Научная статья на тему 'Из истории развития волонтерского (добровольческого) движения в России'

Из истории развития волонтерского (добровольческого) движения в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1414
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ / ПАТРОНИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VOLUNTARY MOVEMENT / THE SYSTEM OF SOCIAL CARE / FEDERAL LAW OF CHARITABLE ACTIVITIES / CHARITABLE ACTIVITY / VOLUNTARY WORK / PATRONAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анцелевич О.В., Нагорная Ю.В., Малахов В.Б.

В статье анализируются история и традиции добровольческого движения в России, исследуются международное волонтерское движение и развитие студенческой волонтерской деятельности в России в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития волонтерского (добровольческого) движения в России»

Анцелевич О.В.1, Нагорная Ю.В.2, Малахов В. Б.3 ®

1Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков; 2доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков; 3старший преподаватель, кафедра иностранных языков.

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО (ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО)

ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье анализируются история и традиции добровольческого движения в России, исследуются международное волонтерское движение и развитие студенческой волонтерской деятельности в России в настоящее время.

Ключевые слова: волонтерское движение, благотворительность, добровольчество, системы социального призрения, патронирование, Федеральный закон о благотворительной деятельности.

Keywords: voluntary movement, charitable activity, voluntary work, the system of social care, the patronage, Federal law of charitable activities.

Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения напрямую связана с деятельностью православной церкви, позднее - с инициативой первых некоммерческих общественных объединений - земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение - сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Начальная русская летопись гласила: «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение»[1]. Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари, переодевшись, посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей, царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной

® Анцелевич О.В., Нагорная Ю.В., Малахов В. Б.3., 2015 г.

политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. Таким образом, благотворительность и добровольчество всегда были присуще России. Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему являлось общественным социальным явлением.

«В России добровольчество связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служение немощным, больным, неимущим. В России одно из самых ранних официальных свидетельств добровольческой деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились добровольцы»[1]. Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века. До этого времени, «добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. В советское время - люди, которые как «добровольцы» ехали на Целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество» в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое.

Добровольчество - это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. И российская история знает множество тому примеров. Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения и патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Одним из символов женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества -от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее саму [4].

Официальной датой основания международного волонтерского движения принято считать 1920 год. Именно в это время сразу после Первой мировой войны, одной из самых разрушительных за всю историю Европы, группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии, вчерашние солдаты враждующих армий, собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена. Следствием этого беспрецедентного события стало основание старейшей международной волонтерской организации - Service Civil International, которая послужила примером для создания множества других. А 70 лет спустя, на XI Всемирной конференции волонтерского движения была принята всеобщая декларация добровольчества, провозгласившая волонтерство фундаментом гражданского общества. Цели и задачи волонтерского движения декларация определила как «достижение мира, свободы, безопасности и справедливости для всех народов и признала право каждой женщины, мужчины или ребенка участвовать в организации волонтерского движения»[2].

Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны. Но основной принцип для каждого движения волонтеров, будь то команда из нескольких человек или сложно разветвленная система с представительствами, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но

кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

Ныне традиции волонтерского движения в России возрождаются. Положение о волонтерском движении еще не до конца проработано. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях определяет участников волонтерского движения в России так: «добровольцы -граждане, осуществляющие

благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)»[3]. Многие еще относятся к волонтерскому движению в России недоверчиво, памятуя о добровольно-принудительном характере общественной работы в нашем недавнем советском прошлом. Несколько тормозит развитие волонтерского движения в нашей стране инертность общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе - недоброе наследие советской государственности. Но, несмотря на эти сдерживающие факторы, развитие волонтерского движения у нас протекает очень интенсивно. Создаются новые организации, собираются средства, реализуются проекты. Конечно же, наше волонтерское движение учитывает и мировой опыт.К сожалению, в России в организацию волонтерского движения вовлечено менее 2% от общего числа всего населения.

В последние годы заметно активизировалось волонтерское студенческое движение, и не только в таких крупных городах как Москва или Санкт-Петербург, но и в целом ряде других. Волонтерское движение в вузах охватывает молодежь самых разных возрастов и национальностей. Программа волонтерского движения в вузе предусматривает для студентов выполнение посильной общественно-полезной работы. «Студенты-добровольцы занимаются сбором вещей или организацией праздничных концертов для детей-сирот, раздачей подарков ветеранам войны. Кроме того, волонтерское движение в современной высшей школе предполагает участие студентов в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других»[5]. Специальные психологические курсы готовят студентов-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни.

Волонтерское движение в вузе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что наша студенческая молодежь вырастет открытой, честной, в любую минуту готовой на бескорыстную помощь и труд на благо ближнего и Родины. Конечно, этот труд ничем не окупится. Но разве не достаточно того, что бескорыстная работа во благо общества сближает людей, делает их терпимее друг к другу, уменьшает жестокость нашего современного мира.

Литература

1. Бодренкова Г.И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. №1. - С. 5256.

2. Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А. Н. Перцовский // Работник социальной службы. -2004. - №5. - С. 45-49.

3. Соколова О.Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО. -2006. С. 3-20.

4. Хулин А.А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. -2003. - №3. - С. 51-54.

5. Циткилов П.Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.