УДК 37.013.42 07
UDC 37.013.42 07
С.В. ИЛЛАРИОНОВ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected] Л.П. ИЛЛАРИОНОВА
доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected]
S.V. ILLARIONOV
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of social and family pedagogics, Russian State Social
University E-mail: [email protected] L.P. ILLARIONOVA Doctor of Pedagogics, Professor, Department of social and family pedagogics, Russian State Social University E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОЙ СЕМЬИ
TECHNOLOGIES OF INCREASE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A YOUNG FAMILY
В статье поднимаются типичные проблемы современной российской молодой семьи, особое внимание уделяется проблеме снижения педагогической компетентности молодых родителей, раскрываются техноло-гии социально-педагогической работы с молодой семьей в целях формирования и развития ее воспитательного потенциала.
Ключевые слова: молодая семья, основные проблемы ее функционирования, ценности семьи, воспитательный потенциал молодой семьи и причины его снижения, технологии социально-педагогического сопровождения молодой семьи.
In article typical problems of a modern Russian young family are risen, the special attention is paid to a problem of decrease in pedagogical competence of young parents, technologies of social and pedagogical work with a young family for formation and development of its educational potential are revealed.
Keywords: young family, main problems of its functioning, family values, educational potential of a young family and reason of its decrease, technologies of social and pedagogical maintenance of a young family.
Специфика положения российской семьи во многом объясняется социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране. Молодая семья в современной России, в силу ряда объективных и субъективных причин, наиболее уязвима, что нередко сказывается на стабильности ее функционирования, детности и воспитательной компетентности. Большинство молодых российских семей пока не могут эффективно выпол-нять традиционные для семьи функции. В научно-педагогической литературе все чаще указывается о перераспределении супружеских ролей в современной семье: у женщины появилось больше возможностей строить карьеру, что не может не повлиять на изменение ее жизненных приоритетов и ценностей. Мужская роль в семье также претерпевает изменения, в частности, на фоне экономического кризиса мужчина может стать профессионально невостребованным и его исторически и традиционно установившуюся функцию материаль-ного обеспечения семьи успешно выполняет жена. Всё это нередко вызывает дисгармонию отношений между супругами, их неподготовленность к появлению и воспитанию детей, способствует снижению воспитатель-ного потенциала семьи. Данную ситуацию усугубляют средства массовой информации, нередко ориентирую-
щие молодежь на ценности, противоречащие ценностям семьи, брака, супружеской верности, материнства, де-тей и родительства.
Очевидно, что на рождаемость влияет не только эмансипация женщины и ее стремление сделать ка-рьеру. Как правило, молодая семья, имеющая мало-летних детей, относится к числу малообеспеченных семей: забота о развитии ребенка, укреплении его здо-ровья, система воспитания требуют существенных ма-териальных ресурсов, решения бытовых и жилищных проблем молодой семьи. Поэтому одной из ключевых проблем российской молодой семьи является финансо-вая. Появление ребенка в семье - это и дополнительные расходы, и снижение уровня материального обеспечения семьи, и ограничения в совместном досуге и отдыхе моло-дых супругов [2, с.224].
Семейная политика государства ориентирована на создание благоприятных условий, в которых моло-дая семья могла бы саморазвиваться и самосовершенствоваться. Целью социальной политики государства по поддержке молодой семьи является тенденция снижения обострения социальных проблем, защита детства через укрепление основной и естественной среды развития и воспитания ребенка - семьи. В связи
С.В. Илларионов, Л.П. Илларионова S.V. Illarionov, L.P. Illarionova
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
чем расширяется сеть специализированных и общепрофильных учреждений, осуществляющих профилактическую, образовательную и социальную работу
молодыми семьями и детьми. Безусловно, государ-ство пытается помочь семье, воспитывающей малы-ша: внесены изменения в трудовое законодательство, увеличены ежемесячные денежные пособия, единовременное пособие женщине, а также введена программа финансовой помощи семье, родившей второго и следующего за ним ребенка [3, с.54]. Однако все это не облегчает финансовое напряжение российской молодой семьи и не может стимулировать рождаемость в стране. Социальные условия и личные соображения супругов могут привести к тому, что молодая семья может остаться однодетной семьей или отказаться от рождения детей ради карьеры, материального благополучия. [1, с. 13].
настоящее время удельный вес и значимость педагогического потенциала молодых родителей неуклон-но возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Семья - это не просто важнейший воспитательный институт общества, это социокультурный феномен, играющий особую роль в социализации ребен-ка и его подготовке к жизни в обществе. Социокультурная воспитательная среда семьи характеризуется тем микроклиматом (нравственно-психологическим фоном), который сложился в ней условиями жизни, культурой семейной обстановки и ее использованием в интересах воспитания детей, культурой взаимоотношений членов семьи и пр. Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, проявлением ими личной культуры [5; 6; 8].
Молодые родители нередко испытывают определенные трудности в воспитании собственных детей. Микросоциум, в котором растет ребенок, безусловно, имеет определенный потенциал, влияющий на него в процессе развития и воспитания - этот потенциал называют социально-педагогическим. Социально-педагогический потенциал среды, в которой воспитывается ребенок, по своей сущности включает воспитательные возможности отдельного лица, группы (семьи), общества, государства, факторов непосредственной среды и воспитателей (родителей, воспитателей в детском саду, учителей). Воспитательный потенциал семьи характеризуют источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье, созданные в ней условия, морально-психологический климат, а также педагогические возможности родите-лей (родительская компетентность) в воспитании своих детей. Это комплекс условий и средств, определяю-щих воспитательные возможности семьи, он объеди-няет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами; включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и личностные качества родителей [4, с. 121].
Развитие воспитательного потенциала молодой семьи происходит как стихийно (под влиянием СМИ,
общения с друзьями, родителями), так и в постоянном контакте с педагогами и специалистами. Самая простая и легко доступная форма работы с молодой семьей -педагогическая беседа. Целью беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, совместное принятие каких-либо решений и пр. Её особенность заключается в активном участии как специалиста (в лице психолога, воспитателя детского сада, учителя), так и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе родителей или педагога. В результате беседы молодые родители должны получить не только ответы на свои вопросы, но и новые знания по вопросам воспи-тания ребенка. Нередко в образовательных организаци-ях (детский сад или школа) организуются тематические консультации с целью обеспечения информации, ин-тересующей молодых родителей. В ходе консультации специалист стремится дать молодым родителям квали-фицированный совет, казать помощь там, где больше всего она нужна.
В отдельную группу методов работы с родителями выделяют наглядно-информационные. Эти методы знакомят молодых родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детских образовательных учреждений (дошкольные, всевозможные развивающие центры для детей, учреждения дополнительного образования и пр.), оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, коллажи, папки-передвижки, а также записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты различных видов детского творчества, заня-тий, воспитательных мероприятий. Не менее важными являются и информационно-аналитические формы организации общения с молодыми родителями. Их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье, общекультурном уровне молодых родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, информации о запросах, интересах, проблемах родителей в организации воспитательного процесса семьи [10, с. 167].
На сегодняшний день проблемы, связанные с вопросами семейной политики, сохранения и укрепления семьи, повышения демографии, упрочения и возрождения традиционных семейных устоев, повышение воспитательного потенциала и педагогической культуры молодой семьи, во многом находят свое решение при помощи современных информационных технологий, с помощью которых молодые семьи имеют возможность общаться, делиться полезной информацией и поддерживать друг друга в сложной жизненной ситуации, не-мотря на территориальные и временные различия.
Повысить социально-педагогический потенциал молодых родителей можно с помощью специальной социальной сети «babyblog.ru», которая является своеобразным клубом общения для молодых родителей. Задачей современных интернет-порталов (в частности, «babyblog.ru»), является предоставление возможностей для родителей через общение со специалистами, с дру-
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
гими родителями, получения ответов на интересующие их вопросы. Такое обширное собрание полезной инфор-мации в одном месте, безусловно, помогает молодым родителям найти ответы на многие вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей, тем амым повышая их педагогическую компетентность.
Работа с молодыми родителями с помощью интернет-портала «babyblog.ru» включает такие виды мероприятий, как: создание специально подготовленной культурно-развивающей среды на базе «Школы мам» (проекта интернет-портала Babyblog.ru) и проведение консультаций и методических занятий на темы, посвященные вопросам развития и воспитания детей, преобразования личностных качеств молодых родите -лей, внутрисемейных отношений; создание библиотеки полезных статей, содержащих информацию о развитии и воспитании детей; проведение на интернет-портале «babyblog.ru» тематических фотоконкурсов, которые поспособствует укреплению межличностных отношений молодых супругов; проведение просветительских занятий на темы: «Что такое материнство?», «Что такое отцовство?», «Семья в современном обществе»; «Гендерный подход в воспитании: взгляд на воспитание ребенка с позиции матери и отца», «Роль тца в воспи-тании ребенка» и др.
Интерес представляют и виртуальные занятия, например, «Развивающие детские игры и как с ними справиться?», посвященное ознакомлению молодых родителей с развивающими детскими играми: изучению
сущности различных детских игр, их возможностей в развивающем процессе, а также обсуждению положительных и отрицательных сторон использования высо-ких технологий в семейном воспитательном процессе. Проблема выбора развивающих игр для детей доволь-но актуальна среди молодых родителей. Таким образом, развитие воспитательного потенциала молодой семьи можно успешно осуществлять, как традиционными способами - через общение со специалистами, в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом образовательных учреждений, так и с помощью современных нтернет-технологий.
С точки зрения общества благополучная семья - это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Молодые семьи - это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние её во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависит состояние и развитие различных сфер общества в будущем. Для молодой семьи особенно важно, если принцип социальной субъектности будет реализовы-ваться во всех сферах ее жизнедеятельности.
Библиографический список
Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: Учебное пособие. М.: Экон-Информ, 2011. 262 с.
Илларионов С.В. Проблемы современной молодой семьи и особенности подготовки молодежи к браку// Развитие социальной педагогики в России и подготовка кадров. М.: Изд-во РГСУ, 2010. Ч.1. C. 222-226.
Илларионова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: Учебное пособие. М.: РГСУ, 2013. 247 с.
Кирикова М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям: дисс.... канд.пед.наук. М., 2009. 215 с.
Квитковская А.А. Социальная культура межнационального взаимодействия - основа современной образовательной политики // Социальная политика и социология. М.: РГСУ, 2011. C. 53-58.
КукановаЕ.В., АлдошинаМ.И. Подготовка будущих социальных педагогов: региональный опыт// Социальная педагогика России. Научно-методический журнал. 2015№ 2. С. 22-30
Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография. Под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. 300 с.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.
Приступа Е.Н. Социально-правовая безопасность детства: Монография.М.: МГПИ, 2010. 162 с.
Скиданова Е.А. Профилактика отклоняющегося поведения младшего школьника из неполной семьи в условиях социального учреждения: дисс.....канд.пед.наук. М., 2013. 256 с.
References
Bykovskaya T.E. Formation of family culture of education: Manual. M.: Ekon-Inform, 2011. 262 p.
Illarionov S. V. Problems of a modern young family and feature of preparation of youth for marriage//Development of social pedagogics in Russia and training. M.: Publishing house of RGSU, 2010. Vol.1. Pp. 222 - 226.
Illarionova L.P. Social and pedagogical maintenance of a young family: Manual. M.: RGSU, 2013. 247 p.
Kirikova M. I. Increase of educational potential of an incomplete family in the conditions of the center of the social help to a family and children: Dis. can. ped. scien. M, 2009. 215 p.
Kvitkovskaya A.A. Social culture of international interaction - fundamentals of modern educational policy//Social policy and sociology. M.: RGSU, 2011. Pp. 53-58.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
Kukanova E.V., Aldoshina M. I. Training of future social teachers: regional experience//Social pedagogics in Russia. Scientific and methodical journal. 2015.№ 2. Pp. 22-30.
Young family: problems and prospects of social support: the monograph / Under E.V. Zhizhko and S. D. Chiganova's general edition. Krasnoyarsk: RUMTs YuO, 2005. 300 p.
Ovcharova R. V. Psychological maintenance of a parenthood. M.: Publishing house of Institute of Psychotherapy, 2003. 319 p.
PristupaE.N. Social and legal safety of the childhood: Monograph. M.: MGPI, 2010. 162 p. Skidanova E.A. Prevention of deviant behavior of the younger school student from an incomplete family in the conditions of social establishment//Diss .... can. ped. scien. M, 2013. 256 p.