nukadeti.ru/rasskazy/lev-tolstoj-akula (���� ��������� 27.09.2022).

19.

Angel De-Juanas O., Rosa Martin del Pozo & Encarnacion Pesquero F. Teaching competences neces-sary for developing key competences of primary educa-tion students in Spain: teacher assessments // Teacher Development,2016.�20:1.P.123�145.

20.

Batra P. Building on the National Curriculum Framework to Enable the Agency of Teachers // ContemporaryEducationDialogue.2006.Volume4.Issue

1.P.88�95.

21.

Bhattacharji P., Kingdon G.G. School Education and the Lack of Parent Information // Contemporary EducationDialogue.2020.Vol.13(1).P.57�92.

22.

Comrie B. Aspect. An Introduction to the study ofverbalaspectandrelativeproblems.Cambridge,1976. 141p.

23.

Glaesser J. Competence in educational theo-ry and practice: a critical discussion // Oxford Review of Education.2019.�45:1,P.70�85.

24.

Halliday M. A. K. Language as social semiot-ic: The social interpretation of language and meaning. London,1978.256p.

25.

Ibanez B.V. Sangre y arena. Madrid: Alianza Editorial,2017.428p.

26.

Johanson L. On Turkic converb clauses // Converbs in cross-linguistic perspective. Structure and meaning of adverbial verb forms � adverbial participles, gerunds / Empirical approach to language 292 typology, 13 / Eds. Haspelmath, M. and Konig, E. Berlin / New York, 1995.P.313�347.

27.

Joshi A., Kale S., Chandel S., Pal D.K. Likert Scale:ExploredandExplained//BritishJournalofApplied Science&Technology.2015.Vol.7.Issue4.P.396�403.

28.

Kurgan L., Musilek P. A survey of Knowledge Discovery and Data Mining process models // The KnowledgeEngineeringReview.2006.Vol.21(1).P.1�24.

29.

Martinet A. Studies in functional syntax: � tudesdesyntaxefonctionnelle.Munchen,1975.275p.

30.

Mathesius V. Obsahov. rozbor soucasne anglictiny na z�klade obecne lingvistickem. Praha, 1961. 279p.

31.

Regehr G., Martin J., Hutchison C., Murnaghan J., Cusimano M., Reznick R. The effect of tutors� content expertise on student learning, group process, and par-ticipant satisfaction in a problem-based learning curricu-lum // Teaching and Learning in Medicine. 1995. �7:4. P. 225�232.

32.

Schmidt W. Grundfragen der deutschen Grammatik:EineEinfurungindiefunktionaleSprachlehre. Berlin,1965. �323p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33.

Schmidt W. Zu einigen methodologischen Fragen einer kommunikationsorientieren wissenschaftli-chen Sprach- und Textbeschreibung // Semantische und funktionale Beschreibung des Russischen und Deutschen

(Linguistische Studien. Reihe A. Arbeitsberichte 99). Berlin, 1982. S. 1�10.

34.

Schmidt W. Zur Theorie der funktionalen Grammatik//ZeitschriftfurPhonetik,Sprachwissenschaft undKommunikationsforschung.1969.Bd.22.S.135�151.

35.

Sgall P., Hajicov� E., Panevov�J. The meaning of the sentence in its semantic and pragmatic aspects. Prague,1986.354p.

36.

Sgall P., Panevov J. Obsah, vyznam a gramatika se semantickou bazi// Slovo a slovesnost. Rocn. 37, N 1, 1976.P.14�25.

37.

Smith A., Taylor J.E. Essentials of Applied Econometrics.Berkeley,California:UnivercityofCalifornia Press.2017.240p.

38.

The CRISP-DM Methodology // PAM Analytics. URL: https://www.pamanalytics.com/down-loads/The%20CRISP-DM%20Methodology.pdf (���� ���������:03.03.2022).

39.

Vendler Z. Verbs and Times // The Philosophical Review66,1957.P.143�160.

40.

Wheeler S. The (re)production of (dis) advan-tage: class-based variations in parental aspirations, strat-egies and practices in relation to children�s primary edu-cation//Education.2018.�46:7.P.3�13.

References

1.

Angel De-Juanas O., Rosa Martin del Pozo & Encarnacion Pesquero F. (2016). Teaching competences necessary for developing key competences of primary education students in Spain: teacher assessments. TeacherDevelopment.�20:1.123�145.

2.

Batra P. (2006). Building on the National CurriculumFrameworktoEnabletheAgencyofTeachers. Contemporary Education Dialogue. Volume 4. Issue 1. 88�95.

3.

Bhattacharji P., Kingdon G.G. (2020). School Education and the Lack of Parent Information. ContemporaryEducationDialogue.Vol.13(1).57�92.

4.

Bocharova M.N. (2004). Funktsional�no-semanticheskie kategorii temporal�nosti i aspektual�nosti v russkom i frantsuzskom yazykakh [Functional-semantic categories of temporality and aspectuality in Russian and French]: Na materiale preterital�nykh form glagola. Dis. � kand. filol. nauk. Volgograd. 197.

5.

Bondarko A.V. (2013). Aspekty analiza glagol�nykh kategorii v sisteme funktsional�noi grammatiki. Glagol�nye i imennye kategorii v sisteme funktsional�noi grammatiki [Aspects of the analysis of verbal categories in the system of functional grammar. Verbalandnominalcategoriesinthesystemoffunctional grammar].SaintPetersburg.22�26.

6.

Comrie B. (1976). Aspect. An Introduction to the study of verbal aspect and relative problems. Cambridge. 141.

7.

Dierova N.O. (2022). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka i literatury [Methods of teaching Russian language and literature]. Uchenyi XXI veka. �1 (82).42�45.

8.

DrobotenkoYu.B.,MakarovaN.S.,ChekalevaN.V. (2018). Struktura i sposoby otsenivaniya rezul�tatov vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Structure and methods of evaluating the results of higher pedagogical education]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik.�5.174�182.

9.

EvseenkovaK.S.(2019).Lingvostranovedcheskii aspekt v prepodavanii RKI v mladshikh klassakh obshcheobrazovatel�nykh shkol [Linguistic and cultural aspect in teaching Russian as a foreign language in elementary grades of secondary schools]. Sankt-Peterburgskii obrazovatel�nyi vestnik. � 1�2 (29�30). 62�69.

10.

Gabdulkhakov V.F., Khisamova V.N. (2016). Lingvodidaktika polikul�turnogo obrazovaniya [Linguodidactics of multicultural education]. Moscow. Natsional�nyiknizhnyitsentrPubl.142.

11.

Ginatulina O.A. (2022). Mezhdistsiplinarnaya svyaz� v prepodavanii distsiplin: ot summy primerov k problemnomu podkhodu [Interdisciplinary communication in the teaching of disciplines: from the sum of examples to the problematic approach]. Obrazovanie.Nauka.Nauchnyekadry.�1.174�175.

12.

Glaesser J. (2019). Competence in educational theory and practice: a critical discussion. Oxford Review ofEducation.�45:1,70�85.

13.

Gol�berg I.M., Sirenko Yu.S. (2022). Osobennosti izucheniya grammaticheskoi kategorii roda imen sushchestvitel�nykh na fakul�tete nachal�nogo obrazovaniya [Features of the study of thegrammaticalcategoryofthegenderofnounsatthe Faculty of Primary Education]. Shkola budushchego. �1. 242�251.

14.

Halliday M.A.K. (1978). Language as social semiotic: The social interpretation of language and meaning.London.256.

15.

Ibanez B.V. (2017). Sangre y arena. Madrid: AlianzaEditorial.428.

16.

Issers O.S. (2018). Predstavleniya o rechevom ideale, rechevykh prilichiyakh i yazykovom vkuse (po dannympilotnogosotsiolingvisticheskogoeksperimenta) [Ideas about the speech ideal, speech decency and language taste (according to the pilot sociolinguistic experiment)]. Kommunikativnye issledovaniya. �4 (18). 95�111.

17.

Johanson L. (1995). On Turkic converb clauses. Converbs in cross-linguistic perspective. Structure and meaning of adverbial verb forms adverbial participles, gerunds. Empirical approach to language 292 typology,

13. Eds. Haspelmath, M. and Konig, E. Berlin. New York. 313�347.

18.

Joshi A., Kale S., Chandel S., Pal D.K. (2015). Likert Scale: Explored and Explained. British Journal of AppliedScience&Technology.Vol.7.Issue4.396�403.

19.

Kurgan L., Musilek P. (2006). A survey of Knowledge Discovery and Data Mining process models. TheKnowledgeEngineeringReview.Vol.21(1).1�24.

20.

Lilikovich O.S. (2016). Lingvokognitivnyi i lingvokul�turologicheskii potentsial ispanskikh realii v khudozhestvennom diskurse Eduardo Mendosy [Linguocognitive and linguoculturological potential of Spanish realities in the artistic discourse of Eduardo Mendoza]:avtoref.diss.�k.filol.n.Moscow.26.

21.

Martinet A. (1975). Studies in functional syntax: �tudesdesyntaxefonctionnelle.Munchen.275.

22.

Mathesius V. (1961). Obsahov. rozbor soucasne anglictinynaz�kladeobecnelingvistickem.Praha.279.

23.

Rakhmankulova I.-E.S. (2004). K voprosu o teorii aspektual�nosti [To the question of the theory of aspectuality].Voprosyyazykoznaniya.�1.3�28.

24.

RegehrG.,MartinJ.,HutchisonC.,MurnaghanJ., Cusimano M., Reznick R. (1995). The effect of tutors� content expertise on student learning, group process, and participant satisfaction in a problem-based learning curriculum. Teaching and Learning in Medicine. �7:4.225�232.

25.

Ryanskaya E.M. (2002). Sposoby deistviya v kognitivnom aspekte: monografiya [Modes of action in the cognitive aspect: monograph]. Saint Petersburg. RGPUim.A.M.Gertsena.191.

26.

Schmidt W. (1965). Grundfragen der deutschen Grammatik:EineEinfurungindiefunktionaleSprachlehre. Berlin.323.

27.

SchmidtW.(1969).ZurTheoriederfunktionalen Grammatik. Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft undKommunikationsforschung.Bd.22.135�151.

28.

Schmidt W. (1982). Zu einigen methodologischen Fragen einer kommunikationsorienti eren wissenschaftlichen Sprach-und Textbeschreibung. Semantische und funktionale Beschreibung des Russischen und Deutschen (Linguistische Studien. Reihe

A.Arbeitsberichte99).Berlin.1�10.

29. Sgall P., Hajicov� E., Panevov�J. (1986). The meaning of the sentence in its semantic and pragmatic aspects.Prague.354.

30.

Sgall P., Panevov J. (1976). Obsah, vyznam a gramatika se semantickou bazi Slovo a slovesnost. Rocn. 37,N1.14�25.

31.

Smith A., Taylor J.E. (2017). Essentials of Applied Econometrics. Berkeley, California: Univercity of CaliforniaPress.240.

32.

Teoriya funktsional�noi grammatiki (1990) [Functional Grammar Theory]: Temporal�nost�. Modal�nost�. Otv. red. A. V. Bondarko. Leningrad. Nauka Publ.263.

33.

The CRISP-DM Methodology. PAM Analytics. URL: https: www.pamanalytics.com/downloads/ The%20CRISP-DM%20Methodology.pdf (date: 03.03.2022).

34.

Tolstoi L.N. Akula. [Shark. Electronic resource]. URL: https: nukadeti.ru/rasskazy/lev-tolstoj-akula (Date 27.09.2022).

35.

Vendler Z. (1957). Verbs and Times. The PhilosophicalReview66.143�160.

36.

Veraksa N.E., Kudryavtsev V.T. (2014). Dialektika razvivayushchegosya poznaniya: myshlenie i voobrazhenie rebenka-doshkol�nika [Dialectics of developing cognition: thinking and imagination of a preschool child]. Vestnik RGPU. Seriya: Psikhologiya, pedagogika, obrazovanie. �20(142). 37�62.

37.

Vorob�ev A.E. (2011). Temporal�naya metafora kak mekhanizm kognitivnogo modelirovaniya deistvitel�nosti (na primere proizvedenii angloyazychnoi khudozhestvennoi literatury) [Temporal Metaphor as a Mechanism of Cognitive Modeling of Reality (on the Example of Works of English Literature)]. Dis. � kand. filol.nauk.Moscow.195.

38.

Vygotskii L.S. (1982). Sobranie sochinenii [Collectedworks].Vol.2.Moscow.15�16.

39.

Wheeler S. (2018). The (re)production of (dis) advantage:class-basedvariationsinparentalaspirations, strategies and practices in relation to children�s primary education.Education.�46:7.3�13.

40.

ZadvornayaM.S.,SheraizinaR.M.(2021).Rannee razvitie detei v kontekste sovremennogo obrazovaniya [Early development of children in the context of modern education].Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya.�72-2.84�87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.