Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕСПРИЗОРНОЙ МОЛОДЕЖИ - ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕСПРИЗОРНОЙ МОЛОДЕЖИ - ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / БЕЗОПАСНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕСПРИЗОРНЫХ / ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / БЕСПРИЗОРНАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Рахманина Виктория Викторовна

В статье авторами рассмотрено содержание технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи - выпускников детских домов Ставропольского края. Теоретически обосновано значение технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи с позиции ее безопасной социализации. На примере четырех детских домов Ставропольского края обобщен опыт реализации программ социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи; раскрыты цель, задачи, основные направления, формы социально-педагогического сопровождения и ожидаемые результаты реализации данной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Рахманина Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STREET YOUTH - GRADUATES OF ORPHANAGES

In the article, the authors considered the content of the technology of social and pedagogical support of homeless youth - graduates of orphanages in the Stavropol Territory. The value of the technology of social and pedagogical support of homeless youth is theoretically substantiated from the standpoint of its safe socialization. On the example of four orphanages in the Stavropol Territory, the experience of implementing programs of social and pedagogical support of homeless youth was summarized; the purpose, objectives, main directions, forms of social and pedagogical support and the expected results of the implementation of this technology are disclosed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕСПРИЗОРНОЙ МОЛОДЕЖИ - ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ»

4) Технологии привлечения ресурсов для поддержки деятельности волонтерских объединений, куда относят технологии фандрайзинга. При реализации данной технологии на базе университета следует учитывать тот факт, что университеты в большинстве своем являются учреждениями системы высшего образования с бюджетным финансированием, и выделение финансовых средств на проведение благотворительных мероприятий для детей с инвалидностью и ОВЗ не входит в план финансово-хозяйственной деятельности вуза. В этой ситуации волонтерскому центру (отряду) предстоит осуществлять самостоятельный поиск пожертвований от физических и юридических лиц, организовывать благотворительные акции, образовательно-развлекательные мероприятия с участием потенциальных спонсоров, создавать социальную рекламу, использовать другие средства социального PR.

5) Технологии сопровождения волонтерской деятельности в вузе, которые выступают одной из важных задач волонтерского центра в современном вузе. Формами сопровождения выступают индивидуальные беседы со студентами-волонтерами, групповые консультации с волонтерскими командами, волонтерские форумы с участием руководства вуза (института, факультета) по вопросам инклюзивного образования и социально-педагогической работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ, учебно-методического и информационного обеспечения волонтерской работы, мотивации волонтерской деятельности.

Выводы. В заключение следует отметить, что содержание технологий организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета будет целиком зависеть, как от направленности социально-воспитательной политики университета, так и от целей и задач, поставленных перед волонтерским центром/отрядом, от соответствия целей волонтерского объединения и личных целей волонтеров. Ключевую роль в организации данной деятельности играет руководство вуза (института, факультета, кафедры), призванное обеспечить создание необходимых материально-технических условий для деятельности студенческих волонтерских объединений.

Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности руководителей студенческих волонтерских объединений, социально ориентированных молодежных НКО, работающих с детьми с инвалидностью и ОВЗ, экспертов при молодежных общественных советах и центров поддержки волонтерства при разработке и реализации мер региональной молодежной политики.

Аннотация. В статье авторами определено место социальной (волонтерской) практики в структуре образовательной подготовки студента современного вуза; выявлена специфика технологий организации студенческой добровольческой деятельности в работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ; проведен анализ пяти технологий организации студенческой добровольческой деятельности с детьми с инвалидностью и ОВЗ на базе университета: технологии привлечения волонтеров, технологии обучения волонтеров, организации работы волонтеров во время мероприятия, фандрайзинга, технологии сопровождения волонтерской деятельности в вузе.

Ключевые слова: волонтерство, технологии организации студенческой добровольческой деятельности, дети с инвалидностью и ОВЗ, университет, фандрайзинг.

Annotation. In the article, the authors define the place of social (volunteer) practice in the structure of educational training of a student of a modern university; the specificity of technologies for organizing student volunteer activities in work with children with disabilities and disabilities was revealed; the analysis of five technologies for organizing student volunteer activities with children with disabilities and disabilities on the basis of the university was carried out: technologies for attracting volunteers, technologies for teaching volunteers, organizing volunteer work during an event, fundraising, technologies for supporting volunteer activities at a university.

Keywords: volunteering, technologies for organizing student volunteer activities, children with disabilities and disabilities, university, fundraising.

Литература:

1. Великанова Е.В. Добровольческие образовательные технологии: школа волонтеров // Вестник ТГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskie-obrazovatelnye-tehnologii-shkola-volonterov

2. Крутицкая Е.В. Организация волонтерского центра в вузе от компетенций к организационной структуре. - М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. - 162 с.

3. Официальный сайт добровольчества в РФ. URL: https://dobro.ru/analytics

4. Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. - 2015. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-volonterstvo-osobennosti-deyatelnosti-i-motivatsii

УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕСПРИЗОРНОЙ МОЛОДЕЖИ -

ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

кандидат социологических наук, доцент Анникова Людмила Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); студентка 4 курса направления подготовки «Социальная работа» Рахманина Виктория Викторовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

Постановка проблемы. В отечественной и мировой практике одной из самых значимых проблем является безопасная социализация беспризорных и безнадзорных детей и подростков, значение которой заключается в обеспечении жизнестойкости личности как проявления ее способности не просто выживать в ситуации социальной неопределенности и риска, а развиваться и совершенствоваться, достигать успехов в личной, профессиональной и социальной сферах деятельностей.

В научном сообществе общепринятой является дефиниция беспризорных детей и подростков как такой социальной категории, для которой характерны отсутствие попечения и ухода со стороны родителей и государства, постоянного места жительства, позитивного рода деятельности и занятий, системного обучения и воспитания [2].

По данным Национального родительского комитета, в настоящее время в РФ в детских домах находятся около 80% социальных сирот - детей, которые попали в учреждение, несмотря на наличие живых родителей. По последним данным, численность беспризорных и безнадзорных детей в России неуклонно растет, и если в

2018 году органы правопорядка выявили и поставили на учет 68,7 тысяч таких несовершеннолетних, то к

2019 году их количество возросло до 75,5 тысяч [11.

Сегодня в РФ для решения проблем социализации беспризорных детей и подростков функционирует сеть специализированных структур - социально-реабилитационные центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, учреждения образования, социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, и другие. Все они призваны реализовывать комплекс мер социально-реабилитационного, психолого-педагогического, консультативного, просветительского и правового характера, направленных на решение сложных задач ресоциализации беспризорных несовершеннолетних.

Основная нормативно-правовая база, регулирующая систему поддерживающих и реабилитационных мероприятий для беспризорных несовершеннолетних, представлена: Конвенцией ООН о правах ребенка; Федеральными законами «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 27.07.1998 №124-ФЗ; «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация в сфере беспризорности детей и подростков требует осуществления комплекса мер, направленных не только на профилактику причин беспризорности и реабилитацию таких детей, но и на осуществление планомерных мероприятий по их социально-педагогическому сопровождению.

Использование технологии социально-педагогического сопровождения беспризорных несовершеннолетних в современных условиях приобретает все более актуальный характер, что подтверждается результатами социально-педагогических исследований в области: теории и методологии исследования семьи (Э. Берджесс, Э. Гидденс, П. Глик, К. Девис, Н. Луман, Л. Морган, Дж. Мердок, П. Сорокин, Р. Хилл, В. Штраус, Я. Щепаньский, и др.); вопросов семейного законодательства (В. Ермаков, С. Дармодехин, Г. Климантова, Ю. Королев, И. Кузнецова, Л. Нечаева и др.); различных аспектов социальной защиты семьи, находящейся в социально опасном положении (Л. Безлепкина, В. Бобков, И. Гребешев, Н. Гриценко, Э. Гилинская, Е. Гонтмахер, Е. Жильцов, В. Зуев, В. Корняк, Л. Овчарова, Н. Панкратова, Л. Потолова, Л. Шинелева А. Разумов, Н. Римашевская, А. Шевяков, В. Шульга, Л. Якобсон, Е. Ярская-Смирнова и др.); и др.

Цель статьи - раскрыть содержание технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи - выпускников детских домов Ставропольского края.

Изложение основного материала исследования. Значимость исследования технологии социально-педагогического сопровождения обусловлена тем, что существующие формы коррекционного воздействия на поведение беспризорной молодежи оказываются малоэффективными, а социально-педагогическое сопровождение представляет собой такую социально-педагогическую технологию, которая позволяет сформировать у повзрослевшего несовершеннолетнего адекватные жизненные модели поведения при активном содействии со стороны социального педагога, специалиста социальной работы, что в дальнейшем способствует безопасной социализации молодого человека, формируя его как личность самоопределившуюся и самоактуализирующуюся.

Опираясь на мнение Л.В. Мардахаева, который понимает под социально-педагогическим сопровождением в широком смысле «процесс обеспечения наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания личности, ее активного самопроявления в жизни» [3], мы склонны рассматривать технологию социально-педагогического сопровождения как конкретные меры социально-педагогической поддержки беспризорного в социальной ситуации его развития в период после его выхода из детского дома или интерната, когда специалист буквально «идет» рядом с взрослеющей личностью, раскрывая ее внутренний потенциал и направляя ее на пути преодоления жизненных проблем.

В ходе авторского исследования было изучено содержание технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи - выпускников детских домов Ставропольского края (ГКУ «Санаторный детский дом №12», ГКУ «Детский дом № 20 «Надежда», Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 1 «Колосок», Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Дошкольный детский дом №9»).

Обобщение опыта деятельности указанных учреждений позволило установить, что использование технологии социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов Ставропольского края является частью широкомасштабной системы их постинтернатного сопровождения, направленной на создание оптимальных условий для постинтернатной интеграции молодых людей в социум.

Реализация данной технологии предполагает создание фундамента для повышения уровня социализированности и адаптивности беспризорной молодежи в постинтернатный период посредством специализированной подготовки и обучения, в результате которых совершенствуются их ключевые социальные компетенции.

В частности, содержание технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи раскрывается в реализуемых в данных учреждениях социально-педагогических программах, направленных на обучение молодых людей способам бесконфликтного поведения и конструктивного взаимодействия, навыкам контроля собственного психологического состояния и психологической рефлексии; содействие получению ими образования, профориентации и занятости; формирование готовности выпускников к самостоятельной жизни; развитие навыков здорового образа жизни; обучение принятию осознанных и рациональных решений в сфере информационной, социальной и финансовой безопасности, ведения домашнего хозяйства, приобретения/съема жилья; усвоение знаний в области создания собственной семьи и осознанного родительства; формирование активной личностной и гражданской позиций, и другие.

Основные этапы реализации технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи - выпускников детских домов - включают:

1. Организационный этап, состоящий в диагностике уровня сформированности социальных компетенций выпускников на стадии выхода из детского дома/интерната; вовлечение выпускников детских домов/интернатов в мероприятия и занятия по развитию их социальной компетентности.

2. Экспериментальный этап, предполагающий организацию взаимодействия молодежи и специалистов (социальных педагогов, психологов, специалистов социальной работы, и др.); организацию межведомственного взаимодействия в системе социально-педагогического сопровождения; развитие социально-поддерживающей системы для молодежи в условиях местного сообщества; проведение цикла занятий по формированию ключевых социальных компетенций выпускников, способствующих их успешной адаптации в реальных социальных условиях.

3. Обобщающий этап, состоящий в определении уровня развития ключевых социальных компетенций выпускников и их социальной адаптивности после выхода из детского дома/интерната.

Реализация указанных этапов социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи осуществляется по следующим направлениям: социальный контроль за жизнью выпускника; составление социальной карты его проблем; реализация комплекса мер по преодолению проблем выпускником (целеполагание и определении траектории личностного и профессионального развития); правовая и консультативная поддержка выпускника; содействие в получении образования, профориентации и трудоустройстве; оказание адресной социальной помощи (в обустройстве предоставленного жилья, в приобретении предметов первой необходимости, и т.д.); содействие просвещению выпускника в вопросах личной гигиены, быта, семейного уклада, и др.

В основе реализации технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи лежат принципы проблемного и деятельностного подходов в обучении; основными формами реализации технологии являются: организация тематических встреч, творческих и профессиональных конкурсов, праздничных мероприятий, образовательных экскурсий, спортивных и образовательных мероприятий, социально-психологических консультаций, и т.д. При социально-педагогическом сопровождении выпускников используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения.

В качестве ожидаемых результатов реализации технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи после выхода из детского дома/интерната будут следующие: повышение уровня сформированности навыков самостоятельной жизнедеятельности выпускников; формирование их осознанного отношения к институту семьи и брака; увеличение числа молодежи, правильно информированной в вопросах поддержания и укрепления своего здоровья, о социально полезных компетенциях, необходимых для построения успешной карьеры и личностного роста; развитие личностных ресурсов и творческого потенциала молодежи; повышение уровня их социальной и гражданской активности; снижение числа молодых людей с признаками социально опасного поведения в общей численности выпускников детских домов/интернатов; сокращение числа совершаемых ими правонарушений; повышение уровня трудоустройства беспризорной молодежи - выпускников детских домов/интернатов.

Выводы. Как видим, в Ставропольском крае накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи, создана сеть учреждений для оказания семье, находящейся в социально опасном положении разнообразных услуг социального характера.

Однако некоторые факторы существенно снижают эффективность реализации технологии социально-педагогического сопровождения беспризорных в Ставропольском крае, а именно: отсутствие комплексного подхода в деятельности структур, занимающихся профилактикой беспризорности, обучением и социальной поддержкой беспризорных несовершеннолетних, который предполагает осуществление мониторинга беспризорности как социального явления, развитие эффективных механизмов учета беспризорных подразделениями ОВД и КДН; единой региональной политики в сфере охраны института семьи, находящейся в социально опасном положении; профилактику девиаций среди детей и подростков; собственно реализации технологии социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних в постинтернатный период.

Аннотация. В статье авторами рассмотрено содержание технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи - выпускников детских домов Ставропольского края. Теоретически обосновано значение технологии социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи с позиции ее безопасной социализации. На примере четырех детских домов Ставропольского края обобщен опыт реализации программ социально-педагогического сопровождения беспризорной молодежи; раскрыты цель, задачи, основные направления, формы социально-педагогического сопровождения и ожидаемые результаты реализации данной технологии.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, безопасная социализация беспризорных, выпускники детских домов, беспризорная молодежь, программы социально-педагогического сопровождения.

AnMtation. In the article, the authors considered the content of the technology of social and pedagogical support of homeless youth - graduates of orphanages in the Stavropol Territory. The value of the technology of social and pedagogical support of homeless youth is theoretically substantiated from the standpoint of its safe socialization. On the example of four orphanages in the Stavropol Territory, the experience of implementing programs of social and pedagogical support of homeless youth was summarized; the purpose, objectives, main directions, forms of social and pedagogical support and the expected results of the implementation of this technology are disclosed.

Keywords: social and pedagogical support, safe socialization of homeless children, graduates of orphanages, homeless youth, programs of social and pedagogical support.

Литература:

1. Официальный сайт Национального родительского комитета. URL: https://nrkrus.ru/

2. Попова Т.В. Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях роста социальных рисков беспризорности в обществе // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-nesovershennoletnih-v-usloviyah-rosta-sotsialnyh-riskov-besprizornosti-v-obschestve

3. Танас Е.И. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2010. - 193 с.

УДК 378

СТРАТЕГИИ И ТРЕНДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Болдинова Ольга Геннадьевна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); студент 1 курса магистратуры Экзарян Кристина Тиграновна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. Одной из важнейших проблем сейчас является актуальность выбора российского высшего учебного заведения у иностранных студентов. А также, экономические и социальные проблемы, с которыми они сталкиваются при поступлении в университет.

Изложение основного материала исследования. Задавшись вопросом, какие специальности сейчас актуальны у иностранных студентов при поступлении в высшее учебное заведение, выяснилось, что на данный момент востребованы естественнонаучные и социально-гуманитарные направления, а вторыми по популярности являются инженерно-технические специальности. Далее следуют медицина и фармацевтика.

Инженерно-технические специальности пользуются наибольшей популярностью у молодых людей из стран СНГ и Азии. В медицинские университеты и на экономические направления подготовки поступают абитуриенты из стран Ближнего Востока, Африки, Азии и СНГ.

Для выявления качества российское образование и процентного соотношения студентов-иностранцев в высших учебных заведениях России по сравнению с другими странами, нами был проведен анализ рейтинга Emerging Economies University Rankings 2020 [2]. В результате получились следующие данные (см. рис. 1).

Вероятно, одними из решающих факторов привлекательности для иностранных студентов стали: соотношение цена/качество, престижность диплома российского вуза.

13% 0,90%

■ Китай ■ Индия ■ Бразилия ■ Россия ■ Турция

Рисунок 1. Средний процент иностранных студентов в рейтинговых вузах согласно Emerging

Economies University Rankings 2020

На данном рисунке видно, что Россия занимает первое место в списке рейтинговых вузов согласно Emerging Economies University Rankings 2020 по среднему проценту обучающихся там иностранных студентов, хотя в Китае количество вузов с иностранными студентами больше, чем в России. Таким образом, Китай оказывается на втором месте, далее за ним следуют Турция, Индия и Египет.

Чтобы понять влияют ли мировые рейтинг российских вузов на выбор иностранным студентом университета, был проведен анализ мирового рейтинга World University Rankings 202l [3], мониторинг российских высших учебных заведений сравнивался по количеству иностранных студентов. Анализ данных результатов представлен на рис. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.