Научная статья на тему 'Технологии повышения воспитательного потенциала молодой семьи'

Технологии повышения воспитательного потенциала молодой семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
511
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ЦЕННОСТИ СЕМЬИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДОЙ СЕМЬИ И ПРИЧИНЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ / YOUNG FAMILY / MAIN PROBLEMS OF ITS FUNCTIONING / FAMILY VALUES / EDUCATIONAL POTENTIAL OF A YOUNG FAMILY AND REASON OF ITS DECREASE / TECHNOLOGIES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF A YOUNG FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Илларионов С. В., Илларионова Л. П.

В статье поднимаются типичные проблемы современной российской молодой семьи, особое внимание уделяется проблеме снижения педагогической компетентности молодых родителей, раскрываются технологии социально-педагогической работы с молодой семьей в целях формирования и развития ее воспитательного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF INCREASE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A YOUNG FAMILY

In article typical problems of a modern Russian young family are risen, the special attention is paid to a problem of decrease in pedagogical competence of young parents, technologies of social and pedagogical work with a young family for formation and development of its educational potential are revealed.

Текст научной работы на тему «Технологии повышения воспитательного потенциала молодой семьи»

УДК 37.013.42 07

UDC 37.013.42 07

С.В. ИЛЛАРИОНОВ

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected] Л.П. ИЛЛАРИОНОВА

доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected]

S.V. ILLARIONOV

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of social and family pedagogics, Russian State Social

University E-mail: [email protected] L.P. ILLARIONOVA Doctor of Pedagogics, Professor, Department of social and family pedagogics, Russian State Social University E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОЙ СЕМЬИ

TECHNOLOGIES OF INCREASE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A YOUNG FAMILY

В статье поднимаются типичные проблемы современной российской молодой семьи, особое внимание уделяется проблеме снижения педагогической компетентности молодых родителей, раскрываются техноло-гии социально-педагогической работы с молодой семьей в целях формирования и развития ее воспитательного потенциала.

Ключевые слова: молодая семья, основные проблемы ее функционирования, ценности семьи, воспитательный потенциал молодой семьи и причины его снижения, технологии социально-педагогического сопровождения молодой семьи.

In article typical problems of a modern Russian young family are risen, the special attention is paid to a problem of decrease in pedagogical competence of young parents, technologies of social and pedagogical work with a young family for formation and development of its educational potential are revealed.

Keywords: young family, main problems of its functioning, family values, educational potential of a young family and reason of its decrease, technologies of social and pedagogical maintenance of a young family.

Специфика положения российской семьи во многом объясняется социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране. Молодая семья в современной России, в силу ряда объективных и субъективных причин, наиболее уязвима, что нередко сказывается на стабильности ее функционирования, детности и воспитательной компетентности. Большинство молодых российских семей пока не могут эффективно выпол-нять традиционные для семьи функции. В научно-педагогической литературе все чаще указывается о перераспределении супружеских ролей в современной семье: у женщины появилось больше возможностей строить карьеру, что не может не повлиять на изменение ее жизненных приоритетов и ценностей. Мужская роль в семье также претерпевает изменения, в частности, на фоне экономического кризиса мужчина может стать профессионально невостребованным и его исторически и традиционно установившуюся функцию материаль-ного обеспечения семьи успешно выполняет жена. Всё это нередко вызывает дисгармонию отношений между супругами, их неподготовленность к появлению и воспитанию детей, способствует снижению воспитатель-ного потенциала семьи. Данную ситуацию усугубляют средства массовой информации, нередко ориентирую-

щие молодежь на ценности, противоречащие ценностям семьи, брака, супружеской верности, материнства, де-тей и родительства.

Очевидно, что на рождаемость влияет не только эмансипация женщины и ее стремление сделать ка-рьеру. Как правило, молодая семья, имеющая мало-летних детей, относится к числу малообеспеченных семей: забота о развитии ребенка, укреплении его здо-ровья, система воспитания требуют существенных ма-териальных ресурсов, решения бытовых и жилищных проблем молодой семьи. Поэтому одной из ключевых проблем российской молодой семьи является финансо-вая. Появление ребенка в семье - это и дополнительные расходы, и снижение уровня материального обеспечения семьи, и ограничения в совместном досуге и отдыхе моло-дых супругов [2, с.224].

Семейная политика государства ориентирована на создание благоприятных условий, в которых моло-дая семья могла бы саморазвиваться и самосовершенствоваться. Целью социальной политики государства по поддержке молодой семьи является тенденция снижения обострения социальных проблем, защита детства через укрепление основной и естественной среды развития и воспитания ребенка - семьи. В связи

С.В. Илларионов, Л.П. Илларионова S.V. Illarionov, L.P. Illarionova

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

чем расширяется сеть специализированных и общепрофильных учреждений, осуществляющих профилактическую, образовательную и социальную работу

молодыми семьями и детьми. Безусловно, государ-ство пытается помочь семье, воспитывающей малы-ша: внесены изменения в трудовое законодательство, увеличены ежемесячные денежные пособия, единовременное пособие женщине, а также введена программа финансовой помощи семье, родившей второго и следующего за ним ребенка [3, с.54]. Однако все это не облегчает финансовое напряжение российской молодой семьи и не может стимулировать рождаемость в стране. Социальные условия и личные соображения супругов могут привести к тому, что молодая семья может остаться однодетной семьей или отказаться от рождения детей ради карьеры, материального благополучия. [1, с. 13].

настоящее время удельный вес и значимость педагогического потенциала молодых родителей неуклон-но возрастает. Это обусловлено, прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Семья - это не просто важнейший воспитательный институт общества, это социокультурный феномен, играющий особую роль в социализации ребен-ка и его подготовке к жизни в обществе. Социокультурная воспитательная среда семьи характеризуется тем микроклиматом (нравственно-психологическим фоном), который сложился в ней условиями жизни, культурой семейной обстановки и ее использованием в интересах воспитания детей, культурой взаимоотношений членов семьи и пр. Особое место в семье принадлежит собственно воспитательной деятельности родителей, проявлением ими личной культуры [5; 6; 8].

Молодые родители нередко испытывают определенные трудности в воспитании собственных детей. Микросоциум, в котором растет ребенок, безусловно, имеет определенный потенциал, влияющий на него в процессе развития и воспитания - этот потенциал называют социально-педагогическим. Социально-педагогический потенциал среды, в которой воспитывается ребенок, по своей сущности включает воспитательные возможности отдельного лица, группы (семьи), общества, государства, факторов непосредственной среды и воспитателей (родителей, воспитателей в детском саду, учителей). Воспитательный потенциал семьи характеризуют источники и возможности, имеющиеся в конкретной семье, созданные в ней условия, морально-психологический климат, а также педагогические возможности родите-лей (родительская компетентность) в воспитании своих детей. Это комплекс условий и средств, определяю-щих воспитательные возможности семьи, он объеди-няет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами; включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и личностные качества родителей [4, с. 121].

Развитие воспитательного потенциала молодой семьи происходит как стихийно (под влиянием СМИ,

общения с друзьями, родителями), так и в постоянном контакте с педагогами и специалистами. Самая простая и легко доступная форма работы с молодой семьей -педагогическая беседа. Целью беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, совместное принятие каких-либо решений и пр. Её особенность заключается в активном участии как специалиста (в лице психолога, воспитателя детского сада, учителя), так и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе родителей или педагога. В результате беседы молодые родители должны получить не только ответы на свои вопросы, но и новые знания по вопросам воспи-тания ребенка. Нередко в образовательных организаци-ях (детский сад или школа) организуются тематические консультации с целью обеспечения информации, ин-тересующей молодых родителей. В ходе консультации специалист стремится дать молодым родителям квали-фицированный совет, казать помощь там, где больше всего она нужна.

В отдельную группу методов работы с родителями выделяют наглядно-информационные. Эти методы знакомят молодых родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детских образовательных учреждений (дошкольные, всевозможные развивающие центры для детей, учреждения дополнительного образования и пр.), оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, коллажи, папки-передвижки, а также записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты различных видов детского творчества, заня-тий, воспитательных мероприятий. Не менее важными являются и информационно-аналитические формы организации общения с молодыми родителями. Их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье, общекультурном уровне молодых родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, информации о запросах, интересах, проблемах родителей в организации воспитательного процесса семьи [10, с. 167].

На сегодняшний день проблемы, связанные с вопросами семейной политики, сохранения и укрепления семьи, повышения демографии, упрочения и возрождения традиционных семейных устоев, повышение воспитательного потенциала и педагогической культуры молодой семьи, во многом находят свое решение при помощи современных информационных технологий, с помощью которых молодые семьи имеют возможность общаться, делиться полезной информацией и поддерживать друг друга в сложной жизненной ситуации, не-мотря на территориальные и временные различия.

Повысить социально-педагогический потенциал молодых родителей можно с помощью специальной социальной сети «babyblog.ru», которая является своеобразным клубом общения для молодых родителей. Задачей современных интернет-порталов (в частности, «babyblog.ru»), является предоставление возможностей для родителей через общение со специалистами, с дру-

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016

гими родителями, получения ответов на интересующие их вопросы. Такое обширное собрание полезной инфор-мации в одном месте, безусловно, помогает молодым родителям найти ответы на многие вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей, тем амым повышая их педагогическую компетентность.

Работа с молодыми родителями с помощью интернет-портала «babyblog.ru» включает такие виды мероприятий, как: создание специально подготовленной культурно-развивающей среды на базе «Школы мам» (проекта интернет-портала Babyblog.ru) и проведение консультаций и методических занятий на темы, посвященные вопросам развития и воспитания детей, преобразования личностных качеств молодых родите -лей, внутрисемейных отношений; создание библиотеки полезных статей, содержащих информацию о развитии и воспитании детей; проведение на интернет-портале «babyblog.ru» тематических фотоконкурсов, которые поспособствует укреплению межличностных отношений молодых супругов; проведение просветительских занятий на темы: «Что такое материнство?», «Что такое отцовство?», «Семья в современном обществе»; «Гендерный подход в воспитании: взгляд на воспитание ребенка с позиции матери и отца», «Роль тца в воспи-тании ребенка» и др.

Интерес представляют и виртуальные занятия, например, «Развивающие детские игры и как с ними справиться?», посвященное ознакомлению молодых родителей с развивающими детскими играми: изучению

сущности различных детских игр, их возможностей в развивающем процессе, а также обсуждению положительных и отрицательных сторон использования высо-ких технологий в семейном воспитательном процессе. Проблема выбора развивающих игр для детей доволь-но актуальна среди молодых родителей. Таким образом, развитие воспитательного потенциала молодой семьи можно успешно осуществлять, как традиционными способами - через общение со специалистами, в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом образовательных учреждений, так и с помощью современных нтернет-технологий.

С точки зрения общества благополучная семья - это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Молодые семьи - это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние её во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависит состояние и развитие различных сфер общества в будущем. Для молодой семьи особенно важно, если принцип социальной субъектности будет реализовы-ваться во всех сферах ее жизнедеятельности.

Библиографический список

Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: Учебное пособие. М.: Экон-Информ, 2011. 262 с.

Илларионов С.В. Проблемы современной молодой семьи и особенности подготовки молодежи к браку// Развитие социальной педагогики в России и подготовка кадров. М.: Изд-во РГСУ, 2010. Ч.1. C. 222-226.

Илларионова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: Учебное пособие. М.: РГСУ, 2013. 247 с.

Кирикова М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям: дисс.... канд.пед.наук. М., 2009. 215 с.

Квитковская А.А. Социальная культура межнационального взаимодействия - основа современной образовательной политики // Социальная политика и социология. М.: РГСУ, 2011. C. 53-58.

КукановаЕ.В., АлдошинаМ.И. Подготовка будущих социальных педагогов: региональный опыт// Социальная педагогика России. Научно-методический журнал. 2015№ 2. С. 22-30

Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография. Под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. 300 с.

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 319 с.

Приступа Е.Н. Социально-правовая безопасность детства: Монография.М.: МГПИ, 2010. 162 с.

Скиданова Е.А. Профилактика отклоняющегося поведения младшего школьника из неполной семьи в условиях социального учреждения: дисс.....канд.пед.наук. М., 2013. 256 с.

References

Bykovskaya T.E. Formation of family culture of education: Manual. M.: Ekon-Inform, 2011. 262 p.

Illarionov S. V. Problems of a modern young family and feature of preparation of youth for marriage//Development of social pedagogics in Russia and training. M.: Publishing house of RGSU, 2010. Vol.1. Pp. 222 - 226.

Illarionova L.P. Social and pedagogical maintenance of a young family: Manual. M.: RGSU, 2013. 247 p.

Kirikova M. I. Increase of educational potential of an incomplete family in the conditions of the center of the social help to a family and children: Dis. can. ped. scien. M, 2009. 215 p.

Kvitkovskaya A.A. Social culture of international interaction - fundamentals of modern educational policy//Social policy and sociology. M.: RGSU, 2011. Pp. 53-58.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

Kukanova E.V., Aldoshina M. I. Training of future social teachers: regional experience//Social pedagogics in Russia. Scientific and methodical journal. 2015.№ 2. Pp. 22-30.

Young family: problems and prospects of social support: the monograph / Under E.V. Zhizhko and S. D. Chiganova's general edition. Krasnoyarsk: RUMTs YuO, 2005. 300 p.

Ovcharova R. V. Psychological maintenance of a parenthood. M.: Publishing house of Institute of Psychotherapy, 2003. 319 p.

PristupaE.N. Social and legal safety of the childhood: Monograph. M.: MGPI, 2010. 162 p. Skidanova E.A. Prevention of deviant behavior of the younger school student from an incomplete family in the conditions of social establishment//Diss .... can. ped. scien. M, 2013. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.