Научная статья на тему 'Нарративная практика «Сказки с провокациями» как пространство развития творческого мышления дошкольников'

Нарративная практика «Сказки с провокациями» как пространство развития творческого мышления дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческое (диалектическое) мышление / детские нарративы / нарративные практики / дошкольный возраст / creative (dialectical) thinking / children’s narratives / storytelling / preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Коротун Яна Яковлевна

Актуальность. Развитие творческого мышления является одной из значимых задач дошкольного образования. Важно понять, какую роль могут сыграть в этом развитии детские деятельности, в частности сочинение историй. Особый интерес вызывают нарративные практики, в ходе которых создается социальная ситуация поддержки детского сочинительства. Цель: проанализировать влияние нарративной практики «Сказки с провокациями» на развитие творческого (диалектического) мышления старших дошкольников и отдельные параметры сказочных историй, которые создают дети. Методы. В исследовании приняли участие 60 детей 6–7 лет. Для диагностики творческого (диалектического) мышления использовалась методика «Что может быть одновременно?» (Веракса Н.Е.), для диагностики творческого мышления и умения создавать символические образы – субтест «Огонь» (методика «Три истории» О.А. Шиян). В качестве способа активизации творческого мышления детей нами была предложена нарративная практика «Сказки с провокациями». Результаты. В рамках стартовой диагностики не было обнаружено значимых различий результатов детей экспериментальной и контрольной групп ни по одному из параметров исследования. Итоговая диагностика показала, что в контрольной группе не обнаружено значимых положительных сдвигов по сравнению со стартовой диагностикой ни по одному из изучаемых параметров, в то время как в экспериментальной группе обнаружены положительные сдвиги на уровне значимости 0.01 (Two Sample Wilcoxon rank sum test) по всем измеряемым параметрам: по творческому (диалектическому) мышлению, творческим преобразованиям и художественному (символическому) образу в нарративах, а также по структуре нарративов. Выводы. Исследование показало, что нарративная практика «Сказки с провокациями» является адекватным способом развития творческого (диалектического) мышления, а также положительно влияет на истории, которые создают дети: они становятся более сложными и структурированными, в них появляется больше творческих преобразований и художественных (символических) образов. Все это говорит о том, что такие символические деятельности, как сочинение сказок, являются важным пространством для становления детского творчества. Результаты могут быть использованы для построения образовательной работы с детьми с опорой на ресурс детских деятельностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шиян Ольга Александровна, Коротун Яна Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Narrative practice of “fairy tales with provocations” as a space for the development of creative thinking in preschoolers

Background. The development of creative thinking is one of the important tasks of early childhood education. It is important to understand the role children’s activities, particularly story-telling, can play in this development. Of particular interest are narrative practices that create a social situation that supports children’s writing. Objective: to analyze the influence of the narrative practice of “fairy tales with provocations” on the development of creative (dialectical) thinking of older preschoolers and individual parameters of fairy tale stories that children create. Methods. The study involved 60 children aged 6-7 years. To diagnose creative (dialectical) thinking, the “What can happen at the same time?” (Veraksa N.E.) technique was used; to diagnose creative thinking and the ability to create symbolic images, the “Fire” subtest was used (the “Three Stories” method by Shiyan O.A.). We proposed the narrative practice “Fairy Tales with Provocations” as a way to activate children’s creative thinking. Results. According to the results of the initial diagnostics, no significant differences were found; the results of the children in the experimental and control groups did not have any of the study parameters. The final diagnostics showed that in the control group no significant positive changes were found compared to the initial diagnosis in any of the studied parameters, while in the experimental group significant positive changes were found at a significant level in everyone according to all measurable parameters: creative (dialectical) thinking, creative transformations and artistic (symbolic) image in narratives, as well as the structure of narratives. Conclusion. The study showed that the narrative practice “Fairy Tales with Provocations” is an adequate way to develop creative (dialectical) thinking, and also has a positive effect on the stories that children create: they become more complex and structured, they contain more creative transformations and artistic (symbolic) images. All this suggests that such symbolic activities as writing fairy tales are an important space for the development of children’s creativity. The results can be used to build educational work with children based on the resource of children’s activities.

Текст научной работы на тему «Нарративная практика «Сказки с провокациями» как пространство развития творческого мышления дошкольников»

����������� �������� �������

� ������������� ��� ������������

�������� ����������� ��������

������������

�.�. ����1., �.�. �������2

1 ���������� ��������� �������������� �����������, ������, ���������� ���������

2 ���� ������ �2117�, ������, ���������� ���������

. [email protected]

������

������������. �������� ����������� �������� �������� ����� �� �������� ����� �����������

�����������. ����� ������, ����� ���� ����� ������� � ���� �������� ������� ������������, � ����-

����� ��������� �������. ������ ������� �������� ����������� ��������, � ���� ������� ���������

���������� �������� ��������� �������� ��������������.

����: ���������������� ������� ����������� �������� ������� � ������������� �� �������� ����-

������� (���������������) �������� ������� ������������ � ��������� ��������� ��������� ����-

���, ������� ������� ����.

������. � ������������ ������� ������� 60 ����� 6�7 ���. ��� ����������� ����������� (��������-

�������) �������� �������������� �������� ���� ����� ���� ������������?� (������� �.�.), ��� ���-

�������� ����������� �������� � ������ ��������� ������������� ������ � ������� ������� (��������

���� �������� �.�. ����). � �������� ������� ����������� ����������� �������� ����� ���� ����

���������� ����������� �������� ������� � �������������.

����������. � ������ ��������� ����������� �� ���� ���������� �������� �������� �����������

����� ����������������� � ����������� ����� �� �� ������ �� ���������� ������������. ��������

����������� ��������, ��� � ����������� ������ �� ���������� �������� ������������� �������

�� ��������� �� ��������� ������������ �� �� ������ �� ��������� ����������, � �� ����� ��� � ��-

��������������� ������ ���������� ������������� ������ �� ������ ���������� 0.01 (Two Sample

Wilcoxon rank sum test) �� ���� ���������� ����������: �� ����������� (���������������) �����-

���, ���������� ��������������� � ��������������� (��������������) ������ � ����������, � ���-

�� �� ��������� ����������.

������. ������������ ��������, ��� ����������� �������� ������� � ������������� �������� ����-

������ �������� �������� ����������� (���������������) ��������, � ����� ������������ ������

�� �������, ������� ������� ����: ��� ���������� ����� �������� � ������������������, � ���

���������� ������ ���������� �������������� � �������������� (�������������) �������. ��� ���

������� � ���, ��� ����� ������������� ������������, ��� ��������� ������, �������� ������ ���-

���������� ��� ����������� �������� ����������. ���������� ����� ���� ������������ ��� �������-

��� ��������������� ������ � ������ � ������ �� ������ ������� �������������.

��� �����������: ����, �.�., �������, �.�. (2024). ����������� �������� ������� � ������������� ���

������������ �������� ����������� �������� ������������ // �����������

���������� �����������,

121 (1), 19�31. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31

� ����, �.�., �������, �.�., 2024

���������: 25.11.2023.

������� � ����������:

14.01.2024.

�������� �����:

����������

(��������������)

��������, �������

���������, �����������

��������, ����������

�������

��������

�������� ����������� �������� � ������ �����-

���� �����, ������� ���������� � ����������

���������� ����� �� ����������� ������������

����������� (OECD, 2019). ��������� ���������-

��� ��������� ����������� ������������ ���-

����� ������� ��� ������������ ��������, � ���

����� ������������ (Sylva, Melhuish, Sammons et

al., 2014), ����� ���������� ������������ �����

����� ���� �����. ��� ���� �.�. ��������� � ��-

���� ������������ � ���������� � ������� ���-

������ �������� �������������, ��� ����������

����������� ����� ������� � �����, ����������-

��� ����������� ��� ����������� ��������, ���

�������������� ����� ��� ������������ ����-

��� ���� �� �������� ���������� ������������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31

��� / UDC 159.92

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

19

Narrative practice of �fairy tales

with provocations� as a space for

the development of creative thinking

in preschoolers

Olga A. Shiyan1., Yana Y. Korotun2

1 Moscow City University, Moscow, Russian Federation

2 School No.2117, Moscow, Russian Federation

. [email protected]

Abstract

Background. The development of creative thinking is one of the important tasks of early childhood education.

It is important to understand the role children�s activities, particularly story-telling, can play in

this development. Of particular interest are narrative practices that create a social situation that supports

children�s writing.

Objective: to analyze the influence of the narrative practice of �fairy tales with provocations� on the development

of creative (dialectical) thinking of older preschoolers and individual parameters of fairy tale

stories that children create.

Methods. The study involved 60 children aged 6-7 years. To diagnose creative (dialectical) thinking, the

�What can happen at the same time?� (Veraksa N.E.) technique was used; to diagnose creative thinking

and the ability to create symbolic images, the �Fire� subtest was used (the �Three Stories� method by

Shiyan O.A.). We proposed the narrative practice �Fairy Tales with Provocations� as a way to activate

children�s creative thinking.

Results. According to the results of the initial diagnostics, no significant differences were found; the results

of the children in the experimental and control groups did not have any of the study parameters. The

final diagnostics showed that in the control group no significant positive changes were found compared

to the initial diagnosis in any of the studied parameters, while in the experimental group significant positive

changes were found at a significant level in everyone according to all measurable parameters: creative

(dialectical) thinking, creative transformations and artistic (symbolic) image in narratives, as well as the

structure of narratives.

Conclusion. The study showed that the narrative practice �Fairy Tales with Provocations� is an adequate

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

way to develop creative (dialectical) thinking, and also has a positive effect on the stories that

children create: they become more complex and structured, they contain more creative transformations

and artistic (symbolic) images. All this suggests that such symbolic activities as writing fairy tales are an

important space for the development of children�s creativity. The results can be used to build educational

work with children based on the resource of children�s activities.

For citation: Shiyan, O.A., Korotun, Y.Y. (2024). Narrative practice of �Fairy tales with provocations� as a space

for the development of creative thinking in preschoolers. Preschool Education Today, 18(1), 19�31 (in Russ.). https://

doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31

� Shiyan, O.A., Korotun, Y.Y., 2024

Received: 25.11.2023.

Accepted: 14.01.2024.

Keywords:

creative (dialectical)

thinking, children�s

narratives, storytelling,

preschool age

(���������, 2020). ��������� ������, ����� ����-

��� ����� ��������� ���������� �������� �����

����� ������������, �������� ��������, � ����-

����� � ����� ��������� ��������� �������.

���������� �������� ������ � ����� �����-

������� �������� �������������� ������������

������������������ ������� �.�. ���������� �

�. ����� ������������ ������������� ����� � ��

��������� � ������������ ��������. � ����� ���-

��� �. �����, ������������� ����� (����, ����-

�����) �������� �������� ����������� ��������-

��, �������� �� �� ���� ��� ������������ ����.

���� ������ ������������������� ����������� �

�������� ��� ������� ���������������� �������-

��� ����������, ������� ��� �������������� ��-

������������, �� ������������������� �� �����

���� (�����, ���������, 2003).

����� ��������� ������������� ����� �����-

������� ��������� ������� ��� ������� �����-

����������� ��������, ������������ ���������

��� � �������� ���������������� (������, 1992).

��� ����� ������ ������� ��������� � ��������-

��� ������������ �������������, ������� ���-

�� ������������, ��� ������������� ���������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

20

����� ���� �� ������������ ��� �������� ����,

�, ��������, �������� ��������� ��� ��������.

���, � ������������ �. ������, ����������� ���

������������ ��. �������, ��������, ��� ������-

��������� ����������� ��������� ���� � �����-

���� �������� �������������� ������������ ��-

����� ����� (Bruner et al., 1976). � �������������

�. ���� ��������� �������������� �����������-

������� ����� � �������� ���������������� ��-

������ ����� �������� ����� ������� ������� ��-

����� (Fleer, 2022). �.��. ������� � �.�. �������

��������, ��� �������� �������������� ��������

����� �� ������, � �������� ����� ������ ��������

������ (Hopkins, Lillard, 2021). �.�. ������� � �����-

������� ���� ������� ��� ����������� ��������

� �������� ��������, ��� ������������ �����-

�������� ���������������� �������� ������ ����

���������, � � ������� �������� �������� �����-

�������� �������� �������� ������� � ���������

������������ (�������, 2014). ��������� �������-

��� �������, � ������������ � �������������

�.�. ���������, �������� ��������� �����������

�������, ��� �������� ����� ������������� ���-

��������� (����, ���������, ��������� �������

� �.�.), ���������� ������, �������� �� �������-

������ ������������ �������� ��� �������� ����-

������� ��������.

���� ������ ������������ � ������������-

���� ������� ����������� ��������, � ������

������� �������� ������������ ��������� � ��-

�������� ������ ��������� �������, �� �����-

��� ����������� ��������. ��� ��������� ����

���� �������������� �������� ������� �������

������������: ����������� ���������, ��������

����������, ������������ ���������.

�������� ������� ������������

���������� ��������

��������� ������� ������������ ������������

����������� ������� �� �������������� ��������

����������� ���������� (�������������, 2007),

�� ����� �������� ���������� �������� ���

������ ����� ��������, ����������� �� ���-

�����������, � �� ���������� ������ (�������,

2019). � ��������� �������� ��� ������������

��������, ����������� �� ������, ������������-

�� �������� �. �����, ������� �������� ���-

��������� �������� ����� ��������� ���������-

��. �������������� �������� ��������� �� ����

������������� ������������ ���������������-

���� (������������� �������������� ����������

��������) ��������� ����������� ������������

� ��������������� ��������.

������� ���������

C������� ���������� ��. ������ ������������

��� ������� ��� �������� ����� �����������

�����, ��� ����������� ������, �������� � ��������

(Bruner, 1987). ������ ���������� ��. ���-

��� ���������� ��� ����������� ��������� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������� �����, � ������� ����������� ���

���������� � ��������������. �. ������ ������-

���� �������� ��� ������� � ��������, �������

����������� �� ������� � �������� ���������

�����. �. �������� ���������� ��������� �������

��������, ��� ���� ������ ��������������� ����-

���, � ���������� ��������, � ������� ���� ������

��������� ����������, ��������� ������� �����-

������ � ������������� (Brostrom, 2002). � ������-

��� ����� ��������� ���������� �������� �� ��-

������ ������� �������� ��� ������, ���������

� ���������� �������. ��� ���� �� ��. ������,

�� �. �������� �� ��������� ������� ����������

� ���������, ��������� �� ��� ��������. �����

���������� ���������� � ������ ������, �������

�������� ������� ����������� �������������

� �������, ��� � ������� �� ���������, ������� ��-

�������� ���������, �������� �� ������ ������-

���� � ��������� �����. ������ �� �����, ��� ��-

������ �. ���������, � �������� ���������� �����

���� ����������� �������, ���� ��� ����������-

��� ��������, ��������� ����� ��� ������� ��-

������ ������, � �����-�� ��� ������ ����� ���-

��������� ��������� (Bredikyte, Brandisauskiene,

Hakkarainen et al., 2017).

��������� �������� �������� ������� ��-

������, ��� � ���� ������������� ��������,

� ������ ������������ �� ����� �������� ������

� ��������� �������� � ����� ������������ ���-

���� ��������� � ����������� ��� ��������.

������ ����� ����� ����������, ��������-

�� �� �������� � ������� �������� ��� �� ����-

����� ��������, ��� ��� �������� ������ ����-

��� ������������, �� ������� ������ ����������

������������. ����� �� �.�. ��������� ����� ��-

������������ �������� ���������� ������� ��-

�����������, ��� ����, ������� � �������� �����

������� (Brostrom, 2002; Bredikyte, Brandisauskiene,

Hakkarainen et al., 2017): ��������� �����������-

���� ��� ������������ ����, � ���� � ��� ���-

��������� ���������� ���������. ���, �.�. ���-

������, ���������� �������, ������� ��������

����, �������� �� ��� ������������ ����, ���-

�������� �� �������������� �������� (�������-

��, 2006). �.�. ���������� �������, ��� ���������

���������� � ��������� ������� � ������ �����-

����� ���������� �� ���� �� ���� ����, ��� ��-

����� �������� ���� �������������� � �������

����� � ������� ��������� (����������, 2010).

� ���������, ���������� ��������� ����� ������-

��� ��������, ��� ������ (���������, �����-

����� � �.�.) � ��������� (������, � ��� ������

�������), ��� ������� � ������ ���������� �����-

�� �� ��������� ��� ��������� ���������.

������ ����� �������������� �������������

������������ ������������ ��� ���������������

����� �������� ��������, � ���� �������� ����

��������� ��������� �������������. ��� ����

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

21

� ������ �������������� ����������� ������

����� ������� ����� � �������� ��������, ���-

��������� � ����. �. ������� ���������, ���

��������� ����� ������������� �������� �����

�������, ��� ������� �������������� �������

(McCabe, Rollins 1994). � ���� ����� ������ ����-

����� ������� ���������� ��� ���������������

���������� �� ���������� ������� � ������� ��

����, ��� ������� ������ ����������.

������������ ������� ������� �. ����������,

������������� � ���, ��� ������������� � ����

����� ������ ������������ ����� � ���������-

������ ������� ��������: ���� � �������� �����-

�������� ���������� �����, � ������ ������� ���-

������� ����������, �� � ���� ���������� ��������

�������� � �� ����������-������� � ���������-

����� ������ (Nicolopoulou, 2016). ������������

�. ���������� �������� �� ���, ��� �� �����

���������� ��������� ����� ���� ��� ������,

��� ���� ������������ ������ ��������� � ����-

�� �� ���������, � ������������� ����� � ������-

�� �� ����������� ����� � ��������������

����,

������� ���������� ������ ������������ ����-

��� (Nicolopoulou, 2007). � ������ ������ ������������

������ ������� � ���� ������� � ���������-

��� ������, ��� ������ ������� 4�5-������ �����

��������� ����� ��������, ��� ������� ������

��� �� ����� (Benson, 1993). ������� ������� ��-

����� ��� ��������� ��������, ������ ��������

�. ���������� �������������� �������������,

��������� ����������� ������������ �������

�������������� ������� ������� � ������� � ���-

������.

����������� ��������

�������, ��� ��� ���� ������� ������� �������

����� ����������� ��� ����� �����������, ���-

����� �������� �� ����� �������� ����������. ��-

���� ���������������� �������� ��������������

�������, � ����� �������, � ��� ������������ ���

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����, � ������ � � ��� ��������. ������ ���� ����-

��� ��� ����������, � �� �������������, ������

����� � ������� ������ �������, � ������� ��������

������ �������� ����������� ������� �������.

���, ������� ����������� ������� ���������-��-

�������� ������ ������ ����� � �� ������������

������������; ����� ������� ���������� �������

������ The Storyride Project, � ������� �����-

������ ������� ���������� ������� ������� �����

(Brostrom, 2002); ������ ��������� � �������������

������� Storytelling and Story-Acting Practice (STSA)

� ������ ������� Head Start (Nikolopoulou, 2019); ��-

���� ����������� ������� �������, ������������

�.�. ������ (�����, 1996); �������� �����������

� ������������ ������� ������� � ���������� �������

���� ����� ����������� (���������, 2015).

�� ���� ���������� ���� ����������� ���������

��� ���� �� �������� ���� ����� �����: ���������

��������� �������� ������������ ������ � ���-

����, ������� ���������� � ������� �������� �

��������� ��� ��������. ���, � ����� �������

���� � ������������ ������� � ������ ��������-

���, ������� ������������ � ���������� � ���-

����� � ������� ������ �����, � ������� �������

�. ��������� � �� �������� ���������� �������

����� � ������ ������� ����, � ������� Head Start �

� �������� ������� ��� ���������.

����������, ��� ����������� ������ �����-

��� ��������� �������, � �� ����� ��� ��������

������������� ������������ � ���������������

�������� ��� ����, ������ ���������� ��������,

��� � ������� �� ���� ��������� ������� ���

������ ��������, ��������� ���������, �� ���-

������� � ������� ������ ���������� �������-

��� ���������. ��������� ������, ����� �� ��

� ����� ������ ����������, ��� ���� ���� � ����-

����� �������� �������� ��������, � �� ������

�������������� ��������.

������ ������������ �����������, � ����� ���-

��� ���������-������������� �������, �� ���� ���-

�� ��������������, ������������ � ������� ������,

������ �� ���� ����������. ���������� �����-

�� �������� (����, ���������, ������, ������, ����

� �.�.) ��������� � ������ ���������� ��������, ��

���� ������� ������������ � �����-���������� ��-

���������� (Kucirkova, Cremin, Flewitt et al., 2017).

� ������ �������� �������������� �� ����� �����

������� �����������, ��� ������� ����� � ��������

������ ���� ������� ��������������� ������, ��

��������� ��. �������, � � �������� ����� �����,

��-��������, � ��������� �������� ������� ����-

�������� � �������, ������� ���� �� ���� �����-

����� ����������� ��������� (Wood, Bruner, Ross,

1976). ���� ������� ����������� � �����������

������� ������ ���������� ������ ��������� � ��-

��� ������� ��������� ������������, ����� � �����-

������ ��� ����������. ��� ����� �.�. ������,

������������� ��� ������� �������� ��� �������-

������ ����������. ����� ����� ���� ����������,

�������, ���������� � ����� �������� �� �����,

� ��� ad infinitum� (������, 1979, �. 37). �����������

��������� � ����������� � ������� ������������

� �������� ����������� ������ ����� ������������

������� ���������� �������� �������� ��������

�������������� � ������ ������������ ��������

(��������� �������) � ��������������

����.

������ ��������� �� ����������� ���� �����-

������ ������� ��������� ������������� ������-

��� ��������� ��������� ������� ��� ���������,

���������� �� � ����, �� � �������������� ����

� ��� ���� ���������� ������� �����������

�������.

������ �� �����, � ������ ������� �����-

������� � �������� ����������� ����������, ���

������� �� �������� ����������� �������� ���-

�� �������������, �� ����� ������������� ����-

�������� ���� ����������� �������� �������

� ������������� ��� ������ �������� �������

��� ��������� �������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

22

������ �����������

������������ �������

����������� ������� �� �������

��������

� ��������� ����� �������� ����������� ����-

��� ��� ������ �������� �������� ����� �����-

����� ��� ����� ���������, ������� ������������

��� ���� ������������ � ��������������� ������-

�� (Davies, 2007).

��-������, ���������� �������� ����������-

��� ������� ��� �������� ����� ������� � ����-

������� ����������� (Phillips, 2000) � ��������

�������� � ����� (Veneziano, Nicolopoulou, 2019).

� ���������, ���������� �������� ��������� ��-

����� � ������ ��� ��������� ��� ����������

������������������������ ����� � �����, ����-

��� �������� �� ��� �������, ������� ����������

������ � �������, � ���, ������� ������������ ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� �� ���������������� ������������ (�������

� ��������� �������). �. ������ �������� ����

������: ������������� �������� ������ ��������

� �����, ������� ��������� �� ��������� ������

� �������. ��� ����������� ����� ������ � ������-

������ ����, �� ���������. �� ���������� (������,

������, 2019, �. 216).

��-������, �� ������ ������������� ������-

�������� �������� ������ ���� ������� ��� ���-

����� �������� � ����������� ������������

�����, ��������� ���� (Curenton, 2006), ������

��������� ���� ��� �������, ��������� �� ����-

���� (Ahn, Filipenko, 2007). �. ������ (Engel, 1995)

�������, ���, �������� �������, ���� ����������-

�� ����. �. ��������� � ����������� ��� ��������

����������� ����� ��� ���� � ������ (NEPL) ��-

������, ��� ������������� ���� ������� ����� ���

���������������, ������������ ������, ������

� �������� (Bredikyte, 2017). ������ ����� � ��-

������� ������������ ������������� � ��������

�������� ����� ������������� ������� � �������

� ���, ���, ����������� � ������ �����, ���� ��-

����, ��� ��� �����, � ��� ������������ �������-

����� �� ������������ (�����, 2016).

�-�������, ���������� �������� ���������

������� ��� ��������� ������� ����� ��������

� ������� ������������ ���������� (Curenton,

2006), ����������� ������� ��������� �����-

���������� � ���������� (Rothuizen, Harbo,

2017).

��� ���� �������������, �������� ������

� ����� �������� �������������� ���������� � �������

�����������, ������� ������ ���������� ��-

������ ��� �������������� �������� �������

����� � ���� ��������� �������. ���� ��� ����-

���������� ������ �����������, ���������, ���

������� �.�. ���������, ����������� � ����������

������ ������ ������� ��������������� ��������

������ (���������, 2020). ��� ��������, ��� ����-

����, ����� �������������� ���������� �������,

������ �������� ���������������� �������,

�����������. ���, � �������� ����������� �����-

�������� (Fehre, 2014; Fehr, Russ, 2016) ����� ����-

�������� ��������� ������� �� ��������� ��

����� �. ������ �A Boy, a Dog and a Frog� (Mercer,

1967), ������� �� ������ ������ ������� ��� �����

�� ����������?�. ���������� ��������� ������-

�� ������ ������������ � �������� �.�. ��������

� �.�. �������

(Hennessey, Amabile, 1988): �����

������������ ��������� ������� �� ���������,

����������� �������� ���������, ��������� � ��-

������ ������������ ������������, �������, ��-

���������, ������, ��������� � �.�. � ��������

������������ �������� (Alexander, Jetton, White

et al., 1994) ������� ��������������� ��������-

���� �������, � ������� ����� ������� � �������-

��� �������� (� ����� ������ ����� �������-

����� � ���, �� ������ ������ �������� ������,

� �� �� ��� ��������� �� �����). �������� ����-

�� ���� ������ ��, ��� � ������ �������� (�����-

���������, ��������, ��������, ���������������).

MacArthur Story Stem Batter�, ����������������-

��� ����� ����������� ������� �������, ���

���������� ��� ������ ���������� ������������

�����, �� ����������� � ��� ������ ����������-

�� (Bretherton, Oppenheim, 2003; Mottweiler, 2016).

� ���� �������� ���������� ���� �������� ��-

�����, ������� �������� ������������ �������-

�� �������� ��� ��������� ������ � ���������

� ���������� � ���������� � �.�. ������� ����-

������ ����� ����������� � ������� ������-

��� ����� ������, ������ ��� ��������� ��-

���� ������������� � �������-����������,

��� ������� � � �������-���������. ������ ��-

����� ��������� ��������� �������, �������

������������ ��������� ����������� �������.

������� ������ ������: ��� ��������� ����

�������� �������������� ����������� ���� ���

�������� ������� ������������ ����� �������-

�������� �������� ��� ���������� ���������-

�� �������� �� ��������� �������������, � ��

� ������ ������ ����� ����������� ��������:

� ����������� ��������� ������������� �����-

������� ������� ��������� �� ���� ������� ���-

������� � ����������� ���� ������������ ��

�����������, ������ � ��������� ��������� ���-

������ ���� ����. ����������, � �������� �������-

���� ���� ������ ��������� ��������� ��������,

������ ��� ���� ��������� �������������� �� ��-

������ ���������� �������, ������� ����� ���� ��-

�������, ��������, ������� � �.�., ��� ��� �����-

����� ��� ��������� ���� ����������� �������.

�������� �� ���������������� �.�. ���������

����� �������� ������ ����������� �������,

� ������������ � ������� ������������� ��� ��-

�������� � ���������������� ������������,

� ������ ����� � ���������� ���������� ������-

�������� ����������� �����, ����� ��������-

����, ��� ��������, ��� �������� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ������ �������, ������� ����� ���������� ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

23

���������� �������. ��� �������� �����������-

��, ���� ����������� ������������� � ��������,

� ������� ���������� ���������� ����������

(Pinto, Tarchi, Accorti Gamannossi, 2018), �������

� ����� ������������ �� �������� �� ����, ���

����� �� ������ ���������� ������� ���������

�������, �� � ������� ��������� ��������, ���

����� ������� ����� �������� � ����������, ��

���� ������� �������� ������ ����������� ����-

����.

����� � �������������, ��� ��������� �������

���� �������, �������� �� �������� ��������-

������� ��������, � �������� ����������� ����-

������ ��������������� ��������������� ����-

��� �����, � �� �������� ����������� ��� �����

�������� � ������������ ������������� �����-

�������� (��������, 1995; ���������, 1995). ��-

�������� ������������ ������������ �.�. ���-

�� � ���� ������ �������������� ��� ��������

��������������� ��������: � ���� ������������

�������� �������������� �������� ������� �� ��-

���������� �������� � ������, �����, ��������,

��� ��������� ��� ����� ���������� ��������

(����, 1999).

����� �������, �� ������ ������������ �����-

�� ���������� �� ����� �������, ��� � ��������-

�� ������� �������� ����������� ������ � ���,

����� �� ������ ����������� �������� ����� ��-

������ ��� �������� ����������� (�������������-

��) �������� ������������.

��� ���� ���� ������������ ��������, ���

���������� (��������������) �������� ����� ���-

�������� � � ����� ���������� ������ ��������

(����, ��������, 2021) � ���� �������������� �����-

���, ����� ���� ��������� �����������������-

��, ��������� �������������� �������� ��������-

���, ���������������� � �.�. ����� ��������������

�������� ��� ������� ���������� �� �������� ���

��� ���������: ������� ���������, ������� � ����-

������������ ��������� (Labov, Waletzky, 1997),

� ����� ������� ��������������� (������������-

��) ������. ������ �� ����� �� ��������� ������

� � ���, ������ �� ����������� �������� �� ���-

����������� ��������� ����� ����������.

�������� ������������: � ������ ����������

�������������� ����������� �������� � �������

�������������� �������� � ������������� ���-

��������� (��� ��������� ������) � �������� �������

������� ��� ������������ ��� �����������

(���������������) ��������, ��� � �����������

��������� ��������� �������.

�������

� ������������ ������� ������� 60 �����

6�7 ��� (�������, ��������), ������� ������� �

6,5 ���. ���� ������ ���� ����������� (� ��� ���-

�������� ������ ��������� � �������� ���������-

��), ������ ����������������� (� ��� �������-

���� ����������� �������, ��������� � ��������

�����������). ��� ������ ���� ������� � �����

��������������� �����������, � ����� �������

����������� ���� � �� �� ��������������� ���-

������. � ����������� ������ ���� ���� �����

� ������������� ������������� ��������, � ���-

�������������� � ������� ����� � �����������-

�� ������������� �������� (����� ������������

����).

�������� ����� ���� �������� �� ������� � ��-

����������, ���� ����� ���� �������� �������

������� � ������������ � ����� ���������� ��

������� ��� �������. � ����� �������������-

����� ������ ���� ���������������.

������ ������������

��� ����������� ��������������� �������� ��

��������� � ����������� ������ ����������� ��-

������������ �������� ���� ����� ���� �������-

�����?� (�������, 2021). ��� ������������ �����

����� �������������� ��������, ������� ��-

����� ������������ ���������, ������� �� ���-

����: ���� ����� ���� ������������ � ������,

� �����? � �������, � ���������? � ������, �

�������? � �����, � �������? � ��� �� �����,

� ������?� ��� ���������� �� ���������� ����-

����������� ������������ � ������ �����������

����������� ����� ������������ �����������-

��� ����� �������� � ������ ������� ��������

(���� ����� ���� ������������ � ������, � ����?

� ��������, � ���������? � �����, � ������?

� ������, � �����? � �������, � ��������?� � �.�.

��� ������ ������� ���������� �� ��������-

���� ������� ������� �� �������� ���� ��������,

��� �������� ����������� ��� ������� �������-

����� (����, ��������, 2022). ��������� �����-

����� �������� ����������� � ���, ��� �������

� ��������� � ����� ������� ����� (5�6 �������)

�������� �������������� �������� � ���� �����-

�� ���������, ������ ����� ��� �������, � �����

�� ������������� ������������ �������� �����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ��� ������. ��������������� ������ ���������

������� �������� ������� �������������, ������-

��� � ������ �������� ����� ���������� ���-

������� ��������, ��� ������������ ��������

������. ���� ������ ���� ��� ���� ����� ������,

������ � ��������� ���� ���� �������� �����,

������ � �.�. ������� ��������� �������, �������

�� ������� ����������������� ������� � ����-

����������� ��������, � ������� ���� �������,

��������� �������� � ����������� � � ��������;

���������� �� � ������� �������������� �����

(�������������� ������, ����������� � ������

������ � ������� ������ ������, ����������

��� ������ � ���������); ���� �� � ������ ������-

�������� ��������� � ����������������� � ��

�������������� (��������, �����������, ����-

��������� ��������� � �.�.). ����� �� �������

�� ���������� ������ ���������� �������������

�� �����������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

24

�������� ����������� ��������

������� � �������������

� ����������������� ������ � �������� ������-

��������� ����������� ����������� ����������-

��� ���� �������� ������� � �������������.

������ ����� �� 6�8 ������� ������������ ��-

������ �������������� �������� � ��������-

����� �������� ������, ����������� ��� �����-

���. ����������� �������� �������� ���������

�����:

1. ���������� ���� �� ����� �������� ���-

�� � �����������: ��� ������� ������ �� ���-

������� ���� �������� ������ �� ���� ����.

2. ���������� �������������� ��������

� ����� � ����-������, ��� ���� ����� ������-

���� ������ ������.

3. �������������� ���������-���������

������ � ������� ��������� ��� �������������.

4. ����������� ������ �������� ��� ������-

�� �������.

5. ���������� ������� � ������ � ������,

���������� �������.

6. ������ ������ � ������ � �����������

� ������� ������ � ����� ��������� ������ ��� �

����� �����. � ������ ������ �����������, ���-

���� �� ������ �������� ���� � ��������, ����-

������ �� ������� ��� �������� � �� ������� ��-

����������� ��� ��� ������������� ���������� �

���������? ����� ���� ����, �� ��������� �� ����

����������������� ��������� ��� �������������

������������ ��� �������� �������� (����������,

1981). ��� ����, ��� ���� ����� ����������� � ���-

���� ������ ����� ������, ��������� �����������

�������������� �������� ��� ������, ��������-

������ ��������, � ��� ����� �������� ��������

�� ������������ ��� ���������� ��������.

�������� ������ ���� ������� ��� ����, ���-

�� ���������� ��� ����� ����� ��� ������������

���� ������������ � ������� ��������� ��� ��-

������� ������.

�� ����� ������ ������ � ����� ����� �������

����������� ������� � ������������, ����� ���-

��� �����������, � ����� ������������ �������,

��� ������ ������� �����. ��� ������ ����������

������ �����������, ���� ������� ����������

� �������, ���������� ����� ������. ����� � ����

���������� ���� ��������� ������, ������� ��

������ �������� ����.

�������������� ��������, ������������ ��-

������� ������� � ������:

1. ������ ����� ������, �� ��� �����������

����. �� ������ ��� ����?

2. �������, ������� �������� � �� �������.

����� �� ��� ����?

3. ����� �� ����� � ������������ � �� �����?

4. ���� ��������, � ��������� � ���������.

��� ����� ��������?

5. ������ ����� ���� ������, � ���������

��������� ������?

6. ��� ����� ���� ������ � ����� �������-

�����?

7. ��� ����� ������������ �������� � �������?

8. ������� ���, ��� ����� � ������, ��� ����-

����, ��� ����� ���������: ��� ��� ��������?

9. ��� ���-�� ������, �� � ������ �������-

�����?

10. ���-�� ������ ���, ��� �����, ��� �����,

��� ����� ������, ��� ��� ��������?

11. ��� ����� �������� ����� �������� ��� ��-

������ ����� ��������?

12. ���-�� ���� �������, �� �������: ��� ���

��������?

������ �� 30 ����� ����������������� ����-

�� 10 ��� � ������� �������� ������ �������

� ��������� ������, ��� ���� ����������� ���-

������ ����������� ���������� ������ � �����-

����� ������� �������.

�������� � �������� ������� ������, �������

�������� ���� � ������ ����������� ��������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���� ������: ��� ���-�� ������, �� � ������

������������.

�����, 6 ���, 5 ���.

������������ ����

���-��� ������� � �� ������ �� �����

�����, ������ ��� �� ��� ������. � ���� ����

��� ���� � ������, ������� � ���������. ����

������� � ���� ������� � �������, � �������

����� ��� ������� �����������, � � ��������

��� ��������� ����� ��, ��� ���� ������� ��-

����� ����. ������ ������� ���� �� �����, �

��� ������ � ������� �� �������� �� ������.

��� ������� ����, ������ �������, ��� ���

������, � ������ ����. � ��� �� �����. � ����-

��� ��� ������, �����������, � ��� ��� �����

���� ������� � ��������� � ��������. � �����-

�� �� ���� � ��������.

� ���� ������� ����� ��������� �����������

������������������: ���� �� ������, �������

��� ������, �� ����� ���� �������� ������.

����������

��������� ���� ������������ ������� ������-

���� �������� �������� ����� �����������

� ����������������� �������� �� ���� ����-

������ �������� ������� (������������� (��-

������������) �����, �������������� �����-

����, �������� � ��������������� ���������).

��� ��������� ������ ������������� Welsh Two

sample t-test � Two Sample Wilcoxon rank sum test.

���������� �������� �������� ����� �������-

���������� � ����������� �������� �� ������-

��� ����� ����������� � �� �������� ���� ��-

��� ���� ������������?�.

�� ����� �������� ����������� ������� �����-

���� ���������.

� ����������� ������ �� ���� ����������

�������� �������� ����� ������������ ���-

��� � ������ ����������� �� ����� ����������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

25

�������� �������, ��� ��������������� �������-

��� � ��������� � ��������������� ���������

����������, � ����� �� ����������� �������� ����

����� ���� ������������?�. �� ��������� ����-

���������� (��������������) ������ ��������-

�� �������� ��������: ������� ���������� ���-

�� ������� ����: ��������������, 3.53 � 1.33 (Two

Sample Wilcoxon rank sum test p-value = 0,00062).

� ����������������� ������ �������� �����-

��� ���� ���������� �� ����������� ���������-

�� ����������� �������� (�������� ���� �����

���� ������������?�): ������� ����� �� ������

� ����� ������������, ��������������, 9,57 � 12,3,

�������� ������� (Two Sample Wilcoxon rank sum

test p-value = 0,003). ����� ������� ����� �����

���������� ������ ������� ������� �� ���� ����

���������� �� ������ � ����� ������������: ��

��������� ��������������� ���������������

������� ����� 0,87 � 1,87, �������� ������� (Two

Sample Wilcoxon rank sum test p-value = 0,03859);

�� ��������� ��������������� (�������������)

������ � 2,77 � 5,8, �������� ������� (Two Sample

Wilcoxon rank sum test p-value = 0,002); �� ����-

����� ���������� ���������� � 2,53 � 4, �����-

��� ������� (Two Sample Wilcoxon rank sum test

p-value = 0,00058).

� �������� ������� �������� ��� ������ ���

����� ������ � ���� �� ������� �� ����������-

������� ������ �� ��������� � ����������� ���-

��� ������������.

��������� ����

������.

����-���� ��� ���������. � ��� ������

��� �� ������ � ����. � ����� � ��� ��������-

�� ����� � ����� �� �����, ��� ��� ��������.

��� ����� �������� � ��� �������� �������-

�� ��������. ����� ��� �������, �� �� ����-

��� �� �����. ������.

����������� ����

������ � ����.

����-���� ���� ����� (���� ��� �����) �

���� �������, ������, � ����� �� �������.

����� ���� ��� � �������� �����, � ���� ����

� �������� ������ ������ �������. �����

���� ����� ������� ��������, � ����� �����

� ��� ��������. � ���� ���� ������ ��������

� ����. ���� �������� �����, � ����� � �����,

��������� ����. �������� � ����� ����� � ���-

���� � ������� ���������� � ��� ����. ������

���� ���� ������, ���������, ������ ����� ��

����, � ����� ������� � ����. ������.

�� �����, ��� � ����� ������� ������� ������

��������������� ��������: � ��� ���� ��-

����, ����������� ��������� �������� / ����-

������� � � ���������� �������. ������

������ ������� �� ���� ������������� �����:

� ��� ���� �������������� ������ ���� � ����,

������� ����� ���� � ������������ �� ����� ����-

������ (���� ����� � �������� �����, ������ �

� ������� ������ � �.�.); ���� ������������ ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ ��������� � �� ��������������; ����

����������� � �������������� ���������, ��-

����� ������ ������� ����� �����������.

����������

������������ ��������, ��� ����� ����������

����������� �������� ������� � �������������

���� ����� ������� ����� ������ �����������-

��� ��������, ������������ � ������� ������,

� �� ��������� �������. ��� ���� ��������� ���-

���, ��� ������ ������� ������� �� ����������-

��� ��������: ���������� ��������� �������, ��-

����� ���������� ��� ����������� ����������

�������, � ������� � ������ ���������� �������-

���� ��� ��� ������� �������������� ��������,

��������� � �������� ������� � �������������

���� ��� ��� �������.

������������ ������ ����������� ��������

������� � ������������� �������, ��� � ������

��������� ����� ���� ������ ��������� �������:

�������� �������� ������ ����������� ��������-

��, ���� ����������� ��� ����� ���������������-

��, ����� ������� ��������� ������ � ���� �����

�������������� � ���, ����� �� ������ ���� ��-

������ ��������. ��������� � ��������� ����-

��������� ����� ��������� ��� ��� ����, ��� ���

��������� ���� ����������, ������� ����� ����

������ �����, ��� � �������� ����������� �����-

������� ������ ������ � ��������� � ���������-

����� ���������� ����.

�� ����� ���������� ���������� ������� ���-

���� ������������ �����. ��� ��� � ������������

������� �������� �������� ������� � ���������-

���� �� ������� �����, ��� ���� �� ����� ������-

����� �������� � ������������� ������������

� ������� �������������� ������.

�� ������������, ��� ������ �����������

������� � ������������� � ������������� ���-

��������� ��������� ������� ������������� ��

�������� ���� ������, ������ �� ��������� ���-

�����, � ����� ������� ��������� ������������

����� ����������� ������ ������������, � ���

����� � � �������� ������ (��� ���������� ���-

������). ��� ���� ����� ����������� � ���, ��� ��-

����������� ����������� ���� ���������� (����-

����� ������ � �� ����������) ������ ��������

������� � ������������� �������� ����� �� ����-

������� ������������ � ������ ������� ��� ��-

������ ������.

�������� ������� ��� ����, ��� � ����� �������

�������� (��� ���������� ����������� �������-

����) ������������ ������������� ��������

��������� �� ���� ���� ����������: ���������

����� ����� ������������, � �������� ���������

������ �������������� �������, ���� ����� ����

����������� ����������� �����������������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

26

����� ����, �� ���������� ���������� �����-

����� ����� ����������������� � ������� ��-

������ ��������������� ������ (�������������

�������� ���������) � ������������� ���������-

���������� (��������������� �����������).

��� ��� ��������� ������������, ��� ���� ��-

��� ������������ ������� ����������� �����-

�������� ������������, ��� ��������� �������,

�� �������� � �����������, � �������� ������

����� � �������������� ��������. ��� ���������-

�� � ��������������� �.�. ��������� � ���, ���

����������� (� ���� � �������������� ������-

��� � ����) ������ ���� ���������, ��-�������-

��� ������������ � ����������: ������, ����-

������ ����������� ������������ ������ ������

� ����������, � �����, � ���������� ���� ��,

��� �� ��� ��� ��� �� �������������� � ������, �

��������, ��� �� �������� � ������� ��������,

��, ��� ��������� ���������� ������ (��������,

1968, �. 34). �������, ��� �.�. ����� ����� �����,

��� ������ ��������� �������� ������ ���, ���

��� ��� ������� ������� (�����, 1981), � ������ ��-

������ �� ������ ��������� �����, �� ������ ���-

�����, �������������� ����������� �������.

�.�. ������ ������� ��������� ���������������

�� ������ ��������������� ��������, �� � ����-

���� � �����: ��������� � �������� ����������-

��, � ������ �� ������ ����������� � ������������

��� ������� ���� ������������� ������� ����-

������ ���������� ��������� ��������� � ��� ��

������������� �����, � ����� � ���������, ����� ��

�������������� � ������� �������� � � �������-

������ ������� (������, 1992. �. 18).

������������ � ����� ������������ ����-

��� ������������ ������� ����������� ���-

���������� �������� ��������� ������ �� ���-

�������� ������ �������������� ��������

������������ ������������� � ���, ��� ������

�� ����� � ������ �� ��������� ��� �������-

������� �� ������ ������������ ���� �����, ��

������� ����� ����� ��������� ���������� ���

������� ������. ��������, ���� � ���, ��� ���-

��� ��� �������� �������� ��������� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� � ���������� �������� � ��������� ��

������� ������������� � ���� ��������������

�������, ��� ������ ����� ������ �����������

���������� ���.

������

������������ ��������, ��� � �������� ��������-

��� ��������, ��� ���� �������� �������, �������-

����� �� �������������� ��������, � ����������-

������� ������ ��������� �������� ���������

��� � ���������� (��������������) ��������, ���

� � �������� ������� �������. ������� �������

����� ����� ������������, � ��� ���� �����

����������� �������������� ������ � �������-

����� ����������� �����������������. ����� ��-

�����, ��� �������� ������������ �������������:

��������� ������ ��� ������������� ������������

����������� ������ �������� �������� ��� �����

����������, ��� � ��������������� ��������.

���������� ���������� ��������������� � ���-

���� �������������� ������������, � ���������

����������� �������, �� �������������� �����-

���. ��� ������� � ������������� ���������� ���-

������� ������������ �������� ������������

� �������� ��������� � �������� �������� ����-

���������� � ���������� �����������.

��� ����, ��� ����������� ��� �����������

�������� ��������� ��� ��������� � ���������

�������, ����� ��� � ��� ����� ���������������

�������� ������������ �����������: ��������

��������� ������������ � ������������ �������.

� ����� ���� ������������ ������� ���������� ���

���������� � ������ ��� ������������ �����-

��� ������, ����������� �������� ����� ���� ��-

������ ��� ����������� ���������. ������� ����

����� ������ ����� ������ � ������ �.�. �����-

����� � ����������� � ���������� � ����������

��������; ������������ ��� ������������� ��-

��� ������������� � ������������� ��� ������-

�� ��������������� ���������� (�����-������,

2012), ��� � �������� ������������������� (Jones,

Markant, Pachur et al., 2021). � ���������, �.�. ��-

���-������ ������� � �������������� ���������-

�� ��� ���������� �������������� �������, � ���,

��� � ������� �������� ������������� ��������

� ������������� ����� ������� �������, �������

������ ��� � ���������� � ����� ������� ����-

��������� ��������������� ��������� (�����-

������, 2012). � ���� ��������� ������ � �������

�������������� ��� ������� �������� ���������-

�� �������� ��������� ������� � ��������� ��-

����� � ��� ����������������� �� ������ � ���-

���� � �� �����������, � ����������� ��������.

�������� ���� ������ ������� �����������

������� � ���������� �����������, �� ������-

�� ����������� ��������� � ���������� ������-

��, ��� ����� �������� �������� ������������

�������� �� ������������, � ����� ������������

�����������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

27

������ ����������

������, �.�. �������� ���������� ����������. � �.: ���������, 1979. � 423 �.

�������������, �.�. ���������-������������ ������ � ������������ ���������� // ���������-������-

������ ����������. � 2007. � �. 3. � �3. � �. 67�71.

����������, �.�. �������� ��� ����� ������������ ����������� �������� ������� � ������� ���������

��������������� ����� // ������� ����������. � 1981. � �2. � �. 106�111.

�������, �.�. ������������� ���������������� � �������������� ������������ ������������ � �������

����������: �������. ���. ... �-� ������. ����: 19.00.07. � �., 2014.

�������, �.�. �������������� �������� ����������� (����������� � ���������� ���������): �������-

���. � �.: ������������ ����������� ������������, 2021. � 223 �.

���������, �.�. ����������� � ���������� � ������� ��������. � ���.: �����������, 2020. � 125 �.

���������, �.�. �������� ������� � ��������� �������. � �.: �����, 2015. � 128 �.

��������, �.�. �������������� ��������� ����� ��� �������� �������� ������������: ���. ... ����.

������. ����. � �., 1995. � 216 c.

��������, �.�. � ����������� // �������� �����������. � 1968. � �3. � �. 33�42.

�����, �.�. ������ � �.�. ��������� �� ������ ���������� ���� // ������� ����������. � 1996. � �6. �

�. 41�53.

�����, �.�. ���������. ���������. ��������. � �.: ����������, 1991. � 525 �.

������, �.�. �������� � �����. � �.: ������; ��������, 1992. � 272 �.

�����-������, �.�. �������������� ����������� ��� ���������� ������� [����������� ������] //

������������� � ����������������� ����������. � 2012. � �2. � URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

hudozhestvennaya-odarennost-kak-vozrastnoe-yavlenie (���� ���������: 08.07.2021).

����������, �.�. ������ � ����������. � �.; �������: ��-�����, 2010. � 112 �.

�����, �. �������, ������� ����� ���� ����������. � �.: ������������ ��� ���, 2016. � 224 �.

�����, �., ���������, �. ���������� �������. � ���.: �����, 2003. 160 �.

���������, �.�. �������� �������������� ��������� �������� ������������� � ����� ����������� ���-

�����: ����. ... ����. ������. ����. � �.: ���� ��. �.�. ������, 1995. � 238 �.

������, �., ������, �. ������, ����������, ��������. ������ ��������, ���������� � �������� �����. �

�.: �������-������, 2019. � 312 �.

���������, �.�. ������������ ���� � ������ �� ������� ��� ����� ������ ��������������� �������� ��-

����� ����������� ��������: �������. ���. ... ����. ������. ����: 19.00.13. � �., 2006. � 27 �.

����, �.�. ��������������� ����� � ��������� ��������������� �������� ������������ // �������

����������. � 1999. � �3. � �. 57�64.

����, �.�., ��������, �.�. ������� ��������� ��� ������������ ���������� � ������ ����������� ����-

������ ������������ ������� ������������ // ���������-������������ ����������. � 2022. � �. 18. � �1. �

�. 50�59. https://doi.org/0.17759/chp.2022180105

Ahn, J., & Filipenko, M. (2007). Narrative, imaginary play, art, and self: Intersecting worlds. Early Childhood

Education.

Alexander, P.A., Jetton, T. L., White, S.H., Partton, J.L., Cotropia, K.K., Liu, H.-C, & Ackerman, C.M. (1994).

Young Children�s Creative Solutions to Realistic and Fanciful Story Problems. The Journal of Creative Behavior, 28(2),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

89�106. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.1994.tb00723.x

Benson, M.S. (1993). The structure of four- and five-year-olds� narratives in pretend play and storytelling. First

Language, 13(38), 203-223. https://doi.org/10.1177/014272379301303803

Bredikyte, M., Brandisauskiene, A., Hakkarainen, P., Skeryte-Kazlauskiene, M., Sujetaite, G. (2017).

Narrative environments for play and learning (NEPL)� guidelines for kindergarten and school teachers working with

3-8 years-old-children.

Bretherton, I., Oppenheim, D. (2003). The MacArthur Story Stem Battery: Development, Administration,

Reliability, Validity, and Reflections About Meaning. 10.1093/oso/9780195154047.003.0003.

Brostrom, S. (2002). Children tell stories. European Early Childhood Education Research Journal. 10. 85-97.

10.1080/13502930285208861.

Bruner J.S. [et al.] (1976). Play: Its Role in Development and Evolution. Penguin Books Publ., 716 p.

Bruner, J. (1987). Life as Narrative. Social Research, 54 (1), 11-32.

Curenton, S. (2006). A cultural art that promotes school readiness. YC Young Children. 61. 78-89.

Davies, A. (2007). Storytelling in the Classroom: Enhancing Traditional Oral Skills for Teachers and Pupils. London:

SAGE Publications.

Engel, S. (1995). The stories children tell: Making sense of the narratives of childhood. New York: Freeman.

Fehr, K. K. (2014). A brief pretend play .ntervention to facilitate play and creativity in preschool children.

In ProQuest Dissertations and Theses.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

28

Fehr, K.K., & Russ, S.W. (2016). Pretend play and creativity in preschool-age children: Associations and brief

intervention. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10(3), 296�308. https://doi.org/10.1037/aca0000054

Fleer M. (2022). How an educational experiment creates motivating conditions for children to role-play a childinitiated

PlayWorld. Oxford Review of Education. Vol. 48(3). pp. 364-379. DOI: 10.1080/03054985.2021.1988911

Hennessey, B.A., & Amabile, T.M. (1988). The Conditions of Creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), The Nature of

Creativity: Contemporary Psychological Perspectives (pp. 11-38). Cambridge: Cambridge University Press.

Jones, A., Markant, D.B., Pachur, T., Gopnik, A., & Ruggeri, A. (2021). How is the hypothesis space represented?

Evidence from young children�s active search and predictions in a multiple-cue inference task. Developmental

Psychology, 57(7), 1080�1093. https://doi.org/10.1037/dev0001201

Kucirkova, N., Cremin, T., Flewitt, R., Faulkner, D., Swann, J. (2017). Storytelling and story-acting:

Co-construction in action. Journal of Early Childhood Research. 16. 10.1177/1476718X17750205

Labov, W., & Waletzky, J. (1997). Narrative analysis: Oral versions of personal experience. Journal of Narrative

& Life History, 7(1-4), 3�38. https://doi.org/10.1075/jnlh.7.02nar

McCabe A., Rollins P. (1994). Assessment of preschool narrative skills. American Journal of Speech-Language

Pathology, 45.

Mercer, V. (1967). A Boy, a Dog and a Frog. New York: Dial Press.

Mottweiler, C.M. (2016). Using narratives and drawings to assess creativity in preschool-age children. In S. Douglas

& L. Stirling (Eds.), Children�s play, pretense, and story: Studies in culture, context, and autism spectrum disorder (pp.

253�270). Routledge/Taylor & Francis Group.

Nicolopoulou, A. (2007). The interplay of play and narrative in children�s development: Theoretical reflections and

concrete examples. In A. Goncu & S. Gaskins (Eds.) Play and Development: Evolutionary, Sociocultural, and Functional

Perspectives; 247-273. Mahwah, NJ: Erlbaum

Nicolopoulou, A. (2016). Young children�s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From

complementarity to cross-fertilization?

Nicolopoulou, A. (2019). Using a storytelling/story-acting practice to promote narrative and other decontextualized

language skills in disadvantaged children. 10.1075/sin.25.13nic.

OECD (2019). Future of education and skills 2030: OECD Learning Compass 2030. A Series of Concept Notes. Available at:

http://www.oecd.org/education/2030-project/contact/OECD_Learning_Compass_2030_Concept_Note_Series.pdf Accessed 8

July 2020.

Phillips, L. (2000). Storytelling-The Seeds of Children�s Creativity. Australasian Journal of Early Childhood. 25.

1-5. 10.1177/183693910002500302.

Pinto, G., Tarchi, C., Accorti Gamannossi, B. (2018). Kindergarteners� Narrative Competence Across Tasks and

Time. The Journal of Genetic Psychology. 179. 10.1080/00221325.2018.1453775.

Rothuizen, J.J., Harbo, L. (2017). Social Pedagogy: An Approach Without Fixed Recipes. International Journal of

Social Pedagogy. 6. 10.14324/111.444.ijsp.2017.v6.1.002.

Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & Welcomme, W.

(2014). Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students� educational and

developmental outcomes at age 16.

Veneziano, E., Nicolopoulou, A. (2019). Introduction to Narrative, Literacy, and Other Skills: Studies in

Intervention. 10.1075/sin.25.01ven.

Wood, D.J., Bruner, J.S. and Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychiatry

and Psychology,17(2), 89-100.

References

Ahn, J., & Filipenko, M. (2007). Narrative, imaginary play, art, and self: Intersecting worlds. Early Childhood Education.

Alexander, P.A., Jetton, T. L., White, S.H., Partton, J.L., Cotropia, K.K., Liu, H.-C, & Ackerman, C.M. (1994).

Young Children�s Creative Solutions to Realistic and Fanciful Story Problems. The Journal of Creative Behavior, 28(2),

89�106. https://doi.org/10.1002/j.2162-6057.1994.tb00723.x

Bakhtin, M.M. (1979). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow. Iskusstvo Publ. 423.

Benson, M.S. (1993). The structure of four- and five-year-olds� narratives in pretend play and storytelling. First

Language, 13(38), 203-223. https://doi.org/10.1177/014272379301303803

Bogoyavlenskaya, D.B. (2007). Kul�turno-istoricheskii podkhod k problematike tvorchestva [Cultural-historical approach

to the problems of creativity]. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya. Vol. 3. 3. 67�71.

Bredikyte, M., Brandisauskiene, A., Hakkarainen, P., Skeryte-Kazlauskiene, M., Sujetaite, G. (2017). Narrative

environments for play and learning (NEPL)� guidelines for kindergarten and school teachers working with 3-8 yearsold-

children.

Bretherton, I., Oppenheim, D. (2003). The MacArthur Story Stem Battery: Development, Administration, Reliability,

Validity, and Reflections About Meaning. 10.1093/oso/9780195154047.003.0003.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

29

Brostrom, S. (2002). Children tell stories. European Early Childhood Education Research Journal. 10. 85-97.

10.1080/13502930285208861.

Bruner J.S. [et al.] (1976). Play: Its Role in Development and Evolution. Penguin Books Publ., 716 p.

Bruner, J. (1987). Life as Narrative. Social Research, 54 (1), 11-32.

Burmenskaya, G.V. (1981). Obuchenie kak metod issledovaniya umstvennogo razvitiya rebenka v rabotakh

Zhenevskoi psikhologicheskoi shkoly [Training as a method for studying the mental development of a child in the works

of the Geneva Psychological School]. Voprosy Psikhologii. 2. 106�111.

Curenton, S. (2006). A cultural art that promotes school readiness. YC Young Children. 61. 78-89.

Davies, A. (2007). Storytelling in the Classroom: Enhancing Traditional Oral Skills for Teachers and Pupils. London:

SAGE Publications.

Engel, S. (1995). The stories children tell: Making sense of the narratives of childhood. New York: Freeman.

Fehr, K. K. (2014). A brief pretend play .ntervention to facilitate play and creativity in preschool children. In ProQuest

Dissertations and Theses.

Fehr, K.K., & Russ, S.W. (2016). Pretend play and creativity in preschool-age children: Associations and brief intervention.

Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 10(3), 296�308. https://doi.org/10.1037/aca0000054

Fleer, M. (2022). How an educational experiment creates motivating conditions for children to role-play a childinitiated

PlayWorld. Oxford Review of Education. Vol. 48(3). pp. 364-379. DOI: 10.1080/03054985.2021.1988911

Hennessey, B.A., & Amabile, T.M. (1988). The Conditions of Creativity. In R. J. Sternberg (Ed.), The Nature of Creativity:

Contemporary Psychological Perspectives (pp. 11-38). Cambridge: Cambridge University Press.

Ilyenkov, E.V. (1968). O voobrazhenii [About imagination]. Narodnoe Obrazovanie. 3. 33�42.

Jones, A., Markant, D.B., Pachur, T., Gopnik, A., & Ruggeri, A. (2021). How is the hypothesis space represented?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Evidence from young children�s active search and predictions in a multiple-cue inference task. Developmental Psychology,

57(7), 1080�1093. https://doi.org/10.1037/dev0001201

Kucirkova, N., Cremin, T., Flewitt, R., Faulkner, D., Swann, J. (2017). Storytelling and story-acting: Co-construction

in action. Journal of Early Childhood Research. 16. 10.1177/1476718X17750205

Labov, W., & Waletzky, J. (1997). Narrative analysis: Oral versions of personal experience. Journal of Narrative &

Life History, 7(1-4), 3�38. https://doi.org/10.1075/jnlh.7.02nar

Lobok, A.M. (1996). Dialog s L.S. Vygotskim po povodu pis�mennoi rechi [Dialogue with L.S. Vygotsky about written

speech]. Voprosy Psikhologii. 6. 41�53.

Losev, A.F. (1991). Filosofiya. Mifologiya. Kul�tura. Moscow [Philosophy. Mythology. Culture]. Politizdat Publ. 525.

Lotman, Yu.M. (1992). Kul�tura i vzryv [Culture and explosion]. Moscow. Gnozis; Progress Publ. � 272.

McCabe A., Rollins P. (1994). Assessment of preschool narrative skills. American Journal of Speech-Language

Pathology, 45.

Melik-Pashaev, A.A. (2012). Khudozhestvennaya odarennost� kak vozrastnoe yavlenie [Artistic talent as an agerelated

phenomenon [Electronic resource]]. Teoreticheskaya i Eksperimental�naya Psikhologiya. 2. URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/hudozhestvennaya-odarennost-kak-vozrastnoe-yavlenie (data obrashcheniya: 08.07.2021).

Mercer, V. (1967). A Boy, a Dog and a Frog. New York: Dial Press.

Mottweiler, C.M. (2016). Using narratives and drawings to assess creativity in preschool-age children. In S. Douglas

& L. Stirling (Eds.), Children�s play, pretense, and story: Studies in culture, context, and autism spectrum disorder (pp.

253�270). Routledge/Taylor & Francis Group.

Nicolopoulou, A. (2007). The interplay of play and narrative in children�s development: Theoretical reflections and

concrete examples. In A. Goncu & S. Gaskins (Eds.) Play and Development: Evolutionary, Sociocultural, and Functional

Perspectives; 247-273. Mahwah, NJ: Erlbaum.

Nicolopoulou, A. (2016). Young children�s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity

to cross-fertilization?

Nicolopoulou, A. (2019). Using a storytelling/story-acting practice to promote narrative and other decontextualized

language skills in disadvantaged children. 10.1075/sin.25.13nic.

Novlyanskaya, Z.N. (2010). Uchenie i tvorchestvo [Learning and creativity]. Moscow; Obninsk: IG-SOTSIN

Publ. 112.

OECD (2019). Future of education and skills 2030: OECD Learning Compass 2030. A Series of Concept Notes. Available

at: http://www.oecd.org/education/2030-project/contact/OECD_Learning_Compass_2030_Concept_Note_Series.pdf Accessed

8 July 2020.

Peili, V. (2016). Mal�chik, kotoryi khotel byt� vertoletom [The boy who wanted to be a helicopter]. Moscow. Izdatel�skii

dom VShE. 224.

Phillips, L. (2000). Storytelling-The Seeds of Children�s Creativity. Australasian Journal of Early Childhood. 25. 1-5.

10.1177/183693910002500302.

Piaget, J., Inhelder, B. (2003). Psikhologiya rebenka [Psychology of the child]. St. Petersburg. Piter Publ. 160.

Pinto, G., Tarchi, C., Accorti Gamannossi, B. (2018). Kindergarteners� Narrative Competence Across Tasks and

Time. The Journal of Genetic Psychology. 179. 10.1080/00221325.2018.1453775.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

30

Rezuanova, A.E. (1995). Razvitie dialekticheskoi struktury chislovykh predstavlenii u detei doshkol�nogo vozrasta

[Development of the dialectical structure of numerical representations in preschool children]: diss. kand. psikhol. nauk.

Moscow. MPGU im. V.I. Lenina. 238.

Rothuizen, J.J., Harbo, L. (2017). Social Pedagogy: An Approach Without Fixed Recipes. International Journal of

Social Pedagogy. 6. 10.14324/111.444.ijsp.2017.v6.1.002.

Shiyan, I.B. (1999). Predvoskhishchayushchii obraz v strukture dialekticheskogo myshleniya doshkol�nikov [Anticipatory

image in the structure of dialectical thinking of preschoolers]. Voprosy Psikhologii. 3. 57�64.

Shiyan, O.A., Baranova, A.A. (2022). Detskie narrativy kak prostranstvo proyavleniya i sposob diagnostiki

tvorcheskikh sposobnostei starshikh doshkol�nikov [Children�s narratives as a space of manifestation and a way to diagnose

the creative abilities of older preschoolers]. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya. Vol. 18. 1. 50�59. https://doi.

org/0.17759/chp.2022180105

Singer, E., DeKhaan, D. (2019). Igrat�, udivlyat�sya, uznavat�. Teoriya razvitiya, vospitaniya i obucheniya detei

[Play, be surprised, find out. Theory of development, education and training of children]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ

Publ. 312.

Sylva, K., Melhuish, E.C., Sammons, P., Siraj, I. and Taggart, B. with Smees, R., Toth, K. & Welcomme, W.

(2014). Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students� educational and developmental

outcomes at age 16.

Trifonova, E.V. (2006). Rezhisserskaya igra s oporoi na risunok kak metod otsenki poznavatel�nogo razvitiya rebenka

doshkol�nogo vozrasta [Director�s play based on drawing as a method for assessing the cognitive development of a preschool

child]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13. Moscow. 27.

Veneziano, E., Nicolopoulou, A. (2019). Introduction to Narrative, Literacy, and Other Skills: Studies in Intervention.

10.1075/sin.25.01ven.

Veraksa, A.N. (2014). Simvolicheskoe oposredstvovanie v poznavatel�noi deyatel�nosti doshkol�nikov i mladshikh

shkol�nikov [Symbolic mediation in the cognitive activity of preschoolers and primary schoolchildren]: avtoref. dis. ...

d-r psikhol. nauk: 19.00.07. Moscow.

Veraksa, N.E. (2021). Dialekticheskoe myshlenie doshkol�nika (vozmozhnosti i kul�turnye konteksty): monografiya

[Dialectical thinking of a preschooler (opportunities and cultural contexts): monograph]. Moscow. Moscow University

Publishing House. 223.

Vygotsky, L.S. (2020). Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood].

St. Petersburg. Perspektiva Publ. 125.

Wood, D.J., Bruner, J.S. and Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychiatry

and Psychology, 17(2), 89-100.

Zhuravleva, L.V. (2015). Kamerton detstva i nekotorye shedevry [Tuning fork of childhood and some masterpieces].

Moscow. Sfera Publ. 128.

Zinurova, R.R. (1995). Dialekticheskaya naglyadnaya skhema kak sredstvo myshleniya doshkol�nikov [Dialectical

visual scheme as a means of thinking for preschoolers]: dis. ... kand. psikh. nauk. Moscow. 216.

���������� �� �������

����� ������������� ����, �������� �������������� ����, ������� ������� ��������� �����������

�������� ������� ������-������������������ ��������� ����������� � ����������� �����������, �������-

��� ��������� �������������� �����������, ������, ���������� ���������, [email protected], https://orcid.

org/0000-0002-3882-7965

��� ��������� �������, �����������, ���� ������ �2117�, ��������������� �������� ��� ����������

����� �2, ������, ���������� ���������, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-6613-6339

Abo ut the author s

Olga A. Shiyan, Cand. Sci. (Pedagogy), Leading research fellow, Laboratory of child development, Research Institute

of Urban Studies and Global Education, Moscow City University, Moscow, Russian Federation, [email protected],

https://orcid.org/0000-0002-3882-7965

Yana Y. Korotun, Educator, School No.2117, Educational playground for preschool groups No. 2, Moscow, Russian Federation,

[email protected], https://orcid.org/0009-0000-6613-6339

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.