Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / специфика реализации / особенности организации / регионы Российской Федерации / volunteering / implementation specifics / organization features / regions of Russian Federation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Бокова, Ю.А. Мельникова

В данной статье авторами предложен содержательный анализ доступных для просмотра интернет-ресурсов в отдельных регионах Российской Федерации, а именно – в Томской области и Красноярском крае. Данные систематизированы на основе системного подхода и рассмотрены по принципу «сверху – вниз» от рассмотрения базовых документов, регламентирующих добровольческую деятельность на уровне региона, города и образовательных организаций высшего, общего и дополнительного образования. Следует отметить, что развитие добровольчества в данных регионах России соответствует основным мировым тенденциям в данной сфере деятельности. Также рассмотрен вариант общественной инициативы, которая предложена Федерацией психологов образования России, однако не нашедший своего применения на уровне регионов. Вместе с тем волонтёрская деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования нуждается в структурировании, для чего авторами предлагаются новые подходы к её совершенствованию и дальнейшему развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF VOLUNTEER ACTIVITIES IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the work, the authors propose a meaningful analysis of Internet resources available for viewing in certain regions of the Russian Federation, namely the Tomsk region and the Krasnoyarsk Territory. The data are systematized on the basis of a systematic approach and considered according to the principle “top-down” from the consideration of basic documents regulating volunteerism at the level of the region, city and educational institutions of higher, general and additional education. It should be noted that the development of volunteerism in these regions of Russia corresponds to the main global trends in this area of activity. The researchers also considered public initiative, which is proposed by the Federation of Educational Psychologists of Russia, but has not found its application at the regional level. At the same time, volunteer activity in schools and institutions of additional education needs structuring, for which the authors propose new approaches to its improvement and further development. The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education of Russia as part of the implementation of the state assignment for the implementation of applied research on the topic «Research of the results of the implementation of programs of volunteer (volunteer) activities and the development of recommendations for practical application in a single educational space (pedagogical universities, schools, institutions of additional education)» (State assignment No. 073-00037-21-01 of 07/14/2021).

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

а также особенностей их реализации применительно методике обучения иноязычному общению будущих юристов на основе работы с деловой документацией работников юридической сферы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что работа содержит в себе технологические аспекты методики обучения будущих юристов профессионально ориентированному иноязычному общению, основанной на погружении обучающихся в деловое профессиональное общение

Библиографический список

Перспективы дальнейшего исследования: предлагаемая работа затрагивает лишь некоторые аспекты изучаемой проблемы. К дальнейшим областям исследования рассматриваемой проблемы могут быть отнесены следующие: применение активных методов обучения в ходе овладения профессионально ориентированным иноязычным общением на основе применения деловой документации, а также использование возможностей ИКТ в ходе организации иноязычного образования будущих юристов на основе применения деловой документации.

1. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1991.

2. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. Москва: Издательский дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: Издательство МГУ, 1981.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. Москва: Астрель, 2008.

References

1. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod: metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.

2. Slastenin V.A. Pedagogicheskijprocess kaksistema. Moskva: Izdatel'skij dom «MAGISTR-PRESS», 2000.

3. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.

4. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psihiki. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1981.

5. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: Bazovyj kurs. Moskva: Astrel', 2008.

Статья поступила в редакцию 04.10.21

УДК 37.015

Bokova O.A., Cand. of Sciences psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Melnikova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: jamelnikova@list.ru

PEDAGOGICAL ASPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF VOLUNTEER ACTIVITIES IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION. In the work, the authors propose a meaningful analysis of Internet resources available for viewing in certain regions of the Russian Federation, namely the Tomsk region and the Krasnoyarsk Territory. The data are systematized on the basis of a systematic approach and considered according to the principle "top-down" from the consideration of basic documents regulating volunteerism at the level of the region, city and educational institutions of higher, general and additional education. It should be noted that the development of volunteerism in these regions of Russia corresponds to the main global trends in this area of activity. The researchers also considered public initiative, which is proposed by the Federation of Educational Psychologists of Russia, but has not found its application at the regional level. At the same time, volunteer activity in schools and institutions of additional education needs structuring, for which the authors propose new approaches to its improvement and further development.

The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education of Russia as part of the implementation of the state assignment for the implementation of applied research on the topic «Research of the results of the implementation of programs of volunteer (volunteer) activities and the development of recommendations for practical application in a single educational space (pedagogical universities, schools, institutions of additional education)» (State assignment No. 073-00037-21-01 of 07/14/2021).

Key words: volunteering, implementation specifics, organization features, regions of Russian Federation.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: bokova_oa@altspu.ru

Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,

E-mail: jamelnikova@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье авторами предложен содержательный анализ доступных для просмотра интернет-ресурсов в отдельных регионах Российской Федерации, а именно - в Томской области и Красноярском крае. Данные систематизированы на основе системного подхода и рассмотрены по принципу «сверху -вниз» от рассмотрения базовых документов, регламентирующих добровольческую деятельность на уровне региона, города и образовательных организаций высшего, общего и дополнительного образования. Следует отметить, что развитие добровольчества в данных регионах России соответствует основным мировым тенденциям в данной сфере деятельности. Также рассмотрен вариант общественной инициативы, которая предложена Федерацией психологов образования России, однако не нашедший своего применения на уровне регионов. Вместе с тем волонтёрская деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования нуждается в структурировании, для чего авторами предлагаются новые подходы к её совершенствованию и дальнейшему развитию.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, специфика реализации, особенности организации, регионы Российской Федерации.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Исследование результатов реализации программ добровольческой (волонтерской) деятельности и разработка рекомендаций по практическому применению в едином воспитательном пространстве (педагогические вузы, школы, учреждения дополнительного образования)»(Государственное задание № 073-00037-21-01 от 14.07.2021)

Волонтерская/добровольческая деятельность в современном мире является одним из показателей общественной активности и социальной гражданской позиции людей, одним из показателей человеческого капитала общества. В этом контексте изучение особенностей ее педагогической реализации в регионах является актуальным, позволяя выявить не только ведущие региональные направления, но и их соответствие мировым трендам.

Целью работы являлось выявление специфики, обусловливающей потенциал развития волонтерской деятельности в регионах, что позволит оптимально выстраивать системную работу по ее эффективной организации, а также совер-

шенствовать механизмы взаимодействия (школа - учреждения дополнительного образования - вузы» в области добровольчества. Основные задачи включали в себя выделение наиболее обобщенных зарубежных направлений волонтерства и изучение его особенностей в отдельных регионах Российской Федерации. Научная новизна проведенного исследования заключается в систематизации направлений реализации добровольческой (волонтерской) деятельности и понимание данного процесса через факты, закономерности и механизмы развития в условиях единого образовательно-воспитательного пространства. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их применения

Рис. 1. Виды волонтерства в регионах

Примечание. Условные обозначения: 1 - Томская область, 2 - Красноярский

край

для модификации подходов к реализации волонтерских практик и программ подготовки добровольцев.

Анализактуальныхисследованийзарубежныхученых, опубликованныхв иностранных журналак.нндексннуемыхнанлохфлумеЗсокиз, далнамиозмнж-ность выделить основные тренды волонтерства в различных странах, а именно: влнунууетклятюиющьвобраздвдннх[1 - 3], ениихкме асиекты тулетхлн°й лизни [4; 5], спорт и медицина [6; 7], различные аспекты общественной жизни [8], в том числе экология [9].

В России мы наблюдаем схожие области добровольчества, дополняемые и другими направлениями. Наглядно виды волонтерской деятельности в регионах представлены на рис. 1. Сравнивая зарубежные и отечественные добровольческие активности, мы видим, что за рубежом, в отличие от России, доминирует образовательное волонтерство, в то время как у нас - социальное.

Информация о волонтерской (добровольческой) деятельности в различных регионах Российской Федерации на данный момент нами анализируется на основе доступных к просмотру интернет-источников. Рассмотрим ее специфику в соответствии с каждым регионом более подробно. Для предметного анализа нами выбраны Томская область и Красноярский край как наиболее результативные и показательные по данным Ассоциации волонтерских центров (г Москва).

Красноярский край. На сайте агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского и Красноярского краев информация по работе с волонтерами не обнаружена, однако это не значит, что она не курируется данным агентством. Один из самых крупных волонтёрских центров в Красноярске и Красноярской области - это волонтерский центр Сибирского федерального университета (СФУ). Волонтерский центр СФУ - это общественная организация, в которую может вступить каждый студент, а также школьники, которые хотят принимать участие в волонтерской деятельности, тратить своё время и энергию на помощь обществу. Он работает уже 9 лет, и ежегодно в его мероприятиях участвуют по данным университета свыше 480 человек, что для такого большого города как Красноярск, по-нашему мнению, достаточно сдержанно. Миссия волонтерского центра - создание благоприятных условий для желающих добровольно помогать окружающим в решении социально значимых проблем. Мероприятия, в которых принимают участие волонтеры центра, разделяются на уровни: федеральный - Олимпиада от Яндекс, Забег РФ, Тотальный диктант; региональный - историко-культурное наследие Красноярского края, Сабантуй; городской - Фестиваль «Наука 0+», Дни Енисея, Библионочь; вузовский - фестиваль «ЗОЖ объединяет поколения», премия ректора, дни донора, Green Project; институтский - мероприятия камерного характера по профилям подготовки.

Волонтерский центр заботится о комфорте и развитии своих волонтёров, поэтому проводит для них специальные мероприятия: церемония награждения «Волонтер года», образовательные семинары: эффективная коммуникация, специфика волонтерской деятельности, школа волонтеров, школа тимлидеров, конференция тимлидеров, корпоративные мероприятия, а именно - походы, творческие вечера и т.д. Также содействует участию активных волонтеров в форумах, конкурсах и конференциях: Тим-Бирюса, Доброфорум в Санкт-Петербурге, Доброволец России и прочее. На сегодняшний день волонтерский центр СФУ состоит из 5 направлений и аппарата, каждое направление возглавляет лидер, несколько Тим-лидеров и группу волонтеров; в аппарате работают секретарь, активисты аппарата, возглавляет центр руководитель.

Нормативно-правовое поле общественного объединения «Волонтерский центр СФУ» реализуется через наличие логотипа и Положения о волонтерском центре. Данное положение включает в себя общие разделы, а именно - цель и задачи волонтерского центра, основные направления деятельности, в том числе социальное, инклюзивное, экологическое, антинаркотическое, направление по работе с иностранными студентами, медианаправление. Отдельный пункт уделяется команде волонтеров - оговорены права и обязанности волонтера, специфика деятельности тимлидера, особенности собрания руководителей направлений, его полномочия и обязанности руководителя центра, также полномочия органов

университета по управлению волонтёрскими центром. В заключительных положениях указано, что деятельность может изменяться и расширять и адрес. Логотип волонтерского центра СФУ представляет собой круг с белкой, которая держит в руках сферу с сердечками и надписью по кругу.

Для записи в волонтерский центр желающие заполняют анкету которая содержит в себе стандартные вопросы о личных данных, мотивации поступления в волонтерский центр, важная информация, которую волонтёр готов сообщить о себе. Перечислены на выбор аспекты помощи, которые волонтёр планирует оказывать, например: дарить вещи, книги, совершать поездки в детские дома, больницы к нуждающимся, участвовать в проектной и организаторской деятельности, делиться профессиональными навыками, сопровождать мероприятия различного уровня и направленности, быть наставником. Также будущий волонтёр указывает предпочитаемые виды деятельности, например, связанные непосредственно с общением с людьми, не связанные с общением, командная работа, индивидуальная деятельность. Для нас представляется важным тот факт, что будущих волонтёров спрашивают, что их привлекает в данной деятельности, нужно выбрать из перечисления: получение нового опыта, встречи с новыми людьми, возможность помочь другим, вклад в общее дело, новые интересы и сферы деятельности, саморазвитие, повышенная стипендия, реализация лидерских качеств и карьерный рост. Также выясняется, сколько времени будущий волонтер готов уделять этой работе. Для обработки персональных данных требуется согласие, которое отправляется нажатием специальной кнопки.

Основные мероприятия волонтеров Сибирского федерального университета: работа в составе административных комиссий, помощь в заполнении протоколов о нарушениях самоизоляции, доставка продуктов питания одиноким пожилым людям и цифровое волонтерство, Всероссийская акция взаимопомощи во время пандемии коронавируса «Мы вместе», которая осуществляется через единый колл-центр, реализуемый общероссийским народным фронтом при поддержке Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики», образовательная волонтерская программа от Mail.ru Group, которая называется «Амбассадор Mail.ru Group» - это бесплатная образовательная программа, после которой амбассадоры рассказывают современным студентам и школьникам о новых технологиях, образовательных проектах Mail.ru Group и перспективах работы в компании, также студенты организуют в своём вузе семинары, хакатоны и другие мероприятия от имени компании. Программа дает возможность студентам развить коммуникативные и управленческие навыки, пройти курсы по Digital skills и получить соответствующие сертификаты. Все участники, прошедшие годовую программу, могут получить направление в Московский офис Mail.ru Group на обучение, встретиться с топ-менеджерами компании, некоторые которые станут её сотрудниками. Волонтерской колл-центр «Как дела?» собирает информацию о самочувствии, требуемой помощи, а также информирует одиноких людей о возможностях получения поддержки со стороны волонтёров, помогают ориентироваться в новом цифровом мире. На данное направление приоритет у студентов, которые обучаются по направлениям подготовки «Социальная работа», «Педагогика и психология», все волонтеры проходят инструктаж подготовленными сотрудниками психологической службы, знакомятся с особенностями работы горячей линии, принципами работы с пожилыми людьми, осваивают Call-скрипты и понятия протокола звонка, а также изучают телефоны, по которым пожилой человек может получить помощь. Также волонтеры Сибирского федерального университета присоединяются к всероссийскому движению «Волонтеры Победы»: сопровождение парадов Победы, шествие «Бессмертный полк», помощь ветеранам, благоустройство памятных мест и захоронений.

Краевая флагманская программа Красноярского края - красволонтер.рф реализуется через следующие направления: спортивно-массовые, культурно-деловые, образовательные и научные, социально значимые, промоакции. Данный центр волонтерского движения координирует работу всех штабов в Красноярском крае и принимает заявки на сопровождение мероприятий, консультирует по организации волонтерского корпуса на различных событиях, проекты флагманской программы и является центром набора и подготовки волонтёров на международные события, сотрудничает с Агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края. Сайт краевой флагманской программы также позиционирует, что он курирует работу волонтерских штабов в школах, средних специальных учебных заведениях и является центром поддержки и работы с жителями Красноярска, заявляется курирование муниципальных и вузовских штабов, однако информация на сайте об этих видах работы не представлена, документы и информация отсутствуют, а раздел новостей также не является наполненным.

Ресурсный центр поддержки добровольчества Красноярского края «Добрые люди» позиционирует свою цель через создание условий, способствующих системному развитию добровольчества (волонтерства) на территории Красноярского края, для этого решая задачи методического сопровождения деятельности, консультирования заинтересованных лиц в этой сфере, организации информационного сопровождения в Красноярском крае, популяризации среди населения, финансовой поддержки проектов в рамках грантовой программы и структурного проекта «Территория Красноярский край». Кроме того, данный центр предполагает взаимодействие с некоммерческим сектором и его вовлечение в волонтерскую деятельность через краевой центр поддержки общественных инициатив, также

проводят исследование и мониторинг добровольчества на территории края. Деятельность данного центра регулируется Положением о ресурсном центре поддержки добровольчества, который позиционируется как краевое государственное автономное учреждение «Центр молодежных инициатив 'Форум'». Ресурсный центр добровольчества является его структурным подразделением. В Положении указаны цели и задачи деятельности, права и структура волонтерского центра, а также его функции. В функции ресурсного центра входит осуществление аналитической деятельности, а именно - изучение проблем, дефицитов и запросов в сфере развития добровольчества в регионе, создание механизмов по развитию добровольчества на основе мониторинга, анализа и прогнозирования, выявление запросов; организационное обеспечение, выстраивание механизмов взаимодействия волонтеров, помощь в развитии действующих центров, тематические мероприятия в сфере добровольчества, формирование механизмов и практик создания саморегулируемых организаций, развитие кооперативного волонтерства. Данный центр занимается обеспечением ресурса для развития добровольческого движения через кооперацию бизнеса и добровольческих объединений, централизацию управления и координацию волонтерских движений как субъектов по оказанию общественно полезных услуг в социальной сфере, облегчение доступа волонтерских организаций и волонтеров, гражданских активистов к грантам и субсидиям, а также обеспечение инфраструктурой: оборудованием, помещениями и площадками.

Центр осуществляет информационное сопровождение через создание единого информационного поля субъектов волонтерской деятельности, реализует мотивацию и популяризацию добровольческого движения, для чего организуются информационные кампании и акции, социальная реклама, направленная на вовлечение в молодежную деятельность, осуществляется внедрение системы учета опыта волонтерской деятельности и компетенций, а также организация доступа к этой информации (в крае действуют волонтерские книжки). Продвижение ценностей волонтерства и осуществление образовательной деятельности реализуется через программы по обучению специалистов в сфере управления Добровольческой деятельности и обучение представителей бизнеса органов власти. Критерии оценки деятельности ресурсного центра представлены через своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач в функциональных обязанностей и обоснованных претензий к работе ресурсного центра.

Волонтерский центр Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева функционирует на базе университета для организации и координации волонтерской деятельности студентов и работы, их вовлечения в решение социальных и психолого-педагогических проблем местного сообщества, а также в целях поддержки и развития деятельности студенческих объединений университета. Функционал волонтерского центра - организация работы в соответствии с утвержденным планом обучения и консультация сотрудников учреждений и организаций по работе с волонтерами, оказание помощи в разработке обучающих программ для волонтёров, сопровождение волонтерской деятельности конкретных студентов, оказание помощи на этапах их деятельности, в том числе формирование индивидуальных программ, поддержка и развитие деятельности студенческих объединений движений и клубов, представление волонтерского центра и университета в Красноярске и Красноярском крае.

Основные задачи волонтерского центра: повышение эффективности внеучебной деятельности в отношении университета, популяризация идей добровольчества в местном сообществе, привлечение студентов к участию в добровольческой безвозмездной деятельности, оказание помощи обучающимся в разработке и реализации собственных проектов, направленных на развитие добровольческой деятельности и студенческого самоуправления, создание пространства социальных и профессиональных проб обучающихся, формирование социальной и профессиональной позиции и ответственности, включение обучающихся в профессиональной контекст будущей деятельности, расширение опыта профессиональной деятельности.

На базе волонтерского центра существует девять постоянно действующих студенческих объединений: Объединенный совет обучающихся, Волонтёрское движение, Штаб студенческих отрядов, Психологический клуб, Креативная группа «Event Group», Интеллектуальный клуб, СМИ «KSPU today», Клуб настольных игр «Bonanza». Волонтерское движение КГПУ включает в себя четыре направления работы: социальное (детские дома, психоневрологический интернат, реабилитационные центры, творческие мастер-классы, праздники), сервисное направление (сопровождение спортивных, социокультурных, образовательных мероприятий различного типа), донорское и экологическое направления. Клуб настольных игр «Bonanza» принимает участие в организации городских фестивалей настольных игр, сотрудничает с Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края, курирует школьные клубы настольных игр, участвуют в организации городских площадок с настольными играми. Команда Event Group - это студенческое объединение, которое занимается организацией самых крупных мероприятий университета, например, «Мисс и Мистер КГПУ», праздники в новогоднюю ночь, церемонии награждение и конкурс талантов «Первый шаг». Штаб краевой общественной организации «Красволонтер» направлен на организацию событийного волонтерства на территории Красноярского края через создание единой системы и единого бренда событийного волонтерства, а

также подготовку и обучение волонтеров для работы в крупных международных событиях. Психологический клуб КГПУ через волонтерскую работу организует для студентов бесплатные тренинги, семинары, мастер-классы, многодневные психологические школы, личные консультации с психологами, встречи с практикующими психологами и психотерапевтами. Интеллектуальный клуб ежегодно организует интеллектуальный досуг студентов, преподавателей и выпускников университета, проводя игры в таких форматах, как спортивная версия «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», квизы и викторины. Студенческие отряды КГПУ являются структурным подразделением Красноярского регионального отделения молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», всего на базе работает 9 отрядов, у каждого из которых есть своя группа ВКонтакте и сфера деятельности в летних оздоровительных лагерях. Студенческие интернет-СМИ КГПУ на добровольных основах уже больше 10 лет рассказывают о событиях, которые происходят в университете и за его пределами, ведут аккаунты в соцсетях и на видеоканалах, являются площадками для практического обучения студентов актуальным творческим профессиям: корреспондент, оператор, режиссер монтажа, фотограф, СММ-специалист. У волонтерского центра КГПУ есть своя страничка на сайте университета, на котором публикуются новости обо всех значимых проектах в городе Красноярске и всероссийские мероприятиях типа «Твой ход», «Диалог на равных» и так далее.

Томская область. Волонтерская деятельность в Томской области базируются на распоряжении администрации Томской области от 24 апреля 2019 года номер 272-ра о создании Межведомственного совета по развитию добровольчества волонтерства и социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Томской области. В нем указано, что в исполнении перечня поручений президента Российской Федерации в целях привлечения внимания общества к добровольческой деятельности создаётся Межведомственный совет, организационно-техническое обеспечение его деятельности осуществляет департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. В Положении о межведомственном совете по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Томской области указано, что он является постоянно действующим совещательным органом, который создает обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти с организациями, которые заинтересованы в поддержке добровольчества. Основные задачи совета - выработка предложений по поддержке добровольчества, методическая поддержка волонтерской деятельности по основным направлениям в сфере образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, культуры, труда и занятости, социальной поддержки и социального обслуживания населения, физической культуры и спорта, охраны природы, последствия ЧП, содействия органам внутренних дел, событийного, инклюзивного, корпоративного и серебряного волонтерства, а также в области правовой поддержки и комплексного анализа волонтерской деятельности в регионе.

У совета есть определенная структура: председатель, его заместитель, секретарь, чья деятельность также регламентируются положением. Решения совета носят рекомендательный характер и оформляются специальным протоколом. В области действует межведомственный план (программа) развития добровольчества на территории Томской области, который предполагает проведение разноплановых мероприятий для развития инфраструктуры поддержки волонтерства и реализуется через организацию работы Ресурсного центра развития добровольчества Томской области «Бумеранг добра70», также есть областной конкурс программ молодежных и детских общественных объединений, направление содействия участию молодежи в добровольческой деятельности, организация и проведение конкурсов по предоставлению субсидий для проектов в области благотворительной деятельности и её поддержки, областного конкурса проектов «Твоя идея» по направлению добровольчества (волонтерства), открытый конкурс молодежных социальных проектов на предоставление муниципального гранта «Новая молодежная политика», направление «Я гражданин» и «Помоги другому»; ведётся реестр помещений для безвозмездного предоставления площадей для организации мероприятий волонтёрскими центрами, проводится рекламная кампания по популяризации добровольчества с использованием федерального брендбука.

Развитие механизмов образовательной поддержки волонтерской деятельности осуществляется через проведение образовательных мастер-классов и презентаций по вовлечению жителей региона в волонтерское сообщество, оказание консультационной помощи участникам добровольческой деятельности, реализация проекта «Школа волонтеров в сфере межнациональных отношений», цикл обучающих мероприятий для волонтеров по развитию городской среды Томской области, обучение представителей Томской области в рамках Всероссийского образовательного проекта, направленного на повышение качества реализации добровольческой волонтерской деятельности. Поощрение и поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности, осуществляется через участие в различных мероприятиях и награждение ведомственными наградами.

В регионе активно осуществляется популяризация платформы «Добро. ру», работа волонтерского штаба проекта «Мы вместе», «Перепись населения», формирование комфортной городской среды, организация и проведение реги-

онального этапа Всероссийского конкурса «Доброволец России», программа развития добровольчества на территории Томской области «Бумеранг добра», мероприятий приуроченных к дням воинской славы и памятным датам России, межотраслевой проект в области популяризации добровольчества на территории Томской области «Лаборатория добрых дел», волонтерское сопровождение областного молодежного форума «Поколение То!», школа волонтеров в сфере культуры, организация международного волонтерского лагеря «Eco Camp TSU», образовательного форума волонтеров «About My Experience», школа волонтера ППОС ТГУ, экологического фестиваля, регионального центра «серебряного» волонтерства «Молоды душой», мастер-классы в рамках реализации Всероссийского проекта «Научись спасать жизнь!», «ДоброВсело» и так далее. Интересным, с нашей точки зрения, является проведение форума волонтёров города Томска «Пространство доброй воли», организация этапа «Социальная ответственность» в рамках программы по развитию корпоративной политики г Томска «КорпораТЕАМ», формирование волонтерского корпуса, региональный проект школа волонтеров СПО и многие другие проекты.

Волонтерский отряд Томского государственного педагогического университета «Точка зрения» является одним из старейших в Сибирском федеральном округе, он создан в 2005 году, и на данный момент направление его работы реализуется через событийное волонтерство, детский фестиваль дружбы в Томской области «Дай пять!» от благотворительного фонда «Меркурия», мастер-классы для подопечных детского благотворительного фонда имени Алёны Петровой в рамках проектов «Прикосновение» и «Раскрой себя», федеральный проект дискуссионных студенческих клубов «Диалог на равных», межрегиональный фестиваль исторической реконструкции «Семилукское поле» и другие. Под социальным волонтерством в ТГПУ подразумевается организация и проведение образовательных и развлекательных игровых мероприятий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Главным достижением отряда считается успешная реализация областного социального проекта «Дети одного солнца», который предполагает социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья через концертные, развлекательные, игровые программы, тематические мастер-классы, кругосветки фотосессии и экскурсии. Волонтёры ТГПУ активно работали в рамках акции «Мы вместе» на базе регионального волонтерского штаба помощи пожилым людям и маломобильным гражданам города Томска во время пандемии, также реализуется экологическая, медицинское и культурное волонтерство. Активисты волонтерского центра ТГПУ участвуют в различных в городских мероприятиях, например, проект «Город добрых дел», детско-юношеского фестиваля доброго кино «Бронзовый Витязь», благотворительные акции «Купил. Подарил», «Человечек в маске», фестиваль детского творчества «Вверх», а также различные флешмобы и мероприятия.

Центр социально-профессионального волонтерства Томского государственного университета (ТГУ) интересен его разноплановой деятельностью и широкой представленностью всех материалов в сети Интернет. У данного центра есть свой сайт, на котором размещена информация о центре, его сотрудники, партнеры, документы, публикации о центре и его основные проекты, фотогалерея и Контакты. Деятельность регламентируется положением о центре социально-профессионального волонтерства ТГУ «UNIVOL». Положение о центре социального профессионального волонтерства у него структурного подразделения управления социальной и молодежной политики Томского государственного университета включает в себя общие положения, в нормативную базу и упоминания о том, что не является юридическим лицом. Цель создания центра -развитие социально-профессионального волонтерства в ТГУ и его включения в международные волонтерские программы. Основные задачами деятельности являются объединение существующих волонтерских команд, создание новых волонтерских команд, реализация образовательных программ обучения волонтёров, организация мероприятий различного уровня для развития волонтерского студенческого движения, формирование университетского и городского заказа студенческим волонтёрскими объединениям, реализация волонтерских проектов в интересах города Томска и региона, а также создание условий для включения в международное взаимодействие.

На сайтах школ Томской области есть отдельные упоминания о волонтерских практиках, причем в разных объемах, что, возможно, связано с интенсивностью волонтерской работы. Например, на сайте МБОУ «Воронежское СОШ» Томского района есть портфолио волонтера вместе с проектами, презентация школьного волонтерского отряда «Доброволец» с перечислением их акций, а именно «Трудовой десант», «Ветеран живет рядом», «Свеча памяти», «Забота», «Чистый Обелиск», «Георгиевская ленточка», «День белых журавлей». Также есть информация о волонтерской работе в школьной газете «Акцент».

На сайте МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Кол-пашево Томской области есть информация о программе деятельности отряда волонтеров «Мы вместе», которые определяют содержание и основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлено именно на эти аспекты воспитательной работы. Важные задачи программы: декларируется формирование у подростков навыков социальной и личной компетентности, которые позволяют им противостоять приобщению к употреблению психоактивными веществами, курению в условиях давления социального окружения средствами

волонтерской деятельности. Разработана программа внеурочной деятельности «Я волонтер». Авторы программы считают, что её основная идея - это внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Она включает в себя четыре направления, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Несмотря на интересный потенциал данной программы, не совсем понятно, почему для формирования толерантности авторы планируют организацию досуга школьников. Учебный план включает в себя несколько блоков, например, из истории волонтерского движения в мире и России, создание волонтерского отряда, банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи. Психологическая подготовка волонтеров включает в себя тренинги «Познаю себя», «Моё отношение к миру», лекции о психологических особенностях детей с ОВЗ и пожилых людей. Также предполагается знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность и обучение навыкам создания печатной продукции. Также перечисляются акции-конкурсы, в которых участвуют волонтеры школы, в их число входят экоакции, устные журналы «Энергосбережение», «Употребление алкоголя - опасная болезнь», акции «Кто, если не мы!», «Свет в окне», «Ветеранское Подворье», «Я помню. Я горжусь» и т.д. Также на сайте школы представлена краткая информация о специфике современного волонтерского движения и анализ деятельности волонтерского отряда по направлениям в виде слайдовой презентации с фотографиями.

На сайте МАОУ «СОШ № 32 имени 19 Гвардейской Стрелковой дивизии города Томска» представлен план работы волонтерского отряда «Движение вверх», который позиционирует следующую миссию - внести вклад в физическое и нравственное оздоровления общества, помогать животным, содержащимся в приютах, сделать жизнь окружающих светлее и ярче посредством организации и проведения творческих мероприятий, мастер-классов и флешмобов. Цель -оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, способствовать развитию волонтерского движения в школе № 32. Задачи работы: сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтёров, развивать позитивные установки школьников на добровольческую деятельность, обеспечить возможность учащимся вести своими силами работу, направленную на разработку идей, организацию и проведение мероприятий, обеспечить участие волонтеров в различных социально значимых проектах и мероприятиях, пропагандировать здоровый образ жизни, разработать и реализовать новые формы организации досуга для развития самости, познавательной деятельности школьников; профилактики вредных привычек, заботе о животных, толерантности, воспитании ЗОЖ. Для реализации цели и задач планируется участие школьников в городской программе воспитания и дополнительного образования детей «Фабрика добра», «Медиабум», проведение психологических тренингов по развитию коммуникации, командообразования и искусства быть волонтером. Планируется мотивационный тренинг и различные семинары-практикумы, в том числе специфика подготовки и постановки флешмобов. Интересными является информационная акция «Полная миска корма» для приюта бездомных животных, конкурс экологической рекламы, игра-кругосветка «Огонёк доброты», участие в конкурсе «Лучшая волонтерская практика» и многое другое. Волонтерский отряд в школе существует с 2018 года, его участники определились с направлениями деятельности движения и стали активно реализовывать себя в качестве events-волонте-ров, несколько школьников получили волонтерские книжки от управления молодежной политики города Томска.

На школьном сайте МАОУ «Школа Перспектива» города Томска есть информация о зеленых волонтерских практиках школьников, например, посещение приюта «Четыре лапы», организация смотра строя и песни для седьмых - десятых классов, мероприятие «Прощание с азбукой» для первоклассников.

Волонтерский отряд «Хелперы» МАОУ «СОШ № 54» города Томска на своём сайте размещает информацию о реализации различных проектов, например,

0 проведении сезонного проекта «Снежная вахта», об оказании помощи приюту бездомных животных «Догхаус», о значимом событии года - победе во всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» от Российского движения школьников. На грантовые средства было построено несколько вольеров для бездомных собак. Также школьники участвовали в экологическом марафоне «Томские крышки», который направлен на повышение культуры раздельного сбора мусора, вырученные средства пошли в пользу бездомных животных, также есть информация о выполнении отрядом «Хелперы» различных задач от проекта «Фабрика добра».

Информация о деятельности школьных волонтерских отрядов размещается на официальном интернет-портале администрации Томской области, например, о том, что проекты школьников Томска, Томского и Зыряновского районов получили поддержку от Российского движения школьников на общую сумму

1 300 000; о подведении итогов Года волонтёра, бала в честь добровольцев, который проведет благотворительный фонд «Меркурий», просмотр документального фильма «Я волонтер», слёт детских волонтерских организаций, благотворительный марафон «Обыкновенное чудо», интерактивная школа для молодых краеведов-волонтеров и многие другие проекты. Также на этом сайте размещается информация о заседаниях межведомственного совета по развитию добровольческих проектов в Томской области.

Также в сети Интернет есть информация о том, что в Томской области функционируют волонтерские отряды на базе центров дополнительного образования. В МОУ ДОД «Дом детского творчества» село Кривошеино Томской области уже несколько лет функционирует волонтерский центр «Контакт», направления деятельности которого - волонтерское движение, организация и проведение акций и мероприятий, пропаганда добровольчества. Цель - апробация новых форм организации деятельности детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования нравственных и коммуникативных качеств личности через организации полезной деятельности, способствующую самореализации. Задачи - формировать активную жизненную позицию школьника и стремление заниматься волонтерской деятельностью, установление механизмов взаимодействия с социумом в сфере продвижения добровольческого движения, вовлечение школьников в социальную практику через реализацию их потенциала и формирование умений волонтёров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим, позитивно влиять на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, утверждать положительное отношение к здоровому образу жизни. Волонтерский корпус детско-юношеского парламента, который базируется во Дворце творчества детей и молодёжи города Томска, принимает участие во всевозможных акциях, реализуя свои инициативы: например, акции, приуроченные ко Дню здоровья, «Добрая суббота» от «Большой перемены», акция «Выше только звёзды» ко Дню космонавтики, Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Подснежники», однако документированная волонтерская деятельность не фиксирована. Также в Томске функционирует волонтерский штаб помощи пожилым томичам, в котором работают не только школьники, но и взрослые люди - деятельность проходит по заявкам: добровольцы помогают оплачивать услуги ЖКХ, покупать продукты, лекарства, потом приносят их получателям. Также есть дополнительный набор взрослых автоволонтеров, которые помогают с доставкой адресатам. В этом проекте кроме взрослых представителей общероссийского народного фронта участвуют студенты всех вузов Томска, колледжей, техникумов и неравнодушные жители региона.

Основные процессы реализации волонтерской деятельности, добровольческих практик и особенностей подготовки волонтеров на примере Томской, Свердловской областей и Красноярского края показаны в табл. 1.

Таблица 1

Наличие основных направлений структурирования волонтерской деятельности в практике регионов

№ Регион

Направления анализа Томская область Красноярский край

1. Документация, регламентирующая волонтерскую деятельность, на уровне

региона + +

города + +

вуза + +

организаций общего и дополнительного образования - -

2. Система подготовки волонтеров на уровне

региона + +

города + +

вуза + +

организаций общего и дополнительного образования - -

Констатируя отсутствие нормативно-правовой обеспеченности деятельности и системной подготовки волонтеров в организациях общего и дополнитель-

Библиографический список / References

ного образования, мы акцентируем внимание на том, что данные получены из общедоступных интернет-публикаций и могут отличаться от реальной ситуации.

Отмечая высокий уровень развития волонтерской деятельности в указанных нами регионах, мы также увидели, что реализуется большое количество стандартных технологий, и в практической работе в регионах недостаточно полно представлены инновационные аспекты развития добровольчества.

Интересной и актуальной для современной образовательной реальности практикой, по нашему мнению, является инициатива общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», которая начала реализовываться в начале 2021 года. В связи с дистанционным режимом обучения и временной изоляцией семей от общественной жизни инициативная группа Федерации решила, что необходима системная волонтерская поддержка, которая предполагает психологическую помощь учителям и учащимся в преодолении трудностей, родителям - в создании отношений сотрудничества между детьми и взрослыми, а также укреплении отношений внутри семьи. Для закрепления волонтерской деятельности был сформирован приказ от 30 ноября 2020 года, в котором обозначены доминирующие направления волонтерской деятельности. Для каждого волонтерского направления закреплен свой куратор, отдельные направления реализуются через гранты города Москвы. С нашей точки зрения, направления волонтерской деятельности очень актуальны и включает в себя молодежный просветительский проект «Студент+»; электронную консультационную площадку по вопросам обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; развитие цифровой модели инновационной реабилитационно-образовательной среды «Пространство возможностей» для семей, воспитывающих детей с ОВЗ; проведение онлайн-мероприятий просветительского и профилактического характера для детей и подростков; а также помощь детям и родителям в преодолении трудности обучения в условиях карантина. В последних направлениях работы задействованы и региональные отделения Федерации психологов образования России. Отдельным направлением волонтерской работы является апробация системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая называется «Экосистема детства». Реализация этого проекта предполагает обучение волонтеров в специальной школе Федерации психологов образования России и включает в себя 8 основных занятий, по которым желающие проходят аттестацию для получения сертификата, и факультативно по выбору 2 - 3 мастер-класса. Все темы занятия представляются нам актуальными в контексте самоорганизации деятельности волонтёром. Они включают в себя нормативно-правовые и этические основы волонтерской деятельности, способы продуктивного общения в процессе волонтерской деятельности, тайм-менеджмент, основы организации групповой деятельности во время проведения волонтерских мероприятий, медиация конфликтов во время мероприятий, профилактика эмоционального выгорания, основы социально ориентированного проектирования и секреты особенности публичного выступления. Именно в контексте волонтерской деятельности прохождение итоговых заданий в виде тестов и кейсов предполагает выдачу сертификатов на 32 часа, обучение бесплатное. Предложенные инициативы нам представляются актуальными для всех регионов России и, по нашему мнению, нуждаются в распространении.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что волонтерство представляет собой один из основных ресурсов для решения проблем общества, деятельность, которая помогает людям в разных странах развивать личные и профессиональные компетенции. Вместе с тем не все заслуживающие внимания практики реализуются в регионах России. Именно поэтому перспективой проведенного нами практического исследования является возможность составить и опубликовать интерактивные методические рекомендации по реализации наиболее эффективных и адекватных практик конкретных видов волонтерской деятельности с использованием цифровых smart-технологий для педагогов-организаторов и других специалистов, занимающихся воспитательной работой с обучающимися высшего, общего и дополнительного образования.

1. Drezner N.D., Pizmony-Levy O. I Belong, Therefore, I Give? The Impact of Sense of Belonging on Graduate Student Alumni Engagement. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2021; Vol. 50 (4): 753 - 777.

2. Zelko A.S., Maslo V.S. Organization of work of education volunteers online. State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2021: E3S Web of Conferences XIV International Scientific and Practical Conference. 2021; Vol. 273. Available at: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/49/e3sconf_ interagromash2021_12113/e3sconf_interagromash2021_12113.html

3. Mitic R.R. Global Learning for Local Serving: Establishing the Links Between Study Abroad and Post-college Volunteering. Research in Higher Education. 2020; Vol. 61 (5): 603 - 627.

4. Jarvis D.H., Mady C. Culture, confidence, and crêpes sucrées: Exploring teacher candidate perceptions of francophone homestay community leadership experiences. Journal of Language Teaching and Research. 2021; Vol. 12 (4): 520 - 532.

5. Peric J., Simic M.L., Pevnaya M.V., Sharma E. Generation Z and volunteering: A national culture perspective. Obrazovanie iNauka. 2021; 23 (1): 44 - 72.

6. Yoo S.Y., Choi E.-J. Nursing students' extracurricular activity experiences of suicide prevention volunteering: A qualitative study. Nurse Education Today. 2021; № 102 (3).

7. Rozmiarek M., Poczta J., Malchrowicz-mosko E. Motivations of sports volunteers at the 2023 european games in Poland. Sustainability (Switzerland). 2021; Vol. 13 (11).

8. Luque-Suárez M., Olmos-Gómez M.C., Castán-García M., Portillo-Sánchez R. Promoting emotional and social well-being and a sense of belonging in adolescents through participation in volunteering Healthcare (Switzerland). 2021; Vol. 9 (3).

9. Miller S. Greenspace volunteering post-disaster: exploration of themes in motivation, barriers, and benefits from post-hurricane park and garden volunteer. Journal of Environmental Planning and Management. 2020; № 63 (11).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 27.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.