УДК 378.1
Диагностика готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству
Diagnostics of the readiness of future teachers for inclusive volunteering
Салаватулина Л.Р., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected]
Резникова Е.В., ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», [email protected]
Salavatulina L., South Ural State Humanitarian Pedagogical University, [email protected] Reznikova E., South Ural State Humanitarian Pedagogical University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.011
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, инклюзивное волонтерство, профессиональная подготовка будущего педагога, готовность к волонтерству, волонтерская деятельность.
Keywords: volunteering, inclusive volunteering, professional training of a future teacher, readiness for volunteering, volunteering activity.
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству. Автор определяет готовность как интегральное качество личности, отражающее целостность мотивационно-ценностного, когнитивно-операционального, личностно-рефлексивного компонентов, необходимых для реализации волонтерской деятельности в инклюзивной среде. Предложен критериально-диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству и определить педагогические стратегии подготовки к добровольческой деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства. Результаты организованного исследования позволили сформулировать авторскую идею о сущности, структуре и содержании волонтерской компетенции, обуславливающую необходимость ее включения в перечень профессиональных компетенций будущего педагога. Представлена модель волонтерской компетенции, состоящая из четырех сегментов, определяющих знания и умения волонтера в сопровождении лиц с ОВЗ и инвалидностью. Делается вывод о необходимости создания социально-образовательной среды педагогического университета для расширения волонтерской практики и формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству.
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the readiness of future teachers for inclusive volunteering. The author defines readiness as an integral quality of a personality, reflecting the integrity of the motivational-value, cognitive-operational, personal-reflexive components necessary for the implementation of volunteering in an inclusive environment. Criteria-diagnostic tools are proposed to study the level of readiness offuture teachers for inclusive volunteering and to determine pedagogical strategies for preparing for volunteering in an inclusive educational environment. The results of the organized study made it possible to formulate the author's idea about the essence, structure and content of volunteer competence, which necessitates its inclusion in the list of professional competencies of a future teacher. A model of volunteer competence is presented, consisting of four segments that determine the knowledge and skills of a volunteer, accompanied by people with disabilities. The conclusion is made about the need to create a socio-educational environment of the Pedagogical University in order to expand volunteer practice and form the readiness offuture teachers for inclusive volunteering.
Введение. В современных условиях трансформации образования, актуализации гражданского и патриотического воспитания, развития базовых ценностей у студенческой молодежи все более значимым выступает «поиск эффективных механизмов расширения
социокультурных возможностей социально-образовательного пространства высшей школы» [5;6;9]. В данном контексте «система высшего образования может выступать платформой развития добровольческого движения и воспитания активной гражданской позиции
будущих педагогов» [7]. Ранее нами было установлено, что «одной из форм добровольчества является инклюзивное волонтерство, стратегическая цель которого -сопровождение в социальном пространстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказание
индивидуальной помощи в их социальной реабилитации, адаптации к жизни в обществе» [7] Отсюда возникает необходимость подготовки будущих педагогов к волонтерской деятельности в инклюзивном образовательном пространстве.
Проблеме готовности будущих педагогов к добровольческой деятельности посвящены исследования Е.В. Богдановой, М.А., Лаврентьевой, Н.В. Тамарской и многих других [1;4;8].
Е.В. Богданова определяет готовность студентов к организации волонтерской деятельности «как структурно-уровневое личностное образование, отражающее целостность мотивационно-целостного,
когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов» [1]. Автор выделяет комплекс педагогических условий формирования данного вида готовности: «определение содержания волонтерской деятельности, актуализирующей задействованные в ней личностные ресурсы; актуализация потенциала волонтерства в учебной и внеучебной деятельности; организация волонтерской деятельности студентов на основе технологий социального проектирования» [1].
Развитию профессиональных компетенций будущих педагогов в ходе волонтерской деятельности посвящено исследование И.Э. Ярмакеева [10]. В нем представлены критерии оценки готовности к участию в волонтерской деятельности, в частности «1) владение необходимыми знаниями о целях и содержании волонтерства, существующем опыте работы различных добровольческих организаций; 2) сформированность необходимых умений и навыков, специфичных для волонтерской деятельности; 3) наличие устойчивой мотивации к активному участию в социально полезной деятельности» [10].
Н.В. Тамарская разрабатывает «модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников, включающую концептуально-методологический, содержательно-процессуальный, критериально-диагностический блок» [8].
Интерес для нашего исследования представляют научные изыскания о «формировании готовности к волонтерской работе в сфере психолого-педагогического
сопровождения умственно-отсталых детей с расстройствами аутистического спектра» [4]; о «факторах развития когнитивного компонента инклюзивной готовности будущих педагогов» [3], о «социокультурных практиках в подготовке педагогов инклюзивного образования» [2]. В этих работах рассматриваются концептуальные, содержательные, методические аспекты профессионального становления студенческой молодежи в современных условиях волонтерской деятельности.
Вместе с тем, анализ исследований в данной области позволяет утверждать об отсутствии единого подхода к определению компонентов и критериев готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству. Безусловно, от эффективности обозначенных компонентов будет зависеть и определение педагогических стратегий подготовки к добровольческой деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Таким образом, целью настоящего исследования является разработка
диагностического инструментария и
эмпирическое исследование готовности к инклюзивному волонтерству в профессиональной подготовке будущих педагогов.
Материалы и методы исследования. В предыдущих исследованиях мы установили, что готовность - это интегральное качество личности, отражающее целостность мотивационно-ценностного (мотивация и ценностные ориентации будущего педагога к реализации волонтерской деятельности), когнитивно-операционального (овладение волонтерскими компетенциями, умениями, действиями), личностно-рефлексивного (самоанализ и самооценка результатов инклюзивного волонтерства) компонентов, необходимых для реализации волонтерской деятельности в инклюзивной среде [7].
Исследование было проведено в 2023 году на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск). В экспериментальной работе принимали участие 97 студентов 1 и 2 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Специальное (коррекционное) образование».
Согласно выделенным компонентам и критериям нами был разработан диагностический инструментарий исследования готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству, см. таблицу 1.
Таблица 1. - Критериально-диагностический инструментарий готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству
Компонент Критерий Диагностический инструментарий
Мотивационно -ценностный - мотивы формирования готовности к инклюзивному волонтерству; - понимание ценности волонтерской деятельности в сопровождении лиц с ОВЗ в инклюзивной среде; - проявление интереса к инклюзивному волонтерству - наблюдение; - индивидуальная беседа; - рефлексивное эссе; - опрос «Профессиональная направленность»; - методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова); - методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Когнитивно-операциональный - понимание назначения волонтерской деятельности, ее теоретико-методических аспектов; - владение дидактическим инструментарием инклюзивного волонтерства; - использование форм и технологий волонтерской деятельности в сопровождении и оказании помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью - самооценка; - наблюдение; - опрос «Сущность и организация инклюзивного волонтерства»; - опрос «Методы и технологии сопровождения лиц с ОВЗ»; - моделирование, анализ ситуаций инклюзивной волонтерской деятельности, выбор профессиональных действий
Личностно -рефлексивный - умение осуществлять коммуникацию в ходе инклюзивного волонтерства и организовывать социальное взаимодействие в различных ситуациях волонтерской деятельности; - умение производить самоанализ и оценивать результаты волонтерской деятельности; - осознание необходимости производить рефлексивно-корректирующие действия, соответствующие требованиям будущей профессии - наблюдение; - рефлексивное эссе; - опрос «Профессиональные и личностные качества волонтера»; - самооценка; - методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин); - моделирование и анализ волонтерских действий
В качестве основных уровней сформированности готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству были приняты следующие: высокий, достаточный, критический.
Высокий уровень готовности - компоненты готовности интегрированы и сформированы; глубокое осознание ценности и важности волонтерской деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, понимание ее назначения; стабильное проявление интереса к инклюзивному волонтерству; четкое представление об организационно-дидактических инструментах осуществления волонтерской деятельности в инклюзивной среде.
Достаточный уровень готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству -компоненты готовности сформированы средне; проявление общего желания осуществлять волонтерскую деятельность в сопровождении лиц с ОВЗ и инвалидностью; эпизодическое проявление интереса к инклюзивному
волонтерству; знания о формах и технологиях инклюзивного волонтерства; базовые умения осуществлять коммуникацию в различных ситуациях социального взаимодействия.
Критический уровень готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству -компоненты готовности интегрированы не в полной мере; отсутствие профессиональных мотивов и интереса не позволяют осуществлять волонтерскую деятельность в инклюзивном пространстве; знания теоретико-методических аспектов инклюзивного волонтерства
поверхностны; умения осуществлять социальное взаимодействие с применением форм и технологий волонтерской деятельности в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью сформированы недостаточно.
Результаты. Учитывая разработанный критериальный аппарат, уровневое значение и диагностический инструментарий,
охарактеризуем уровень готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству.
Проведенное исследование мотивационно-ценностного компонента готовности к инклюзивному волонтерству выявило его недостаточный (критический) уровень у будущих педагогов (68%). Сформированное^
профессиональных мотивов и ценностей находится на низком уровне, что говорит о слабой мотивации и недостаточном проявлении интереса к инклюзивному волонтерству. Владение формами и технологиями волонтерской деятельности в сопровождении и оказании помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью большинство опрощенных студентов педагогического вуза не видят частью своей профессии.
Результаты исследования когнитивно -операционального компонента готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству позволяют констатировать его критический уровень (72%). Знания о дидактическом инструментарии инклюзивного волонтерства не сформированы. Посредством анализа имитационной инклюзивной
волонтерской деятельности было установлено, что не все студенты владеют формами и технологиями организации социального взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью в различных ситуациях добровольческой деятельности.
Анализ результатов личностно-
рефлексивного компонента готовности к инклюзивному волонтерству выявил
преобладание критического уровня его сформированности у будущих педагогов (71%). Нам удалось установить, что студенты не в полной мере умеют организовывать коммуникативное взаимодействие с лицами с ОВЗ и инвалидностью в ходе волонтерской деятельности и производить оценку и самоанализ ее результатов; рефлексивно-корректирующие действия, соответствующие будущей профессии сформированы недостаточно.
Заключение. Таким образом, организованное исследование показало, что будущие педагоги не обладают достаточной мотивацией к осуществлению инклюзивного волонтерства, не владеют дидактическим инструментарием, формами, технологиями добровольчества в работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Полученные данные подтверждают наличие проблемы формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству и указывают на необходимость ее решения.
Мы полагаем, что ресурсом социально-нравственного воспитания и профессионального становления будущих педагогов выступает
формирование культуры инклюзивного волонтерства, содержательным наполнением которой является волонтерская компетенция.
Обобщив теоретические исследования и свой личный опыт, мы пришли к пониманию волонтерской компетенции как интегративной готовности будущего педагога к организации и реализации волонтерской деятельности в инклюзивном пространстве.
Построенная на основе социокультурного и интегрального подходов модель волонтерской компетенции будущих педагогов-дефектологов состоит из четырех сегментов (социально-культурного, мотивационно-ценностного,
когнитивно-операционального, личностно-
рефлексивного), структурными компонентами которых являются знания и умения.
В рамках социально-культурного сегмента волонтерская компетенция рассматривается как часть культурного, социального пространства, важным назначением которого является организация взаимодействия между субъектами инклюзивной волонтерской деятельности. Значимыми для данного сегмента выступают знания средств и форм взаимодействия в инклюзивном пространстве, этических норм и правил коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Также релевантными являются знания принципов и правил организации волонтерской деятельности, особенностей построения социально-образовательной среды в различных ситуациях инклюзивного добровольчества. К основным умениям относятся умения выбирать стратегии, средства и формы взаимодействия, корректировать модели своего поведения в зависимости от механизма социальной реабилитации и адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Мотивационно-ценностный сегмент
подразумевает выработку ценностно-смыслового взгляда на инклюзивное волонтерство, в соответствии со своими мотивами, потребностями и интересами. Для этого необходимы знания способов и средств организации инклюзивного добровольчества, критериев самооценки и самоконтроля как субъекта волонтерской деятельности, которые реализуются в виде осмысления личностной значимости инклюзивного добровольчества в будущей профессиональной деятельности, а также актуализации потребностей в формировании готовности к ее осуществлению.
Когнитивно-операциональный сектор
выступает как часть инклюзивного волонтерского
пространства, в котором развивается и функционирует волонтерская компетенция. Он включает совокупность знаний и способов деятельности по инклюзивному волонтерству в условиях социально-образовательной среды и в различных ситуациях волонтерской деятельности. Среди умений можно назвать следующие: осуществлять работу в инклюзивных командах в рамках проведения социокультурных
мероприятий; применять различные алгоритмы конструирования и проектирования действий в соответствии с запросами и планом работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; использовать инструментальное обеспечение в различных ситуациях волонтерской деятельности и др.
Личностно-рефлексивный сегмент
обеспечивает контроль и коррекцию деятельности, участие в коллективном анализе и оценке результатов инклюзивного волонтерства, поддержку волонтеров и мотивацию на продолжение реализации задуманных идей добровольческой деятельности. Для этого необходимы знания способов критического мышления, рефлексии, самооценки и контроля,
которые реализуются в виде диагностико-аналитических и рефлексивно-корректирующих действий.
Целостность волонтерской компетенции будущего педагога реализуется за счет создания и организации инклюзивной социально-образовательной среды, которая связывает все ее сегменты в единое целое, обеспечивая профессионально-педагогическую направленность волонтерской деятельности.
Таким образом, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет констатировать, что инклюзивное
добровольчество, направленное на усвоение социально-субъектного опыта, развитие толерантности и социальной активности личности, возможно рассматривать как задачу профессиональной подготовки и позволяет усилить ее фундаментальность. По нашему мнению, социально-образовательная и воспитательная среда современной высшей школы является ресурсом для расширения волонтерской инклюзивной практики и формирования готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству.
Литература:
1. Богданова Е.В. Формирование готовности будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности школьников / Е.В. Богданова // Педагогический журнал Башкортостана. -2014. - № 4(53). - С. 108-115.
2. Бударина А.О. Социокультурные практики в подготовке педагогов инклюзивного образования: опыт БФУ имени Иммануила Канта / А.О. Бударина, Н.В. Старовойт // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 6(87). - С. 130-129.
3. Корякина Т.Г. Факторы развития когнитивного компонента инклюзивной готовности будущих педагогов / Т.Г. Корякина, С.Н. Архипова // Научное мнение. - 2022. - № 12. - С. 84-89.
4. Лаврентьева М.А. Формирование готовности студентов к волонтерской работе в сфере психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра / М.А. Лаврентьева, Н.В. Рябова, О.С. Гришина // Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра. - Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2021. - С. 5.
5. Мартынова Т.Н. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования / Т.Н. Мартынова, Е.А. Гавло, К.А. Цвеклинская // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 1(33). - С. 153-159.
6. Резникова Е.В. Выявление и учет творческих способностей у детей с ОВЗ при организации тьюторского сопровождения в условиях дополнительного образования / Е.В. Резникова, В.В. Меренкова // Вестник ЮУрГГПУ. Серия: «Педагогические науки». -2020. - № 4. - С. 145-158.
7. Салаватулина Л.Р. Дидактический инструментарий формирования готовности к инклюзивному волонтерству у будущих педагогов / Л.Р. Салаватулина, А.А. Шабалина, Е.А. Василенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2021. - № 3(163). - С. 128-143.
8. Тамарская Н. В. Модель подготовки будущих педагогов к организации добровольческого труда младших школьников / Н. В. Тамарская, Р. Асси // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 5(128). - С. 77-85.
9. Шумилова Е.А. Готовность инклюзивного педагога к профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации / Е.А. Шумилова, Е.Ю. Журавлева, Е.Ю. Никитина // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. - № 2(168). - С. 199-216.
10. Ярмакеев И.Э. Развитие профессиональных компетенций будущих педагогов в рамках волонтерской деятельности / И.Э. Ярмакеев, Р.М. Ахмадуллина, Н.Р. Валиахметова // Филология и культура. - 2020. - № 2(60). - С. 259-265.
References:
1. Bogdanova E.V. Formation of readiness of future social educators to organize volunteer activities of schoolchildren / E.V. Bogdanova // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - 2014. - № 4(53). - Pp. 108-115.
2. Budarina A.O. Socio-cultural practices in the training of teachers of inclusive education: the experience of the Immanuel Kant BFU / A.O. Budarina, N.V. Starovoit // Bulletin of Cherepovets State University. - 2018. - № 6(87). - Pp. 130-129.
3. Koryakina T.G. Factors of development of the cognitive component of inclusive readiness of future teachers / T.G. Koryakina, S.N. Arkhipova // Scientific opinion. - 2022. - № 12. - Pp. 84-89.
4. Lavrentieva M.A. Formation of students' readiness for volunteer work in the field of psychological and pedagogical support of mentally-retarded children with autism spectrum disorders / M.A. Lavrentieva, N.V. Ryabova, O.S. Grishina // Psychological and pedagogical support of mentally retarded preschoolers with autism spectrum disorders. - Saransk: Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, 2021. -P. 5.
5. Martynova T.N. Social volunteer activity of university-students in conditions of inclusive education / T.N. Martynova, E.A. Gavlo, K.A. Tsveklinskaya // Vocational education in Russia and abroad. - 2019. - № 1(33). - Pp. 153-159.
6. Reznikova E.V. Identification and accounting creative abilities of children with disabilities in the organization of tutor's support in conditions of additional education / E.V. Reznikova, V.V. Merenkova // The Bulletin of the YUrGGPU. Series: "Pedagogical sciences". - 2020. - № 4. - Pp. 145-158.
7. Salavatulina L.R. Didactic tools for the formation of readiness for inclusive volunteering among future teachers / L.R. Salavatulina, A.A. Shabalina, E.A. Vasilenko // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. -2021. - № 3(163). - Pp. 128-143.
8. Tamarskaya N. V. Model of preparation of future teachers for the organization of volunteer work of younger schoolchildren / N. V. Tamarskaya, R. Assi // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2022. - № 5(128). - Pp. 77-85.
9. Shumilova E.A. Readiness of an inclusive teacher for professional activity in the conditions of digital transformation / E.A. Shumilova, E.Y. Zhuravleva, E.Y. Nikitina // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. - 2022. - № 2(168). - P. 199-216.
10. Yarmakeev I.E. Development of professional competencies of future teachers within the framework of volunteer activity / I.E. Yarmakeev, R.M. Akhmadullina, N.R. Valiakhmetova // Philology and culture. - 2020. - № 2(60). - Pp. 259-265.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования Сведения об авторах:
Салаватулина Лия Рашитовна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», e-mail: [email protected]
Резникова Елена Васильевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», e-mail: [email protected]