Научная статья на тему 'Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей'

Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственные способности / интеллект / цифровые устройства / экранное время / цифровизация / дошкольное детство / mental abilities / intelligence / digital devices / screen time / digitalization / preschool childhood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарунтаев Павел Игоревич

Актуальность. Старшие дошкольники – активные пользователи современных цифровых устройств, в связи с чем их медиаактивность все чаще становится предметом пристального внимания. Ученые расходятся во мнении, позитивно или негативно гаджеты влияют на развитие психики ребенка, и какие виды медиаактивности положительно сказываются на успешности дошкольников. Цель исследования: выявить различия в уровне развития умственных способностей старших дошкольников двух групп: использующих цифровые устройства преимущественно для просмотра мультфильмов и видео и использующих цифровые устройства преимущественно для видеоигр и приложений. Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 267 детей старшего дошкольного возраста и их родители. Родители заполняли опросник (Борцова, Некрасов, 2020), направленный на изучение преимущественного способа использования цифровых устройств ребенком и показателей экранного времени. Дети 5–7 лет были разделены на две группы: преимущественно просматривающих видео и мультфильмы (пассивное экранное время), и предпочитающих видеоигры и приложения (активное экранное время). Уровень развития умственных способностей детей изучался с помощью батареи методик, созданных под руководством Л.А. Венгера. По уровню развития воображения дети делились на три группы на основании результатов проведения методики «Дорисовывание» (Дьяченко, 2007). Результаты развития интеллектуальных и творческих способностей двух групп детей сравнивались при помощи t-критерия Стьюдента и однофакторного дисперсионного анализа. Результаты исследования. Дети, использующие цифровые устройства преимущественно для видеоигр и приложений, имели более высокий уровень развития умственных способностей по сравнению с группой детей, использующих цифровые устройства преимущественно для просмотра мультфильмов и видео. Дети с низким уровнем развития невербального воображения проводили больше времени перед экранами цифровых устройств, чем дети со средним и высоким уровнем. Выводы. Современные компьютерные игры и приложения обладают потенциалом для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. При этом взаимодействие с цифровыми устрой­ствами отрицательно сказывается на развитии воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарунтаев Павел Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of digital devices by older preschoolers and the level of development of mental abilities

Relevance of the article. Preschoolers are active users of modern digital devices, and therefore their media activity is increasingly becoming the subject of close attention. Scientists disagree on whether gadgets positively or negatively effect on the development of a child’s psyche, and what types of media activity have a positive effect on the success of preschoolers. The aim of the study: to identify differences in the level of development of mental abilities of senior preschoolers in two groups: those using digital devices mainly for watching cartoons and videos, and those using digital devices mainly for video games and applications. Description of the research progress. The study involved 267 senior preschool children and their parents. Parents filled out a questionnaire (Bortsova, Nekrasov, 2020) aimed at studying the child’s predominant way of using digital devices and screen time indicators. Children aged 5–7 years were divided into two groups: those who predominantly watch videos and cartoons (passive screen time), and those who prefer video games and applications (active screen time). The level of development of children’s mental abilities was studied using a battery of techniques created under the guidance of L.A. Venger. According to the level of imagination development, the children were divided into three groups based on the results of the “Complete the Drawing” technique (Dyachenko, 2007). The results of the development of intellectual and creative abilities of two groups of children were compared using the Student’s t-test and one-factor analysis of variance. Research results. Children using digital devices primarily for video games and applications had a higher level of mental development compared to the group of children using digital devices primarily for watching cartoons and videos. Children with low levels of nonverbal imagination spent more time in front of digital device screens than children with medium and high levels. Conclusions. Modern computer games and applications have the potential to develop the intellectual abilities of older preschoolers. At the same time, interaction with digital devices negatively affects the development of imagination.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей»

��������� ����� ��������.

��� �Sun School�, ������, ������

������������. ������� ����������� � �������� ������������ ����������� �������� ���������, � ����� � ��� �� ��������������� ��� ���� ���������� ��������� ������������ ��������. ������ ���������� �� ������, ��������� ��� ��������� ������� ������ �� �������� ������� �������, � ��-��� ���� ��������������� ������������ ����������� �� ���������� ������������. ���� ������������: ������� �������� � ������ �������� ���������� ������������ ������� �������-����� ���� �����: ������������ �������� ���������� ��������������� ��� ��������� ���������-��� � ����� � ������������ �������� ���������� ��������������� ��� �������� � ����������. �������� ���� ������������. � ������������ ������� ������� 267 ����� �������� ����������� �������� � �� ��������. �������� ��������� �������� (�������, ��������, 2020), ������������ �� �������� ����������������� ������� ������������� �������� ��������� �������� � ����������� ��������� �������. ���� 5�7 ��� ���� ��������� �� ��� ������: ��������������� ������������-��� ����� � ����������� (��������� �������� �����), � �������������� ��������� � ���������� (�������� �������� �����). ������� �������� ���������� ������������ ����� �������� � ������� ������� �������, ��������� ��� ������������ �.�. �������. �� ������ �������� ����������� ���� �������� �� ��� ������ �� ��������� ����������� ���������� �������� ��������������� (��������, 2007). ���������� �������� ���������������� � ���������� ������������ ���� ����� ����� ��������-���� ��� ������ t-�������� ��������� � �������������� �������������� �������.���������� ������������. ����, ������������ �������� ���������� ��������������� ��� �����-��� � ����������, ����� ����� ������� ������� �������� ���������� ������������ �� ��������� � ������� �����, ������������ �������� ���������� ��������������� ��� ��������� ���������-��� � �����. ���� � ������ ������� �������� ������������� ����������� ��������� ������ �����-�� ����� �������� �������� ���������, ��� ���� �� ������� � ������� �������. ������. ����������� ������������ ���� � ���������� �������� ����������� ��� �������� �����-����������� ������������ ������� ������������. ��� ���� �������������� � ��������� ������-������ ������������ ����������� �� �������� �����������.

�������� �����: ���������� �����������, ���������, �������� ����������, �������� �����, ���-

���������, ���������� �������.��� �����������: ��������� �.�. ������������� �������� ��������� �������� ������������� � ������� �������� ���������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �5(119). � �. 56�67. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67

���������: 25.07.2023. ������� � ����������: 22.08.2023.

. taruntaev.pavel@mail.ru

��������

�������� ��������������� � �������-������� ����������� ���� ���� ����� ����-���� �������� � ������� ��������������� � ���������� ������������. �������, ������� ���������-������������ ��������, ��������� ���������� ��� ������������ ��� ����� ��-������ ��������������� �������� ���������, ������� ������������ ����������� �� ���� �������� ������������ ����� ������������ ��������.

� ��������� ����� ��������������� ���-������ �������� ������������ � ������ ��-��������� � ���������-���������������� ��-������ � ��������� ������� ��� ������� ������������� ���� ������� (���������, 2018). ���������� ������ ��� ���� ������� � ���-���������� ����� �� ��� ������� � ������ ��-����� ����� (Genner, S�ss, 2017).

UDC 159.92 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67

The Use of Digital Devices by Older Preschoolers and the Level of Development of Mental Abilities

Pavel I. Taruntaev.

Sun School LLC, Moscow, Russia Relevance of the article. Preschoolers are active users of modern digital devices, and therefore their media activity is increasingly becoming the subject of close attention. Scientists disagree on whether gadgets positively or negatively effect on the development of a child�s psyche, and what types of media activity have a positive effect on the success of preschoolers. The aim of the study: to identify differences in the level of development of mental abilities of senior preschoolers in two groups: those using digital devices mainly for watching cartoons and videos, and those using digital devices mainly for video games and applications. Description of the research progress. The study involved 267 senior preschool children and their parents. Parents filled out a questionnaire (Bortsova, Nekrasov, 2020) aimed at studying the child�s predominant way of using digital devices and screen time indicators. Children aged 5�7 years were divided into two groups: those who predominantly watch videos and cartoons (passive screen time), and those who prefer video games and applications (active screen time). The level of development of children�s mental abilities was studied using a battery of techniques created under the guidance of L.A. Venger. According to the level of imagination development, the children were divided into three groups based on the results of the �Complete the Drawing� technique (Dyachenko, 2007). The results of the development of intellectual and creative abilities of two groups of children were compared using the Student�s t-test and one-factor analysis of variance.

Research results. Children using digital devices primarily for video games and applications had a higher level of mental development compared to the group of children using digital devices primarily for watching cartoons and videos. Children with low levels of nonverbal imagination spent more time in front of digital device screens than children with medium and high levels. Conclusions. Modern computer games and applications have the potential to develop the intellectual abilities of older preschoolers. At the same time, interaction with digital devices negatively affects the development of imagination.

Keywords: mental abilities, intelligence, digital devices, screen time, digitalization, preschool childhood.

For citation: Taruntaev P.I. (2023). The use of digital devices by older preschoolers and the lev-el of development of mental abilities. Preschool Education Today. 5:17, 56�67 (in Russian). DOI:

10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67

Recieved: 25.07.2023. Accepted: 22.08.2023

. taruntaev.pavel@mail.ru

������� ���������������, �� �� ��� ��� ��������������, �������� ������ �����-������������ ������� �������� ��������� �� �������� �������, ��� ����� ���������-�� (�������, ��������, 2008; �������� � ��., 2018; Trick et al., 2005; Fikkers et al., 2019 � ��.). � ������ ���� ������� �������� ����������� �������� �������� ����� ������������ ��-�����, ������� ������������ ��� ���������� � ��������� ����� ������������ � ������-�� ������ ����������� ����������� ������, ������ � ������.

��������� �������� ������� �������� ���������� �������� ���������� � ��� �����-��������� ����������.

���������� ����������� ������� ������������ � ������������� �������� ���������

� ������ ������ ������������ �� ����-���� �����������, ����� �� �.�. ��������, �.�. ��������, �.�. ����������, ��� �����-���������� ��������, �������������� ��-�������� � ������������ ��� ������� ����� � �������������� ������������ � ������-�� ������� (������, 1996; ��������, �������, 2003; ��������, ��������, 2007; ���������, 2019). ��� �������� ����� ��������������� �������� ��������: ��������� �������, ������-��� ������, �������, ������ � ��. (������, 1996).

�.�. ������ (1986, 1996), �.�. ������� � �.�. �������� (2003) �������� ��������� ����� ����� ���������� ������������: ���������, �������������� (����������������) � �������-���. � ��������� ��������� �����������, ���-���������� � ������� ���������� ��������� � �� �������. �������������� (�������������-���) ����������� ����������� � ������� ����-��� ��������� ����� � ������� � ���������� ����������. ���������� ����������� �����-������ ����� � ������� ������������ ����� � ����� ������� � ������������. ����������� ����������� � ��������� ����� ������������, ������� ������������ ��������������� �����-���. ������ �������� ��������� ��������� �������� ��� �������������� �������, ������-��������������������:���������������,���-����, ������ � ��. ����������� ���������� �������� �������� ������������� �������� ��-������� � �������� �������������� ������� ��-��������������,������������������������-�� ��������� (�����������, ���������, 2020).

�������� ���������� �����������-���� ���� ��� ��������, ������� ����-������ ������������ �������� (�������, 2019). �������� ����������, ��� �������� �.�. �������, ��������� ������: ��� ������, ������� �����, ��������, �������������� � ��-������ ������� �������� ����������, � ��� �����, ������������ ����������� ������� � ��������, ������ ��������� � �������� ���-������� ��������� ���� � ����� � ��������� � ������ �����������. ����������, ���������� ����� ���������� �� ����� �� ���������� �� ������������ �������� ������ ����������� ������� � ������ �������� ��������, ����� �� ���������-������������ ��������� �����-��� ������� � ������ ����������� �������. ��������� ��� ����� �����������, ��������-������ ����������� ������������� �������� ���������� ��� �������� �������� ���������-���, �.�. ��� ���� ����� ��������� � ����� �����, ������������� ����������� ��������. � ������ ��������� ���������� ����������, ��� �� �������� ����, ������������ ����� ��-��������� ����� �������� ����� ���������-��� ������� ������������.

������������������������������������-�� ��������� ����������� ������������� ���-�����������������������������������(Bulck, 2020).����������������������,���������� �������� �� ���������� ��� �������������-�� � �������� �����������, ������� ������� �� ����� ����� � / ��� ���������� ���������� ��� ������, ��������, ������� ��� ���� (Hu et al., 2020). ��������� �������� ����� �������-�� � ��������� ������������� ���������� �� ������, ������� ����� ���� ������������ ��� ������-���� �������� �� ������� ����������-�� ����� ��� ��������� (��, �������� YouTube � ��.). �������� �������� ����� ����������-�� ���������������� �������������� � ������-�����, ������� ������������ �������� ����� � ������������ � ���������� ������������ (��-�������,�������������.)(Anderson,Kirkorian, 2015). ����������� ������ ������������, ��� ��������� � �������� �������� ����� �������-�� ������ ������� �� ����� �������� �������, ����������, � ������������ � ��������� � ��-���������������������������(McNeilletal., 2019; Mares, Stephenson 2017; Hu et al.,2020). ����� �������, �� ����� ������� �������� ��������������:���,��������������������-��� �������� �����, � ���, � ���� ���������� ��������� �������� �����.

������ ������������� ������������, ��� �������� �������� ����� ������� ����������-�� �������� ���������������� ������������.

������������ �. ���� � �. ����� ������-��, ��� ����, ������� ������ � ����������� ������������ ����, ������������������ ��-��� ������� ���������� � ������������ �����-����� �� ��������� � ����������� ������� ��-���, ������� �� ���� ��������� � �����-���� ������������ (Trick et al., 2005; Rueda et al,. 2005).

�.�. ������� � �.�. �������� ��������, ��� ������������ ���� ���� �������� �������-�� �������� ��������� ������ ������������ �������������� (�������, ��������, 2008). ������������������,�������������������-��� ��������������� ������ �������������� � ���������� �����. �������� �����������-�� �������������� � ���������� ����������-���� � � ������������ �.�. ��������� (2018). � ���� ������� ����� ���������� ��������� �������� ���������������� ������� � �������� � �������� ���.

������ ��������� ������������, ����-��� ����������, ��� ����� ���������� ���-����������� ������� ���������� �������. ������������ �. ����� (2016), �. ������ (2016) � ��. ������� (2017) ��������, ��� ��-�������� � ��������� ��� ����������� ���-������� ���������������� ������ ����� ���� ���������� �� �������������� � �������� ��-���, �������� ��� �������� ������� �������-��. �������� ������ ��������� ��� ������-�������� ������� � ��������� ������������ ����� �������������� ������������ �������-�������� (�����������, ���������, 2020).

������� ������� � ������ ����� ����-�� ������������ ������������� � �����-������ ������������. �.�. ����������� � �.�. ������� (2021) ���������� ���������� �������� ����� ����� ������������ (2015� 2020-� ��.) � �����, ��������������� ��� ���-���� �������� ��������� (1970-� � 1990-� ��.). ���������� ��������, ��� ������� �������� ��������� ������������ ����������� ����-��� ������������ �������� �� ��������� � ����������� �����������, � ������� ����-����� ���������� ������������� ����������-�����������������.��������������������-��� ����������� ����������� ������������ ������� �����, ��� � ����������� � 1970-� � 1990-� ��. ������ ���������� ���� �������� � � ����������� ������������ �. ������� (Fikkers et al., 2019). �������� �������� ���-�� ����� 3�7 ��� ���� ������������ ������� � ������������ ���������������� ������.

������������� � ����������� ������� ���-���������������������������������������� ��� (��������� ��������� �������) �� �������� ����������������������.����������������� ���� ����� ��������� �� �������� � �������-����� ������� (��������, �����������, 2017; Jackson, Games, 2015; Yeh, 2015).

� ������������ ��. ����� (2018) �����-���� ������� ������������� ��������� �����-����� �� ������������ ����� 0�5 ��� (Marsh et al, 2018). ������������� ������ � ������, ��� �������� ���������� ��������� ��������� ������������ ������� ����, � ����� �������-�� ���������� ������� � ������� ��� �����-��-������� ���� � �� ������������, ��� � ���-���� ���������������, �������� ���� ���� � ���������� ��������� ��������� ���� ����-������ ��������.

������ �.�. ���������� (2018) �������� ������� � ��������� ������� ������������ ��� �� ����������� ������� ������������. ���������� ��������, ��� ��� ������ �������-���� ��������� ������� � ������������ ��-���, ��� ���� ��� ����������� � �������� �� ������������ ����������� � ��� ���� ��-�������� ��������� � ��������� �������. �.�.�������(2020)������������������������� ������������� ����������� ��������, ������� ������������ �� �������������� �� ��������-���� � �������-������� ���� � ������������� � ������������. � ���������� ���� ���������-�� �������� �������� ����� ����� �������� ��-����������� ����������� �������� � ������� ����������������������������������������-�� � �������� �������-������� ����.

����������, ��� ��������������� ������-��, ������� ���������� ���������� �� ���-����� �����������, ����� ������������� �������-������� ����, ��������� ���� � ���-������� ��� ��� � �������� ����������, �� ������ ���� ����������� ������� ������� (Piotrowski, 2017). ����� ����, ������������-��� �������� ����� ��������� ������������� ������� �� ���������������� ������ ������� (Fish, 2004; Piotrowski, 2017).

� ������ �������, ������ �����������-�� ����� ����������� �� ��, ��� ����������� ��������� ���� ����� ��� ����������� � ��� ����� ������� ��� ����������� (Anderson, Kirkorian, 2015).

�������� ������������

����, � ������� ���������� �������� ��-������ ����� (������������ �������� ��-�������� ��������������� ��� �������� � ����������), ����� ����� ������� ������� �������� ���������� (��������� � ����������-������) ������������ �� ��������� � ������, � ������� ���������� ��������� �������� (������������ �������� ���������� ���-������������ ��� ��������� ������������ � �����). ��������� � �������� �������� ���-�� ������������ ������� � ������� �������� �����������.

�������������� �������

���� �������� ����������� �������� � 267 ������� (5 ��� � 78 �������; 6 ��� � 117 ����-���, 7 ��� � 72 ��������), �� ��� 117 ��������� � 150 �������. � ������������ ����� �����-�� ������� � �� �������� � ������� ������� 28,5 ���, �� ��� 53 ������� � 214 ������. ������������ ����������� �� ���� ���� ��-�������������������������������.������, �������� ��������� ����� ��������������� ����������� ��� ����� � ���� ������� ������-��������� ����������� ����� ������� � ��-������ ���������� �������.

��������� ������������

�������������������������������2019 �� 2022 ��� � ��������� ������. �� ������ ���-�� ������������ ��� �������� ������������� ������ ����������, ������� �������� �����-���� �������� �������� ����������� ������-������� �������� ������������� �������� ���������� � �������� ���������� ���������-���. �� ������ ����� ������������ �������-������ ���� ������������ ������ �� ������ �������� ���������� ������������ ������� ������������ � ������������ ������������� ��� �������� ���������. �� ������� ����� ��-���������� ���������� ����� ���������� ��-����� �������������� ��������� � ������ ��-�������� �����������.

������ ������������

� �������� ������� ������������ ���� ��-���������� ��������, ������������ �� ���-�������� ������ �������� ���������� ���-���������, ��������� ��� ������������ �.�. ������� (������, ����������, 1978; ���-���� � ��., 1996; ��������, ��������, 2007). ����� ������ ������� � ��������� ����������� ������� (�� 4 �� 12), � ������� �������� ���-������� ������. � ������ �������� ������� ���� ��� ��������� ����������� � ������� ��� ��������� ����� ������ � �����������. ����� ����������� �� ���� ������� ��������� ������-������ � ���������� ������ ������� ��������-��������� ���������. ����������� ����������� �����������������������������10�12�����. ��������5�6�6�7����������������������-������ ������� � ������������ � ���������.

�������� ��������� (��������, 2002) ���-�������� ��� ����������� ������ �������� ���������� � �������� ������, ��������� ����������� ����� ��������� � ��������� ��������� (���������). ����� ������������ �������� ����������� ���������, ��������-������� ������� �������.

�������� ������������� �������������� (����������, 2002) �������� ������� ������-��� ���������� �������� � ������������ ��������� � ��������� ����� � � ���������-���� ������� �������� ���������� � ��������-��������� ��������. ��� ������� �� ������� ���������� � ���������� ����� �����������-��� ����� (������ � ���������) �� �������-��� ������. �� ���� ����������� ��������� ������������ �����, �� ������ ����� ����� ��������� ���� ������ � ������� ��������� �������������� �����, ������� ������� �� � ��������� ����������� ������.

�������� �������������� (�������, 2002) ���������� �� ��������� ������ �������� ��-���� ���� ��������� ��������, �������� ������ �� ������������� ������������� � ��-������ ����������� ��� ������������ � ���-���������. ������� ���������� �������� ������ � ������������� ������� �������, ��������� ������������ ����� ���� ��� ������ �����-��� ����� � ��������� ����������� � ���� ������� ����������.

�������� ���������������� (������, ��������, 2002) ���������� �� ������ ������-��� ���������� ����������� ��������. ��� �������� ������ �� ���������� ��������� � �������, ������������ �� ���� ��������� � �������������� ����� ����������� ����-������ ������������� �������������� ����� �� ����� �� �� �������� �� ��������. ����� ������������ ����� ����� ��������� ������-��� � ���� �������.

��� ������������ ���������� ���������-���, ��� ������������ ���������� ���������-���,������������������������������������� (��������, 2007). ���������� ���������� ��� ����� ��������� �������� � ������� ������-������� ��������, ������� ������� ������ ��� ����������. � �������� ���������� �����-����� ���������� ������������� ��������-��� �������������� (���). ���� ���������� ������������ ����� ���������� �� ��������-����� �������� � ������ ������� � � ������ ����� � ���� ������ �������� ����. ���������� ���� �������� ��� ������������� ��������-��� ����� �����, ��������� �� 20�25 �������, � ��������� ������� ������� � ������� ��� ����������� � ������������ ���������: ���-��� ������� �������� ������������� ������-�����, ������� � �������. �������� �����-������ � �������������� �������.

��� ������������ ����������������� ������� ������������� �������� ��������� �������� ������������� (����������� ��� ������������), � ����� ����������� �������-��, ���������� � ������ ��������� ������� ������������� ���������������� �������� ���������� ������������� �������� ��������� (�������, ��������, 2020).

����������

�� ��������� ����������� �������� ���� �������� ��������� ����������: ��-������ ��������� (m = 9; sd = 3.1); ������-�� ������������� �������������� (m = 9.1; sd = 3.1); �������� ������������� (m = 10.5; sd = 2.6); �������� ���������������� (m = 10.3; sd = 3.2); ��������� ������� �������� �������-���������������(m=9.8;sd=3.3).

������� 1. ��������� ������ ���������� ������������ �� t-�������� ���������

�������� ������ M SD N Df t P

�������� �2 ��������� (�������� ����������� ����� ��������� � ��������� ���������) ��������� ������������� 8,87 4,1 120 217 -1,87 0,072

�������� ������������� 9,89 3,6 85

�������� �3 ������������� �������������� (�������� ������������� �������������) ��������� ������������� 9,02 3,1 130 222 -1,58 0,146

�������� ������������� 9,78 3,0 96

�������� �4 �������������� (�������� ���������� �� �����) ��������� ������������� 9,99 2,9 124 220 -3,22 0,001**

�������� ������������� 11,21 2,2 92

�������� �5 ���������������� (�������� ��������������) ��������� ������������� 9,94 3,5 130 212 -2,47 0,016*

�������� ������������� 11,05 2,9 96

����� ������� �������� ���������� ���������-��� (����� ����) ��������� ������������� 9,13 3,3 122 216 -3,30 0,001**

�������� ������������� 10,76 2,8 90

����������: �*� � �������� �������, p<0,05; �**� � �������� �������, p<0,01.

���������� ������������ ���������-���� ����������� � ������� �������� ��������������� (��������, 2007) ��������: 55% (n = 125) ����� ����� ������� ������� �������� ������������� �����������, 14% (n = 33) � ������� ������� � 30% (n = 69), ������ �������.

�� ������ ������������� ������ � 58% (n = 131) ����� ������������ ��������� ��-������ �����, � � 42% (n = 96) ����� ������-������ �������� �������� �����. ���������� ��������� ������� �� ������ ������ �����-���� ����������: ��������� �������� ����� ������� � ������ (m = 8,6; sd = 5,1), �������� �������� ����� ������� � ������ (m = 4,8; sd = 4,9) � ����� �������� ����� (m = 13,4; sd = 8,8). � �������, ����������� ������� ���������� �������� �� ���������� ������-��� �������������� 8,6 ����� � ������, ����-�� � ���� � ���������� ��������� ���������� 4,8 ����� � ������, � ����� �������� ����� ���������� 13,4 ����� � ������.

� ������������ � ������� ������ ������-���������������������������������������-������ (�������, ��������, 2020), ���� ���� ��������� �� ��� ������ �������� ��������� ���� ������������� �������� ��������� � ���������� �������������� (������������� ���������� ��������� �������) � ��������� �������������� (������������� ��������� ��-������� �������).

�� ���������� ���������� ���� ���� ����� � ����������� ������ �� ����������� ������ �������� ��������� � ���������������� ���-���������, � ����� ����� ���������� �������-������������(�������������).�����������-��� t-�������� ���������, ������� ��������� ��� ��������� ���� ����� �������� �������-���, ������������ ������������ � ��������-��� ���������� �����.

������� ���� � ������ ��������� ������-�������� �� �������� �� ��������� �������-��� �� ����� (�������� �4 ��������������) (m = 11.21; sd = 2.2) ����, ��� � ������ ���������� �������������� (m =9.99; sd = 2,9), ��� ���������� p<0,001.

������������� �������� �������� ��� p<0,016 ���� ���������� ��� ��������� ��-��������� �� ��������� �������������� (����-���� �5 ����������������). � ����� � ������ ��������� �������������� ������� ���� (m = 11.05; sd = 2,9) ����, ��� � ������ ���������� �������������� (m = 9.94; sd = 3,5).

��������� ������ ������ �������� �������-��� ������������ (����� ������) ���� ����� ��������, ��� � ������ ��������� ����������-���� (m = 10,76; sd = 2,8) ����, ��� � ������ ���������� �������������� (m = 9,13; sd = 3,3).

���������� ���������� ��������� ����-���� � ���, ��� ����, � ������� ���������� �������� �������� �����, ����� ����� ����-��� ���������� � ��������� �� ���������� �� ������ � ���������� ��������������, � ����� �� ������ ������ �������� ���������� ���-��������� �� ��������� � ������, � ������� ���������� ��������� �������� �����.

����� ���� ���� ��������� �� ��� ����-�� �������� ����������� �������� �����-���������� �.�. �������� �� ������ ��-����������� �����������: ������, ������� � ������� �������. ��� ������ ��������� ��������� � ������������� ����������-��� ������� (ANOVA) ��� ��������� ���� ����� ��������� �������.

���������� �������������� ������� ����-����, ��� ������ ����� ������������� ������� ����������� �� ����������, ��������� � ��-���� ��������� �������.

������ ����� ������������� ������� (p < 0.05) ����������� �� ���������� ������-���� ��������� ������� [F(2,236) = 6,25, p = 0.002]. ������������� ��������� �� �������� ����� (HSD) ��������, ��� ������� ��������-�� ��������� ����� � ����� � ������ ������� ����������� (m = 11.2; sd = 5.5) ���������-�� ���������� �� �������� ���������� �����-���� ������� ����� �� ������� (m = 8.2; sd = 5.2) � ������� ������� ���������� (m = 8.7; sd = 5.9). ��� ���� ���������� ���������� ��-������� ������� � ����� �� ������� � ����-��� ������� ����������� ������������� ���-���� �� ����������.

������ ����� ������������� ������� (p<0.05) ����������� �� ���������� ��������� ����������������[F(2,235) =11.22,p =0.001]. ������������� ��������� �� �������� ����� (HSD) ��������, ��� ������� ��������� �����-���� ������� � ����� � ������ ������� ������-����� (m = 8.4; sd = 5.8) ����������� ������-���� �� �������� ��������� ��������� ������� ����� �� ������� (m = 4.7; sd = 5.3) � ������� ������� (m = 5; sd = 4.8). ��� ���� ���������� ��������� ��������� ������� � ����� �� ����-��� � ������� ������� �����������.

������ ����� ������������� ������� (p<0.05) ����������� �� ���������� ��-���� ��������� ������� [F(2,246) = 9.99, p = 0.001]. ������������� ��������� �� �������� ����� (HSD) ��������, ��� ����-��� ������ ��������� ������� � ����� � ���-��� ������� ����������� (m = 19.2; sd = 10.5) ����������� ���������� �� �������� ��-���� ��������� ������� ����� �� ������� (m = 12.9; sd = 9.1) � ������� ������� (m = 13.5; sd = 9.6). ��� ���� ���������� ��-���� ��������� ������� � ����� �� ������� � ������� ������� ����������� ����������-��� ������� �� ����������.

���������� ������ ��������� ��� ������-��������, ��� ���� � ������ ������� �������� ���������� ������������ �������� ������ ������� ����� ������� �� ��������� � �����-�� �������� �����.

���������� �����������

� ���������� ������������ ������������ �������� �������� ��������� �������������. ������������� �������� ��������� ����-�� �� ��������� ������� ������� ����������

���. 1. ���������� �������������� �������������� ������� (ANOVA) ������ �������� ������������� ����������� � ��������� �������

��������-������������ ������, ������ ����-�������� ��������� ������������ ���� ��� ����������� ���������� ���������� ������ ������������ �������. �����������, ��-���������� �������� ���������� ������-��������� ��� �������� � ��������� ���-�������, ����� ����� ������� ���������� � ��������� ���������� �� ������ � ����-������ ��������������, � ����� �� ������ ������ �������� ���������� ������������ �� ��������� � ������, ������� ��������-�� �������� ���������� ��������������� ��� ��������� ��������� ��������������. ���������� ���������� ����������� � ����-�������� ������������ � ������ �������, ������� ��������������� � ���, ��� �����-����, ���������� ����������� ���� � ������-��� ���������� ����� ��������� ��������-��� ����������� �� ���������� ����������� ������� (����������� � ��., 2021; Huber et al., 2016; Fikkers et al., 2019 � ��.). �������� ��� ������������ � ����� ������ ����, ��� ��-�������� ������ �������������� ���������-��� ���������� ������ � ����� ������ �����-�����������, � �� ��������� ������������. ������ ����������� ��������� � �������-���� ���������� ��� ���������� ������� ����� ������� �� ����� ������� ��������� ��������-�������� ��������, � ��� ����� ��������������� �� ����� ��� �����, � ���-�� ������ ���������� ������ ��������� ���-���� ���������. ���, ������, ������������ �������� ��������-��������� � ����������� �������� � ��������������� �������������-��� ��������. ��������� �� �������� �����-��, ������ �����, ���������������� �����, ������� ����������� �������� ���������� �� �������� ���������, ��������, �� ���� ������� �����-���� ��������������� ����� �� ���� �������� (�������� � ��., 2018; �����������, �������, 2021).

���������� ���������� ��������, ��� ������� ������������� �������� ��������� (�� ���� ����� ��������� �������) ������� � ������ ������� �������� ���������� ���-���������. ��� ������������ ������������ ����������� ��������� ��������� �����-��������� � ����� ������ �������� ��������-���, �������� � ������������ ������������� ��������� ��������� (Piotrowski, 2017; Fleer, 2018; Marsh et al, 2018). ���� ���������� ��-��������� � ������������� �.�. ���������� (2018) � ����� ������ ���������� ������� (Anderson, Kirkorian, 2015). ���������� ��-�������� ����� ����������� ���, ��� �����-������ ����, ����������� � ������ �����-������� ������������� ���� ������������ ��� �������� ����� ���� ������������, � ���-�� ����� ���������� ����� � ������ �����-������ � �������������, ������� ����������� ������ �� �������� ���������� ������������ �����������.

������

1.

����������� ������������ ���� � ���-������� ����� �������� ����������� ��� ���-����� ���������������� ������������ ����-��� ������������.

2.

������������� �������� ��������� �� ������������ �������� �����������.

������������ ���������� ������������ ���������, ������ �����, ��� ����������-��� ��������, ������� �� ��������� ������ ����������� ���������� ���������� ���-�����-������������ ������, � ����� ������-��� ������ �� ��������� ������� ����� � ����������������� ������� ������������� �������� ��������� ����� ������������� ������. ������ ����������� ������������ ���������� ������������� ���������� ��-����������, ������� �������� �������� ���� ��������� ������� ������������� �������� ��������� �� �������� �������. � �������-��, ���������� ����� �������� �������, ��� ������ ��������� ���� � ���������� ����-�� �� �������� ���������� ������������ ��-��� � ������� ����������������� �������� ������������. ��� ����� ������������� ��-���������� ������������ �������� �������� ����, ��� ������ ���� ���������� �������� ����������: ����������� ����� ���������� ��������������� �� ����������, � ����� ��-����� ����� �����.

������������������������������������� ����� ���� ��������� ������������ ����-��������. ��-������, ��������� � ���������� ���������� ��������� � ����� ������������ ������, ��� ���� � ��������� ���������� ��-��� ��������� ��������� �������� ���������� ������������, � ������������� ����������-�� �������� ���������� ����������� �����-������ ���, ������� ����� ������� � ������ ���������� ����������� �����. ��-������, ������������� �������� ��������� �� ���-��������� �������� ����������� ������� ��-����������, ������� ��� �������� ���������� ������������ ��������� ������ ���� �������-�����, ������ ����� ��, ������� �����������-�� ���� ��. n

�� ������

��������� ����� ��������, ������� �������� ��� �Sun School�, ������, ������, taruntaev.pavel@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8005-3641

About author

Pavel I. Taruntaev, Leading Psychologist at Sun School LLC, Moscow, Russia, taruntaev.pavel@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8005-3641

����������

1.

��������.�.,���������.�.,���������.�., ����������� �.�., ���������� �.�. ����������� ��-��������������������������������������������-����� (�� 5 �� 6 ���). � �.: ����� ���������������� ������������. � 1996. � 113 �.

2.

�������� �.�., ����������� �.�. ������-������ ���� � ������������: ���������� ������� � ���������� ��������� [����������� ������] // �������������������������������. �2017. ��.6. � �4. � �. 29�40. DOI: 10.17759/jmfp.2017060403

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.

������� �.�., �������� �.�. �����������-����: ���������. ���������: ��������� ���. ��-�. � 2020. � 30 �.

4.

����������� �.�., �������� �.�., ���-���� �.�., ������� �.�. ����� ������������, �����-������ �������� ����������� ������������� ���-����� ��������� � �������� ����������� ����� � ������������ // Science for Education Today. � 2021. � �3. � �. 7�25. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.01

5.

��������� �.�. ������� �������� ������ ����������� �������. � �.: �����, 2019. � 336 �.

6.

����������� �.�., ��������� �.�. ���� ��������� � ������������� �������� �������� ��-������� [����������� ������] // ����������� ����-������ ����������. � 2022. � �. 11. � � 2. � �. 59�

67. DOI: 10.17759/jmfp.2022110205

7.

����������� �.�., ������� �.�. ������-������� ������ ������ �������� ���������� ���-��������� ����������� ������� ������������ � �� �����������, ���������� ������� ���� � ���-������ ����� �� ���� // ��������������� ����� � ��-���������. � 2021. � �. 26. � � 3. � C 40�53 DOI: 1017759/pse2021260302

8.

����������� ����������� �����-��� ������������ / ���. ���. �.�. ������� � �.�. ����������. � �.: ����������. � 1978. � 296 �.

9.

�������� �.�. �������� ����������� �����������. ������������ ������� ��� �����-������� � ���������: ������������ �������. � �.: �������-������, 2007. � 128 �.

10.

�������������� ����������� �������-�������� �������� ����� ����������� �������� / ��� ���. �.�. �������� � �.�. �������. � �.: Per Se, 2003. � 144 �.

11.

��������� �.�. ������� ������������ ��� �� �������� ����������� � ������� ���������-��� // ���������� ������������. � 70-����� �.�. ��������. ��������� �������������� ������-����-��������� ��������. � �.: �����. � 2018. � 106 �.

12.

������� �.�. ����������� ����� �����-��� ������������� ����������� ��������, ����-��������� � ������� �������������� � �������-������ � ������������ // ���������� ���������� � ��������. � 2020. � �. 11. � �1. � �. 144�158. DOI:10.17759/sps.2020110109

13.

������� �.�., �������� �.�. ����������� ������������� ������������ ��� ��� �������� ���-��������� �������� // ��������������� ����� � ��-���������. � 2008. � �. 13. � �3. � �. 49�61.

14.

�������� � ���������� ����������: ������������ ������������ � ������������ ��-���������� / ��� ���. �.�. ������������. � �.: ���� � �, � 2002. � 144 �.

15.

�������� �������������� ������������ � �������� ����������� ���������� / ��� ���. �.�. �������. � �.: ����������, 1986. � 224 �.

16.

������������ �� ��������� �������-�� ��������� ����� ����������� �������� / ��� ���. �.�. ��������, �.�. ���������. � �.: ���, 2007. � 120 �.

17.

������� �.�. �������� ���������� ��� ����� �������� ������������� (�. 1) // ���������-������������ ����������. � 2019. � �. 15. � �3. � �. 117�124. DOI: 10.17759/chp.2019150312

18.

����� � ����� � ������� �������������� ����� ������������� / ��� ���. �.�. �������. � �.: �����, 1996. � 128 �.

19.

�������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�. ����������� ���������� � ������ � ���������� ������� // ��������������� ����� � ��-���������. � 2018. � �. 23. � �3. � C. 42�53. DOI: 10.17759/pse.2018230304

20.

��������� �.�. �������� ������������ � ���������-������������ ���������: ������������ ������� � ������������ ���� // ���������� �����-����� � ��������. � 2018. � �. 9. � � 3. � �. 71�80. DOI: 10.17759/sps.2018090308

21.

Alade, F., Lauricella, A.R., Beaudoin-Ryan, L., & Wartella, E. (2016). Measuring with Murray: Touchscreen technology and preschoolers� STEM learn-ing. Computers in Human Behavior, 62, 433-441. DOI: 10.1016/j.chb.2016.03.080

22.

Anderson, D.R., & Kirkorian, H.L. (2015). Media and cognitive development. In L.S. Liben, U. Muller, & R.H. Lerner (Eds.), Handbook of child psychol-ogy and developmental science: Cognitive processes: Vol. 2 (7th ed., pp. 949�994). Hoboken, NJ: JohnWiley & Sons Inc.

23. Bulck, J. (Ed.). (2020). The International Encyclopedia of Media Psychology. DOI: /10.1002/9781119011071

24.

Fikkers,K.M.,Piotrowski,J.T.&Valkenburg,P.M. (2019). Child�s Play? Assessing the Bidirectional Longitudinal Relationship between Gaming and IntelligenceinEarlyChildhood.JournalofCommunication, 69(2), pp.124�143. DOI: 10.1093/joc/jqz003.

25.

Fisch, S.M. (2004). Children�s learning from educational television. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

26.

Fleer, M. (2018). Examining the psychologi-cal content of digital play through Hedegaard�s mod-el of child development. Learning, Culture and Social Interaction. 26. DOI: 10.1016/j.lcsi.2018.04.006.

27.

Genner, S., & Suss, D. (2017). Socialization as Media Effect. The International Encyclopedia of Media Effects, pp. 1�15. DOI:10.1002/9781118783764. wbieme0138

28.

Hu, B.Y., Johnson, G.K., Teo, T., & Wu, Z. (2020). Relationship Between Screen Time and Chinese Children�s Cognitive and Social Development. Journal of Research in Childhood Education, 34(2), 183�207. DOI:10.1080/02568543.2019.1702600

29.

Huber, B., Tarasuik, J., Antoniou, M.N., Garrett, C., Bowe, S.J., Kaufman, J., et al. (2016). Young children�s transfer of learning from a touch-screen device. Comput. Hum. Behav. 56, 56�64. DOI: 10.1016/j.chb.2015.11.010

30.

Jackson, L.A., & Games, A.I. (2015). Video Games and Creativity. Video Games and Creativity, 3�

38. DOI: 10.1016/b978-0-12-801462-2.00001-1

31.

Mares, M., & Stephenson, L.J. (2017). Prosocial Media Use and Effects. The International Encyclopedia of Media Effects, 1�13. DOI:10.1002/9781118783764. wbieme0153

32.

Marsh, J., Plowman, L., Yamada-Rice, D., Bishop, J., Lahmar, J. and Scott, F. (2018). Play and cre-ativity in young children�s use of apps. Br J Educ Technol,

49: 870-882. DOI: 10.1111/bjet.12622

33.

McNeill, J., Howard, S.J., Vella, S.A., & Cliff, D.P. (2019). Longitudinal Associations of Electronic Application Use and Media Program Viewing with Cognitive and Psychosocial Development in Preschoolers. Academic Pediatrics, 19(5), 520�528. DOI: 10.1016/j.acap.2019.02.010

34.

Piotrowski, J.T. (2017). Content Effects: Educational Media for Children. The International Encyclopedia of Media Effects, 1�13. DOI: 10.1002/9781118783764.wbieme0130

35.

Rueda, M.R., Rothbart, M.K., McCandliss, B.D., Saccomanno, L., & Posner, M.I. (2005). From The Cover: Training, maturation, and genetic influences on the de-velopment of executive attention. Proceedings of the National Academy of Sciences, 102(41), 14931�14936. DOI: 10.1073/pnas.0506897102

36. Tarasuik, J., Demaria, A., & Kaufman, J. (2017). Transfer of Problem Solving Skills from Touchscreen to 3D Model by 3� to 6-Year-Olds. Frontiers in Psychology,

8. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01586

37. Trick, L.M., Jaspers-Fayer, F., & Sethi, N. (2005). Multiple-object tracking in children: The �Catch the Spies� task. Cognitive Development, 20(3), 373�

387. DOI: 10.1016/j.cogdev.2005.05.009

38. Yeh, C. S.-H. (2015). Exploring the effects of videogame play on creativity performance and emotion-al responses. Computers in Human Behavior, 53, 396�

407. DOI: 10.1016/j.chb.2015.07.024

References

1.

Alade, F., Lauricella, A.R., Beaudoin-Ryan, L., & Wartella, E. (2016). Measuring with Murray: Touchscreen technology and preschoolers� STEM learn-ing. Computers in Human Behavior, 62, 433-441. DOI: 10.1016/j.chb.2016.03.080

2.

Anderson, D.R., & Kirkorian, H.L. (2015). Media and cognitive development. In L.S. Liben, U. Muller, & R.H. Lerner (Eds.), Handbook of child psychol-ogy and developmental science: Cognitive processes: Vol. 2 (7th ed., pp. 949�994). Hoboken, NJ: JohnWiley & Sons Inc.

3.

Bardina R.I., Bulycheva A.I., D�yachenko O.M., Lavrent�eva T.V., Holmovskaja V.V. (1996). Diagnostika umstvennogorazvitijadetejstarshegodoshkol�nogovoz-rasta (ot 5-ti do 6-ti let) [Diagnostics of the mental devel-opment of children of senior preschool age (from 5 to 6 years)]. Moscow. Serija �Psihologicheskaja diagnostika�. 1996. 113 p.

4.

Bogacheva N.V., Vojskunskij A.E. (2017). Komp�juternye igry i kreativnost�: pozitivnye aspekty i negativnye tendencii [Computer games and creativ-ity: positive aspects and negative trends] [Electronic resourse]. Sovremennaja zarubezhnaja psihologija [Modern Foreign Psychology], Vol. 8, 4, 29-40. DOI: 10.17759/jmfp.2017060403

5.

Borcova M.V., Nekrasov S.D. (2020). Rebenok i gadzhety: praktikum [Child and gadgets: Workshop]. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t. 30 p.

6.

BuhalenkovaD.A.,ChichininaE.A.,ChursinaA.V., Veraksa A.N. (2021). Obzor issledovanij, posvjashhen-nyh izucheniju vzaimosvjazi ispol�zovanija cifrovyh ustrojstv i razvitija kognitivnoj sfery u doshkol�nikov [Review of research on the relationship between the use of digital devices and the development of cognitive sphere in preschoolers]. Science for Education Today, 3, 7-25. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.01

7.

Bulck, J. (Ed.). (2020). The International Encyclopedia of Media Psychology. DOI: /10.1002/9781119011071

8.

Denisenkova N.S., Fedorov V.V. (2021). Sravnitel�nyj analiz urovnja razvitija umstvennyh

sposobnostej sovremennyh starshih doshkol�nikov i ih sverstnikov, poseshhavshih detskie sady v poslednej treti XX veka [Comparative Analysis of Developmental Levels of Mental Abilities in Modern Preschoolers and Their Peers Who Attended Kindergartens in the Last Third of the Twentieth Century] // Psihologicheskaja nauka i ob-razovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 26, 3, 40-53. DOI: 1017759/pse2021260302

9.

Denisenkova N.S., Taruntaev P.I. (2022). Rol� vzroslogo v ispol�zovanii rebenkom cifrovyh us-trojstv [The role of an adult in a child�s use of digital devices][Electronical resource]. Sovremennaja zarubezh-naja psihologija [Modern Foreign Psychology]. Vol. 11, 2, 59-67. DOI: 10.17759/jmfp.2022110205

10.

Diagnostika umstvennogo razvitija doshkol�nikov [Diagnosis of the level of mental development of preschoolers] (1978). Pod. red. L. A. Vengera i V. V. Holmovskoj. Moscow: Pedagogika. 296 p.

11.

D�jachenko, O.M. (2007). Razvitie voobra-zhenija doshkol�nika. Metodicheskoe posobie dlja vospitatelej i roditelej : prakticheskoe posobie[The development of the imagination of a preschooler. Methodological guide for educators and parents: a prac-tical guide]. Moscow: Mozaika-Sintez. 128 p.

12.

Fikkers, K.M., Piotrowski, J.T. & Valken-burg, P.M. (2019). Child�s Play? Assessing the Bidirectional Longitudinal Relationship between Gaming and Intelligence in Early Childhood. Journal of Communication, 69(2), pp.124�143. DOI: 10.1093/joc/jqz003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.

Fisch, S.M. (2004). Children�s learning from educational television. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

14.

Fleer, M. (2018). Examining the psychologi-cal content of digital play through Hedegaard�s mod-el of child development. Learning, Culture and Social Interaction. 26. DOI: 10.1016/j.lcsi.2018.04.006.

15.

Genner, S., & Suss, D. (2017). Socialization as Media Effect. The International Encyclopedia of Media Effects, pp. 1�15. DOI:10.1002/9781118783764. wbieme0138

16.

Hu, B.Y., Johnson, G.K., Teo, T., & Wu, Z. (2020). Relationship Between Screen Time and Chinese Children�s Cognitive and Social Development. Journal of Research in Childhood Education, 34(2), 183�207. DOI:10.1080/02568543.2019.1702600

17.

Huber, B., Tarasuik, J., Antoniou, M.N., Garrett, C., Bowe, S.J., Kaufman, J., et al. (2016). Young children�s transfer of learning from a touch-screen device. Comput. Hum. Behav. 56, 56�64. DOI: 10.1016/j.chb.2015.11.010

18.

Individual�nye osobennosti poznavatel�nogo razvitija detej doshkol�nogo vozrasta [Individual fea-tures of the cognitive development of preschool chil-

dren] (2003). Pod red. O.M. D�jachenko, N.E. Veraksy. Mocow: Per Se. 114 p.

19. Jackson, L.A., & Games, A.I. (2015). Video Games and Creativity. Video Games and Creativity, 3�

38. DOI: 10.1016/b978-0-12-801462-2.00001-1

20.

Klopotova E.E. (2018). Vlijanie komp�juternyh igr na razvitie voobrazhenija u strashih doshkol�nikov [Theinfluenceofcomputergamesonthedevelopmentof imagination in preschoolers]. Pedagogika sposobnostej. K 70-letiju O.M. D�jachenko. Materialy Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara. Moscow: FGBOU VO MGPPU. 106 p.

21.

Krasilo T.A. (2020). Vzaimosvjaz� mezh-du chastotoj ispol�zovanija jelektronnyh gadzhetov, vkljuchennost�juvigrovoevzaimodejstvieikreativnost�ju u doshkol�nikov [The relationship between the frequen-cy of use of electronic gadgets, involvement in game in-teraction and creativity in preschoolers]. Social�naja psi-hologija i obshhestvo [Social Psychology and Society]. Vol. 11, 1, 144-158. DOI: 10.17759/sps.2020110109

22.

Mares, M., & Stephenson, L.J. (2017). Prosocial Media Use and Effects. The International Encyclopedia of Media Effects, 1�13. DOI:10.1002/9781118783764. wbieme0153

23.

Marsh, J., Plowman, L., Yamada-Rice, D., Bishop, J., Lahmar, J. and Scott, F. (2018), Play and cre-ativity in young children�s use of apps. Br J Educ Technol,

49: 870-882. DOI: 10.1111/bjet.12622

24.

McNeill, J., Howard, S.J., Vella, S.A., & Cliff, D.P. (2019). Longitudinal Associations of Electronic Application Use and Media Program Viewing with Cognitive and Psychosocial Development in Preschoolers. Academic Pediatrics, 19(5), 520�528. DOI: 10.1016/j.acap.2019.02.010

25.

Obuhova L.F., Tkachenko S.B. (2008). Vozmozhnosti ispol�zovanija komp�juternyh igr dlja raz-vitija perceptivnyh dejstvij [Possibilities of using com-puter games for the development of perceptual actions]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 13, 3, 49-61.

26.

Piotrowski, J.T. (2017). Content Effects: Educational Media for Children. The International Encyclopedia of Media Effects, 1�13. DOI: 10.1002/9781118783764.wbieme0130

27.

Psiholog v doshkol�nom uchrezhdenii: Metodicheskierekomendaciikprakticheskojdejatel�nosti [Psychologist in a preschool institution: Guidelines for practical activities] (2002). Pod red. Lavrent�evoj T.V. Mocow: Publishing �Gnom I D�. 144 p.

28. Razvitie poznavatel�nyh sposobnostej

v processe doshkol�nogo vospitanija [The development of cognitive abilities in the process of preschool education] (1986). Pod red. L.A. Vengera. Moscow: Pedagogika. 224 p.

29. Rekomendacii po vyjavleniju umstvenno odarennyh detej doshkol�nogo vozrasta [Recommendations for identifying mentally gifted children of preschool age] (2007). Pod red. O.M. D�jachenko, A.I. Bulychevoj. Moscow: ANO �PEB�. 120 p.

30.

Rubcova O.V. (2019). Cifrovye tehnolo-gii kak novoe sredstvo oposredovanija (Chast� perva-ja) [Digital technologies as a new means of mediation (Part one)]. Kul�turno-istoricheskaja psihologija [Cultural-historical psychology]. Vol. 15, 3, 117-124. DOI: 10.17759/chp.2019150312

31.

Rueda, M.R., Rothbart, M.K., McCandliss, B.D., Saccomanno, L., & Posner, M.I. (2005). From The Cover: Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention. Proceedings of the National Academy of Sciences, 102(41), 14931� 14936. DOI: 10.1073/pnas.0506897102

32.

Slovo i obraz v reshenii poznavatel�nyh zadach doshkol�nikami [Word and image in solving cognitive problemsforpreschoolers](1996).Podred.L.A.Vengera. Moscow: INTOR. 128 p.

33.

Smirnova E.O., Matushkina N.Ju., Smirnova S.Ju. (2018). Virtual�naja real�nost� v rannem i doshkol�nom detstve [Virtual reality in early and pre-school childhood]. Psihologicheskaja nauka i obra-

zovanie [Psychological Science and Education]. Vol. 13, 3, 42-53. DOI: 10.17759/pse.2018230304

34.

Soldatova G.U. (2018). Cifrovaja socializacija v kul�turno-istoricheskoj paradigme: izmenjajushhijsja rebenok v izmenjajushhemsja mire [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world]. Social�naja psihologija i obshhestvo [Social Psychology and Society]. Vol. 9, 3, 71-80. DOI: 10.17759/sps.2018090308

35.

Tarasuik, J., Demaria, A., & Kaufman, J. (2017). Transfer of Problem Solving Skills from Touchscreen to 3D Model by 3� to 6-Year-Olds. Frontiers in Psychology,

8. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01586

36. Trick, L.M., Jaspers-Fayer, F., & Sethi, N. (2005). Multiple-object tracking in children: The �Catch the Spies� task. Cognitive Development, 20(3), 373�

387. DOI: 10.1016/j.cogdev.2005.05.009

37.

Vygotskij L.S. (2019). Istorija razvitija vys-shih psihicheskih funkcij [The history of the develop-ment of higher psychological functions]. Moscow.: Jurajt, 336 p.

38.

Yeh, C. S.-H. (2015). Exploring the effects of videogame play on creativity performance and emotion-al responses. Computers in Human Behavior, 53, 396�

407. DOI: 10.1016/j.chb.2015.07.024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.