Научная статья на тему 'Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста'

Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способность к наглядному моделированию / дети дошкольного возраста / коррекционно-развивающая работа / квест-игра / ability for visual modeling / preschool children / correctional and developmental work / quest game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернокова Татьяна Евгеньевна

Актуальность. Способность к наглядному моделированию является универсальной способностью, которая формируется в дошкольном возрасте. Овладение детьми этой способностью – важный показатель психического развития и интеллектуальной готовности ребенка к школе. Наименее изученным методом формирования способности к наглядному моделированию у детей является квест-игра. Цель – изучить возможности использования квест-игры как средства работы по формированию способности к наглядному моделированию у детей дошкольного возраста. Методы. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для диагностики способности к наглядному моделированию у детей использовалась методика Л.А. Венгера «Полянки». Методика формирования у детей способности к наглядному моделированию посредством квест-игр основывалась на следующих условиях: 1) формирование способности к наглядному моделированию должно осуществляться поэтапно: от обучения детей использованию готовых наглядных моделей к обучению их создавать; 2) каждая квест-игра должна включать задания, предполагающие использование разных видов моделей (пространст­венных, временных, математических, логических) в едином сюжете. В исследовании принимали участие 41 ребенок 5–6 лет. Результаты. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у 43% детей 5–6 лет, участ­вовавших в исследовании, способность к наглядному моделированию на низком уровне. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы: показатели способности к наглядному моделированию у детей, участвующих в квест-играх, повысились; количество детей, показавших низкий уровень, уменьшилось на 15%. Позитивная динамика обусловлена следующими обстоятельствами: 1) квест-игра – увлекательная для детей дошкольного возраста форма организации коррекционно-развивающих занятий; 2) форма квест-игры позволяет включать задания как на применение, так и на создание детьми наглядных моделей; 3) независимо от сюжета квест-игра дает возможность применения разных видов моделей: пространственных, временных, математических, логических. Выводы. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что квест-игра может рассматриваться как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернокова Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quest game as a means of developing the ability for visual modeling in older preschool children

Relevance. The ability to visually model is a universal ability that is formed in preschool age. Children’s mastery of this ability is an important indicator of the child’s mental development and intellectual readiness for school. The quest game is the least studied method of developing the ability to visually model in children. The aim of the study is to explore the possibilities of using the quest game as a means of working on the formation the ability to visual modeling in preschool children. The methodology. The study included three stages: ascertaining, forming and control. To diagnose the ability to visual modeling in children, L.A. Venger’s “Schematization” technique was used. The methodology for developing children’s ability for visual modeling through quest games was based on the following conditions: 1) developing the ability for visual modeling should be carried out in stages: from teaching children to use ready-made visual models to learning to create them; 2) each quest game must include tasks that involve the use of different types of models (spatial, temporal, mathematical, logical) in a single plot. The study involved 41 children aged 5-6 years. Research results. The analysis of the results of the ascertaining stage showed that 43% of children aged 5-6 years who participated in the study had a low ability to visual modeling. The results of the control experiment indicate the effectiveness of the work carried out: indicators of the ability to visually model the children participating in quest games increased; the number of children who showed a low level decreased by 15%.The positive dynamics are due to the following circumstances: 1) The quest game is a fun form of organizing correctional and developmental activities for preschool children; 2) The form of the quest game allows you to include tasks for both the usage and the creation of visual models by children; 3) The quest game makes it possible to use different types of models: spatial, temporal, mathematical, logical, regardless of its plot. Conclusions. The data obtained confirm our assumption that the quest game can be considered as a means of forming the ability to visual modeling in older preschool children.

Текст научной работы на тему «Квест-игра как средство формирования способности к наглядному моделированию у детей старшего дошкольного возраста»

�����-���� ��� �������� ������������

����������� � ����������

������������� � ����� ��������

����������� ��������

�.�. ���������1., �.�. ��������1

1 �������� (�����������) ����������� ����������� ����� �.�. ����������,

������������, ���������� ���������

. t.chernokova@narfu.ru

������

������������. ����������� � ���������� ������������� �������� ������������� ������-

������, ������� ����������� � ���������� ��������. ��������� ������ ���� ������������ �

������ ���������� ������������ �������� � ���������������� ���������� ������� � �����.

�������� ��������� ������� ������������ ����������� � ���������� ������������� � ��-

��� �������� �����-����.

���� � ������� ����������� ������������� �����-���� ��� �������� ������ �� ������������

����������� � ���������� ������������� � ����� ����������� ��������.

������. ������������ ����������� � ��� �����: ��������������, ����������� � ��������-

���. ��� ����������� ����������� � ���������� ������������� � ����� �������������� ��-

������ �.�. ������� ���������. �������� ������������ � ����� ����������� � ����������

������������� ����������� �����-��� ������������ �� ��������� ��������: 1) �������-

����� ����������� � ���������� ������������� ������ �������������� ��������: �� ���-

����� ����� ������������� ������� ��������� ������� � �������� �� ���������; 2) ������

�����-���� ������ �������� �������, �������������� ������������� ������ ����� �������

(����������������,

���������, ��������������, ����������) � ������ ������. � ���������-

��� ��������� ������� 41 ������� 5�6 ���.

����������. ������ ����������� ��������������� ����� �������, ��� � 43% ����� 5�6 ���, �������������

� ������������, ����������� � ���������� ������������� �� ������ ������. ��������-

�� ������������ ������������ ��������������� �� ������������� ����������� ������: ������-

���� ����������� � ���������� ������������� � �����, ����������� � �����-�����, ����������;

���������� �����, ���������� ������ �������, ����������� �� 15%. ���������� �������� ����-

������� ���������� ����������������: 1) �����-���� � ������������� ��� ����� �����������

�������� ����� ����������� ������������-����������� �������; 2) ����� �����-���� ���������

�������� ������� ��� �� ����������, ��� � �� �������� ������ ��������� �������; 3) ��������-

�� �� ������ �����-���� ���� ����������� ���������� ������ ����� �������: ����������������,

���������, ��������������, ����������.

������. ���������� ������ ������������ ���� ������������� � ���, ��� �����-���� �����

��������������� ��� �������� ������������ ����������� � ���������� ������������� � �����

�������� ����������� ��������.

��� �����������: ���������, T.�., ��������, �.�. (2024). �����-���� ��� �������� ������������ ������-

����� � ���������� ������������� � ����� �������� ����������� ��������. �����������

����������

�����������, 122(2), 12�21. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-12-21

� ���������, T.�., ��������, �.�., 2024

���������: 15.03.2024.

������� � ����������:

26.03.2024.

�������� �����:

�����������

� ����������

�������������, ����

����������� ��������,

������������-

����������� ������,

�����-����

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-12-21

��� / UDC 159.922.7

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

12

Quest game as a means of developing

the ability for visual modeling in older

preschool children

Tatiana E. Chernokova1., Polina A. Rakitina1

1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Severodvinsk, Russian Federation

. t.chernokova@narfu.ru

Abstract

Relevance. The ability to visually model is a universal ability that is formed in preschool age. Children�s

mastery of this ability is an important indicator of the child�s mental development and intellectual

readiness for school. The quest game is the least studied method of developing the ability to

visually model in children.

The aim of the study is to explore the possibilities of using the quest game as a means of working

on the formation the ability to visual modeling in preschool children.

The methodology. The study included three stages: ascertaining, forming and control. To diagnose

the ability to visual modeling in children, L.A. Venger�s �Schematization� technique was used. The

methodology for developing children�s ability for visual modeling through quest games was based on

the following conditions: 1) developing the ability for visual modeling should be carried out in stages:

from teaching children to use ready-made visual models to learning to create them; 2) each quest

game must include tasks that involve the use of different types of models (spatial, temporal, mathematical,

logical) in a single plot. The study involved 41 children aged 5-6 years.

Research results. The analysis of the results of the ascertaining stage showed that 43% of children

aged 5-6 years who participated in the study had a low ability to visual modeling. The results of the

control experiment indicate the effectiveness of the work carried out: indicators of the ability to visually

model the children participating in quest games increased; the number of children who showed a

low level decreased by 15%.The positive dynamics are due to the following circumstances: 1) The quest

game is a fun form of organizing correctional and developmental activities for preschool children; 2)

The form of the quest game allows you to include tasks for both the usage and the creation of visual

models by children; 3) The quest game makes it possible to use different types of models: spatial, temporal,

mathematical, logical, regardless of its plot.

Conclusions. The data obtained confirm our assumption that the quest game can be considered as a

means of forming the ability to visual modeling in older preschool children.

For citation: Chernokova, T.E., Rakitina, P.A. (2024). Quest game as a means of developing the ability for

visual modeling in older preschool children. Preschool Education Today, 18(2), 12�21 (in Russ.). https://doi.org/

10.24412/2782-4519-2024-2122-12-21

� Chernokova, T.E., Rakitina, P.A., 2024

Received: 15.03.2024.

Accepted: 26.03.2024.

Keywords:

ability for visual

modeling, preschool

children, correctional

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and developmental work,

quest game

��������

�������� ��������������� �������� ����� ��-

��������� �������� ����������� �������� �������-

��� ��� ����� � ��������. � ���������� ��������

����������� ���������������� �����������, ����-

��� ������������ ���������� ������� � �������� �

����� � � ������� ��������� �����. � ����������,

���������������� ������������ ���������� ��-

���������, �������� ���������� ������������ �

����� �������������� ������������. ������������-

��� ������� ��������������� ��������� ����������

�� ��������� ��������� �����; ������������ �����-

��������� ��������� (����, 2019, �. 5).

����� �� ����������� ����������� �������-

��� ����� � ���������� �������� �������� ���-

��������� ����������� � ���������� ��������-

�����. ������������ ���� ����������� ��������

������ ������������ ���������������� �����-

����� ������� � �����.

������������ �� �������� ������������ ���-

�������� � ���������� ������������� � ��-

��� ������ ������������ � ���������-��������-

������ ���������� (�.�. ������, �.�. ���������,

�.�. ����������, �.�. ������� � ��.). � ��������-

��� ����������� �������� ������������ �� ��������

�������� � ����� ������ �����������

� ������� ������� ��������, �� ������������ ���-

����� � ������������ ����������� � ����������

������������� � ����� � ��� � ��. ������, ���-

��� ������� � �� ����������� ����� �������� ��-

���������. ���, ��� ��� ������������ ��������

� ����������� ��������������� �������, �������

��������� ������� � ����� ����������� ���������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

13

������ ���� �������, ����� ���������� ������-

�� ������ � ��������� ������������ �����������

� ���������� ������������� � �����.

�������� ������ ���������-������������� ���-

����� �.�. ����������, �������� �������� ��-

��� ������� � ��������� ��������� �������������-

��� (���������, 1983). ��� ���� ������� � �������

�.�. ��������� � �.�. �������. ��������, ��� �

���������� �������� ���������� �������� ���-

�� ��������� ����������������, ������ ������-

�� ������ ��� ���������� ������� � ���������

������ (������, 1983; ���������, 1986).

��������� �������������, �� ������

�.�. �������,

��������� ��� ���� �� ����� �����-

����������� ������������. ���� �� ���������-

�� � ���, ��� ��� ������� ���������� ���� �����

������� ������ � ���������� ��������� ����-

���������, ������������ � ����������� �����

������������ ��� ������� ������ ������ �����-

��������� �������� ��� �������� (������, 1983).

� �������������� ������������� ��������,

��� ������������ � ����� ����������� � ������-

���� ������������� ������������ �����������-

��� ���������� �����, �������� ��������-���-

����������� � ��������-����������� ��������,

������������ � ������� ������������� � ������-

������ �������� ���������������� (�������� ���-

����������� ������������, 1986; �������, �����-

��, 2015; Veraksa, Veraksa, 2018; ����������, 2021).

� ������������ �.�. ���������, �.�. ���������,

�.�. ������� � ��. ��������, ��� ��������� ��-

���� ���������� ����������� ���������� ����-

����� ��������� ������������� (��������, ��-

������ � ��., 2023, �. 108). �.�. ������� ��������:

������� ���������� ������������� �������

��������� �������� ������������� ��������,

������� ������������ (��� ��������� �������-

����) ������������ ����������� �������������

(�������, 2010, �. 95). ��������, ��� �������������

��������� ������� �������� ����������� ���������

�������� ��������� ������������� �����-

��������� ������������ � ����� ����������� ���-

����� (���������, �������, 2014). ������������

���������� ����������� � ���������� ��������,

�.�. ������� ���������, ��� ����������� �������

�������������, ������ �����, ������� ��������

���������� �������������� (�������, 2008, �. 3).

������ �������� ��������� ���������� ����-

��������� � ������ � ������ � ���������� � ���-

�����. ��������� ������ ��������������� ���

����������� �������� ������������-��������-

���� �������� (���������, ���������, 2011; ����-

�����, ����������, 2019). �.�. �������, �.�. ���-

�����, �.�. ������� ��������, ��� ������ ��������,

��� ��������� ������ � ��������� ������, �����

���� ������������ ��� �������� � �������������

(�������, ��������, �������, 2022, �. 32).

����� �������, � ����� ������� ���������

������ ��������������� ��� �������� �������-

��� ���������, ��������������, �����������

� ������������� ����� ����������� ��������-

���, � ������ ������� �������� ������ ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ������������������ �������� �����������

��� ��������������� ����� �������� ������� ��-

��������� ��������.

�.�. ������ ������ ���� ������ � ������-

�� ������������ � ����� ����������� � ������-

���� �������������: 1) ���������� ���������

������������ ��������� (�� ����������������

� ��������� ������� � ���������� � ��������-

������); 2) ��������� ������� ������������� ��-

���������� ��������� (�� ��������� ���������

���������� �������� � �������, ������� ����-

������ �����); 3) ��������� ���� �����������

(�� ����������� ����������� � �������-�����-

��������); 4) ��������� ���� ����������� ����-

���� � �������� (�� �������� ��������� � ����-

����� ���������� ������) (������, 1983).

�.�. �������� ��������, ��� �������� ������-

����� � ���������� ������������� ��������

��� ��������� ��������: ������������ �������

������������ � ���������� ��������, �����-

��� ������ ������������� ������ � ����������

��� �������������� � �������� �����; ��������

���������� ������� (�������������� ���������,

��������������); �������� ������������ ������-

���� �������������, ������������ ��������

� ����� �������-������������� (��������, 2011).

��� ������ ���������, ��� ��������� �������-

�� ���������� ������������� ���������� � ��-

���������� ��� ����� ����������� �������� �����

������������ �, ������ �����, � �������-�������

����. �� ������������, ��� ����������� �����-

���� ������������ ����������� � ����������

������������� ����� ��������� �����-����.

�����-���� ��� ���������� ����������� ���

������� ������������ � ���������� ��������-

���. ����� ��� ����������� ������� ������������

�������� ���������� �����, ������������ �����-

��� �������������� � ���������� ������������,

��������� ������ ��������������� ������ (���-

�����, 2019; �������, 2021). �. ���������, �. ��-

�����, �. ����������, �. ������� ������������:

�� ������ �����-���� ��� ��������������� �����-

��� ����� �������������� ������, �������� ����-

���� ������� � �������� ������ � ��������� ��

���� ������� �������� �������������� �������-

�����, ������� ��������� � ������������ � ���-

���� ��������, ������������ ���� ������������

�������������� ������� � �����������������

(���������, ������� � ��., 2016, �. 34).

������� �����������, �������������� � ������

����������, �����-���� ����� ���������� ��� ���-

�������� ������� �������������� ��� ������� ��-

����������, ���������� ������������ � ����. ����

�����-���� ����������� � ���������� ���� ����-

��� ��� ����������� �� ��������� ����������

� ������������ � �������. � ����������� �� ������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

14

������ ����� ����: ��������� (���� �������� ��-

������� ������, ������� �� ������ �����������

���� �������� ������ � ������ ������� ������

��� ��������� ���������); ���������� (����-

������ ������ ������� � �������� ����� � ���-

��������); ���������� (������������ ��� ��-

������ �����, �� ������� �������� � ���������

� ����). ��������� ���������������� ������ ����-

����: �������� (�������� ������, ����������� ��-

���); ������� (������, �������, �����������, ���-

������� ��������); ������� ���������� (������,

������); ������ (�����, �����) (����, ��������-

���� � ��., 2015; ����������, 2020).

�����-���� ��������� �������� � ������ ��-

����������� ��� ����� ����� ������ ���� ��-

���, ������� ����� �������������� �� ������ ���

�������� ������� ��������� � ��������������

�����, �� � ������������-�����������.

���� ������ ������������ � ������� ������-

����� ������������� �����-���� ��� �������� ��-

���� �� ������������ ����������� � ����������

������������� � ����� ����������� ��������.

������ � ���������

����������� ���������� �� ���� ������� ����

������� ��� ���������� �. �����. � ����������-

������� ������ ����������� ���� 5�6 ���, � ����-

������ 40 ������� (17 �������, 23 ��������).

�� �������������� ����� ������������ � �����

����������� ����������� � ���������� ��������-

����� � ����� 5�6 ��� �� ������������ ��������

�.�. ������� ��������� (������, ����������, 1978).

����� ���������� 12 �������, �� ������� ������-

���� ������������� ������� � �������� �� �����,

� ����� �����, � ������� ������� ������ ���� � ��-

����, ������� ����� �����. ������ �������� ���-

������ ���������� � ����� ������ ����������� ���-

������ �������-������������� ����������� ���

������������ � ������������. ���������� �������

������ ������������ �� ������� 1.

������, �������������� � ���������, ������-

����, ��� ������� ������� ����������� � ������-

���� ������������� �������� ������ �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� �����. ��� ���� ��������� ������������

��� ��������� ������������ � ��� ���������-

��� ������ ������ �����. �������� ����������-

��� ����� �������� ������� �������. ��� ����

����� ���������� ����������� ������������ ��

���� �������. ��� ����� ������ ������ 1�6, ���-

������ ������������ �� ������ ���������, ��

�� ����� ����� ������ ��������� ������, ��� ���-

������ ������������� ���� ����������� ����

� ����������. 43% �����, ������������� � �����-

�������, �������� ������ ������� �����������

� ���������� �������������. ��� ���� ���������������

������������ ����� ������������. ���

������� ������ ����� �����, �� ��������� ����

��������� �������� �������� �, ��� �������,

��������� �������� ������.

����� �������, ������������ ����� ����� ��-

�������� ��������� � ���������� �������-���-

���������� ����������� ��� ������� �����.

�������������, �������� ������������� �������-

��� ����������� ������, ������������ �� ���-

��������� � ����� ����������� � ���������� ��-

�����������.

� ����� ������ ������������� ����������

�����-���� ��� �������� ������������ � �����

5�6 ��� ����������� � ���������� ����������-

��� ��� ����������� ����������� �����������.

��� ���������� ������������ ������������

���� ���� ��������� �� ��� ������ �� 20 ����-

���: ����������������� (��) � ����������� (��).

��� ���������� �������� �� ���������������

�� ��������� �������:

1) ������������ ����������� � ���������� ��-

����������� ������ �������������� ��������:

�� �������� ����� ������������� ������� ��-

������� ������� � ���������������� �� �����-

���;

2) ������ �����-���� ������ �������� ����-

���, �������������� ������������� ������ ��-

��� ������� (����������������, ���������, ��-

������������, ����������) � ������ ������.

��� ���������� ������� ������� �� �������-

���� ��������, ������� ����������� � ���������

������������ ����������� � ���������� ������-

�������.

�� ������� ����� ������������ ����������-

�� �� �� �������� ����� � �����, � ������� ����-

����������� �������� ���������, ����� �������

�������� ����������� � ����� �������� ������-

���, � ����� ��������� ������������ ����� ��-

���������� ������ ���� �������.

� ������ ������� ����� ���� ���������� ��-

����� ������� ������� ������ ������ � ������-

���� �� � ������ ��������� � ������������ � ��-

����� ������. ����� ���������� �������: ����

����� ���������� ����� �����?�, ������ �����

�� �����?�, ������ �������������� ������� ���

����� �������� �� �������?�, ����� ��� ������

^ ������� 1

������ ����������� � ���������� ������������� � ����� 5�6 ���

�� �������������� ����� (� %)

^ Figure 1

Levels of visual modeling ability in children 5�6 years old at the

ascertaining stage (in %)

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

15

����� ���������� �����, �� ��� �� �� �����

���������?�.

�� ������ ������� ����� ���� ��������-

�� ����������� ������ � ������������ � ����-

��� ������. ��������� �������� ���� �������-

��� ������ ������ � ������ ������ �� ��������

������� � ���������� � ��������. ����������

�� ������ ����������� ������ �����������-

���� ������������. ����������� ����� ������-

������ ���������� � ��������, �� ����������

��������� � ���������� �������. ���� � ����-

��� ������� ����������� � ���������� ������-

������� ����� ������ ������ � �������� �����-

������.

������ ���� ������������ ������������

��� ��������� �� �������� ����� ������������

������� ��������� ������. ����� �� ����� ��-

��� �������� ������� � �� ����� � ���������

�������. ��� ������������ ������ ��������

������������� ����������� �� ����������

������������� ������ ���� �������, �������

������ �����������, ������� �������������

�������� ������������ �������������� ���-

�����. �������������� �������������� �����-

����: ���� ���������� �������?�; ������� ���

����������� � ����� �������?�; ���� �������

������� ����� �����?�.

������ ���� ��� ��������� �� �������� ��-

��� �������������� ��������� ��������� ��-

����. ��� �������� ������ ����� �������

������������ ������-��������� (�����, ���

�������� 2�3 ���������; ���������� �����-

���, �� ������� ���������� �������, �������-

�������� ������ ������ � ����� �������; ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�� ������, �� ������� �������� ���� ����).

���� ���� ���������� ���������, �� ������-

���� �� �������� ��������.

��� ���������� ������� ������� �� �������-

���� 7 ��������� �����-���. � ������ ����� ����

�������� �������, ���������� �� ���������� ���-

��� ����� �������. ��� �������� �������������-

���� ������������� ����� ������������ �������,

� ������� ���������� ���������� ��������������

������� �� ������� � ����� ���� � ����. ��� ����-

����� ������������������ ������� ����� ������-

������ ���������� �������� ��� �������� ������.

������� � ������� ������ � � ������������� ��-

�������� ������� �� ������������ ��� ���������-

��� � ����� ����������� � ���������� ����������-

��� ��������� ����� ���������.

������ ������������� ���� ������������ ��-

��� ���������������, �������� �����, �����-

������ ����� ���� (������ �������, ����������

�� ��������, �������������� ����, �������� ���-

����!�, ������� �����, ��������, ����������).

������ �����-���� �������� ��������� ���-

�������:

1. ������� � ����������� ������� � ����-

����, �������������� ������ ����.

2. �������� ������� � ��������, ����������

������� ���������� ��� ����� ����� ����.

3. ����������� �� ������ � ��������-

��� ������ (�������) � ���������� ���������,

��������������� ������������� ���������

�������.

4. ���������� � ��������� (�����), ������-

������ ���������������� �����.

5. ���� ������ � ���������� �������� ����

(��������, ������������ ������, �����������

������), ���������.

�������� ������ �������� �����-���� ����-

�� �������, ������� ����������� �� ������ �����.

� ������ ������ �������: �������� ����� � ������-

���� ��������. ����������� ��������� ������,

� ������� ����������, ��� ����� ������� ���, ���

��� ������ ��������. ����� ���������� ��������

���� �������������� ����: �������� �������.

��� ������������ ����������� �������

������ �� ������������ ��������� � ���� ����-

�����, ��� �������� ����� ���������� �������

(������� 2).

��� ����������� �� ������ ������� ������-

���� �������: ����� ���������� �������?�, ������

�������� ����� ������?�, ���� �� ����������?�,

���� ��������� �����, ���������� �� �����?�.

�� ������ ������� ����� ����� ���� �����-

���� �������, �������������� ������������� ��-

������� ������:

������ ������� � ������� �������. �����

������������ ��������� ������, ��� ���������-

�� ������ ���� ������ (������� 3). ����������

����������� �����������, ���� ���������� ���-

�������, ������������������ ������� �, �����

�������, ���������� ������. ��������, � �������

������ �� �������� ����� �������: ���� �����

���������� ������ ������?�, ��������������-

�� ���������� �������, ������� ������ � �����,

���� � �����, ����� � ���������. � ����� ������

��� ����?�.

^ ������� 2

��������� � ���������������� ������

^ Figure 2

Navigator � spatial model

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

16

������ ������� � ������ �������. ����� ����-

�������� ������, �� ������� ���������� ������-

��, ������ ������� ����� ������� ����������

������ (������� 4). �� �������� ����� �������:

���� ���������� �������?�; ������ ����� ������

���������, ���� ��������� �������?�. ��������,

� ������ �������: ����������� ������, ������

� �������. ��� ���������, ���� ������� ��� ���-

����? ����� ����� ������?�.

������ ������� � ���������� ������ � ����-

�������� ������������� ���������� ������ (��-

����� 5). ���������� �������, ������������

� ������, ���� ���������� ������ ������. �� ��-

������ ����� �������: ���� ���������� � ���-

���?�, ���� ���������, ���� ���������� ��� ���-

�����?�.

����������� �����-���� �������� ��������-

��� ������ �����.

�� ������ ����� ������ �������, ����������

� �����-����, ���� ���������� �� ���������-

��� � ����� ������ ��������� ��������� ����-

��. ��� ����� �� ������ ����� �� ��������� ��

6�8 ������� ���, ����� ������ ��������� ���-

�� ����������� ������� � ��������� �������,

����������� ������ ����������. ������ ����-

�������� ��� ������������� ������ � �������

� ������ ��������� ��������. � ������ �����

������������ ������-���������, �� �������

����� ����������� ������� ����� ��� �����,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ������������ �����������.

�������� ������� ������� �� �����-��-

�� ��������. � ������ ������ ������ ���������

����� ���� ��������� �������� � �������� � ���-

������ ������� ���, ����� ������ ��������� ���-

�� �������� �������.

����� ����������� ������������ �� �����-

����� ��������� ������ ����� ��������. � ����-

�� ���� ������������ ������ ��������� � ����-

��� (���� ������, �� ������� ���������� �����

� ����), ����������� �� 4 �����. � ������ ���-

�� ���������� ���� �����������: ������, ������-

������ �����, �������� �����, �����. ������

���� ����� ��������� ���� ������ (�����, ���-

����, ������, ������), ������� ��� ������ ����

���������� �� ����� ��������� � ��������� ��-

�����, �������� ������� ���� �� ������ �������-

�� ����� ������� ������.

������� ��������� � �������, �� �������

���� ������ ���� ���������� ���������. ���

���� ����� ������������ ������������ ������

���� �������. ��������, � ������� ��� ������

� �������� ����� ������������ ���������� ���-

������ ������ � ���� �������� �� ������� ��

��������. ������� � ����������� ������������

������������� ������������� ������� (�����

� �����) � ����������� �� �� �������, � ����-

��� ���� ������������ ������������� � ������

(������� 6).

^ ������� 3

��������� ��������� ������ ������� �������

^ Figure 3

Temporary visual model �Fairy tale plots�

^ ������� 5

���������� ������ ���������� ������

^ Figure 5

The logical model �Magic Circles�

^ ������� 4

�������������� ������ ������ �������

^ Figure 4

The mathematical model �Heroes of fairy tales�

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

17

� �������� ������ �� ���������� �������

����� � �����-����� ��� ������������ � �����-

��� ������������� � ������� ���������� � ��-

������ ��������� �������. �������� ��������

�����������������: ���� ���������� ��� ������

���� � ���� ������������ �����������.

����������

�������� ������������� ���������� �����-

��� ��� �������� ������������ �����������

� ���������� ������������� � ����� ��������

����������� �������� ����������� � ���� ����-

�������� ������������. �� ����������� ����� ��

��������� �������� ���������. �������� ���-

�������� � ���������� ������������� � ����� ��

� �� ������������ �� ������� 7.

��� ��������� ����������� ����������� ���-

�������� � ���������� ������������� �� � �����

������������ ����� � ����� �� ������������ ��-

������� �� ��������. � ����� �� ���������� ��-

������ ������ ����������� �� 20%, � ����������

�����, ���������� ������ �������, �����������

�� 15%.

� �������� ���������� ������� �� ����� ��-

�������, ��� ���� �� ����� ���� ��������� ���

������ ������ ��������� � ��������, ������-

��� ����� ������ ���������. �������� �� ��, ���

� ��������� ����� ������� ����������� � ������-

���� ������������� ������� ������, ��������-

�� ������ ��������� � ������ ���������� �������

�����������, ������������� � �������� ������.

����� ����� �������� ������ ���������� ������

��� �� ����������� ������� ����, ��� � �� �����-

��� ������. ��� ������� � ����� ������� ������

���������������� ���������������� ��������-

����� � ����������� ����� ��������� ���������

������ ��� ������� �����.

������

������������ � ����� ����������� � ��������-

�� ������������� � ������ ������ �����������

�����������, ��������� ��� ����������� ��������

������������� ������������, ����������� ����-

�� ��� �������� ������� � ���������� �������.

������������ ���� ����������� � ������ ������-

����� ��������������� �������� ������� � ���-

��� ������������ ���������������� ����������

������� � �����.

���������� ����������� ����������� � ������-

���� ������������� � ����� 5�6 ��� ���������������,

��� � ������������ �������� ������ ���-

�������� ����������� ������������ ����������.

��������, ��� ��� ���������� �� ������ ��� ����-

����������� �����������, � ������� ����������

�����������.

^ ������� 6

������ � ������� ������� ���������

^ Figure 6

Models for the �Guess the plant� task

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ������� 7

������ ����������� � ���������� ������������� � ����� �� � ��

�� �������������� � ����������� ������ (� %)

^ Figure 7

Levels of visual modeling ability in children of the control group and

the experimental group at the ascertaining and control stages (in %)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

18

�������������� ������������ ��������-

��, ��� ������������ ����������� � ����������

������������� � ����� ����� ��������������

� ������ ����� ������������. ���� ������������

��������, ��� ����������� ��������� ����� ����

�����-����.

������ ������������ ������������ ���������-

������ � ���������� �������� ����������� � ��-

�������� ������������� � �����, �������������

� ��������, ������� ����������� � ����� �����-

���.

���������� �������� ����������� ��������-

�� ����������������:

1) �����-���� � ����� ������������� ��� ��-

��� ����������� �������� ����� ����������� ��

������ ��������������� ������������, �� � ���-

���������-����������� �������.

2) �����-���� ������� �������� ��� ������-

��� � ������� ������������ ������ ����� �����-

����������� �����, � ��� ����� � ����� �� ����-

���������.

3) ����� �����-���� ��������� ��������

������� ��� �� ����������, ��� � �� ��������

������ ��������� �������.

4) ���������� �� ������ �����-���� ����

����������� ���������� ������ ����� �������:

����������������, ���������, ��������������,

����������.

����� ������� �� ����� ������� ����� � ���,

��� �����-���� �������� ����������� ���������

������������ ����������� � ���������� ����-

��������� � ����� �������� ����������� ������-

��. ���������� � ��������� ��������� ��� �����

��� �������������� ������������� ������������

������ ���������-���������� � ������������ ��-

�������� �����������.

������ ����������

��������, �.�., ��������, �.�., �������, �.�., �������, �.�., �������, �.�., ����������,

�.�. (2023). ��������� ������ ��� ���������� �������� ����� ����������� ��������. ���-

������������ ����� � �����������. 28-1. 97�111. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2023280105.

�������, �.�., ��������, �.�., �������, �.�. (2022). ������� ���������: �������������-

��� � ���� ������� ������������. ����������� ���������� �����������. 4(112). 32�49. DOI:

10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49.

������, �.�. (1983). ��������� ����������������� �������� �������������� ����� � �����-

��� ����������� ������������ �������. ������� ����������. 2. 43�50.

������, �.�., ����������, �.�. (1978). ����������� ����������� �������� ������������.

������: ����������. 248.

�������, �.�., �������, �.�., ����������, �.�. (2015). ������������ � ��������� ���-

��������� ����� ����������� � ��������� ��������. ���������-������������ ����������. 11-2.

48�56. DOI: 10.17759/chp.2015110205.

�������, �.�. (2008). �������� ������� �����������. ����������� ���������� �����������.

4. 3.

���������, �.�. (1983). �������� �������� �������. �������� ���������: � 6-�� �. �. 3

��� ���. �.�. ���������. ������: ����������. 368.

���������, �., �������, �., ����������, �., �������, �. (2016). ����� � ������� ����� ���-

��������� ������� ��������������� ����� � ������������� ������. ���������� ����������.

5. 79�84.

��������, �.�. (2019). ��������������� ����� ��� �������� ������������ ��������������

��������������� � ����� �������� ����������� ��������. ������� ����������. 12. 83�86.

���������, �.�. (1986). ����������� �������� �������. ��������� ��������������� �����.

� 2 �. �. 1. ���. ���. �.�. ��������, �.�. ��������. ������: ����������. 320.

�������, �.�. (2021). �������� ���������������� ������������ ������������ � ��������

�����-���. ���������� ����������� � ����������: ������� ������� ������ ���������� III ���-

���������� ������-������������ ������-�����������, ������, 3 ������ 2021 ����. ��� ���.

�.�. ���������. ������: �������� ��������� ���������� � ���������� �����������. 68�73.

��������, �.�. (2011). ��������������� ������� ������������ ����������� ��������

����������� � ���������� �������������: ������������� 19.00.07 ��������������� ���-

��������: ����������� �� ��������� ������ ������� ��������� ��������������� ����.

������. 218.

����������, �.�. (2020). ��������������� ����� � ������������� ����� ��������������

� ���. ������������ ����: ������� ������� ������ � ���������� ������-������������ ���-

��������. 4. 43.

����, �.�., ������������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�., ��������, �.�., ���������,

�.�. (2015). ��������������� ����� � ����������� ������������� ����������. ��������-

��� �������� ����� � �����������. 1�2. 157.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

19

�������, �.�. (2010). ����������� �������� ��������� ����� ������������������ ��������

� ���������� ��������. �������� �������������� ���������������� ��������������� ������-

������. 7(51). 95�99.

�������� �������������� ������������ � �������� ����������� ���������� (1986). ��� ���.

�.�. �������. ��� ����������� ���������� ��� ����. ������: ����������. 224.

����������, �.�., ������, �.�. (2021). ������������� ��� ����������� �������� �����-

��� ����������� �������� � ������������ ������������� ������� ������������. �������

������������ ��������� �������� �����������. 8. 144�148.

���������, �.�., ���������, �.�. (2011). ������������� ���������� ������������� � ����

������������-������������ ��������. ����������� ���������� �����������. 5. 64�66.

����������� ��������������� ��������������� �������� ����������� ����������� ������-

��� �������� ������������ ����������� � ����� �� �� 17 ������� 2013 �. � 1155 (���. �� 21.01.2019)

[����������� ������] // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (���� ���������: 08.02.2024).

���������, �.�., �������, �.�. (2014). ��������� ������ ��� �������� �������� ���������

������������� �������������� ������������ � ����� ����������� ��������. ����������� ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� �����������. 8. 18�27.

���������, �.�., ����������, �.�., �������, �.�. (2019). � ������� ��������� �����������-

������� ������� �������� ������������� � ������������� ������������� ��������. ���

�����, ��������, �����������. 5(78). 154�156.

Veraksa, N., Veraksa, A. (2018). Developing the Ability of Children to Use and Construct Visual

Models. International Handbook of Early Childhood Education. Vol. 2. Springer London. 1421�1438.

References

Almazova, O.V., Aslanova, M.S., Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Nechaeva, D.M., Plotnikova, V.A.

(2023). Visual Model as a Cultural Tool for Preschool Children. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie

[Psychological Science and Education]. 1 (28). 97�111. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2023280105.

Brofman, V.V., Masterov, B.M., Tekoyeva, Z.S. (2022). Development therapy: mediation and a window

of childhood opportunities. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie [Preschool Education Today].

4 (16). 32�49. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-4112-32-49.

Chernokova, T.E., Voyushina, E.A. (2014). Visual models as a means of developing the processes of

self-regulation of cognitive activity in preschool children. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie [Preschool

Education Today]. 8. 18�27.

Gavrishova, E., Berezka, O., Zvyagintseva, S., Milenko, V. (2016). Quest is a game form of complex solution

of educational tasks in the correctional group. Doshkol�noe Vospitanie [Preschool Education]. 5. 79�84.

Gordeeva, V.V. (2019). Educational quest as a means of forming cognitive competencies in older preschool

children. Voprosy Pedagogiki [Questions of Pedagogy]. 12. 83�86.

Ivanova, N.M. (2021). The development of intellectual abilities of preschoolers in the process of quest

games. Psikhologiya odarennosti i tvorchestva: Sbornik nauchnykh trudov uchastnikov III Mezhdunarodnoi

nauchno-prakticheskoi onlain-konferentsii, Moscow, 03.11.2021. Moscow: Izvestiya instituta pedagogiki

i psikhologii obrazovaniya Publ. 68�73.

Kravtsova, K.A. (2011). Psychological conditions for the formation of the ability of an older preschooler

to visual modeling: 19.00.07 Pedagogicheskaya psikhologiya: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni

kandidata psikhologicheskikh nauk. Samara. 218.

Mel�nikova, O.V. (2020). Educational quest is an interactive form of interaction in preschool educational

institutions. Konferentsium ASOU: Sbornik Nauchnykh Trudov i Materialov Nauchno-Prakticheskikh

Konferentsii [ASOU Conference: Collection of scientific papers and materials of scientific and

practical conferences]. 4. 43.

Osyak, S.A., Sultanbekova, S.S., Zakharova, T.V., Yakovleva, E.N., Lobanova, O.B., Plekha-

nova, E.M. (2015). Educational quest � modern interactive technology. Sovremennye Problemy Nauki i

Obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 1�2. 157.

Pavlova, T.L. (2010). The developmental significance of the model form of mediated cognition in

preschool age. Izvestiya Volgogradskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta [Proceedings

of the Volgograd State Pedagogical University]. 7(51). 95�99.

Salavatova, T.A., Chernykh, K.I. (2021). Modeling as an effective means of developing logical thinking

and forming integrative qualities of preschoolers. Vestnik Voronezhskogo Instituta Razvitiya Obrazovaniya

[Bulletin of the Voronezh Institute of Education Development]. 8. 144�148.

Shebunyaeva, E.V., Tolstikova, O.N., Gradova, G.N. (2019). On the issue of mastering mediated

forms of cognition by preschoolers with disabilities. Mir Nauki, Kul�tury, Obrazovaniya [The world of

Science, Culture and Education]. 5(78). 154�156.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

20

Sotnikova, V.N., Bashkatova, I.A. (2011). The use of visual modeling in the course of correctional

and developmental training. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie. [Preschool Education Today]. 5.

64�66.

The development of cognitive abilities in the process of preschool education (1986). L.A. Venger (ed.).

Moscow: Pedagogy Publ. 224.

The Federal State Educational Standard of Preschool Education. Order of the Ministry of Education

and Science of the Russian Federation No. 1155 dated October 17, 2013. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do.

Venger, L.A. (1983). Mastering the mediated solution of cognitive tasks and the development of

a child�s cognitive abilities. Voprosy Psikhologii [Questions of Psychology]. 2. 43�50.

Venger, L.A., Kholmovskaya, V.V. (1978). Diagnosis of mental development of preschoolers. Moscow:

Pedagogy Publ. 248.

Veraksa, A.N., Yakupova, V.A., Martynenko, M.N. (2015). Symbolization in the Structure of Abilities

in Children of Preschool and School Age. �ul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya [Cultural-Historical

Psychology]. 2(11). 48�56. DOI: 10.17759/chp.2015110205.

Veraksa, N., Veraksa, A. (2018). Developing the Ability of Children to Use and Construct Visual Models.

International Handbook of Early Childhood Education. Vol.2. London: Springer. 1421-1438.

Veraksa, N.E. (2008). Problems of child giftedness. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie

[Preschool Education Today]. 4. 3.

Vygotsky, L.S. (1983). Problems of mind development. Collected Works: In 6 V. Vol. 3. Moscow:

Pedagogy Publ. 368.

Zaporozhets, A.V. (1986). Mental development of the child. Selected psychological works. Vol.1.

Moscow: Pedagogy Publ. 320.

���������� �� �������

������� ���������� ���������, �������� ��������������� ����, ������ ������� ������-

���� � ���������� ������������� ���������, ����� �� ��������� (�����������) �����������

����������� ����� �.�. �����������, ������ � �. �������������, ������������, ���������� ����-

�����, t.chernokova@narfu.ru, https://orcid. org/0000-0001-6033-027X

������ ���������� ��������, ��������� ������������� ���������, ����� �� ���������

(�����������) ����������� ����������� ����� �.�. �����������, ������ � �. �������������,

������������, ���������� ���������, p.a.rakitina@gmail.com, https://orcid.org/0009-0004-7256-374X

About the authorS

Tatiana E. Chernokova, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Department of Pedagogy

and Psychology, Institute of the Humanities, Northern (Arctic) Federal University named after

M.V. Lomonosov, branch in Severodvinsk, Severodvinsk, Russian Federation, t.chernokova@narfu.ru,

https://orcid. org/0000-0001-6033-027X

Polina A. Rakitina, Student of the Humanities Institute, Northern (Arctic) Federal University named

after M.V. Lomonosov, branch in Severodvinsk, Severodvinsk, Russian Federation, p.a.rakitina@gmail.

com, https://orcid.org/0009-0004-7256-374X

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.