Научная статья на тему 'Особенности исторического развития добровольческого движения в России и зарубежом'

Особенности исторического развития добровольческого движения в России и зарубежом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
606
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности исторического развития добровольческого движения в России и зарубежом»

КВАДРИГА ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ: "матеря-сознание-идея-онтос"

материя

Прискорбная характеристика современной России состоит в том, что два-три руководителя пытаются вручную раскручивать "торнадо" социально-экономического развития страны, вместо того, чтобы позволить своему гордому и свободолюбивому народу предаться радости самосовершенствования.

Восхождение от абстрактных философских категорий Материя, Сознание, Идея и Онтос к конкретике анфилады цивилизационно-экономических ступеней развития общества происходит путём обогащения их онтичными ценностями всё более новых и новых форм культуры.

В заключении скажем, что на протяжении всей многотысячной истории человечества диалектика философских категорий "материя-сознание" не зря привлекала внимание самых серьёзых мыслителей. Научная работа в этом направлении должна продолжаться и сегодня и мы признательны благосклонному читателю за то, что он смог уделить долю своего бесценного внимания знаком-

ству с нашими несовершенными усилиями в исследовании системы самых бесценных философских категорий -Материи, Сознания, Идей и Онтоса.(Бога, Воли, Власти, Учителя).

Список литературы:

1. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Сталин и распад СССР — М: Едиториал УРСС, 2003. с. 160 — ISBN 5-354-00489-6. — ISBN 978-5-354-00489-8

2. Бузгалин А., Колганов А. 10 мифов об СССР — М: Издательство Эксмо, 2010 г., 448 с. — (СССР). — 4 000 экз. — ISBN 978-5-699-39243-8 ISBN 5-699-39243-2.

3. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Создание эколого-со-циально-экономического союза как необходимое продолжение деятельности римского клуба // Сборник «Экологическое образование и экологическая культура населения»: Материалы международной научно-практической конференции 25-26 февраля 2013г. - Прага, 2013. - 191 с. - С 151-162.

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

Штарк Елена Владимировна

ст. преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, Красноярск

В современном мире такое явление как волонтер-ство (добровольный труд), стало все чаще привлекать внимание общества. Политические организации, средства массовой информации, молодежные объединения при вузах, социальные службы регулярно прибегают к помощи волонтеров, более того создаются отдельные организации специализирующиеся на волонтерской деятельности. Кто же такие волонтеры, какого происхождения данного термина, в чем заключается смысл и цель их деятельности, какова экономическая составляющая данных организаций, а самое главное - откуда идут истоки данного явления? На эти и ряд других вопросов мы попытаемся найти ответы в нашем исследовании.

Сегодня в мире волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого

труда. Поле деятельности волонтеров очень широко. Инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции. В отличие от России, зарубежом функционирует огромное количество волонтерских организаций, движений, фондов, в которых состоит около 50% населения стран запада. К сожалению, сегодня в России, добровольческий труд, помощь людям не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем говорить, что сегодня волонтерство набирает силу и у нас. В истории человечества существует огромное количество примеров та-

кого общества, которому были бы нечужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы [11, с. 27]. Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества [12, с. 122]. Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, «желающий». В XVIII-XIX веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. В словаре русского языка Ожегова С.И. слово "волонтер" синоним слова "доброволец" [8], в социологическом словаре "волонтер - тот, кто добровольно взял на себя какую либо работу" [9]. В работе Кудринской Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" волонтерство рассматривается как (volunteerism) добровольческий труд, как непосредственная благотворительная деятельность. [5, с. 79] Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство, можно назвать, также, альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага) [7]. В разные времена и в разных культурах понятие «добра», «блага» имело разнообразные значения. Однако, общее понимание человеком добра, от языческих времен до современности, практически не претерпело изменений: добро определяется как нечто общественно-полезное, «благоприятное» для общества. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий. В XVIII - первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине XIX века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах. Только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена. После Первой Мировой войны, в 1920 г. во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками, а в качестве благодарности за свой труд получали от фермеров продукты питания.

С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79% населения. На сегодняшний день в этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волон-терство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Таким образом, добровольчество стало важной составляющей демократического общества. По статистике США в 1987 г. - 80 миллионов волонтеров, в 1995 - более 93 миллионов, 1998 г. -более 109 миллионов людей участвовали в волонтерском движении. В Германии волонтерство считают уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. Каждый третий немец, - что составляет 34 % населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. В Германии работает огромное число некоммерческих организаций - около 70 тысяч. На добровольных началах в них занято свыше 2 млн. человек. Кроме того, существует закон о "социальном годе", т.е. после окончания средней школы молодой немец может 1 год заниматься социальной работой. В последствии это имеет большое значение при приеме данного молодого человека на работу. По статистике три четверти всех потенциальных волонтеров - женщины, около 15% - пенсионеры. Работающие составляют менее 20 %, а школьники и студенты - чуть больше 5%. Более половины добровольцев - безработные. Отмечено, что одним из мотивов добровольцев является поиск новых возможностей для дальнейшего трудоустройства, переориентация на рынке труда. Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. В Японии 26% имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. В Ирландии около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96,454 рабочим часам в год. 72 % населения считает, что волонтеры делают нечто такое, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников. Сегодня волонтерские организации существуют в 80 странах мира. И что очень важно, правительства этих стран оказывают поддержку волонтёрскому движению. [1]. В настоящее время организации из 50 стран мира, объединенные координационным советом при ЮНЕСКО, ежегодно проводят более 500 интернациональных молодежных рабочих лагерей. Цель работы каждого волонтерского лагеря помощь стране (городу, деревне) в осуществлении какого-либо проекта, на реализацию которого у данной страны (города, деревни) нет достаточных средств. Особенно популярны они в таких странах, как США, Англия, Германия, Испания, Франция, Финляндия, Швейцария и др. В волонтерском движении участвуют студенты, преподаватели вузов, люди самых разных профессий - вполне благополучные и респектабельные, но

предпочитающие проводить свой отпуск в активном созидании. Волонтерские лагеря бывают самого разного характера: экологические (расчистка лесов, полей и рек, посадка деревьев), археологические, реставрационные, ремонтные, сельскохозяйственные (работа на фермах и в полях, помощь в организации фермерских фестивалей), социальные (работа с детьми, уход за больными и инвалидами) и другие. Принцип, по которому работают волонтеры, один: проект должен быть социально-значимым, полезным людям. [1]. В качестве мотивации для граждан, которые стремятся заниматься волонтерской деятельностью, служат разные причины, например: восемь человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу. [4]. История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В России идея во-лонтёрства (добровольчества) уходит в далекие времена, вглубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Развитие волонтерства на Руси начинается с принятием Христианства в 988 г. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, например, на благо монастырей. Еще при Ярославе Мудром, повелевшем отдавать всех талантливых детей без различия сословий в «книжное учение», существовали сиротские училища, которые содержались за счет милостыни, собиравшейся с соседних деревень [12, с. 221]. Следует отметить, что в наше время сбор пожертвований или «фандрайзинг» - один из наиболее распространенных видов волонтерства за рубежом. История волон-терства в допетровской России неразрывно связана с принципами христианской добродетели. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла своих прихожан на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример — подвиг К. Минина и Д. Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность. Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром. Екатерина II и императрица Мария Федоровна стали основателями многочисленных благотворительных заведений, положили начало российской системы социального призрения. Был задан тон, в соответствии с которым, патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Екатерина II первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности. Одним из примеров такой деятельности стал Смольный институт, созданный для воспитания девушек - носительниц идей просвещения. Взаимопомощь, бескорыстная поддержка ближнего были неотъемлемой частью жизни простого населения Руси. Это и совместное строительство нового дома в деревне, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов. Русской интеллигенции также не были чужды идеи благотворительности. Ее деятельность была направлена не только

на помощь неимущим, но и, например, на усиление роли женщины в обществе. Так, в структуру Русского женского взаимно-благотворительного общества в начале XIX века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро «по приисканию мест и занятий для женщин», совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на добровольных началах стали работать в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Казани. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже за свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно-благотворительное общество получило золотую медаль. [3] Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством. Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России были созданы еще в XVШ веке. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные организации» -земства [12, с. 234]. Деятельность земств - весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Бесплатное начальное образование в дореволюционной России формально находилось в ведении Синода. Однако система церковно-приходских школ из-за незаинтересованности сельского духовенства была малоэффективна. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали добровольцы. Земствам и врачам-энтузиастам история волонтерства в России обязана также распространением бесплатного медицинского обслуживания в деревнях, где издревле применялись лишь народные средства. Одна из самых ярких страниц истории волонтер-ства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест). Конечно, во-лонтерство в России было не только организованным. Всегда находились деятельные одиночки, жаждавшие помочь угнетенным и обездоленным, ведь это - в самом характере русского человека. Особенно трепетное отношение у многих было к заключенным. Большинство христолюбивых русских людей считало своей обязанностью по праздникам, а часто даже и в будни, навещать «сидельцев», одаривать их деньгами и едой, а то и ухаживать за ними. Некоторые из волонтеров-одиночек были настоящими подвижниками. После октября 1917 года волонтер-ство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы [6, с. 36-38]. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. Особо следует сказать о женщинах, которые добровольно уходя на фронт в годы

Великой Отечественной войны не только возрождали традицию сестер милосердия, но и сражались наравне с мужчинами. Кроме того, партизанское движение, которое приняло довольно массовый характер во время Великой Отечественной воны, и в свою очередь сыграло историческое значение, держалось на энтузиазме именно патриотов-добровольцев. В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться, на каждом шагу сталкиваясь со множеством проблем, которые, в общем-то, не известны волон-терству за границей. Одна из наиболее острых - разобщенность и безынициативность современного российского общества, особенно молодежи, отторгнутой от традиционных культурно-исторических ценностей: пустота, которую стремятся заполнить преходящие фетиши западного индивидуализма. Это дискредитация основ коллективизма и взаимовыручки, которые слишком уж насильственно и рьяно насаждались у нас в годы советской власти. Это и всеобщее недоверие, особенно среди тех, кому волонтеры оказывают поддержку, ведь проявления бескорыстия в нынешнем эгоцентрическом бездуховном обществе многих настораживают. К сожалению, на сегодняшний день общая численность добровольцев в России составляет около 2% от всего населения [12, с. 53]. В основном это, конечно, молодежь. Сегодня добровольцем быть не престижно, однако волонтерство в нашем регионе и многих других городах России медленно, но все-таки возрождается и продолжает развиваться. Волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду, а также обладающий таким качеством как ответственность. На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым социальным, педагогическим, морально-нравственным, правовым ресурсом развития общества. Содержание, понятие и форма волонтерского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. Их деятельность регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: "Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации". [10]. Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала. [2]. Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи осно-

вана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами. Координационный комитет международных волонтерских организаций CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary Service) -был создан в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО. На сегодняшний день Комитет CCIVS координирует деятельность волонтерских организаций в 100 странах мира. AVSO (Association of Voluntary Service Organisation) - Ассоциация волонтерских организаций координирует деятельность европейских добровольческих организаций и продвигает интересы волонтерства на уровне правительств, социальных институтов и общественных организаций. [1]. Европейское Волонтерское Агентство проводит молодежные проекты для волонтеров направленные на развитие межкультурного и гражданского диалога между странами Европы и России.

Таким образом, проведенный нами исторический анализ развития добровольчества подтверждает тот факт, что с древних времен человечеству были весьма свойственны понятия взаимопомощи, сострадания, бескорыстия, а особенно эти качества были характерны для русского менталитета, в частности, в силу особенностей исторического развития обусловленного географическим фактором, а также длительного существования крестьянской общины. В эпоху современности вопрос развития и поддержки добровольческого движения является чрезвычайно актуальным и требует внимания и участия на всех уровнях общества. Все чаще ощущается необходимость проведения данной деятельности на более профессиональной основе, системной базе знаний и практического опыта, в котором нуждаются как организации, непосредственно использующие труд добровольцев в своей деятельности, так и органы государственной власти, формирующие и реализующие государственную социальную политику. Необходимо помнить, что эффективное добровольчество - это инструмент сплочения людей, который в условиях официального признания и поддержки со стороны государства и общества сможет способствовать значительному снижению остроты существующих в России социальных проблем.

Литература:

1. Волонтерское движение в Европе и США. Справка. http://ria.ru/spravka/20100521/236986923.html (дата посещения 17.04.2013)

2. Всемирная Декларация Добровольчества. Принято международным советом директоров IAVE на 16 Всемирной конференции добровольцев в Амстердаме. Январь 2001 год - Год Добровольцев. http://www.bala-zan.kz/vesna2012/890-vsemirnaya-deklaraciya-dobrovolchestva.html (дата посещения 22.04.2013)

3. Добровольчество в России. От Ивана Калиты до Николая II www.kompas-dobra.ru (дата посещения 20.04.2013;

4. История развития волонтерства. «Дом молодежи» http://molodost.ru/text/3103 дата посещения 6.04.2013 г.

5. Кудринская Л. А.. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г., с. 79

6. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. - 2006. -№2. - С. 35-38.

7. Словарь "Кругосвет", диск. 2004г.

8. Словарь Ожегова С.И. Издательство "Оникс" 2008.

9. Социологическая энциклопедия. Т. 1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.

10. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

11. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

12. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 20.

О СМЫСЛАХ БЫТИЯ И ЖИЗНИ: ВСЕЛЕННАЯ, ЗЕМЛЯ, ЧЕЛОВЕК

Тетиор Александр Никанорович

Докт. техн. наук, проф. Университета Природообустройства, г. Москва

Человечество и отдельные люди постоянно пытаются найти смысл своей жизни, смыслы бытия окружающей природы Земли, и Вселенной. Смыслы бытия и жизни - это сущности, предназначения, конечные цели, ценности бытия и жизни. Материя во Вселенной может существовать пассивно (в физической и химической формах), или активно (в форме жизни). При анализе форм материи используют понятия бытия, существования; для активной формы употребляют понятие жизни. Важнейший и пока нерешенный вопрос бытия Вселенной, Земли и человечества - каков смысл создания, эволюции и деволюции Вселенной, планеты Земля, неживой и живой природы, включая человечество? Смысл жизни - это философское и духовное выявление цели существования человечества, человека разумного и человека как биологического вида; это - одно из основных мировоззренческих понятий, субъективная оценка жизни человека и человечества, соответствия ее результатов первоначальным целям; проблема жизненных ценностей; понимание человеком содержания жизни, места в мире, воздействия человека на окружающую среду. Представления о смысле индивидуальны, формируются в процессе жизни и деятельности людей, зависят от множества факторов - возраста, здоровья, образования, воспитания, материального уровня, религиозных и национальных традиций, социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи по многообразию и сложности химических компонентов и динамике протекающих превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени: это - открытые системы, обменивающиеся с окружающей средой энергией, веществом и информацией. В отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм; непрерывно совершается работа «против равновесия». Снижение энтропии в живых системах возможно только за счет повышения энтропии в окружающей среде.

Если идти от общего к частному, то на первом месте в анализе смысла бытия и жизни стоит Вселенная, Универсум. Известно множество гипотез о ее происхождении и эволюции, но не решен важнейший вопрос смысла этого процесса. Между тем обнаружены интересные данные о «взаимоприспособленности» ряда параметров, способствующих эволюции Вселенной, и даже возникновению и развитию жизни на Земле. Исследователи называют эти взаимоприспособленности «счастливыми совпадениями», «которые как будто бы специально объединились в одной Вселенной, чтобы сделать возможным наше существование» [1]. Некоторые «взаимоприспособленности» параметров среды и жизни исключительны по вероятности их случайного возникновения, необъяснимы с этой точки зрения. Пока, при недостаточности информации и знаний, они объяснимы только вмешательством Бога, Создателя, Высшего Разума. Наряду с удивительными взаимоприспособленностями, в соответствии с предполагаемым законом бинарной множественности, существуют не менее удивительные неприспособленности [2].

Каков смысл создания и последующей эволюции и деволюции почти безжизненной Вселенной, множества элементов, объектов и явлений неживой природы, а затем и сотворения уникальной (пока не обнаружены подобные объекты Универсума) живой природы планеты Земля? Имеет ли они собственный смысл бытия, безотносительно к человеку? Ряд исследователей утверждает, что ответ на этот вопрос может быть только отрицательным: природа вне человека и его преобразующей деятельности не имеет смысла и цели. Якобы в ней проявляются лишь слепые, бесцельные силы, приводимые в движение естественными законами; таков и органический мир. Утверждается, что смысл вещей и процессов в природе определяет только человек. Это утверждение неверно. В действительности все в природе целесообразно, имеет познанный или пока не до конца познанный смысл (полное познание невозможно) [2]. Смысл, цель существования имеют и Вселенная, и Солнечная система, и Земля, и вся ее природа, включая человека. Целостность мира, причинно-следственная обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.