Научная статья на тему 'Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте'

Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / сочинение историй / нарративы / сюжетно-ролевая игра / дошкольный возраст / play / storytelling / narrative / pretend play / preschool age

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якшина Анна Николаевна, Смирнова Валентина Николаевна

Актуальность. Сочинение историй и игра с воображаемой ситуацией являются важной составляющей полноценного проживания дошкольного детства, однако в научном поле существует крайне мало исследований, анализирующих характер их взаимосвязи в дошкольном возрасте. Цель: провести анализ характера взаимосвязи сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с особенностями сочинения ими индивидуальных историй. Методы. В исследовании приняли участие 56 детей 6–7 лет. Для исследования особенностей развития игровой деятельности дошкольников мы использовали методику диагностики игры Е.О. Смирновой и параметр двухтактности Л.И. Элькониновой. Для исследования особенностей детских нарративов (историй, придуманных с опорой на собственный рисунок) – методику О.А. Шиян «Три истории». Результаты. В выборке оказались дети, как с высоким, так и с низким уровнем развития сюжетно-ролевой игры (mean= 19,55, sd= 5,34, min=6, max=30), у 26,7% детей выявлена двухтактная игра. Чаще всего при создании нарративов дети использовали нормативные (mean=3,86, sd=2,21) и символические средства (mean=1,48, sd=1,9). Значимая взаимосвязь выявлена между уровнем развития игры и символическими и нормативными средствами в детских нарративах (p<0,01). Выводы. Общий балл по методике Е.О. Смирновой, а также такие параметры игры, как игровое замещение и замысел игры, оказались связаны и с символическими, и с нормативными средствами в детских историях. Возможность создать символического персонажа в истории и действие их роли в игре, пространственное и предметное замещение имеют сходный механизм и предполагают возможность не только создать, но развернуть и удержать свой образ, управлять им. Обнаруженная связь указывает на сходство в использовании нормативных средств при построении сюжетов игры и сочинении индивидуальных историй. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях, а также в программах профессионального развития дошкольных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between pretend play and storytelling in preschool age

Background. Storytelling and play with an imaginary situation are important components of a high-quality preschool education, but in the scientific field there are very few studies that analyze the nature of their relationship in preschool age. Objective: to analyze the interrelation between pretend play of preschoolers and the key features of individual storytelling. Methods. The study involved 56 children aged 6-7 years. To study the features of the development of play in preschoolers, we used the play diagnostic tool of E.O. Smirnova and the “challenge-response” parameter of L.I. Elkoninova. To study the characteristics of children’s narratives (stories invented based on their own drawings) – the method by O.A. Shiyan «Three Stories». Results. The sample included children with both high and low levels of development of pretend play (mean= 19.55, sd= 5.34, min=6, max=30), 26.7% of children were found to have “challenge-response” play. Most often, when creating narratives, children used normative (mean=3.86, sd=2.21) and symbolic means (mean=1.48, sd=1.9). A significant interrelation was found between the level of development of play and symbolic and normative means in children’s narratives (p<0.01). Conclusion. Overall score according to the method of E.O. Smirnova, as well as such parameters of play as play substitution and play idea, turned out to be associated with both symbolic and normative means in children’s narratives. The ability to create a symbolic character in storytelling and action from a role in play, spatial and subject substitution have a similar mechanism and imply the ability not only to create, but to deploy and maintain one’s image. The interrelation indicates a similarity in the use of normative means when constructing play plots and creating individual stories. The results can be used in developing a strategy for complex play support in preschool organizations, as well as in professional development programs for preschool teachers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте»

����������� �������-������� ����

� ��������� ������� � ����������

��������

�.�. ������1., �.�. ��������1,2

1 ���������� ��������� �������������� �����������, ������, ���������� ���������

2 ������� ��� �56, ��������, ���������� ���������

. anna.iakshina@gmail.com

������

������������. ��������� ������� � ���� � ������������ ��������� �������� ������ ���������-

��� ������������ ���������� ����������� �������, ������ � ������� ���� ���������� ������ ����

������������, ������������� �������� �� ����������� � ���������� ��������.

����: �������� ������ ��������� ����������� �������-������� ���� ������� ������������ � ���-

���������� ��������� ��� �������������� �������.

������. � ������������ ������� ������� 56 ����� 6�7 ���. ��� ������������ ������������ ��������

������� ������������ ������������ �� ������������ �������� ����������� ���� �.�. ��������� �

�������� ������������� �.�. ������������. ��� ������������ ������������ ������� ���������� (��-

�����, ����������� � ������ �� ����������� �������) � �������� �.�. ���� ���� ��������.

����������. � ������� ��������� ����, ��� � �������, ��� � � ������ ������� �������� �������-

������� ���� (mean= 19,55, sd= 5,34, min=6, max=30), � 26,7% ����� �������� ����������� ����. ����

����� ��� �������� ���������� ���� ������������ ����������� (mean=3,86, sd=2,21) � �������������

�������� (mean=1,48, sd=1,9). �������� ����������� �������� ����� ������� �������� ���� � �����-

��������� � ������������ ���������� � ������� ���������� (p<0,01).

������. ����� ���� �� �������� �.�. ���������, � ����� ����� ��������� ����, ��� ������� ����-

����� � ������� ����, ��������� ������� � � ��������������, � � ������������ ���������� � ��-

����� ��������. ����������� ������� �������������� ��������� � ������� � �������� �� ���� � ����,

���������������� � ���������� ��������� ����� ������� �������� � ������������ ����������� ��

������ �������, �� ���������� � �������� ���� �����, ��������� ��. ������������ ����� ���������

�� �������� � ������������� ����������� ������� ��� ���������� ������� ���� � ��������� ����-

���������� �������. ���������� ����� ���� ������������ ��� ���������� ��������� ������������

������������� ������� ���� � ���������� ������������, � ����� � ���������� �����������������

�������� ���������� ���������.

��� �����������: ������, �.�., ��������, �.�. (2024). ����������� �������-������� ���� � ����-

����� ������� � ���������� ��������. �����������

���������� �����������, 121(1), 44�53. https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2024-1121-44-53

� ������, �.�., ��������, �.�., 2024

���������: 26.11.2023.

������� � ����������:

9.01.2024.

�������� �����:

����, ���������

�������, ���������,

�������-������� ����,

���������� �������

��������

��������� ������� � ���� � ������������ ����-

�����, �� ������ ������ ��������� � �������-

�������, �������� ������ ������������ �����-

������� ���������� ����������� �������. ���

������������ ����������� ����� �����������,

������� � ��� �������������: ��� � ��������, ���

� � ���� ������� ���������� � ���� � ��������-

������ ���� ��������� � ����, ��������� �������

(�������, ��������, 2017, Nicolopoulou, 2015). ����-

�� ���� � ������� ������� (��� �� �����������, ���

� � ������ �����������) ������ ������������ �

�������� ������� ������������ ��� ����������

��� ���������� ������� ������ � ����������

������������� ������������, ��� �������� �����

�������������� ������������ ���� (��������,

2016; Freeman et al., 1997; ��������, ����, 2014).

� ���������� �������� ������� ����� ������

����� �����, ��������� � ������� �������� ��-

������������ �������� � �������� �. ���������

(����������� ����) (���������, 2010; Bredikyte,

2022), �.�. ��������, �.�. ���������, �.�. �����-

������� (��������� �������� ������� (�������,

��������, ������������, 2007), �. ���� (����-

��� ���� (Fleer, 2021). ��� ������� ����������

�� ����� �.�. ���������� � �. ��������� (���������,

2001; Lindqvist, 2003). ������ ��� ��� ����-

���� ��������� ������� ���� � ���� �����������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-44-53

��� / UDC 159.92

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

44

The relationship between pretend play

and storytelling in preschool age

Anna N. Iakshina.1, Valentina N. Smirnova1,2

1 Moscow City University, Moscow, Russian Federation

2 Kindergarten 56, Kostroma, Russian Federation

. anna.iakshina@gmail.com

Abstract

Background. Storytelling and play with an imaginary situation are important components of a highquality

preschool education, but in the scientific field there are very few studies that analyze the nature

of their relationship in preschool age.

Objective: to analyze the interrelation between pretend play of preschoolers and the key features of individual

storytelling.

Methods. The study involved 56 children aged 6-7 years. To study the features of the development of

play in preschoolers, we used the play diagnostic tool of E.O. Smirnova and the �challenge-response� parameter

of L.I. Elkoninova. To study the characteristics of children�s narratives (stories invented based on

their own drawings) � the method by O.A. Shiyan �Three Stories�.

Results. The sample included children with both high and low levels of development of pretend play

(mean= 19.55, sd= 5.34, min=6, max=30), 26.7% of children were found to have �challenge-response� play.

Most often, when creating narratives, children used normative (mean=3.86, sd=2.21) and symbolic means

(mean=1.48, sd=1.9). A significant interrelation was found between the level of development of play and

symbolic and normative means in children�s narratives (p<0.01).

Conclusion. Overall score according to the method of E.O. Smirnova, as well as such parameters of play

as play substitution and play idea, turned out to be associated with both symbolic and normative means

in children�s narratives. The ability to create a symbolic character in storytelling and action from a role in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

play, spatial and subject substitution have a similar mechanism and imply the ability not only to create,

but to deploy and maintain one�s image. The interrelation indicates a similarity in the use of normative

means when constructing play plots and creating individual stories. The results can be used in developing

a strategy for complex play support in preschool organizations, as well as in professional development

programs for preschool teachers.

For citation: Iakshina, A.N., Smirnova, V.N. (2024). The relationship between pretend play and storytelling

in preschool age. Preschool Education Today, 18(1), 44�53 (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-44-53

� Iakshina, A.N., Smirnova, V.N., 2024

Received: 26.11.2023.

Accepted: 9.01.2024.

Keywords:

play, storytelling,

narrative, pretend play,

preschool age

���������� ���� ����� ���������� ����������

������� (�������������� ��������� ������ � ��-

����), ����� ���������� �� �������������� ����-

��� � ������� ����������� ���������.

� ������ ��������� ������ �������� �������-

�� ������ ����������� �������� ��������������

(Paley, 1990; Nicolopulou, 2015; ��������� � ��., 2023,

����� � ��., 2023). ��������, ����������� �� ����-

������ ���������� � �������� � ��������� ������

�������, ���������� �������� � ����������� ��-

����� �������, ��������������, ���� � ��� ������

��� �������� ��������, ��� ���� ������������ ��-

����� �� �������� ���� � ������������ ���������

�� ��������, ���� � ���� �������� ���������������,

������, ��� ��������� ������������ �������.

� ������� ���� ���������� ������ ���� �����-

�������, ������������� �������� �����������

���� � ��������� ������� � ���������� ��������

(Nicolopulou, 2015). ���� ����� ��������� ������� �

���� ��������� �������� ���� �� ����� ��� ����-

�����������; ������� ���� ��������� �����������

(�� ����� ���������� ������� ������������), ����-

����� ������� ����� ������������� ������ � �����

������ �������������� ��������� (����� �����,

������� ������������� ������ ������ ����, ���-

��� �������) ��� ���������� ��� ������������

�� ������� ��������, �������� � ���������� ����-

���������� ������������, � ������ � ���������-

�� ������� � ���� ������ �������� �� ������ ���-

����������� ������� � �������� ���������� ������

(Holmes et al., 2019; Hoffman, Russ, 2019).

� ���������� ��������������, ��������� ����

� ������������ ��������� � ��������� ������

����������� �������, ���������� ������ �����

������ �� ��, ��� ������ ��� ������������ �����-

�� � ���������� ��������.

�.�. ��������� (2001) ��������, ��� ����, ����-

��� � ������������ ������� �������� �������-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

45

������ ����������� � ����� ����������� ����

� ������. �. ����� ������������ ��������� ����-

��� � ���� � ������� ��������, ������� ���� ����-

���� � ��������, � ������������� ������� � ����-

������ ����� (Paley, 1990). ����� �� ����� ������

�������������� � ����������� �������������,

�����������, ��� ���� � ��� � ���� �����������-

�� ��������, � ������� �������������� ����� ��-

���� ����� ��������������� ��� ����� (Kervin,

Mantei, 2022).

������������� (Nicolopoulou, 2015; ������, ��-

����, 2019) ��������, ��� ��������� ������� � ����

������ ���, ��� � ��� ���� ������� ������, ����-

���� ������, ����� ���������� ������ �������-

������� ������������ ��� ��������� ������������

� ���������� ���� � ����� ����, ����������

����� � ���� � �������� �������� �������������

���������. �������� ��������� ������� � ����,

�� ������ �. ���������� (Nicolopoulou, 2015),

����������� � ���, ��� �������� ���� ������-

���� � ����������, ��������� � ��������, �� ��

� �������. � �������� �� ������� ���� ��������-

�� ������ �������� ������� ���������������

���������������� ������� � ������ ����� ����-

���� ����� �������� ������������� ����������.

��� ������� ���������� �� ������ �.�. ���������,

������� ������������, ��� ������ ������ �����-

��� ���� �������� ������������ ����, ��� �������

��� ��� ������ ��������� ������ ������� ����-

�� � ������ ����� ���������� �������� ����, ���

����������� ������������� � ������� ������

�������� ������� ��������������� ������ ��-

����, ������������ ����������� ��������� �����

� ����� �� ���� ����� ���������� ������� ��� ��-

������� �������-������� ���� (�������, ������-

��, 2017). � ����� �� ����������� �������� ����,

�� ������ �.�. ���������, ����������� ��� �����

���������� �������� � ���������� ������ ����-

�� �� ���������� ��������� �������, ����� ���

��������.

������ � ������ ������� �.�. ���������

������� ������� � �� ��������, � ����� �� �����

� ����� �� �������������.

�. ���������� (Nicolopoulou, 2015), � ����� ���-

������ ����� ���� � ��������� �������, ���������

���� �� ��������� � ���������� ������������� ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ���������, ����� ����� �������� ������-

�� ���� ����� ������������� � ��������� ����.

�� ������ �������������� ������� � ������������

���������� ��� ������������� ��������� �������

� ���� ��� ���������� ������������, �� ������-

��������� ���� ����������� ������������ �����-

��. ���� ������ ���������� ����� ������������� ��,

���������� �� ������������� � ���������� ���-

����� ������. ����� �������, �. ���������� ���-

������ �������� ����� ����� ���������� �������

� ����� ��� �������� �� ����������������� � ���-

���������, �� ����������� ��������������� � ���

������������� ����������������. ��� ���� � ��-

��� ����������� � �������� �. ��������� � �.�.

������������

(���������, 2010; �����������, 2016)

� ���, ��� ������ �������� ���� ������������

����� ����������� ��������� (�������, ����-

�������, ��������) � ������������� ����������

� ������ � ������ ����� �������������� ��������

����. �. ���������� ��������� �������������

� ���, ��� ���������� �������� ������ ��������

������ �� ���� ����� ����������� ������������

�������� �������� �� �������� ������� (�� ����

�������� �������������� ������������ ��������

����, � �������� ���� ��������� ��������������).

������ ����� ������������� ��������� �� ����-

�� �������������� ������� � ������� ���� ������,

��� ������������ ������������� ������ ���� �����

����� ���������� ������� � ������� �����.

������ �����, ��� ����� ��������������� ���-

����� ���� �������� ����������� �������������-

��� � ��-��������������� ������� (������, ������,

2019; Pramling et al., 2019). ���� � ���� ���� ������-

���� ����� ��������������� ����, ������� ������-

������ ��� � ������ ����� ��� ����������� ����

��� ����������� �����. ����� ������������, ���

����� ������� ����������� �� ����酻 ����� ���

���������� �������������� ��������� �������

(� ����� �������� ���������������� � ���������

������ ��������� � ���� ��������� ��� ������� ���

�������� �������� ����������� (�������, ����-

����, 2017), ������ ���� ������� ��������������),

��� � ������ ��������������� �����������-

���, � ������� ����� �������� �������� (�������

��� ����������� ���� ������� �� ������ �� ���-

�� � ������������� ������� ���������� �����).

�.�. ������������ (������������, 2023), �����

�� �.�. ���������, ��������, ��� � ���� �������

��������� � ���� ������ ���������� ��������,

� �� ����� ��� � ������������ ������������

(� ���������, � �������) ���������� ��� ���� ����-

������� ��������. ����� �������, ����� ������-

������, ��� ����, ��������� ����������� �����

� ����� ����, ���������� ������ ������� ����-

���, � ����� ������� �� ���� ���� � �����������

�� ������� �����, ����� ����� ��� ��������� ��-

����� ������������ ����������� � �������������

��������, ������ ��� ������������� �����-

���� � ������������ ��������.

���� ������ ������������ � �������� ������

��������� ����������� �������-������� ����

������� ������������ � ������������� ������-

��� ��� �������������� �������.

� ����� ������������ � �������� ��������

���� �� ����� ������������ ������������ ����-

���� (���������, 2001; �������, ��������, 2017).

�� ���������� ������ � �������-������� ����,

������ ��� ��� �������� ���������� ��� ������-

������� ��� �������� ����������� �������� (���-

�����, 1990; �������, ��������, 2017), � �������,

�������� �. ����������, ����� ������� �����-

����� ����������� ��������� ������� � ����.

�������� �.�. ���������, ������ � ������� ����

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

46

���������������� ��������������, �������� ��-

������ ���������� � �������������� ���������-

��� ��� � ������� ���������� �������� (�������,

��������, 2017). �������-������� ���� ���� �����

����������, �� ���� ������������ ������� ������

������� � �������� ������ ������, ��� ��������

��� ������� ������� ��� ���������� ����� ���-

�� ���������� ������ � �������������� �������

�������� �� ���������� ��������� ������������

������ �� ����� ����.

��������� ������� �� ����� �������������

��� ��� ������������ ������������, ��������-

������ ��������������� ��������� ������ ���-

����������� ������� � ������ �� ���� �������

(��������).

��������

������� �������� �������-������� ���� ���-

��� � ������������� ������� ����������:

1. ���������� ����������� ����� �������

��������������� � ���������� ������� �������-

��� � �������� � ��� ��������� (�����������).

2. ���������� ����������� ����� �������-

������� ����, ������������� �������� �������

� ���������� ������� ����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ���������� ����������� ����� �������

���������� � �������������� �������������

������� � ����������.

�������

� ������������ ������� ������� 56 �����

6�7 ��� (27 �������), ������� ������� � 6,4 ����.

�������� ����� � ���� ���� ���� �������� ��

������� � ������������. ���� ����� ��������-

�� �� ����������� ������� � ����� ������. ���

������ ���� ���������������, ����� ����-

����. ��� ����������� ������������� �������

�� ��������� ������ �������� � ������������

������ � ������� �������� �������� �������

��� ��������� ������� ����, ���������, ���

��������� ���� ������������ (������, ��-���,

2023), � ��������� ����� ����� ��������������

������ � ������ ������� ������, ��������� ��-

��� ����� ����� �������� ���������� ������

(� ������� ����� ��������� ������ ���� � ������

������� �������� ����). �������� ������� ���-

���������� ���������� (������, 2020), �� ��-

������ ��������� �������� ��� �����������

����������� ����������� ����� � ������ � ��-

����� ��������� ������� ��� ��������� ����:

����������� ������������������� ����������,

���������� ������� �� ����, ������ ���������

� �������������� ������������, ������� �����-

���� � ���������� ���� � ��������� ��������

��������������. ���������� ������ �������-

���� ����������� ���������� � ������ �� �����

� ������ �������� ���. ����� ���� �������� ���

���������������� ������ � ������ ���������

�������. �� �������� ��� ��������� �������

���������� ������ �� ����������� (�� � �����

�� ����� ���������� �� �������������� �����-

������� ������� ������ � ������).

������

��� ������������ ������������ �������� ����-

��� ������������ ������������ �� ����������-

�� �������� ����������� ���� �.�. ���������

(��������, � ��., 2018), ����������� ������� ��-

��� ��������� �������-������� ����, ��� ��-

����� ��������� (����������, ����������� ���

����������������), ������� �������������� (���

������������ ����, ��� � �������������), ��-

����� ������� (������� ����, �� �������������

� ����������) � ������������ �������� �����-

�� (��� ���������� ������������� �������������

����� � ����). ���������� �� ����� �����������

� ������� ����� (4�6 �������) � �������� �� ����-

��� �������, � ������� ���� �������� ���������-

���������� ��������� ��� ����. ������ �����-

����� ������� �� ����� 50 �����. ������������

��������� ���� �� �������� ����� 31, ��������-

��� � 0.

����� ��� ������ ������ �������� ����, � ����-

����� �� ����������� �������, �� �����������-

�� ������������ �������� ������������� ����

(�� �.�. ������������): �������� �������� ��-

������ ������ � ���� � ����� �� ���� (�������-

����, 2016).

��� ������������ ������������ ��������

���������� � ������������ �� ������������

�������� �.�. ���� ���� �������� (����, ��-

������, 2022). �������� ������������ ������-

��� ������ ������� � ������ �� ��� �� ������-

��� ������� � �������� ��� ��������: �������,

��������� � �� ���������, �������� ��������.

� ������ �������� ����������� �������������

�������� ���� ����� ������� ��� �������� ���-

������ � �������������, ������������� � ���-

��������. ����� ���� ���������� ��� ��������,

������ �� ������� ������� ������ � ��������

�� ���� �� ���� ��� � ����������� ����������

� ���������� ���� �������. ������ ������������

��� ����, ����� ������� � �������� �����������

������ ��������������� � ������� ����������.

���������, ����� ������, ������ �������, ���-

��������� � ��� ������� ����� �� ����������-

�������� ����������, ������� ��� �����������

���, ��� ������� ��� ������. �������� �����-

���� �������, ������� �� ������� �����������-

��� ����� � ����� ��������, ��������� �� �����

� ������ ��������� ������ ������ (����������-

��� ������������� �������); ������� �� �������

��������������� ��������, ������� �������-

�� ��������� �������� ��������-�������-����-

�������-��������� (����������� ��������), ���

������� ����� ������� ������ ��������������

��������, ��������� �������������������, ��-

����� ������������� ���������� (���������-

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

47

���� ��������). ����� ������������� �� ���-

��� ����������, ����� �������������� ���� ���

������� ���� ������� �������� ��� ����� ��

���� ���� ���������.

����� ������� ����������� ���� ���������

�������� �� ������ � ������ �� ������� � ���-

���� �� �����������, ������������� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� � 86%.

����������

����������� �������� �������-�������

���� ������������

������� ����� ���� �� ���� ������� ��������

19,55 (����������� ���������� 5,34), ��������-

��� �������� ��������� 6, ������������ � 30, ��-

����� � 20. �������� �.�. ��������� (��������

� ��., 2018) �� ������������ ��������� �������

�������� ����, ������ ���� ����������� ���-

������������� �������� ������� ������� � ��-

������ �������� ���� (���������, ����������

�������� ������ ������� ���� �� ������� � ��-

��������� � ����������� ��������� ������ ��

������� ���������) (������� 1).

����� �������, ����������� ����� ����� ��-

����� � ����� ���� ������������ ��������-��-

��������� �� ��������, ����� �� ���� ����, ����-

������ � ������ ������� �� ����, ������������

���� ������� �����, ��� ���� �� ��������� �����

����� ������������, �� ��������� ����� �������

����. ���� ����� ���� ��������� ������� ����-

����. ��� ������ ������, ������ ���� ����� ���-

�������� � ������ ���������, ���� ������ �����-

������ �� ���� ������, �� ������������� ������

������� ����, �� ���������� �� � ����� �����.

������ ���� ����� �������������, ������ ����-

���� ��������� (������-��������-�����). ���� ��-

����� ����, ������������ �����, �� ������� ��-

����� ������������ ��������.

����� �� ���������������� ����������� ��-

��� ��������� ����� � ���� � �������� �� ����

(�������������). ����������� ����� ���� ����-

���� �� �����, ������������ �������, ��� ����

������� �����. 17,8% ����� ����� �� ������� � ��

�������� �� ����� � ����. ���� ��������� ����-

������ ����� � ������� �������, ��������� ����

����� �������, ��������� ���� �������� �� ����,

���� ������ �������������, �� ���� �� ���� ���-

������� � �� ������� �� ����������� ������ ��-

���. ������������� � ���� ����� �������� �����-

�������� �����������. � �����, ����������� ����

����������� �������� ����� (26,7%), ���������� ��

�������� ������� � ������� (������������� �����-

��� �������� ����� �������� �� ��������), ���

����������� � ������������, ����������� � ���-

��� ������������� (�����������, 2016). ��������

���������� ����������� ���� ����� ����� ����

������� �� ���������� ���������� (��������-

���������, ���������� ����������, ����� ���-

������ �� ����), ��� ������ ������ �� ���������

��������� ���������� �� �������������� ����

� ����������������� �����.

��� ���� �������� ����������� ����������

(����. 1) � ����������� � ������� ����� � �������-

���� ����� ��������� �� ��, ��� � ����� �������

��������� ��� ���� � ������, ��� � ���� � �������

������� �������� ����. ��� ����� ���� �����-

�� �� ���������� ������� (������������ �����

� ������ ������� ��� �������� ����). ��������

������������� ������ ������������ ��������

���� � ����� �� ���������� �����, ����������-

�� �� �������� ������� ��� ��������� �������

����. � ������ � ������ ��������� ������� ����-

��� �������� ������ ����� �� ���� � 13,89 (����-

��� � 14, ����������� ���������� 3,88), � ������

� ������� ��������� ������� ��� �������� ����

������� �������� ������ ����� � 22,23 (������� �

22, ����������� ���������� 3,77). ��������������

������ ������ �������� �������� � ������ ���-

����� ���� � ����� �� ������ ����� (Welch Two

Sample t-test: 22.35 � 13.94 � �������� �������,

������� 1

���������� ����������� ������ �������� ����

�������� ����������

������� ����

(�����������

��������� ����)

�����������

���������� �������

������� ��������� 6 (9) 1,77 6

���������� ��������� 2,26 (3) 0,82 2

����������� ��������� 1,89 (3) 0,6 2

���������������� ��������� 1,86 (3) 0,7 2

�������������� 4,64 (6) 1,43 5

��������������, ������������ ���� 2,26 (3) 0,75 2

������������� �������������� 2,37 (3) 0,79 3

������� ������� 8,84 (16) 2,66 9

������� ���� 2,5 (4) 0,79 3

������������� ���� 2,23 (4) 0,9 2

���������� ���� 1,98 (4) 0,82 2

������������ ������� 2,12 (4) 0,69 2

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

48

P-value = 0; Two Sample Wilcoxon rank sum test with

continuity correction: 22,35 � 13,94 � �������� ���-

����, P-value = 0, ��� p<0,01). ��� ����� �����-

���� �� ��, ��� ��������� ���������� � �������

������� ����� �������������� �������� ���� ��-

����������. ������ ��� ������������� �������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� � ���������� ������������ ��������.

����������� ������� ����������

����� ��������� � ����������� ����������� ��-

����� �������, ��� ����� ������ ���������� ���-

������ ������ ��������� ������� �� ������ ��-

����� (������� 2).

������ ����������, ��� ���� ����� ��� �����-

��� ���������� ���� ������������ �����������

� ������������� ��������. 53% ����� ������ � ��-

����� �����, ������ ������ 16% ����� �����������-

�� ��������� �������������� ����� � ���������

��� ��������������� (��������, �������� �����

�������, �� ���� ���� � ����� �������). � ������-

�� ����������� ����� (85,7%) ���� �����������,

������ ��������������� �������� ����������

� �������� 74,7% �����, 53,4% ����� ��������� �����

����������� �������. � 7,15% ����� ������ ����-

����� ������� ��������� �������� ��� �������-

��. ������� ��������� ����� (7,15%) ������������

����� ������������������ ������� ��� ������-

�����, ����� � ���������� ���������. ���� �����

� ����� �������� ���� ������������ ����������-

��� ��������. ����������������� �����������

� �������� 25% �����. ������ � �������� 10,7% ��-

��� ����������� �������������� �������� ������-

����� (������ ��� ����, � ���� ������), � 5,3%

����� ������� � ���� ������� �������������

���������� ��� �������� ����������������.

������� 2

���� ������� � ������� ����������

��� ������� �������

����

����-

�������

�������-

���

�������

������������� 1,48 1,9 2

������������� 0,83 0,9 0,5

����������� 3,86 2,21 4

����������� ������ �������� ����,

������������ ��������� ����������

���������� ��������������� ������� ��������

� ������� 3.

�������� ����������� �������� ����� �������

�������� ���� ������� ������������ � �������-

������� � ������������ ���������� � �� �����-

�����. ������������� ���� ��������� �� ���������

�� � ����� ������ �� �������� �.�. ���������, ��

� ������������� ������� ����������.

���������� �����������

� ���� ��������������� ������� �� ����������

����� ����� ����� � ������������� ������� ���-

�������, ��� ��������� ������� ����� � ��������-

����� �������� �������� ������ ������������.

����� ���� �� �������� �.�. ���������, � ���-

�� ����� ��������� ����, ��� ������� ���������

� ������� ����, ��������� ���������� � � ���-

�����������, � � ������������ ���������� � ��-

����� ��������. � �������� ���� �������� (����,

��������, 2022) ������ ���������� �� ������ ���

������������ ���������, ����� ��������� ��

������������� ������, � ��� ��������������

��������, ������������� ����� ������ � ����-

�����������. ������� ���� �� ����� ���������

��������, ��� ������� ������� ��������, �������

��������� � ������� � ������ ������������ ������

������, ��� ������������� ������� ������� ���-

����� ��������� �������. �������� �.�. �����-

���� (��������, 1990), ������� ������� �������

���� ��������������� ���, ��� ������� ���������

���� ��������� ������ ����, ������ ������� ���-

��� � ������ ����� ���� � ����� ��������� �� ����.

��������, ���� ������� ����� ���� �����, �� ��

��������� ��� ���� (������������� �� ���������-

���, �����), ��������� �� ��������� � ������ ��-

������ ����� ��� ���� (������� �� ���������, ��-

�������� �� �������, ������ ������� ������ �����

� ����������), ��� ������ �� ������������ ����

�������� ���������� � �������������� �������

�������� (������ ���� �����). ���������� ����

������������� ����� ������������� �������, ��-

������ ��������� � �������� ������� ����� ���-

������ �� ��, ��� ����������� ������� �������-

������� 3

���������� ��������������� �������

����� ����

�� ��������

�.�. ���������

�������

���������

�������

������-

��������

�������

�������

�������-

������

����

������������� �������� 0.36, P-value =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.008*

0.28, P-value

= 0.041**

��� 0.38, P-value

= 0.004*

���

������������� �������� ��� ��� ��� ��� ���

����������� �������� 0.42, P-value =

0.001*

0.32, P-value

= 0.017**

0.42, P-value

= 0.001*

0.34, P-value

= 0.011**

���

* p<0,01; ** p<0,05

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

49

������� ��������� � ������� � �������� �� ����

� ���� (������� �������, �� �.�. ���������), ���-

������������� � ���������� ��������� �����

������� �������� � ������������ �����������

�� ������ �������, �� � ���������� � ��������

���� �����, ��������� ��, ��� ����� ���� �������

� ������������� ����������� � ������ ��������-

������ ��������, ��������������� ��� �������

������� �������� (�������, ��������, 2017).

����� �������� ����� ����������� �������

� ������� ���������� ��� � ����� ������ �� ��-

������ �.�. ���������, ��� � �� ����� ��������-

�� ��������� ����. ������ ����� �����������

������� � ������� ����������, ����������� ��-

������ �������, ��� ������������� � ��������-

������ ����� ����������������� � ���� ��������

����������� ��������� � �������� ���� (�����-

����, 2010; ���������, 2016; �����������, 2016).

����������� ��������� � ����, ������������-

��� ������������������ ������� �������, ����-

���� ����� ������ ����� ���������� �����, ������

����, ��������� � ��������� ������� �������. ��-

���������� ���� ����� ��������� �� �������� � ��-

����������� ����������� ������� ��� ����������

������� ���� � ��������� �������������� ����-

��� (����, ��������� ����� ����������� ������ �

����, ���� ���������� ��������������� �����-

���� � � ����� ��������). ������, �������� �����-

��� ������ � ���, ��� ������ ���������������

��������� ���������� � ���� � ����� ������� ���-

�� ������������.

�. ��������� (���������, 2010;

Bredikyte, 2022) � ����� ������� ������������� ���-

������� ������ �������������� ������� � �� ���-

���������� ������������ ��� ����������� ����-

��� �������� ����, ������ ���� ������ �������� �

���������� �������������� ��������� (������-

�����). �. ������ � �. �� ���� (������, ������, 2019)

����� ��������, ��� ��������������� ���������

����������� ��� ���������� �������� ����� �����

�������������� ��������� � �������� (���������-

��� �������, ������ �������������� ����������),

��� ����� ��������� ������� ��� �� ����, ��� � ��

������� ��������������.

���������, ��� ������ ����������� ��������

� ���������� ��������� ���������� � �������

���������������, ������ ����� ��������� ��-

�������� �������: ���� � ������� ������� ���-

������� ����, ����������� ������� ���� ����

� ������, ����������� ������ ������� ���� � ��-

�������������� ������� �����, ���� ��������

����������� �������������� ������� � ������

����������. �� ������������, ��� �������������

����������� ��������� ��� �������� ��� ������-

����� ���� � ���������� ������� �����������

� �������� ������� ������ � ���������� �����-

�������� ������������ ���� �������� ��������

����� ����� ������������� ����������� ������-

�������� �� ����� � ���������� �������, ��-����-

���������� ����� �����.

�������������� ������ �������, ��� ����-

��������� ���� �� ������� � ����� ������ ��

�������� �.�. ���������. � ����� �������, ���

����� ����������� ������������ ������� ��-

��� ������� (�������� ������������� �.�. ���-

��������� (2016), ����������� ���� �����������

�������� �����) ��� �������������� ������-

��� ��������� ���������� �� ��������������

(��������, ���������� ������� ����������).

� ������ �������, ���������� ����� ����� ���-

�������� ���������� �������� �.�. ���������,

������� ������������� �� ����������� � ��-

����������� �������� ���� � �� ��������� ���-

���� ����������� ������� ���� (������, 2021).

������� ����� ��������������, �����������

�������� ����, �������������� �������� ��-

���� � ���� � ����� �� ����, �������� �� ������

�� � ������� ���������������, �� � ����� ���-

��� �� ��������� ������� �������. �� ������-

���� � ��������� �������� �������� � ��������

�.�. ��������� (��������, � ��., 2018), � �����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����, ���, �������������, � ��� ����������� ��-

����� ������� ���� (����������� �������, ���-

�������, ������������ � �.�.), �� �� �����������

������������ �������������� ����� ��������-

��� (�������� �� ������������ ���� �������,

������������ ��������, �������� �� �������

�� ���� �����), ��� ���� ��������� ������ ��

��������� �������� ����� ��������� �����-

��� ������� ����� ������������� � ����������-

��� ������� (0.32, P-value = 0.019, ��� p<0,05).

��� ����� ��������� �� ��, ��� �������� ������

��������� ������ ���������� ����������� ��-

����� ������� � ������ ��� ����� ����������.

������, ������������ ����� ���� � ���� ����-

����� ������������ �����: ��� ������ ����-

�� ������� ���� � ��������������� �������, ���

����� �������� ��������� ������ � ���� (����-

�������� ��� ����������� ���� (Pramling et al.,

2019)). �������� ������������ �������� ��������

������ � ���������� ���� ������������ �����

�������� ��� ����������� ��� ����������� ��-

����������.

������� ����� ��������� ����� �� ������-

�� ����� ����� �������������� ���� � �������

������ ������� � ������� ����������. ������-

��, ��� ��������� �� ������ ��������� �����-

��� ������ � ������ �� ����, �������������

� ����, � ����������� � ������� ��������, ���

�� ����� ������� ����������� ����� ����� ��-

���������, ��� ������� ���������� �������-

�������� ������������. �� ����� ���������� ��

����� �� ����� ����������� ����������� ����:

����� ��������� � ���� ����� ��������, � ����-

���� �� ���� ����� ������ ����, � �� ����� ���

� �������� ��������� �������������� �������

��������������� ��������� ������������, ���

������� � �������, � ��� ��������� ��������

� ����� �������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

50

������������� �������� � ������� ����������

��������� �� ���������� �� � ������� ��������

����, �� � ��������������. ��� ����� ���� �����-

���� ������������ ����� �������: ��� �������

���������� ������ �������� �� ����� ���������.

������

����������� �������������� ������ �����-

��� ������� ����������� ����� �������������

������� ���� � ������� ����������. �� ������

���������� ����������� �� ����� ������� �����

� ������������� ��������, ������ � ������� ���-

���� �������, ��������� ������������� ������

������� �������� ������ ������������.

���� ��������� ��������� � ������������-

�� � ������������ ���������� � ������� �����-

�����. ����� �������, �� �������� ���������-

��� �������������� ����� �������� ����������

�������-������� ���� � ��������������, �������-

��� ������ � ���������������� ��������������

������� � �������������� ������� ��������.

������, �������������� ������ �� �������-

�� ��� ������� ����� � ������� ��������� ��-

����� � �������������� ������������� �������

� ��������������� ��������� �� �������� ����

��� ������� �������� ���� �� ��������� ������

�������. ��� �������� ������ �������������

� ������� ��������� ������� �� ������� ����

���������� ���������� ��������������� �������-

�����, ��� �������� ������������ ����� ����-

������ ������������.

���������� � ������������ ������ ����� ����

������������ ��� ���������� ��������� �������-

����� ������������� ������� ���� � ����������

������������, � ����� � ���������� ���������-

�������� �������� ���������� ���������.

������ ����������

��������, �., ����, �. ������� ���������� � �������������� � �������� ������������, � ������� ����

� �����. � �.: �������, 2014. � 336 �.

������������, �.�. ���������-������������ ���������� ��������: ������� ��� �����. � �.: �����, 2023. � 616 �.

���������, �. ��������������� �������� � �������� ���� // ���������-������������ ����������. � 2010. �

�4. � �. 11�18.

���������, �.�. ������ �� ���������. � ������: ������������ ��� ����������� ������������, 2001. � 304 �.

����, ������������, ��������� / ���. ���. ����� ��., ����� �. � ��. � �.: ������������ �����������,

2023. � 160 �.

���������, �.�., ������, �.�., ��������, �.�., ����, �.�. ������� ������� � ������� ���� �����

�.�. ����������� // ����������� ���������� �����������: ������ � ��������. ����������� ������. �

2023. � �17. � �. 2�19.

���������, �.�. �������� ���� ������������. � �.: �����-�����, 2016. � 256 �.

�������, �.�., ��������, �.�. ���������� ���� (���������-������������ ������). � �.: ����, 2017. � 331 �.

�������, �.�., ��������, �.�., ������������, �.�. ��������� ���������� � �������� ����� ����������� � ��������

��������� �������� �������� �������. � �.: ������������ ����� �.�. ����������, 2007. � 172 �.

��������, �. ������� ���������. ������������ �� ����������� ���� �������. � �.: ������-�����, 2016. � 271 �.

������, �., ������, �. ������, ����������, ��������. ������ ��������, ���������� � �������� �����. �

�.: �������-������, 2019. � 312 �.

��������, �.�., �������, �.�., �����������, �.�., �������, �.�. ����� ������� ������������ �������-

����� � ������������ ��������������� �������� // ���������-������������ ����������. � 2018. � �. 14. � �1. �

�. 4�14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101

����, �.�., ��������, �.�. ������� ��������� ��� ������������ ���������� � ������ ����������� ����������

������������ ������� ������������ // ���������-������������ ����������. � 2022. � �. 18. � �1. � �. 50�59. https://

doi.org/0.17759/chp.2022180105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������, �.�. ���������� ����. � �.: ������, 1999. � 360 �.

�����������, �.�. �������� ������� � ���������� � �������-������� ���� // ���������-������������ �����-

�����. � 2016. � �. 12. � � 3. � �. 247�254. https://doi.org/10.17759/chp.2016120314

������, �.�. ����� ����������� ������������ ����������� ������� ����: �����������, ����������� � ��-

���� ��� �������������� // ����������� ���������� �����������. � 2021. � �6(108). � �. 56�69. https://doi.

org/10.24412/1997-9657-2021-6108-56�69

������, �.�. ������� �������� ���� � ���������� ��������: ����� ����������� ������������� � ����������

������������ // ����������� ���������� �����������. � 2020. � �4(100). � �. 50�61. https://doi.org/10.24411/1997-

9657-2020-10079

������, �.�., ��-���, �.�. ��������� ������������� ���� � ���������� ��������� � ������ ���������� ����

� �� ����������� �������� // ���������-������������ ����������. � 2023. � �. 19. � �2. � �. 99�106. https://doi.

org/10.17759/chp.2023190213

Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and contradictions.

International Journal of Early Years Education, 30, 1-15. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2107895

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

51

Fleer, M. (2021). An educational experiment into how to bring discipline concepts into play: How a theoretical problem

acts as a source of teacher development. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University

Psychology Bulletin], 4, 72�103. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.04.03

Freeman, J., Epston, D., Lobovits, D. (1997). Playful approaches to serious problems. Norton. 321 p.

Hoffman, J., & Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics,

Creativity, and the Arts, 6(2), 175�184.

Holmes, R.M., Gardner, B., Kohm, K., Bant, C., Ciminello, A., Moedt, K., Romeo, L. (2019). The relationship between

young children�s language abilities, creativity, play, and storytelling. Early Child Development and Care, 189:2, 244-254.

https://doi.org/10.1080/03004430.2017.1314274

Kervin, L., Mantei, J. (2022). Pretend Play: Children in Control of a Shifting Narrative. Educ. Sci., 12, 925. https://doi.

org/10.3390/ educsci12120925

Lindqvist, G. (2003). The dramatic and narrative patterns of play. European Early Childhood Education Research

Journal, 11:1, 69-78. https://doi.org/10.1080/13502930385209071

Nicolopoulou, A. (2015). Young children�s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From

complementarity to cross-fertilization? In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children�s Play, Pretense, and Story: Studies in

Culture, Context, and Autism Spectrum Disorder, New York: Routledge, 7-28.

Paley, V.G. (1990). The boy who would be the helicopter: The uses of storytelling in classrooms. Cambridge., MA: Harvard

University Press.

Pramling, N., Wallerstedt, C., Lagerlof, P., Bjorklund, C., Kultti, A., Palmer, H., Magnusson, M., Thulin, S.,

Jonsson A., Pramling Samuelsson I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood education. Springer, 183 p. https://

doi.org/10.1007/978-3-030-15958-0

References

Ajhinger, A., Holl, V. (2014). Detskaja psihodrama v individual�noj i semejnoj psihoterapii, v detskom sadu

i shkole [Child psychodrama in family psychotherapy, in preschool and school]. Moscow: Genezis Publishing,

336 p. (In Russ.).

Berezhkovskaja, E.L. (2023). Kul�turno-istoricheskaja psihologija razvitija: uchebnik dlja vuzov [Cultural-historical

developmental psychology: textbook for universities]. Moscow: Jurajt Publishing, 616p. (In Russ.).

Bredikyte, M. (2010). Psihologicheskie sredstva i razvitie igry [Psychological tools and play development]. Kul�turnoistoricheskaja

psihologija [Cultural-historical psychology], 4, 11-18. (In Russ.).

Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and contradictions.

International Journal of Early Years Education, 30, 1-15. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2107895

Deti, prostranstva, otnoshenija [Children, spaces, relationships]. (2023). Pod. red. Cheppi Dzh., Dzini M. i dr. Moscow:

Nacional�noe obrazovanie Publishing, 160p. (In Russ.).

El�konin, D.B. (1990). Psihologija igry [Psychology of play]. Moscow: Vlados Publishing, 360p. (In Russ.).

El�koninova, L.I. (2016). Edinstvo affekta i intellekta v sjuzhetno-rolevoj igre [Intellect affect unity in role play].

Kul�turno-istoricheskaja psihologija [Cultural-historical psychology], 12, 3, 247�254. https://doi.org/10.17759/

chp.2016120314 (In Russ.).

Fleer, M. (2021). An educational experiment into how to bring discipline concepts into play: How a theoretical problem

acts as a source of teacher development. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University

Psychology Bulletin], 4, 72�103. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.04.03

Freeman, J., Epston, D., Lobovits, D. (1997). Playful approaches to serious problems. Norton. 321 p.

Hoffman, J., & Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics,

Creativity, and the Arts, 6(2), 175�184.

Holmes, R.M., Gardner, B., Kohm, K., Bant, C., Ciminello, A., Moedt, K., Romeo, L. (2019). The relationship

between young children�s language abilities, creativity, play, and storytelling. Early Child Development and Care, 189:2,

244-254. https://doi.org/10.1080/03004430.2017.1314274

Iakshina, A.N. (2020). Uslovija razvitija igry v doshkol�nom vozraste: obzor sovremennyh otechestvennyh i zarubezhnyh

issledovanij [Conditions for play development in preschool age: review of Russian and foreign studies]. Sovremennoe

doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today], 4(100), 50�61. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-

10079 (In Russ.).

Iakshina, A.N. (2021). Obzor sovremennyh instrumentov diagnostiki detskoj igry: vozmozhnosti, ogranichenija

i vyzovy dlja issledovatelej [Review of modern tools for play assessment: possibilities, limitations and challenges

for researchers]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today], 6(108), 56�69. https://doi.

org/10.24412/1997-9657-2021-6108-56�69 (In Russ.).

Iakshina, A.N., Le-van, T.N. (2023). Strategii soprovozhdenija igry u doshkol�nyh pedagogov s raznym ponimaniem

igry i ee razvivajushhej cennosti [Play support strategies of teachers with different perspectives on play and its role

in child development]. Kul�turno-istoricheskaja psihologija [Cultural-historical psychology], 2, 99�106. https://doi.

org/10.17759/chp.2023190213 (In Russ.).

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

52

Kervin, L., Mantei, J. (2022). Pretend Play: Children in Control of a Shifting Narrative. Educ. Sci., 12, 925. https://

doi.org/10.3390/ educsci12120925

Korotkova, N.A. (2016). Sjuzhetnaja igra doshkol�nikov [Plot play of preschoolers]. Moscoe: Linka-Press, Publishing,

256 p. (In Russ.).

Kravcov, G.G., Kravcova, E.E. (2017). Psihologija igry (kul�turno-istoricheskij podhod) [Psychology of play. Culturalhistorical

approach]. Moscow: Lev Publishing, 331p. (In Russ.).

Kravcov, G.G., Kravcova, E.E., Berezhkovskaja, E.L. (2007). Programma vospitanija i obuchenija detej doshkol�nogo

i mladshego shkol�nogo vozrasta �Zolotoj kljuchik� [Golden key programm]. Moscow: Izdatel�stvo Fonda L.S. Vygotskogo

Publishing, 172 p. (In Russ.).

Lindqvist, G. (2003). The dramatic and narrative patterns of play. European Early Childhood Education Research

Journal, 11:1, 69-78. https://doi.org/10.1080/13502930385209071

Nicolopoulou, A. (2015). Young children�s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity

to cross-fertilization? In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children�s Play, Pretense, and Story: Studies in Culture,

Context, and Autism Spectrum Disorder, New York: Routledge, 7-28.

Oklender, V. (2017). Skrytye sokrovishha. Putevoditel� po vnutrennemu miru rebenka [Hidden treasures: guide on

child�s inner world]. Moscow: Kogito-centr Publishing, 271 p. (In Russ.).

Paley, V.G. (1990). The boy who would be the helicopter: The uses of storytelling in classrooms. Cambridge., MA:

Harvard University Press.

Pramling, N., Wallerstedt, C., Lagerlof, P., Bjorklund, C., Kultti, A., Palmer, H., Magnusson, M., Thulin, S.,

Jonsson, A., Pramling Samuelsson, I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood education. Springer, 183 p.

https://doi.org/10.1007/978-3-030-15958-0

Shiyan, O.A., Baranova, A.A. (2022). Detskie narrativy kak prostranstvo projavlenija i sposob diagnostiki tvorcheskih

sposobnostej starshih doshkol�nikov [Child narratives as the way to assess preschooler�s creative abilities]. Kul�turnoistoricheskaja

psihologija (Cultural-historical psychology), 18, 1, 50�59. https://doi.org/10.17759/chp.2022180105 (In

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russ.).

Singer, E., DeHaan, D. (2019). Igrat�, udivljat�sja, uznavat�. Teorija razvitija, vospitanija i obuchenija detej [Play,

surprise, learn. Theory of child�s education and development]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ Publishing, 312 p. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Veraksa, A.N., Buhalenkova, D.A., Rjabkova, I.A. (2018). Svjaz� igrovoj dejatel�nosti doshkol�nikov

s pokazateljami poznavatel�nogo razvitija. Kul�turno-istoricheskaja psihologija [Cultural-historical psychology], 14 (1),

pp. 4�14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101 (In Russ.).

Vygotsky, L.S. (2011). Lekcii po pedologii [Lecrures on pedology]. Izhevsk: Izdatel�skij dom �Udmurtskij universitet�

Publishing, 304 p. (In Russ.).

Zhuravleva, L.V., Bykova, E.V., Kopylova, I.P., Shijan, O.A. (2023). �Skazka skazok� v detskom sadu shkoly

A.N.Tubel�skogo [Tale of tales in Tubelsky kindergarten]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie: teorija i praktika

[Preschool education today. Theory and practice],17, 2�19. (In Russ.).

���������� �� �������

���� ���������� ������, ������� ������� ���������, ����������� �������� �������, ������-�������-

���������� �������� ����������� � ����������� �����������, ���������� ��������� �������������� �����������,

������, ���������� ���������, anna.iakshina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8431-8208

��������� ���������� ��������, ���������� ������������ ��������� ��������������� � ���������� ��-

��������� ������������ (����), ����������� �������� ���� �56, ��������, ���������� ���������, valen_82@list.ru,

https://orcid.org/0009-0009-4015-7874

Abo ut the author s

Anna N. Iakshina, Junior Researcher, Laboratory of Child Development, Research Institute of Urban Studies and Global

Education, Moscow City University, Moscow, Russian Federation, anna.iakshina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-

8431-8208

Valentina N. Smirnova, Graduate of the master�s program �Design and Expertise of Preschool Education� (Moscow

City University), teacher of kindergarten 56, Kostroma, Russian Federation, valen_82@list.ru, https://orcid.org/0009-

0009-4015-7874

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.