Научная статья на тему 'Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников'

Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра / сочинение историй / сюжетно-ролевая игра / сопровождение игры / дошкольный возраст / play / storytelling / pretend play / play support / preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якшина Анна Николаевна, Смирнова Валентина Николаевна

Актуальность. В настоящее время в большинстве дошкольных групп констатируется минимальный уровень качества условий для поддержки игры, стоит задача повышения качества сопровождения игры. В статье рассматривается развивающий потенциал регулярной практики сочинения историй как составляющей косвенной поддержки игры дошкольников. Цель: анализ влияния регулярного опыта сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры. Методы: 38 детей 6-7 лет из двух дошкольных групп приняли участие в педагогическом эксперименте (продолжительность – 7 месяцев). Для стартовой и повторной диагностики уровня игры использовались методика Е.О. Смирновой и параметр двухтактности игры Л.И. Элькониновой; для оценки уровня развития воображения – методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место». В экспериментальной группе создавались условия для развития сочинения детьми историй по их рисункам. Эффективность педагогиче­ского эксперимента оценивалась по наличию сдвига в уровне развития игры и воображения в экспериментальной и контрольной группах. Результаты: на основе анализа 600 детских историй были выделены 3 типа историй по рисунку и описаны 5 траекторий развития детского сочинительства. В ходе эксперимента дети переходили от описания рисунка или последовательности действий к развернутым историям с кульминационной структурой. Только в экспериментальной группе выявлены значимые различия в уровне развития игры и воображения до и после педагогического эксперимента (p<0,01). Выводы. Регулярное сочинение историй – значимое условие развития когнитивного аспекта игры, связанного с замещением, символическими действиями ребенка, особенностями сюжета, а также аффективной стороны игры, связанной с созданием ситуации вызова и ответа на него. Сочинение историй может рассматриваться как дополнительное условие (часть косвенной поддержки), расширяющее возможности играющих детей. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якшина Анна Николаевна, Смирнова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indirect play support: the influence of storytelling on pretend play development in preschool age

Relevance. Currently, in most preschool groups there is a minimum level of quality conditions for supporting play. The task is to improve the quality of play support. The article examines the developing potential of regular practice of storytelling as a part of indirect play support in preschool setting. The aim of the study: to analyze the influence of regular storytelling experience on the development of pretend play. Methods. 38 children aged 6-7 years from two preschool groups took part in a pedagogical experiment (duration – 7 months). For the initial and repeated assessment of the level of play development we used E.O. Smirnova’s diagnostic tool and the “challenge-response” parameter (L.I. Elkoninova); to assess the level of imagination development – the tool “Where is whose place?” (E.E. Kravtsova). In the experimental group, conditions were created for regular practice of storytelling based on children’s drawings. The results of the pedagogical experiment were assessed by the presence of a shift in the level of development of play and imagination in the experimental and control groups before and after the pedagogical experiment. Results. Based on the analysis of more than 600 children’s stories, 3 types of children’s stories were identified and 5 trajectories of development of children’s storytelling were described. During the experiment, children moved from a description and sequence of actions to more complex structure with culmination. Statistical analysis revealed significant differences in the level of development of play and imagination before and after the pedagogical experiment (p<0.01) only in the experimental group. Conclusions. Regular storytelling is a significant condition for the development of the cognitive aspect of the play associated with substitution, symbolic actions of the child, plot features, as well as the affective side of play associated with the creation of a situation of challenge and response. Storytelling can be seen not as the only necessary condition for the development of play, but as an additional condition (part of indirect support) that expands the capabilities of children playing. The results can be used in developing a strategy for complex play support in preschool organizations.

Текст научной работы на тему «Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников»

��������� ��������� ����: �������

��������� ������� �� ��������

�������-������� ���� ������������

�.�. ������1., �.�. ��������1,2

1 ���������� ��������� �������������� �����������, ������, ���������� ���������

2 ������� ��� �56, ��������, ���������� ���������

. anna.iakshina@gmail.com

������

������������. � ��������� ����� � ����������� ���������� ����� �������������� �����������

������� �������� ������� ��� ��������� ����, ����� ������ ��������� �������� �������������

����. � ������ ��������������� ����������� ��������� ���������� �������� ��������� ������� ���

������������ ��������� ��������� ���� ������������.

����: ������ ������� ����������� ����� ��������� ������� �� �������� �������-������� ����.

������: 38 ����� 6-7 ��� �� ���� ���������� ����� ������� ������� � �������������� ������������

(����������������� � 7 �������). ��� ��������� � ��������� ����������� ������ ���� ����������-

���� �������� �.�. ��������� � �������� ������������� ���� �.�. ������������; ��� ������ ������

�������� ����������� � �������� �.�. ��������� ���� ��� ������. � ����������������� ������ �����-

������ ������� ��� �������� ��������� ������ ������� �� �� ��������. ������������� ���������������

������������ ����������� �� ������� ������ � ������ �������� ���� � ����������� � �������-

���������� � ����������� �������.

����������: �� ������ ������� 600 ������� ������� ���� �������� 3 ���� ������� �� ������� � ���-

���� 5 ���������� �������� �������� ��������������. � ���� ������������ ���� ���������� �� �����-

��� ������� ��� ������������������ �������� � ����������� �������� � ��������������� �����-

�����. ������ � ����������������� ������ �������� �������� �������� � ������ �������� ����

� ����������� �� � ����� ��������������� ������������ (p<0,01).

������. ���������� ��������� ������� � �������� ������� �������� ������������ ������� ����,

���������� � ����������, �������������� ���������� �������, ������������� ������, � �����

����������� ������� ����, ��������� � ��������� �������� ������ � ������ �� ����. ��������� ����-

��� ����� ��������������� ��� �������������� ������� (����� ��������� ���������), �����������

����������� �������� �����. ���������� ����� ���� ������������ ��� ���������� ��������� ����-

�������� ������������� ������� ���� � ���������� ������������.

��� �����������: ������, �.�., ��������, �.�. (2024). ��������� ��������� ����: ������� ������-

��� ������� �� �������� �������-������� ���� ������������. �����������

���������� �����������,

122(2), 33�47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47

� ������, �.�., ��������, �.�., 2024

���������: 4.02.2024.

������� � ����������:

20.02.2024.

�������� �����:

����, ���������

�������, �������-

������� ����,

������������� ����,

���������� �������

��������

��� �������� ������� ���� � ������������ ����-

����� (���������, 2001; �������, ��������, 2017)

���������� ����������� �������������, ����-

������ � ���� �� ������ �������� ���������-���-

������������� �����, �� � ���������������� ���-

������, ���������� ���� �������� � ������ ���

�������� � ����������, ��������� ��������������

�����, � ����� ��������� ��������� ����

(�������, ��������, 2017; ������, ������, 2019;

Bredikyte, 2022). ���� ������������ ������� � ��-

����������� ���� ������� � ���, ��� ������ ��-

����� ������� ������������ ��������� � ������

� ��������� ���� �����, ������� �� ���������

���� � ���������� ������ ����������� �������.

��� ���� ������������� ������������ ��������-

��� ������� �������� ������� ��� ���� � �������

�����, ������� ��������� ��������� ��� ����

�� ��������� (������, ��-���, 2023). ���������

��������� ���� (��� ������������� ���������

� ����) (�������, �����, 2003) ������������ ���-

���������� �������� ������� ����, ������ � ��-

������ �������� ������������ ������� �������-

���, � ����� �������� ���������� ����� � �������

����, ������������� ���������� �������� ����� �

�������� �������� ��� ��� ����������. ��� ����

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47

��� / UDC 159.92

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

33

Indirect play support: the influence

of storytelling on pretend play development

in preschool age

Anna N. Iakshina.1, Valentina N. Smirnova1,2

1 Moscow City University, Moscow, Russian Federation

2 Kindergarten 56, Kostroma, Russian Federation

. anna.iakshina@gmail.com

Abstract

Relevance. Currently, in most preschool groups there is a minimum level of quality conditions

for supporting play. The task is to improve the quality of play support. The article examines the

developing potential of regular practice of storytelling as a part of indirect play support in preschool

setting.

The aim of the study: to analyze the influence of regular storytelling experience on the development

of pretend play.

Methods. 38 children aged 6-7 years from two preschool groups took part in a pedagogical experiment

(duration � 7 months). For the initial and repeated assessment of the level of play development

we used E.O. Smirnova�s diagnostic tool and the �challenge-response� parameter (L.I. Elkoninova);

to assess the level of imagination development � the tool �Where is whose place?� (E.E. Kravtsova).

In the experimental group, conditions were created for regular practice of storytelling based on children�s

drawings. The results of the pedagogical experiment were assessed by the presence of a shift in

the level of development of play and imagination in the experimental and control groups before and

after the pedagogical experiment.

Results. Based on the analysis of more than 600 children�s stories, 3 types of children�s stories were

identified and 5 trajectories of development of children�s storytelling were described. During the experiment,

children moved from a description and sequence of actions to more complex structure with

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

culmination. Statistical analysis revealed significant differences in the level of development of play

and imagination before and after the pedagogical experiment (p<0.01) only in the experimental group.

Conclusions. Regular storytelling is a significant condition for the development of the cognitive aspect

of the play associated with substitution, symbolic actions of the child, plot features, as well as

the affective side of play associated with the creation of a situation of challenge and response. Storytelling

can be seen not as the only necessary condition for the development of play, but as an additional

condition (part of indirect support) that expands the capabilities of children playing. The results

can be used in developing a strategy for complex play support in preschool organizations.

For citation: Iakshina, A.N., Smirnova, V.N. (2024). Indirect play support: the influence of storytelling on

pretend play development in preschool age. Preschool Education Today, 18(2), 33�47 (in Russ.). https://

doi.org/12782-4519-2024-2122-33-47

� Iakshina, A.N., Smirnova, V.N., 2024

Received: 4.02.2024.

Accepted: 20.02.2024.

Keywords:

play, storytelling, pretend

play, play support,

preschool age

���� ����� ��������������� ���� �������� ����-

�������� ������ �������� ��������� ���������-

��������, ������������� ������������ �������

�� ���� � ����������� ������������������� ��-

�������� (��������, 2007; Bredikyte, 2022), �� ��-

�������� ������� ������������ ������������,

������������, ����� ������ ������� ����������-

��, ����������� ������������ ����� �������

� ������� ����, ������ ����� � �������� ����,

� ������� ��� ������� ����� ����� ���������

� ���������� ������ ��� ����� ��������� ���������

����. � �������� ����� ������������ ��

������������� ��������� �������.

������� � ������ � ���������

��� �������� ����

���������� �������� ������� ����� �����, ���-

�������� ���� ������ �������������� ����-

��� � ������ � �������� ��������� (���������

��������, ���������������� ��������) � �����-

��� ������������, � ��� ����� ����. �������-

��� 11 ������������, ����������� �� ������-

��� ������ ���, ���������� ���� �������������

������� � �������� ������������� ���������,

�������������� (����������� ���������� ���-

�������������� ����� ������� �� ������������

��������, �������, ������� �����) � ������-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

34

����� ����� (Ramamurthy et al., 2023). ������,

�����������, �������������� ������ �/���

������������� �������, ���� ���������� ���-

�������� � �������������������� ������ (Seale

et al., 2022).

�������� ������������� � ������������ ���-

���, �������������� ������� ������ ��������-

���� ��� �������� ���� � �����������. �����-

������� ������� ����������� �� ���������

������������� ������� � ��������� � �� �����-

�� ������������ ������.

� ������� ����� � ������� �.�. ������������

(2008), ���������� ������, ������� �������� ��-

�������� � ��� ������� ��������������. ����-

��� ������ � ���������� ����� ��������� ������,

�������� �� ��������� � ���������� ���������-

��� ���� � ������������ � ���, �� ����������� ��-

�������� �� ������. ������ �������� �������

� ��������� ���� � ������ ������������� ��-

���� ������ �������, � �� ����������� �����-

���. �.�. ����������� �������� �������� �����-

������� ������ ������ � ������ ���������: ����

4 ��� �� ����� ���������� � ������ ������ ��� ��-

���� ��������� � ����� ��������� � ����������

����, ���� 4�5 ��� ��������� ���������� �����,

�������� �������� ��������, � ���� ��������

�������� ���� ��������� ������, ���� ��������-

�� ����. � ��������� ����� ����� �����������-

���� ������� ������������� �������� ��������

� ������ �� �������� ��� �������� ���� (Currin

et al., 2023). �. ������ � ��. (2023) ������������,

��� ��������� ������� ������ �������� ��� ����,

� ������� ���������� � �������������� ������-

���, ��� ����� ������������ �������, ��� ���-

��� �������� ��������� �� ���� ��� �������

��������, ��� ������� ���� � �������� �������.

���� ����� ����� ������� ��������� � ���������

���� ����. ���������� �������������� � �����

������� ����� ��� ������������ �������, ���-

��� ������������ ��� ������ ������������, ���

� ������������ ������ �����������. ���������,

��� ���� ����� ����� �������� ������ ���������-

��. ����� �������, ���� ������ ������� �������-

����� ������ �� �������������� �������������

� �������� ���������� ����. ������ ����������

������������� �������� (������ �������� ����-

��) �������� � ������������ � ������������ ����-

�������� ��������, ������� ��-��������������

� ������ � ����� �������� ���� � ������� �� ��-

���� � ������� ���� � ������ �� ������ (�������,

��������, 2017).

� �������� ���������������� �������������

�������� � ������ �� �������� ����� ��������

����������� ����, ������������ �. ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2011). � ������ ����� ������� ����� ������������

�������������� ������, �� ������ ��� ������� ���

������� �������. �. ��������� �������� ���-

����� ����������� ���������� ���� ����� ������

� ���� �� ������� ������, ������ ������������

������������ ������������� ��������� �������

������� ���� � ���������� ������ � ����������-

��� ������������ (dialogical drama) (Bredikyte,

2011). �. ��������� ���������� ������������ ��-

��� ������ ������ ��� ��������� �����, ������-

�����, �������� ����� ����������� �������� ��-

���� ��������������, ������������ � ��������

����, ��������� ����� ����� ���������� ������

���������. �. ��������� � ����� ������� ����-

������, ��� ���������� �������� �������������

������������ ������������ �������� �������-

������� ����. ������ � ���� ������� �� �������-

������ ���� �������� ������ ����� ������� � ���-

����� ����.

����� ����������� ���������

������� � ������� ����

���������� ������ ������� �� ��������� ����

� ������� ���������� (�������, ������� ���� ��-

������ ���� � ������������). �.�. ���������

�������� �� ������ ����� �������, ���� � ���-

��������� � ������� �� � ������������ ������-

�� ����������� (���������, 2001). M. ������ (1993)

��������� �� �������� ���� � ��������������:

����������� ��������� ������� � ����������

��������� ������� ������. �. ������ ��������

�������� ����������� ��������������, �������-

������ � � ����, � � ������� ��������. �.�. ���-

������ (2006) �������� �������������� ������

�������� ��������� (��������������� � �������)

� ������������� ������������, ����� ������� ��-

���� � ������������, ��� ������ ������������

����, �����������, ��� ���������� ������� ��-

���� ���������� ��������� �� ���������������

������������ � ����, � �������������� ���������

��� ������ ���������� ������� ��������. �. ��-

�������� (2015) ������������� ��������� �������

� ���� ��� ���������, �� ��������� ���� � ������

������� ������������, � ��������� �������� �����

����� ���� ��� �������� �� �����������������

� ������������.

��������� ������������ ������������ ��-

������ ������ ����������� ���� � ���������

�������. ��� ���� ��������, ��� ������������

� ������� ���������� ������� � ������� ����-

��� ������� ���� (Mottweiler, Taylor, 2014). ��-

���� � ���� ������������ � �������� ��������

�������� ������� ���� ������������ �������

������������� �����, ��� ������ ��������� ��-

��� ������� � ������� ���������� ����������

������������. ������, ���������� ���� �����

(������, ��������, 2024), ����������, ��� ��-

�������� ����������� ������� ���� � �����-

������ � ������������� ������� � ������� ��-

������. ������, �� ��� ������� ���� ���������

���������� � ������� ������ ������� � �������

��������, ��� ��������� ��� ������������, ���

��������� ������� �� ����� ��������� �������-

�� � ���� � ��������������� � ���.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

35

�� ������������� ��������� ������� ��� ���

������������ ������������ ������� � ��������-

����, ��� �������� �������������� ����� �����-

���� ������� �� ����������� �������� ���������

� �������������, ������������ ������� �������.

�����, ��������� ���� ������ � ����� ���������

������� � ���� � ����������� �������������,

� ��������� ������������ (�������, ��������,

2017; ����, ��������, 2022), �� ������������, ���

�������� ����������� � ���� ����������� ������-

��� ������� � ������������� � ����� �����������-

��� ���������� ������� (�� �.�. ���������) �����

��������� � ������������� ��������� ������� ��-

������� � ������������ �������� �������.

���� ������������ � �������� ������ ����-

��� ����������� ����� ��������� ������� �� ���-

����� �������-������� ���� ������� �������-

�����.

�������� ������������: ���������� ������-

�� ��������� ������� �������� �������� �����-

��� ������� ���� � ������� ���������� ������-

��: �������� �������� ����������� ��������������

�������� �� �������� ������� ���������, ������-

����� �������� ������� � ������� ��������� ��-

����� � ������� ����.

�������

� ������������ ������� ������� 38 ����� 6�7 ���

(21 �������) �� ���� ����� �������� ����, �������

������� � 6,6 ����. �������� ����� � ���� ����

���� �������� �� ������� � ������������. ����

����� ���������� �� ����������� ������� � �����

������. ��� ������ ���� ���������������, ���-

�� ����� ��������. ��������� �� �������������

� �������� ����������� ���������� �������� ��-

������� ������� ��� ����� ������ ������, � ��

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� ����������� ��� ����� �������, � �����

��� ��������������, � �� ������������ �������

��� �������� ����, �� ��� ������������ �������

��� ��������������� ������������ �� ���������

������ ��������� ��� ���������������� ������

�������� ����, ���������� �� ����� � ��� �� ���-

������, ��� ���� �� ������� ������� ������� ���

������� ���� � ����� ���� �� �������� ����� ���

��������� ������������ (1 ��� � �����). � �����-

��� ������� ������� ��� �������� ���� �� ���-

���������� ����������� �������������������

����������, ���������� ������� �� ����, ������

��������� � �������������� ������������, �����-

���� �������� �������������� (�������, ������-

��, 2017; ������, ������, 2019). ���������� ������

����������� ����������� ���������� � ������

�� ����� � ������ �������� ���. ����� ���� ����-

���� ��� ���������������� ������, ���� �� ����-

��� � ������ ��������������� ������������ �����

����������� (����� ���������� �� ����� �����-

�� ����� �������� ����� �� ������� �����������

������ ��������� 18 �����), � ������ � �������-

���������� (����� ���������� �� ����� �����-

�� ����� �������� ����� �� ������� �����������

������ ��������� 20 �����). ���������� �� ����-

���� ��� ��������� ������� ���������� ������

�� ����������� (�� � ����� �� ����� ����������

�� �������������� ������������ ������� ������

� ������, � ������ ����� �� ���� �������� ����-

���� � ����������� ������).

������

��� ������������ ������������ �������� ����-

��� ������������ ������������ �� ����������-

�� �������� ����������� ���� �.�. ���������

(�������� � ��., 2018), ����������� �������

����� ��������� �������-������� ����, ���

������� ��������� (����������, �����������

��� ����������������), ������� ����������-

���� (��� ������������ ����, ��� � ����������-

���), ������� ������� (������� ����, �� ������-

������� � ����������) � ������������ ��������

������� (��� ���������� ������������� ���-

���������� ����� � ����). ���������� �� ��-

��� ����������� � ������� ����� (4�6 �������)

� �������� �� ������� �������, � ������� ����

�������� ������������������� ��������� ���

����. ������ ���������� ������� �� �����

50 �����. ������������ ��������� ���� ��

�������� ����� 31, ����������� � 0.

����� ��� ������ ������ �������� ����, � ���-

������ �� ����������� �������, �� �����������-

�� ������������ �������� ������������� ����

(�� �.�. ������������): �������� �������� ������

� ���� � ����� �� ���� (�����������, 2016).

�������� ���� ��� ������ (��������, 2019)

��������� ������� ����������� ������� �����-

���� ����� � ������ ������ ���������, �������

�������������� �������, ����������� �����-

���� �������� �����������. �������� �����-

����� �������������, ������� ������������

����� ��������� ����� ��� ��������� �����-

��� �� ������� �������, ������������� ��-

����� �� ���������� �������� �� ������������

������ (������ � �����, ����� � ����). ������

�������� ������������ � �������������. ��-

������ ��������� �������� ��� ������ ������-

�����: ���������� (����� ��������� � ������ ��

���������� ��������, ��� �������������� ��-

�����, ������ �������), � ������ �� �������

���� � �������������� ���������� �������

(������� �������, ����������� ������� �����-

���� ������ ��������). � ������ �������� ���

������ ���������� ��������� �������, ������,

��� �������� �.�. ��������, ���� � 3 ������� ��-

���������, ����������� �������� �� ������-

��� �����, �������� ��������� �� � �������.

����� ������� ����������� ���� ���������

�������� �� ������ � ������ �� ������� � ���-

���� �� �����������, ������������� ����������-

����� � 86%. ����������� ����� � ������������-

�� ��������� ������� ����������� ������ ���

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

36

� �����������, ��� � � ����������������� ����-

��: �� ������ � ����� ���������� �����������-

���� ������������.

��� ���������������

������������

�������������� ����������� ���������� � ��-

���������� ��������, �� ���� � ��������� �����

������ � �������� ��������� �������� � �������-

��� �������� ����� (Fleer, 2002), ������� ��� ��-

������� ������� ����������� ������ � �������-

���������� ������. ������� ��������, ��� ���

������������ ����������� � �����������������

����� �� ����������������� ���, ��� ��� �����-

������� ������� ��������� ������� �� �����-

��� ���� ���������� �������������� ������� ���

�������� ����, ��������� � ���������� ����-

���. ��� ���� ���������� ��������������� �����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� � ������������ �������� ��� � ������

� ���������� ������ ��������� ������� ��� ���-

����� ���� ����������, ��������� ��� ����� ��

�������� ����������, �� ����������� ��� ���-

���� ����� � ������ �������� ���� (� ����� ���

����������� ������ � ������� ���). ����� ����-

���, �� ������� ������� ��������� ������, ���

������� ������� ������� ��� ����, � ��������

����������� � ����������������� ������ �� ��-

������ ������� ��� ����, ����� ��������� ����-

��� �������� ���������� � ������� ����� �������

��������������� ������������. ����� �������,

��������� ���� � ����������������� ������ ��-

����� ��� ��������� ������� ��������� � �����-

��� ��������������� ������� �������� ����, ���

������������ ��������� ��������� ���� ���

��� ��������� ������� ��������. ��� ���� ��-

��������� ������� �������� ���� ����� � ����

������� ��������� ����������. ����� � �����

� ������� ����� �� ����������������� � ����-

������� ����� �� ���� ������ ���������� ��-

���, ��� ������� ��������� ��� ������ ��������

��������� ������� �� �������� ����. �� �����-

�� ������� ������� ������ ����� � ����� ������

������� �������� ���� ����������������� � ��-

������� � ��� ������� ��� ����������� ���������

�������, � ������ � ����� ������� ������� �����-

��� ���� � �����������. ����������������� ��-

������������� ������������ ��������� 7 �������

(� ������ 2022 �. �� ��� 2023 �.).

�� ������ ������������ ������� �������������

���������� ���� ���� �������� ������-

��� �������, ����������� ��� ���������� ����-

���� ��������� ������� � ���������� ������:

������������, �������� ������������ ������-

��, ������������, ������������ � �������, ����-

��� �� ������� ��������� � ������ �����. �� ��-

���� �� ����� ���� ��������� �������, �������

��� ����� ��� ���������� ��� �������� � �������

���� ��. �.�. ����������� (��������� � ��., 2023).

� ������ ��������������� ������������ �� ��

������������ ������������ ������� � �������-

������ ������������ (Bredikyte, 2011), �������-

�� ��� ����� ��������� � �������� �����������-

��� ����������, �������� �� �������� ����.

� ������� 7 ������� ���� ����� �������� �������

�� ����� ��������, � �������� �� ��������� ��

���� ������� � �������. ���� ����� ���������

������� � �������������� �� ������������ ����-

��� �� ����� ��������� ������������. ������-

�� � ��������� ��������� � ��������� �������

� ������. ������ ������� ������� ���� ��������

� ���������� ��������������� �������: ��� ��-

������ �� ����� ������ ����� ����� ������. ����

� ��������� ������� ������� ���� ����� � ���-

���� ����� ������� ������. ���������, ��� ����-

����� ����, ������� ����������� ��������, ���-

�� ���������� ����� ������ ����� ���� ��������

� ����� �������� ������� � �������� �������. ��-

��������� ������� �� ������� � �������� � ���-

�������� �� ������ �� ����� ����� �� �������-

������ ��� ����������� �������, �����������

����� ��������������� ������ �� �������� ���-

����� (� ������� �� ����, ��� ����� ��� �������,

� �������� ��������� ������� ��� ������������

������������ ������ �������� ����� ��������

� �������� (�������), ��� �������������, ����-

�������� ������� �������).

� ����� ������ ������������ ���������, ���

������ ��������� ����� ��������� �������� ����-

���, � ��� ������ ��������� ������� �� ������-

���� ��� ������������ ����� ������ �������� ��-

������. ������� �� ��������� ����� ������������

���� ����� ������� ������� �������� ���������

��� �������� ����������� ������������ �������

� �������� ����� �� ��������� ���������: ������

���� �������� ��������� �������� (����� �� ���-

���� ��� ����������, ����� ����� ���� ��������

��������, ���� �� �������������) � ����� �����-

������ �������, � �� ������� �������� ��� ������-

���� �� ������������������ ��������. ����� ������

���������, �� ��� ������, ����� �� ��-��������-

������� �������� ������� � ���������� ����, ���-

�� ���� ���������� ���� ���� � ����� ����� � ��-

���������� ��������� ��� � ���������� (Pramling

et al., 2019). �������� � ���� ������ ��������� ���

����� ��� ������������, � ������������������

������������ �������� � ��������� �� ������� ��-

��� �������, �� ��� ������, ��������� ��������

�����������-�������������� ������������ (����-

���, ��������, 2017) � �������������� �������� ��-

������������� �������������� � �������. �������

�� ������ ���������� � ������� ��� ����������

����� ������� �����, �� ��� ������, �������� ��-

����� ������������ ��������� (�� ������ �������

� �������, ������� ������ ����������� �������

�� ����셻, �� �����养, �� �����), ������� �����

���� ������ ������� � �������� ���������������

��������� ��� ���������� ����� ��������������.

������ �������� �� ���������� ����� ��������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

37

������� ������������ ��� ���������������� �����-

���, ������� � ��������� ������ ������� �������,

��������� � �����, ���������� � ��������� ����-

����� �����, ��� � ������������� ���������� � ��-

�������, ������������ �������� �������� �������

��� ��������.

����������

������������ ������ �������� ��������

������� ������� � �����������������

������

�� ����� ��������������� ������������ ������-

�� ��������� ������� �������������� � ������,

�� �������� ��������� ������ �� ������. ��� ��-

����� ����� ������������ � �������� � ������-

������, ��� ��������� ��� �������� ���������-

��� ������ ��������� ������� ������� � �����,

��� ���������� ��������� ���������� �����-

������������ ������. �� 20 ����� 16 ���������

�������� �������, ���� ���� ��������������-

�� ����� 600 ������� �������.

� ���� ������������� ������� �� �������� ���

���� �������, ������� �������� ����: �������-

�������� (����������� �������, �������� ����-

��������� �������� �/��� ���������); �������-

������������ (������������ ��� �������, �����

����� � ������, � ������� �������������� � ����-

���� �����, �������� � �.�.), ������� � ��������-

���� ����������� � ���������.

������������� ������

������������� ������ ������� � ������, ������-

�� � � ����� ��������������� ������������ ���-

����� ������� ��������� ���������� ��������

�������� �������������� � �����������������

������ � ����������� �� �������� ������� � ����-

���������� � ������������ ������ �������� ��-

����� � ��������� �������:

1. � ������ ������������ ���� �� ����������

� ��������� � ���������, ������������. ������

� �������� ������������ ���������� ������ ��-

������ �������, �������� ��������, ������� ��-

��������. � ����� ������������ ������� ����-

������, ������ ������ ������� ��������� �������

� �� �������������, ���������� ������ ���-

�������� ������ (������� 1). ���������, ���

. ������� 1

������� � �������

�����. ������ �������

� ������� ���������

������ �� ������

�������� ������������

. Figure 1

Drawings and stories by

Igor. The first drawings

and stories appeared only

in the second half of the

experiment

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

38

����������� ������� ������ �������� � ���� ����

�����, ������������ �� ����� ������������: �

������ ���� ���� ������ �� ������, ��������-

��� ������ ���� ������������, ��� �� ���� �����-

���� � ���������� ������������ �������� (����-

��� �������). � ����� ������������ ������� ����

����� ���������� � �������-������� ����, �����-

���� ���������� �������� ��������.

2. � ������ ������������ ������� ������ ��-

����� � ������� ������� �������, ����� ���

���� ����������� �������, �������� �������-

���� ���������������. ������� ����������.

. ������� 2

������� � ������� ����

. Figure 2

Drawings and stories

of Senya

. ������� 3

������� � �������

��� � ������ �������

���������������

������������

. Figure 3

Drawings and stories of

Olya in different periods

of the pedagogical

experiment

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

39

. ������� 4

������� � �������

����. � �����

������������ ����

������ ���� �������

��� ������ �� �����

��� 8 ������

. Figure 4

Drawings and stories of

Pasha. By the end of the

experiment, Pasha had

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

created a series of stories

about space from more

than 8 parts

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

40

����� ��������� ����� ����������� ��������

������������� ��������� ��� ��������. � ���-

�� ������������ � ��-�������� �� ��������

�������, �� ��������� ������� � ����������-

�� �����������, ��������� �� �������� � ���-

��������� (������� 2).

3. � ������ ��������������� ������������ ����

������ ������, �� ������� �������, �� �������

� ��������� � �������������� ��������� �����.

������� ����������. ����� (�������� ����� ���-

���� ������ �� ������ ������������) ����������

������� � ������������, ����������� ��������

������� (���� ����� ������� ��� �����), �����-

�� ���������� ���������. � ����� ������������,

���������� ����������� ������� � ����������-

�� ����������� � ��������������� ����������

(������� 3).

4. � ������ ������������ ������� ������ � ��-

������ �������� ������� � ������������ �����-

������ �� ������ ����, ������� ����������. ��

�������� ������� ���������� ��� ����� ��������-

����, � �������� ���������� �����. � ����� ���-

��������� ���������� ���� ������� �� ���� ����

� ����� ������� ������, ���������� ����������

�������������� ���� (������� 4).

���� ���������� � ��������� ������� �����

��� �� ���������� 1�2 �������, ����� ������ ��-

������ ������� � ������������ �������, �����-

�������� ����������������� �������. �� � �����

������������ ������������ �� ���������, ������

������.

� ����� ������� ��� ����������� ����� ����

���������� ������ ����������, ��������� � ����-

�������� ���������� �������� (1�2 �������).

� ����� ����� ��������, ��� � ���������� ������-

��������� ������������ ������� ����������� ��-

��� ����� ����� ������������, � ������� � �����-

����: ���� �������� ��������� ����� �������

�������������� �����, ������� ����� ��������

��� ��������, � �������� ��������� ����������-

����� ���������. ����������� ����� ����������

�� �������� ������� ����� ����� � �������� ��-

����� � ������������, �� �������� � ���������-

��������� �������� � ���������, ���������� ��-

�����, ����������� � ��������.

������� �������� ���� � �����������

� ����������� � �����������������

������� �� � ����� ���������������

������������

�� � ����� ������ ��������������� ����������-

�� ���� ��������� ����������� ������ ��������

���� � ����������� � ����������������� ����-

���. ���������� ��������������� ������������ ��

����� ��������� �� ������� ������ � ������ ���-

����� ���� �� � ����� ������������ ������������

� ����������� � ����������������� ������.

���������� ����������� (������� ��������

� ������� �� ����� ����� ������, � �������

������� ����������� ��������� ��������, ��-

������ �������� �.�. ���������) ������������

���� � ����������� � ����� ������� �� ������

� ����� ��������������� ������������ ��������-

���� � ������� 1. ��������� ����������� ���-

�������� ����� 7 �������. ��������� ���������

����������� �������� �� ����� �������� ����

(���-����), � ����������� ���� �������� ������-

�� ����� �������, ����� ����� ��������� ��������

������ �� ������ ����������� �����������. ��-

�������� ��������� ����������� ������ ��������

����������� ������������ ��� ����� ��������-

�� �������: ����������� ������ (11 �����), �����-

������������ ������ (16 �����).

�������� ����������� ����������� �� ����-

�� ������������ ��� ����������� ����� � �����

������� ��� ������ ���������� ������� �������

����. ������ ������� �������� ���� ����� ����-

���� ������� �������������� (� ����������� ����-

��������� ��������������). �������� ������-

��� ���� ����������� ����� �������� ����������

� �������� �������� �������. ������ ��������

�������� ����� � ������ �� ����� � ���� ������-

���� ���� � ��������� �����, ����� �������� �����

����� ����������� ����, � ������� ��� � �����-

���� �����, � �������� �� ����. � ����� �������

�� ������ ��������������� ������������ �����-

���� ���� ��� � ������, ��� � �� ������, � �����

������� ������� �������� �����������. ������

���������� ����������� ����� �� ������ �������

����������� � ������������, ����������� � ����

������������� �������� ���� ��� ������ � �����

������ ������������� (������, 2015), � ���� ��-

��� � ������� ������� �������� ����������� ���-

������ ����.

�� ������������� ����������� ��������� � ���-

������ ���������� �����, ��� �� 7 �������, ����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ �������������� �����������, �� ��� ����

��������� ��������� � ����� �������. � �����

������� ���������� ������� �����, ���������

����� � ����� ����, � ����� ����� � �����������

�����, ����� � ����� ������� ����� ������ �����

�� ������ � ������� ������� �������� ��������-

���. ��������� � ����� ������� ����� ���� �����-

���� ���� �������� ��������� ��� ����, �������

��� ���� ������� �� ������ ��������������� ��-

����������. ���������� ����������, ���� � ���-

������ � �������� �� ����� ������� �������, ���

�� ����� ��������������� � �������� ��� ������-

�� �������� ������� �������������� � ���������

������������, ����������� �������������������

���������� � ��������� �������� ��������������.

������, ����� �������� �� ���� ��������

������� � ������������� ������������ ������-

��� � �������. � ����������������� ������ ���-

�� ���������� ��������������� ������������ ���-

�� �� ������� ������ ����� � ����������� �����,

� ����� ������� ������� �������� ��������-

���, ����������������� �������� ����������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

41

�������������� ������� (�� �.�. ���������). ���-

�� ��� ���� ���� ������ ����� ��������� ����� �

����. ����� � ����������� ������ ����� ���� ��

�������� �.�. ��������� ������� �������� �� ���

�� ������, � �� ����� ��� � �����������������

������ �� ����� � ���� ����, ��� � �����������

������. ���, � ���� �������, ����� �����������

����������� ��������� ��������� ����, ��������

������ ������� ��� ��������� �������, ���������

���� ������ � ����������������� ������.

�������������� ������ �����������

��������������� ������������

��� ��������������� ������� �� ������������

�������� ���������� ��� ��������� �������. ��

���������� 7 ������� � ����������������� ����-

�� ���� �������� �������� �������� (p<0,01),

������������ � ������ �������� ���� (�����

���� �� �������� �.�. ���������) (21,37 � 24,42,

P-value = 0) � ����������� (1.64 � 2.86, P-value =

0.001), ��� ���� ��������� ������ � ������ �����-

��� ���� � ����������� � ����������� ������ ��

��������� (p<0,01).

�� ��������� ������������� ���� � �������-

���������� ������ ��������� �������� �����

(p<0,01), ��������� � ������������ ������� �����-

��� ������ ������ � ���������� ���� (1.89 � 2.68,

P-value = 0.005). ��� ���� � ����������� ������

�� ��������� ��������� ������ � �������������

���� (p<0,01).

��������� ����� ������ ��������������� ��-

���������� ���� ������� ����������� ����-

��� ����� ��������� ������� �� �������� ���-

��� �������� ����, �������� ��������������

�������������� ������ �������� �� ���������

���������� ���� (�� �������� �.�. ���������)

� ����������������� ������ �� � ����� ��������-

������� ������������.

���������� ��������������� ������� ��������-

���� � ������� 2.

������� 1

���������� ��������� � ��������� ���������� ������������ �������� ����

� �����������

Table 1

Results of initial and repeated diagnostics of the developmental features of play

and imaginatio

�����

���� ��

��������

�.�. ����-

�����

(max=31)

����-

��� ��-

����-

���

(max=9)

�������

����-

������-

����

(max=6)

�������

�������

(max=16)

% �����,

�����-

����

�����

� ����

% �����

� ����-

�������

�����

% �����

� 1 ����-

��� ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����

������-

�����

% �����

�� 2 ����-

��� ���-

�����

������-

�����

% �����

� 3 ����-

��� ���-

�����

������-

�����

����-

����-

���

������

�� 23,3 7,1 5,6 10,3 44,5% 22,2% 44,5% 33,3% 22,2%

����� 23,8 7,3 5,3 11,2 50% 33,3% 18,2% 54,6% 27,3%

�����-

�����-

����-

���

������

�� 21,2 6,3 4,9 9,9 50% 25% 35% 40% 25%

����� 24,5 7,55 5,2 11,8 90% 60% - 25% 75%

Overall

score according

to

the method

of

E.O. Smirnova

(max=31)

Play

substitution

(max=9)

Play

interaction

(max=6)

Play

concept

(max=16)

% of

children

creating

a challenge

in

the play

% of

children

with

challengeresponse

play

% of

children

with level

1 imagination

% of children

with

level 2 imagination

development

% of children

with

level 3 imagination

development

Control

group

Before 23,3 7,1 5,6 10,3 44,5% 22,2% 44,5% 33,3% 22,2%

After 23,8 7,3 5,3 11,2 50% 33,3% 18,2% 54,6% 27,3%

Experimental

group

Before 21,2 6,3 4,9 9,9 50% 25% 35% 40% 25%

After 24,5 7,55 5,2 11,8 90% 60% - 25% 75%

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

42

���������� �����������

��� �� ���� ���������� �������� ������� ���-

�������, ���������� ���� � ���� �����������-

�� ������� ���� ��������������� ����������-

��, ����������� � ���������� �. ������ (1993)

�������� ����������� ��������� �������-

���: ��� ���������, ��������, �������������-

��� ��������, �������� ��������. ��� ����

���������� ���������, ������������ ����

� ���� ��������������� ������������, ������-

�� �������� ����� ��������� ������� �� ����

���� � � ����� ��� ��� ������� ������. �����

���� ������� ��������� � �������� ���� ��-

����� �� ���������� ���������� ������, ���

�� ��������� � ���������� ��������������

���������� �������, ����������� ���������

�������� � ��������� ����� �������� ��� ��-

������ �����. ����� ������������ �������

����� ���� ������ �� ���������� ����������

��������������� ������������ (������������

�����������������, ������������ �������

� ���������� ����������� ��������� � ���-

�������� � ��� ����������� ��������). ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�����, ��� ������������ ���� ����������

�������� ���� ��������� ��������� � �����-

��� ��������� �������, ��������� ��������-

������ ��������, ������� �� ������ �� ���-

��������� ����������, ������� ����������

���������� ����� ���������� ������������

�� ����� ������� ������� ������������.

�������������� ������ �������, ��� �� �����

��������������� ������������ �������� �����-

��� ��������� � ����������, ����������������

� ����������� ���������. ������ ����� ����-

��� �������� ���������� � ����������� ����-

����� (p<0,01). ���� ��������� ������� �������

�� ������������� ������ ���������-���������-

���, �������� ������� ����, ����� ����� �����-

������� ������������ ���� � ���� ���� �����

�� ���� ����, �������� ������������ �������.

������������ ������ ������� ������� �������,

��� �� ����� ��������������� ������������ ��

������ ����� ����� ������������, ����������

������� 2

����������� �������� ���� � ����������������� ������ �� � ����� ���������������

������������ (Wilcoxon signed rank test with continuity correction, *p<0,01, ** p<0,05)

Table 2

Features of game development in the experimental group before and after the pedagogical

experiment (Wilcoxon signed rank test with continuity correction, *p<0,01, ** p<0,05)

��������� ������� ������������

(�� �������� �.�. ���������) ���������� ��������

���������� ��������� 2,53 � 2,84 � �������� �������, P-value = 0,02**

���������������� ��������� 2 � 2,32 � �������� �������, P-value = 0,02**

����������� ��������� 1,84 � 2,42 � �������� �������, P-value = 0,001*

������������� �������������� ���

������������ ���� �������������� ���

������� ���� ���

������������� ���� 2,63 � 3,05 � �������� �������, P-value = 0,006*

���������� ������� 2,16 � 2,89 � �������� �������, P-value = 0,001*

������������ ������� 2,32 � 2,63 � �������� �������, P-value = 0,02**

Parameters of playing activity (according

to the method of E.O. Smirnova) Significance of differences

Subject substitution 2.53 and 2.84 � differences are significant, P-value = 0.02**

Spatial substitution 2 and 2.32 � differences are significant, P-value = 0.02**

Positional substitution 1.84 and 2.42 � differences are significant, P-value = 0.001*

In-play interaction No

Play-organizing interaction No

Idea level No

Deployment of the idea 2.63 and 3.05 � differences are significant, P-value = 0.006*

Implementation of the plan 2.16 and 2.89 � differences are significant, P-value = 0.001*

Sustainability of the concept 2.32 and 2.63 � differences are significant, P-value = 0.02**

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

43

����������� ���������, ���� ���� ����������-

�� ������������� ��������, ��� ����� �����-

���� ����������� �������� ��������� � ����.

�� ��������, ��� �������� ��������� �������

�� ���� ������� �� ������ ��� �������� �������,

�� � ������ ����� ����������� ���������� ��

���� (���� �������) ������� ������ (�������-

���) (���������, 2023) ��������� ������� ������-

����� (� ����������������� ������ ����� ���-

���� ������ ����� � ������� ������� ��������

�����������), ��� ��������� ����� ���������

������������ �������� � ���� � ��������� ��.

������������ ������ ������� �������, ������-

��� �� ����� ��������������� ������������,

� ���������� ���� ����� � ������ �������� ��-

��������� � � ������� ��������� ������� � ����

����������, ��� ��������� �����������

����-

��� ��� ����� �� ������ �����������, �����-

������� � ��������������� �����, � ��������

��������������� �������, ���������� �����

����������� (������, ������, 2019).

�������������� (��� �������, ��� � ��������-

���� ����) �������� �� ������� ������. ����

��������� ������� ����� �� ������� �� ���-

�������� ������� ��������� � �������� � ����,

����������������, � ����� �� ������� �������

����. ��� ���� ���� ��������� ������� �����-

�� �� ���������� ������� � ���� ����� (�� �����

������� ������). ����������� �������� ������-

����� ������� � ��������, ������������ � ���-

������ ��������� ������� ���� ����� ����������,

�� �� �������� ����� ��-�������������� �������

������� �������. ��������, ��� ����� ��������-

�� ������� ������� ����: �� ������ ��������� ��-

�����, �� � ��������� �������� ��������������

� ���������� ������, ������� � ����������� � ��-

������ ������� ��������, ��������� ��������-

���, ����������� �������, ������� ����� � ����-

�� ������������ ��������. ������ ����������

���������� ����� ���� ����� ������� � ������-

������ �������� ����������� ���� �.�. ������-

��� ��� ���������� ������� (� ����������� � ��-

��������������� ������� �� ���� ����� � ������

������� �������� ��������������). ��� ��������-

����� ������� �������� � ���������� �������-

��� ������������.

�������� ����� ����� ��������� � ������

������������� ������� ����, ���������� � ��-

���������� �������. ��� ��������, ��� ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� �������������� ���������� ����������-

�� ����. ��������, ��� ����� ������� � ������-

��� � ���� ��������������� ������������ ������

������� � ���� �����: �������� ����� � ����, ����

������������ ��������� ���� ������� �������

� ���������� ���. ������� ��������� �������

�� ������������� ������� ���� (�� ������� ����-

��� �� ����� ��������� �������� �.�. ���������

����� ���� ����� ��������������� ���������)

� ��������� ������� � ���� ��������� ��������-

����, ��� ����������� ��������� �������� ����-

�� � ������� ������� ����� ����� �������. ���-

����� ������������ ���������, ������������

� ���������� ���� ����� ����������������� ����-

�� � ����� ��������������� ������������, �� ��-

��� ������������, ��� � ����� ���������� ���-

������� ������ ���������, ������� � ���� �������

������� � �������� ��������� ������� � ����-

������ � �������� (Benson, 1993). ��������, ����-

�� ��� ������������� ���������� ������ �����-

��� � �� ���� ����� ������� � ����.

���������� ������ ������������ ������-

�� ����� ����� ����� � �������� ���������,

���������� ���� ����� (������, ��������,

2024), � �������� ������������ ����������-

��� �. ���������� (2015) � ��� ������������

���������������� �������������� � ���� ��

���� �� ��������. ���, � ����� �������, ���-

������ �� ������������� �������� � �������-

��� ������� ������� ��� �������� ��������

��������������, � � ������ �������, ���������

����������� ��� ������� ������������ ����-

��� �������� ���� �� ����������� �������� ��-

������������.

�������������� ����������� �������, ��� ����-

������ ��������� ������� � ������ �������� ����

�������� �������� �������� �������� ��������-

���� ������� ����, ���������� � ��������������

���������� �������, � ����� ����������� �����-

�� ����, ��������� � ��������� �������� ������,

� ������ �������� ����� ����������� ���������

�������, � ������� �� ����.

������

����������� �������������� ����������� ���-

������ ������� ����� � ������������� ����-

���� ������ ������������. ��������� �������

������ �� �������� ������� ���� ������� ��-

����������. ��� ���� ����� ������, ��� ����-

������ ���� ������ ����������� � ���������

�������� ����� �� ������� ������� ��������

���� (��������� ������� ��������������� ���-

���������). ��������� ������� ����� �������-

�������� �� ��� ������������ ����������� ��-

����� ��� �������� ����, � ��� ��������������

������� (����� ��������� ���������), �������-

���� ����������� �������� ����� �� �����-

��� ������� ������� � ���������. � ������-

�� ����������� ��� ���������� ������������

����� �������� �������� ������� ������-

��� ������� �� �������� ���� � ������������

� ���������� ������ ������� ���������� ����,

� ����� �������� ������������ �������� ������-

�� ��������� ������� �� ������� ������� �����

����������� � �������� ��������� ���������.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

44

������ ����������

�������, �., �����, ��. (2003). ������� ��������� �� ����. ��������� �.�. ���������� / ���

���. �. ������. ������: ���������� ��������. 249�260.

���������, �.�. (2001). ������ �� ���������. ������: ������������ ��� ����������� ������-

������. 304.

���������, �.�., ������, �.�., ��������, �.�., ����, �.�. (2023). ������� ������� � �������

���� ����� �.�. �����������. ����������� ���������� �����������: ������ � ��������. ����-

������� ������. 17. 2�19.

�������, �.�., ��������, �.�. (2017). ���������� ���� (���������-������������ ������).

������: ����. 331.

��������, �.�. (2019). ���������� �����������. ������: ����. 300.

���������, �.�. (2023). ���� � ����������� �������. ���� ������� ������� � ����������� ���-

�����: ������� �������. ���������� ��������������� ���������-�������������� �����������. ���.

�.�. �������, �.�. ����������, �.�. �������, �.�. �������. ������: �����. 675.

������, �., ������, �. (2019). ������, ����������, ��������. ������ ��������, ����������

� �������� �����. ������: �������-������. 312.

��������, �.�., �������, �.�., �����������, �.�., �������, �.�. (2018). ����� ������� ��-

���������� ������������ � ������������ ��������������� ��������. ���������-������������ ���-

�������. �. 14. �1. 4�14. DOI:10.17759/chp.2018140101

���������, �.�. (2006). ������������ ���� � ������ �� ������� ��� ����� ������ �����������-

���� �������� ������� ����������� ��������: �������. ����. � ����. ������. ����. ������. 27.

����, �.�., ��������, �.�. (2022). ������� ��������� ��� ������������ ���������� � ������

����������� ���������� ������������ ������� ������������. ���������-������������ �������-

���. ��� 18. �1. 50�59. DOI:0.17759/chp.2022180105

�����������, �.�. (2016). �������� ������� � ���������� � �������-������� ����. ���������-

������������ ����������. �. 12. �3. 247�254. DOI:10.17759/chp.2016120314

�����������, �.�. (2008). ���������� ���� � ������: �����������. ������: ���������������

����������� ����������. 85.

������, �.�. (2015). ��������������� ������� �������� ������������ ���������������� ����-

����������� ����������� ��������. ����������� ���������� �����������. ������ � ��������.

�10. 32�39.

������, �.�., ��-���, �.�. (2023). ��������� ������������� ���� � ���������� ���������

� ������ ���������� ���� � �� ����������� ��������. ���������-������������ ����������.

�. 19. �2. 99�106. DOI:10.17759/chp.2023190213

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������, �.�., ��������, �.�. (2024). ����������� �������-������� ���� � ��������� �������

� ���������� ��������. ����������� ���������� �����������. 1(121). 42�53. DOI: 10.24412/2782�

4519-2024-6114-42-53

Benson, M.S. (1993). The structure of four- and five-year-olds� narratives in pretend play and

storytelling. First Language, 13, 203-223.

Bredikyte, M. (2011). The zones of proximal development in children�s play, 215p.

Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and

contradictions. International Journal of Early Years Education, 30, 1-15. https://doi.org/10.1080/096697

60.2022.2107895

Currin, F.H., Diederich, K., Pantoja, L.S., Cargo, H., Franzone, N., Geiger-Lee, J., Hourcade, J.P.

(2023). Designing stories to inspire preschoolers� creative, collaborative role play. In Proceedings of the

2023 ACM Conference on Information Technology for Social Good (GoodIT �23). Association for Computing

Machinery, New York, NY, USA, 40�47. DOI:10.1145/3582515.3609516

Fleer, M. (2002). Sociocultural Assessment in Early Years Education--myth or reality? International

Journal of Early Years Education, 10(2), 105�120. doi:10.1080/09669760220141999

Mottweiler, C.M., & Taylor, M. (2014). Elaborated role play and creativity in preschool age children.

Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 8(3), 277�286. DOI:10.1037/a0036083

Nicolopoulou, A. (2015). Young children�s pretend play and storytelling as modes of narrative

activity: From complementarity to cross-fertilization? In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children�s

Play, Pretense, and Story: Studies in Culture, Context, and Autism Spectrum Disorder, New York:

Routledge, 7-28.

Pramling, N., Wallerstedt, C., Lagerlof, P., Bjorklund, C., Kultti, A., Palmer, H., Magnusson, M.,

Thulin, S., Jonsson, A., Pramling Samuelsson, I. (2019). Play-responsive teaching in early childhood

education. Springer, 183. DOI:10.1007/978-3-030-15958-0

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

45

Ramamurthy, C., Zuo, P., Armstrong, G., Andriessen, K. (2023). The impact of storytelling on

building resilience in children: A systematic review. Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing.

00, 1�18.

Seale, P.J., Seale, D.M., Pande, Y., Lewis, T.M., Manda, W., Kasanga, L., Gibson, E.B., Hadfield,

K., Ogoh, T., McGrath, R.E., Harris, S.K. (2022). GROW Zambia: A pilot cluster-randomized trial of

a spiritually-based character strengths training curriculum to enhance resilience among Zambian youth.

The Journal of Positive Psychology, 17(4), 596�609. DOI:10.1080/17439760. 2021.1913640

References

Benson, M.S. (1993). The structure of four- and five-year-olds� narratives in pretend play and

storytelling. First Language, 13, 203-223.

Bodrova, E., Leong, D. (2003). Adult�s influence on play. Vygotskian theory. Moscow. Pragmatika

kul�tury, 249-260. (In Russ.).

Bredikyte, M. (2011). The zones of proximal development in children�s play, 215.

Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and

contradictions. International Journal of Early Years Education, 30, 1-15. https://doi.org/10.1080/096

69760.2022.2107895

Currin, F.H., Diederich, K., Pantoja, L.S., Cargo, H., Franzone, N., Geiger-Lee, J., Hourcade, J.P.

(2023). Designing stories to inspire preschoolers� creative, collaborative role play. In Proceedings of the

2023 ACM Conference on Information Technology for Social Good (GoodIT �23). Association for Computing

Machinery, New York, NY, USA, 40�47. DOI:10.1145/3582515.3609516

Elkoninova, L.I. (2008). Psychology of games and fairy tales. Moscow. Psihologicheskaja jelektronnaja

biblioteka, 85. (In Russ.).

Elkoninova, L.I. (2016). The unity of affect and intelligence in a role-playing game. Kul�turno-Istoricheskaja

Psihologija [Cultural-Historical Psychology], 12, 3, 247�254. DOI:10.17759/chp.2016120314

(In Russ.).

Fleer, M. (2002). Sociocultural Assessment in Early Years Education - myth or reality? International

Journal of Early Years Education, 10(2), 105�120. doi:10.1080/09669760220141999

Iakshina, A.N. (2015). Psychological conditions for preschool central neoformation development.

Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie: Teorija i Praktika [Preschool Education Today. Theory and

Practice], 10, 32�39. (In Russ.).

Iakshina, A.N., Le-van, T.N. (2023). Play support strategies of teachers with different perspectives

on play and its role in child development. Kul�turno-Istoricheskaja Psihologija [Cultural-Historical

Psychology], 2, 99�106. DOI: 10.17759/chp.2023190213 (In Russ.).

Iakshina, A.N., Smirnova, V.N. (2024). The relationship between pretend play and storytelling

in preschool age. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie: Teorija i Praktika [Preschool Education

Today. Theory and Practice], 1(121), 42�53. DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6114-42-53 (In Russ.).

Kravcov, G.G., Kravcova, E.E. (2017). Psychology of play. Cultural-historical approach. Moscow.

Lev Publishing, 331. (In Russ.).

Kravcova, E.E. (2019). Upbringing of magicians. Moscow. Lev Publishing, 300. (In Russ.).

Kudrjavcev, V.T. (2023). Child�s play and imagination. Game of a child of early and preschool age.

Ed. I.N. Galasjuk, A.A. Shvedovskaja, E.V. Bodrova, O.V. Rubcova. Moscow. MGPPU, 675. (In Russ.).

Mottweiler, C. M., & Taylor, M. (2014). Elaborated role play and creativity in preschool age children.

Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 8(3), 277�286. DOI:10.1037/a0036083

Nicolopoulou, A. (2015). Young children�s pretend play and storytelling as modes of narrative

activity: From complementarity to cross-fertilization? In S. Douglas & L. Stirling (Eds.), Children�s

Play, Pretense, and Story: Studies in Culture, Context, and Autism Spectrum Disorder, New York:

Routledge, 7-28.

Pramling, N., Wallerstedt, C., Lagerlof, P., Bjorklund, C., Kultti, A., Palmer, H., Magnusson,

M., Thulin, S., Jonsson, A., Pramling Samuelsson, I. (2019). Play-responsive teaching in early

childhood education. Springer, 183. DOI:10.1007/978-3-030-15958-0

Ramamurthy, C., Zuo, P., Armstrong, G., Andriessen, K. (2023). The impact of storytelling

on building resilience in children: A systematic review. Journal of Psychiatric and Mental Health

Nursing. 00, 1�18.

Seale, P.J., Seale, D.M., Pande, Y., Lewis, T.M., Manda, W., Kasanga, L., Gibson, E.B.,

Hadfield, K., Ogoh, T., McGrath, R.E., Harris, S.K. (2022). GROW Zambia: A pilot cluster-randomized

trial of a spiritually-based character strengths training curriculum to enhance resilience

among Zambian youth. The Journal of Positive Psychology, 17(4), 596�609. DOI:10.1080/17439760.

2021.1913640

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

46

Shiyan, O.A., Baranova, A.A. (2022). Child narratives as the way to assess preschooler�s creative

abilities. Kul�turno-Istoricheskaja Psihologija [Cultural-Historical Psychology], 18, 1, 50�59.

DOI:10.17759/chp.2022180105 (In Russ.).

Singer, E., DeHaan, D. (2019). Play, wonder, learn. Theory of development, education and training

of children. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publishing, 312. (In Russ.).

Smirnova, E.O., Veraksa, A.N., Buhalenkova, D.A., Rjabkova, I.A. (2018). Connection between

play activities of preschoolers and indicators of cognitive development. Kul�turno-Istoricheskaja Psihologija

[Cultural-Historical Psychology], 14 (1), 4�14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101 (In

Russ.).

Trifonova, E.V. (2006). Director�s picture-related play as the tool for cognitive development assessment

in preschool age. Abstract of thesis. diss. ...Cand. Psychol. Sci. Moscow, 27. (In Russ.).

Vygotsky, L.S. (2011). Lectures on pedology. Izhevsk: Izdatel�skij dom �Udmurtskij universitet�

Publishing, 304. (In Russ.).

Zhuravleva, L.V., Bykova, E.V., Kopylova, I.P., Shijan, O.A. (2023). Tale of tales in Tubelsky

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kindergarten. Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie: Teorija i Praktika [Preschool Education Today.

Theory and Practice],.17, 2�19. (In Russ.).

���������� �� �������

���� ���������� ������, ������� ������� ���������, ����������� �������� �������,

������-����������������� �������� ����������� � ����������� �����������, ���������� ���������

�������������� �����������, ������, ���������� ���������, anna.iakshina@gmail.com, https://

orcid.org/0000-0001-8431-8208

��������� ���������� ��������, ���������� ������������ ��������� ���������������

� ���������� ����������� ������������ (����), ����������� �������� ���� �56, ��������, ����������

���������, valen_82@list.ru, https://orcid.org/0009-0009-4015-7874

About the authors

Anna N. Iakshina, Junior Researcher, Laboratory of Child Development, Research Institute of Urban Studies

and Global Education, Moscow City University, Moscow, Russian Federation, anna.iakshina@gmail.com,

https://orcid.org/0000-0001-8431-8208

Valentina N. Smirnova, Graduate of the master�s program �Design and Expertise of Preschool Education�

(Moscow City University), teacher of kindergarten 56, Kostroma, Russian Federation, valen_82@list.

ru, https://orcid.org/0009-0009-4015-7874

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.