Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 1. С. 86-98.
УДК 377.5+37.068 DOI: 10.37279/2413-1709-2021-7-1-86-98
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВОМ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Герлах И. В.
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Армавир, Россия
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования системы педагогического управления добровольчеством студентов в системе среднего профессионального образования, раскрыта сущность данного понятия. Представлены принципы, компоненты, механизмы, модель и авторская программа педагогического управления добровольчеством студентов в системе среднего профессионального образования. Освещена реализация программы на базе ГБПОУ КК «Армавирский юридический техникум». Обосновано внедрение методов педагогического управления добровольческими ресурсами в практику деятельности волонтёрского центра, работающего на базе организации среднего профессионального образования. Отражены критерии и показатели эффективности педагогического управления добровольчеством студентов в системе среднего профессионального образования в контексте работы волонтёрского (добровольческого) центра техникума, включённого в волонтёрское движение «Абилимпикс».
Ключевые слова: педагогическое управление, инклюзивное добровольчество, волонтёрство, студенты-добровольцы, добровольческий центр, среднее профессиональное образование.
ВВЕДЕНИЕ
Цель современных российских колледжей и техникумов - подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами. В тоже время, новые обстоятельства, в которых оказалось сегодня среднее профессиональное образование, требуют выработки новых условий формирования личности молодого профессионала: создания возможностей непрерывного профессионально-личностного развития обучающихся, расширения социального и профессионального опыта, поддержки проявлений инициативы, готовности к принятию самостоятельных, ответственных решений, формирования готовности к реализации инновации в области своей профессиональной деятельности, включения в актуальные общественные отношения, расширяющие социальные контакты, формирующие гуманистическое мировоззрение, способствующие успешной социализации, выработке активной гражданской позиции.
Важным условием, влияющим на развитие личности обучающегося в системе среднего профессионального образования, является его приобщение к высокой идее добровольческого служения, которая приобретает особую значимость в практике инклюзивного добровольчества.
86
Политические, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в нашем обществе, стимулировали развитие добровольчества в нашей стране. Это не только возвращение к высоким традициям, но и насущное требование современности.
В связи с этим Федеральный проект «Социальная активность», входящий состав Национального проекта «Образование», ставит задачу создания условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтёрства. К 2024 г. планируется создание и внедрение в 85 субъектах Российской Федерации системы социальной поддержки граждан, систематически участвующих в волонтерских проектах, проведение информационных и рекламных кампаний с целью популяризации волонтёрства, ежегодно охватывающих как минимум 10 млн. человек [1].
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтёрства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики [2].
Воспитательная система различных организаций СПО всё чаще обращается к практике добровольческой (волонтёрской) деятельности. Большой вклад в дело приобщения молодёжи к идеям социального служения вносит расширение сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества, одной из задач которых является организация сопровождения и помощи участникам конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» [3]. Не понимая всей специфики добровольчества, этических особенностей взаимодействия с благополучателями, а руководствуясь только альтруистическими побуждениями, молодой доброволец может столкнуться с неразрешимыми для него вопросами, что снизит мотивацию и активность его участия. Поэтому очень важно сопровождать добровольческую деятельность, особенно, когда речь идет о студенте СПО, имеющем недостаточный опыт бытовой и социальной жизни. Такая работа не может осуществляться хаотично, случайно, она нуждается в педагогическом управлении, позволяющем реализовать практику системного добровольчества.
Управление добровольчеством, в том числе студенческим добровольчеством, базирующееся на современных (инновационных) технологиях, является важнейшим фактором мобилизации общественной инициативы в интересах всего общества. Управление добровольческой деятельностью - это процесс, содержащий набор определённых методов, инструментов, технологий и действий, направленный на эффективное руководство и координацию работы с добровольцами в организациях любых организационно-правовых форм [4].
Цель статьи - описать результаты исследования педагогического управления добровольчеством студентов в системе среднего профессионального образования.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Определены сущность, обоснованы принципы, содержание и механизмы педагогического управления добровольчеством студентов в системе среднего
87
профессионального образования. Эксперимент проводился на базе ГБПОУ КК «Армавирский юридический техникум» (далее - АЮТ). Данная образовательная организация накопила значительный опыт привлечения обучающихся к добровольческому движению. Отправной датой является 2007 год, когда первый добровольческий отряд студентов АЮТ принял участие в реализации долгосрочных волонтёрских проектов «Мы - твоя семья!» и «Молодёжное добровольчество», направленных на социальную адаптацию детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей. Проекты разработал и финансировал Благотворительный детский фонд «Виктория» (г. Москва).
1. Добровольчество студентов ГБПОУ КК «Армавирский юридический техникум». Новым этапом в развитии студенческого добровольчества в АЮТ стало включение студентов техникума с 2017 года в волонтёрское движение «Абилимпикс». Абилимпикс - это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. В нашей стране конкурс проходит в рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 гг. и является площадкой для демонстрации молодыми людьми с инвалидностью своих профессиональных навыков. Выбор такой формы добровольчества для студентов АЮТ был неслучаен.
Данная деятельность позволяет им не только осуществлять социально полезную работу, приобщаться к идеям инклюзивного образования, но и совершенствовать свои профессиональные навыки, ощущать свою сопричастность в развитии масштабного значимого для страны движения инклюзивного добровольчества [5].
Включение в работу волонтёрского движения «Абилимпикс» позволяет формировать у студентов АЮТ комплекс взаимосвязанных личностных качеств и компетенций, необходимых современному успешному человеку и профессионалу: высокий уровень мотивации, коммуникативность, стрессоустойчивость, развитость навыков работы в команде, ответственность, лидерство и проактивность.
Мониторинг результатов осуществляемой деятельности показал, что создание и поддержка работы волонтёрского центра на базе организации СПО позволяет выйти на уровень реализации целого спектра задач, как в сфере воспитательной работы, так и в имиджевой политике техникума: популяризация волонтерства в студенческой среде; разработка и апробация механизмов включения студентов СПО в добровольчество; развитие и поддержка студенческих инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда; формирование личностных ценностей, социальной ответственности у студентов в условиях СПО; создание эффективных моделей управления волонтерской деятельностью студенческой молодежи; повышение результативности и качества инициируемых молодежных добровольческих проектов; тиражирование успешного опыта добровольческой деятельности организации СПО; создание условий для деятельности студенческих общественных объединений в системе СПО; развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в студенческом и педагогическом коллективах техникума; повышение качества воспитательной работы среди студентов техникума; создание оптимальных условий для совместной
88
социально-творческой деятельности студентов и преподавателей техникума; повышение значимости техникума в социально-культурной жизни города и региона.
Организационная структура волонтёрского центра АЮТ предполагает активное взаимодействие с ним, как подструктур техникума, ведущих воспитательную работу со студентами (студенческих объединений, органов студенческого самоуправления АЮТ, отделений техникума, Штаба воспитательной работы АЮТ), так и партнёрских организаций: отдела профессионального образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, отдела по делам молодёжи МО г. Армавир, ресурсных центров добровольчества, добровольческих организаций города и края, органов службы занятости населения. Волонтёрский центр АЮТ с помощью органов студенческого самоуправления техникума осуществляет работу со студенческим активом - тим-лидерами АЮТ, которые организуют команды студентов-добровольцев, реализуя такие направления деятельности волонтёрского центра как: сопровождение конкурсов «Абилимпикс», сопровождение мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, агитация, набор, отбор и подготовка студентов-добровольцев, логистика мероприятий, работа с лидерами, обучение студентов-волонтеров технологии взаимодействия с людьми с инвалидностью или ОВЗ.
Целями деятельности волонтёрского центра АЮТ являются:
1. Организация сопровождения и помощи участникам конкурсов «Абилимпикс», в том числе обеспечение набора и отбора волонтеров, обладающих необходимыми знаниями, умениями и навыками общения с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
2. Организация обучения волонтеров технологии взаимодействия и сопровождения людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.
3. Сопровождение мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [6, с. 2].
Основные принципы и ценности развития волонтерской деятельности, которые должны разделяться всеми работниками и волонтерами Центра: добровольность; безвозмездность; добросовестность; законность [6, с. 5].
Показателями (критериями) эффективности работы волонтёрского центра АЮТ, на основании Методических рекомендаций по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества, выступают: количество мероприятий, проведенных волонтерским центром; количество волонтеров; взаимодействие с Ресурсными центрами добровольчества, иными добровольческими организациями, НКО (количество соглашений (договоров о сотрудничестве), количество совместных мероприятий); взаимодействие с органами службы занятости (количество соглашений/договоров, формат взаимодействия) и т.п.
2. Педагогическое управление добровольчеством студентов ГБПОУ КК «Армавирский юридический техникум». В современном обществе добровольцы очень востребованы, и на них возлагаются большие надежды. Ожидается, что успешное вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность улучшит ее социальные навыки, укрепит социальную сплоченность, будет способствовать
89
интеграции «неблагополучной» молодежи, снизит уровень преступности и антисоциального поведения [7].
Результативность работы студентов-добровольцев и её педагогический эффект во многом зависят от качественного управления ею. Нами была разработана модель педагогического управления добровольчеством студентов СПО, апробированная на базе Армавирского юридического техникума. Она включает в себя:
1. Ценности, мотивы и социальную ориентированность субъектов педагогического управления.
2. Информационное обеспечение добровольческой деятельности студентов (освещение успешного опыта в СМИ, систему мониторинга работы добровольческого центра).
3. Нормативно-правовое обеспечение добровольческой деятельности студентов, в том числе, заключаемые со студентами договоры о добровольческой деятельности, ведение личных книжек волонтёров.
4. Организационно-педагогическое обеспечение, осуществляемое педагогами техникума классными руководителями, родителями, специалистами волонтёрского движения «Абилимпикс», тим-лидерами и самими студентами-добровольцами.
5. Материальное обеспечение (финансовые и материально-технические ресурсы).
Мы считаем, что демократический стиль является наиболее эффективным в управлении волонтёрским центром или командой студентов-добровольцев. Данный стиль управления предусматривает принятие решений на основе обсуждения всем коллективом (командой волонтёров), учета мнений и инициатив студентов-добровольцев. Принятые решения контролируются при реализации всеми, кому делегируются такие полномочия. При таком стиле управления принимаются взвешенные решения, поощряется инициативность, активность студентов-добровольцев, отмечаются их достижения и заслуги, а ошибки конструктивно критикуются, продумываются механизмы их предотвращения.
В результате молодые люди чувствуют удовлетворенность своей работой в добровольческой команде, создается благоприятный психологический климат, и коллектив студентов-добровольцев сплачивается [8, с. 23].
В процессе работы мы установили, что в управлении нуждаются, как сам волонтёрский центр АЮТ, так и команды студентов-добровольцев, входящие в его состав. Следовательно, педагогическое управление добровольчеством студентов АЮТ, должно осуществляться на двух уровнях:
1 уровень - волонтёрский центр АЮТ (управление осуществляет руководитель волонтёрского центра АЮТ). Функции менеджера добровольческой деятельности студентов включают в себя:
■ взаимодействие с руководством и педагогами АЮТ, классными руководителями, родителями студентов-добровольцев, тим-лидерами добровольческих команд АЮТ, партнёрскими организациями, использующими труд добровольцев (социально-ответственными некоммерческими (общественными) организациями, социальными, образовательными учреждениями, иными организациями), и органами власти. В работе волонтёрского центра АЮТ это, в
90
первую очередь, взаимодействие с региональным представительством волонтёрского движения «Абилимпикс»;
■ разработку эффективно действующих добровольческих программ и проектов;
■ планирование, мониторинг, контроль, координация и корректировка деятельности волонтёрского центра АЮТ;
■ анализ результативности реализации разработанных волонтёрским центром АЮТ добровольческих программ и проектов;
■ привлечение ресурсов в добровольческие проекты студентов АЮТ;
■ проведение тренингов и обучающих программ для студентов-добровольцев;
■ организация психолого-педагогического сопровождения команд студентов-добровольцев;
■ связь с общественностью, СМИ, подготовку и проведение специальных мероприятий;
■ формирование и поддержку баз данных добровольцев АЮТ и организаций, использующих труд инклюзивных добровольцев в своей деятельности, в том числе через развитие информационных технологий.
2 уровень - команда студентов-добровольцев (управление осуществляет тим-лидер команды). Функции менеджера добровольческой деятельности студентов включают в себя:
• привлечение и отбор студентов-добровольцев;
• информирование студентов-добровольцев;
• ознакомление с физическими условиями работы студента-добровольца;
• подготовку студентов-добровольцев к работе;
• приобщение студентов-добровольцев к организационной культуре;
• делегирование полномочий студентам-добровольцам;
• распределение заданий студентам-добровольцам;
• социальное вознаграждение студентов-добровольцев;
• осуществление обратной связи;
• работу с мотивацией студентов-добровольцев;
• предупреждение и решение конфликтных ситуаций в команде студентов-добровольцев;
• профилактику ухода студентов-добровольцев.
Педагогическое управление добровольчеством студентов в системе СПО - это система, включающая в себя совокупность всех методов, инструментов, технологий и действий, а также процессов, направленных на эффективное руководство и координацию работы студентов-добровольцев организации среднего профессионального образования.
Значимой структурной единицей волонтёрского центра АЮТ является компетентная и работоспособная добровольческая команда студентов, деятельность которой также нуждается в управлении. Создание такой команды возможно только при наличии сильного студенческого лидера, обладающего хорошими организаторскими способностями. Эти качества проявляются также в создании эффективной системы взаимодействий и обмена информацией, распределении задач
91
и ответственности за их исполнение, в умении поддерживать в команде рабочую атмосферу, в способности менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей команды и всего Центра.
Алгоритм педагогического управления добровольческой командой студентов в условиях СПО включает в себя:
1. Постановку целей и задач добровольческой деятельности студентов.
2. Разработку структуры команды студентов-добровольцев.
3. Формирование команды студентов-добровольцев.
4. Выработку единой культуры поведения (этических норм) команды студентов-добровольцев.
5. Формирование, развитие и поддержку мотивации членов команды студентов-добровольцев
6. Кадровое, организационное, правовое и информационное обеспечение команды студентов-добровольцев.
7. Организацию работы команды студентов-добровольцев.
8. Координацию и контроль команды студентов-добровольцев.
9. Оценку деятельности команды студентов-добровольцев.
10. Корректировку работы команды студентов-добровольцев.
Для руководителя команды студентов-добровольцев важно понимать, что команда - это единое эффективное целое, коллектив людей единомышленников, объединенных общей целью, при их работе наблюдается эффект синергии -отождествления членами команды личных и групповых целей и интересов, чувство взаимной ответственности за действия каждого, когда физические и интеллектуальные усилия одного умножаются на усилия других, и сплоченная команда оказывается в состоянии решать нестандартные задачи или задачи повышенной сложности.
Особое внимание следует уделить работе с тим-лидерами волонтёрского центра. Тим-лидер - это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Наблюдение за работой добровольческих команд волонтёрского центра АЮТ показало, что в контексте добровольческой деятельности следует говорить о неформальном лидерстве, т.е. процессе влияния тим-лидеров на членов команды студентов-добровольцев при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. Тим-лидер добровольческой команды может выступать сразу в нескольких значимых для управления командой студентов-добровольцев ролях: личность, тренер, преобразователь и лидер группы.
Следовательно, можно выделить направления деятельности тим-лидера в командной работе:
• делится с командой студентов-добровольцев видением, воодушевляет, поддерживает мотивацию волонтёрской деятельности;
• уделяет внимание результатам, процессу и взаимоотношениям в команде студентов-добровольцев;
92
• добивается оптимального вовлечения в работу всех членов команды студентов-добровольцев;
• своим поведением настраивает всех членов команды студентов-добровольцев на сотрудничество;
• разрабатывает пути решения и подходы к выполнению задания;
• раскрывает в членах команды студентов-добровольцев их лучшие качества;
• благодарит членов команды студентов-добровольцев за вклад в общее значимое дело.
С учётом вышесказанного, нами была разработана и реализована программа педагогического управления работой волонтёрского центра Армавирского юридического техникума. Начальный этап программы предусматривал проведение констатирующего эксперимента, в рамках которого были осуществлены мониторинг сложившейся системы педагогического управления добровольчеством студентов в системе СПО и выявление её скрытых резервов.
Целью программы является развитие профессиональной компетентности, гражданской ответственности, творческого и личностного потенциала студентов Армавирского юридического техникума путём вовлечения в инклюзивную волонтёрскую (добровольческую) деятельность.
Задачи программы:
1) создание условий для развития студенческого волонтерского движения, включающего в себя: формирование у студентов Армавирского юридического техникума активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России средствами добровольческой деятельности;
2) создание внутренней системы техникума, координирующей привлечение, подготовку и деятельность студентов-добровольцев Армавирского юридического техникума;
3) развитие системы взаимодействия между командами студентов-добровольцев Армавирского юридического техникума, другими общественными объединениями и государственными учреждениями, органами исполнительной власти, осуществляющими практику добровольчества;
4) внедрение единых регламентов работы команд студентов-добровольцев Армавирского юридического техникума;
5) вовлечение студентов-добровольцев Армавирского юридического техникума в работу волонтёрского движения «Абилимпикс»;
6) развитие и поддержка студенческих инициатив, направленных на решение задач гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, актуальных социальных проблем местного сообщества и популяризации идей социального служения, инклюзивного добровольчества в молодёжной среде;
7) создание на уровне техникума системы общественного поощрения развития личностного потенциала студентов-добровольцев;
8) создание добровольческих рабочих мест, разработка профессиональных технологий добровольческой работы, установление связей будущей
93
профессиональной и волонтёрской деятельности студентов Армавирского юридического техникума.
Рассмотрим механизмы реализации поставленных целей и задач. Волонтёрский центр Армавирского юридического техникума выполняет организационную, координирующую и образовательную функции, которые включают в себя:
• поиск объектов социального служения и оценку потребностей в волонтёрской деятельности;
• технологическое и методическое обеспечение волонтёрской деятельности;
• привлечение и подготовку студентов-добровольцев;
• создание добровольческих рабочих мест;
• создание системы развития компетентности студентов-добровольцев в социальной сфере;
• организацию и проведение просветительских и тренинговых курсов по вопросам молодежной политики, социальной работы, инклюзии, социального служения и личностного развития для студентов-добровольцев;
• социальное поощрение студентов-добровольцев, создание возможностей реализации личностного потенциала.
Программа педагогического управления работой волонтёрского центра Армавирского юридического техникума включает в себя личностный рост студента-добровольца по следующим направлениям: физическое и спортивное развитие; творческое развитие; интеллектуальное развитие; профориентация; приобретение социально значимых навыков; гражданское развитие; социальное служение (добровольчество).
Инструменты реализации программы педагогического управления работой волонтёрского центра Армавирского юридического техникума:
1. Добровольческие команды отделений Армавирского юридического техникума, работа которых направлена на организацию и координацию деятельности по привлечению студентов техникума к инклюзивному добровольчеству в программах волонтёрского движения «Абилимпикс» и на уровне местного сообщества.
2. Создание системы тематических клубов, позволяющей студентам-добровольцам АЮТ обмениваться опытом, получать новые знания, повышать свою профессиональную компетенцию.
3. Наставничество. Подготовка наставников (тим-лидеров), предполагает их участие в поддержке личностного развития студентов-добровольцев, проведение тренингов и курсов, руководство отдельными проектами.
4. Дневник личностного роста - форма составления личного плана развития студента-добровольца АЮТ, включая его цели, задачи, оценку результативности и анализ успешности.
5. Тренинговые курсы, направленные на повышение компетентности студентов-добровольцев АЮТ.
6. Система поощрения и продвижения: знаки отличия и формы общественного поощрения студентов-добровольцев на уровне техникума, различные уровни ответственности, которые делегируются студентам-добровольцам АЮТ.
94
7. Добровольческие проекты - создание кейса технологий волонтёрской деятельности студентов техникума, направленной на решение разнообразных социальных проблем в местном сообществе, решаемых средствами инклюзивного добровольчества.
8. Информационная поддержка волонтёрского центра АЮТ - подготовка информационных материалов, освещающих деятельность студентов-добровольцев АЮТ, и предлагающих студентам-добровольцам информацию, необходимую им для качественного осуществления волонтёрских программ и проектов. Например, подготовка электронного сайта для студентов-добровольцев, информационная поддержка работы волонтёрского центра АЮТ в социальных сетях.
9. Проведение студенческих форумов с целью обсуждения актуальных гражданских, молодежных, социальных проблем, добровольческой практики.
10. Проведение конкурсов волонтёрской работы, с целью стимулирования интереса студентов АЮТ и поддержки их личностного роста.
11. Фиксированное членство для студентов-добровольцев, с определенными принятыми обязательствами со стороны студента и организаторов работы волонтёрского центра АЮТ.
12. Система повышения квалификации студентов-добровольцев и их наставников, в соответствии с требованиями оргкомитета волонтёрского движения «Абилимпикс».
13. Система профориентационного консультирования, подготовка программы профориентации, в особенности на специальности, связанные с работой с людьми, и с реализацией программ волонтёрского движения «Абилимпикс».
14. Научное сопровождение работы волонтёрского центра.
15. Исследования и оценка - работа волонтёрского (добровольческого) центра АЮТ предполагает постоянный мониторинг, исследование и оценку потребностей студентов-добровольцев и участников целевых групп (благополучателей Центра): их ценностные ориентиры, интересы и специфические особенности.
Апробация разработанной нами программы на базе Армавирского юридического техникума позволила выявить критерии и показатели эффективности педагогического управления добровольчеством студентов в системе СПО. Таковыми являются:
1. Высокая эффективность и результативность работы волонтёрского центра и команд студентов-добровольцев в системе СПО (позитивная обратная связь с благополучателями, партнёрскими организациями, большой охват благополучателей, постоянное увеличение количества успешно реализованных проектов).
2. Стабильное состояние числа студентов, желающих участвовать в работе волонтёрского центра в системе СПО, регулярное увеличение количества студентов-добровольцев.
3. Наличие комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание проблем в работе волонтёрского центра и команды студентов-добровольцев в системе СПО (психолого-педагогическое сопровождение работы студентов-добровольцев, профилактика конфликтов и
95
эмоционального выгорания, налаженная обратная связь, проведение тренингов на командообразование, бесконфликтное общение, укрепление и поддержка мотивации участия в добровольческой деятельности).
4. Успешная интеграция усилий различных субъектов добровольческой деятельности в системе СПО, их взаимодействие на условиях социального партнёрства (студенты-добровольцы, тим-лидеры, руководитель волонтёрского центра, педагоги, родители студентов-добровольцев, благополучатели, представители различных партнёрских организаций).
5. Наличие условий для развития студентов-добровольцев и их социального поощрения в системе СПО (образовательные программы для студентов-добровольцев, участие в слётах, форумах, фестивалях, конкурсах).
6. Организация подготовки педагогических кадров и тим-лидеров к работе со студентами-добровольцами в системе СПО (обучение менеджменту добровольческой деятельности).
7. Информационное обеспечение процесса работы волонтёрского центра в системе СПО.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в ходе исследования мы убедились, что педагогическое управление добровольчеством студентов в системе среднего профессионального образования представляет собой систему, включающую в себя совокупность всех методов, инструментов, технологий и действий, а также процессов, направленных на эффективное руководство и координацию работы студентов-добровольцев организации среднего профессионального образования. Она базируется на принципах добровольности, безвозмездности, добросовестности и законности. Содержит такие компоненты, как информационное, организационно-педагогическое, материальное и нормативно-правовое обеспечение.
Наиболее эффективными механизмами (методами) педагогического управления добровольчеством студентов в системе СПО являются: командообразование, создание системы тематических клубов, наставничество, ведение дневника личностного роста и личной книжки волонтёра, проведение тренинговых курсов, разработка системы поощрения и продвижения студентов-добровольцев, создание кейса технологий волонтёрской деятельности студентов техникума, создание системы добровольческих рабочих мест в рамках реализации программ волонтёрского движения «Абилимпикс», информационная поддержка волонтёрского центра техникума, проведение студенческих форумов, конкурсов волонтёрской работы, введение системы членства, проведение курсов повышения квалификации студентов-добровольцев и их наставников, организация системы профориентационного консультирования, связанной с инклюзивным добровольчеством, научное сопровождение работы волонтёрского центра техникума, постоянный мониторинг, исследование и оценка потребностей студентов-добровольцев и участников целевых групп.
Работа волонтёрского (добровольческого) центра АЮТ позволяет вносить существенный вклад в формирование инклюзивного пространства на уровне
96
муниципалитета и в Краснодарском крае: организовывать и проводить в рамках конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» массовые мероприятия для людей с инвалидностью, стимулировать участие в добровольческой деятельности студенческой молодёжи города, повышать профессиональную компетентность специалистов, работающих в области управления событийными добровольцами.
Внедрение методов педагогического управления добровольческими ресурсами в практику деятельности волонтёрского центра, работающего на базе организации СПО, позволяет значительно повысить эффективность их работы, увеличить объёмы предоставляемых услуг, обеспечить наиболее полное удовлетворение благополучателей.
Список литературы
1. Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Социальная активность». URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 16.05.2020).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение №1662). URL: http://rabotakuban.info/officially/ index.php?SECTION_ID=118 (дата обращения 16.05.2020).
3. Климохина Н. С. Об организации деятельности, целях и задачах волонтёрского движения «Абилимпикс», методике подготовки волонтёров к региональному конкурсу «Абилимпикс» / Н. С. Климохина. URL: https://abilympicspro.ru/netcat_files/multifile/1292/26.09.2018.pdf (дата обращения 16.05.2020).
4. Введение в управление добровольческими ресурсами. URL: http://woodgoblin.ru/?page_id=409 (дата обращения 16.05.2020).
5. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества. - М.: Издательство РГСУ, 2018. - 102 с.
6. Положение о волонтерском центре «Абилимпикс» (Утверждено протоколом рабочей группы по подготовке и проведению Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» от 4 июля 2018 г. № ТС-40/6пр (в редакции № Д05-8/05пр от 21 марта 2019 г.). - 14 с. URL: https://abilympicspro.ru/netcat_files/108/120/Polozhenie_o_volonterskom_tsentre_Abilimpix_s_dopolnen iyami_2019_g..pdf (дата обращения 16.05.2020).
7. Левшина А. А. Мотивационно-смысловая основа участия молодежи в добровольческой деятельности / А. А. Левшина. URL: https://www.researchgate.net/publication/325260469_ Motivacionno-smyslovaa_osnova_ucastia_molodezi_v_dobrovolceskoj_deatelnosti (дата обращения 16.05.2020).
8. Сайназаров К. Б. Управление волонтерами. Руководство для менеджеров / К. Б. Сайназаров. -Бишкек, 2007. - 52 с.
PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF STUDENT VOLUNTEERISM IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Gerlach I. V.
Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The article presents the results of a study of pedagogical management of student volunteerism in the system of secondary vocational education. The essence of the concepts "pedagogical management of student volunteerism in the system of secondary
97
vocational education", "team", "team leader of a team of student volunteers" is revealed. The essence, principles, content and mechanisms of pedagogical management of student volunteerism in the system of secondary vocational education are determined. The article presents the components, model and author's program of pedagogical management of student volunteerism in the system of secondary vocational education, which includes the following structural components: the goal, tasks, functions, directions of personal growth of student-volunteer, tools for implementing the program, criteria and indicators of its effectiveness.
The article highlights the implementation of the program on the basis of the Armavir legal College and the experience of volunteer activities of students of this educational organization. The article substantiates the implementation of methods of pedagogical management of volunteer resources in the practice of the volunteer center, which operates on the basis of secondary vocational education, identifies the levels of management of it, the functions of the Manager of student volunteers. Special attention is paid to the work of team leaders and the management of a team of student volunteers.
The article describes the criteria and indicators of efficiency of pedagogical management of the volunteerism of students in secondary vocational education in the context of the work of the volunteer centre College, is included in the volunteer movement "Abilympics". The article substantiates the choice of inclusive volunteerism for students of the Armavir legal College, which is actualized by the possibility of a wide range of tasks, both in the field of educational work and in the image policy of the College.
Keywords: pedagogical management, inclusive volunteerism, volunteerism, student volunteers, volunteer center, secondary vocational education.
References
1. The national project "Education". Federal project "Social activity". URL: https://edu.gov.ru/national-project (accessed 16.05.2020).
2. The Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020 (order No. 1662). URL: http://rabotakuban.info/officially/ index. php? SECTION_ID=118 (accessed 16.05.2020).
3. Klimokhina N.S., About the organization of activities, goals and objectives of the volunteer movement "Abilimpix", methods of training volunteers for the regional competition "Abilimpix". URL: https://abilympicspro.ru/netcat_files/multifile/1292/26.09.2018.pdf (accessed 16.05.2020).
4. Introduction to managing volunteer resources. URL: http://woodgoblin.ru/?page_id=409 (accessed 16.05.2020).
5. Methodological recommendations for the development of the network of volunteer centers of inclusive volunteerism, 102 p. (RSUH Publishing house, Moscow, 2018).
6. Regulations on the volunteer center "Abilimpix" (Approved by the Protocol of the working group on the preparation and conduct of the National championship for professional skills among the disabled and persons with disabilities "Abilimpix" dated July 4, 2018, no. TS-40/6pr (as amended by no. D05-8 / 05pr dated March 21, 2019), 14 p. URL: https://abilympicspro.ru/netcat_files/108/120/Polozhenie_o_ volonterskom_tsentre_Abilimpix_s_dopolneniyami_2019_g. .pdf (accessed 16.05.2020).
7. Levshina A.A., Motivational and semantic basis of youth participation in voluntary activities. URL: https://www.researchgate.net/publication/325260469_Motivacionno-smyslovaa_osnova_ucastia_molodezi _v_dobrovolceskoj_deatelnosti (accessed 16.05.2020).
8. Saynazarov K.B., Management of volunteers. Guide for managers, 52 p. (Bishkek, 2007).
98