Научная статья на тему 'Исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием комплекса игровых заданий'

Исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием комплекса игровых заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / интеллектуальное развитие / готовность к обучению / интеллектуальная готовность / старший дошкольник / intelligence / intellectual development / readiness to study / older preschooler

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатенко Ксения Юрьевна, Аверин Никита Сергеевич

Актуальность. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста имеет существенное значение на этапе подготовки к школе. Формирование интеллектуальной готовности является одним из показателей адаптивного включения ребенка в учебный процесс по программам начального образования. Анализ научных исследований позволил выявить содержание и структурные компоненты понятий «интеллектуальное развитие», «интеллектуальная готовность старшего дошкольника». Это способствовало определению основных критериев исследования интеллектуальной готовности и разработке соответствующих игровых диагностических заданий для старших дошкольников. Цель. Изучить динамику формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников в процессе поэтапной реализации интеллектуального проекта «К школе готовы!». Методы. В исследовании приняли участие 30 детей подготовительной к школе группы. На первом этапе проводилась диагностика дошкольников в начале учебного года по разработанному комплексу игровых заданий. На втором этапе был реализован план мероприятий с проведением упражнений, направленных на интеллектуальное развитие старших дошкольников. На завершающем этапе проведено итоговое исследование и анализ результатов. Результаты. Анализ результатов исследования показал повышение познавательной и коммуникативной активности детей в решении заданий на логическое запоминание, математических загадок, задач. Выявлена эффективность проведенной работы с детьми по формированию конструктивного и алгоритмического мышления, овладению математическими представлениями. Наиболее высокие результаты получили показатели диагностики по критериям оценки формирования общего кругозора, представлений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. Выводы. Для эффективной реализации задач по формированию интеллектуальной готовности старших дошкольников на этапе подготовки к школе педагогу необходимо использовать технологии системной работы, способствующие активизации детского творчества и познания: проблемные математические задачи, разноуровневые и групповые задания, конструирование, элементарное программирование, дополнительные упражнения для нейробики, логического запоминания, ассоциативного мышления, развития межполушарного взаимодействия, а также зрительно-моторной координации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатенко Ксения Юрьевна, Аверин Никита Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the intellectual readiness of older preschoolers for school using a set of game tasks

Background. The intellectual development of older preschool children is of significant importance at the stage of preparation for school. The formation of intellectual readiness is one of the indicators of the child’s adaptive inclusion in the educational process in primary education programs. The analysis of scientific research has revealed the content and structural components of the concepts of “intellectual development” and “intellectual readiness of an older preschooler”. This contributed to the definition of the main criteria for the study of intellectual readiness and the development of appropriate gaming diagnostic tasks for older preschoolers. Objective. To study the dynamics of the formation of intellectual readiness of older preschoolers in the process of stage-by-stage implementation of the intellectual project “Ready for School!” Methods. The study involved 30 children of the preparatory school group. At the first stage, the diagnosis of preschoolers was carried out at the beginning of the school year according to the developed set of game tasks. At the second stage, an action plan was implemented with exercises aimed at the intellectual development of older preschoolers. At the final stage, a final study and analysis of the results were carried out. Results. The analysis of the research results showed an increase in the cognitive and communicative activity of children in solving logical memorization tasks, mathematical riddles, and problems. The effectiveness of the work carried out with children on the formation of constructive and algorithmic thinking and mastery of mathematical concepts was revealed. The highest results were obtained by diagnostic indicators based on criteria for evaluating the formation of a common outlook, ideas and ways of interacting with adults and peers in various types of activities. Conclusions. To effectively implement the tasks of developing the intellectual readiness of older preschoolers at the stage of preparation for school, the teacher needs to use systematic work technologies that promote the activation of children’s creativity and cognition: problematic mathematical tasks, multi-level and group tasks, design, elementary programming, additional exercises for neurobiology, logical memorization , associative thinking, development of interhemispheric interaction, as well as visual-motor coordination.

Текст научной работы на тему «Исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием комплекса игровых заданий»

������������ ����������������

���������� ������� ������������

� �������� � ����� � ��������������

��������� ������� �������

�.�. ���������� ., �.�. ������

���������� ��������� �������������� �����������, ������, ���������� ���������

. ksusha24061989@yandex.ru

������

������������. ���������������� �������� ����� �������� ����������� �������� ����� �����-

������� �������� �� ����� ���������� � �����. ������������ ���������������� ���������� ��-

������ ����� �� ����������� ����������� ��������� ������� � ������� ������� �� ����������

���������� �����������. ������ ������� ������������ �������� ������� ���������� � �����-

������ ���������� ������� ����������������� ���������, ����������������� ���������� ����-

���� ������������. ��� �������������� ����������� �������� ��������� ������������ �����-

����������� ���������� � ���������� ��������������� ������� ��������������� ������� ���

������� ������������.

����. ������� �������� ������������ ���������������� ���������� ������� ������������

� �������� ��������� ���������� ����������������� ������� �� ����� ������!�.

������. � ������������ ������� ������� 30 ����� ���������������� � ����� ������. �� ���-

��� ����� ����������� ����������� ������������ � ������ �������� ���� �� ��������������

��������� ������� �������. �� ������ ����� ��� ���������� ���� ����������� � �����������

����������, ������������ �� ���������������� �������� ������� ������������. �� �������-

���� ����� ��������� �������� ������������ � ������ �����������.

����������. ������ ����������� ������������ ������� ��������� �������������� � �����-

���������� ���������� ����� � ������� ������� �� ���������� �����������, ��������������

�������, �����. �������� ������������� ����������� ������ � ������ �� ������������ ����-

����������� � ���������������� ��������, ��������� ��������������� ���������������. ��-

������ ������� ���������� �������� ���������� ����������� �� ��������� ������ ���������-

��� ������ ���������, ������������� � �������� �������������� �� ��������� � ������������

� ��������� ����� ������������.

������. ��� ����������� ���������� ����� �� ������������ ���������������� ����������

������� ������������ �� ����� ���������� � ����� �������� ���������� ������������ �������-

��� ��������� ������, �������������� ����������� �������� ���������� � ��������: �������-

��� �������������� ������, �������������� � ��������� �������, ���������������, ���������-

��� ����������������, �������������� ���������� ��� ���������, ����������� �����������,

�������������� ��������, �������� �������������� ��������������, � ����� ���������-

�������� �����������.

��� �����������: ����������, �.�., ������, �.�. (2024). ������������ ���������������� ���������� ����-

��� ������������ � �������� � ����� � �������������� ��������� ������� �������. �����������

��-

�������� �����������, 18(3), 28�41. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-28-41

� ����������, �.�., ������, �.�., 2024

�������� �����:

���������,

����������������

��������,

���������� � ��������,

����������������

����������,

������� ����������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-28-41

���/UDC 373.291

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

28

Study of the intellectual readiness

of older preschoolers for school using

a set of game tasks

Ksenia Yu. Soldatenko ., Nikita S. Averin

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation

. ksusha24061989@yandex.ru

Abstract

Background. The intellectual development of older preschool children is of significant importance at the stage

of preparation for school. The formation of intellectual readiness is one of the indicators of the child�s adaptive

inclusion in the educational process in primary education programs. The analysis of scientific research has revealed

the content and structural components of the concepts of �intellectual development� and �intellectual

readiness of an older preschooler�. This contributed to the definition of the main criteria for the study of intellectual

readiness and the development of appropriate gaming diagnostic tasks for older preschoolers.

Objective. To study the dynamics of the formation of intellectual readiness of older preschoolers in the

process of stage-by-stage implementation of the intellectual project �Ready for School!�

Methods. The study involved 30 children of the preparatory school group. At the first stage, the diagnosis of

preschoolers was carried out at the beginning of the school year according to the developed set of game tasks.

At the second stage, an action plan was implemented with exercises aimed at the intellectual development of

older preschoolers. At the final stage, a final study and analysis of the results were carried out.

Results. The analysis of the research results showed an increase in the cognitive and communicative activity

of children in solving logical memorization tasks, mathematical riddles, and problems. The effectiveness

of the work carried out with children on the formation of constructive and algorithmic thinking

and mastery of mathematical concepts was revealed. The highest results were obtained by diagnostic indicators

based on criteria for evaluating the formation of a common outlook, ideas and ways of interacting

with adults and peers in various types of activities.

Conclusions. To effectively implement the tasks of developing the intellectual readiness of older preschoolers

at the stage of preparation for school, the teacher needs to use systematic work technologies that promote

the activation of children�s creativity and cognition: problematic mathematical tasks, multi-level and group

tasks, design, elementary programming, additional exercises for neurobiology, logical memorization , associative

thinking, development of interhemispheric interaction, as well as visual-motor coordination.

For citation: Soldatenko, K.Yu., Averin, N.S. (2024). Study of the intellectual readiness of older preschoolers for

school using a set of game tasks. Preschool Education Today, 18(3), 28�41. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-

4519-2024-3123-28-41

� Soldatenko, K.Yu., Averin, N.S., 2024

Keywords:

intelligence, intellectual

development, readiness

to study, older

preschooler

��������

�� ����������� ����� ������������ ���������-

��� ����������� ��������������� ������������

��������� � ������ �������� ����������� ������-

�� �� ����������������� �������� �������� ��-

�������� � ����� ������ ������������ �������-

���� ����������� ��������������� ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� �����������, �������� ������� ��

����� ���������� � ����� ������ �������� ���-

������ �������� ������������ ������� ������

����������� �������� ����������������, ����-

������ � ���������� ������; ��������� �����-

������ ���� ��� ������������� ��������� ��-

��� ������� ������������� (��� ��, 2023, �. 18).

������� ����������� (�� ���. �intellectus� � ��������,

���������, ��������) ���������������

� ������� ���������� ������������ ��� ������

�������������� �����������, ������� �����������

� ���, ��� ������� ������������, ��������, �����-

���� � ������������ ������������, ����� �������

��������� � ��������� ���������� �� ���������

(� �����, ������� ��� ��������� ���������)�

(������� ���������� ������������, 2024).

������ ���������� ����� � ��������� �����-

��� �������� ���������� ������ � ����������-

�� ��������� ��������, �������� � ��������,

������������ ��� �������� ��������� � ���-

��, �� �������� ������������ � ��������������-

��, ����������������, ��������������� (������,

���������, 2010).

� ������������ �.�. ������������ � �.�. ���-

���� ������ ���������� ����������������:

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

29

����������� �������� ����������� ������������

������ ������� ��������, ������� �������� � ��-

��������, �������, ��������; ����������� ���-

��������, ������, ����, �����������, ��������

� ��. �������������� ��������� (�����������,

�������, 2013, �. 43).

�������� ���������������� ���������� �����

�������� ����������� �������� �������� � �����-

������ ������� ������� �.�. ��������, �.�. ��-

�������, �.�. ��������������, �.�. ����������,

�.�. ����������, �.�. �������������, �.�. �����-

�����, �.�. ���������, �.�. �������, �.�. ��-

�����, �. ������� � ��. ������ �������������

���������������� ���������� ������� ���: ��-

��������� ������� ����������� �������� �����-

�� ��� �������� ������� ��������� (���������,

2020; ���������, 2013; �������, 2014); �����������

����������� �������� ��������� � ������ �����

���������, ����������� � ��������� � �����-

����� ��������, ��������������� �������; ���-

����� ���������� �����������, ������� � �����-

���, ������������� ��������, ����������� ����

(��������, 2019); ���������������� ������� ���-

��������� ����������� ������� ������������;

����������� ������� � �������� ������, ������-

�������� ��������, ������, ��������, ������,

����������� (������, 2017; ������, 2021).

�� ������ �.�. �������, �������������-

��� ���������� ������� � ��������� ����� ����-

���� ����������� ������� ��������� �������-

������� ���������, � ����� ��������������� ��

���������� ����, ����������� ������������

� ��������� ����� ������� (������, 2021, �. 34). ��-

������������, ����� ������� ����� � ���, ��� ��-

�������������� ���������� ���������� �������

����������� ��������, ���������� � ���������

�������������� ����� �������� �����������.

�� ����������� ����� ���������� ����������

� ���������� ������� �������� ���������� � ��-

����� �������� ������������ ���������, ������,

��������, �����������, ���������� (�������,

��������, ��������, 2018; ��������, 2019); �����-

��� ������ ������, ���������, ��������� �������

���������� ����������������, ��������������-

�� (������, �������, ��������, �������, 2023);

� ����� ��������� ����������� ��������, ������-

���� �������, ���������������� ��, �������� ��-

���������� ��������, ������ �������; ��������

�������� � ������������ �������������, �����-

��������� ���������� � ���� (������, 2015, �. 206).

��������� � ����������� ���������������

��������� ����������� �����������, ����� ��-

������, ��� �� ����� ���������� � ����� � ����-

���� ����������� ������ ���� ����������-

�� ������ ���������� ���������������� �����,

������� ������������ �������� ��������, ���-

��� ������� � �������� �������� ����������-

���: ���������, �������������, ��������������;

����������� ����������� ���� ��������, ������-

������ �� ���������� ���������� ����; ����-

���������� ����������� ������� ������������

� �������� ���������� � ��������� ���������

(��� ��, 2023, �. 18�19).

� ������������ �.�. ��������� ��������� ��-

����� ����������������� ����������� �������

������������ ������������ ����������������

����������� ������� �������� ������� ������,

������ ������/����� ������� �������� � ���-

����� ���������, �������� �� ����� ��������.

����� ��������� ���������������� �������� ��-

��� � ����������������� ����������� �������

(��������, ��������, ����, ������, ���� � ��.)

� ���������� ���������� � �������� ��������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ������� � ����� (���������, 2016).

� ������� �.�. ����������� � �.�. ���������

� �������� ������������� ����������� ������

� ������ ��� ���������� � ����� ���������� ���-

����� ��������-��������� �������� (��������-

���� �������� ��� ����� ���������� ������������,

������� ������� ������������ ����� �������-

���� �������� � ��������) (����������, ������-

��, 2014). � ����� ������ ������ �������� � ��-

������� ������� ������� ��� �������� ��������

������, ����������, �����������, ��������

� ����, ������������ � �������� ������� �������-

����� ���������������� ����������.

� ������������ �.�. ������������ ��������-

�������� ���������� ��������������� � ����-

��� ������������ ����������� �����������-

��� �����������, ������������ ������� �� �����

�������� ����������� �������� ��������: ������-

����� ������� ����������������� � ����������

�����; ����������� ������ ������� � ���������

������; ����������� ������� ��������� ��������

����� ���������� ������������; ����������� ��-

�������� ���������� ��������� � ������������

� �����������-���������� ������������ ����-

���; ������������ ������, ����������� �����

� ����������� �����������, ���������������,

�������� � ��.� (�����������, 2024, �. 35).

������ ����������� ����� �� �������� ��-

���������� �������� �������� ����� �����-

��� ������� �������� ���������������� �����-

����� ����� ���: �������� � ����������������

���������-���������������� ����������� ���-

�� (��������, 2018; ���������, 2016; ��������,

���������, 2022); ����������� ������������-

���� ������������, �������������� ���������

���� ������� ������������: �������, ���������,

��������������, �������������� ������������,

������ ����������, ������ (������, 2023; ���-

������, �������, 2023; Pechatnova, 2021). �����

������������ ������� ������ � ������ ������

�������� ������������� ����, �������������

������� �������, ���������� ����� ��������,

������� � ��������� ����������������� ������-

������ ������������ (�������, �����������, ��-

������, 2015).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

30

������ �����, ������������� � ������ � ������

������������ ��� � ���������� ����� ����-

���� ����������� ��� ������������ ��������-

�������� ���������� � ����� (���������, 2023).

� ������������� ���������� ������� ��������

���������� � ��������������� �������� � ������

����� ��������: ���������� ������ ���������

� �������������, ������������� ������� �� ��-

������� � ��������, ���������� ������� �� ��-

����� ��������������, ������������� (�������-

���, ���������, �������, 2023).

� ����� ������ ���������� ���� � �������

�������� ������������ ���������������� ��-

�������� ������� ������������ � �������� ���-

������ ���������� ����������������� �������

�� ����� ������!�.

�������

���������������� ������ �� ����� ������!� ���

���������� � ��� �����, � ��� ������� �������

30 ����� ���������������� � ����� ������ ���

����� (���������� ���������) �. ������-������

�. �. �������-����� ���������� �������. �� ���-

��� ����� ����������� ��������� ����������� ��-

���������� �� �������������� � ���������������

����� ��������� �������. �� ������ ����� �����-

����� ���������������� ������ �� ����� ������!�

� ����������� �������������� ����������� � ���-

�������� ��� � ������. ������ ���� ������������

����������� ����� �������� ����������� ������

���������������� ���������������� ����������

������� ������������ � ���������� �������� ����,

������ ���������� �����������.

������

���������������� ���� (��������): ���������� ��-

���������� ����� � ������ �������� ����. �����-

�������� ������ ������� ���������� ��������

�������� �������� �������� ������������ ��-

�������������� ���������� � ����������� ����-

����������� ��������������� ������� ��� ����-

��� ������������.

1. ���������������� ������ ���������, ���-

������ �������������, ������������� � ����

(� ����� � ������� �������, �������):

������� 1. ��������� ������, ������� ���-

�����: �������� ������� �� �������� ����� � ��-

����� ������� (������������� ��������, ����

�� ���������� ������� � ���������� ���� � ���-

����; ���� ��������, ����; � ����� ����������

�������, ����: ���� �� ���������, ���� �� �����-

�� ��������?�, ������� �������� ����� ����

������ � ������?�, ���� ����� ��������?�).

������� 2. �������� �����: ������ � ����,

����� � ����, ������ � ����, ����� � ����, ����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� � ����

2. �������������� �������������� ��������,

��������� ����������, �����������������, ��-

���������, ��������������� � �������������-

�� ���������������, �������� ������� �������

�������������� ����� (�������������� �����-

��� ���������� �������� (���������, ���������,

�������������, ������, ������, ���������������,

�������� � ��.)):

������� 1. ���� �� �������� ���������: ��-

��������� ������ �������� ������, ����������-

��� ����� (������� �������������. ��� �� ���-

����������� ������� �������? ��� �� ��������

������� �����������?�).

������� 2. ���������� ������� � �� ������

(�������, �����, �������, ����������) (���, 2015,

�. 13).

������� 3. ������� ������ � ���������� ��

���� ���������. �������� ����, ��� �������/�����.

������� 4. ������� ����� ������� ������� ��

����� (���, 2015, �. 26).

������� 5. ������� ������� ���������, �����-

�� �����, � ������ ������ � ������ ������ (���-

����, 2015, �. 88).

������� 6. �������� ������ ��� �����������

�� ������ ��������� (�������, 2015, �. 91).

������� 7. ������� ������� �� ������� �����-

��. ��� ������� ������ �� ������ � ����������?

(�������, 2015, �. 49).

������� 8. ������� ������ �� �������� � ���� ��.

3. �������� �������� ������� ���������� ��-

��� � �������� ��� �������� ��������� ������-

����� ����:

������� 1. ������� ����� �� ��������: �� ���-

�� ������ ��� �����. ���� ���������. �������

����� ����? �� ����� ������ ��� ������ � ��� ��-

������. ������� ������� �� �����?

������� 2. ������� �������������� �������:

� ������ ������, ����� ������, � ����� ����-

��. (�������).

� ����� 4 ����. ������ ���� ���������� ��

������, � ������ �� ���. ��� ���? (�����)

� ��� ���� ��������� � ������ ����������,

� ����� ����? (��������)

������� 3. ������� ����� �� ���������:

1) ��� ������ �������. ���� ������� �����.

��� ������� ����?

2) ���� ���� �����. ����� ���� ����. ���

���� ����?

3) ���� ������� ����. ���� ������� ����.

��� ������� ����?

4) ���� �� 5 ��� ������ �����. ����� ��

3 ���� ������ ����. ��� ������ ����?

4. �������������� ������� ����������� �����-

��������� � ������� ��������� ��������������

�����:

������� 1. ������� ��-�������: �� ����� ���,

����� ���� � �����, ��������� ���, ���������

����, ������� ������, ����� �������.

������� 2. ������������ ������� �� �����-

������� �������� ���������, �������� (����-

�� ���� ������������ ������? ��� ����� �����?

�����?).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

31

������� 3. �������� ��������. � ������ ����,

����� �� �������, ���� �������� ����. �� � �����

��������� ������ ������. ����� �� ��������?

(��������, ���������, ��������, 2019, �. 35).

5. �������������� ������������������ ���-

������� (����������� ������������ ��������,

�����, �����������), ���������� � ���������-

������ �������� � ������� �������� �������:

������� 1. ���� ��������� ���������� (� ���-

�������-�������������): �������� ��������

� ������� ���������; �������� �������� �����

������ ���� � ���������� �������.

������� 2. �������� �������� � ���������

(������������ ������ �������� ��������������

��������������).

6. ���������� ����������� (�������������

���������� ��������� �� ������ ����������):

������� 1. ��� ��� ����� ���� �������?�, ���

��� ������ ��� ��������?�, ���� �������, ��� ���-

�����.

������� 2 �� �������� ���������: ������-

����� ����������� ����������� �� ����������

�������, ����� �������������� ������� ��������-

��� ��� ����� �� �������, �� ������.

7. �������������� ������������� � ��������

�������������� �� ��������� � ������������

� ������ ����� ������������:

������� 1. ���� ���������� ������� �������-

��� �� �������. ������ ������ �������� �� ���

���������������� �������, ��� ���������� ��-

����� ���������� ������������ ����. ��� ����-

��� ��������� �������� � ���������� ��� ����-

���, ��� � �������.

������� �������:

1. �������� ����� <, > ��� =.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ������� ����� ������� ���� ������, �����

������� ���� � ������, ����� ������ ���� � ��-

���.

3. ����� �������������� � �������� ��.

8. �������������� ������������� ������,

���������-�������� ����������� (�����������-

����� ���� � ������):

������� 1. �������� ���� �� ��������� ��-

����� (�� ������ � ������).

������� 2. �������� ���� ��������� �������.

������� 3. ������� ��������.

����������� ������ ����� ��������� � ����-

���� �� ���������� ���������, ��������� �����-

��, � ����� ����������������� � �������������-

����������������� � ���������� ������������,

�������� ������� ���� �������������� �����������

���������� � �������� ���������� ��-

�����, ����������� ����������� ���������

������������, ������� ����� � �����������, ��-

����������� �������.

���������� ����������� ���������� �������

�������������� �� ��������� �������:

������� ������� (3 �����): ������� ����-

���� �� �������, ����� �������� �� �������-

���, ���������, ������� ����������� ������-

��; ������� ��� ������ �������� �������� ����

��������� � ��������, ��������� ������� ���

��������� ��������� (70% � �����); ������� ���-

�������� ���� ��������, ������ � ������������

�����������.

������� ������� (2 �����): ������� �����

�������� ��������� � ��������, ��������� ����-

��� (�� ����� 50%), �������� �� ��������� � ��-

����� ���������; ����������� ������ � �������

�� �������, �������� � ������ ������� � �����-

���������� ����������� ��������; ������� �� ��

���� ������� ����� ������������� ���� ��������,

������ � ������������ �����������.

������ ������� (1 ���� � ����): ������� ��-

���������� � ���������� ������� (����� 50%), ��

����� �������� ��������� � ��������, �� �����-

������ �������; �������� � ������ ������� � ��-

������������� ����������� ��������; ������� ��

����� ������������� ���� ��������, ������ � ��-

���������� �����������.

����������

�������� ���� ������� (��������������) ��� ��-

�������� �� ����� ����������� � �����������

��������� ������� �������, ������������ ��

���������������� �������� ������� ���������-

��� (������� 1).

���������� ������ ��������� (������� 1)

� �������� (������� 2) ����������� ��������-

�������� ���������� ������� ������������

� �������� ���������� ����� � ����� ��������-

���� � ������� 2.

���������� ���������� �������� �����������

������ ���������������� ���������������� ��-

�������� ������� ������������ ����� �������-

��� ��������� ����� ������� �� ���������������

����� � ���������� �������� ���� (������� 2, ��-

����� 2), � ����� ������������� ���������� ����-

���� �������� �������� ������� ������������ ��-

��� (������� 3).

���������� �����������

���������� ������������ ���������������� ��-

�������� ������� ������������ � ������ ������-

�� ���� ��������, ��� �������� ����� ���� ������-

���� � ��������� � ����������� ������� �������

���������� �����, � ����� � ������������� ����-

��� � �������� ��������� � ���������, ����������-

���� �� ������������: � 17% (5 ���.) ����� �������

������� �������, 83% (25 ���.) ����� ������� ���-

����. ���������� ���������� ���������� �����-

�� ������ ������� ��� ������������ ������ ��-

��������� ����������� (53% � 16 ���.) � ��������

������������� ������� ��� ������ ��� ��������-

��� ���� � ������ � 87% (26 ���.) �����. ��������

���������� ������ �������� �������� �������-

���� � ������ �������� ���� (������� 3) �������,

��� ����������� ������� ������� (58,6) � ������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

32

������� 1

���� ����������� � ����������� ��������� ������� �������, ������������

�� ���������������� �������� ������� ������������

����������� ������ ������� ��������

���������� ���������

�����������, ������� �������, ������������ ��

���������������� �������� ������� ������������

������������ ������ ���������,

��������� �������������, �������������

� ���� (� ����� � ������� �������,

�������)

����-����������� ���������� � ��������� � �����������

���������� ��� ������� ���������, ������ ���������.

���������������� ����������� � ���������� ������������

���� ����������. ����-������������� ��������� ���������.

������������ ���������������

��������, ��������� ����������,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����������������, �����������,

��������������� � ���������������

���������������, �������� �������

������� �������������� �����

(�������������� �������� ����������

�������� (���������, ���������,

�������������, ������, ������,

���������������, �������� � ��.))

���������� ������� �� �������������� ���������������

(����������� � ����������������): �������������� �������,

�������������� ���������, �������, �������������� �������,

�������� ��������������� �� ������� (������������ �����

�.�. ��������).

���������������� ����: ������� ���������� ����� �� ������,

���� ������� ����� �������, ������� �������������� �������

�� �������� ���������� ��� ������������.

������������ ������� �������

���������� ����� � �������� ��� ��������

��������� ����������� ����

������������ ���-�����������, �����-����� �� ��������,

�������������� �������, ����� �� ���������.

����� ������� ���������, ���������� ��������.

������������ ������� �����������

�������������� � ������� ���������

�������������� �����

����-������������ �������, ��.

���� �� �������������� ������������ �������

�� ���������� �������� ��������.

������������ �������������������

���������� (����������� ������������

��������, �����, ����������� ��

�������), ����������� � ����������������

�������� � ������� �������� �������

������� ������� �� ����������� ��������, ���������������

� ����������� ����������. ��������� ������� ��� ��������

�������������� ��������������. ������ �� �������������

����������������. �������� ��������� Scratch Jr. (https://

scratchjr.org/). ����� �������������� ������� � �������� ��������

ElChavo, Lightbot, CodeKarts � ��. ����� �����������

�� ���������� � �� �������� ���������� �� �������� ����-

�������� (�����������, 2023). ��������� ������� ���

�������� �������������� �������������� ������� �����

�������.

������������ ����������� �����������

(������������� ���������� ��������� ��

������ ����������)

���������� ���������� � ��������������, ������������

��� ������������ ������������ �����������. ���� ��������

������, ��� ��� �������, �������� �������� � ����������.

���������� ��� �� ���������� �� ������� �� ��������������

�������������: ����� ���������� ����������� ����� (����

������� �� ��������. ������ ���� �� ������), ��� ��������

� ������ ��������/����� �� ��������� (� �������������),

��������-��������, �������� �����������/��������.

������������ �������������

� �������� �������������� �� ���������

� ������������ � ������ �����

������������ (�������, ���������������

� ��.)

�������� � ����� ������ ������ ������ (� ����������)

���������������� ���� �� �������� ����, ���, �����?�.

������������ ������������� �������,

���������-�������� �����������

(���������������� ���� � ������)

���������� ��������� ���������� ��� ���������

(����������������� ����������, ��������, �����������

����������, ������, ���������� �� �������� ������

��������, ���������� �� ����������). ����������

���������: � ��������� ������������ �������� ����,

��������� ���������; ��������� �� ��������, �������;

���������� ����������� ��������� (����������, ��������,

���������).

������������ �����������������

� �������������-�����������������

� ���������� ������������

���� �� ������������ ����� ���������� �����������

���� ����� �������� ������?�.

��������� ���������������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

33

������� (32,5) ���������������� �������������-

��� ���������� ������� ������������.

���������� ���������� �� �������� ��-

���������� ��������� � �������� �� �������-

��� ���������, ��������� �������, � ����� ��

������������������ ����� � �������������� ��-

���������� ��������� ������� ����� �� �� ����-

������� � �������� ������ �������� ��������-

�������� ����������. � �������� �����������

� ����� ����������� ������ � ������� �� �����-

��, ������� ���������. �������� �������������

������, ��������� ��������� � �������������

�����, ��������������� �������, �������-

������� ��������.

��� �����, ������ ���������� �����������

������ ��� � ��������� ������������� �����-

����� �������������� ����� ���������������

������ � ������. � ����� � ���� ��� ����������

Table 1

Plan of activities with a set of game tasks aimed at the intellectual development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of older preschoolers

The directions of the project according to

the selected criteria

Activities and game tasks aimed at the intellectual

development of older preschoolers

Formation of a common outlook, elements of

a worldview, ideas about the world (about

living and inanimate nature, society)

The presentation game "Taking care of animals" with the logic

games "Guess the animal", "Describe the animal".

Intellectual entertainment with elements of dramatization �The

World of Professions.� The simulation game � The human body �.

Formation of constructive thinking, mastery

of temporal, spatial, magnitude, geometric and

quantitative representations, skills in solving

simple arithmetic problems (formed basic

logical operations (comparison, generalization,

classification, analysis, synthesis, abstraction,

seriation, etc.)

Completing tasks for geometric design (planar and spatial):

geometric mosaic, constructive drawing, Tangram, mathematical

tablet, three-dimensional design according to a drawing

(�Educational games� by B.P. Nikitin).

Intellectual games: "Learning to tell the time by the clock",

"Who will solve the problem faster", Solving math tasks on digital

platforms for preschoolers.

Formation of skills in solving logical problems

and operations for understanding objects in

the surrounding world

Solving puzzle games, practical joke tasks, mathematical riddles,

comparison tasks.

The quest "Finding treasures by solving riddles".

Forming a sense of one�s own competence in

solving various cognitive tasks

The competition game "Prove that ...".

Games to stimulate the statements of hypotheses on the

problematic situations of the teacher.

Formation of differentiated perception (the

ability to finish drawing elements, shapes,

images according to a sample), logical and

algorithmic thinking using digital means

Game tasks for the compilation of linear, branching and cyclic

algorithms. The inclusion of tasks for the development of

interhemispheric interaction. Work on elementary programming.

Mastering the Scratch Jr. program (https://scratchjr.org /). Next,

the transition to the development of ElChavo, Lightbot, CodeKarts,

etc. programs is carried out through the passage from acquaintance

with its simple elements to the creation of mini-animations

(Algorithmics, 2023). The inclusion of tasks for the development

of interhemispheric interaction "Draw with two hands".

Formation of logical memorization

(meaningfulness of the studied material based

on associations)

Performing exercises with mnemotables, mnemoplans for the

formation of meaningful memorization. The game "Remember

the words", "What it looks like", "Finish the object" with pictures.

Conducting "encryption" games in groups with schematic images:

children need to encrypt phrases (A hare jumps along a path. The

car is driving on the road), games "Remember and name the objects

/ numbers in the picture" (with a mnemonic table), "Rememberdraw",

"Remember the sequence / chain".

Formation of ideas and ways of interacting

with adults and peers in different types of

activities (gaming, communication, etc.)

Interview in pairs "Ask a friend a question" (with pictures)

An intellectual game based on the commands "What, Where,

When?".

Formation of graphomotor skills, hand-eye

coordination (hand readiness for writing)

Performing a set of neurobics exercises (oculomotor exercises,

stretching, breathing exercises, massage, exercises for the

development of fine motor skills, relaxation exercises). Performing

hatching: with different directions of hand movement, silhouette

hatching; drawing along contours, figures; conducting graphic

dictations (visual, auditory, mixed).

Formation of independence in cognitive

research and creative activities

A game to develop the basics of financial literacy �What is a family

budget?�.

Quiz "First Grader".

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

34

���� ����������� � ����������� ��������� ��-

����� �������, ������������ �� �������������-

��� �������� ������� ������������ (������� 1).

�� ����������� ����� ���������� �����-

�� (���) ���� ��������� �������� ������������

������ ���������������� ���������������� ��-

�������� ����� �� �������������� ���������

� �������������� �������������� ��������� ���-

������������ ������� � ���.

�������� ���������� ������ �������� ��-

����� ���������� �������� ���������� �������-

���� �� 1 ��������: ������� ������� �������

� 80% (24 ���.) �����, � ����� �� 7 ��������:

77% (23 ���.) �����. �������� ���������� ������

�������� �������� ����������� � ����������

�������� ���� (������� 3) ������� ������������

�������� ������ (53), ��������� �������� ������

(� 58,6 �� 41,4) � ������������ �������� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� ������ (� 32,5 �� 5,6) ���������������� ��-

�������������� ���������� ������� ������������.

���������� � ������ �������� ���������

�������������� ���������� ����� � ���������-

��� �������, ����������� �� ������� �������-

��� ��������. ������� �������� ������ �������-

����� � �������� �� ���������� �����������,

� ������� �������������� �������, ����� �� ����-

�����. ������ �����, �������� �������������

����������� ������ � ������ �� ������������

��������������� � ���������������� �����-

���, ��������� ����������, �����������������,

. ������� 1

���������� ����������� ������ ����������������

���������� ������� ������������ �� ���������

����� ���������� ����� � ����� (��������

���������� � ������� �������� ���������)

. Figure 1

The results of the diagnosis of the level of intellectual

readiness of older preschoolers at the initial stage

of preparing children for school (criteria are indicated

in numerical order)

. ������� 3

������������� ���������� �������� ��������

���������� ������ �������� �������

���������������� ���������������� ����������

������� ������������ � ������ � ����������

�������� ���� (�� ���� ���������)

. Figure 3

Comparative results of the average value of the

data obtained according to the levels of intellectual

readiness of older preschoolers at the beginning and

end of the school year (according to all criteria)

. ������� 2

���������� �������� ����������� ������

���������������� ���������������� ����������

������� ������������ � ���������� ��������

���� (�������� ���������� � ������� ��������

���������)

. Figure 2

Results of the final diagnostics of the level

of formation of intellectual readiness of older

preschoolers at the end of the school year (criteria

are indicated in numerical order)

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

35

������� 2

������������� ���������� ��������� � �������� ����������� ����������������

���������� ������� ������������ � �������� ���������� ����� � �����

Table 2

Comparative results of the primary and final diagnostics of the intellectual readiness

of older preschoolers in the process of preparing children for school

�������� ������������ ������ ����������������

���������� ������� ������������

�������

������� (���-��

����� � %)

�������

������� (���-��

����� � %)

������

������� (���-��

����� � %)

���������

������������

��������������

������������

���������

������������

��������������

������������

���������

������������

��������������

������������

1. ������������ ������ ���������, ���������

�������������, ������������� � ����

(� ����� � ������� �������, �������)

10 80 73 20 17 0

2. ������������ ��������������� ��������, ���������

����������, �����������������, �����������,

��������������� � ��������������� ���������������,

�������� ������� ������� �������������� �����

0 40 60 57 40 3

3. ������������ ������� ������� ���������� ����� �

�������� ��� �������� ��������� ����������� ����

10 53 83 47 7 0

4. ������������ ������� ����������� ��������������

� ������� ��������� �������������� �����

17 43 83 57 0 0

5. ������������ ������������������� ����������,

����������� � ���������������� �������� � �������

�������� �������

7 27 60 63 33 10

6. ������������ ����������� ����������� 7 47 40 37 53 16

7. ������������ ������������� � ��������

�������������� �� ��������� � ������������

� ������ ����� ������������

17 77 60 23 23 0

8. ������������ ������������� �������,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������-�������� �����������

3 57 10 27 87 16

Criteria for studying the level of intellectual readiness

of older preschoolers

High level

(number of

children in %)

Average level

(number of

children in %)

Low level

(number of

children in %)

Initial

research

The final

research

Initial

research

The final

research

Initial

research

The final

research

1. Formation of a common outlook, elements of a worldview, ideas

about the world (about living and inanimate nature, society)

10 80 73 20 17 0

2. Formation of constructive thinking, mastery of temporal,

spatial, magnitude, geometric and quantitative concepts, skills in

solving simple arithmetic problems

0 40 60 57 40 3

3. Formation of skills in solving logical problems and operations

for understanding objects in the surrounding world

10 53 83 47 7 0

4. Forming a sense of one�s own competence in solving various

cognitive tasks

17 43 83 57 0 0

5. Formation of differentiated perception (the ability to finish

drawing elements, shapes, images according to a sample), logical

and algorithmic thinking using digital means

7 27 60 63 33 10

6. Formation of logical memorization 7 47 40 37 53 16

7. Formation of ideas and ways of interacting with adults and

peers in different types of activities

17 77 60 23 23 0

8. Formation of graphomotor skills, hand-eye coordination 3 57 10 27 87 16

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

36

�����������, ��������������� � �������������-

�� ���������������, �������� ������� �������

�������������� �����: ������� ������� �������

� 40% (12 ���.) �� 2 ��������, ������� �������

� 27% (8 ���.) ����� �� 5 ��������. �������������

������, ��������� ��������� � �������� �����-

����� ������� ����������� ����������� �����-

������ ���������.

������ ���������� ������ ������������ ��-

�������������� ���������� ������� ���������-

��� ��������� ������� ����� �� ������������� ��-

�������� ����������������� ������� �� �����

������!� � ������ �������� ����������� ��������

�� ����� ���������� � �����.

������

����� �������, �������������� � ���������-

��� ������ ����������� ������������ �������-

����� ������� ������������� �������� � ���-

����� ���������������� ���������� �������

������������. ���������������� ��������� ��-

��� � �������������-����������������� � ����-

������ ������������, ��������� ������� �������

������������ � ���������������� ����������-

��, ������� �������������� �������, ��������,

�������, ���������� ���, ����������� � ����� ���-

����������� ��������� �������������� � ����-

��� ����������, ���������������� �����������

������������� �� �������� �������������� ��-

����� �������, ��������� � ������ ���� ����-

��. ��� ������� ������������ ������� �� ����-

�������� ������������� �������������� �����

��� ���������� ��������������� ������� �� ��-

������������ ����� ���������� �������. ������

������� � ����� �������� ������� �� ��������-

������� ��������������� � ������������� ���-

������������� � �������� �������� ��������

�������� ��� ������������.

� ������ ������������ ������� ����������-

��� ������� ������������ ���������������� ��-

�������� ������� ������������: �� ������ ���-

���� ����������� ������� ���������� ��������

�������������� �������������� � �����������

���������� ���������������� ���������� �����

���������������� � ����� ������, ����������

�������� �������� �����������, ���������� ���-

����� ����������� � ������� �������, ������-

������ �� ���������������� �������� �����.

�������������, ����� ������� ����� � ���, ���

��� ����������� ���������� ����� �� �������-

����� ���������������� ���������� ������� ��-

���������� �� ����� ���������� � ����� ������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ���������� ������������ ���������� ������,

�������������� ����������� �������� ��������-

�� � ��������. ������������� ������� ��������,

���������������, ������������ �������������-

���, �������������� ���������� ��� ���������,

����������� �����������, �������������� ���-

�����, �������� �������������� ��������������,

� ����� ���������-�������� ����������� �

������ ���������� ������ ������ �����������-

����� ���������������� ���������� �������� ��-

���������, ������� ������������ �������� ���-

�������� �������� �� ���������� ���������

�����.

������������ ����������

�����������

���� ���������� ����������������� �������

�� ����� ������!� � ����������� ��������������

�����������, �������������� ��������� �������

������� ������� ���������� ��� �������������

� ���������� ��������������� ������������,

� ����� � ����������� ��������������� ������-

�����, �������������� ���������� ����� � ��-

������� �����. ��������� ������ ����� ����

������� ��� ���������� �������� ���������

������������ ��������� ����������� ��������-

���, ��� ����������� ���������������� �����-

����� ������� ������������, � ����� ��� ����-

����� �������� �������� � ���������������

�������� �����.

������ ����������

20 ���, ����� ������� ������� ����������������. URL: https://habr.com/ru/articles/440376/

(���� ���������: 26.02.2024).

�����������: �������� ����������� � ���������������� �������� ����� 6�7 ���: �����������

��������� (2023). ������: �����������.

������, �.�. (2023). ������������� ������������ ���� ��� ����������� ����� ������������

���������������� ���������� ����� � �����. ����������� � 21 ����, (2), 59�70. URL: https://doi.

org/10.46991/educ-21st-century.v2i4.10887 (���� ���������: 01.03.2024).

����������, �.�., ���������, �.�., �������, �.�. (2023). ����� ��������� ���������� ��������

� �������� ����� ����������� ��������: ����� ������������ � ������������� ���������������

�������. ����������� � ������������, 2(19), 37�55. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.04

�������, �.�. (2014). �� ���������������� ���������� ������������ � ��������� �����-

���. ������� �����-������������� �������� �������������� ��������������� �����������,

(2), 40�42.

������� ���������� ������������. URL: https://bigenc.ru/c/intellekt-47cb87?ysclid=lskm4zed

ii763953111 (���� ���������: 27.02.2024).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

37

�������, �.�. (2015). �������������� ���������: ������� ��� ����� 5�7 ���. ������: ������-

�����.

��������, �.�. (2018). �������, �������� �� ���������������� ���������� ������� � �������-

�� ��������. ������� ������, (38), 82�86. URL: https://moluch.ru/archive/224/52781 (���� ������-

���: 26.02.2024).

���������, �.�. (2008). �������������� ����������. ������: ��� ������� ���������.

�����������, �.�. (2024). �������� �������������� � ���������� ����������� � �������� ���-

������������ ����������� � ���������� �����������. ����������� ���������� �����������,

(1), 32�43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43

������, �.�. (2015). ���������� �������� ��������� ��������: ������� �������. ������: ������.

�����������, �.�., �������, �.�. (2013). ����� ���, ���������, ����腻, ��� ��������� �������

�������� ��������������. ����������� ���������� �����������. ������ � ��������, (6), 40�45.

�������, �.�., �����������, �.�., ��������, �.�. (2015). ���������������� ���������� � �����-

���� �������� � ����� �������� ����������� ��������. ������-������������ ����������� ���-

��� ���������, (31), 56�60. URL: http://e-koncept.ru/2015/95518.htm (���� ���������: 25.02.2024).

����������, �.�., ��������, �.�. (2014). ���������������� ���������� ����������� � �����:

�������� � ��������. �: ���������� ������� ����������� �����: ��������� XXV �������������

������-������������ ����������� (��������, 20 ������� 2014 ����) (�. 61�63). ������: �������+.

���������, �.�. (2016). � ������� �� ���������������� ���������� ������� � �������� � �����.

���������� �������� ������������ � ������������ ����, (7-2), 90�92. URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/k-voprosu-ob-intellektualnoy-gotovnosti-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole (���� ������-

���: 25.02.2024).

���, �.�. (2015). ��������� ����������. ������� ���������� ������� ��� ����� 7�8 ���. ������:

���-�� �����.

���������, �.�. (2016). ���������� ����� � �������� � ����� � ��������� ������������ ��-

�������������� ���������������� ��������� ����������� �����������. ����� � �����������:

����� �����, (6), 481�487.

��������, �.�., ���������, �.�. (2022). ������������� ���� ��� �������� �������� ����������-

������ ���������� ����� 7 ��� � �����. ����������� �������� ����� � �����������, (3), 25�25.

https://doi.org/10.17513/spno.31724

������, �.�., ���������, �.�. (2010). ���������� � �����: ������������� ������ �������.

������� ���������� ��������������� ���������-�������������� �������� ��. �.�. ��������-

��, (2), 75�86.

����������. ��� ���������� ���������. (2016). ������. ������.

���������, �.�. (2019). ���������������� ���������� ����� �������� ��������� �������� ���

���� �� �������� ���������� � ������� ������������. �������� ��������� ���������� � �������-

��� �����������, (3), 53�57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41138988& (���� ���������:

13.02.2024).

���������, �.�. (2020). ������������ ���������������� ���������� ������������ � ��������

� �����. ������� ������������ ���������� �����������, 17(3), 22�31.

���������, �.�. (2013). ���������� ����� ������� ������ �������� ���� � �������� � �����.

�: �������� � ������� � ���������������� ���������� � ������������ ��������. ��������� ������-

������� ������-������������ ����������� �������������� � ���������.

��������, �.�. (2019). ����������� ������� ���������� ����� � �������� � ����� � ��������

�������� ����. �������� � ������� � ���������� �����������, (1), 22�31.

��������, �.�., ������, �.�., �������, �.�., �������, �.�. (2016). ����������� ������������������

� ���������� �������� � �������� ��������������� �������� ������ �����������. ������: ����.

��������, �.�., ����������, �.�., ���������, �.�. (2023). ��� ������ ����������� � ���������-

�����. ��������� �����, (1), 23�26. https://doi.org/10.51906/0027-7371_2023_1_23

��������, �.�., ��������, �.�., �������������, �.�., �������, �.�., ������������, �.�. (2019).

���������� ���������� ����������� �������� ��������������� �������� ����������� ��������-

��� �������� ���������� ���� ��. ����������. �������� � �������� ���������� � ��������,

(3), 49�62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������, �.�. (2022). ������������ �������� ����������� �������� ������������ � ������-

���� ������������ �� ����������. �������� ������������ ��������������� �����������, (74),

233�236.

����������, �.�. (2023). ���������� �� ���������� �����: ������� ���������������� ��������

������������. ����������� �����: ���������� �������� ������ � ��������. �����: ������-

������ �����, (11/2), 93�96.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

38

����������, �.�. (2022). ������ � �������� ��������������� �������� ������������: ������-

������������ �������. �������-�����: ����.

���������, �.�. (2023). ������������� �������� ��������� �������� ������������� � ���-

���� �������� ���������� ������������. ����������� ���������� �����������, (5). https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67

����������� ��������������� ��������� ����������� �����������. URL: https://sudact.ru/

law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programmadoshkolnogo-

obrazovaniia/?ysclid=lt4ojzghan393910839 (���� ���������: 10.02.2024).

������, �.�., �������, �.�. (2021). �������� ���������������� ���������� ���������������

� �������� � ����� ���������� ����������� �������. �������� ������������ ���������������

�����������, (70-3), 332�335.

������, �.�., ��������, �.�. (2018). ����������� � �������� ������������ ����������������

���������� ����� � �������� � �����. ���: ���������� � ����������, (1). URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/osobennosti-i-dinamika-formirovaniya-intellektualnoy-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-vshkole

(���� ���������: 26.02.2024).

������, �.�. (2017). ���������-������� ��������������-�������������� �������� � �����-

����� �������� ����������� ��� �������� ������������� ������. ��� �����, ��������, ��������-

���, (1), 249�250.

���������, �.�., �������, �.�. (2023). ������������� ���� ��� �������� �������� � ����-

��� ������������ ���������������� ���������� � �������� � �����. ���������� �������

������, 12(1).

��������, �.�. (1989). ��������� ��������������� �����. ������: ����������.

��������, �.�., ���������, �.�., ��������, �.�. (2019). ����������� ���������� �������� �����-

��������-����������������� ������������ ����� ����������� � �������� ��������� ��������: ��-

���������� ������� ��� ��������� ��� � ���. ���������: �������.

Pechatnova, N.B. (2021). Intellectual Readiness for School in Senior Preschoolers: case of

Correctional and Developmental Program �School is Waiting�. Bulletin of Kemerovo State University.

Series: Humanities and Social Sciences, (4), 309�318. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-

309-318

References

20 games to teach your child programming. URL: https://habr.com/ru/articles/440376/ (access date:

02.26.2024).

Algorithmics: development of logical and algorithmic thinking in children 6-7 years old: partial program

(2023). Moscow: Enlightenment. (In Russ.).

Alisov, E.A. (2023). Didactic simulation game as a modern method of developing children�s intellectual

readiness for school. Obrazovanie v 21 veke (Education in the 21st Century), (2), 59�70. URL: https://doi.

org/10.46991/educ-21st-century.v2i4.10887 (access date: 03.01.2024). (In Russ.).

Belolutskaya, A.K., Patarakin, E.D., Vachkova, S.N. (2023). The connection between the digital component

of learning and the development of preschool children: a review of research and international educational

practices. Obrazovanie i Samorazvitie (Education and Self-development), 2(19), 37�55. https://

doi.org/10.26907/esd.18.2.04 (In Russ.).

Boykina, M.V. (2014). On the intellectual readiness of preschoolers for school education. Vestnik Sankt-

Peterburgskoi Akademii Postdiplomnogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya (Bulletin of the St. Petersburg

Academy of Postgraduate Teacher Education), (2), 40�42. (In Russ.).

Chepina, M.I., Vdovina, N.A. (2021). Development of intellectual readiness of first-graders for learning

at school through developmental activities. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya

(Problems of Modern Teacher Education), (70-3), 332�335. (In Russ.).

Chikova, I.V., Mantrova, M.S. (2018). Features and dynamics of the formation of children�s intellectual

readiness for learning at school. ANI: Pedagogika i Psikhologiya (ANI: Pedagogy and Psychology), (1).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-dinamika-formirovaniya-intellektualnoy-gotovnosti-

detey-k-obucheniyu-v-shkole (access date: 02.26.2024). (In Russ.).

Denisenkova, N.S., Nisskaya, A.K. (2013). �My light, mirror, tell me...�, or Difficult questions of a future

first-grader. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie. Teoriya i Praktika (Preschool Education Today.

Theory and Practice), (6), 40�45. (In Russ.).

Dolgova, V.I., Kondratieva, O.A., Konurova, O.A. (2015). Intellectual readiness for school learning in

children of senior preschool age. Nauchno-metodicheskii Elektronnyi Zhurnal �Kontsept� (Scientific and

Methodological Electronic Journal �Concept�), (31), 56�60. URL: http://e-koncept.ru/2015/95518.htm

(access date: 02.25.2024). (In Russ.).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

39

Ekshembeeva, G.N., Kulkaeva, R.M. (2014). Intellectual readiness of a preschooler for school: essence

and criteria. In: Current issues of modern science: Materials of the XXV International Scientific and Practical

Conference (Taganrog, October 20, 2014) (pp. 61�63). Moscow: Sputnik+. (In Russ.).

Elkonin, D.B. (1989). Selected psychological works. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).

Federal educational program for preschool education. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-

rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovani

ia/?ysclid=lt4ojzghan393910839 (access date: 02.10.2024). (In Russ.).

Gabdulkhakov, V.F. (2024). Entropy of functional and subject literacy in conditions of continuity of preschool

and primary education. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie (Preschool Education Today),

(1), 32�43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-32-43

Gonina, O.O. (2015). Psychology of primary school age: textbook. Moscow: Flinta. (In Russ.).

Great Russian Encyclopedia. URL: https://bigenc.ru/c/intellekt-47cb87?ysclid=lskm4zedii763953111

(access date: 02.27.2024). (In Russ.).

Ignatovich, I.I. (2016). On the issue of a child�s intellectual readiness for school. Aktual�nye Problemy

Gumanitarnykh i Estestvennykh Nauk (Current Problems in the Humanities and Natural Sciences),

(7-2), 90�92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-intellektualnoy-gotovnosti-rebenkak-

obucheniyu-v-shkole (access date: 02.25.2024). (In Russ.).

Katz, E.M. (2015). Unusual mathematics. Notebook of logical tasks for children 7�8 years old. Moscow:

Publishing house MTsNMO. (In Russ.).

Kononenko, N.N. (2016). Preparing children for school in the context of the federal state educational

standard for preschool education. Nauka i Obrazovanie: Novoe Vremya (Science and Education: New

Times), (6), 481�487. (In Russ.).

Konyakhina, E.S., Shinkareva, N.A. (2022). Didactic games as a means of developing the intellectual

readiness of 7-year-old children for school. Modern Problems of Science and Education, 3, 25-25.

https://doi.org/10.17513/spno.31724 (In Russ.).

Krivykh, S.V., Urbanskaya, M.V. (2010). School readiness: theoretical analysis of the concept. Vestnik

Tobol�skoi Gosudarstvennoi Sotsial�no-pedagogicheskoi Akademii im. D.I. Mendeleeva (Bulletin of the

Tobolsk State Social-Pedagogical Academy named after. DI. Mendeleev), (2), 75�86. (In Russ.).

Mathematics. The entire preschool program. (2016). Moscow. ROSMEN. (In Russ.).

Paramzina, E.I. (2019). Intellectual readiness of children of primary school age as one of the factors of

readiness for educational activities. Izvestiya Instituta Pedagogiki i Psikhologii Obrazovaniya (News of

the Institute of Pedagogy and Psychology of Education), (3), 53�57. URL: https://www.elibrary.ru/item.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

asp?id=41138988& (access date: 02.13.2024).

Pechatnova, N.B. (2020). Formation of intellectual readiness of preschoolers for learning at school.

Vestnik Prakticheskoi Psikhologii Obrazovaniya (Bulletin of Practical Psychology of Education), 17(3),

22�31. (In Russ.).

Pechatnova, N.B. (2021). Intellectual Readiness for School in Senior Preschoolers: case of

Correctional and Developmental Program �School is Waiting�. Bulletin of Kemerovo State University.

Series: Humanities and Social Sciences, (4), 309�318. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-4-

309-318

Raspopova, S.G. (2013). Preparing children in the senior group of kindergarten for school. In: Traditions

and innovations in professional training and activities of a teacher. Materials of the All-Russian Scientific

and Practical Conference of Teachers and Students. (In Russ.).

Rusakova, V.A. (2019). Modern aspects of preparing children for school in a kindergarten. Traditsii i

novatsii v doshkol�nom obrazovanii (Traditions and Innovations in Preschool Education), (1), 22-31. (In

Russ.).

Savenkov, A.I., Alisov, E.A., Krivova, V.A., Tsaplina, O.V. (2016). Organization of research and project

training in conditions of continuity of levels of general education. Moscow: MSPU. (In Russ.).

Savenkov, A.I., Ganicheva, A.N., Murodkhodzhaeva, N.S., Tsaplina, O.V., Polkovnikova, N.B. (2019).

Technologies for monitoring the main educational programs of preschool education and the main provisions

of the Federal State Educational Standard for Preschool Education. Doshkol�nik. Metodika i Praktika

Vospitaniya i Obucheniya (Preschooler. Methods and Practice of Education and Training), (3), 49�62.

(In Russ.).

Savenkov, A.I., Kalinchenko, A.V., Kurlygina, O.E. (2023). What to write to preschoolers and

first graders. Nachal�naya Shkola (Primary School), (1), 23�26. https://doi.org/10.51906/0027-

7371_2023_1_23 (In Russ.).

Shalina, A.A. (2017). Problem-game communicative and cognitive situations � a technology for the

development of a preschooler as a subject of moral choice. Mir Nauki, Kul�tury, Obrazovaniya (World

of Science, Culture, Education), (1), 249�250. (In Russ.).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

40

Shinkareva, N.A., Pushkina, N.G. (2023). Didactic games as a means of developing intellectual

readiness for learning at school in older preschoolers. Karel�skii Nauchnyi Zhurnal (Karelian Scientific

Journal), 12(1). (In Russ.).

Soldatenko, K.Yu. (2022). Study of the development of logical thinking of preschoolers in joint activities

in mathematics. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya (Problems of Modern

Teacher Education), (74), 233�236.

Soldatenko, K.Yu. (2022). Theory and methods of mathematical development of preschool children:

educational and methodological manual. Orekhovo-Zuevo: GGTU. (In Russ.).

Soldatenko, K.Yu. (2023). Mathematics in English: aspects of integrated education for preschoolers.

Sovremennaya nauka: aktual�nye problemy teorii i praktiki. Seriya: gumanitarnye nauki (Modern Science:

Current Problems of Theory and Practice. Series: Humanities), (11/2), 93�96.

Taruntaev, P.I. (2023). The use of digital devices by older preschoolers and the level of development of

mental abilities. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie (Preschool Education Today), (5). https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67

Volkova, S.I. (2015). Mathematical steps: a manual for children 5�7 years old. Moscow: Enlightenment.

(In Russ.).

Voronova, L.B. (2018). Factors influencing a child�s intellectual readiness for school. Molodoi Uchenyi

(Young Scientist), (38), 82�86. URL: https://moluch.ru/archive/224/52781 (access date: 02.26.2024).

Vygotsky, L.S. (2008). Pedagogical psychology. Moscow: AST Astrel Guardian. (In Russ.).

Yakovleva, G.V., Svatalova, T.A., Skripova, N.E. (2019). Modern technologies for the development of

cognitive and research activities of children of preschool and primary school age: a methodological manual

for teachers of preschool educational institutions and non-profit educational institutions. Chelyabinsk:

CHIPPKRO. (In Russ.).

���������� �� �������

������ ������� ����������, �������� �������������� ����, ������ ������������ ��������-

�� ��������� ���������� � ���������� �����������, ���������� ��������� �������������� ���-

��������, ������, ���������� ���������, ksusha24061989@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0007-

2818-068X

������ ��������� ������, ���������� ������������ ���������� ��������� ���������� � ���-

������� �����������, ���������� ��������� �������������� �����������, �������� ������-����-

��������� ������ ���� �����-������, ������, ���������� ���������, averin.n.@bk.ru, https://orcid.

org/0009-0004-9328-3421

Abo ut the author S

Ksenia Yu. Soldatenko, Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy

of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City Pedagogical University,

Moscow, Russian Federation, ksusha24061989@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0007-2818-068X

Nikita S. Averin, applicant for the Department of Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology

of Education of the Moscow City Pedagogical University, methodologist of the educational and methodological

center FISO �Elti-Kudits�, Moscow, Russian Federation, averin.n.@bk .ru, https://orcid.org/0009-

0004-9328-3421

���������: 27.03.2024; �������� ����� ���������: 17.05.2024; ������� � ������: 14.06.2024.

Received: 27.03.2024; revised: 17.05.2024; accepted: 14.06.2024.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.