Научная статья на тему 'Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования'

Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энтропия / функциональная грамотность / предметная грамотность / стратегии / модели негэнтропии / дошкольное образование / начальное образование / entropy / functional literacy / subject literacy / strategies / negentropy models / preschool education / primary education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович

Цель статьи – показать результаты исследования по энтропии функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности дошкольной (предшкольной) и начальной ступени образования. Выделены и проанализированы доминирующие в образовательной практике стратегии противодействия энтропии (модели негэнтропии). Эмпирической базой исследования были образовательные учреждения Татарстана, Чувашии, Ленинградской, Новосибирской областей. В ходе диагностики уровня развития функциональной и предметной грамотности у детей дошкольного и младшего школьного возраста было установлено, что оба вида грамотности имеют тенденцию к энтропии – к утрате сформированных знаний, умений, универсальных учебных действий, компетенций. Выделенные из опыта работы педагогов доминирующие стратегии формирования функциональной и предметной грамотности оказывают разное противодействие энтропии. Однако, пока до конца не ясно, каким стратегиям следует отдавать предпочтение. Проблема заключается в том, что выделенные стратегии (модели) противодействия энтропии недостаточно учитывают зоны бифуркации (зоны неожиданной утраты сформированных знаний и умений), педагоги не всегда понимают, что работает на функциональную грамотность, а что – на предметную, как совмещать или интегрировать методические средства функциональной грамотности и методические средства предметной грамотности. В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на международных и всероссийских научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение трех лет (2020–2024) приняли участие 701 педагогов (347 воспитателей детских садов и 354 учителей начальных классов), исследованы предпосылки функциональной и предметной грамотности у детей 6–7 лет (324 диалога), а также функциональная и предметная грамотность у детей 7–10 лет (453 ответа). Основными результатами исследования стали доминирующие модели: 1) интегрированного развития функциональной и предметной грамотности; 2) параллельного развития той и другой грамотности; 3) формирования предметной грамотности без интеграции с работой по развитию функциональной грамотности. Доказано, что наиболее эффективной моделью формирования функциональной и предметной грамотности является модель, связанная с формированием только предметной грамотности: эта модель обеспечивает развитие как предметной, так и функциональной грамотности. Выводы: результаты исследования говорят о том, что в дошкольных и школьных учреждениях России еще мало вариативных моделей, способных противодействовать энтропии функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, дидактические средства формирования функциональной и предметной грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entropy of functional and subject literacy in conditions of continuity of preschool and primary education

The purpose of the article is to show the results of a study on the entropy of functional and subject literacy of children of preschool and primary school age in the conditions of continuity of the preschool (preschool) and primary stages of education. The dominant strategies in educational practice to counter entropy (negentropy models) are identified and analyzed. The empirical basis of the study was educational institutions in Tatarstan, Chuvashia, Leningrad, Novosibirsk regions. In the course of diagnosing the level of development of functional and subject literacy in children of preschool and primary school age, it was found that both types of literacy tend to entropy – to the loss of formed knowledge, skills, universal educational actions, and competencies. The dominant strategies for the formation of functional and subject literacy, identified from the work experience of teachers, have different counteractions to entropy. However, it is not yet completely clear which strategies should be given preference. The problem is that the selected strategies (models) for countering entropy do not sufficiently take into account bifurcation zones (zones of unexpected loss of formed knowledge and skills); teachers do not always understand what works for functional literacy and what works for subject literacy. how to combine or integrate methodological means of functional literacy and methodological means of subject literacy. The research methods used were questionnaires, testing, pedagogical observation, pedagogical experiment, generalization of research results at international and all-Russian scientific and practical conferences, and mathematical data processing. In total, 701 teachers (347 kindergarten teachers and 354 primary school teachers) took part in the experiments (diagnostic and formative) over three years (2020-2024), the prerequisites for functional and subject literacy in children 6-7 years old were studied (324 dialogues), as well as functional and subject literacy in children 7-10 years old (453 answers). The main results of the study were the dominant models: 1) integrated development of functional and subject literacy; 2) parallel development of both literacy; 3) the formation of subject literacy without integration with work on the development of functional literacy. It has been proven that the most effective model for the formation of functional and subject literacy is the model associated with the formation of only subject literacy: this model ensures the development of both subject and functional literacy. Conclusions: the results of the study indicate that in preschool and school institutions in Russia there are still few variable models that can counteract the entropy of functional and subject literacy of children of preschool and primary school age. Models, technologies, and didactic means of developing functional and subject literacy in children of preschool and primary school age may become promising areas of pedagogical research.

Текст научной работы на тему «Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования»

�������� ��������������

� ���������� ����������� � ��������

��������������� �����������

� ���������� �����������

�.�. �����������.

��������� (�����������) ����������� �����������; �������� ���� ����������

���������, ������, ���������� ���������

. pr_gabdulhakov@mail.ru

������

���� ������ � �������� ���������� ������������ �� �������� �������������� � ���������� ���-

�������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� � �������� ��������������� ����������

(������������) � ��������� ������� �����������. �������� � ���������������� ������������

� ��������������� �������� ��������� ��������������� �������� (������ �����������). ���������-

��� ����� ������������ ���� ��������������� ���������� ����������, �������, �������������,

������������� ��������. � ���� ����������� ������ �������� �������������� � ���������� ���-

�������� � ����� ����������� � �������� ��������� �������� ���� �����������, ��� ��� ���� ���-

�������� ����� ��������� � �������� � � ������ �������������� ������, ������, �������������

������� ��������, �����������. ���������� �� ����� ������ ��������� ������������ ���������

������������ �������������� � ���������� ����������� ��������� ������ ��������������� ���-

�����. ������, ���� �� ����� �� ����, ����� ���������� ������� �������� ������������.

�������� ����������� � ���, ��� ���������� ��������� (������) ��������������� �������� ����-

�������� ��������� ���� ���������� (���� ����������� ������ �������������� ������ � ���-

���), �������� �� ������ ��������, ��� �������� �� �������������� �����������, � ��� � �� ����-

������, ��� ��������� ��� ������������� ������������ �������� �������������� �����������

� ������������ �������� ���������� �����������.

� �������� ������� ������������ ���� ������������ �������������, ������������, �����������-

��� ����������, �������������� �����������, ��������� ����������� ������������ �� ����������-

��� � ������������� ������-������������ ������������, �������������� ��������� ������. �����

� ������������� (��������������� � �����������) � ������� ���� ��� (2020�2024) ������� �������

701 ��������� (347 ������������ ������� ����� � 354 �������� ��������� �������), ����������� ����-

������� �������������� � ���������� ����������� � ����� 6�7 ��� (324 �������), � ����� �������-

������� � ���������� ����������� � ����� 7�10 ��� (453 ������).

��������� ������������ ������������ ����� ������������ ������: 1) ���������������� ���-

����� �������������� � ���������� �����������; 2) ������������� �������� ��� � ������ ������-

�����; 3) ������������ ���������� ����������� ��� ���������� � ������� �� �������� �������-

������� �����������. ��������, ��� �������� ����������� ������� ������������ ��������������

� ���������� ����������� �������� ������, ��������� � ������������� ������ ���������� ������-

�����: ��� ������ ������������ �������� ��� ����������, ��� � �������������� �����������.

������: ���������� ������������ ������� � ���, ��� � ���������� � �������� ����������� ���-

��� ��� ���� ����������� �������, ��������� ������������������ �������� ��������������

� ���������� ����������� ����� ����������� � �������� ��������� ��������.

�������������� ������������� ��������������� ������ ����� ����� ������, ����������, ��-

����������� �������� ������������ �������������� � ���������� ����������� ����� �����������

� �������� ��������� ��������.

��� �����������: �����������, �.�. (2024). �������� �������������� � ���������� ����������� � ������-

�� ��������������� ����������� � ���������� �����������. �����������

���������� �����������, 121(1),

32�43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43

� �����������, �.�., 2024

���������: 17.11.2023.

������� � ����������:

10.01.2024.

�������� �����:

��������,

��������������

�����������,

���������� �����������,

���������,

������ �����������,

����������

�����������,

��������� �����������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43

��� / UDC 159.99 (571.57)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

32

Entropy of functional and subject

literacy in conditions of continuity

of preschool and primary education

Valerian F. Gabdulkhakov.

Kazan (Volga Region) Federal University; Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan,

Russian Federation

. pr_gabdulhakov@mail.ru

Abstract

The purpose of the article is to show the results of a study on the entropy of functional and subject

literacy of children of preschool and primary school age in the conditions of continuity of the preschool

(preschool) and primary stages of education. The dominant strategies in educational practice to counter

entropy (negentropy models) are identified and analyzed. The empirical basis of the study was educational

institutions in Tatarstan, Chuvashia, Leningrad, Novosibirsk regions. In the course of diagnosing the

level of development of functional and subject literacy in children of preschool and primary school age,

it was found that both types of literacy tend to entropy � to the loss of formed knowledge, skills, universal

educational actions, and competencies. The dominant strategies for the formation of functional and

subject literacy, identified from the work experience of teachers, have different counteractions to entropy.

However, it is not yet completely clear which strategies should be given preference.

The problem is that the selected strategies (models) for countering entropy do not sufficiently take into

account bifurcation zones (zones of unexpected loss of formed knowledge and skills); teachers do not always

understand what works for functional literacy and what works for subject literacy. how to combine

or integrate methodological means of functional literacy and methodological means of subject literacy.

The research methods used were questionnaires, testing, pedagogical observation, pedagogical experiment,

generalization of research results at international and all-Russian scientific and practical conferences,

and mathematical data processing. In total, 701 teachers (347 kindergarten teachers and 354 primary

school teachers) took part in the experiments (diagnostic and formative) over three years (2020-2024),

the prerequisites for functional and subject literacy in children 6-7 years old were studied (324 dialogues),

as well as functional and subject literacy in children 7-10 years old (453 answers).

The main results of the study were the dominant models: 1) integrated development of functional and

subject literacy; 2) parallel development of both literacy; 3) the formation of subject literacy without integration

with work on the development of functional literacy. It has been proven that the most effective

model for the formation of functional and subject literacy is the model associated with the formation of

only subject literacy: this model ensures the development of both subject and functional literacy.

Conclusions: the results of the study indicate that in preschool and school institutions in Russia there

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

are still few variable models that can counteract the entropy of functional and subject literacy of children

of preschool and primary school age.

Models, technologies, and didactic means of developing functional and subject literacy in children of preschool

and primary school age may become promising areas of pedagogical research.

For citation: Gabdulkhakov, V.F. (2024). The relationship between pretend play and storytelling in preschool age.

Preschool Education Today, 18(1), 32�43 (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43

� Gabdulkhakov, V.F., 2024

Received: 17.11.2023.

Accepted: 10.01.2024.

Keywords:

entropy, functional

literacy, subject literacy,

strategies, negentropy

models, preschool

education, primary

education

��������

� ��������� ����� �������� ������������ ���-

����������� ����������� �������������� ��-

����������. ���� �������� �������, ��� �����-

���� �������������� ����������� �� ����: ����

��� �������� ������� ������������ �������-

��� �����������. ������ �������, ��� ��������

���������� ����������� ����� �������� � ���-

���������� �������������� �����������, ��

��� ������� ����� ������� � ����������. ������

�������, ��� �������� ���������� �����������

� ��� ������ �������� ���������� ���������-

�����, � ������������� �������, ������������

����� ����������� ������ (��� ������������

�������������� �����������), ������ ��������

���������� �����������.

����������� ������������ ���������� ���-

���������� �������� ������������ ������-

�������� � ���������� ����������� ������-

���� ���� �� ����� (�������, 2015; ��������,

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

33

��������, ��������, 2019; ���������, 2019; ��-

������, 2021; �����������, 2022; ����������,

�������, ��������, ������, �������, �������,

2022). ������� ���������� ���� ����� ������-

�����, ���������� ��� ���������, �����������

�� �����������.

����� ���� ��������, ���, � ����� �������,

������������ �������������� �����������

���� �������������� �� � ������, � �� ������ �

������ � 1960-� ���� ��������� �����������

���������� �������������� ����� ���������

(� ����������� � ���������� ������ ��������-

������� ���������� �������� PISA). �������-

���� � ������������, ��������� � �����������

��������������, �� ���� ������� � �������-

��� ������������ ��� ����������-���������-

��� ������������ ���������������� ��������

� ������ (Curriculum Services Canada, 2016; Edge

Foundation, 2017; Airaksinen, Halinen, Linturi,

2017; Coughlan, 2017; Esposito, 2017; Douglas Gress,

Jungyeop Shin, 2017; Spours, Hodgson, Rogers, 2017;

EC Report, 2018; EU Parliament, 2018; Jian-Xin Yao,

Yu-Ying Guo, 2018; JeongAe You, HyeSeung Lee,

Cheryl Craig, 2019; Weili Zhao, 2019).

� ������ �������, ������ ����� ������������

��������� � ������, � ������� ��� ������������-

��, �� ��������� ������������� �������, ���-

�������� ������ ������ ����� � ������������

�� ���������� ��������������� ����������,

���������� ������ � ������ ��� �����������-

��� ������������. ������ ��� ��������������

������������ ������, �� ����, ��������� ����

������� �� ���������� ��������������, ���

��������� ���� ��������� (��������, ������-

��, ����������) � ����� ��� ������ ����������

�� ������ ��� ���������� ������������ (����-

����, ��������, 2022).

����� ����������

� ������ �������� �������� ��������������

����������� ���� �������� ������: �� ��-

����������� ���������� ������, �� ���������

������� ��� ��������� �������, �� ���������-

��� ��������, �� �������������, �� ����� ���-

������, �� ���������������� (� ���� ������,

������������� ���� � �.�.), �� ������ ��������-

����� ����������, �� ������������, �� ����-

����������� � ��. ������ ��� ��������������

������������ ����� ��������������� �� ���-

��������� ������ �������� �������, �������-

����� ������������ (������� � ������ � ����-

������ �����), �������������, ��������������

��������� ���� �������� � ��������������

������� �������� ����������� ���� (��������,

2003; ���������, 2019; �����������, �������-

��, �������, �����, 2023; �������� ���� ����-

���, 2024). �������� ��������, ��� ��� ��� ����

� � ������� ��������� ����������� ��������.

�� ���� ������ ��� �������������� ���������-

��� ����� ������ ��������� �� ������������

������ ���������� �����������. � �� �� �����

�� ������� ������������ � ������� ��������

���� ������ � ����� � ��������� ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� � ������, �������� ������, ���. � ���-

�������� ������� ��������� ��������� � ���-

�� � ����������� � ��������� ��������������

����������� � ����������� ������� �������

�� ������ �����. �������� ���������� ���-

����������� �� ��� ��� ���������� ��� ������

����� ������.

���������� ����������� � ������ ����������

��� �������� �������� ������������� ��������,

��������, �������� (�������������� ��������

����������, �������������) � ������������ ����-

������ �������, ��� ������� ���������� �������-

��������� �������� � ����������� �����������. ��

���� ���������� ����������� � ��� ���� �������-

������� ��������������, �� ��� ������������ �����

�������� ���������� � ���������� �������. �����-

���, ��� ���� ����� ������� ��������������� ��-

����������, ������������ ������������� ������ ����

������� (��� ��� ������ �������������� ������-

�����), ����� ���������������� ��������������

(��� ��������) ����� ������� �, ����, ��������,

��� ������� �� ������������ ����, ������������ ���-

���������� ��� ����� �������� (������������ ���� �

1 ����, ��������� ��������� ������������ �

2 �����, ��������������� � �������� ���� � 2 �����,

����� � 5 ������) (���������, �������, ���������-

��, �����, ��. ����, ���������, ���������, 2020).

�������������� ����������� ���� ��������-

��������: ��� �� ������ �������� ������������,

������������������, ��������������, �������-

��� �����������, ���������� �������� � �������-

��� �����������. ������ ���������� � �������-

������� ����������� ����������� ����.

��������,

������������ ����� ���� �������� ������������,

���� ���������� ������ ����������� ������ ���-

���, �� ���� �� ��������� ����� ���� ���������-

���. ������������ ����������� ���������� ������

��������, ��� �������� � ��������� ����������

�� ��������� � ����������� ������, �������������

� ���������������� ��� ����������, ��������� �

��������� ���������� � ����� ������, ������������

���������� �� ������, ����������� ��������� ����,

����������� ���������������� ����, �����������

��������� ���� �� ��������� ��������������� ���

������������� (������������ ����������� ����-

���������� �����������, 2022; ���������, �����-

��, ������, 2023; ��������, �������, 2023).

� ��������, ��������, �� ������ ������������

����������� ����������� ������� �� ����� (��

���� �� ����������� ��� ���������� �����������

������): �������� �����������, ������� ��������-

����� ���������� ������; � ������� ����� �����-

������ �����, �������� ������ ���������� �����-

��� �����; �� ��������� �����������, ��������

������ ���������� �������� ������������ � ��.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

34

�������� ���������� ���� ������ � ������ ���

�������� �����. � ���������� 5 ������ ������� ��-

��� ������� �� 5 ��������� ��������� (��� ���-

������) ������� (��������, ��������, 2021).

�������� ����������, ��� �������, �������-

��� ���������� ������������, ����� ���������-

����� ����� ����������� �� �������� ������� ��

�������������� ����������� � ������� �����-

������� �����. �������, ���� ������� ��������,

��� ��� ������������ ����� ��������� �� �����-

���� �� ������ ����������, �� � ��������������

�����������, � ��������� ���� �������� ��������.

������������� � ����������� �����������

������ ������� � �������� ����������� � �����-

������� �������������� �����������. ����� ��-

��������� ��������: ���������� ������� ������-

����������� � ���������� �����; �����������

������ ������� � ��������� ������; �����������

������� ��������� �������� ����� ����������

������������; ����������� ���������� �������-

��� ��������� � ������������ � �����������-

���������� ������������ �������; ���������-

��� ������, ����������� ����� � �����������

�����������, ���������������, �������� � ��.

(������������ ����������� ��������������

�����������, 2022).

� ����� � ����������� ����������� ������-

��������� ��������� (���-2023) ����������

���������� ����������� ����� �������������-

�� ����������� ��������� �� ������ �������-

��� ������������������ �������� ������-

���� ����������������, STEM-�����������,

������-������������ ����������. ��� �������-

�� ��������������� ���������� �� ��������

����������� ������������ ��������������

�����������, � �� ���� � �� �������� �������-

������� �����������.

����� �������, � ������ ��� ����� ���������-

�� � �������� ��������� �������� � ����� ������

��������� ����������� ��������������� �����-

�� �������� �������������� � ���������� ���-

��������. ���������� � ��������� ���� ������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ �����������, ��������, �������

����� �� �������� �������������� �����������

(��� ����� ������������� ����) ����������, ���

������������� ���� ������� ������ � � ���� ���-

���� � ��� �������������� ��������� � ��������

(�������, ��������������).

� ���� ������ �� �������������� ������-

����� �������� � ���� ������ ������ � ������

�������, ��� �������� ����� ��������������

� �������������� �������� ����� � ����������-

�� (������������� ������-������������ �����-

������ � ������������� �������� ��������-

��� ��������� �������������� ������������

27�28.11.2023).

����������, ��� � �������������� ������-

����� ���� �������� ��� � �������� �������-

���� �����������, ��� ���������� �����������

� ����� ��������� �������� ��������������,

� ������ �� ��������, ��� ���� �����������-

��� ����������� � ������ ��������� �� ����-

�� ������������� � ����������, ��� ��� ����

����������� ������������ ������ ����������

(����������, ������, ������, ��������), ��� ��

���������� ������ ������������� ����������

� ����������� ��������� �� �����������������

� ������������� �������.

�.�. �������� �����������, ��� ������������-

�� ��������� ������� � ��� �������, ������� ���-

����� ������������ ��� ��������� �������������

� ������� ����� ������, ������ � ������ ��� ��-

����� ����������� �������� ��������� ������-

��� ����� � ��������� ������ ������������ ��-

����������, ������� � ���������� ����������

(��������, 2003).

�� ���� ��������� ������ ����������� ���-

����������� ����������� ����������� ��� ���-

�������� ������ ������� ������ � ���������

���������� �������� �� ������ �����������-

��� ����������, �������������� � ������-

������� �������� ������������ (����, 2023;

��� ��, 2023).

��� �����, �� � ������������� ����������, ��

�� ���� ��������� ������ ����������� � ���-

2023 �������������� ����������� �� �������-

���������� ����������. ������, �� ����� ����

��� ���� ����������� ���������� ����� ��� ��-

��������� ���� �� ����� �����������, ������ ��-

���������, ������ �����������, ����� ���� �����

���������� (����������� ����� ��������������

��� ����������) � ��������� �������� (�� ����

���������� � �������, ����������).

��� ��� ���������� �� �������� � �����������

(��������������� �������) ������������ ������

(�������) ������������ �������������� � ����-

������ �����������.

�������� � �����������

�������� ������������ �������

���� ��������, ����� ���������������� ���-

����������, � ������������� ��������� ����

������������ ����������� �������, �������

����������������� � �����-���� �������, ��

����������� � ������� ��� ���� ����������-

����� ��������� ��������� � �������, ��� ��-

����������� ���������� ���� ���������������

���������, ��������� �������������� �����-

����� �������, ���������� ���� �� ���������

������������ ��� ��� ���� ������� (��������,

1969; ������������, 1986; ���������, ��������,

1973; ����������, 1987; Cousin, 2019).

��������, ��������������� ������ �����-

�����, ��������� ����������������� ���������

� ���������, �� ��������� � ����� ����� ����-

���� ���������� ���� �����, ��������������

� ��. (������, 1970; �������, 2005), �� ������-

��� � ������������ ������� � ���������������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

35

���������� �������, ���������� �� �����, ���������,

�������, �������, ������ �� ����������-

���� ��������, ������ ������������� � �.�.; ��

��������� � ��������������� ����������� � ���-

������� �������������� ������, ������ ����-

���������� ������, ������������� ��������,

�����������.

�������� ������ �������� ��������, ��� ���-

�� ��������� ������������, �� ��� ������ ����-

���������� � ����������� ������������, ����-

���� ��, ����������� ������������ ������� ���

� ������ �������������� ������, ����������-

��� ������� ��������, ����������� (�������,

��������, 2002; ��������, 2024).

�������� � ��� ������������ ������� �����-

�����, �������, ������������ ������������ ����

����� ���������� ��������� �����������. ���-

���� ��� ����, ����� ��������� � ���������� ���-

����������� �������� �������������� � ����-

������ �����������, ����� ���������������,

�������������� �������� (����������, ������-

��, ��������, 2015).

�� ��������� � ���������� �������� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� ������� �������� �������� (�����-

���, 2024).

������� ��������-����������� ������������

�������, � ����� ������ ����������������

�������� (��������, ��������, 1986), ����� ����

������������ ���.

����� � � ����������� (���������) ��������

������������ �������; n � ���������� �����-

������ ���� ������� (�����, ���������, �������,

��������� � ��.). �� ��������� � ������������

�������� ��� ����� ���������� ��� ����������,

���������� ��� ������������ ��������������

� ���������� �����������. � ������� ����������

��������� log pi, ������� ������������, ��� ��-

��� ��������������� ��������� � �������� ���-

��� �������������� ��� ����� � ����������.

���, �������������, ��� � ����������: � ������-

�� ������������ ������� �� ������������ ���-

����������� � ���������� ����������� ������-

���� ��������������� (��������������� �����

������). ��� ���� ������� ��������� � pi log pi

� �������� ����, �����������, ���������. �������

� ��������, � ���� ��������� � ������ ������� ��-

�������� �� ��������� � ���������������� � ���

������� ��� �����, ��� � ���������� ���.

� ����� � ���� ��������� ��������, ����� ��-

���� ������������ �������������� � �������-

��� ����������� ������ ����� ������� � �����-

���, ����� � � �����������.

���� ������������: ���������� �����������

��������� ����������� � ������ �� ������������

�������������� � ���������� ����������� � ��-

������ ��������������� ����������� � ������-

���� �����������.

����������� ������������ �������� �� ��-

������� ���������������� � ������������� ���-

������ ��� ��������� �������� � �����������

(��������, ��������, 1986; ����������, 2015).

������ ������������: ������������� ��-

�������, �������������� ����������, ������

���������� � ������ ����� ����� �����������

� �������� ��������� ��������, ��������������

��������� �����������.

���������� ������������

� ���� ������������, ����������� ������� ���-

������� ���������� �������� ���� ����������

��������� � ������-��������������� �������

�������������� ������������ ���������� ����-

�������� ������������ � 2020�2024 ��., ���� ��-

���������, ��� � ��������������� ������������

������� ����� � ��������� ���� � ������ ������-

���� ������������ ������ ������������ ������-

����� ������ �� ������������ ��������������

� ���������� ����������� � ����� �����������

� �������� ��������� ��������.

� ���������� �������� ������� ��������� �

������������ ������� ����� (347 ������������)

� �������� ��������� ������� (354 �����������) �

�����������, ��� ����������� ��� ��������������

������:

1) ������ ���������������� �������� ������-

�������� � ���������� ����������� (23% ������-

������);

2) ������ ������������� �������� �������-

������� � ���������� ����������� (36% ������-

������);

3) ������ ������������ ���������� ������-

����� ��� ���������� � ������� �� �������� ���-

����������� ����������� (41% ������������).

������ ������ ������������ �������������

(���������������) ������������ �����������-

��� � ���������� �����������.

� ������� ����� ��� ������� � ������ �����-

��-�������� ����. � ��� �������������� ������-

�� �������������� � ���������� ����������.

� ���������� ������������� ������������� ��

��� ��� ���� ���������� ����� (��� ����������

�����������) � ����������� ��������������

����������� (��� ������������� ������ � �����).

� ��������� ����� ��� ��������������� ���-

��. � ���������� ����� �������� �������������,

������������� ��������.

������ ������ ������������ ���������� ���-

������� �������, �����������, �������-�������

� ������������� ���, ����������� �������� ���-

��������� ���������� ����������� � �������� �

�������������� �����������. ����� ��������-

���, ����������� ������������ �����������-

��� �����������, �������� ��� ��������������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

36

������� (�����) � ������� �� ��������� �������

����������.

������ ������ ������ ������ ������ ����-

������ ����������� � ����� �� ������� � ���-

���������� �������������� �����������. ���

������������ ������, �� ��������� �������-

��� �������� ����� ����������� ������� ��

�������������� ��������, ��������� ������

������� ���������� ����������� � ��� ��� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ����������������.

�� ����, ��� ��� ������ � ��� ������ �����-

������������ ���������, �� ���� ������, ����-

�������� ���������� ��������, ����������

� ���������� �������������� � ���������� ���-

��������.

� �������� ��������� ������ ��������������-

�� ���� ������� �������������� ������������

��� ��������������� �������� �������� � ����-

������ ���������� � �������������� ������-

����� ����� ����������� � �������� ���������

�������� (�������� ��������������� ���������

�����������, 2015).

�� ��������� ��������� ���� �����������

����������� �������������� � ���������� ���-

�������� � ����� 6�7 ��� (324 ������������� ��-

������), � ����� �������������� � ����������

����������� � ����� 7�10 ��� (453 ������).

��������, ���� ���� ��� � ��������������

��������������� �����������, �� ����������-

���� ����� ����������, ���: ����������� ��������

� ������, �������; ����������� � ���� ������ ��-

���; �� ����������� ���������� ������ �������-

���, ����������������� � �����, �����������

����������� � ��������, ������������ ������

������. ���� ���� ��� � �������������� �����-

��������� �����������, �� �������������� �����

����������: ����������� ������ � �������� ���-

��� ���������� �� ����, ������������, �����-

������� � ��. ����������� ��� ���������� ���-

����; ����������� � ������, ��������, ��������

���������; ������������ ���������� �� ���

� ��.) (������������ ������������ �����������-

��� �����������, 2022).

��� ������ ���������� ����������� ���� ��-

������������ ��������� ��������������� ���-

������� ��������. ��������, �������� �����-

����� ������� �������� �� �������� ���� ������

�������������� ���:

1) ������������ ���� (������������� � 1 ���� ���

�� ������������� � 0 ������);

2) ��������� ��������� ������������ (������

������������ ��������������� ��������� ����-

������, ������� ���������� � ����������������-

��� ���������; ���������� ������ ����������� �

2 �����);

3) ������ ������������ ��������������� ����-

����� ����������, ������� ���������� � �������-

������������ ���������; �� ������������ ����-

������ ������ (�� ����� 2) � 1 ����;

4) ������������ ���������, ��������� �����-

������������, ������������ ���������� ������

(����� 2) � �.�. (�������� ��������������� ������-

��� �����������, 2015).

��������� �������� ��� ������ � �������-

�� ����������� �������������� � ����������

����������� � ����� ����������� ��������, ���-

������ � ���� �������� ����� �������� ������

� ������������ �������������� � ����������

�����������. ������� ��������������� �������

��� ����� 6�7 ��� ���� ����������� ��������-

���� � ������������ � �������������� ���� ��

� ���-2023 (���� ��������� ������ �����������,

2023; ����������� ��������������� ���������

����������� �����������, 2023).

������������� ������������ ��������� � ��-

����� � ����������� �� ����������� �����������

�������������� � ���������� ����������� �����

(������� 1, 2, 3).

�� ��������� ����������� ��������������

� ���������� ����������� ���� ��������������-

�� 1243 ������ ����� �� 6 �� 10 ���.

���������� ������������� ������ ������ �

������ ���������������� �������� �������-

������� � ���������� ����������� � ��������-

���� � ������� 1.

����� ��� � ����������� ��������������

�����������; ��� � ����������� ����������

�����������; �� � �������������� �����������,

�� � ���������� �����������.

�� ������� 1 �����, ��� �������� ���������������

�������� �����������. ������ �������-

��� (������������ �������) ���� ������� ����� ��

�������� ���� � �����: ���� � ������� ���� ���

(����������� �������������� �����������) ��-

��������� � 38% �����, �� � ������ ������ ���

���������� ����������� �� 29%. �����������

���������� ����������� (���) ��� ���� ��������

����� �� ���������� (42 � 41%).

������� 1

���������� ������������� ������

������ (� %)

���� ����

6�7 ���

����

8 ���

����

9 ���

����

10 ���

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� ���-

��������

��� ��� �� �� �� �� �� ��

����������

�����

38 42 29 41 54 63 67 62

� ���������� (������� 1) ����������� ����-

��������� �������� ����������� �� ��������-

��� �������������� (�� 29 �� 67%) � ����������

����������� (�� 41 �� 62%).

���������� ������������� ������ ������ �

������ ������������� �������� �����������-

��� � ���������� ����������� � ������������

� ������� 2.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

37

������� 2

���������� ������������� ������

������ (� %)

���� ����

6�7 ���

����

8 ���

����

9 ���

����

10 ���

���� ���-

��������

��� ��� �� �� �� �� �� ��

����������

�����

45 51 30 42 55 38 70 32

�� ������� 2 ���� �������������� �������-

���, ��������� � ���������� ���������������

����� ���������� � ��������� ������������:

�� �������������� ����������� �������� �� 45%

�� 30%, �� ���������� � 51% �� 42%. � �������-

��� ����������� ���� �������������� ������-

����� � 30% �� 70% � ������� ���������� ������-

����� � 42% �� 32%. �� ���� ������ �������������

�������� ������������ ������ �� �����������-

��� ����������� � ������������ � �� ����������

�����������.

���������� ������������� ������� ������ �

������ �������� ���������� ����������� � ����-

�������� � ������� 3.

������� 3. ���������� �������������

������� ������ (� %)

���� ����

6�7 ���

����

8 ���

����

9 ���

����

10 ���

���� ���-

��������

��� ��� �� �� �� �� �� ��

����������

�����

37 53 41 59 58 63 75 65

������ ������ (������� 3) ���� ������� ������

� ������������� ���������� �����������. ���-

������ �������������� ����������� �������� ��

����������. ��� ���� �������� ��������������

����������� ��� ����� �����������. ����������

��������� ������������: �������������� ���-

��������, ��� ��, ��� � ����������, ����������

���������� ����. ������, ���� �� ������ ����-

�� ������������ ���� �������������� ������-

����� �������� 67%, �� ������ ������ � 70%, ��

�� ������� � 75% �����. ���������� �����������

���� ��������� ����� ������� (�� ������ 65%).

����� �������, ������������ ���������������

�������� �������������� � ����������

����������� ������� ������������ ��� ������

������ � ������ ������������ ���������� ���-

��������.

��� ��� ������ ����� ������� �������������

������� �� �������������� �����������?

����������� ���, �� ���� �����������, ���, ���

� ������������ �������� ������������ ����-

������ ����������� ������ ��� ������� ����-

�������� �������������� (�� ���� ������� ���-

�� ������ � ������), � ������������� �������

�������� ������������ ����������������� �����

� ������������. ��� ��� ���������� ���� ��� ���-

��������� �������������� �����������, �����-

����� ������� ������� ������� ��� ������������

��� ���������� ���������������� �����.

����� �������, �������� ��������������

� ���������� ����������� ����� ����� ������-

��������� ��� ������������� ������������ ����-

�� ������������ ���������� �����������. �����-

��� ��� ������, �������� ������ �������� ������

������������ �������������� �������� ������-

��, ������ ������������ ������������� �������

�������� � �������������� �����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������� ��������������� ������ ����

������� ����� ��������� ����������� �����-

����� ��� ������������� ������������� ����

������ ������������ ������, ����������� � ��-

������� ������������� ����� � ������������ ��-

���������� �� ����������� ���������������

������� ������������ �������������� � ����-

������ �����������.

��������� � ����������

� ����������� ����� ��������, ��� �������� ���

������� ������������� ���������� ��� ��������

���������, ���������� � ������������� ������-

���, �������� ���������-������������, �������-

������, �������������� ������ (������, 1995;

���������, 2020). ���� ������������ ��������-

��, ��� �������� ���������� � ��� �����������,

������� � ����������� ��������������� �������-

���, ��������, ���������, ������ ������������-

�� �������� � ��������� ���� ������� � �������-

���� �� ���������� ��������������, ��������

��, ������� ������, ������, ����������� � �.�.

�������� �������������� � ���������� ���-

�������� � �������� ��������������� �������-

���� � ���������� ����������� ������� ���������

������������: ����������, ������� �������� ���

�������� ����� �� ����������� ���������� � ��-

������� �����, ������� � ������������� ���������������

����� ����� �������� �����������

� ������������� ����� ����������� ���������

��������������� ��������.

����������� � ���������� ������������

� ���� ����������� ����� ���� ������� � ����-

�������� ������ ����������, ���������, ��-

������, � ������ ������������� �����������,

� �������������� ������� � ������� STE�M-

�����������, ����������������� ��������, ��-

��������� �������� � �����������, ���������

��������� ��� ����������� � �.�.

������

������������ ���� ��������� �������� ������-

������ �������� � �������� ������������ ���-

����������� � ���������� ����������� �����

6�10 ���. ����� ���������� ����� � ������ ��-

�������� � ����� ��������������� ���������-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

38

�� � ���������� �����������: ���� �������� ��

���������� ������������� ����������� ���-

����������� � ���������� �����������, ������

����������, �� ������ � ������������� ����-

��, ��������� ������ ����������������� ���-

�����.

� ���������� ������������ ������������ ��-

�������� �������� �������� ��� �������������

������ ��������� �����������, ����������� ��-

���������� ������ ��������������� ��������.

��������, ��� ����� ����������� ������� ����-

���� ������������, ��������� � �������������

������ ���������� �����������. ���������, ���

��� ������ ������ ������������ � �������� ���-

����������� �����������.

����� ��������� �� ������� � ���, ��� ���� ��-

�������� �� ������ �������. �� ������� � ���, ���

��������� � ��������������� �������� ����-

�� �� �� ����� ����������� � ����������������

���������. �� ����������� ���� � ������ �� ���-

��������� �������������� � ���������� ���-

�������� ����� ����������� � �������� �����-

���� �������� ��������� ������� � ������������

����������� � ������� ����������.

������ ����������

��������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�. � ��. �������� ������� � ������ ����������� ��������

� ������ ������� ����������� ������������ �������������� ������������ // ������������� � ����������

����������. � 2019 � �4. � �. 124�145.

��������, �.�. ������ ������������. � �.: �����, 1969. � 576 �.

������������, �.�. �������� � ����������. � �.: �����, 1986. � 192 �.

���������, �.�. STEM-����������� ����� ����������� � �������� ��������� ��������. ����������� ������-

��� ��������� �������� ���������������� ������������ � �������� �������������� ������������ � ����������

� ������-����������� ����������: ������� ���������. 2-� ���., ���������. � �.: �����. ����������� ������,

2019. � 112 �.

������������� ������-������������ ����������� � ������������� �������� ����������� ��������� ����-

���������� ������������. � ������, ��������� (�����������) ����������� �����������. 27�28.11.2023. [�����-

������ ������]. URL: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/873288105.pdf (���� ��������� 5.01.2024).

���������, �., ��������, �. ����������������� ������ ���������, ������������ � ����������. � �.: ���,

1973. � 324 �.

���������, �.�. ������������ �����������: ������� �� �������� �������������� �����������. � �.: ������������

����������� ��, 2021. � 35 �.

�������, �.�. ����� ���� � ������ � ������ ����������. � ������: ���-�� �����. ���. ����. ��-��, 2005. �

364 �.

��������, �. ��� ����� ���������� ��������? [����������� ������]. URL: https://root.elima.ru/texts/?id=469

(���� ��������� 5.01.2024).

�������, �.�., ��������, �.�. ��������� �����������. ������ � �����������, ���������������, �������-

��. � ���.: �������, 2002. � 414 �.

����������, �.�. ������ ���������� � ������ ����������. � �.: �����, 1987. � 304 �.

����������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�. �������� � ������ ������������ // ����������� �����.

���. 4(135). � �.: ������������ �����, 2015. � 168 �.

�����������, �. �������������� ����������� �� ����-2021. ��� �������� � ������? // ���������� �����������

��������� �����. � 2022 � �5 � �. 96�105.

��������, �.�. ����������� ������� ��� ������������ � ������ ����������� �������� // �������������

� ���������� ����������. � 2021 � �. 2. � �5 (79). � �. 160�174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�o��a�, �.M. ��������� ��������������� ������. � M.: �����, 1970. � 234 �.

�������� ��������������� ��������� ����������� ��������� � ���������� �������� ������� ������. � �. 1

// ������-������������ �������� / ��� ���. ���. �.�. ��������. � ���: ���� ���� ���� ��������������-��-

���������� ������ ����������� ������ �����-����������, 2015. � 28 �.

������������ ������������ �������������� ����������� �����������: ������� ������������ ���������-

��� / ���.-����. �.�. ����������, �.�. �������, �.�. ��������, �.�. ������, �.�. �������, �.�. �������. � �����:

������ ��� ���� ��������� ��������, 2022. � 135 �.

����������, �.�. �������� �������� � ����������� � �������� ������� // ����������� ������������

���������� �������. � 2013. � �9(29). � �. 12�20.

��������, �., ��������, �. ������� �� �����: ����� ������ �������� � ��������: ���. � ����. / ���. ���.

�.�. ��������, �.�. ������������, �.�. �������. � �.: ��������, 1986. � 432 �.

��������������� ������� ������ 2100�. ���������� �������� ������ / ��� ���. �.�. ���������. � �.: ������,

2003. � �. 35�36.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

39

�������� ���� ������� ��� ������ ������������ ����������� (V�IX ������). ����� ������������ ��������

�������������� ����������. [����������� ������]. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

(���� ��������� 5.01.2024).

���������, �.�. ����������������� ������� ���������� �������������� ���������� � �������������

��������. � ���.: ����������, 2020. � �. 54-55.

������� ������ ���������� ����������� �������� � ��������� �����. ������� ����. ���������-

��� ������. ����������. ���������� ���: ������������ ������������ ��� ������� / �.�. �����������,

�.�. ���������, �.�. �������, �.�. �����; ��� ���. �.�. ������������. � �.: ����� ��������� ��������� ��������

������������, 2023. � 278 �.

������������� �������������� � ����� �����������: �� �������� � ���������� / ��� ���. �.�. ����������,

�.�. �������; ��� ������� �.�. �����������, �. �����, ��. ����, �.�. ���������, �. ���������; ���. ������.

��-� ������� ����� ����������. � �.: ���. ��� ������ ����� ���������, 2020. � 472 c.

���� ��������� ������ �����������. ���������� �� 18 ��� 2023 �. N 370. [����������� ������]. https://sudact.ru/

law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/

����������� ��������������� ��������� ����������� �����������. ��� ��. � �.: ����, 2023. � 18 �.

������������ � ������ �������������� ����������� ����������� ������������������� �����������: ��-

������������� �������: ������������ ������� / ����.: �.�. ��������, �.�. �������. � ����-���������: �����,

2023 � 32 �.

������������ ����������� �������������� ����������� ������������ � �������� ���������� ���� ��:

������-������������ ������� / ���.-����.: �.�. ���������, �.�. �������, �.�. ������. � ����������: ����� ��

� ���, 2023. � 55 �.

������������ ����������� �������������� ����������� � ����� �������� ����������� ��������:

������������ �������. � ���������: ����, 2022. � 88 �.

������, �.�. �������������� ������ �������������. � �.: �����; ���������, 1995. � 336 �.

������������ �����������: ������������ ������������ �� ������������ ������������ ����������� �����-

������ 5�9 ������� � �������������� ��������� ����� ������� �� �������� ��������� / ������������ ������-

����� ���������� ���������; ����� ��������� ��������� �������� ����������� ��λ; ��� ���. �.�. ���������,

�.�. ���������. � �., 2021 � 124 �.

������������ �����������. ������� ��������� �������: ������ 1, 2: ������� �������: � 2 ������ / ��� ���. �.�.

���������, �.�. ���������. � 2-� ���., ����. � �.; ���.: �����������, 2022. � 132 �.

Airaksinen, T., Halinen, I., Linturi, H. (2017). Futuribles of learning 2030 � Delphi supports the reform of the core

curricula in Finland. The European Journal of Futures Research. Vol. 5. P. 2. doi:10.1007/s40309-016-0096-y.

Boltzmann, L. (1896). Vorlesungen uber Gastheorie, vol. I. J.A. Barth, Leipzig.

Coughlan, S. (2017). How Canada Became an Education Superpower. BBC. http://www.bbc.com/news/

business-40708421

Curriculum Services Canada (2016). Mapping the impact of the 21st century innovation research initiative on students.

Teachers and Systems: Local Innovation Projects. Round 5. www.ontario directors.ca

Cousin, S. (2019). System Leadership: Policy and Practice in the English Schools System. London: Bloomsbury.

Douglas R. Gress, Jungyeop Shin (2017). Potential for knowledge in action? An analysis of Korean green

energy related K3�12 curriculum and texts. Environmental Education Research. Vol. 23. No. 6. P. 874�885. doi:

10.1080/13504622.2016.1204987.

EC Report (2018). Report on a literature review of reforms related to the 2006 European Framework of Key Competences

for lifelong learning and the role of the Framework in these reforms / Publications Offi ce of the European Union. https://

op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bf6739 aa-04a8-11e8-b8f5-01aa75ed71a1/language-en

EU Parliament (2018). What if technologies challenged our ethical norms? Scientifi c Foresight: What is? / European

Parliament. http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/624246/ EPRS_ATA(2018)624246_EN.pdf

Edge Foundation (2017). Our Plan for 14-19 Education: Coherent, Unifi ed, Holistic. http://www.edge. co.uk/sites/

default/fi les/documents/our_plan_for_14-19_education_fi nal.pdf. (accessed 21.08.2023).

Esposito, A. (ed.) (2017). Research 2.0 and the Impact of Digital Technologies on Scholarly Inquiry. Hershey, PA: IGI

Global. https://www.igi-global.com/gateway/book/150396

Jian-Xin Yao, Yu-Ying Guo (2018). Core competences and scientifi c literacy: The recent reform of the school

science curriculum in China. International Journal of Science Education. Vol. 40. No. 15. P. 1913�1933. doi:

10.1080/09500693.2018.1514544.

JeongAe You, HyeSeung Lee, Cheryl J. Craig (2019). Remaking textbook policy: Analysis of national

curriculum alignment in Korean school textbooks. Asia Pacific Journal of Education. Vol. 39. No. 1. P. 14�30. doi:

10.1080/02188791.2019.1572591.

Spours, K., Hodgson, A., Rogers, L. (2017). Education and Training in England: The Concept of an Extended Upper

Secondary Education Phase Revisited. http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/ featured-research/14-19-education-trainingengland/

pdf/14-19_education_and_training_in_England.pdf (accessed 21.08.2017).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

40

Weili Zhao (2019). Epistemological fl ashpoint in China�s classroom reform: (How) can a �Confucian do-after-me

pedagogy� cultivate critical thinking? Journal of Curriculum Studies. doi: 10.1080/00220272.2019.1641844.

References

Airaksinen, T., Halinen, I., Linturi, H. (2017). Futuribles of learning 2030 � Delphi supports the reform of the core

curricula in Finland. The European Journal of Futures Research. Vol. 5. P. 2. doi:10.1007/s40309-016-0096-y.

Avdeenko, N.A., Demidova, M.Yu., Kovaleva, G.S. et al. (2019). Osnovnye podkhody k otsenke kreativnogo myshleniya

v ramkakh proekta �Monitoring formirovaniya funktsional�noi gramotnosti� [Basic approaches to assessing creative

thinking within the framework of the project �Monitoring the formation of functional literacy�]. Otechestvennaya

i Zarubezhnaya Pedagogika. 4. 124�145. (In Russ.)

Boltzmann, L. (1896). Vorlesungen uber Gastheorie, vol. I. J.A. Barth, Leipzig.

Chitatel�skaya gramotnost�. Sbornik etalonnykh zadanii: vypusk 1, 2: uchebnoe posobie: v 2 chastyakh (2022). [Reading

literacy. Collection of reference tasks: issue 1, 2]. pod red. G.S. Kovalevoj, L.A. Ryabininoj. Moscow. Saint Petersburg.

Prosveshchenie Publ. 132. (In Russ.)

Chitatel�skaya gramotnost�: metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu chitatel�skoi gramotnosti obuchayushchikhsya

5�9 klassov s ispol�zovaniem otkrytogo banka zadanii na tsifrovoi platforme (2021). [Reading literacy: methodological recommendations

for developing reading literacy of students in grades 5-9 using an open task bank on a digital platform]. FGBNU

�Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO�; pod red. G.S. Kovalevoj, L.A. Ryabininoj. Moscow. 124. (In Russ.)

Coughlan, S. (2017). How Canada Became an Education Superpower. BBC. http://www.bbc.com/news/ business-

40708421

Cousin, S. (2019). System Leadership: Policy and Practice in the English Schools System. London: Bloomsbury.

Curriculum Services Canada (2016). Mapping the impact of the 21st century innovation research initiative on students.

Teachers and Systems: Local Innovation Projects. Round 5. http://www.ontario directors.ca

Douglas R. Gress, Jungyeop Shin (2017). Potential for knowledge in action? An analysis of Korean green energy

related K3�12 curriculum and texts. Environmental Education Research. Vol. 23. No. 6. P. 874�885. doi:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.1080/13504622.2016.1204987.

EC Report (2018). Report on a literature review of reforms related to the 2006 European Framework of Key Competences

for lifelong learning and the role of the Framework in these reforms / Publications Offi ce of the European Union.

https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bf6739 aa-04a8-11e8-b8f5-01aa75ed71a1/language-en

Edge Foundation (2017). Our Plan for 14-19 Education: Coherent, Unifi ed, Holistic. http://www.edge. co.uk/sites/

default/fi les/documents/our_plan_for_14-19_education_fi nal.pdf. (accessed 21.08.2023).

Esposito, A. (ed.) (2017). Research 2.0 and the Impact of Digital Technologies on Scholarly Inquiry. Hershey, PA: IGI

Global. https://www.igi-global.com/gateway/book/150396

EU Parliament (2018). What if technologies challenged our ethical norms? Scientifi c Foresight: What is? / European

Parliament. http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/624246/ EPRS_ATA(2018)624246_EN.pdf

Federal�naya obrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya. FOP DO (2023). [Federal educational program

for preschool education. Moscow. GNOM Publ. 18. (In Russ.)

FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Basic General Education]. 18 may

2023 g. N 370. [Electronic resource]. URL https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-370/

federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego/ (In Russ.)

Formirovanie i otsenka funktsional�noi gramotnosti obuchayushchikhsya obshcheobrazovatel�nykh organizatsii:

samodiagnostika zanyatii: prakticheskoe posobie (2023). [Formation and assessment of functional literacy of students in

general education institutions: self-diagnosis of classes]. Sost.: N.V. Kishalova, E.S. Filenko. Yuzhno-Sahalinsk. IROSO

Publ. 32. (In Russ.)

Formirovanie predposylok funktsional�noi gramotnosti doshkol�nikov v usloviyakh realizatsii FGOS DO: uchebnometodicheskoe

posobie (2023). [Formation of prerequisites for functional literacy of preschool children in the context of

the implementation of the Federal State Educational Standard for Education]. Avt.-sost. V.V. Zhuravleva, A.A. Chuprina,

L.N. Shubina. Stavropol�. SKIRO PK i PRO Publ. 55. (In Russ.)

Formirovanie predposylok funktsional�noi gramotnosti u detei starshego doshkol�nogo vozrasta metodicheskoe posobie

(2022). [Formation of prerequisites for functional literacy in children of senior preschool age]. Mahachkala: IPE RD

ALEF Publ. 88. (In Russ.)

Glensdorf, Y.A., Prigozhin, Y.A. (1973). Termodinamicheskaya teoriya struktury, ustoichivosti i fluktuatsii [Thermodynamic

theory of structure, stability and fluctuations]. Moscow. Mir. 324. (In Russ.)

JeongAe You, HyeSeung Lee, Cheryl J. Craig (2019). Remaking textbook policy: Analysis of national curriculum

alignment in Korean school textbooks. Asia Pacific Journal of Education. Vol. 39. No. 1. P. 14�30. DOI:

10.1080/02188791.2019.1572591.

Jian-Xin Yao, Yu-Ying Guo (2018). Core competences and scientifi c literacy: The recent reform of the school

science curriculum in China. International Journal of Science Education. Vol. 40. No. 15. P. 1913�1933. DOI:

10.1080/09500693.2018.1514544.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

41

Kaplunov, V. Chto takoe sotsial�naya entropiya? [What is social entropy?] [Electronic resource]. URL https://root.

elima.ru/texts/?id=469 (Data obrashcheniya 5.01.2024). (In Russ.)

Knyazeva, E.N., Kurdyumov, S.P. (2002). Osnovaniya sinergetiki. Rezhimy s obostreniem, samoorganizatsiya, tempomiry

[Foundations of synergetics. Modes with aggravation, self-organization, tempoworlds]. Saint Petersburg. Aletejya.

414. (In Russ.)

Kolmogorov, A.N. (1987). Teoriya informatsii i teoriya algoritmov [Information theory and algorithm theory]. Moscow.

Nauka Publ. 304. (In Russ.)

Kolmogorov, A.N., Zhurbenko, I.G., Prohorov, A.V. (2015). Vvedenie v teoriyu veroyatnostei [Introduction to Probability

Theory]. Bibliotechka KVANT. Vypusk 4(135). � Moscow. MCNMO Publ. 168. (In Russ.)

Kondratenko, E. (2022). Funktsional�naya gramotnost� po FGOS-2021. Chto izmenit� v rabote? [Functional literacy

according to Federal State Educational Standards 2021 What to change at work?] Spravochnik zamestitelya direktora

shkoly. 96-105. (In Russ.)

Loginova, O.B. (2021). Osobennosti zadanii dlya formirovaniya i otsenki kreativnogo myshleniya [Features of tasks

for the formation and assessment of creative thinking]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. Vol. 2. 5 (79).

160�174. (In Russ.)

Lotman, Yu.M. (1970). Struktura khudozhestvennogo teksta [Structure of fictional text]. Moscow. Nauka Publ. 234.

(In Russ.)

Metodicheskie rekomendatsii funktsional�noi gramotnosti obuchayushchikhsya: Sbornik metodicheskikh rekomendatsii

(2022). [Methodological recommendations for functional literacy of students]. Avt.-sost. O.N. Bershanskaya, T.YU.

Eryomina, G.A. Kobeleva, N.V. Nosova, S.A. Okuneva, A.V. Ryattel�. � Kirov. KOGOAU DPO �IRO Kirovskoj oblasti�. 135.

(In Russ.)

Metodika pedagogicheskogo izmereniya gramotnosti shkol�nika v predmetnykh oblastyakh nauchnykh znanii (2015).

[Methodology for pedagogical measurement of student literacy in subject areas of scientific knowledge]. Part 1. Uchebnometodicheskoe

opisanie. Pod obshchej redakciej S.A. Boyashovoj. Saint Petersburg. GBOU DPPO CPKS �Informacionnometodicheskij

centr� Primorskogo rajona Sankt-Peterburga. 28. (In Russ.)

Nekipelova, I.M. (2013). Priznaki entropii i negentropii v yazykovoi sisteme [Signs of entropy and negentropy in the

language system]. Sovremennye issledovaniya social�nyh problem. 9(29). 12-20. (In Russ.)

Obrazovatel�naya sistema �Shkola 2100�. Pedagogika zdravogo smysla (2003). [Educational system �School 2100�.

Common sense pedagogy]. Pod red. A. A. Leont�eva. Moscow. Balass Publ. � 35-36. (In Russ.)

Otkrytyi bank zadanii dlya otsenki chitatel�skoi gramotnosti (V�IX klassy) [Open bank of tasks for assessing reading

literacy (grades V-IX)]. FGBNU �Federal�nyj institut pedagogicheskih izmerenij�. [Electronic resource]. https://fipi.ru/

otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti (Data obrashcheniya 5.01.2024).

Prigozhin, I., Stengers, I. (1986). Poryadok iz khaosa: Novyi dialog cheloveka s prirodoi [Order out of chaos: A new

dialogue between man and nature]. Per. s angl. Obshch. red. V.I. Arshinova, Yu.L. Klimontovicha i Yu.V. Sachkova. Moscow.

Progress Publ. 432. (In Russ.)

Sanochkina, Yu.V. (2020). Sovershenstvovanie metodov upravleniya innovatsionnymi protsessami v ekonomicheskikh

sistemakh [Improving methods for managing innovation processes in economic systems]. Saint Petersburg.

Petropolis Publ. 54-55. (In Russ.)

Sistema otsenki predmetnykh rezul�tatov obucheniya v nachal�noi shkole. Russkii yazyk. Literaturnoe chtenie.

Matematika. Okruzhayushchii mir: metodicheskie rekomendatsii dlya uchitelya [System for assessing subject learning

outcomes in primary school (2023). Russian language. Literary reading. Mathematics. The world around us: guidelines for

teachers]. N.F. Vinogradova, M.I. Kuznecova, M.V. Rozhkova, O.A. Rydze; pod red. N.F. Vinogradovoj. Moscow. FGBNU

�Institut strategii razvitiya obrazovaniya�. 278. (In Russ.)

Spours, K., Hodgson, A., Rogers, L. (2017). Education and Training in England: The Concept of an Extended Upper

Secondary Education Phase Revisited. http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/ featured-research/14-19-education-trainingengland/

pdf/14-19_education_and_training_in_England.pdf (accessed 21.08.2017).

Tsypkin, Ya.Z. (1995). Informatsionnaya teoriya identifikatsii [Information theory of identification]. Moscow. Nauka.

Fizmatlit Publ. 336. (In Russ.)

Universal�nye kompetentnosti i novaya gramotnost�: ot lozungov k real�nosti (2020). [Universal competencies and

new literacy: from slogans to reality]. Pod red. M.S. Dobryakovoj, I.D. Frumina; pri uchastii K.A. Barannikova, N. Ziila,

Dzh. Moss, I.M. Remorenko, Y.A. Hautamyaki; Nac. issled. un-t �Vysshaya shkola ekonomiki�. Moscow. Izd. dom Vysshej

shkoly ekonomiki. 472. (In Russ.)

Ventcel, E.S. (1969). Teoriya veroyatnostei [Probability theory]. Moscow. Nauka. 576. (In Russ.)

Vol�kenshtejn, M.V. (1986). Entropiya i informatsiya [Entropy and information]. Moscow. Nauka. 192. (In Russ.)

Volosovec, T.V. (2019). STEM-obrazovanie detei doshkol�nogo i mladshego shkol�nogo vozrasta. Partsial�naya

modul�naya programma razvitiya intellektual�nykh sposobnostei v protsesse poznavatel�noi deyatel�nosti i vovlecheniya

v nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo: uchebnaya programma [STEM education for preschool and primary school children.

Partial modular program for the development of intellectual abilities in the process of cognitive activity and involvement

in scientific and technical creativity: curriculum]. Moscow. BINOM. Laboratoriya znanij. 112. (In Russ.)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

42

Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem �Upravlenie razvitiem

funktsional�noi gramotnosti� [All-Russian scientific and practical conference with international participation �Managing

the development of functional literacy�]. Kazan�, Kazanskij (Privolzhskij) federal�nyj universitet. 27-28.11.2023. [Electronic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

resource]. URL https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/873288105.pdf (data obrashcheniya 5.01.2024). (In Russ.)

Weili Zhao (2019). Epistemological fl ashpoint in China�s classroom reform: (How) can a �Confucian do-after-me

pedagogy� cultivate critical thinking? Journal of Curriculum Studies. doi: 10.1080/00220272.2019.1641844.

Zabrodina, N.P. (2021). Chitatel�skaya gramotnost�: posobie po razvitiyu funktsional�noi gramotnosti [Reading Literacy:

A Guide to Developing Functional Literacy]. Moscow. Ministerstvo prosveshcheniya RF. 35. (In Russ.)

Zaripov, R.G. (2005). Novye mery i metody v teorii informatsii [New measures and methods in information theory].

Kazan�. Izd-vo Kazan. gos. tekhn. un-ta. 364. (In Russ.)

���������� �� ������

�������� ��������� �����������, ������ �������������� ����, ��������� ��������� ����������

� ����������� ����� �� ���������� (�����������) ����������� ������������, ������������ ��� ������-

�������� ������������, ���������� ������� ���������� ���������� �������� ���� ���������� ���������,

����������� ������� �����, ����������� ������� ���������� ���������, ������, ���������� ���������,

pr_gabdulhakov@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-2708-0058

About the author

Valerian F. Gabdulkhakov, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Institute of psychology and education, Kazan (Volga region)

Federal University, Head of the Center of Applied Pedagogy of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan,

Kazan, Russian Federation, pr_gabdulhakov@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-2708-0058

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.