Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ОВЗ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С КАТЕГОРИЙ ЛИЦ С ОВЗ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / VOLUNTEER ACTIVITY / VOLUNTEER MOVEMENT / VOLUNTEER ACTIVITY WITH CATEGORIES OF PEOPLE WITH DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MENTORING / PROFESSIONAL CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айдаров В.И., Федулова И.В., Калимуллина О.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования научно-методических основ психолого-педагогического сопровождения волонтерского движения, осуществляющего помощь людям с ОВЗ. Только подготовленный профессионально и психологически волонтер способен оказывать качественную помощь. Рассмотрен аспект подготовки студентов-медиков к волонтерской деятельности. Авторами выделены базовые характеристики эффективных волонтеров и факторы, обусловливающие развитие комплекса профессиональных знаний, формирование мотивации к освоению своей будущей специальности у студентов-медиков. Отражена специфика социальной аудитории людей с ОВЗ, с которой работают медики-волонтеры, и представлены положительные последствия такого взаимодействия. Описана система психолого-педагогического наставничества, влияющего на становление личностных и профессиональных ориентиров будущих работников медицинской сферы. Статья предназначена для психолого-педагогических работников, сотрудников высших учебных заведений, работающих с молодежью, руководителей образовательных организаций, молодых ученых, руководителей и членов добровольческих объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айдаров В.И., Федулова И.В., Калимуллина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE VOLUNTEER MOVEMENT AIMED AT THE CATEGORY OF PEOPLE WITH DISABILITIES

The relevance of the article is due to the need to form scientific and methodological foundations of psychological and pedagogical support for the volunteer movement that helps people with disabilities. Only a professionally and psychologically trained volunteer is able to provide high-quality assistance. The article considers the aspect of training medical students to volunteer activities. The authors highlight the basic characteristics of effective volunteers and the factors that determine the development of a complex of professional knowledge, the formation of motivation for the development of their future specialty in medical students. It reflects the specifics of the social audience of people with disabilities, with which medical volunteers work, and presents the positive consequences of such interaction. The article presents a system of psychological and pedagogical mentoring that affects the formation of personal and professional orientations of future medical workers. The article is intended for psychological and pedagogical workers, employees of higher educational institutions working with young people, heads of educational organizations, young scientists, managers and members of voluntary associations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПОМОЩЬ ЛИЦАМ С ОВЗ»

УДК 376

Психолого-педагогическое сопровождение волонтерского движения, направленного на помощь лицам с ОВЗ

Psychological and pedagogical support of the volunteer movement aimed at the category of people with disabilities

Айдаров В.И., заведующий отделением реабилитации Республиканской клинической больницы, aidarov_vladimir@mail.ru

Федулова И.В., Казанский государственный медицинский университет, uvr_kgmu@mail.ru Калимуллина О.А., Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, olca.1970@mail.ru

Aidarov V., Head of the Department of Rehabilitation of the Republican Clinical Hospital, aidarov_vladimir@mail.ru

Fedulova I., К/azan state medical university, uvr_kgmu@mail.ru

Kalimullina O., Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, olca.1970@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.031

Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтерское движение, волонтерская деятельность с категорий лиц с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная карьера.

Keywords: volunteer activity, volunteer movement, volunteer activity with categories of people with disabilities, psychological and pedagogical mentoring, professional career

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования научно-методических основ психолого-педагогического сопровождения волонтерского движения, осуществляющего помощь людям с ОВЗ. Только подготовленный профессионально и психологически волонтер способен оказывать качественную помощь. Рассмотрен аспект подготовки студентов-медиков к волонтерской деятельности. Авторами выделены базовые характеристики эффективных волонтеров и факторы, обусловливающие развитие комплекса профессиональных знаний, формирование мотивации к освоению своей будущей специальности у студентов-медиков. Отражена специфика социальной аудитории людей с ОВЗ, с которой работают медики-волонтеры, и представлены положительные последствия такого взаимодействия. Описана система психолого-педагогического наставничества, влияющего на становление личностных и профессиональных ориентиров будущих работников медицинской сферы. Статья предназначена для психолого-педагогических работников, сотрудников высших учебных заведений, работающих с молодежью, руководителей образовательных организаций, молодых ученых, руководителей и членов добровольческих объединений.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to form scientific and methodological foundations of psychological and pedagogical support for the volunteer movement that helps people with disabilities. Only a professionally and psychologically trained volunteer is able to provide high-quality assistance. The article considers the aspect of training medical students to volunteer activities. The authors highlight the basic characteristics of effective volunteers and the factors that determine the development of a complex of professional knowledge, the formation of motivation for the development of their future specialty in medical students. It reflects the specifics of the social audience of people with disabilities, with which medical volunteers work, and presents the positive consequences of such interaction. The article presents a system ofpsychological and pedagogical mentoring that affects the formation of personal and professional orientations of future medical workers. The article is intended for psychological and pedagogical workers, employees of higher educational institutions working with young people, heads of educational organizations, young scientists, managers and members of voluntary associations.

Введение. Сегодня, когда волонтерское претерпевая различного рода изменения,

движение меняет свою сущностную основу, связанные с современной социальной парадигмой

в мире, становится особенно актуальным вопрос, связанный с изучением и анализом процесса психолого -педагогического волонтерского

сопровождения лиц, которые в нем нуждаются. Учитывая тот факт, что в современных условиях одним из основных направлений волонтерства является работа с людьми с ОВЗ, ставится очевидным, что без психолого-педагогической коррекции работы волонтёров с этой категорией населения просто не обойтись.

В чем же заключается психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение процесса работы волонтеров, наверное, с самой сложной категорией - людей с ОВЗ? Таким вопросом сегодня задаются многие исследователи, ученые, медики, педагоги, психологи.

Безусловно, отвечая на поставленный вопрос можно утверждать, что поднятая тема является междисциплинарной, затрагивая не только область психолого-педагогического знания, но и области медицины, социально-культурной деятельности и другие. Вопрос по своей сущности - полипарадигмальный, так как на сегодняшний день в связи со сменой парадигмального знаниевого поля в педагогической науке очень сложно иметь однополярные мнения по вопросам, включенным по своей сути, в междисциплинарную научную сферу.

Материалы и методы исследования. Наиболее корректно термины «психолого-педагогическое обеспечение и сопровождение» работы по направлению, связанному со становлением молодого поколения, проработаны А.А. Вербицким [4], Э.Ф. Зеером [5], И.В. Гайдомашко [10].

Согласно их воззрениям, психологическое сопровождение и обеспечение являются целостным процессом воспитания субъекта, включающим его изучение, формирование, развитие и коррекцию.

Научное обоснование теоретических и практических вопросов социально-

педагогической основы поддержки личности рассматриваются в теоретических разработках отечественных и зарубежных психологов и педагогов: А.И. Донцова [10], ВШ. Масленниковой [1], О.А. Калимуллиной [6], П.Н. Осипова [10]. Анализ исследований в сфере волонтерства приводит нас к выводу о том, что психолого-педагогическое сопровождение

волонтерского движения в процессе личностно-профессиональной ориентации студенческой молодежи представляет собой комплекс взаимосвязанных личностно-ориентированных направлений психолого-педагогической

деятельности по волонтерскому сопровождению лиц, которым необходима социализация и адаптация.

С помощью данного комплекса, личность, включенная в процесс общения с волонтерами, выстраивает более социализированную стратегию поведения, которая гармонизирует

взимоотношения с окружающими миром,что позволяет совметсть две

стороны - приспособительную и развивающую.

Один из авторов статьи, В.И. Айдаров, ранее рассматривая процесс психолого-педагогического сопровождения волонтерского движения в процессе личностно-профессиональной

ориентации как обеспечение процесса оптимизации качества жизни молодых людей, в данном процессе предлагает выделить несколько основных этапов: рефлексивный,

диагностический, поисковый, деятельностный, консультативно-проективный [3]. Мы полагаем, что к общим универсальным функциям волонтеров относятся такие, как: формирующая, рефлексивная, адаптивная, информационно-коммуникативная, диагностическая.

Основная масса добровольцев - это студенты, так как именно «Студенчество, по сравнению с другими группами населения, отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным присвоением ценностей культуры и высоким уровнем учебно-познавательной деятельности» [7]. Волонтерская деятельность, безусловно, формирует у студента-медика высокую гражданскую активность. По мнению профессора О.А. Калимуллиной: «Гражданская активность связана с желанием включаться в общественные преобразования, стремлением найти свое место. Гражданская активность - это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который должен пройти сегодня молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны» [6].

В рамках исследования нами рассматривается особая категория самих волонтеров - студенты медицинского вуза (далее - студенты-медики). Все вышеперечисленные функции волонтёрского движения, способствуют адаптации лиц, нуждающихся в волонтерском уходе, а сами волонтеры-медики, могут ощутить развивающий комплекс знаний, направленный на освоение своей будущей специальности. Кроме того,

комплекс возможностей в процессе осуществления волонтёрской деятельности обеспечивает формирование и развитие у студента-медика набора личностных качеств и компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту и обладающему высоким уровнем конкурентоспособности.

В работе нами используются теоретические методы анализа и синтеза научной литературы, обобщения, классификации, а также результаты многолетней практики авторов статьи в рамках волонтерской деятельности.

Результаты. Волонтерскую деятельность, в которую вовлечены студенты-медики, мы разделяем на несколько профессиональных сегментов внутри общей системы добровольческой работы.

Во-первых, это волонтер, выполняющий обязанности социального работника, который может оказать моральную поддержку нуждающемуся человеку, а также помочь в бытовом плане тем, кто в этой помощи нуждается. Чаще всего, это незащищенные слои населения (инвалиды, престарелые граждане, дети-сироты и другие категории нуждающихся), люди с ОВЗ. Назовем такую общность добровольцев - социальные волонтеры.

Во-вторых, волонтеры могут также оказывать психологическую поддержку категориям лиц, находящихся в тяжелом психологическом состоянии, например, нервного расстройства, вызванного различными факторами как объективными (эпидемии, войны, стихийные бедствия), так и субъективными факторами (конфликты в семье, личные проблемы), депрессивные состояния, которые часто наблюдаются у людей с ОВЗ. К этому направлению волонтерской деятельности можно применить термин социально-медицинское волонтерство. Волонтеры этого направления должны хорошо разбираться в основах психологии, а иногда и психиатрии. Именно, социально-медицинское направление

волонтерской деятельности высоко оценивается на современном этапе, а широкий масштаб эта деятельность приобрела благодаря

Всероссийскому общественному движению «В олонтеры -медики».

Третье направление - волонтерство в сфере охраны здоровья - включает в себя: помощь медицинскому персоналу в больницах, бригадам скорой медицинской помощи; содействие в медицинском обеспечении на массовых мероприятиях различного уровня; содействие при оказании медицинских услуг, осуществление

специального и общего ухода; пропаганду здорового образа жизни и профилактику различных заболеваний, в том числе и социально значимые; пропаганду кадрового донорства крови и ее компонентов; содействие профориентации школьников и знакомство с медицинской профессией; информационную,

консультационную, психологическую,

просветительскую, досуговую и иную поддержку пациентов и их родственников [11].

В период пандемии коронавируса (COVГО-2019), когда нагрузка на клиники и медицинский персонал, социальных работников резко возросла, появилось новое направление волонтерской помощи, которое объединило в себе социальное и медицинское волонтерство (это четвертый тип волонтерства).

В особенно тяжелом положении в этот период оказались пожилые и люди с ОВЗ, которым остро необходима была волонтерская помощь разного рода. Волонтеры занимались таким видом помощи, как доставка лекарственных средств по льготным рецептам, оказание помощи пожилым и маломобильным гражданам в рамках Всероссийской акции «МыВместе», оказывали помощь ветеранам и пожилым сотрудникам в рамках медико-социальной программы «Наш ветеран».

Конечно, при выборе зоны ответственности для волонтера-медика учитываются не только требования и функционал конкретного мероприятия, проекта или учреждения, но и потребность в осуществлении той или иной волонтерской миссии самого добровольца, так как принцип добровольности должен всегда стоять в основе деятельности любого волонтера. При выборе функциональной позиции для волонтера (студента-медика) учитывается также и его опыт. Волонтер, изучающий медицину не первый год, имеет возможность выбрать функцию помощника медицинского персонала в медицинском учреждении или помогать при проведении масштабного мероприятия. Волонтеры-медики, например, могут

осуществлять термометрию, доставлять инструменты для стерилизации, осуществлять навигацию пациентов, доставлять результаты анализов из лаборатории, оказывать помощь в уходе за лежачими пациентами.

Волонтеры без медицинского образования или знакомые лишь с азами профессии могут участвовать в организации досуга для пациентов больницы и их родственников, проводить различные тематические занятия, помогать в наведении порядка на территории медицинского учреждения. Многие начинающие волонтеры,

мечтающие стать медицинскими работниками, через такую деятельность познают ежедневную сущностную составляющую профессии, приобретают жизненный и профессиональный опыт, проходят своего рода проверку на прочность. Ведь волонтерская деятельность - это реальный опыт погружения в профессию, способ понять и ощутить атмосферу будущей профессиональной сферы - общения с пациентами, работы в рамках медицинского учреждения и по медицинским нормам.

Волонтерская деятельность студентов-медиков разнообразна и не ограничивается работой в медицинских организациях, важная составляющая добровольчества - это активная работа по санитарному просвещению: акции по профилактике распространенных заболеваний; пропаганда здорового образа жизни и многое другое. Основная цель подобной работы - сформировать у людей новое позитивное мышление, основанное на стремлении к здоровью.

Также студенты-медики оказывают помощь при проведении спортивно-массовых на функциональном направлении «Медицинское обеспечение» - это направление еще обозначается как «волонтерство на массовых мероприятиях». Здесь функция волонтера заключается в мониторинге ситуации на трибунах и при выявлении проблемных ситуаций волонтер осуществляет вызов бригады медиков для оказания профессиональной помощи.

Таким образом, мы видим, что функционал волонтеров-медиков очень разнообразен. Волонтер должен обладать множеством моральных и профессиональных качеств и, самое главное, уметь их применять. И здесь на первый план выходит необходимость психологической подготовки волонтеров для реализации всех вышеописанных функций.

Раскроем ряд базовых характеристик волонтеров - личностных качеств, которые должны присутствовать у волонтера при осуществлении волонтерской деятельности:

- эмпатийность - доброволец должен ориентироваться на человека, которому он оказывает помощь, понимать его потребности и максимально стремиться их удовлетворить. Собственный эмоциональный фон волонтер должен сохранять стабильным, сдержанным, уметь четко его контролировать, чтобы не нанести излишний вред пациентам. Личные желания волонтер также должен отодвигать на второй план, в том случае, если они не совпадают с интересами пациента;

- открытость - волонтер должен демонстрировать доброжелательное по отношению к другим поведение, но при этом не стремиться к уступчивости. Принимать доводы оппонента и руководствоваться ими вне зависимости от личных взглядов волонтера. Открытость по отношению к другим, стремление наладить контакт, уметь расположить к себе. Волонтер должен демонстрировать хорошее воспитание и умение держаться;

- активность и выносливость - доброволец не должен терять самообладание и выдержку даже в сложных и непонятных ситуациях, должен уметь преодолевать возникшие сложности и стремиться найти верное решение при выполнении любого сложного задания и не останавливаться перед препятствиями, быть инициативным, энергичным при выполнении поставленных задач и при взаимодействии с людьми;

- коммуникативность - доброволец должен обладать способностью не только четко и ясно мыслить, но и максимально лаконично и информативно консультировать человека, обратившегося к нему за помощью или советом;

- способность к самовыражению -доброволец должен владеть современными коммуникативными средствами, как социальные сети, компьютерные программы и приложения для организации онлайн конференций и умело их применять для организации своей деятельности.

Стоит заметить, что далеко не каждый волонтер обладает всем перечисленным набором необходимых качеств, однако, грамотная система обучения, в которую входит блок психолого-педагогического сопровождения, способен в значительной мере усовершенствовать компетентностный набор студента-медика в целях оказания качественной помощи нуждающимся лицам.

Важно отметить, что к факторам, оказывающим влияние на становление личности волонтера, будущего врача, помимо вышеперечисленных, можно отнести влияние общества и совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство; государство, в свою очередь, как звено политической системы общества, которое обладает властными функциями [9].

Сегодня современная социоэкономическая, социополитическая и социокультурная ситуация в России представлены глубокими структурными

сдвигами, которые являются последствием глобальных общемировых процессов. Окружающий мир стремительно изменяется в различных плоскостях, трансформируется система сложившихся ценностей, происходит трансформация классических общественных институтов, работоспособность многих прежних регуляторов оказвается несостоятельной; общество активно ищет для себя новые парадигмы развития. И во всех этих процессах наибольшие сложности испытывают социально неадаптированные слои населения, к которым относятся люди с ОВЗ. Им сложно принять быстрые изменения, из-за чего обостряется депрессивные настроения, усиливается ощущение зависимости от окружающих, появляются агрессивные проявления характера, приводящие в итоге к самоизоляции от социума и повышенному напряжению взаимоотношений с другими гражданами. Решение основных социальных проблем людей с ОВЗ позволит во многом изменить не только статусное положение этой категории населения, но и сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, а также стабилизировать трудовые ресурсы страны. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации и реабилитации в социуме лиц с ОВЗ является одной из важнейших социальных задач [2].

Айдаров В.И. в контексте своего психолого-педагогического исследования рассматривает качество жизни как категорию душевного равновесия, гармоничного баланса между возможностями и потребностями человека с ОВЗ, которая необходима для формирования субъективных ценностных установок, способствующих возникновению потребности в активных действиях в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации [2]. С помощью комплекса психолого-педагогических средств, механизмов и технологий, основой которых является привлечение волонтерской помощи, люди с ОВЗ смогут более эффективно формировать новые способы поведения, развить способность более активно воспринимать происходящие стремительные изменения, не утратить способность гармоничного

выстраивания отношений с окружающими и повысить стремление к собственной самореализации.

Под психолого-педагогическим

сопровождением личности с ОВЗ мы понимаем ее защиту от искажающих и разрушающих факторов окружающей среды и помощь в нахождении самостоятельного решения социально-педагогических и психологических

проблем в различных жизненных ситуациях, восстановлении, укреплении и развитии ее внутренних возможностей на основе интеграции усилий и способностей личности и социальных институтов [1].

Очевидно, что работа в этом направлении требует особой подготовки студентов-медиков в рамках осуществления ими волонтерской деятельности. Полагаем, что наиболее продуктивной в этом аспекте может стать организация системы наставнической деятельности в волонтерской работе. Наставничество - эффективная форма личностного развития как подопечного, так и наставника. Реализация и организация наставничества - это комплекс педагогических воздействий, который может рассматриваться как педагогическая система со своими структурными компонентами [12].-Наставничество применяется различными людьми для разных целей, в нашем случае выстраивается логическая цепочка организационно-педагогического взаимодействия в профессиональной и волонтерской социальной деятельности [8]. Наставники получают возможность, выполняя свою работу эффективно, без помех и приемлемо для всех взаимодействующих сторон, привлекать в качестве помощников студентов-медиков, которые одновременно овладевая азами медицинской профессии, выполняют

добровольческие функции с максимальной пользой для социума через цепочку «организация ^ наставник ^ студент-волонтер ^ подопечный». В современном медицинском вузе сегодня преподаватели и ординаторы очень часто совмещают свою педагогическую деятельность с практикой в медицинских учреждениях. Например, в условиях пандемии именно эта интегрированная деятельность педагогов-врачей-практиков, ординаторов-молодых врачей сыграла важную организационно-педагогическую роль в процессе вовлечения студентов-медиков в социальную добровольческую деятельность.

Наставническая деятельность - одна из важнейших форм воздействия на поведение студента-медика, который, находясь рядом, может видеть своего наставника не только, как преподавателя, но и в ситуации, сложной, экстремальной, когда преподаватель-врач демонстрирует на личном примере все лучшие не только профессиональные, но и человеческие, нравственные, гражданские качества. Установки и ценности наставника волонтерской деятельности направлены на формирование через личный пример основных социально-гражданских качеств его студента, волонтера,

который находится рядом в сложной ситуации. Эта ситуация является поводом и основанием для улучшения социальной адаптации и решения сложившихся проблемных ситуаций для волонтера - студента, молодого человека.

Как известно, сущностная составляющая любого процесса наставничества является двусторонним процессом: с одной стороны -деятельность наставника, с другой -деятельность студента-волонтера. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей

организационно-педагогического взаимодействия. Конечно, студентам не всегда легко сделать первый шаг, преодолеть страх перед определённой неизвестностью, иногда, и перед серьезной угрозой для здоровья, но именно личный пример наставника, в данном процессе практически всегда позволяет студенту-волонтеру пройти точку бифуркации и утвердиться во мнении, что его деятельность действительно важна, несмотря на тот страх за собственное здоровье, который испытывал каждый волонтер, приходя в медицинское учреждение.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение волонтерского движения в процессе личностно-профессиональной

ориентации студенческой молодежи создает возможности для оптимизации личных, профессиональных качеств волонтеров, помогает становлению гражданских позиций у студента-волонтера-медика.

Заключение. Авторами статьи выделены базовые характеристики эффективных волонтеров и факторы, обусловливающие развитие комплекса профессиональных знаний,

формирование мотивации к освоению своей будущей специальности у студентов-медиков. Отражена специфика социальной аудитории людей с ОВЗ, с которой работают медики-волонтеры, и представлены положительные последствия такого взаимодействия. Представлена система психолого-

педагогического наставничества, влияющего на становление личностных и профессиональных ориентиров будущих работников медицинской сферы.

Особенностями исследования выступает ракурс двух особых категорий - в качестве волонтеров нами рассматриваются студенты-медики, в качестве лиц, нуждающихся в помощи - люди с ОВЗ. Их продуктивное взаимодействие связано с готовностью волонтеров к особым видам деятельности и нуждается: а) в организации психолого-педагогического

сопровождения личности с ОВЗ, помогающего защитить ее от искажающих и разрушающих факторов окружающей среды, сформировать навыки адаптации к быстро изменяющимся условиям и помочь в нахождении самостоятельного решения социально-педагогических и психологических проблем в различных жизненных ситуациях; б) в формировании системы наставничества между студентом-медиком и преподавателем-врачом, выполняющим важную роль в волонтерском движении.

Полученные авторами результаты апробированы в практической деятельности и хорошо зарекомендовали себя при оказании помощи лицам с ОВЗ в период пандемии COVID 2019.

1. Айдаров В.И. Психолого-педагогические особенности личности с ограниченными возможностями здоровья / В.И. Айдаров, В.Ш. Масленникова, Т.Ю. Масленников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - С. 216-223.

2. Айдаров В.И. Педагогический контекст реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья / В.И.Айдаров, Ф.Ш. Мухаметзянова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2016. - № 1(29). - С. 173-179.

3. Айдаров В.И. Интеграция организационно-педагогических условий психолого-педагогического сопровождения в процесс медицинской реабилитации лиц с ограниченными возможностями / В.И. Айдаров, С.З. Хайбуллина, В.И. Красильников // Современные

проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 393-400.

4. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения / А.А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

5. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых / Э.Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. -С. 5-11.

6. Калимуллина О.А. Формирование гражданской позиции студенчества в условиях современного вуза / О.А. Калимуллина // Материалы Международной электронной научно-практической конференции. -Казань: Астор и Я, 2016. - С. 244-249.

7. Калимуллина О.А. Сущностные характеристики молодежи в контексте социокультурной реальности / О.А. Калимуллина // Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: ООО Издательско-полиграфическая компания "Бриг", 2016. -С. 228-231.

8. Ковалева Н.В., Деткова И.В. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «группы риска»: сборник научно-методических материалов / Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева и др.; под редакцией Е.Н. Панченко. - М.: Майкоп, 2006. - 180 с.

9. Курина В.А. Развитие волонтерского движения в социальной работе: теория и практический опыт / В.А. Курина, С.Ю. Гацук // М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Самарская гос. акад. культуры и искусств". - Самара: СГАКИ, 2014. - 183 с.

10. Осипов П.Н., Осипова Л.Н. Ценностные ориентации студентов / П.Н. Осипов, Л.Н. Осипова // Право и образование. - 2017. - № 6. - С. 45-52.

11. Федеральный центр поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья Министерства здравоохранения Российской Федерации. Методические рекомендации по учету добровольческой (волонтерской) деятельности при поступлении в ординатуру [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.asmu.ru/upload/medialibrary /b2b/Metodicheskie-rekomendatsii-po-uchetu-dobrovolcheskoy-_volonterskoy_-deyatelnosti-pri-postuplenii-v-ordinaturu.pdf

12. Филатова Е.В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е.В. Филатова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 18. - С. 196-201.

References:

1. Aidarov V.I. Psychological and pedagogical features of a person with disabilities / V.I. Aydarov, V.Sh. Maslennikova, T.Yu. Maslennikov // Modern problems of science and education. - 2015. - № 2-3. - S. 216-223.

2. Aidarov V.I. Pedagogical context of rehabilitation of young people with disabilities / V.I. Aidarov, F.Sh. Mukhametzyanova // Bulletin of Kazan State Power Engineering University. - 2016. - № 1(29). - S. 173-179.

3. Aidarov V.I. Integration of organizational and pedagogical conditions of psychological and pedagogical support into the process of medical rehabilitation of persons with disabilities / V.I. Aydarov, S.Z. Khaibullina, V.I. Krasilnikov // Modern problems of science and education. -2014. - № 2. - P. 393-400.

4. Veibitsky A.A. Psychological and pedagogical foundations of building new learning models / A.A. Verbitsky // Innovation projects and programs in education.

- 2011. - № 2. - P. 3-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zeer E.F. Self-regulating learning as a psychological and didactic technology for the formation of competence in students / E.F. Zeer // Psychological Science and Education.

- 2004. - № 3. - P. 5-11.

6. Kalimullina O.A. Formation of the civic position of students in the conditions of a modern university / O.A. Kalimullina // Materials of the International Electronic Scientific and Practical Conference. - Kazan: Astor and Ya, 2016. - S. 244-249.

7. Kalimullina O.A. Essential characteristics of youth in the context of sociocultural reality / O.A. Kalimullina // Materials of the International Scientific and Practical

Conference. - Kazan: LLC Publishing and Printing Company "Brig", 2016. - P. 228-231.

8. Kovaleva N.V., Detkova I.V. Mentoring as a process of accompanying children and adolescents "at risk": a collection of scientific and methodological materials / N.V. Kovaleva, I.V. Detkova, A.V. Leontiev and others; edited by E.N. Panchenko. - M.: Maykop, 2006. - 180 p.

9. Kurina V.A. Development of the volunteer movement in social work: theory and practical experience / V.A. Kurina, S.Yu. Gatsuk // Ministry of Culture of the Russian Federation, Federal State. budgetary educational institution higher. education "Samara State Academician of Culture and Arts". - Samara: SGAKI, 2014. - 183 p.

10. Osipov P.N., Osipova L.N. Value orientations of students / P.N. Osipov, L.N. Osipova // Law and Education. - 2017. - № 6. - P. 45-52.

11. Federal Center for Volunteering Support and Mentoring in the Sphere of Healthcare of the Ministry of Health of the Russian Federation. Methodical recommendations on the account of volunteer (volunteer) activity when entering residency [Electronic resource]. -Access mode: https://www.asmu.ru/upload/ medialibrary/b2b/Metodicheskie-rekomendatsii-po-uchetu-dobrovolcheskoy-_volonterskoy_-deyatelnosti-pri-postuplenii-v-ordinaturu.pdf

12. Filatova E.V. Organization of mentoring as a form of social partnership in the field of vocational education / E.V. Filatova // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. - 2012. - № 18. - P. 196-201.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.