Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи'

Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1498
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ / ПРОГРАММА ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ / YOUNG FAMILY / PROBLEMS OF THE YOUNG FAMILY / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE YOUNG FAMILY / CAMP PROGRAMME FOR YOUNG FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселева Татьяна Геннадьевна, Зайцева Марина Александровна

Проблемы молодой семьи представляют интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Социальные процессы, происходящие в обществе, и их влияние на институт семьи и брака требуют тщательного анализа и осмысления. Современная семья как социальная структура подвержена множеству изменений. В практическом плане общественность бьет тревогу в связи с ослаблением роли семьи в социализации ребенка, неустойчивостью семейно-брачных отношений. В связи с этим особое внимание должно быть уделено изучению проблем и потребностей молодой семьи. Именно этому аспекту и посвящено данное исследование. Авторы берут для анализа две группы испытуемых молодые семьи из числа студентов и молодые семьи, где один или оба супруга работают. Несмотря на различия в социальном статусе, материальном положении, профессиональном опыте, как оказалось, проблемы, волнующие молодые семьи, одни и те же. С практической точки зрения представляет интерес описанный авторами опыт разработки и реализации программы палаточного лагеря для молодых семей, причем семей, у которых уже возникли проблемы с воспитанием детей. Представленные в статье результаты могут быть использованы для организации воспитательной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Support of Young Family

The problems of the young family are interesting from the scientific and in the applied aspect. The social processes that occur in society affect the family. These processes need to be analyzed thoroughly. The modern family has changed significantly. The role of the family has worsened in the child's socialization, the instability of family-marriage relations. That is why special attention should be paid to studying the problems and needs of the young family. This research is devoted to this aspect. The authors compare student families and young families, where one or both spouses work. Both these groups are concerned about the same problems. From a practical point of view, the experience of the development and implementation of the tent camp programme for young families described by the authors is of interest. These families already had problems with upbringing of their own children. These results can be used to organize educational activities in the university.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи»

УДК 373

Т. Г. Киселева, М. А. Зайцева

Психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи

Проблемы молодой семьи представляют интерес как в научном, так и в прикладном аспектах. Социальные процессы, происходящие в обществе, и их влияние на институт семьи и брака требуют тщательного анализа и осмысления. Современная семья как социальная структура подвержена множеству изменений. В практическом плане общественность бьет тревогу в связи с ослаблением роли семьи в социализации ребенка, неустойчивостью семейно-брачных отношений. В связи с этим особое внимание должно быть уделено изучению проблем и потребностей молодой семьи. Именно этому аспекту и посвящено данное исследование. Авторы берут для анализа две группы испытуемых - молодые семьи из числа студентов и молодые семьи, где один или оба супруга работают. Несмотря на различия в социальном статусе, материальном положении, профессиональном опыте, как оказалось, проблемы, волнующие молодые семьи, одни и те же.

С практической точки зрения представляет интерес описанный авторами опыт разработки и реализации программы палаточного лагеря для молодых семей, причем семей, у которых уже возникли проблемы с воспитанием детей. Представленные в статье результаты могут быть использованы для организации воспитательной деятельности в вузе.

Ключевые слова: молодая семья, проблемы молодой семьи, психолого-педагогическое сопровождение молодой семьи, программа палаточного лагеря для молодых семей.

T. G. Kiseliova, M. A. Zaytseva

Psychological and Pedagogical Support of Young Family

The problems of the young family are interesting from the scientific and in the applied aspect. The social processes that occur in society affect the family. These processes need to be analyzed thoroughly. The modern family has changed significantly. The role of the family has worsened in the child's socialization, the instability of family-marriage relations. That is why special attention should be paid to studying the problems and needs of the young family. This research is devoted to this aspect. The authors compare student families and young families, where one or both spouses work. Both these groups are concerned about the same problems. From a practical point of view, the experience of the development and implementation of the tent camp programme for young families described by the authors is of interest. These families already had problems with upbringing of their own children. These results can be used to organize educational activities in the university.

Keywords: young family, problems of the young family, psychological-pedagogical support of the young family, camp programme for young families.

Сегодня статистика браков/разводов улучшается с каждым годом, а по сравнению с прошедшим десятилетием выглядит вполне оптимистично. Так, по данным Росстата, в Ярославской области в 2016 г., по сравнению с 2015 г., количество разводов снизилось на 6,3 %. Несмотря на оптимистичные данные о формальном снижении количества разводов, фактическое число разводов продолжает расти; социологические опросы показывают, что люди вынуждены сохранять формальный брак в силу ряда причин. Социологами был выделен ряд основных причин, которые мешают бывшим супругам юридически подтвердить разрыв отношений. Первое место занимает «неделимость» детей, которая формально удерживает вместе 35 % пар. На втором месте находятся сложности с делением совместно нажитого имущества, из-за чего не разводятся около 30 % семей. Третье место принадлежит материальной зависимости одного из супругов от

другого, что сдерживает от бракоразводного процесса 22 % пар. На последнее место социологи поместили несогласие жены или мужа на развод - это останавливает 18 % семей от распада [3]. Можно предположить, что данные семьи утратили идеалы любви и взаимопонимания и в дальнейшем это может вызвать депрессии, усугубление кризиса в семейных отношениях, сложности в воспитании детей. В связи с этим чрезвычайно актуальна, на наш взгляд, организация психолого-педагогической помощи и сопровождения молодой семьи с целью профилактики семейного неблагополучия и разводов.

Для молодой семьи характерны специфические трудности и проблемы. Так, молодые люди, только что зарегистрировавшие отношения, как правило, больше подвержены романтическим настроениям и идеализации партнера, что приводит впоследствии к более сильному разочарованию. Есть трудности в освоении новых социаль-

© Киселева Т. Г., Зайцева М. А., 2017

ных функций, таких как самостоятельное содержание семьи, ведение семейного бюджета и домашнего хозяйства, осуществление ухода за детьми и их воспитание. Все это также может становиться предметом разногласий. На основе недостаточного овладения данными функциями могут возникнуть конфликты между супругами, большинство из которых ведет к распаду семьи [2]. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение молодых семей включает как минимум два компонента - работу с молодыми людьми на стадии добрачных отношений, в период создания семьи и работу с молодыми семьями со стажем до 3-5 лет, имеющими детей [1]. В первом случае необходима своевременная психологическая поддержка молодой семьи, подготовка к семейной жизни, способная предотвратить негативное воздействие конфликтов. Во втором случае речь идет о выявлении, предотвращении и устранении наиболее актуальных проблем молодой семьи. Эти два направления психолого-педагогического сопровождения молодых семей стали предметом специального анализа и изучения в рамках проводимого исследования.

На первом этапе в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского было проведено исследование молодых семей из числа студентов. В исследовании участвовали 25 молодых семей в возрасте от 19 до 29 лет со стажем семейной жизни от полугода до 3,5 лет. Для изучения актуальной ситуации, в которой находятся молодые супруги, был проведен опрос, позволивший определить социально-

демографический портрет молодой ярославской семьи: наличие зарегистрированных отношений важно для 45,6 % опрошенных; при этом 85 % респондентов указали, что это первый опыт отношений в браке. Интересно, что на уровень дохода от 20 до 30 тыс. рублей на человека рассчитывают 66,4 % респондентов, но предполагают проживание вместе с родителями 43,3 % опрошенных.

Обсуждая с респондентами актуальные проблемы молодых семей, мы выяснили, что на первое место 49,7 % респондентов поставили риск разводов и отсутствие реальной возможности приобретения собственного жилья (46,6 %). Среди проблем также назывались снижение морально-нравственного уровня жизни семей (21,9 %), увеличение количества незарегистрированных браков (19 %), проблемы деторождения (17,4 %) и ухудшение здоровья членов молодых семей (6,8 %).

Основными причинами семейных конфликтов, по мнению респондентов, являются супружеские измены (41,9 %), трудное материальное положение супругов (33,1 %), угасание чувств (33,1 %) и даже наличие зависимости от психоактивных веществ (27,1 %).

Показательным является тот факт, что досуг молодых семей не организован - свободное время занимают домашние дела. Лишь пятая часть опрошенных содержательно проводит время с близкими (20,7 %), большинство же занимаются домашними делами (27,1 %) или вообще ничего не делают (24,3 %).

Существует потребность молодых людей участвовать в программах психолого-педагогической поддержки. Среди желающих поучаствовать в программах, направленных на развитие навыков воспитания детей, существенно превалирует доля женщин (64 % женщин и 36 % мужчин). Большинство участников исследования признали у себя в отношениях наличие трудностей, за решением которых они обратились бы к специалистам. Таким образом, участники опроса отмечают, что на семейное благополучие в равной степени влияют как психологический комфорт и эмоциональное «здоровье» отношений, так и внешние, социально-экономические условия. При этом на первый план выходят именно психологический комфорт и общность интересов супругов. Главными проблемами и причинами конфликтов в молодых семьях, согласно результатам опроса, мы можем назвать неорганизованный семейный досуг, финансовую незащищенность, диссонанс между мотивацией и потребностью в помощи специалиста при возникновении семейных сложностей.

Для изучения взаимоотношения в семьях и определения дальнейшей программы работы с ними мы применили методики А. Н. Волковой «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» и Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской «Общение в семье», диагностирующие следую-ще показатели: уровень самораскрытия супругов, общие установки, точность невербального взаимопонимания, общие символы в коммуникации, сходство в восприятии супружеских ролей, уровень взаимной эмпатии, согласованность семейных ценностей супругов и ролевую адекватность супружеской пары. Обнаружено, что половина молодых супругов не могут раскрыться в общении с партнером (49,8 %), лишь десятая часть участников исследования показали высокий уро-

вень самораскрытия. Сходные установки и сценарии семейной жизни являются одним из главных факторов благополучия молодой семьи. У пятой части молодых людей имеются общие установки, однако 34,8 % имеют низкий уровень общности семейных установок.

В общении между супругами важную роль играет понимание невербальных сигналов, в то время как правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Однако результаты исследования говорят о том, что лишь 17,8 % понимают невербальные сигналы друг друга, низкий уровень взаимопонимания демонстрируют 34,2 % участников исследования.

Важная роль в общении отводится количеству общих символов. Результаты по этому пункту сходны с результатами по невербальному пониманию, а именно: высокий уровень демонстрируют 19,7 % супругов, а низкий - в два раза больше (44,5 %). На высокий уровень удовлетворенности межличностным общением указали 22,9 % участников исследования, тогда как не удовлетворены общением 36,2 %. Это может являться фактором накапливающегося недовольства отношениями в целом и причиной конфликтов между супругами.

В успешных браках через межличностное общение супруги постоянно подтверждают свое сходство в восприятии супружеских ролей, а также позиций, занимаемых ими в семье в целом, тех функций и обязанностей, которые каждый из них выполняет ежедневно. Большинство участников исследования демонстрируют средний уровень сходства ролей (52,3 %), низкий уровень - 30,1 %, высокий уровень - 17,6 %. К сожалению, глубокое взаимопонимание (которое во многом является терапевтическим в отношениях супругов) испытывают лишь 10,9 % молодоженов, тогда как низкий уровень понимания наблюдается у 40 % респондентов.

Благополучное супружеское взаимодействие супругов отличается доверием друг к другу без опасений, взаимного неприятия и осуждения; высоким уровнем несловесной коммуникации; безоценочным взаимным принятием друг друга; высоким уровнем сочувствия, сопереживания; ситуациями душевной помощи, поддержки друг друга в трудных ситуациях. Взаимодействие на таком уровне предполагает достаточно развитый уровень эмпатии у супругов. Высокий уровень эмпатии к чувствам супруга демонстрируют 16 % участников исследования, низкий - 36,9 %.

Для молодых супругов характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях. 32,4 % демонстрируют высокое сходство семейных ценностей, 40,9 % -средний уровень, 26,7 % - низкий уровень. Анализируя ролевую адекватность супружеской пары, можно отметить, что ролевая адекватность супруги выше (26 %), чем супруга (14 %), в среднем - 20 %, при этом низкий уровень адекватности демонстрируют 37,6 % молодых супругов.

Как мы уже указывали ранее, рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье. По результатам исследования мы видим, что молодые супруги очень подвержены этому фактору (в целом лишь 20 % испытуемых показывали высокие результаты, 50 % - средние, 30 % - низкие).

На следующем этапе мы анализировали проблемы молодых семей, где один или оба супруга работают, пара имеет одного или более детей, но супругам не исполнилось 35 лет (этот возраст определен законодательно, что позволяет участвовать в государственной программе по улучшению жилищных условий). По результатам данного этапа исследования мы выявили следующие значимые корреляции. Существует связь между трудностями воспитания детей в семье и разногласиями между супругами в вопросах воспитания (г = 0,726, а = 0,05). Если в семье нет общего мнения по поводу воспитания детей, то неизбежно возникнут трудности. Единство между родителями в процессе воспитания детей говорит об их определенной зрелости в этом вопросе. Напротив, разногласия в воспитании - это сигнал о дисгармоничных отношениях между супругами. В такой семье ребенок оказывается заложником родительской неопределенности, непоследовательности и, как результат, созерцателем их конфликтов. Если родители не способны договориться и уладить конфликты между собой, что может сделать ребенок? Ему ничего не остается, как приспосабливаться к таким условиям. Он с выгодой для себя учится манипулировать и именно так выживать в этом сложном мире эмоций и взаимоотношений. Крайне редко полностью совпадают ответы обоих родителей на главные вопросы по поводу воспитания детей, особенно пока они маленькие, потому что люди только начинают быть родителями. Следовательно, одним из направлений помощи молодой семьи должны быть консультации на тему воспи-

тания детей, обмен мнениями и опытом между молодыми родителями. Это удобнее всего организовать в форме клуба молодой семьи.

Была обнаружена зависимость между возрастом детей и социальным статусом родителей (г = 0,816, а = 0,05). Высокий социальный статус имеют родители, у которых относительно взрослые дети. По мере взросления детей у родителей появляется возможность заниматься карьерой. Эта закономерность позволяет понять, почему молодые родители иногда срывают зло за свои неудачи на работе на собственном ребенке. Маленький ребенок объективно требует к себе больше внимания, отнимает больше времени, поэтому молодым родителям приходится выбирать - или отдать ребенка бабушкам на воспитание, или заниматься самим воспитанием ребенка, но пожертвовать карьерой. Эта связь объясняет, почему современная молодая семья не торопится заводить детей, откладывая их появление на более поздний срок.

Мы обнаружили высокую связь между социальным статусом родителей и знанием ими программ государственной помощи молодой семье (г = 0,649, а = 0,05). Чем выше социальный статус респондентов, тем лучше они информированы о государственных программах поддержки молодой семьи. Социальный статус - это высокий уровень образования, возраст, опыт работы, отсюда следует, что человек получает больше информации о различных программах. Если органы по работе с молодой семьей заинтересованы в расширении целевой аудитории участников государственных программ помощи семье, то необходимо более широко информировать общественность об этих программах, уделяя внимание учащимся техникумов, молодым рабочим на заводах, то есть людям, имеющим начальное или среднее специальное образование.

На наш взгляд, наиболее эффективной формой работы с молодой семьей является клуб молодой семьи, который может действовать на базе как молодежных центров, так и вуза, осуществляя социально-психологическое сопровождение молодых семей по различным вопросам. Социальная работа в клубе молодой семьи может быть направлена на решение многочисленных проблем социального, психологического, нравственного, педагогического характера, с которыми семья сталкивается в повседневной жизни и не в состоянии решить самостоятельно.

Психолого-педагогическое сопровождение -особая технология [4]. На сегодняшний день су-

ществует небольшое количество центров, которые специализируются по данному направлению, что является проблемой при организации помощи молодым супругам в решении, в первую очередь, психологических проблем, таких как семейные конфликты, несовпадение ценностных иерархий у супругов, отсутствие психологической готовности к появлению ребенка. Для апробации данной технологии мы совместно с социальным агентством «Молодежный центр «Галактика» Тутаевского района разработали программу 3-дневного палаточного лагеря для молодых семей, воспитывающих детей, которые состоят на различных видах учета. Основными задачами выступали формирование здорового образа жизни семей, создание условий для развития форм семейного досуга, направленных на пропаганду здорового образа жизни; обмен жизненным опытом между молодыми семьями; оказание психологической поддержки семьям; создание условий для раскрытия внутреннего потенциала всех членов семьи.

Программа лагеря для молодых семей проводилась по спортивно-туристическому, информационному, психологическому, медицинскому, юридическому, культурно-развлекательному профилю. Она доказала свою эффективность и может быть рекомендована для работы в вузе со студенческим семьями, например, на базе отдыха «Лютово».

Итак, все отмеченные выше трудности и проблемы подчеркивают необходимость подготовки к семейной жизни, к возникающим в ней трудностям и противоречиям. Необходима программа подготовки молодых пар к семейной жизни с учетом таких направлений, как проведение совместного разнообразного досуга, тренинги по межличностной коммуникации, социальные пробы, игры, работа по подготовке к рождению ребенка, детско-родительские занятия, которые целесообразно проводить в формате клуба молодой семьи, опирающегося на модель психолого-педагогического сопровождения. Имеющийся позитивный опыт авторов статьи может быть использован для решения данных задач.

В настоящее время молодая семья - важный, ответственный этап формирования и развития института семьи. Государству необходимо защищать молодую семью, так как она является одной из самых незащищенных групп населения, от благополучия которой будет зависеть улучшение демографической ситуации в стране, что состав-

ляет одну из главных задач в современном обществе.

Библиографический список

1. Диагностика супружеских отношений [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов специальности 37.05.01 «Клиническая психология» / под. ред. В. Н. Чалова. - Режим доступа: http://www.kmmivso.com/ (дата обращения 17.06.2017)

2. Зайцева, М. А. Мотивация молодежи к созданию семьи в современном российском обществе [Текст] / М. А. Зайцева // Психологическое благополучие современной семьи : материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под. ред. Н. В. Нижегородцевой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. - С. 54-56.

3. Молодая семья: программы, выплаты, субсидии, льготы, жилье [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://molodsemja.ru/ (дата обращения 17.04.2017)

4. От года до трех. Родителям о воспитании и развитии малыша: методические материалы / под ред. Е. В. Коточиговой, Т. Г. Киселевой. - Ярославль : ИРО, 2007. - 71 с.

ШЫ^гаЛсЬевкц $р1$ок

1. Diagnostika supruzheskih otnoshenij [МеЙгоп^ гesurs] : uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov special'nosti 37.05.01 «Klinicheskaja psihologija» / pod. red. V N. СЪа^а. - Rezhim dostupa: http://www.kmmivso.com/ (data obгashhenija 17.06.2017)

2. Zajceva, М. А. Motivacija molodezhi k sozdaniju sem'i v sovгemennom гossijskom obshhestve [Tekst] / М. А. Zajceva // Psihologicheskoe blagopoluchie sov-remennoj sem'i : mateгialy mezhregional'noj nauchno-pгakticheskoj konfeгencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod. гed. N. V. Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl' : RIO 1ав-Ри, 2016. - 8. 54-56.

3. Molodaja sem'ja: pгogгammy, vyplaty, subsidii, l'goty, zhil'e [Jelektronnyj гesurs]. - Rezhim dostupa: http://molodsemja.ru/ (data obгashhenija 17.04.2017)

4. Ot goda do treh. Roditeljam o vospitanii i гazvitii malysha: metodicheskie mateгialy / pod гed. Е. V Kotochigovoj, Т. в. Kiselevoj. - Jaгoslavl' : IRO, 2007. - 71 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.