УДК 314(06) A.A. КВИТКОВСКАЯ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected] C.B. ИЛЛАРИОНОВ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected] Л.П. ИЛЛАРИОНОВА
доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной и семейной педагогики, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected]
UDC 314(06)
A.A. KVITKO VSKAYA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of social and family pedagogics, Russian State Social
University E-mail: [email protected] S. V. ILLARIONOV
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of social and family pedagogics, Russian State Social
University E-mail: [email protected] L.P. ILLARIONOVA
Doctor of Pedagogics, Professor, Department of social and family pedagogics, Russian State Social University E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
VOCATIONAL TRAINING OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION
В статье отражены возможности непрерывности и преемственности в организации профессиональной подготовки педагогов-бакалавров; основные характеристики преемственного образования и его этапы, а также подготовка будущего педагога-бакалавра на довузовском, вузовском и профессионально-педагогическая адаптация на послевузовском этапах. Показана роль самостоятельной работы в адаптации студента к обучению в вузе и возможности взаимодействия вуза и школы в профессиональной подготовке педагога-бакалавра.
Ключевые слова: непрерывность и преемственность в образовании, поэтапная подготовка педагога-бакалавра к профессиональной деятельности, самостоятельная работа студента-бакалавра, профессиональная адаптация педагога, формы взаимодействия вуза и школы.
Possibilities of a continuity and continuity in the organization of vocational training of teachers bachelors. Main characteristics of successive education and its stages. Training of future teacher bachelor on pre-university, high school and professional and pedagogical adaptation on postgraduate stages. A role of independent work in adaptation of the student to training in higher education institution. Possibilities of interaction of higher education institution and school in vocational training of the teacher bachelor.
Keywords: continuity and continuity in education, stage-by-stage training of the teacher bachelor for professional activity, independent work of the student bachelor, professional adaptation of the teacher, forms of interaction of higher education institution and school.
В новых экономических условиях складывающейся жесткой конкуренции на рынке труда особенно обостряется проблема качества профессиональной подготовки кадров, непрерывного совершенствования знаний, умений, навыков трудовой деятельности. Этим обусловливается растущая актуальность проблемы эффективности профессиональной подготовки бакалавра по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», В научной литературе в связи с этим значительное место уделяется преемственности в образовательно-воспитательном процессе, основанном на принципах непрерывности, поступательности, последовательности, интегративности, обеспечивающих максимальное использование на каждом этапе обучения компетенций, сформированных на предыдущих этапах
профессиональной подготовки и самообразования.
В настоящее время в рамках создания образовательных комплексов, включающих образовательные организации среднего и высшего профессионального образования, охватывающие несколько уровней образования, обеспечивают поступательное, преемственное движение в подготовке специалиста на пути его профессиональной подготовки и совершенствования в профессиональной деятельности. Очевидность этого можно объяснить спецификой педагогической деятельности: с одной стороны, ее социономичный характер, требующий постоянного развития личностных качеств, духовного потенциала, с другой - результат деятельности учителя отсрочен во времени, следовательно, необходимо постоянное пополнение интеллектуального багажа
© A.A. Квитковская, C.B. Илларионов, Л.П. Илларионова © A.A. Kvitkovskaya, S. V. Illarionov, L.P. Illarionova
педагогического работника и совершенствование его профессиональной культуры. Преемственность в педагогическом образовании позволяет бакалавру-педагогу постоянно совершенствовать свою подготовку, обогащать творческий потенциал, удовлетворять растущие духовные запросы, а также обеспечивает адаптацию педагогического работника в постоянно меняющейся образовательной ситуации.
В научно-педагогических исследованиях преемственность в профессиональной подготовке педагога-бакалавра рассматривается как комплекс взаимосвязанных и динамично развивающихся функционирующих компонентов, обеспечивающих обратную связь [3, с. 46]; все элементы непрерывного образования исследуются как отдельные подсистемы, каждая из которых имеет собственные элементы и компоненты [6, с. 172]; непрерывное образование рассматривается как подсистема более высокого порядка системы; непрерывное образование рассматриваться в единстве с внешней средой, как системой высшего порядка, обусловливающей и направляющей ее развитие [9, с.46]; развитие системы непрерывного образования рассматривается как поступательное позитивное движение, определяющее стратегию и направленность формирования личности в ней.
Преемственность общепедагогической подготовки будущего педагога, (включающая теоретическую и практическую) является необходимым условием эффективного функционирования всех этапов педагогического образования: довузовского, базового профессионального и последующего профессионального совершенствования. При этом преемственный характер профессиональной подготовки является тем механизмом, который обеспечивает функционирование каждого последующего этапа подготовки на содержании предыдущего.
Прогнозирование и развитие профессионально значимых качеств будущего педагога, его духовных потребностей происходит на этапе общеобразовательной подготовки. Именно в период обучения в общеобразовательной школе формируется мотивация выбора профессии, обоснованность выбора, устойчивость профессиональных интересов и намерений. На данном этапе осуществляется профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии, формируются духовные потребности и интересы, общекультурный уровень.
В процессе профессиональной подготовки (вузовский этап) развиваются профессионально значимые качества будущего педагога, формируется адекватная самооценка своих возможностей, направленность интересов на педагогическую специальность, осознание правильности выбора педагогической профессии, отсюда - устойчивость жизненных планов и намерений. На данном этапе непрерывного педагогического образования происходит интенсивное развитие личностных качеств педагога, его способности к самосовершенствованию, развитию общекультурного уровня.
На послевузовском этапе совершенствуется практи-
ческая и творческая деятельность педагога, углубляется содержание профессиональной подготовки, происходит осознание собственной «Я»-концепции, усиливается стремление к целенаправленному повышению уровня общей и духовной культуры, развиваются творческие способности, расширяются профессиональные возможности в соответствии с идеалами духовной-нравственной культуры и профессиональной самореализации.
Приобщение школьника к будущей педагогической деятельности - процесс управляемый и представляет собой самостоятельную выработку им руководящих принципов собственного поведения и деятельности. На основе этого вырабатывается положительное отношение к этическим нормам и требованиям, предъявляемым обществом, желание следовать им в собственной практике. Актуализация субъектной позиции школьника предполагает расширение возможностей учащегося в принятии самостоятельных решений, поступков, нравственного выбора, самооценку. Осознание школьниками ценности педагогической профессии происходит на основе формирования ценностных ориентаций, нравственных принципов и самооценки. Учитель при этом выступает в роли посредника, помогает учащемуся выстроить линию собственного поведения. Таким образом, на этапе школьного обучения возможно активизировать профессионально-педагогическую ориентацию школьников, сформировать мотивацию выбора педагогической профессии [6, с. 228].
Этап вузовского обучения - это профессиональная подготовка будущего педагога, в процессе которой происходит накопление знаний, умений, формирование профессиональных компетенций [1, с. 23], приобретение опыта, формирование педагогической культуры. В ходе профессионального самоопределения формируется позитивная «Я»-концепция будущего педагога. Профессиональную подготовку будущего педагога в условиях вуза целесообразно начинать с пропедевтического этапа, главной целью которого является адаптация первокурсника к условиям вузовского образования, поскольку студент-первокурсник вуза, как правило, на первых порах испытывает определенный стресс. Этот стресс связан с новыми формами обучения, большим объемом информации, который необходимо успевать усваивать, характером взаимоотношений преподавателей и студентов, присущим для высших учебных заведений, усилением роли самостоятельной работы студента. Как показывает практика, бакалавры-первокурсники, которые неплохо учились в школе, оказавшись на первом курсе высшего учебного заведения, нередко испытывают трудности организационного характера [4, с. 162-163].
С первых же дней обучения студентов преподавателю необходимо уделить особое внимание самым важным вопросам для пе р во ку рс н и ко в: как правильно оформлять лекции, готовиться к семинарам, как целесообразно распределить свое свободное время, подготовиться к занятиям, рассчитать время и свои силы. Применение в учебном процессе информационных технологий, в частности, использование Интернет-
ресурсов, видео-конференцсвязи, общение с преподавателем на форумах и в чатах, просмотр учебных материалов в онлайн-режиме, прохождение тестирований на компьютере и пр. требует определенной подготовки студс нто в- пс р во к\ рс н и ко в и формирования у них навыков рациональной самостоятельной работы. Необходимо научить первокурсников самостоятельно отбирать источники, собирать информацию, анализировать её, соотносить с познавательными задачами [5, с. 27].
В образовательном процессе современного вуза значительное место уделяется внеаудиторной самостоятельной работе студентов, которая развивает у них умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, с современными информационно-коммуникативными технологиями, что воспитывает организованность, дисциплинированность. инициативу, самостоятельность и активность в решении поставленных задач. Помимо традиционных форм организации самостоятельной работы студентов-бакалавров. можно использовать также подготовку к деловой игре, дебатам, диспутам; рецензирование студенческих работ самими студентами; подготовку и написание научных обзоров, статей; творческие работы в форме презентаций.
В настоящее время расширяется диапазон самостоятельной внеаудиторной работы студентов: олимпиады, конференции, участие в выполнении научно-исследовательских работ, участие в смотрах студенческого творчества. Днях студенческой науки и др. Все проводимые мероприятия учитывают специфику будущей профессиональной деятельности студента, имеют большой обучающий и воспитательный эффект и вызывают значительный интерес к профессионально-педагогической деятельности. При этом учебно-воспитательная работа преподавателей педвуза строится на следующих принципах:
- направленность содержания преподаваемой дисциплины на приоритетное значение ценностей профессионально-педагогической деятельности, творческое развитие личности каждого студента;
- организация творческого взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем, т.е. обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе вуза;
- развитие профессионального самосознания студента на основе формирования культуры умственного труда, педагогического мышления, системы нравственных убеждений;
- повышение степени мотивации и творчества в профессиональной деятельности будущего педагога;
- формирование индивидуально-творческого стиля и положительной «Я»-концепции на основе развитой рефлексии [6, с. 82-84].
Обучение педагога-бакалавра в вузе обеспечивает формирование потребности у будущих педагогов в постоянном совершенствовании профессионально-педагогической подготовки, уровня общей культуры, стремление к удовлетворению духовных запросов, со-
вершенствованию профессионально-значимых личностных качеств.
Возможности получения основательной научно-педагогической подготовки обеспечивает магистратура, обучение в которой становится необходимым для профессионального совершенствования специалиста. Таким образом, на вузовском этапе непрерывного педагогического образования в современной практике подготовки педагога необходимы два этапа: бакалавриат и магистратура, обеспечивающих преемственность подготовки будущего педагога.
Процесс профессионально-педагогической деятельности педагога в условиях образовательной организации начинается с адаптации, которую можно условно представить в три этапа: индивидуальное наставничество и совместное творчество с учителями-методистами (первый год работы молодого педагога); овладение инновационными технологиями обучения и совершенствование умений воспитательной работы с учащимися (второй год его работы); расширение сферы научного поиска, научно-исследовательская работа (третий год работы педагога) [2, с. 57]. В этом процессе также весьма значимым становится преемственность в профессиональной деятельности начинающего педагога: от индивидуального наставничества учителя-методиста и активного сотрудничества с учителем-мастером к научно-исследовательской работе педагога по анализу и обобщению собственного педагогического опыта.
Профессиональная деятельность требует от педагога не только достаточного уровня теоретико-практической подготовки. Общеизвестно, что на формирование личности учащегося значительное влияние оказывает личность педагога. Под этим влиянием подразумеваются индивидуально-личностные особенности преподавателя, его социально обусловленное поведение и деятельность. Как показывают исследования российских педагогов и психологов, школьники предпочитают учителя с определившимися духовными ценностями и моральными нормами, четкой нравственной позицией, поскольку учащиеся должны быть уверены в нравственных позициях своего учителя, его умении принимать решения в этических ситуациях, поскольку они хотят видеть в учителе свою моральную опору, духовный ориентир, к которому можно стремиться и которому нужно следовать [1;6;8;9]. Только педагог с определившимися духовными ценностями и нравственными установками способен эффективно у правлять педагогическим процессом, определять отношения учителя в ученическом коллективе на основах субъект-субъектных отношений и межличностных отношений учащихся, направленных на взаимопонимание, взаимную симпатию, толерантность и доброжелательность.
На этапе профессионально-педагогической деятельности совершенствуется практическая и творческая деятельность педагога, углубляется содержание профессиональной подготовки, происходит осознание собственной «Я»-концепции. усиливается стремление к целенаправленному повышению уровня общей и
профессиональной культуры, развиваются творческие способности, расширяются профессиональные возможности в соответствии с идеалами духовной и нравственной культуры, профессиональной самореализации.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что именно в рамках тесного взаимодействия школы и вуза, создаются благоприятные условия для совершенствования личности педагога, а именно: а) в педагогическом коллективе школы складывается благоприятный психологический климат для профессиональной адаптации молодых учителей; б) педагогический коллектив школы включен в активную творческую деятельность по общекультурному и профессиональному совершенствованию педагога; в) развивается самообразовательная деятельность педагога по формированию его
эррологической компетентности [10, с. 61-62]; г) в педагогический процесс школы внедряются достижения педагогической науки в ходе тесного сотрудничества школы и педвуза.
Следовательно, непрерывное педагогическое образование выступает не только средством, но и целью профессионального самосовершенствования педагога: необходимо преобразование себя, совершенствование собственного духовного облика для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности. На основании чего мы приходим к выводу, что именно непрерывное педагогическое образование создает необходимые условия для формирования качественно нового уровня профессиональной подготовки педагога-бакалавра.
Библиографический список
1. Лпдошина МЫ. Компетентность и профессиональная культура в университетском образовании/ЯТедагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4 (59). С. 20-25.
2. Ащепков В.Т. Адаптация как педагогический и социальный феномен: синергетический подход // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. 4.1. М., 2000. С.55-59.
3. Быковская Т.Е. Инновационные технологии как фактор повышения профессиональных качеств будущих специалистов // Социальная политика и социология: Междисциплинарный научно-практический журнал. М: РГСУ, 2012. № 8 (86). С. 42-48.
4. Илларионов С.В. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-бакалавров//Становление и развитие социальной педагогики: методология, теория, практика. М.: Изд-во РГСУ, 2014. С. 161-164.
5. Илларионов С.В., Илларионова ПЛ. Плюсы и минусы обучения с применением дистанционных образовательных технологий//М.: Региональная общественная организация «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы».2015. № 2.
6. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования// Дисс. ... докт. пед. наук. М., 2002. 408 с.
7. Квитковская A.A. Формирование культуры межнационального взаимодействия специалистов социальной сферы в поликультурной среде вуза. // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 8. С. 47-49.
8. Сластенин В.А., Филиппенко ИИ. Культура умственного труда студентов. М.: Mill У, 1994. 109 с.
9. Смирнова Н.Э. Психологические основы формирования компетентности современного специалиста // Социальная политика и социология: Междисциплинарный научно-практический журнал. № 3 (95). Том 2. 2013. С. 280-294.
10. Юзефавичус ТА. Эррологическая компетентность учителя как педагогический феномен // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2012. № 1. С. 60-63.
References
1. Aldoshina М. I. Competition and professional culture in university education//Pedagogical journal of Bashkortostan. 2015. № 4 (59). Pp. 20-25.
2. Ashchepkov К Т. Adaptation as pedagogical and social phenomenon: synergetic approach//Valuable priorities of the general and professional education: Materials of the International scientific and practical conference. P.I. M, 2000. Pp. 55 - 59.
3. Bvkovskaya Т.Е. Innovative technologies as factor of increase of professional qualities of future experts//Social policy and sociology: Interdisciplinary scientific and practical journal. M: RGSU, 2012. № 8 (86). Pp. 42-48.
4. Illationov S.V. Organization of independent cognitive activity of students bachelors//Formation and development of social pedagogics: methodology, theory, practice. M.: Publishing house of RGSU, 2014. Pp. 161-164.
5. Illarionov S. V, Illarionova L.P. Pluses and minuses of training with application of remote educational technologies//M.: Regional public organization "Center of Innovative Technologies and Social Examination".2015. №2.
6. Illarionova L.P. Formation of spiritual and moral culture of the teacher in system of continuous pedagogical education// Diss. ... doc. ped. sciences. M, 2002. 408 p.
7. Kvitkovskaya A.A. Formation of culture of international interaction of experts of the social sphere in the poly cultural environment of higher education institution.//Scientific notes of the Russian state social university. 2011. №8. Pp. 47-49.
8. Slastenin VA„ Filippenko N. I. Culture of students' brainwork. M.: MPSU, 1994. 109 p.
9. Smimova I.E. Psychological bases of formation of competence of the modem expert//Social policy and sociology: Interdisciplinary scientific and practical journal. № 3 (95). Vol. 2. 2013. Pp. 280-294.
10. Yuzefasnchus T.A. Его logical competence of the teacher as pedagogical phenomenon/ZMessenger of the Moscow state regional university. Series: Pedagogics. 2012. №1. Pp. 60-63.