Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА'

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ / УНИВЕРСИТЕТ / ФАНДРАЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Клиновая Юлия Юрьевна

В статье авторами определено место социальной (волонтерской) практики в структуре образовательной подготовки студента современного вуза; выявлена специфика технологий организации студенческой добровольческой деятельности в работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ; проведен анализ пяти технологий организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета: технологии привлечения волонтеров, технологии обучения волонтеров, организации работы волонтеров во время мероприятия, фандрайзинга, технологии сопровождения волонтерской деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Клиновая Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY-BASED TECHNOLOGIES FOR ORGANIZING STUDENT VOLUNTEERING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES AND HOVERS

In the article, the authors define the place of social (volunteer) practice in the structure of educational training of a student of a modern university; the specificity of technologies for organizing student volunteer activities in work with children with disabilities and disabilities was revealed; the analysis of five technologies for organizing student volunteer activities with children with disabilities and disabilities on the basis of the university was carried out: technologies for attracting volunteers, technologies for teaching volunteers, organizing volunteer work during an event, fundraising, technologies for supporting volunteer activities at a university.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378.1

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТА

кандидат социологических наук, доцент Анникова Людмила Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); студентка 4 курса направления подготовки «Социальнаяработа» Клиновая Юлия Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

Постановка проблемы. В настоящее время добровольческая деятельность является динамично развивающимся явлением, популярна во многих государствах, оказывает позитивное влияние на социальное развитие этих государств, решает целый ряд социальных проблем.

В нашей стране волонтерство играет особую роль национального ресурса социальной поддержки населения в условиях сложных ситуаций.

По данным сайта «Добро.ру» на 01.04.2021 г. всего в России занимается волонтерской деятельностью 2 090 198 чел., организуется 140 006 мероприятий и проектов, в которых может принять любой официально зарегистрированный на сайте волонтер, зафиксировано 29 561 организаторов, занимающихся регулярным волонтерством. Большинство волонтеров (39,87%) - в возрасте от 18 до 24 лет. Средний возраст занимающихся добровольческой деятельностью - 25 лет [3].

Сегодня образовательная среда вузов создает благоприятные условия для реализации молодыми людьми своих добровольческих инициатив и популяризации различных видов волонтерства. В последнее время университеты начинают все чаще целенаправленно мотивировать студентов к занятию волонтерством, которое является высшим проявлением нравственного в личности. Во многом этому способствовало увеличение, как масштабов волонтерской деятельности, так и уровня ее организованности [1].

Организация волонтерской деятельности в вузах также имеет свои особенности по сравнению с организацией данной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования, - это и более широкие возможности для занятий волонтерской деятельностью, серьезная материально-техническая база вуза, инновационные технологии преподавания гуманитарных дисциплин и партнерство со многими организациями, позволяющие осуществлять интеграцию практики в процесс теоретической образовательной подготовки выпускников, организовывать волонтерскую практику студентов во время обучения в вузе.

Благодаря условиям, создаваемым вузом для реализации студенческой молодежью своей социальной активности и личностного потенциала, возможным становится приобретение опыта той деятельности, к которой готовили студентов на протяжении всего периода обучения.

В научно-популярной литературе появились стандарты управления волонтерской деятельностью (В.Б. Беневоленский, А.М. Ветитнев, Н.В. Иванова, Е.В. Крутицкая, И.В. Мерсиянова, З.А. Рыжикова, А.С. Туманова, и другие), помогающие интегрировать подобные практики в систему высшего образования.

Несмотря на значительный теоретический и практический задел в данной сфере, в научной литературе недостаточно раскрыты вопросы о технологиях организации деятельности волонтеров в российских вузах с учетом специфики вида добровольчества (социальное, событийное, культурное, патриотическое, и др.).

Вышесказанное обусловливает необходимость комплексного исследования технологий организации деятельности студенческих волонтерских объединений в вузах.

Цель статьи - раскрыть содержание технологий организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета.

Изложение основного материала исследования. В настоящее время волонтерская деятельность представлена в системе высшего образования довольно разнообразно. По мнению исследователей, наиболее оптимальной для студентов по степени длительности и стабильности социального эффекта является проектная волонтерская работа, имеющая ограниченный срок выполнения, обладающая конкретностью решаемых задач и не предполагающая высокую регулярность работ [4].

В своем исследовании мы склонны рассматривать студенческую волонтерскую деятельность как одно из средств процесса социального воспитания личности современного студента, мы понимаем под ней своего рода активную социальную практику по освоению опыта социальной жизни. В процессе социальной практики у студентов формируются общекультурные компетенции, обеспечивающие личностное духовное развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, а дополнительным положительным эффектом выступает также развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, направленных на построение успешной карьеры в определенной профессиональной сфере - психолог, социальный работник, юрист, медицинский работник, педагог, и т.д. [2] (рис. 1).

В обосновании технологии организации деятельности студенческих волонтерских объединений мы будем опираться на технологический подход, рассматривающий волонтерскую деятельность как целенаправленную, наиболее оптимальную социально ориентированную деятельность, включающую совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели (Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова, и др.) [1].

Рисунок 1. Место социальной (волонтерской) практики в структуре образовательной подготовки

студента современного вуза

Отсюда технологии организации деятельности студенческих волонтерских объединений в современном вузе могут быть представлены как совокупность целей, обеспечивающих успешность добровольческой деятельности, достижение социальной миссии конкретного волонтерского объединения (отряда, центра).

Учитывая многообразие существующих видов добровольческой деятельности, мы не будем углубляться в анализ каждого из них, а остановимся более подробно на рассмотрении специфики организации именно социального волонтерства в вузах.

Данный вид волонтерской деятельности имеет особо важное значение, поскольку именно социальное волонтерство является эффективным средством процесса социального воспитания личности современного студента, проявления высоконравственных качеств - развития эмпатии, толерантности, гуманизма, альтруизма и милосердия к людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В данной статье акцент будет сделан на изучении особенностей реализации технологии организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета.

При организации волонтерской деятельности студентам следует знать основные психолого-педагогические особенности работы с данной категорией детей, специфику общения и взаимодействия с ними, а также этические нормы обращения к детям с инвалидностью и ОВЗ.

Технологии организации волонтерской работы с данной социальной категорией будут также иметь свои особенности, которые обусловлены: специфическими социальными проблемами детей-инвалидов и детей с ОВЗ, целями и задачами такой работы, а также мотивацией и установками самих волонтеров.

Отсюда можно выделить следующие технологии организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета:

1) Технологии привлечения волонтеров, включающие мотивацию, поощрение, систему организации работы волонтеров. Практика показывает, что наиболее оптимальным способом привлечения волонтеров к работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ будет целенаправленный набор, включающий информационные встречи в целевых аудиториях (например, для студентов, обучающихся на профильных направлениях подготовки), чтоб заранее информировать волонтеров о специфике работы с данной социальной категорией, учесть возможные трудности взаимодействиями с такими детьми.

2) Технологии обучения волонтеров - включают традиционные образовательные технологии воспитательной системы, организация волонтерской практики, проведение конкурсов социально значимых проектов для волонтеров, семинаров-тренингов, мастер-классов, конференций, форумов и т.д. Подобные мероприятия должны быть обязательно связаны с технологиями работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ, включать обучающие модули по психолого-педагогическим, правовым, социокультурным и организационным аспектам деятельности с данной категорией детей.

3) Технологии организации работы волонтеров во время мероприятия предполагают: вводный брифинг, обеспечение реквизитом, необходимым для работы волонтеров, координацию работы волонтеров на мероприятии, организацию работы волонтеров по функциям. Специфика реализации данной технологии обусловлена форматом мероприятия (форум/конгресс/конференция по проблемам инвалидности, конкурсы профессионального мастерства для лиц с инвалидностью, образовательные треки/интенсивы для представителей государственных структур и НКО, работающих с детьми с инвалидностью и ОВЗ, спортивные соревнования/чемпионаты по паралимпийскому спорту, и т.д.).

4) Технологии привлечения ресурсов для поддержки деятельности волонтерских объединений, куда относят технологии фандрайзинга. При реализации данной технологии на базе университета следует учитывать тот факт, что университеты в большинстве своем являются учреждениями системы высшего образования с бюджетным финансированием, и выделение финансовых средств на проведение благотворительных мероприятий для детей с инвалидностью и ОВЗ не входит в план финансово-хозяйственной деятельности вуза. В этой ситуации волонтерскому центру (отряду) предстоит осуществлять самостоятельный поиск пожертвований от физических и юридических лиц, организовывать благотворительные акции, образовательно-развлекательные мероприятия с участием потенциальных спонсоров, создавать социальную рекламу, использовать другие средства социального PR.

5) Технологии сопровождения волонтерской деятельности в вузе, которые выступают одной из важных задач волонтерского центра в современном вузе. Формами сопровождения выступают индивидуальные беседы со студентами-волонтерами, групповые консультации с волонтерскими командами, волонтерские форумы с участием руководства вуза (института, факультета) по вопросам инклюзивного образования и социально-педагогической работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ, учебно-методического и информационного обеспечения волонтерской работы, мотивации волонтерской деятельности.

Выводы. В заключение следует отметить, что содержание технологий организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета будет целиком зависеть, как от направленности социально-воспитательной политики университета, так и от целей и задач, поставленных перед волонтерским центром/отрядом, от соответствия целей волонтерского объединения и личных целей волонтеров. Ключевую роль в организации данной деятельности играет руководство вуза (института, факультета, кафедры), призванное обеспечить создание необходимых материально-технических условий для деятельности студенческих волонтерских объединений.

Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности руководителей студенческих волонтерских объединений, социально ориентированных молодежных НКО, работающих с детьми с инвалидностью и ОВЗ, экспертов при молодежных общественных советах и центров поддержки волонтерства при разработке и реализации мер региональной молодежной политики.

Аннотация. В статье авторами определено место социальной (волонтерской) практики в структуре образовательной подготовки студента современного вуза; выявлена специфика технологий организации студенческой добровольческой деятельности в работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ; проведен анализ пяти технологий организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета: технологии привлечения волонтеров, технологии обучения волонтеров, организации работы волонтеров во время мероприятия, фандрайзинга, технологии сопровождения волонтерской деятельности в вузе.

Ключевые слова: волонтерство, технологии организации студенческой добровольческой деятельности, дети с инвалидностью и ОВЗ, университет, фандрайзинг.

Annotation. In the article, the authors define the place of social (volunteer) practice in the structure of educational training of a student of a modern university; the specificity of technologies for organizing student volunteer activities in work with children with disabilities and disabilities was revealed; the analysis of five technologies for organizing student volunteer activities with children with disabilities and disabilities on the basis of the university was carried out: technologies for attracting volunteers, technologies for teaching volunteers, organizing volunteer work during an event, fundraising, technologies for supporting volunteer activities at a university.

Keywords: volunteering, technologies for organizing student volunteer activities, children with disabilities and disabilities, university, fundraising.

Литература:

1. Великанова Е.В. Добровольческие образовательные технологии: школа волонтеров // Вестник ТГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskie-obrazovatelnye-tehnologii-shkola-volonterov

2. Крутицкая Е.В. Организация волонтерского центра в вузе от компетенций к организационной структуре. - М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. - 162 с.

3. Официальный сайт добровольчества в РФ. URL: https://dobro.ru/analytics

4. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. - 2015. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-volonterstvo-osobennosti-deyatelnosti-i-motivatsii

УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕСПРИЗОРНОЙ МОЛОДЕЖИ -

ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

кандидат социологических наук, доцент Анникова Людмила Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); студентка 4 курса направления подготовки «Социальная работа» Рахманина Виктория Викторовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

Постановка проблемы. В отечественной и мировой практике одной из самых значимых проблем является безопасная социализация беспризорных и безнадзорных детей и подростков, значение которой заключается в обеспечении жизнестойкости личности как проявления ее способности не просто выживать в ситуации социальной неопределенности и риска, а развиваться и совершенствоваться, достигать успехов в личной, профессиональной и социальной сферах деятельностей.

В научном сообществе общепринятой является дефиниция беспризорных детей и подростков как такой социальной категории, для которой характерны отсутствие попечения и ухода со стороны родителей и государства, постоянного места жительства, позитивного рода деятельности и занятий, системного обучения и воспитания [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.