Научная статья на тему 'Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета'

Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая память / будущие педагоги / дошкольное образование / двуязычные регионы / педагогическая диагностика / проблемные зоны / педагогическая стратегия / воспитание патриотизма / historical memory / future teachers / preschool education / bilingual regions / pedagogical diagnostics / problem areas / pedagogical strategy / education of patriotism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Зиннурова Альфия Фидаиловна

Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития историче­ской памяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о событиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины. Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студентами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях по дисциплинам общекультурного блока. В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023 гг.) приняли участие 1886 студентов и 12 преподавателей университетов. Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформированности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, педагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах. Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осуществлять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриотического воспитания. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессионального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Зиннурова Альфия Фидаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of historical memory among future preschool teachers in a bilingual university environment

The purpose of the article is to show the results of a study on the diagnosis and development of historical memory among future teachers of preschool organizations studying in Russian regions with state national-Russian bilingualism. The empirical basis of the study was the pedagogical departments of the universities of Tatarstan, Chuvashia, and Mari El. In the course of diagnosing the level of development of historical memory among future teachers, it was found that more than half of them do not have historical memory, a third of students admit that they are not ready to form historical memory in their future students in educational institutions, many have a poor understanding of events that have historical significance for the country are lost in the concepts of a large and small Motherland characteristic of a bilingual environment. The problem is that universities practically do not conduct diagnostic monitoring of the development of historical memory; many teachers ignore these issues when students master worldview and communication modules; there is no effective strategy for the formation of historical memory as a basic basis for the education of patriotism and citizenship in classes in the disciplines of the general cultural block. In total, 1886 students and 12 university teachers took part in experiments (diagnostic and formative) over 5 years (2019–2023). The research methods used were questionnaires, testing, pedagogical observation, pedagogical experiment, generalization of research results at interregional scientific and practical conferences, and mathematical data processing. The main results of the study were problem areas in the formation (unformation) of students’ historical memory in the conditions of state national-Russian bilingualism, a pedagogical strategy for the development of historical memory in the process of mastering the disciplines of the general cultural block, and methodological recommendations for the formation of historical memory in bilingual regions. Conclusions. In universities with state national-Russian bilingualism, it is necessary to carry out diagnostic monitoring of the development of students’ historical memory, identify problem areas of this development, and design pedagogical strategies for patriotic education based on the data obtained. Promising areas of pedagogical research can be models, technologies, means of forming historical memory when mastering disciplines of both general cultural and professional blocks, as well as the formation of historical memory in the conditions of scientific research or teaching practice.

Текст научной работы на тему «Развитие исторической памяти у будущих педагогов дошкольного образования в двуязычной среде университета»

����������� �������� ���������.1, ��������� ������ ����������2

1 ��������� (�����������) ����������� �����������, �������� ���� ���������� ���������, ������, ������ 2 ��������� ��������������� ������������-������������ �����������, �������� ���� ���������� ���������, ������, ������

���� ������ � �������� ���������� ������������ �� ����������� � �������� ������������ ������ � ������� ��������� ���������� �����������, ����������� � ��������� ������ � ��������������� �����������-������� ����������. ������������ ����� ������������ ����� �������������� ������-��� ������������� ����������, �������, ����� ��. � ���� ����������� ������ �������� ��������-���� ������ � ������� ��������� ���� �����������, ��� ����� �������� �� ��� �� �������� ������-������ �������, ����� ��������� ����������, ��� ��� �� ������ ����������� ������������ ������ � ����� ������� ������������� � ��������������� �����������, ������ ����� ������ ����������-��� � ��������, ������� ������������ �������� ��� ������, �������� � ����������� ��� �������-��� ����� �������� ������� � ����� ������. �������� ����������� � ���, ��� � ����� ����������� �� ���������� ��������������� ���������� �������� ������������ ������; ������ ������������� ���������� ��� ������� ��� �������� ������-���� ������������������ � ���������������� �������; ��� ����������� ��������� ������������ ������������ ������ ��� ������� ������ ���������� ����������� � ����������������� �� �������� �� ����������� ��������������� �����. � �������� ������� ������������ ���� ������������ �������������, ������������, �������������� ����������, �������������� �����������, ��������� ����������� ������������ �� ������������-��� ������-������������ ������������, �������������� ��������� ������. ����� � ������������� (��������������� � �����������) � ������� 5 ��� (2019�2023 ��.) ������� ������� 1886 ��������� � 12 �������������� �������������. ��������� ������������ ������������ ����� ���������� ���� ���������������� (����������-��������) ������������ ������ ��������� � �������� ���������������� �����������-�������� ���-������, �������������� ��������� �������� ������������ ������ � �������� �������� ��������� ��������������� �����, ������������ ������������ �� ������������ ������������ ������ � ���-������� ��������. ������. � ������������� � ��������������� �����������-������� ���������� ���������� �������-����� ��������������� ���������� �������� ������������ ������ ���������, �������� ���������� ���� ����� ��������, ������������� �� ������ ���������� ������ �������������� ��������� ������-��������� ����������. �������������� ������������� ��������������� ������ ����� ����� ������, ����������, �������� ������������ ������������ ������ ��� �������� ��������� ��� ��������-�������, ��� � ����������������� �����, � ����� ������������ ������������ ������ � �������� ������-����������������� ��� �������������� ��������.

�������� �����: ������������ ������, ������� ��������, ���������� �����������, ���������� �������, �������������� �����������, ���������� ����, �������������� ���������, ���������� �����������.

��� �����������: ����������� �.�., ��������� �.�., ������ �.�. �������� ������������ ������ � ������� ��������� ����������� ����������� � ���������� ����� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �6(120). � �. 20�35. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-20-35

���������: 7.10.2023. ������� � ����������: 7.11.2023.

. pr_gabdulhakov@mail.ru

UDC 159.99 (571.57) DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-20-35

Development of Historical Memory among Future Preschool Teachers in a Bilingual University Environment

Valerian F. Gabdulkhakov.1, Alfiya F. Zinnurova2

1 Kazan (Volga Region) Federal University, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 2 Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

The purpose of the article is to show the results of a study on the diagnosis and development of historical memory among future teachers of preschool organizations studying in Russian regions with state national-Russian bilingualism. The empirical basis of the study was the pedagogical departments of the universities of Tatarstan, Chuvashia, and Mari El. In the course of diagnosing the level of development of historical memory among future teachers, it was found that more than half of them do not have historical memory, a third of students admit that they are not ready to form historical memory in their future students in educational institutions, many have a poor understanding of events that have historical significance for the country are lost in the concepts of a large and small Motherland characteristic of a bilingual environment. The problem is that universities practically do not conduct diagnostic monitoring of the development of historical memory; many teachers ignore these issues when students master worldview and communication modules; there is no effective strategy for the formation of historical memory as a basic basis for the education of patriotism and citizenship in classes in the disciplines of the general cultural block. In total, 1886 students and 12 university teachers took part in experiments (diagnostic and formative) over 5 years (2019�2023). The research methods used were questionnaires, testing, pedagogical observation, pedagogical experiment, generalization of research results at interregional scientific and practical conferences, and mathematical data processing. The main results of the study were problem areas in the formation (unformation) of students� historical memory in the conditions of state national-Russian bilingualism, a pedagogical strategy for the development of historical memory in the process of mastering the disciplines of the general cultural block, and methodological recommendations for the formation of historical memory in bilingual regions. Conclusions. In universities with state national-Russian bilingualism, it is necessary to carry out diagnostic monitoring of the development of students� historical memory, identify problem areas of this development, and design pedagogical strategies for patriotic education based on the data obtained. Promising areas of pedagogical research can be models, technologies, means of forming historical memory when mastering disciplines of both general cultural and professional blocks, as well as the formation of historical memory in the conditions of scientific research or teaching practice.

Keywords: historical memory, future teachers, preschool education, bilingual regions, pedagogical diagnostics, problem areas, pedagogical strategy, education of patriotism.

For citation: Gabdulkhakov V.F., Zinnurova A.F. (2023). Development of historical memory among fu-ture preschool teachers in a bilingual university environment. Preschool Education Today. 6:17, 20�35 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-20-35

Recieved: 7.10.2023. Accepted: 7.11.2023

. pr_gabdulhakov@mail.ru

��������

����������� ��������������� ��������� (������������ ������������ �� ���������� ���, 2023) ������������ �������� �������-��� � ����� ����������� � ����������� ��-�������������. � ����� ������ ������ ���� ������ ������� �������� ����������� ��-���������. ������, ���� ���������� ����-������, ��� ��������-�������� ���������� ��������� ������������� �� ������ ������ ��-�������� �������������� ����������� �����. � ����������� ������� ��������� �� ������� ��� ����� ������� ������� ������ � ������-������ ������.

��������, ��� ������������ ������ ��� ��-��������������������������������������-���� ���������������, �������������, ������-��������� ���������� (������, 2008; ������, 2019;���������,2019;������,2021).�������-������ ����� ��������� ��� ������� �������-���� ���������� ��� ��� ���� ������� ��� ��-����� ������, ����������� �����������������, ���������� � �������� ����������� ����, ����-�����������������������������(���������, 2005; �������, 2018; ������������ ������ �����������������������,2018;������,2023; ��������������� ����� ������������ �������� ��������������� ��������� ���, 2023).

������� ������������� � ��������� ��-���������� ������ �������� ������� ������� ������������� �����, �������������� ���-���������� ������������ ������� � �����-����� (������������ ������, 2019; ��������, 2020). ��� �������� ��������� � ����������� ������������ ��������, ����� ����� �������-������ ���������� �����, �����������, ���-����������, ����������. ���� ��������� �������������� �� �������� ��������������-�� �� �������� ������������������ � �����-����������� ������� ��������� ��������� ���������� �������������� ������������ ������ � ���������-������������, ��������� � ����������� ����������. ����������� ��������� �������������� � ������� ����-���� �� ������� � �������� �� ����������-�� ������������ � ��������� ����������� � �����������������.

� ���������� � ���������� ���������� ������������ ������ ��������������� ����� � ����� ������ ����� ������������� �������-��� �������� � ��������������� ����� ��-������� ���������. � ��� ���������:

� ������ �� ������������ ��������, ���-������ ������� ���� � ������ ������, ����-��, ������������ ��������, � ������ ����� � ������� ����� (���������� ������������-��� ������������, 1998; ���������� ������, 1998; Ardasheva, Carbonneau, Roo, and Wang, 2018; ���������, 2019; �������� ������ � ����������� ������, 2020; Anssi Roiha & Katja Mantyla, 2022);

������������� ���������, ��������� � ����������� ������� ������ ������������-�� � ���� ������������ �������� (������, 1992; Erll, Nunning, 2010; Clough, 2018; ������, ������, 2019; ������������� ������� ����-���� ������ � ����������� ������, 2021);

��������, ������������ ���������-��� �������, ��������, ��������� ������-�� (Gockenjan, Zimonyi, 2001; ���������, 2007; Landsberg, 2015; Hutton, 2016; �������, 2020; ���� ���������� ���������� ��������� �� ��������� ��������������� ������������ �������� ���������� ����������, 2023).

��� ���� ������������� �������� �����-��� �� ��������������� � ���������������-��� ����������� ������������ ������: ���-�������� ����� ������������ ����������� ��� ��� ���� ������������ ������� (Felman, Laub, 1992; Welzer, 2002), ������ ���������-�������� ����������� �������� ���������-��� ��������� (Winter, 2006; Giles, 2014). ������ ������ ���� ������������ �� ��-������� ���������� ������ �� ������ ��-��������� ��� � ������������� ��������-�� ������� ������������ ��� ����������� �����������.

������ ������ ���������� ������, ���-�������� ����������� ������ � ������-�� (������� � �������, ������ � ���������� ������������, 2017; ��������, 2020), �������-����� ������������ ������ (Social Memory and History, 2002; ������ � ������ ������� ���-��, 2022), ������������� ������ � �������� �������� (Phillips, 2000; Oushakine, 2013). ��� ���� ������ �������: ����������� �������� ���� ������ �� ������ ��� �������� ������-������ �������, �� ������ ����� ���������� ������������ ������ � ��� ���������, ������� ��������� ��� ������������ � ������� ����-�������. � ���������, ��� ������� �� �������-�� �������� ����������� ������������.

�������� � ����������� ����� ���������-�� ������ ����������� ������� �������� ��-�������� �� ��������������� (Hutton, 2016; ������������ ������ � ���������� �������-�����, 2018). ��� ������� ������� � ���������-����������������������������,����������-������,��������������������������������, ������������������.�.������������������ ������ �������� ����������� ��������� � ����������� ����� �������� � ����� �����-��������. ������ ������ �� ���� ���� �� ���� ������� �������������� �������������.

�������� ����������� �������� �������� ������ ���� ��� ����������� ��������� ��-������������ (Baker, Colin, and Wayne Wright, 2017; Bauman, 2017; Beery, 2018; Bradford, 2018). � �������� ��������� ������������ �������� ����������� ����������� ���-���������� ������������� �������������-�� ������ � �������� � ����������� �������� �������� (��������������, ���������������, ���������) (Al-Hoorie, 2018; Anderson, Mak, Keyvani Chahi, and Bialystok, 2018). ������� �� ��� ������� ������ ��� ��� � ������� � ����-��� � �������� ����� ���� ��������� ������ � ��������� (��������, ������, 1972; ������, 2008; Aizawa and Rose, 2019; Gabdulchakov and Shishova, 2022).

� ��������� ���� ������� ��������� ����� ������������ ������ � ������������ ����-��������� (������� � �������, ������ � ���-������� ������������, 2017; ������������� ������� �������� ������ � ����������� ������, 2021), ������� �� ���������� ��-���� ���������� ���������� (������, 2021), ��������������� ���������� ������� ����-����� (�������, 2020) � ��. ������ ������� � ������� ������� ������������ ������ �� �������� � ��������� ����� ������ ����-������ �����. ��� ������������ ���������-���� �������� ���������� ���������, ����-������ ������������ ������� � ��������� ����������� �� � ����� ����������� ������-�� (��������, 1999).

�.�. ��������� �����������, ��� �������� ����������� � ���������������� ����������� �� ������ (���������, 2005). ����� �������, ������������ ������ ����� ������������� ��� ���������, ���� �� ����� ������� ������, ���� �� ����� ����������� ������� ��������-������ �������, �������� �� ������� �����-��������, ��� ���� �� ����� ������������ ��������, ������������ ������������ ��-����� �������� (Le Goff, 1992; Nazmi, 2007; Olick, Vinitzky-Seroussi, Levy, 2011). ������� �������� ������������ ������ ������ ����-���� ������������ ������, ���������� ������ � ������������� ��������� (Tibbets, 1992).

� ������ � ����� � ��������� ����������� ��������������� ��������� (������������ ������������ �� ���������� ���, 2023) ��-�������������� ������ ��������������-����-���������� ������� ������������ � �������� ������������ ������, � ������ ������� ����� ������ � ����� ������������ ����������-��� (�����������, ����������, �����������, �����������-���������); ������� ��������-������� �������� � �������� ������������-��� � ����������� ��������. �� �������� ��� ��������������� ���������� ����������� �������������� ����� � ��������� �������� ������������ ������. �� ���� ��������� ���-������ ������ ���������.

���� �� ���������� ����������, ��� � ���������� �������� (��������� � ���������-������ �����������-������� ����������) ������� �������� ����� ��������� �������-������ ��������� � ����������������� � ���-��������, �� ��� ���� ������������ ������� ���-���� ���������� � ����� ������������ ������, ������������� ����������� ������� �� ����������, ���������������� � ������ ������������� ����� �������������, �������-��� � ������ ������, ������������ ������-��� � ������������ ��������� � ��������. ������ ������ �������� ����������� ������-����� (� ����� �� ���� � ������������������� �����) �������� ������������, ������� ���-��� �������� �� � ����� ������, � �� �������. ��� ��������� �������� ��� ���������� ��-����������� ���������� ����������������� � �����������.

������ ��������: ��� ����������� ����-�������� ������ � ������� ��������� � ���-������� �����, ����� �� ���� �����������-��� ������������ ��������� ������ � ��� � ���� �������� ��������� � ��� ���������� � �����������������.

���� ������������: ������� ���������-�� ���������� ������������ ������ � ����-��� ��������� � ���������� �����, ������-���� ��������� �� �������� � ������� ������� ��������������� �����������.

����������� ������������ ��������� �� ����������� ������ � �������� (���������, 2005), �� ��������� �������������� �������� �������� � �������� ������������� �������-������� ���������� (��������, 1972); ������ �������� �������� (��������, 1999); ������-��� �������������������� ���������� �����-��� (���������, 2009), �������� ����������� ������������ ������ � ���������� �������-����� (������, 2019).

������ ������������: �������������, ������������, �������������� ����������, �������������� �����������, �������������� ��������� ����������� ������.

��� ������������

������������ ����������� ������-����-����������� ������� ���������� ��������-���� ������������ � ������� ���������� ��-�������� �������� ���� ���������� ��������� � 2017�2023 ��. ����������������� ����� ���-�� ������������ ����������, �������, ����� ��. ��� ������� � ��������������� �����-������-������� ���������� (��������-���-����, ��������-�������, ��������-�������). � ���� ������������� �������������� �����-����� ��������� ��� ������ � ���������� ���-�� �������� ���� � ��������� �����.

��� ��������������� ������������ ���� �������� ������ ������������ � ������� ��-������� � ������ ����������������� ������-����� �������������� ������ ������� � ���-����� 50% ��������� � 50% ��������� �� �����(�������)�����.������������������� � �� 17 �� 27 ��� (�������� ������� � ������� ��������� �������������). ����� � �������-������ (��������������� � �����������) ������� ������� 1886 ��������� � 12 �������-������� �������������.

����������� ������ ���������������� ������������ ������ � ������� ������������ ������� �����

��� ����������� ���������� ��� �����-������� ������������ ������ ������������ ������������ ��������������� (��� �������� ������ ������) �������� �� �������:

1.

�������� �� �� ���� ��������� ������? (�� ��� ��� � ������ �����������).

2.

��������� ����� ������ �� ������ ������� ����? (������ ������, ������ ����� ����������, ������ � ���������� � ������ �����������).

3.

��� �� �������, ���� �� � ��� ���������-����������������������-���������������� ������, ��������, ���������� �� ���������-��� ����� ����������� �������, �� ��� ���-�������? (�� ��� ��� � ������ �����������).

4.���������������������������������� ������ �� ��������� ��� ������ � �������� � ����� ������� �������������? (�� ��� ���).

5. �������� ����� ��� ������� �� ����-��� ����� ������, ������� ������� ������� �� ���� ����������������� � ����������.

(�������� �� ����-���� �������� �������� �������.)

��� ������� ���������� ��� ������-��� � ������-���������, ������-���������, ������-���������.

���������� ������ �� ������� ������� ������������ � ����. 1.

��� �����, ����������� ��������� �����-�� ���� ���������� ������. �������������� �������� ����������� ����� 2023 �. ��� ��-��� ���� ������� � ����������� ������������ �������� � ����, � ��������� ����������� �� ������ ������ � �������.

������ ��� ������������� ����� ������� �� ��������� � ������� � ����� ������ (���-��� ������ ������) ������ ������� �������� (����. 2).

��������� � �����, ��� � �������� ������-��-������� �������� ����� ����������� ��� ��-�������� ������� ���� ����������, �� �����-����� � ����� ������ � ��� ������� ������ (�� 2�8%). ���� ����� ������� ���������� ���-�������� �������� �������.

�������� ����� �� �������� ����������� � �������� ������-��������� �������� ����� (����. 3).

������ ����� (����. 3) ���������� �� ����-����� � ������� ������ ������� �������, ��� ���������� � ����� ������ (�� 4�10%).

������ ������� ����������� � �������� ������-��������� �������� ����� (����. 4).

��� ����� (����. 4), ����� ������ � ����� ������ ��������� ��� ���� (�� 3% �� 18%). �������� ����������� ��������� � 2023 � ��� (�� 18% ������).

�������� �� ���������� ������� ������� ����������� � ������� ��������� � ��������� � ��������������� �����������-������� ����-������ (����. 1, 2, 3, 4), �������� �� ���� ���-����� ����� ��������� � ��������� �� ���-����� ��������������� ������� � ������� ������ �� ��������� 5 ��� (2019�2023 ��.).

���������� ������ �� �������� ������� ��-���� � ���� �� � ��� ������������ ������ � ������������ � ����. 5.

���������� ��������� ���� ���������� (����. 5): ����� �������� ��������� �������, �����������������������������,��������� � ���. ��������������, ��������, ���������, ��� � ��� ��� ������������ ������, � ���������� ������� ������� �� ���������.

�� ����������� ������ �����, ��� �� ����-�������� ������, ������� �������� ���-���� �������� � ����, ����� ��������� �� �����-��� (� ������� �� 50% �� 32%).

��������� ������ ������ � ������ �� ���-����� ������������ ������������ ������ � ������� ������������� � ������ � ��� ��� ������� ����������� (����. 6).

����� (����. 6) ����������� ������� ����-������ �������: ����� ��� ������������� ����-���� �� ���������� ���������� � ����������, �������������� ���������� ��������� ������-��� ������ �������� ���������� � ���� ����-��. ������ � ������� ����� ����� ���������, ���������� ���������� � ���������� ������-�������� ������, �� ��������� 25�30%. ��� ���� ������� ����� ��������� �� �������� ������ ���� ���������� � 2019 �� 2023 ��. � 25�30% �� 10�17% (���������� ����� � ��� ����). ��� ��������� �������������� ��� � ������-���������, ��� � � ������-��������� � ������-��������� ��������.

������� 7. ���������� ��������� ������ ��������� � ��������� � ��������������� �������������������� ���������� (���������� ������������ � %)

����� ������ ��� ������ � ��������� �������, ������� ������� ������� �� ����-������� � �������������� ������� ���������-���. �� ���� ������ �������� �������� ������ � 2023 �. ����� ���� �������� 983 �������� (� ������� �� 300 ������������ � ������ ��-�����). �������� ��-������� (����. 7).

� ����. 7 ����� ������ �� �������, ������� �������� ����� ����������� � ������� ������-���. ������ ������ �������� �� �������, ������� ��������� ������������ � ���-�������� ��� ������������ �������������� �������������.

��������������������������

����������� ����������� ��������� � ��-������ �������� ��������� ������� ��������� ������� ������������� ����� (� ���������� � 42%, � ������� � 45%, � ����� �� � 40%), ��-���������������������������������������� (� ���������� � 35%, � ������� � 33%, � ����� �� � 30%). ��� ��������� � ������� �����-��� ������������ �������� ��������� �� ��������(��������������������������22%,�������� � 15%, � ����� �� � 12%), ��������������������� � ������ (� ������� ������ 11%, � ����� �� � 8%, � ���������� � �����).

� ������ ������� ������� ���� �����-����: � ���������� ��������� ������������ �������� (42%), ����� ����� (37%); � ����-��� � ������������ �.�. �������� (40%); � ����� �� � �����-������, ������������� �������, ��������, �����, ������������ ���-��� ����� �������� (45%).

�������������������������������������� ��������� ������� ����������� ���������� ������ ��������� ������ (�� 30% �� 35% ������������), ����������� �������� ������� �. ������������ (�� 26% �� 32%).

�������� �� ���� �������� ����� �������, ��� ������ ������������������ ��������� �������� (� ���������� ��� ������� ������� 48%, � ������� � 42%). � ����� �� ������-�� ������� ��� ������� ��-������� � ������������� ������ ������� � 12% ����������.

��������������������� ������� �� ���� �������������(����������� �12%,�������� � 18%, � ����� �� � 20%), � �������������-�� � ������ � ���������� (57% ����������).

���������� ������� ���������� ������-��� ������� ����� �������, ��� ����������� ���������� 1917 �., ������ ������� � ������, ������� ������������ ����. � ������� ��� ������� ������� �� 20% �� 35% ����������.

���������� ������ (����. 7) ������� � ���, ��� �������� �� �������� ���������� � ���-������� ������������ �������� ���������� ����������������� � ����������� � ������-��������� ����������� ��������� � ��������-������� �����������-������� ����������, ������� ���������������� ������������ ��-���� � ������� ��������� ���� ��������� �� �� ����� ������� ������.

��������� � ����� �������� ������������ � ����������� ��������� (26�35% �������-���)�������(21�24%����������).�������� (�������� � ���������), ���������� �� ��� ��������, ���� �������������� � ���� � �� �������� �������� � ���������� ��������. ��� ��������� ��� ����������� ���������� �� �������������.

��������� �������������� ������������ ���� ������ ������ ������ ������� � 1552 �. (���� ���� �������� ������ 12% �������-��� � ������ � �������� ��������-�������� ���������). � ������������ �������� �����-�������� ��� ������� ������� � ����������� ������� ����������������� � �����������-�� �� ���������� ���. ������ ������ ������-����, ��� ��� ������ ������������ ������� ������ ������� � ������� �����������������, ������������� ����� ������ (���������� ������� ��� �������� ��������) (42�48% ����������) (����. 7). ����� ��������� ���-����� �� ������� ����������� ������������� � ������������� ������� ������������� ��-���������� ������.

������������� ����� ��� ����, ������-��� � ������������ �������, ������� �������-������� ����� ��������� (8�11% ����������) (����. 7). ��� ������� � ���, ��� ������������ ���������� ����� ������� � ����������� ��-������ �� ��� ��� ���. ������ �� ��������, ��� ������������ ���������� ���� ������ ������� � ������� ������ ������ � ��� ��� ��-��������������,������������������������ �� ����������� �� ������������� � �������. �� ��������������� ������� ��������� ����� ������ ������ ���� ���: �������������, � ����� �������, ��������� � �������� ����� �������, ���������� ������������ �����-�����, � ������ �������, ��������������� ��-���������, �� ��������� � ��������� ��� ��-������ ���� �������� �������.

��� ����������� ������ �� ���������-��� ������������ ������ ���� ��������� ���������� � ������������ ����������: ���� ��������� ��������������������� (12� 20% ���������� � ����� ���������), ������ � ��������������� (57% ���������� � ������ ���������) (����. 7).

� ���������, ����� �������������� �����-��������������������������������������-������� ������� �������� ��������� (���) ��������������� ����� (��). ��� ���������� (���������, ������� ������, �������������, ������ ���������� �����������������, ���-���� ���� � �������� ���� � ��.) �������� 25% �������� �������, ��������������� ������-������������� � ����� �������������� ��� ������������ ������������ ������.

���������� ������������ ������������ ��������, ��� ������������ ������ � ����-���������� ������ ������ ���� ������� �� ������ �� ��������, ��������� � ����������, �� � � ������������� ������������ �����-������: ������������� ������������� ������-������ �������, ��������� ������ � ����, ���-��������� ������������� ������, �������� �������� ������ (������� � �����).

��������� ���������� � ������������

�� �������� ������������� ��������� ��-���������������� � ���������������� ��-����� ��������� �������� ������� ������-������ ������, �������� ���������, ������� ����� �������������� �������� � ����� � ��-��������� ��� ��� ���� �������.

� ���� �������� �������� ������������ ��������� ������������������ � ���������-������� ������� ������ ����� ����� ������-�������� ���������, ���������� ������� ��-��� ����:

1)���������������������������������-������������ ������������ ������ � ������-��� �� ������ ������ ��������;

2) �������������������, ����������� �� ��� ���� ������������ ������� ���������� � ������ ������;

3) ����������� ���� �������, ����������-����� ���� ���������� ���������� ������� (��������) � �������� ������� ������������.

����� ��������� ���� ����������� ���� �2023�.�������������������������������-���������. ��������� �������������� �� ����-���������������������������������������� (����������������� ������), �� �������� ���-�� � �������� ���� (��������������� ������), �� ������� ����������, ��������������� ��-���������, ������ � �������� �������� ���� (���������������� ������). �������������� ����������� �������� �� ������ ����� ����-����� ����������� ����������� (����� � ��-����� ����� ��������).

������ ���� ��������� � ���������-������. ��� ����������� ������ ��������-�������� ������������ ������ ���� ������-�� ������, ����������� ������ � ����. 1�7. �� ������ ���� ������ � ������� ���������� �������������������������,����������� ������������ ������������ ������.

������ ���� � �����������������. �������� ���� � ������� ���������� ���� ������������ ���, ����� �� ���������� ����-����� ������������� � ����������������� �� �������� �� ������� ���������� ������������-�����, �� �������� ����� � �������� ����, �� ���� ����� ����� ������������ �����������-���� ������������� ������������� �����.

������ ���� � �����������. �� ���� ����� ��������� ������������ ������-������ ������������� ������������ ����-���, ��������� ������ � ����, ������������ ������������� ������, �������� �������� ������ (������� � �����). ������ �������� ����������� �������� ����������� ������-������ ������������� ������������ ����-���� ������ � ���������-������������, ���-������ � ����������� ����������. ���� ���� ����������� ������������� ������������� ���� ������� (����������, �������������, ����������������� � ��.).

���������� ����� ��������� ������������ ����������������� ������ �������������� ������ ���������, ���������� ����� �����-��������� ��������� � ���������������� ��-���������� ������������� ��� ����������.

������� ����������� �� ������ �������� 2022�2023 �������� ���� � � ������ ������-�� 2023�2024 �������� ����. ����� ���� ���-������ ������������� ��������� �� ������� ������� �� � ����� ��������� ������� (��. ���������� � ����. 8). � ������ ������� ����-��� 446 ��������� (147 ��������� �������� ��-�������, 301 � ��������).

� ������� (����. 8) ������������ ������ ������������� ��������� ������� �����, ��-����� ���������� � ������� �������� ����� ���, � �� ������������� ���� ��������� � ���-�� ������� �������� � ���� (��. ������ �����-�� ����. 8).

�� ������ ������� ������� (����. 8) �����-��������������������������������,������� ���������� ��� � ������ ������������ ������-���. ��� ����� (����. 8), ���������� ���������-�� ���������� (���� � ������� �� 20%).

������� 8. ������ �� � ���� ��������� ������ (������ ������������ � %)

������������� �� ������ ������� � � � ������� � ���� �������� ������������� ��-�������� (����. 9.

������ ������� ������� � ���, ��� ���-������� ������ � ���������� ������ ��-����� ���� 95% ��������� (������ 68% ��-���). ��� ������ ��������� ����������� ��� ������ ����� ���������������� ������-��� (������-����������, ������-����������, ������-����������).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� �������, ��� ������������ � ���-������ ������������ ������, ���������� � ��� ����������� � ������� � ����� ������ ���-�� �� ����������, �������, �������� ��� ��-����������� �����������, ����� ���������� ������� � �������������� ��������. �������� ������ ������ ���������, ������������� (�����������������) � ���������������� ��������.

���������� �����������

������� ������������ ������������ ��-���� ��������� � ��������� ����� ������ ������������. �� �������� � ��������, ��-����� ����������� ������������� ������� ����������� ������� �������� �������-��� �� ��������������� (Erll, Nunning, 2010; Landsberg, 2015). ��� �����������, ��� � ��� ����� ���������� ������� �������: ������ ����� ����������������� ��� ��������, ��-������ ���������� ��� ���������� �������� � �.�. ���������� ����������� ��������� ��-�������, ������� ����������� �������� � ��-����������� ������.

���������� ���� ������ ����������� � ������� ������� (���������� ��� � �����-�� �����������, 2017; ������������� ������� �������� ������ � ����������� ������, 2021) � ���, ��� ��� ������������ ����������� ��-�����������, ����������� ���������������, ������������ ������ ���������� ��������� ��������� �����������, �� ������������ ������������.

������ ��� �� ����������� � ������� ����-��� (Phillips, 2000; Social Memory and History, 2002) � ���, ��� ������������� ������ � ���-����� �������� ����� ������������� ��������. �� ������� (Gabdulchakov, Shishova, 2022), ��� �������������� �������� �������� ������ �� �������� ������������ ������ ���������.

������������������������������������: ����� ������������� � ��� ������� � �������-������� �������� ������ ����� ������ ���-�����. � ���������� ����� ������������� �� ������ �������� ������� ������������ ����-��, �� ������ �� ������� � ������, �������� ���� ��� ����������� �������� ����������-���� �������, ������������� � ����.

������� ���������� ������ �������� ���-����� �� ��, ��� � ������ ���������� � ���-������ ������������ ������ � �����������-��� ������ ������ ������ ���� ������������� ���� ������������ ������������� (��������-���,����������,�����������,�����������-��-�������), �������� ��������������� �������� � ��������� ���������������. ��� �������� ����� ������� ����������� ���������� ��-�����������, ����������� ��������������� ������� ��������� � ���������� �����.

������

����������� ��� � ���, ������� �����-������ �� ����� �����, ������ �������� ��-����������� �� ������ �����������, ����-��������, ���������-�������������, �� � ��������������. ���� ��������, ��� ��������-���������������������������������������, ��������� � ����������� ������������ ������ � ������� ��������� � ��������� � ���������-��-������� ��������������� ����������.

�������� ������������, ��� ����� ������-�� � ��� ��� ���� ���� ���� � � ������ ����-����� ������, ��� ���� ��������������� ���� � �������. �� � ����������� � ��������������� �����������-������� ���������� ��� ����� ����� ������ ������ ��������.

����������� ������������ ����������, ��� �������� ������������ ������������ ������ ���� ����� ��������� ��������, �� ���� ��� �� ������ �������� �� ����������� ����-����� ��������. ������ ��� ������� ������-������� ������� ������������� ���������� � ����������, ������� ���������� � ���������� ��������� � ���������� �������� �� ������� �������������, ������� ������������ � �����-��������� � �����.

� �������������� ������������� ����-������ ������������� ����������� ����-����� ������������ � ������� ��������� ������������ ������, ����������� � ����-�������������. ��� ��������� ������ ����� �� �����������, � ���������� ��������. ���������� � ��������� ����� ��������-���� ������ �������������, ���������� ��-���������� ������� � ������� ���� ������ (������� � �����).

������������

����������������������������������-���� ��������������� ����������� ��������-��� ����� � ��������� � �����������-������� ��������������� ���������� ������������� �������� �������� �� ��������� �������-������� ������ ����������� �������������, �� ����� � ������� ������� � �������������� �� ������� ����� ��������������� � �������-����� ���������� ������� ���������.

�� �������

��������������, ����������� ����-������������� � ��������������� ������, �������������:

��������� ��������������� ������-���� ������ �������� ������������ ������ ���������;

�������� � ������� ���������� ������-��� ��������������� � ����������������� ����� ���������� ���� (��������, ������-����� ���������� ������������ �������), ����������������� �����, ���������� �� ����������� ������������� ������������ ������, ������� ����� ����� ��� �� ����� ��������;

��������� ������������� ���������� �������, ���������� ������� � ��� �����-���� ������������� ������������� ���-��������� ������� ������ � ����������� ���������-������������, ������������, �����������, ��������� � ����������� ����������;

��������� � ��������� ����������� ���-���������� ������������ �������, ��������� ������ � ����, ������������ ������������� ������, �������� �������� ������ (������� � �����);

������������ � ������ �� �������� ��-���������� ������ ��������� ����������, �������������, ����������������� ����� ��������������, ����������� ������ ����-��� �����������, ���������������, �������-�����. n

����������� �������� ���������, ������ �������������� ����, ��������� ��������� �������-��� � ����������� ����� �� ���������� (�����������) ����������� ������������, ������������ ��� �������������� ������������, ���������� ������� ���������� ���������� �������� ���� ������-���� ���������, ����������� ������� �����, ����������� ������� ���������� ���������, ������, ������, pr_gabdulhakov@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-2708-0058; Scopus: �56458818500; Web of Science: http://www.researrcherid.com/rid/N-1306-2013

��������� ������ ����������, �������� �������������� ����, ������� ��������� ������ ���-������� ���������� �������� ���� ���������� ���������, ������������� ���������� ���������������� ������������-������������� ������������, ������, ������, instpianrt@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7384-9396

About authors

Valerian F. Gabdulkhakov, Doctor of Pedagogy, Professor, Institute of psychology and education, Kazan (Volga region) Federal University, Head of the Center of Applied Pedagogy of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, pr_gabdulhakov@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-2708-0058; Scopus: �56458818500; Web of Science: http://www.researrcherid.com/rid/N-1306-2013

Alfiya F. Zinnurova, PhD in Pedagogy, Researcher at the Center of Applied Pedagogy of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Senior Lecturer at Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, Kazan, Russia, instpianrt@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7384-9396

����������

1. ������ �. �������� ������� � ����������� ��������. � �.: ����� ������������ ���������, 2019. � 552 �.

2.

��������� �.�. ���� ����������� �������� � ������������ ������������ ������ � ������������ ������� (�� ������� ���� ) // ������������������ ������. � 2019. � �. 1�5.

3.

������ �.�. ���������� �����������: ������������� ������� / ���������� �����������: �������, ��������, �����������: ��������� XXIV ������������� ���������� ������-������������ ����������� � ������������� �������� (�������, 13 ������� 2020 ����). �������: ������, 2021. � �. 203�208.

4.������ �.�. ������������ ������ ��� ���������� ���������������� ������ �������� // ��������������� �������. � 2008. � �1. � �. 12�45.

5. �������� �. ���������� � �����������. ����� � �����������. ������ IV. � �., 1972. � �. 25�60.

6.

��������� �.�. ��������������� � ������������ �������������� ��������� (�����������). � �., 2009. � 336 �.

7. ��������� �.�. ���������� �������� ��������. � �.: �����; �����, 2005. � 1136 �.

8.

������ �.�. �������� � �������: ��� ���� ������� // �����������. URL: https://www.levada. ru/2020/03/23/obshhestvo-i-istoriya-ktokogo-sozdaet/ (���� ���������: 21.01.2023).

9. ������� �.�. ������ �������. ������ �� ���������. � �.: �����-�����, 2018. � 608 �.

10.

��������������� ����� ������������ �������� ��������������� ��������� �� ������������� �������� ����������, ��������� � ����������� ���������. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5634/ (���� ��������� 21.07.2023).

11.

��������� �.�. ��������� � �������� ������������ ������ � �������� �������� ����������� �������� // ���. � ����. ������. ����. � �., 2005. 198 �.

12.

������������ ������ � ���������� ������������ / ���. ���. �.�. �������, �.�. ��������. � �.: ���, 2018. � 508 �.

13.

������� � ������������ ������: ������. ��. ����. ��. / ��� ���. �.�. ���������. � �������: ���-�� �����. ��-��, 2010. ���. 1. � 280 �.

14. ������������ ������ // ������� �������. � ���.: ���-�� �����. ��-�� � �����-����������, 2019. � 220 �.

15. �������� �.�. ������������ ������ �������� � ������������� ��������� �����. � �.: �����, 1999. � 219 �.

16.�������� �.�., ����������� �.�. ������������ ������, ���������� ������: ���������� �������������� // ������� ����������� ���������������� ������������.u8211 � 2020. � ���. 4 (269). � �. 54�61.

17.

�������� �.�. ����������� ������: ������ ������� ����� � ������������ �������� ��������� � ������������� �����. � ���.: ������������ ������������ ������������ � �����-����������, 2020. � 256 �.

18.

������������ ������������ �� ���������� ����������� ��������������� ��������� ����������� �����������. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5633/ (���� ��������� 21.07.2023).

19. ������ �.�. ������ � ������������������ ���������. � �������, 1992. � �. 201�205.

20.

������ � ������ ������� ����� �� ��������� ������: ������������ ���������� / ��� ���. �.�. ������� � �.�. ���������. � ���.: ������������ ������������ ������������ � �����-����������, 2022. � 264 �.

21.

�������� ������ � ����������� ������ � ������� ��������� ������. ������, ���������, ���������: ������������ ���������� / ��� ���. �. �. �������, �. �. ���������. � ���.: ������������ ������������ ������������ � �����-����������, 2020. � 632 �.

22. ���������� ������ / ��� ���. �.�. ����������� � �.�. ��������. � �., 1998. � �. 419�423.

23.

���������� ��������������� ������������ / ��� ���. ���. �.�. �������. � �.: �����-�����-�. 1998. � �. 664�669.

24.

��������� �.�. ������������ ������: ��������: ������� �������. � ���.: ������������ ������������ ������������ � �����-����������, 2019. � 220 �.

25.

������� � �������, ������ � ���������� ������������ / ��� ���. �.�. �������. � �.: �������, 2017. � 400 c.

26.

������������� ������� �������� ������ � ����������� ������ � ��������� ������: ������� ������ / ��� ���. �.�. ������ � �.�. �������. � ���.: ������������ ������������ ������������ � ���������������, 2021. � 312 �.

27.

���������� ��� � ������� �����������. ���. 12. ����������, ����������������, ��������������� ���������� ������������ ������� �����������, ��������� � ���-��������� ������ / ���. ���. �.�. �������. � �., 2017. � �. 34�37.

28.

������ �.�., ������ �.�. ������������ ������: ����� ����������, ��������������� � ����������� // �������� ���� �������� ������ ��� ��� : ������� � ����������. � 2019. � �4. � �. 62�72.

29.

������� �.�. ��� ���������� � ������������ ������� � ������� ������������� �����? // ��������������� ������������. � 2020. � �5. � �. 18�21. DOI: 10.31857/S013216250009419-3

30.

���� ���������� ���������� ��������� � ��������� ��������������� ������������ �������� ���������� ��������� �� ������ �� 2025 ���� // ����������� ��������-������ �������� ����������. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (���� ���������: 02.12.2023).

31.

��������� �. ���������� ����� ������ / ���. � ��. � �����. ��. �.�. ������. � �.: ����� ������������, 2007. � 346 �.

32.�������.�.������������������������������������������������:���������,����������,�������� // ������� ��������� ����������. � 2021. � �. 12. � � 2. � C. 36�54. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.710

33.

���������� �.�. ���������� ������ � ������� ������ / ���. ���. �.�. ������, �.�. ������� // ������������ ������ � ���������� ������������. � �.: ��� , 2018. � �. 12�34.

34.

������� �.�., ������� �.�., �������������-������ �.�., ������ �.�., �������� �.�. �������, ���������� �������� � ������������ �������� ��� ������� ����������� ��������������� ������� / ���. ���. �.�. ��������. � ���, 2017.

35.

Aizawa, I., and H. Rose. (2019). An Analysis of Japan�s English as Medium of Instruction Initiatives within Higher Education: The Gap Between Meso-Level Policy and Micro-Level Practice. Higher Education 77 (6): 1125� 1142. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0323-5

36.

Al-Hoorie, A.H. (2018). The L2 Motivational Self System: A Meta-Analysis. Studies in Second Language Learning and Teaching 8 (4): 721�754. https://doi.org/10.14746/ssllt.2018.8.4.2

37.

Anderson, J. A. E., L. Mak, A. Keyvani Chahi, and E. Bialystok (2018). The Language and Social Background Questionnaire: Assessing Degree of Bilingualism in a Diverse Population. Behavior Research Methods 50 (1): Pages 250�263. https://doi.org/10.3758/s13428-017-0867-9

38.

Anssi Roiha & Katja Mantyla (2022). �It has given me this kind of courage��: the significance of CLIL in form-ing a positive target language self-concept. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. Volume 22. Pages: 100-116. https://www.tandfonline.com/toc/rbeb20/current

39.

Ardasheva, Y., K. J. Carbonneau, A. K. Roo, and Z. Wang (2018). �Relationships among Prior Learning, Anxiety, Self-Efficacy, and Science Vocabulary Learning of Middle School Students with Varied English Language Proficiency.� Learning and Individual Differences 61: 21�30. https://doi.org/10.1016/J.LINDIF.2017.11.008

40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baker, Colin, and Wayne E. Wright (2017). Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. 6th ed. Bristol: Multilingual Matters.

41. Bauman Z. Retrotopia. Cambridge: Polity Press, 2017. 180 p.

42.

Beery Z. Say Goodbye to Your Happy Plantation Narrative. The Outline, 2018 [����������� ������]. ����� �������: https://theoutline.com/post/3956/cheyney-mcknight-not-your-mommas-historyprofile (���� ���������: 05.06.2023)

43.

Bradford, A. (2018). It�s Not All about English! The Problem of Language Foregrounding in English - Medium Programmes in Japan. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 1�14. doi:https://doi.org/10.1080/01 434632.2018.1551402.

44.

Clough, P.T. The User Unconscious: On Affect, Media, and Measure. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2018. 208 p.

45. Erll, A., Nunning A. (eds.). A Companion to Cultural Memory Studies. B.: De Gruyter, 2010 440 p.

46.

Felman, S., Laub, D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. N.Y.: Rout-ledge, 1992. 315 �.

47.

Gabdulchakov V.F. and Shishova E.O. (2022). Psychology of Children�s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early Childhood Education in Russia. Play and STEM Education in the Early Years. Monograph. Chapter 3. S. D. Tunnicliffe and T. Kennedy (eds.), The Author(s), under exclusive license to Springer Nature Swit-zerland AG. Pp. 65-84. ISBN 978-3-030-99829-5 ISBN 978-3-030-99830-1 (eBook). https://doi.org/10.1007/978-3-030-99830-1

48.

Giles, H. A Brief History of Reenactment. EventPlan Limited, 2014 [����������� ������]. ����� �������: http://www.eventplan.co.uk/page29.html (���� ���������: 05.06.2023)

49.

Gockenjan, H., Zimonyi, I. Orientalische Berichte �ber die Volker Osteuropas und Zentralasiens im Mittelalter: Die Gayhani-Tradition (Ibn Rusta, Gardizi, Hudud al-Alam, al-Bakri und al-Marwazi). Wiesbaden: Harrasowitz Verlag, 2001.

50.

Hutton, P.H. The Memory Phenomenon in Contemporary Historical Writing. New York: Palgrave Macmillan, 2016, 234 pp.

51.

Landsberg, A. Engaging the Past: Mass Culture and the Production of Historical Knowledge. N.Y.: Columbia University Press, 2015. 213 p.

52. Le Goff J. History and Memory. � New York, 1992.

53.

Nazmi, A. The Muslim Geographical Image of the World in the Middle Ages: A Source Study. Warsaw: Aca-demic Publishing House DIALOG, 2007.

54.

Olick, J., Vinitzky-Seroussi, V., Levy, D. (eds.). The Collective Memory Reader. Oxford; N.Y.: Oxford Uni-versity Press, 2011 528 p.

55. Oushakine, S. Remembering in Public: On the Affective Management to History. Ab Imperio. 2013. Vol. 1.

P.

269-302.

56. Phillips, P. History Teaching, Nationhood and the State: A Study in Education Politics. L., 2000.

57.

Social Memory and History: Anthropological Perspectives / Ed. By J. J. Climo, M. G. Gattell. Walnut Creek (California): Alta Mira Press, 2002.

58.

Tibbets G. R. The Balkhi School of Geographers. History of Cartography / Ed. by J.B. Harley, D. Woodward. Chicago; London: Chicago University Press, 1992. Vol. II. Book 1: Cartography in the traditional Islamic and South Asian societies. P. 108-136.

59. Welzer, H. Das kommunikative Gedachtnis. Eine Theorie der Erinnerung. Munchen, 2002.

60.

Welzer, H., Moller, S., Tschuggnall K. �Opa war kein Nazi!�. Nationalsozialismus und Holocaust im Famil-iengedachtnis. Frankfurt. M., 2002.

61.

Winter, J. Remembering War: The Great War between Memory and History in the Twentieth Century. New Haven; L.: Yale University Press, 2006. 352 p.

References

1.

Aizawa, I., and H. Rose (2019). An Analysis of Japan�s English as Medium of Instruction Initiatives within Higher Education: The Gap Between Meso-Level Policy and Micro-Level Practice. Higher Education 77 (6): 1125-1142. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0323-5

2.

Al-Hoorie, A.H. (2018). The L2 Motivational Self System: A Meta-Analysis. Studies in Second Language Learn-ing and Teaching 8 (4): 721-754. https://doi.org/10.14746/ssllt.2018.8.4.2

3.

Anderson, J. A. E., L. Mak, A. Keyvani Chahi, and E. Bialystok (2018). The Language and Social Background Questionnaire: Assessing Degree of Bilingualism in a Diverse Population. Behavior Research Methods 50 (1): Pages 250-263. https://doi.org/10.3758/s13428-017-0867-9

4.

Anssi Roiha & Katja Mantyla (2022). �It has given me this kind of courage��: the significance of CLIL in form-ing a positive target language self-concept. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. Volume 22. Pages: 100-116. https://www.tandfonline.com/toc/rbeb20/current

5.

Ardasheva, Y., K. J. Carbonneau, A. K. Roo, and Z. Wang (2018). �Relationships among Prior Learning, Anxi-ety, Self-Efficacy, and Science Vocabulary Learning of Middle School Students with Varied English Language Profi-ciency.� Learning and Individual Differences 61: 21�30. https://doi.org/10.1016/J.LINDIF.2017.11.008

6.

Assman, A. (2019). Oblivion of history � obsession with history. Moscow: New Literary Review. 552 p. (In Russ.)

7.

Baker, Colin, and Wayne E. Wright (2017). Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. 6th ed. Bris-tol: Multilingual Matters.

8. Bauman, Z. (2017). Retrotopia. Cambridge: Polity Press. 180 p.

9.

Beery, Z. (2018). Say Goodbye to Your Happy Plantation Narrative / The Outline, [Electronic resource]. URL: https://theoutline.com/post/3956/cheyney-mcknight-not-your-mommas-historyprofile (Date of access: 05.06.2023).

10.

Bespalova, T.V. (2019). The role of cultural heritage in the formation of historical memory in de facto states (using the example of the LPR) / Culturological Journal. pp. 1-5. (In Russ.)

11.

Bobrov, K.M. (2021). Youth subcultures: theoretical aspects / Russian civilization: history, problems, pros-pects: materials of the XXIV All-Russian youth scientific and practical conference with international participation (Irkutsk, December 13, 2020). Irkutsk: Publishing house �Ottisk�. pp. 203-208. (In Russ.)

12.

Bradford, A. (2018). �It�s Not All about English! The Problem of Language Foregrounding in English-Medium Programmes in Japan.� Journal of Multilingual and Multicultural Development, 1�14. doi:https://doi.org/10.1080/0 1434632.2018.1551402.

13.

Bubnov, Yu. A. (2008). Historical memory as a manifestation of the humanistic meaning of culture. Univer-sity Square. Voronezh. No. 1. (In Russ.)

14.

Clough, P.T. (2018). The User Unconscious: On Affect, Media, and Measure. Minneapolis: University of Minnesota Press. 208 p.

15.

Decree of the President of the Russian Federation On the Strategy of State National Policy of the Russian Federation for the period until 2025 // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102161949 (access date: 12/02/2023). (In Russ.)

16.

Diagnostic map of compliance of the main educational program of a preschool educational institution with the mandatory minimum content specified in the Federal program. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5634/ (Date of access: 07/21/2023). (In Russ.)

17.

Dmitrieva, M.G. (2005). The state and development of historical memory in the mass consciousness of Rus-sian society. // Dis. ...cand. sociol. Sci. Moscow. 198 p. (In Russ.)

18. Erll, A., Nunning, A. (eds.). (2010). A Companion to Cultural Memory Studies. B.: De Gruyter, 440 p.

19.

Event in history, memory and identity narratives (2017). Ed. L.P. Repina. Moscow: Aquilon. 400 p. (In Russ.)

20.

Fadeev, P.V. (2021). Historical memory of Russians in sociological surveys: foundations, reality, problems. Bulletin of the Institute of Sociology. Vol. 12. No. 2. pp. 36-54. DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.710 (In Russ.)

21.

Felman, S., Laub, D. (1992). Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. N.Y.: Routledge. 315 �.

22.

Gabdulchakov V. F., Shishova E. O. (2022). Psychology of Children�s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early Childhood Education in Russia. Play and STEM Education in the Early Years. Monograph. Chapter 3.

S. D. Tunnicliffe and T. Kennedy (eds.), The Author(s), under exclusive license to Springer Nature Switzerland AG. Pp. 65-84. ISBN 978-3-030-99829-5 ISBN 978-3-030-99830-1 (eBook) https://doi.org/10.1007/978-3-030-99830-1

23.

Giles, H. (2014). A Brief History of Reenactment. EventPlan Limited [Electronic resource] Access mode: http://www.eventplan.co.uk/page29.html (Retrieved: 05.06.2023)

24.

Gockenjan, H., Zimonyi, I. (2001). Orientalische Berichte uber die Volker Osteuropas und Zentralasiens im Mittelalter: Die Gayhani-Tradition (Ibn Rusta, Gardizi, Hudud al-Alam, al-Bakri und al-Marwazi). Wiesbaden: Harrasowitz Verlag.

25.

Gudkov, L.D. Society and history: who creates whom. Levada Center. URL: https://www.levada.ru/2020/03/23/ obshhestvo-i-istoriya-ktokogo-sozdaet/ (date of access: 01/21/2023). (In Russ.)

26. Gumilyov, L.N. (2018). The string of history. Lectures on ethnology / M.: AIRISpress. 608 p. (In Russ.)

27.

Halbwachs, M. (2007). Social framework of memory / trans. from fr. and entry Art. S. N. Zenkin. Moscow: New publishing house. 346 p. (In Russ.)

28.

Historical memory and Russian identity (2018). Under. ed. V.A. Tishkov, E.A. Pivneva. Moscow: RAS. 508 p. (In Russ.)

29.

Historical memory (2019). Tutorial. St. Petersburg: Publishing house of Europe. University in St. Petersburg. 220 p. (In Russ.)

30.

History and historical memory: Interuniversity. Sat. scientific tr. (2010). Ed. A.V. Gladysheva. Saratov: Publishing house Sarat. University. Issue. 1. 280 s. (In Russ.)

31.

Hutton, P.H. (2016). The Memory Phenomenon in Contemporary Historical Writing. New York: Palgrave Macmillan, 234 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32.

Karaulov, Yu.N. (1999). National images of consciousness in the associative structure of words. Moscow: Science. 219 p. (In Russ.)

33.

Kasyanov, V.V., Chuprynnikov S.A. (2020). Historical memory, social memory: dialectics of interaction. Bulletin of the Adygea State University. Issue. 4 (269). pp. 54-61. (In Russ.)

34.

Landsberg, A. (2015). Engaging the Past: Mass Culture and the Production of Historical Knowledge. N.Y.: Columbia University Press. 213 p.

35. Le Goff J. (1992). History and Memory. New York.

36.

Lotman, Yu.M. (1992). Memory in cultural studies. Lotman Yu.M. Selected articles. T. 1. Tallinn. P. 201. (In Russ.)

37.

Makhotina, E.I. (2020). Refractions of memory: The Second World War in the memorial culture of Soviet and post-Soviet Lithuania. St. Petersburg: Publishing house of the European University in St. Petersburg. 256 p. (In Russ.)

38.

Memory of the Second World War outside Europe: a collective monograph (2022). Ed. A.I. Miller and A.V. Solovyov. St. Petersburg: Publishing house of the European University in St. Petersburg. 264 p. (In Russ.)

39.

Methodological recommendations for the implementation of the Federal Educational Program of Preschool Education. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/5633/ (Date of access: 07.21.2023). (In Russ.)

40.

Nazmi, A. (2007). The Muslim Geographical Image of the World in the Middle Ages: A Source Study. War-saw: Academic Publishing House DIALOG.

41.

Olick, J., Vinitzky-Seroussi V., Levy D. (eds.) (2011). The Collective Memory Reader. Oxford; N.Y.: Oxford University Press,528 p.

42. Oushakine, S. (2013). Remembering in Public: On the Affective Management to History. Ab Imperio. Vol. 1.

P.

269-302.

43.

Phillips, P. (2000). History Teaching, Nationhood and the State: A Study in Education Politics. L.

44.

Psychology of memory (1998). Ed. Yu.B. Gippereiter and V.Ya. Romanova. Moscow. P. 419. (In Russ.)

45.

Russian sociological encyclopedia (1998). Under the general editorship of G.V. Osipov. Moscow: NORMA - INFRA-M. P. 664. (In Russ.)

46.

Safronova, Yu.A. (2019). Historical memory: introduction: textbook. St. Petersburg: Publishing house of the European University in St. Petersburg. 220 p. (In Russ.)

47.

Shnirelman, V.A. (2018). Social memory � theoretical issues / Rep. ed. V.A. Tishkov, E.A. Pivneva // Historical memory and Russian identity. Moscow: RAS. pp. 12-34. (In Russ.)

48.

Slavic world in the third millennium (2017). Vol. 12. Ethnic, confessional, sociocultural components of the identity of the peoples of Central, Eastern and South-Eastern Europe. Resp. ed. E. S. Uzeneva. Moscow. (In Russ.)

49.

Social Memory and History: Anthropological Perspectives (2002). Ed. By J. J. Climo, M. G. Gattell. Walnut Creek (California): Alta Mira Press.

50.

Symbolic aspects of the politics of memory in modern Russia and Eastern Europe: collection of articles (2021). Ed. V.V. Lapin and A.I. Miller. St. Petersburg: Publishing house of the European University in St. Petersburg. 312 p. (In Russ.)

51.

The politics of memory in modern Russia and the countries of Eastern Europe. Actors, institutions, narratives: a collective monograph (2020). Ed. A. I. Miller, D. V. Efremenko. St. Petersburg: Publishing house of the European University in St. Petersburg. 632 p. (In Russ.)

52. Tibbets, G.R. (1992). The Balkhi School of Geographers. History of Cartography. Ed. by J.B. Harley,

D. Woodward. Chicago; London: Chicago University Press. Vol. II. Book 1: Cartography in the traditional Islamic and South Asian societies. P. 108�136.

53.

Tishkov, V.A., Shabaev, Yu.P. (2019). Historical memory: forms of preservation, design and presentation. News of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences: History and Archeology. No. 4. Syktyvkar. pp. 62-72. (In Russ.)

54.

Toshchenko, Zh. T. (2020). What is happening to the historical memory of the Great Patriotic War? Sociologi-cal research. No. 5. pp. 18�21. DOI: 10.31857/S013216250009419-3 (In Russ.)

55.

Vereshchagin, E.M. (2009). Psychological and methodological characteristics of bilingualism (bilingualism). Moscow. 336 pp. (In Russ.)

56.

Vygotsky, L.S. (2005). Psychology of human development. Moscow: Smysl Publishing House; Eksmo Publishing House. 1136 p. (In Russ.)

57.

Weinreich, Uriel (1972). Monolingualism and multilingualism. New in linguistics. Issue IV. Moscow. pp. 25-60. (In Russ.)

58.

Welzer, H. (2002). Das kommunikative Gedachtnis. Eine Theorie der Erinnerung. M�nchen.

59.

Welzer, H., Moller S., Tschuggnall K. (2002). �Opa war kein Nazi!�. Nationalsozialismus und Holocaust im Familiengedachtnis. Frankfurt. M.

60.

Winter, J. (2006). Remembering War: The Great War between Memory and History in the Twentieth Century. New Haven; L.: Yale University Press. 352 p.

61.

Yunusova, A.B., Frolova, I.V., Mukhametzyanova-Duggal R.M., Baimov A.G., Nadyrshin T.M. (2017). Religion, ethnic tradition and historical heritage as factors of cultural self-determination of the region. Ed.

A. B. Yunusova. Ufa (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.