УДК 37.06
Т. Г. Киселева
Мотивация и эрзац-мотивация волонтерской деятельности
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся мотивации различных видов волонтерской деятельности, сравниваются условия морального и материального стимулирования волонтеров. Автор представляет результаты экспериментального исследования уровня удовлетворенности подростков от участия в добровольческой деятельности, показывает связь между уровнем удовлетворенности, содержанием деятельности и желанием дальше заниматься подобной работой.
Ключевые слова: волонтеры, виды волонтерской деятельности, удовлетворенность от участия в волонтерской деятельности, мотивация волонтерской деятельности.
T. G. Kiseliova
Motivation and Ersatz-Motivation of the Volunteer Activity
In the article questions concerning motivation of different types of the volunteer activity are considered, conditions of moral and material stimulation of volunteers are compared. The author represents the results of the experimental research of the level satisfaction of adolescents from participation in the voluntary activity; it shows the connection between a satisfaction level, content of activity and desire to be engaged into such work in future.
Keywords: volunteers, types of the volunteer activity, satisfaction from participation in the volunteer activity, motivation of the volunteer activity.
Вопросы, касающиеся организации и педагогического сопровождения волонтерской деятельности, сегодня активно обсуждаются в психолого-педагогической литературе. Одна из причин повышенного интереса к данной области связана с проблемой формирования личности и профессионализма у подрастающего поколения. Невозможно стать профессионалом в какой-либо области только сидя за партой, слушая лекции о том, как выполнять данную деятельность. Вряд ли подросток или юноша сформируется как Личность, если он не будет вовлечен в деятельность по оказанию помощи нуждающимся: членам своей семьи, ближайшему окружению, соседям, ветеранам или инвалидам, животным и т.д. Таким образом, мы утверждаем, что социальная практика, связанная с бескорыстной, безвозмездной помощью, является непременным условием нравственного развития молодежи. Волонтерство отвечает всем вышеназванным требованиям, поскольку включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше, а молодежь -традиционно наиболее социально активная возрастная группа.
В словаре С.И. Ожегова [3] волонтерство трактуется как добровольное выполнение обя-
© Киселева Т. Г., 2013
занностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Г. И. Бодренкова указывает, что благодаря во-лонтерству решаются две задачи - общественная (интеграция социума, создание стабильного и сплоченного общества), экономическая (выполнение некоторых видов работ или услуг, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу) [1]. Мы выделяем третью - психологическую задачу, связанную с формированием личности, развитием ряда качеств, важнейшими из которых, на наш взгляд, выступают активная жизненная позиция, толерантность, альтруизм, нравственные ценности. Кроме того, в процессе волонтерской деятельности подросток или юноша могут реализовывать свой лидерский потенциал, развивать социальную одаренность.
В рамках настоящего исследования нас интересовал процесс мотивации волонтерской деятельности в подростковом возрасте, степень удовлетворенности от участия в добровольческой деятельности, система ценностных ориен-таций подростков, а также намерения продолжать заниматься волонтерством в дальнейшем. Исследования проводились в загородных оздо-
ровительных лагерях в течение 2011-2013 годов. В исследовании принимали участие 358 подростков в возрасте от 10 до 15 лет, которым предлагалось стать участниками волонтерских отрядов и оказывать посильную помощь:
а) в хозяйственно-бытовых вопросах (прополка, полив огорода, складывание дров в поленницу, уборка мусора и т.п.) ветеранам, престарелым людям;
б) в уборке территории в сельском храме, вокруг святого источника;
в) в уборке мусора в лесном массиве и пойме реки, на прилежащей территории;
г) в проведении концертов для жителей сельской местности;
д) в качестве помощника вожатого на младших отрядах.
Удовлетворенность от участия в волонтерской деятельности оценивалась по 7-балльной шкале (от -3 до +3). Результаты представлены на диаграмме № 1.
Удовлетворенность от участия в волонтерской
деятельнотси
Обращает на себя внимание тот факт, что при прочих равных условиях уборка в храме вызывает у подростков больше положительных эмоций, чем аналогичная деятельность в лесу или на приусадебном участке ветеранов. Вероятно, это связано как с личностной позицией самих священнослужителей, принимавших участие в работе наравне с подростками (в отличие от пожилых, которые физически не могли помогать, а лишь выполняли указующие функции), так и с нравственно-воспитательным потенциалом деятельности на благо церкви.
Второе место по степени удовлетворенности занимает работа помощника вожатого в лагере, поскольку этот вид волонтерской деятельности позволяет реализовать и лидерские, и педагогические способности, раскрыть творческий потенциал, попробовать себя в качестве наставника, т.е. осуществить профессиональную пробу.
Последнее место по степени удовлетворенно-
турно-массовых мероприятиях для населения поселков и деревень, находящихся в непосредственной близости от детских лагерей. Эти результаты мы связываем с низкой эффективностью самих мероприятий, а также с тем обстоятельством, что чаще всего инициатива проведения, подготовки и отбора номеров на таких концертах принадлежала взрослым, т.е. степень самостоятельности, инициативности детей была низкая; они являлись всего лишь исполнителями заданной роли.
Удовлетворенность от участия в волонтерской деятельности тесно взаимосвязана с желанием продолжать заниматься добровольчеством и по окончания летнего отдыха. На это указывают результаты математического анализа сравнения средних по уровню удовлетворенности и оценке дальнейших намерений, которая также измерялась по 7-балльной шкале (от -3 до +3); результаты представлены в таблице №1.
сти занимает участие в концертах и других куль-
Таблица №1. Достоверность различий средних значений показателей удовлетворенности от участия в волонтерской деятельности и желания продолжать заниматься добровольчеством
А Б В Г Д
Мапп-ШЫ1пеу и 3953 4799 4333 3604 4567,5
ШДсохоп Ш 23259 6074 5608 4879 23873,5
ъ -2,112 -0,225 -1,265 -2,891 -0,742
Азушр. (2-1аПе(1) 0,035 0,822 0,206 0,004 0,458
Примечание: А - хозяйственно-бытовая помощь пожилым; Б - уборка территории в сельском храме; В - уборка мусора в лесном массиве и пойме реки, на прилежащей территории; Г - проведение концертов для жителей сельской местности; Д - помощник вожатого. Жирным шрифтом выделены незначимые показатели
Таблица 2. Корреляция видов волонтерской деятельности и желания заниматься ею дальше
А Б В Г Д
г -0,113 0,536** 0,183 -0,372** 0,420**
Примечание: А - хозяйственно-бытовая помощь пожилым; Б - уборка территории в сельском храме; В - уборка мусора в лесном массиве и пойме реки, на прилежащей территории; Г - проведение концертов для жителей сельской местности; Д - помощник вожатого.
Оценка достоверности отличий средних по показателю «хозяйственно-бытовая помощь пожилым» и «проведение концертов для жителей сельской местности» выявила различия между удовлетворенностью и будущими перспективами волнтерства, а отрицательная корреляционная связь между этими видами деятельности и желанием в дальнейшем заниматься волонтерством говорит о том, что взрослые своим отношением могут не только погасить интерес, но и выступать антимотиватором в дальнейшем по отношению к определенному виду деятельности.
Некоторые ученые утверждают, что волонтеры могут получать за свою работу небольшое денежное вознаграждение, что будет поддерживать мотивацию к данной деятельности. На следующем этапе нашей работы мы проверяли гипотезу о том, как влияют эрзац-деньги на мотивацию участия в добровольческой деятельности, как меняются представления о ценностях этой деятельности. Поскольку во многих загородных лагерях действует «местная валюта», эрзац-деньги, которыми поощряют за различные победы и достижения, то по отношению к экспери-
ментальной группе была использована мотивация с помощью эрзац-денег за оказание тех или иных видов волонтерской помощи, тогда как контрольная группа получала лишь моральную благодарность за оказанную помощь. Кроме оценки удовлетворенности от выполненной работы мы просили подростков по 7-балльной шкале оценить, насколько выполнение соответствующей работы заставило задуматься о некоторых человеческих качествах (был использован список инструментальных ценностей Рокича): 1) аккуратность; 2) воспитанность, 3) высокие запросы и высокие притязания; 4) чувство юмора; 5) исполнительность; 6) независимость; 7) непримиримость к недостаткам в себе и других; 8) образованность; 9) ответственность; 10) умение принимать обдуманные, рациональные решения; 11) самоконтроль; 12) смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 13) воля, умение настоять на своем; 14) терпимость, умение прощать; 15) умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; 16) честность; 17) трудолюбие; 18) чуткость, заботли-
вость.
Таблица №3. Корреляция показателей удовлетворенности от участия в волонтерской деятельности и системы инструментальных ценностей (контрольная группа)
ЧчЦиды деятельности
А Б В Г Д
Ценности
1. 0,502** 0,280* 0,193 -0,195 0,245**
2. 0,057 0,005 0,085 0,165 0,570**
3. -0,421** -0,223* 0,314** -0,054 -0,131
4. 0,223 0,013 0,021** 0,019 0,189
5. 0,180 -0,113 -0,015 0,304* -0,175
6. 0,095 0,365** 0,045 -0,372** -0,155
7. -0,259 0,025 0,369** 0,103 -0,152
8. -0,244 0,002 0,031 0,071 -0,110
9. 0,127 0,141 0,007 0,097 -0,134
10. -0,150 0,072 0,198 0,193 0,056
11. 0,001 -0,017 0,191 0,102 0,085
12. -0,004 0,152 0,003 0,043 0,536**
13. 0,024 -0,127 0,0001 -0,071 -0,156
14. -0,420** 0,332** 0,041 -0,048 0,049
15. -0,394** 0,201 0,172 -0,689** 0,152
16. 0,024 0,016 -0,006 -0,094 0,028
17. -0,009 0,194 0,231* 0,175 0,024
18. -0,065 0,146 -0,184 -0,187 0,420**
Примечание 1: А - хозяйственно-бытовая помощь пожилым; Б - уборка территории в сельском храме; В -уборка мусора в лесном массиве и пойме реки, на прилежащей территории; Г - проведение концертов для жителей сельской местности; Д - помощник вожатого.
Примечание 2: 1. аккуратность; 2. воспитанность, 3. высокие запросы и высокие притязания; 4. чувство юмора; 5. исполнительность; 6. независимость; 7. непримиримость к недостаткам в себе и других; 8. образованность; 9. ответственность; 10. умение принимать обдуманные, рациональные решения; 11. самоконтроль; 12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 13. воля, умение настоять на своем; 14. терпимость, умение прощать; 15. умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; 16. честность; 17. трудолюбие; 18. чуткость, заботливость.
Таблица №4. Корреляция показателей удовлетворенности от участия в волонтерской деятельности и системы инструментальных ценностей (экспериментальная группа)
^Виды деятельности
А Б В Г Д
Ценности
1. 0,002 -0,318** 0,193 0,019 0,024
2. 0,005 0,034 0,085 0,152 0,457**
3. -0,024 -0,073 -0,548** 0,025 -0,137
4. 0,076 0,029 0,021 0,496** 0,138
5. 0,091 -0,127 0,114 0,034 0,751**
6. 0,034 0,063 0,049 0,032 -0,069
7. -0,059 0,056 -0,136 -0,183 0,105
8. -0,045 0,040 0,151 0,013 0,011
9. 0,127 0,199 0,087 0,071 -0,141
10. -0,150 0,078 -0,108 -0,156 0,067
11. 0,031 -0,084 0,133 -0,152 0,095
12. 0,420** 0,192 0,056 -0,038 0,036
13. 0,321** -0,128 0,028 -0,011 -0,015
14. -0,005 0,032 -0,034 0,004 0,041
15. -0,039 0,013 0,132 0,169 0,027
16. 0,074 -0,316** -0,086 -0,054 0,062
17. -0,519** -0,594** 0,051 -0,105 0,044
18. -0,063 0,164 0,042 -0,148 0,342**
Примечание 1: А - хозяйственно-бытовая помощь пожилым; Б - уборка территории в сельском храме; В -уборка мусора в лесном массиве и пойме реки, на прилежащей территории; Г - проведение концертов для жителей сельской местности; Д - помощник вожатого.
Примечание 2: 1. аккуратность; 2. воспитанность, 3. высокие запросы и высокие притязания; 4. чувство юмора; 5. исполнительность; 6. независимость; 7. непримиримость к недостаткам в себе и других; 8. образованность; 9. ответственность; 10. умение принимать обдуманные, рациональные решения; 11. самоконтроль; 12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 13. воля, умение настоять на своем; 14. терпимость, умение прощать; 15. умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; 16. честность; 17. трудолюбие; 18. чуткость, заботливость.
Анализ корреляционных связей показал: мотивирование с помощью денежного вознаграждения (даже если это были эрзац-деньги) приводит к смене направленности и подмене бескорыстных побуждений. Так, помощь в храме «за деньги» приводит к снижению аккуратности как ценности, а также отрицательно коррелирует с честностью и трудолюбием. Аналогичная отрицательная корреляция между удовлетворенностью от работы и трудолюбием выявлена и при оказании помощи пожилым. Мотивирование с помощью материальных стимулов приводит к повышению запросов и уровня притязаний при уборке леса. Интересен факт, что удовлетворение от участия в концерте получают дети, обладающие развитым чувством юмора, что, возможно, указывает на неискренность, наигранность эмоций во время благотворительных концертов. Единственная область деятельности, на которую существенно не повлияло использование материального стимулирования, - это работа в качестве помощника вожатого. Отсюда напрашивается вывод о том, что данный вид волонтерской деятельности является преимущественно внутренне мотивированным, следовательно, обладает максимальным потенциалом для развития личности подростков и молодежи.
Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления. Надеемся, что проведенное исследование позволило увидеть механизмы мотивации волонтерской деятельности, а также вскрыло специфику эрзац-мотивации и её влияние на формирование системы ценностей, а также показало роль взрослого, его позиции по отношению к выполняемой деятельности на формирование удовлетворенности от самой деятельности.
Библиографический список
1. Бодренкова, Г.И. Добровольчество [текст] / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. - №1. -С. 52-56.
2. Левдер, И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания [текст] / И.А. Левдер // Социальная работа. - 2006. - №2. - С. 35-38.
3. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.
4. Перцовский, А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты [текст] / А.Н. Перцовский // Работник социальной службы. - 2004. - №5. - С. 45-49.
5. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности [текст] / А.А. Хулин // Социальная работа. - 2003. - №3.
Bibliograficheskij spisok
1. Bodrenkova, G.I. Dobrovol'chestvo [tekst] / G.I. Bodrenkova // Sotsial'naya rabota - 2006, №1. S. 52-56.
2. Levder, I. А. Dobrovol'cheskoe dvizhenie kak odna iz form sotsial'nogo obsluzhivaniya [tekst] / I.A. Levder // Sotsial'naya rabota - 2006, №2. S. 35-38.
3. Ozhegov, S.I., SHvedova, N.YU. Tolkovyj slo-var' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenij [tekst] / S.I. Ozhegov, N.YU. SHvedova // Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova - 4-e izd., dopolnennoe. - M.: OOO «ITI TEKHNOLOGII», 2003. S 94.
4. Pertsovskij, A.N. Osobennosti podgotovki vo-lonterov dlya raboty v uchrezhdeniyakh sotszashhity [tekst] / A.N. Pertsovskij // Rabotnik sotsial'noj sluzhby -2004, №5. S. 45-49
5. KHulin А. А. Dobrovol'chestvo kak vid blagotvori-tel'nosti [tekst] / A.A. KHulin // Sotsial'naya rabota -2003, №3.