Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ'

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN-SIROTY VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галагузова Юлия Николаевна, Лужков Юрий Васильевич

В статье рассматривается феномен добровольчества; обосновывается роль студенческого добровольчества в профилактике семейного неблагополучия; выделяются направления социально-педагогического сопровождения детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT VOLUNTEERING AS A MEANS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF ORPHANS

The article deals with the phenomenon of volunteering, justified the role of student volunteering in the prevention of family troubles, highlighted areas of socio-pedagogical support of orphans being cared for in institutionsitutions.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ»

Ю.Н. Галагузова, Ю.В. Лужков

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, дети-сироты, добровольчество.

Аннотация: В статье рассматривается феномен добровольчества; обосновывается роль студенческого добровольчества в профилактике семейного неблагополучия; выделяются направления социально-педагогического сопровождения детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

ао1: 10.21510/1817-3292-2016-6-55-61

Добровольческая деятельность получила широкое распространение во всем мире, она является элементом социокультурной жизни любой страны, инструментом социального, экономического и культурного развития общества, способом построения демократии и укрепления в обществе солидарности, основой для возрождения традиций милосердия и благотворительности.

Выявляя истоки возникновения феномена «добровольчества», Е.А. Луговая в своем диссертационном исследовании убедительно доказывает, что данный феномен достаточно хорошо укоренился в российском социокультурном пространстве, проявляясь в нем на протяжении сотен лет. Согласно авторской периодизации, «добровольчество» в России прошло ряд этапов: взаимопомощь внутри родовой общины; развитие добровольчества, основанного на нормах христианской добродетели; частичная институциализация добровольчества в рамках государственных благотворительных учреждений; развитие добровольчества под патронатом представителей аристократии; добровольческий труд в СССР; добровольчество в РФ [8].

Феномен добровольчества достаточно широко представлен научными исследованиями, в которых вовлеченность людей в данный процесс объясняется с различных сторон: обусловленностью генетическими факторами - Ч. Дарвин, Л. Гринберг; наличием альтруистической - Д. Майерс, Р. Чалдини - и нравственной - Л.Н. Антилогова - активности; продолжением традиций милосердия и благотворительности - С.В. Алещенок, О.В. Решетников, И.В. Антонович; влиянием воспитательной деятельности -М.С. Палехина, Е.А. Крохина, Д.Б. Беленький) и др.

Трактовка самого понятия «добровольческая деятельность» также неоднозначна. Данное понятие активно используется и в нормативной базе, и в научных исследованиях. В «Методических рекомендациях по развитию добровольческой деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации» отмечается, что добровольческая деятельность - это «форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг...» [9]. Международный правовой акт «Всеобщая Декларация добровольчества» гласит, что добровольчество - это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позицию, активное участие гражданина в жизни общества. Добровольчество способствует улучшению качества жизни, личностному совершенствованию и укреплению солидарности, реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества, сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий и выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов. Федеральный закон № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предлагает следующие трактовки понятий: «добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Добровольческая (волонтерская) деятельность определяется как форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту дея-

55

тельность граждан (добровольцев)». Законодательная база в сфере добровольческой деятельности постоянно развивается. Так, например, в отдельных субъектах РФ действуют региональные законодательные акты о добровольчестве, разработан проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)». Это означает, что постоянно изменяются и сами понятия, раскрывающие суть добровольчества.

Анализируя нормативно-законодательную базу относительно добровольчества, выделим общие характеристики: основу понятия «добровольчество» составляет деятельность, которой люди занимаются по доброй воле, по своему желанию, по собственному выбору; данная деятельность является формой благотворительности, она должна приносить пользу, помимо волонтера (добровольца) другим людям, или обществу в целом; люди, реализующие такого рода деятельность, не ожидают какого-либо материального вознаграждения за результаты своего труда; данная деятельность обнаруживает признаки институционально закрепленной деятельности.

Проблеме раскрытия сущности и специфики добровольческой деятельности, выделения ее признаков, посвящены многие научные работы по социологии, культурологии, теории социальной работы, педагогике, психологии и др. (Е.С. Азарова, Е.В. Акимова, Л.В. Болотова, С.Г. Екимова, Л.Е. Сикорская, И.А. Степанова, О.И. Холина и др.). Так, Е.С. Азарова, анализируя добровольческую деятельность, определяет ее следующим образом: «добровольческая деятельность - это тип социально одобряемой и социально признаваемой деятельности, как разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнем социальной активности, выраженной в любых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую» [1, 8]. Разделяя точку зрения исследователя, отметим некоторую размытость данного определения. Достоинством научного поиска автора является выделение специфических особенностей добровольческой деятельности: «морально-ценностная положительная направленность; добровольный характер; прогрессивная направленность; замещение мотивации к получению оплаты другими мотивами; инструментальный характер (как инструмент развития личности); отсутствие профессиональных навыков; смещение акцента не на себя, а на благополучателя» [1, 8]. Н.В. Черепанова добровольческую деятельность обосновывает как социальное явление, на которое оказывает влияние «процесс социализации человека как субъекта преобразовательной общественной деятельности...» [11, 13]. Далее автор определяет различные возрастные группы, которые могут участвовать в такой деятельности, выделяет их ведущие мотивы, однако сами виды деятельности, на наш взгляд, требуют большей конкретизации. Тем не менее, положение автора, что на различных этапах социализации у человека возникают различные мотивы к добровольческой деятельности, представляется важным. Л.В. Болотова, изучая организацию добровольческой деятельности в аспекте вузовской подготовки будущих социальных работников, показывает, что «добровольческая деятельность - это деятельностная форма благотворительности, мотивированная гуманистическими ценностными ориентациями субъекта, не ставящего целью получение для себя материальной выгоды и выражающаяся в виде непринудительного альтруистического труда, направленного на социальную поддержку людей, не состоящих с ним родственных, соседских, дружеских и иных личных связях [5, 9]. Еще одни признак - форма участия субъекта деятельности, - выделен Г. Бодренковой, которая обозначает в своих исследованиях, что добровольческая деятельность - это общественно-полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом [4]. Сравнивая последние два определения, отметим, что общим признаком является добровольный труд субъекта дея-

прослемы современной психологии и пеппгогини

тельности, однако в первом определении он ограничен сферой социальной защиты, а во втором имеет более широкую сферу приложения.

С.Г. Екимова рассматривает волонтерскую деятельность как «антропологический, аксиологический и деятельностный ресурс» для развития у будущих специалистов нравственных ценностей и профессионально-значимых личностных качеств, таких как эмпатия, толерантность, рефлексивность. Исследователь определяет ее характер как квазипрофессиональный, альтруистический, общественно-полезный [6]. Л.Ф. Козодаева утверждает, что добровольческая деятельность «основывается на благотворительности, выполняет функцию сохранения и передачи духовных традиций, выступает механизмом компенсации дефицитов социальной справедливости, является средством утверждения в обществе идей и ценностей добра и милосердия, составляющих аксиологическую основу нравственного воспитания личности» [7, 121].

Ограничимся приведенными исследованиями и выделим признаки добровольческой деятельности, исходя из анализа диссертационных и монографических работ в области добровольчества. К ним можно отнести следующие: в основе добровольческой деятельности лежит бескорыстная, общественно-полезная деятельность с определенным набором ценностей; деятельность направлена на социальную поддержку людей, не состоящих с добровольцем (волонтером) в родственных, дружеских, соседских и других личных связях; деятельность имеет процессуальный характер, обладает рядом функций, основными из которых являются: целенаправленная социализация молодежи, сохранение и передача культурных ценностей, духовных традиций; деятельность является ресурсом для формирования определенных качеств личности человека и способствует его успешной конструктивной социализации в обществе; люди, выполняющие добровольческую деятельность, имеют гуманистическую личностную направленность, предполагающую замещение желания получения оплаты другими мотивами.

В научной литературе выделяют два типа добровольческой деятельности: неуправляемую (неорганизованную), основанную на спонтанном участии людей в экстремальных ситуациях (землетрясение, наводнение), либо разовом участии в добровольческих акциях и мероприятиях. Второй тип добровольческой деятельности - это управляемая, организованная в рамках определенного социального института - некоммерческие организации, образовательные учреждения и другое. В нашем случае следует говорить о втором типе добровольческой деятельности, так как только целенаправленная, системная работа по формированию у студентов определенного опыта, знаний, системы ценностей позволяет им в будущем выполнять ее на практике. Добровольческая деятельность по временному признаку может быть краткосрочной - единичное, несистематическое участие студента-добровольца в акциях; регулярной - осуществляемая на систематической основе, планомерная деятельность; долгосрочной - деятельность, осуществляемая на постоянной основе в рамках конкретной организации.

Использование упомянутых оснований, а также определение типа добровольческой деятельности позволяют указать наиболее функциональное ее определение. Студенческое добровольчество - это управляемая общественно полезная деятельность, выражающаяся в виде бескорыстного альтруистического труда, направленного, с одной стороны, на социальную помощь людям, не состоящим в непосредственных связях с добровольцем, с другой - на профессионально-личностное становление будущего специалиста.

Основу добровольчества составляет добровольческий труд. В разные времена добровольческий труд осуществлялся в самых разнообразных видах помощи: предоставление приюта, одежды, пропитания; оказание медицинской помощи, обучение ремеслам, помощь по уходу за детьми, обучение здоровому образу жизни, проведение экологических акций, организация досуговых мероприятий, помощь в проведении конференций, форумов и т. д. Данные формы добровольческого труда не утратили своей актуальности и сегодня, когда

феномен добровольчества пребывает в стадии институциализации. Об этом свидетельствуют мероприятия на государственном уровне: принятие законов и подзаконных актов (ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Указ Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"», Концепция патриотического воспитания граждан РФ и др.); организация смены «Технологии добра» в рамках Всероссийского инновационного форума «Селигер»; поддержка государством активно действующих общественных организаций, развивающих добровольческие программы; проведение масштабных всероссийских добровольческих акций (например, «Весенняя неделя добра»).

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и политических границ. Добровольческой деятельностью занимаются люди разного возраста и различного рода леятельности: школьники, пенсионеры, бизнесмены, музыканты, чиновники. Активными участниками добровольческих инициатив являются студенты, соответствующие психологическому возрасту «юность». Данный возрастной период, как известно, связан с достижением молодым человеком социальной зрелости. Как отмечает в своей книге И.С. Кон, «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Это время принятия самостоятельных решений, период самоопределения, формирования гражданской позиции, мировоззрения, морального сознания и самосознания. В этот период важна роль общественной деятельности, к каковой относится добровольческая деятельность. В.М. Бехтерев отмечал, что «важным фактором, приводящим к недостаточному развитию личности, является отсутствие общественной деятельности. Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на известной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушною к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни.» [3, 54].

Таким образом, вовлеченность молодежи в общественную жизнь обусловлена рядом факторов: социальных (общество и государство заинтересовано, чтобы молодежь в силу разных причин была вовлечена и интегрирована в полноценную жизнь общества) и личностных (возможность личностного и профессионального саморазвития, самоутверждения и самореализации). Это актуализирует необходимость вовлечения молодежи в социально-значимую деятельность, одним из видов которой и является добровольчество. Для изучения мотивов включенности студентов в добровольческую деятельность были проведены социологические опросы среди студентов 2-4-х курсов Уральского государственного педагогического университета. На основании анализа результатов анкет выяснилось, что наряду с узкопрактическими мотивами (получение практического опыта, установление новых связей, необходимых для получения дальнейшей работы, совершенствование себя) преобладают и значимые социальные мотивы (возможность изменить ситуацию в обществе и помочь в решении социальных проблем). Студенты видят в добровольчестве возможность самореализации, реальный шанс изменить свою жизнь и жизнь окружающих людей к лучшему. Они готовы участвовать в общественно полезной деятельности бесплатно или за символическую плату, что наблюдалось, например, во время Олимпийских и Паралимпий-ских игр в Сочи.

Традиционным объектом попечения и заботы добровольцев являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в интернатных учреждениях. Поддержка семьи, материнства и детства всегда остается важным направлением в деятельности органов социальной защиты любого региона России. Однако, несмотря на усилия государства, проблема семейного благополучия не теряет своей остроты. Это выража-

прослемы современной психологии и пеапгогики

ется в низких показателях рождаемости, высоком проценте разводов, ежегодном росте числа детей-сирот, увеличении количества преступлений, совершаемых родителями в отношении несовершеннолетних детей, и др. Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства. Значительное количество социальных сирот свидетельствует о том, что процесс реабилитации семьи является достаточно сложным и лишь небольшое количество детей возвращаются в биологические семьи после восстановления родителей в родительских правах.

Практическое решение данного комплекса проблем - разработанная Концепция «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской области» на 2013-2016 годы, где основными задачами являются: реализация государственной региональной политики в сфере профилактики социального сиротства, формирование системы ответственного родительства, нахождение механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в семье, обеспечения приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактика социального сиротства - серьезная системная задача, к решению которой должны быть подключены как государственные структуры, так и институты гражданского общества. Хотя добровольчество в современной трактовке - молодой феномен, но уже в последние несколько лет его содержание изменилось. Раньше волонтерство в отношении детей-сирот, да и других категорий населения, было чем-то вроде фейерверка - стихийное, одноразовое, полное энергии мероприятие с песнями, танцами, подарками, но не целенаправленное. Теперь же в большинстве случаев - это долгосрочная планомерная целенаправленная деятельность, осуществляемая в тесном сотрудничестве вуза / студента с работниками и детьми детского дома для решения конкретных проблем.

Опираясь на наш опыт работы с детскими домами, можно обозначить несколько направлений, где реализуется совместная деятельность детей, студентов и двух руководителей-организаторов добровольческой деятельности (от детского дома и вуза). Раскроем содержание некоторых направлений с точки зрения возможностей и ресурсов студентов-добровольцев.

1. Работа с биологической семьей ребенка. Данное направление может предусматривать создание информационных и методических материалов, рекламной продукции, направленной на осознание биологическими родителями ответственности за судьбу своего ребенка с целью возможного его возврата. Эти буклеты могут быть доставлены студентами по конкретному адресу, положены в почтовый ящик. Там нет фамилий и имен, просьб о том, чтобы родители забрали своего ребенка, - но составлены они с учетом законов рекламы и неизбежно оказывают целенаправленное влияние на человеческое сознание, взгляды и убеждения, заставляя биологического родителя действовать и думать надлежащим образом.

2. Работа с потенциальными родителями. Это может быть также рекламная продукция, но уже с другим содержанием. Разработанные студентами листовки и буклеты могут быть доставлены на предприятия, в образовательные и медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения с целью актуализации формирования института замещающей семьи в Уральском регионе.

3. Помощь воспитателям детских домов. Данное направление включает разработку содержания этических бесед, внеклассных мероприятий, совместную разработку с сотрудниками детского дома исследовательских проектов и программ, помощь в получении грантов и их оформление.

4. Непосредственная работа с детьми-сиротами. Это могут быть следующие мероприятия:

- проведение студентами цикла занятий (факультативов), которые могут идти на протяжении всего года по ознакомлению детей-сирот с нормативно-правовой базой (квартирные вопросы, права и обязанности воспитанника, рациональное использование денег, уборка и гигиена, культура поведения);

- работа в оздоровительных лагерях с детьми-сиротами, куда летом очень часто едут студенты и могут продолжить свою работу в другом открытом социуме;

- организация трудовой деятельности воспитанников с возможным получением денежных средств (например, по сбору ручек);

- занятия по подготовке воспитанников к поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения - здесь у студентов очень широкое поле деятельности, потому что «взгляд изнутри» на свой вуз, профессию, факультет, студенческую жизнь могут стать началом для выстраивания перспективных линий для подготовки воспитанников к поступлению в данные образовательные организации;

- общение с детьми в интернет-пространстве, для чего на первом этапе воспитанников нужно научить разумно пользоваться Интернетом;

- вовлечение самих детей из детского дома в студенческие волонтерские отряды с целью минимизации проблемы социального иждивенчества.

5. Работа с выпускниками детских домов. Это может быть помощь в адаптации детей из детского дома к условиям техникума или вуза, осуществление их постинтернатного сопровождения, обеспечение связи между детским домом и вузом.

Имеются и другие направления работы, в каждом из них есть свои проблемы, которые могут создавать определенные риски, что необходимо учитывать. Наш опыт работы показывает, что в большинстве случаев, студентам удается найти контакт ребенком. Здесь включаются психологические механизмы, такие как «равный обучает равного» или взаимодействие происходит по принципу «старший брат или сестра». Поскольку студент-волонтер имеет возможность очно работать с ребенком и опосредованно с его семьей, то в отношении этих двух субъектов наиболее востребованными являются две технологии: а) в отношении биологических и потенциальных родителей - технология посредничества; б) в отношении самого ребенка - технология социально-педагогического сопровождения.

По мнению С.А. Расчетиной, социально-педагогическое сопровождение - это часть процесса педагогической поддержки, связанная с усилением внимания к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые для него реально и / или потенциально проблемны [6]. Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи. Иными словами, в процессе сопровождения студент создает условия и оказывает необходимую и достаточную поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Опыт применения технологии сопровождения в практике социально-педагогической и психологической работы позволяет некоторым исследователям сделать вывод, что сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи - патронажа, поскольку оно предполагает не «исправление недостатков и их переделку», а поиск скрытых ресурсов развития сопровождаемого, опору на его собственные возможности и создание на этой основе условий для восстановления связей с миром людей [2]. Социально-педагогическое сопровождение специфичный вид сопровождения: оно рассматривается как элемент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации и социализации сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности [6]. В качестве основных характеристик социально-педагогического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность,

прослемы современной психологии и пеппгогини

недирективность, погруженность в реальную повседневную жизнь ребенка-сироты или его семьи (биологической, замещающей), особые отношения между участниками этого процесса. Результатом социально-педагогического сопровождения личности ребенка становится новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Таким образом, добровольчество - один из важных подходов в работе с детьми-сиротами, а студенческое добровольчество - значимый ресурс в решении проблемы сиротства и социального сиротства в частности; значимой же технологией в работе студентов-добровольцев с данной категорией детей является технология социально-педагогического сопровождения

1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности [Текст] : автореф. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2008. - 21 с.

2. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова. - М. : Академия, 2007. - 288 с.

3. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности [Текст]. - Том второй. Объективное изучение личности. - СПб. : Алетейя, 1999. - 282 с.

4. Бодренкова, Г.П. Системное развитие добровольчества в России : от теории к практике : учебно-методическое пособие / Г.П. Бодренкова. - М. : МДМ, 2012. - 320 с.

5. Болотова, Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской подготовки будущих социальных работников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Болотова Лариса Викторовна. Тамбов, 2007. - 205 с.

6. Екимова, С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. Г. Екимова ; Место защиты: Дальневост. гос. гуманитар. ун-т. - Хабаровск, 2010. - 226 с.

7. Козодаева, Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи// Вестник ТГУ, выпуск 11 (91), 2010. С. 121.-128.

8. Луговая, Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России [Текст] : автореферат дис. ... канд. культурологии. - Саратов, 2012. - 22 с.

9. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации// Департамент молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ

10. Расчетина, С.А. История становления социально-педагогической поддержки [Текст] // Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. - СПб. ; Тюмень : ТОГИРРО, 2002. - 182 с.

11. Черепанова, Н.В. Социальное обучение в добровольческом движении: дис. ... на соискание ученой степени канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.В. Черепанова. - Ставрополь, 2006. - 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.