Научная статья на тему 'О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОЛОНТЕРСКИХ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ) ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОЛОНТЕРСКИХ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ) ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
490
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ (ВОЛОНТЁРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шульгина Т.А., Фомина М.И.

В исследовании рассматриваются технологии взаимодействия организаций социального обслуживания с волонтёрскими (добровольческими) организациями в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Одним из наиболее актуальных вопросов в сфере социального обслуживания является организация работы с волонтёрами (добровольцами) по предоставлению социальных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью. Предпринята попытка обобщения опыта взаимодействия социальных учреждений и волонтёрских организаций для придания этому взаимодействию мультипликативного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шульгина Т.А., Фомина М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INTERACTION OF VOLUNTEER ORGANIZATIONS WITH SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS FOR PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

The study examines the technologies of interaction between social service organizations and volunteer (volunteer) organizations in the process of social support for persons with disabilities and disabilities. One of the most pressing issues in the field of social services is the organization of work with volunteers (volunteers) to provide social services to people with disabilities and disabilities. An attempt was made to generalize the experience of interaction between social institutions and volunteer organizations to make this interaction multiplicative.

Текст научной работы на тему «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОЛОНТЕРСКИХ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ) ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

6

DOI: 10.21626/]-Лг/2021-2(27)/1 Социологические науки

УДК: 378.183+364.4

О взаимодействии волонтерских (добровольческих) организаций с учреждениями социального обслуживания лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

© Т.А. Шульгина, М.И. Фомина

Шульгина Т.А. - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России E-mail: shulginata@kursksmu.net

Фомина М.И.

России

бакалавр социальной работы ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В исследовании рассматриваются технологии взаимодействия организаций социального обслуживания с волонтёрскими (добровольческими) организациями в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Одним из наиболее актуальных вопросов в сфере социального обслуживания является организация работы с волонтёрами (добровольцами) по предоставлению социальных услуг лицам с ОВЗ и инвалидностью. Предпринята попытка обобщения опыта взаимодействия социальных учреждений и волонтёрских организаций для придания этому взаимодействию мультипликативного характера.

Ключевые слова: добровольность, добровольческая (во-№2 (27) 2021 лонтёрская) деятельность, межведомственное взаимодействие,

www i-chr com

технологии социального сопровождения, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность. Как показывает статистика, в 2021 году показатель инвалидов в России составляет около 11 миллионов человек. Реалии функционирования современного общества требуют и расширения мер социальной поддержки и социальной помощи лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Особая роль в данном направлении принадлежит волонтёрским (добровольческим) организациям в процессе социального сопровождения данной категории граждан. Развитие волонтёрской (добровольческой) деятельности граждан и организаций - одно из приоритетных направлений государственной политики РФ, что подтверждается основными положениями Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ» и др. [1].

Целью исследования явилось изучение технологий взаимодействия организаций социального обслуживания с волонтёрскими (добровольческими) организациями в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, поиск необходимых механизмов предоставления социальных услуг с помощью волонтёров. Объект исследования - волонтерская (добровольческая) деятельность в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ. Предмет исследования - технологии взаимодействия организаций социального обслуживания с волонтёрскими (добровольческими) организациями в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В основу гипотезы исследования положено представление о том, что наряду с большим накопленным опытом волонтёрских (добровольческих) практик в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ наблюдаются затруднения в системном и продуктивном взаимодействии волонтёрского (добровольческого) движения с организациями

социального обслуживания.

Анализ литературы показал, что существует значительное число работ, раскрывающих специфику добровольческой (волонтёрской) деятельности в социальной сфере. Анализ добровольческих практик в рамках различных научных направлений представлен в исследованиях социологов (Л.А. Кудринская, М.В. Певная, A.B. Шаповалов), педагогов (Л.Е. Сикорская, Л.В. Болотова), психологов (Е.С. Азарова, А.Б. Бархаев). Другую группу работ составляют исследования добровольческого движения с позиций социальной работы, социальной помощи и благотворительности (И.В. Антонович, Л.И. Иванова, Т.Н. Коваленко, О.В. Решетников, О.И. Холи-на, A.B. Хухлин, В.И. Шарин, C.B. Явон).

Анализ литературы позволяет заключить, что в Российской Федерации особое внимание развитию начался с конца 2000-х годов. С середины 2010-х г.г. государственные учреждения социальной защиты населения, осуществляющие работу с лицами ОВЗ и инвалидностью, стали прибегать к помощи волонтерских (добровольческих) организаций. Активизирующим фактором для государственных и муниципальных организаций выступил Год добровольца в России (2018 год), в рамках которого к различным проблемам добровольчества было привлечено внимание различных ведомств [2].

На современном этапе развития российского общества волонтёрское движение является актуальным и востребованным. В ряде субъектов РФ волонтёры объединяются в постоянно действующие сообщества; успешно реализуют социальные проекты в контексте социализации, профориентации, творческой реализации, решения социальных проблем лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Наиболее востребованной является деятельность волонтеров в детских домах, социальных приютах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, домах-интернатах для престарелых и комплексных центрах социального обслуживания населения [3]. В период пандемии помощь волонтерских

7

8

организаций стала детерминирующей в медицинских учреждениях.

К числу явных преимуществ услуг волонтеров в учреждениях социального обслуживания исследователи относят: использование различных технологий; ориентацию на адресную помощь; организованность, персонификацию; разнообразие предоставляемых волонтерами социальных услуг; использование новых подходов к работе с получателями социальных услуг. Не менее важной составляющей является экономичность волонтерской деятельности: более низкая стоимость услуг за счет минимизации административных расходов [4, С. 151153].

По степени вовлеченности в деятельность социального учреждения исследователи выделяют следующие три основные группы волонтеров:

1) постоянные волонтёры, предоставляющие социальные услуги на регулярной основе; систематическая деятельность волонтера выражается в оказании помощи и предоставлении услуг одним и тем же подопечным учреждения несколько раз в неделю или месяц в течение длительного времени. Исследователи отмечают, что потребность социальных учреждений в регулярных и долгосрочных волонтёрских социальных программах востребована;

2) временные волонтеры;

3) волонтёры, участвующие в разовых мероприятиях (участие в добровольческих акциях, обслуживание семинаров, конференций, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах). Ввиду сложности регулярного волонтерства в организациях социального обслуживания чаще добровольцы взаимодействуют с данными учреждениями на разовых мероприятиях

[5].

В большинстве организаций социальной сферы присутствуют все три группы добровольцев. Задачей учреждения является постоянно мотивировать этих людей. Для этого требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.

Отметим, что, несмотря на указанную в законодательных актах необходи-

мость развития организации работы с добровольцами, учреждения социального обслуживания в своей практической деятельности столкнулись с отсутствием нормативно-правовой базы, позволяющей как привлекать добровольцев к предоставлению социальных услуг, так и организовывать на законных основаниях труд добровольцев на местах.

Так, например, нет типовых форм положений о добровольческой деятельности, форм договоров с добровольцами, договоров об ответственности и т.д. Обязанность по разработке данных, правовых документов, как правило, возлагается на само учреждение, привлекающее к своей работе по предоставлению гражданам социальных услуг добровольцев. Таким образом, организация попадает в определенную зону правового риска, что является аргументом в пользу отказа от работы с добровольцами.

Следующим проблемным вопросом, с которым сталкиваются учреждения, является вопрос о поиске и проверке добровольца: его компетентности, квалификации, практических навыках, имеющихся документах, медицинских противопоказаниях и пройденных обучениях. Сами организации социального обслуживания не могут получить всю необходимую информацию об обратившемся потенциальном добровольце. Таким образом, организации вынуждены брать риск за действия данного добровольца на себя. Поэтому добровольцы привлекаются не так часто и, как правило, на разовые мероприятия с участием представителей организации: воспитателей, культорганизаторов, специалистов по социальной работе.

Но, если все же в учреждениях социальной помощи семье и детям, несмотря на существующие проблемы взаимодействия, привлекаются добровольцы, то в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста это является очень проблематичным. Посторонний человек, каковым является доброволец, не может быть привлечен к работе самостоятельно. Не существует методических рекомендаций либо типового перечня услуг,

которые могут выполнять добровольцы в организациях социального обслуживания [6, с.31].

На сегодняшний день сформировался ряд технологий взаимодействия организаций социального обслуживания с волонтёрскими (добровольческими) организациями в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ. Однако стоит отметить, что сегодня организации социального обслуживания, находятся в жестких законодательных рамках, контролируются органами власти различного уровня и имеют затруднения при привлечении добровольцев к предоставлению социальных услуг населению.

Нормативно-правовая база, на которой основывается взаимодействие организаций социального обслуживания с волонтёрскими (добровольческими) организациями в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ, обширна, однако, требует развития межведомственное взаимодействие, необходимо поднимать имидж добровольческой деятельности, в учреждениях социального обслуживания разрабатывать локальные документы, составлять соглашения и договоры с социально ориентированными НКО, бизнес-структурами, ведомствами и иными заинтересованными организа-

циями, на основании которых будет осуществляться волонтёрская (добровольческая) деятельность.

В рамках нашего исследования был проведён экспертный опрос по изучению оценки эффективности технологий взаимодействия организаций социального обслуживания с волонтёрскими (добровольческими) организациями в процессе социального сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ в городе Курске и Курской области. Опрос проводился в марте 2021 года в дистанционной форме (с использованием Google Формы). В качестве экспертов выступили 29 специалистов социальной сферы. Респонденты представили 28 организаций социального обслуживания. Часть респондентов являются исполнителями определенных функций по социальному сопровождению данной категории (17 человек), другие (12 человек) отвечают за планирование, координацию и контроль над данным процессом.

При планировании добровольных работ в социальном учреждении важно понимать и, самое главное, определиться с моделью организации волонтерства (добровольчества). Всего можно выделить 4 модели организации волонтерства (добровольчества) в социальном учреждении:

9

] MU.IiMb

Учреждения сами организую] волонтеров

2 модель

Учреждения работают с волонтерскими центрами

3 модель

Учреждения работают с НКО, которые организуют волонтеров

4 модель

Учреждения работают с учебными заведениями,

которые организуют волонтеров

Рис. 1. Модели организации волонтерства (добровольчества) в социальном учреждении

Согласно результатам проведенного социологического исследования, социальные учреждения Курского региона отдают предпочтение моделям организации волонтёрства в следующем соотношении:

общили о наличии функционирующего волонтёрского отряда при учреждении; 13,8% утверждают, что учреждениям на постоянной основе оказывает помощь волонтёрский отряд, созданный при другом

58,6% ответили, что учреждения, которые учреждении (вуз, общественная организа-

они представляют, получают периоди- ция и т.п.); 3,4% - одно учреждение заклю-

ческую помощь от разных волонтёрских чило соглашения с физическими лицами,

(добровольческих) объединений; 24,1% со- организациями.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что организация социального обслуживания имеет опыт

взаимодействия с волонтёрскими (добровольческими) организациями.

Каким образом учреждение социального обслуживания, в котором Вы работаете, взаимодействует с волонтерскими (добровольческими) организациями?

29 ответов

10

Г 58,6%

/1 24,1%

^ 13,8% А

Г

есть функционирующий волонтерский отряд при учреждении на постоянной основе оказывает помощь волонтерский отряд, созданн. периодическая помощь от разных волонтерских (добро.. Заключены соглашения с физическими лицами и орга...

Рис. 2. Характеристика взаимодействия учреждений социального обслуживания Курской области с волонтёрскими (добровольческими) организациями

волонтёров (добровольцев) учреждениям социального обслуживания лиц с ОВЗ и инвалидностью получила широкое рас-

На вопрос о видах помощи, которые оказывают волонтёрские (добровольческие) организации учреждениям социального обслуживания, ответы респондентов распределились следующим образом: организация досуга подопечных (праздники, концерты, постоянный ежедневный досуг) - 58,6%; содействие в организации мероприятий - 55,2%; уборка прилегающей территории - 20,7%; помощь в уходе за подопечными - 17,2%; помощь персоналу в уборке и ремонте помещений - 13,8%; прогулки с подопечными - 6,9%; обучение и развитие подопечных - 6,9%.

Проведенный опрос выявил, что основными представителями волонтёр-ства (добровольчества), оказывающими помощь учреждениям социального обслуживания в Курской области являются лица, имеющие высшее образование (37,9 %) и студенты (31,0 %), 13,8% респондентов указали, что помощь оказывают школьники; 10,3 % - пожилые люди (геронто-во-лонтёры); 3,4 % - социальные работники и 3,4 % ответили, что волонтёрами являются лица разного возраста, а также лица с ОВЗ и инвалидностью.

Полученные результаты подтверждают, что на сегодняшний день помощь

пространение и большинство учреждений имеют в качестве помощников не менее 10 волонтёров (помощников).

Согласно результатам нашего исследования, 62,1 % респондентов ответили, волонтёры (добровольцы) тратят на помощь организациям социального обслуживания «менее 3 часов в неделю»; 37,9 % испытуемых - «3-5 часов в неделю».

На вопрос об уровне подготовки волонтёров (добровольцев) 48,3% респондентов ответили, что определенных навыков, знаний особенностей взаимодействия с лицами с инвалидностью и ОВЗ недостаточно и требуется их формирование; 41,4% оценивают уровень подготовки волонтёров как высокий, 3,4% опрошенных утверждают, что подготовка к волонтерской деятельности остается на низком уровне; 3,4 % респондентов считают, что подготовка к волонтерской деятельности отсутствует; 3,4% участников опроса считают, что при оказании такого рода помощи подготовка не нужна.

Волонтёрская (добровольческая) помощь организациям социального

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос по организациям социального обслуживания

обслуживания возможна при грамотном информировании населения: 69,0 % респондентов считают уровень информирования достаточным, 31,0 % участников исследования уровень информированности отмечают как недостаточный.

Согласно результатам нашего исследования, информирование

населения о возможности волонтёрской (добровольческой) деятельности

в учреждениях социального

обслуживания лиц с инвалидностью и ОВЗ в Курской области осуществляется в основном через такие информационные каналы, как сайт учреждения (75,9 %), социальные сети (69,0 %). По мнению 6,9 % респондентов, информирование осуществляется путем подачи объявлений на различных ресурсах. Такое же количество респондентов (6,9 %) эффективность информирования населения о возможности волонтёрской (добровольческой) деятельности

в учреждениях социального

обслуживания лиц с инвалидностью и ОВЗ в Курской области связывают с проведением различных мероприятий. Эффективность информирования

населения выделяют при личном обращении лишь 3,4 % испытуемых.

Как показывают результаты нашего исследования, что, несмотря на положительные тенденции развития волонтёрской деятельности, в организациях социального

обслуживания существует ряд проблем, которые требуют своего решения. Так, мнения респондентов о

временным затратам на помощь

причинах, препятствующих вовлечению населения в волонтёрскую деятельность, распределились следующим образом: психологическая неготовность к общению с инвалидами и лицами с ОВЗ - 55,2%, нехватка времени - 48,3%, отсутствие желания - 27,6%, отсутствие имиджа волонтёрской деятельности - 17,2%, равнодушие к проблемам общества - 13,8%, боязнь неудачи во взаимодействии с инвалидами и лицами с ОВЗ - 6,9%, 3,4% респондентов считают, что таких причин нет.

Анализ результатов исследования показал, что в качестве мер по привлечению добровольческих

(волонтёрских) ресурсов в оказание социальных услуг инвалидам и лицам с ОВЗ предлагают респонденты: 1) создание добровольческих центров (обучение, формирование отрядов и т.д.) - 75,9%; 2) использование ресурсов СМИ - 58,6%; 3) встречи сотрудников учреждения социального обслуживания с целевой аудиторией - 31,0 %.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что в организациях социального обслуживания Курского региона успешно осуществляется система взаимодействия с

волонтерскими (добровольческими) объединениями. Сотрудники

организаций социального обслуживания лиц с ОВЗ и инвалидностью высоко оценивают помощь волонтёров (добровольцев). Лица с ОВЗ и с инвалидностью так же имеют высокий уровень удовлетворенности

11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оказываемыми услугами. Основные функции волонтёров (добровольцев) в рамках данного взаимодействия, как показывает практика, - организация досуга и проведение мероприятий для лиц с ОВЗ и инвалидов. Волонтёрская (добровольческая) помощь оказывается постоянно, в основном людьми зрелого возраста, с высшим образованием и студентами. Наряду с имеющимся накопленным опытом взаимодействия учреждений социального обслуживания

ЛИТЕРАТУРА

с волонтёрами (добровольцами) имеется такие проблемы, как недостаточный уровень подготовки к общению с инвалидами и лицами с ОВЗ; препятствия вовлечению населения в волонтёрскую деятельность; недостаточность качественной

информационно-методической базы волонтёрства (добровольчества) и ограниченность возможностей обмена положительным опытом.

12

1. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ docjaw_7495/ (дата обращения: 21.04.2021). - Текст: электронный.

2. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ». -URL: http://base.garant.ru/6726429 (дата обращения: 22.04.2021). - Текст: электронный.

3. Методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/456037505 (дата обращения: 27.03.2021). - Текст: электронный.

4. Алещенок С.В. Социальное добровольчество в России: состояние и перспективы развития / С.В. Алещенок // Ценностный мир современной молодежи: на пути интеграции. — М.: Социум, 2004. — С. 151-153.

5. Методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/456037505 (дата обращения: 12.04.2021). - Текст: электронный.

6. Волонтёры и государственные социальные учреждения. — URL: https:// www.daniloycy.ru/2015/06/yolontery-y-co-cialnoy-sfere/ (дата обращения: 17.04.2021). -Текст: электронный.

ON THE INTERACTION OF VOLUNTEER ORGANIZATIONS WITH SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS FOR PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

© Tatiana A. Shulgina, Marina I. Fomina

Tatiana A. Shulgina — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Work and Life Safety Kursk State Medical University

E-mail: shulginata@kursksmu.net

Marina I. Fomina — Bachelour of Social Work, Kursk State Medical University. Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation

ABSTRACT

The study examines the technologies of interaction between social service organizations and volunteer (volunteer) organizations in the process of social 13

support for persons with disabilities and disabilities. One of the most pressing issues in the field of social services is the organization of work with volunteers (volunteers) to provide social services to people with disabilities and disabilities. An attempt was made to generalize the experience of interaction between social institutions and volunteer organizations to make this interaction multiplicative.

Keywords: voluntariness, volunteer (volunteer) activity, interdepartmental interaction, technologies of social support, persons with disabilities

REFERENCE

1. Federal Law of 11.08.1995 No. 135-FZ "On Charitable Activities and Volunteering (Volunteering)". - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_docjaw_7495/ (date of access: 21.04.2021). - Text: electronic.

2. Order of the Government of the Russian Federation of July 30, 2009 No. 1054-r "On the Concept of Assistance to the Development of Charitable Activities and Volunteering in the Russian Federation". - URL: http://base.ga-rant.ru/6726429 (date of access: 22.04.2021). - Text: electronic.

3. Methodological materials on attracting and organizing volunteers and volunteer organizations by state and municipal institutions. - URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/456037505 (date of access: 27.03.2021).

- Text: electronic.

4. Aleshenok, S.V. Social volunteering in Russia: state and development prospects / S.V. Aleshchenok // The world of values of modern youth: on the path of integration. - M .: Soci-um, 2004. - S. 151-153.

5. Methodological materials on attracting and organizing volunteers and volunteer organizations by state and municipal institutions. - URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/456037505 (date of access: 12.04.2021).

- Text: electronic.

6. Volunteers and government social institutions. - URL: https://www.danilovcy. ru/2015/06/volontery-v-cocialnoy-sfere/ (date of access: 17.04.2021). - Text: electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.