Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).
Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 31-35.
Т. Г. Киселева
МОТИВАЦИЯ И ЭРЗАЦ-МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются вопросы, касающиеся мотивации различных видов волонтёрской деятельности, сравниваются условия морального и материального стимулирования волонтёров. Представлены результаты экспериментального исследования уровня удовлетворённости подростков от участия в добровольческой деятельности, показана связь между уровнем удовлетворённости, содержанием деятельности и желанием дальше заниматься подобной работой.
Ключевые слова: волонтёры, виды волонтёрской деятельности, удовлетворённость от участия в волонтёрской деятельности, мотивация волонтёрской деятельности.
Актуальность исследования, посвящённого вопросам педагогического сопровождения волонтёрской деятельности, связана с проблемой формирования личности и профессионализма у подрастающего поколения. Социальная практика, связанная с бескорыстной, безвозмездной помощью, является непременным условием нравственного развития молодёжи, что чрезвычайно важно в вопросах воспитания. На это указывают и основные нормативные документы системы образования, в частности новые образовательные стандарты с их ориентацией на формирование компетентной личности. Волонтёрство отвечает всем выше названным требованиям, поскольку, включаясь в волонтёрскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше, а молодёжь — традиционно наиболее социально активная возрастная группа.
Материалы и методы исследования. При организации и проведении исследования, касающегося мотивации к участию в волонтёрской деятельности, необходимо определить круг понятий, используемых в данном исследовании, и в первую очередь, это касается понятия «волонтёрство». В словаре С. И. Ожегова волонтёрство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях [3]. Г И. Бодренкова указывает, что благодаря волонтёрству решаются две задачи — общественная (интеграция социума, создание стабильного и сплочённого общества), экономическая (выполнение некоторых видов работ или услуг, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу) [1]. Мы выделяем третью, психо-
логическую задачу, связанную с формированием личности, развитием ряда качеств, важнейшими из которых, на наш взгляд, выступают активная жизненная позиция, толерантность, альтруизм, нравственные ценности. Кроме того, в процессе волонтёрской деятельности подросток или юноша могут реализовать свой лидерский потенциал, развивать социальную одарённость.
В рамках настоящего исследования нас интересовал процесс мотивации волонтёрской деятельности в подростковом возрасте, степень удовлетворённости от участия в добровольческой деятельности, система ценностных ориентаций подростков, а также намерения продолжать заниматься волонтёрством в дальнейшем. Для решения поставленных задач использовались следующие методики: «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич), модифицированная самооценочная шкала Дембо — Рубинштейна. Полученные результаты были подвергнуты математическому анализу с использованием программы БРББ-^
Исследования проводились в загородных оздоровительных лагерях в течение 2011-2013 гг. В исследовании принимали участие 358 подростков в возрасте от 10 до 15 лет, которым предлагалось стать участниками волонтёрских отрядов и оказывать посильную помощь:
а) в хозяйственно-бытовых вопросах (прополка, полив огорода, складывание дров в поленницу, уборка мусора и т. п.) ветеранам, престарелым людям;
б) в уборке территории сельского храма, вокруг святого источника;
в) в уборке мусора в лесном массиве и пойме реки, на прилежащей территории;
г) в проведении концертов для жителей сельской местности;
д) в качестве помощника вожатого младших отрядов.
Удовлетворённость от участия в волонтёрской деятельности оценивалась по 7-балльной шкале (от -3 до +3).
Результаты исследования и их обсуждение. После проведённого исследования мы получили следующие результаты, которые представлены на рисунке.
Обращает на себя внимание тот факт, что при прочих равных условиях уборка в храме вызывает у подростков больше положительных эмоций, чем аналогичная деятельность в лесу или на приусадебном участке ветеранов. Вероятно, это связано как с личностной позицией самих священнослужителей, принимавших участие в работе наравне с подростками (в отличие от пожилых, которые физически не могли помогать, а лишь выполняли указующие функции), так и с нравственно-воспитательным потенциалом деятельности на благо церкви.
Второе место по степени удовлетворённости занимает работа помощника вожатого в лагере, поскольку этот вид волонтёрской деятельности позволяет реализовать и лидерские, и педагогические способности, раскрыть творческий потенциал, попробовать себя в качестве наставника, т. е. осуществить профессиональную пробу.
Последнее место по степени удовлетворённости занимает участие в концертах и других культурно-массовых мероприятиях для населения посёлков и деревень, находящихся в непосредственной близости от детских лагерей. Эти результаты мы связываем с низкой эффективностью самих мероприятий, а также с тем обстоятельством, что чаще всего инициатива проведения, подготовки и отбора номеров на таких концертах принадлежала взрослым, т. е. степень самостоятельности, инициативности детей была низкая; они являлись всего лишь исполнителями заданной роли.
Удовлетворённость от участия в волонтёрской деятельности тесно взаимосвязана с желанием
продолжать заниматься добровольчеством и по окончании летнего отдыха. На это указывают результаты математического анализа сравнения средних по уровню удовлетворённости и оценке дальнейших намерений, также измерявшейся по 7-балльной шкале (от -3 до +3), которые представлены в табл. 1.
Оценка достоверности отличий средних по показателю «хозяйственно-бытовая помощь пожилым» и «проведение концертов для жителей сельской местности» выявила различия между удовлетворённостью и будущими перспективами волонтёрства, а отрицательная корреляционная связь между этими видами деятельности и желанием в дальнейшем заниматься волонтёрством говорит о том, что взрослые своим отношением могут не только «потушить» интерес, но и выступать антимотиватором в дальнейшем по отношению к определённому виду деятельности (табл. 2).
Некоторые учёные утверждают, что волонтёры могут получать за свою работу небольшое денежное вознаграждение, что будет поддерживать мотивацию к данной деятельности. На следующем этапе нашей работы мы проверяли гипотезу о том, как влияют эрзац-деньги на мотивацию участия в добровольческой деятельности, как меняются представления о ценностях этой деятельности. Поскольку во многих загородных лагерях действует «местная валюта» — эрзац-деньги, которыми поощряют за различные победы и достижения, то по отношению к экспериментальной группе была использована мотивация с помощью эрзац-денег за оказание тех или иных видов волонтёрской помощи, тогда как контрольная группа получала лишь моральную благодарность за оказанную помощь. Кроме оценки удовлетворённости от выполненной работы мы просили подростков по 7-балльной шкале оценить то, насколько выполнение соответствующей работы заставило задуматься о некоторых человеческих
3,0
1,5
2,87
-2,79-
1,93
1,57
1,04
Хозяйст- Уборка Уборка Проведение Помощник
венн°- в сельском в лесном концертов вожатого
храме массиве
бытовая
помощь
пожилым
Удовлетворённость от участия в волонтёрской деятельности
0
Таблица 1
Достоверность различий средних значений показателей удовлетворённости от участия в волонтёрской деятельности и желанием продолжать заниматься добровольчеством
Параметр достоверности А Б В Г Д
Mann — Whitney U 3 953 4 799 4 333 3 604 4 567,5
Wilcoxon W 23 259 6 074 5 608 4 879 23 873,5
Z -2,112 -0,225 -1,265 -2,891 -0,742
Asymp. Sig. (2-tailed) 0,035 0,822 0,206 0,004 0,458
Здесь и далее условные обозначения: А — хозяйственно-бытовая помощь пожилым; Б — уборка территории в сельском храме; В — уборка мусора в лесном массиве и пойме реки, на прилежащей территории; Г — проведение концертов для жителей сельской местности; Д — помощник вожатого.
Жирным шрифтом выделены незначимые показатели.
Таблица 2
Корреляция видов волонтёрской деятельности и желания заниматься данной деятельностью дальше
А Б В Г Д
-0,113 0,536** 0,183 -0,372** 0,420**
Здесь и далее: * уровень достоверности 0,05;
** уровень достоверности 0,01.
качествах. Для этого был использован список инструментальных ценностей М. Рокича:
1) аккуратность;
2) воспитанность;
3) высокие запросы и высокие притязания;
4) чувство юмора;
5) исполнительность;
6) независимость;
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность;
9) ответственность;
10) умение принимать обдуманные, рациональные решения;
11) самоконтроль;
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) воля, умение настоять на своём;
14) терпимость, умение прощать;
15) умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки;
16) честность;
17) трудолюбие;
18) чуткость, заботливость.
Анализ корреляционных связей показал: мотивирование с помощью денежного вознаграждения (даже если это были эрзац-деньги) приводит к смене направленности и подмене бескорыстных
побуждений. Так, помощь в храме за «деньги» приводит к снижению аккуратности как ценности, а также отрицательно коррелирует с честностью и трудолюбием. Аналогичная отрицательная корреляция между удовлетворённостью от работы и трудолюбием выявлена и при оказании помощи пожилым. Мотивирование с помощью материальных стимулов приводит к повышению запросов и уровня притязаний при уборке леса. Интересен факт, что удовлетворение от участия в концерте получают дети, обладающие развитым чувством юмора, что, возможно, указывает на неискренность, наигранность эмоций во время благотворительных концертов.
Единственная область деятельности, на которую существенно не повлияло использование материального стимулирования,— это работа в качестве помощника вожатого. Отсюда напрашивается вывод о том, что данный вид волонтёрской деятельности является преимущественно внутренне мотивированным, следовательно, обладает максимальным потенциалом для развития лично -сти подростков и молодёжи.
Несмотря на богатство содержания волонтёрской деятельности и разноплановость её целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления. Надеемся, что проведённое исследование
Таблица 3
Корреляция показателей удовлетворённости от участия в волонтёрской деятельности и системы инструментальных ценностей (контрольная группа)
Вид деятельности Ценность А Б В Г Д
1 0,502** 0,280* 0,193 -0,195 0,245**
2 0,057 0,005 0,085 0,165 0,570**
3 -0,421** -0,223* 0,314** -0,054 -0,131
4 0,223 0,013 0,021** 0,019 0,189
5 0,180 -0,113 -0,015 0,304* -0,175
6 0,095 0,365** 0,045 -0,372** -0,155
7 -0,259 0,025 0,369** 0,103 -0,152
8 -0,244 0,002 0,031 0,071 -0,110
9 0,127 0,141 0,007 0,097 -0,134
10 -0,150 0,072 0,198 0,193 0,056
11 0,001 -0,017 0,191 0,102 0,085
12 -0,004 0,152 0,003 0,043 0,536**
13 0,024 -0,127 0,0001 -0,071 -0,156
14 -0,420** 0,332** 0,041 -0,048 0,049
15 -0,394** 0,201 0,172 -0,689** 0,152
16 0,024 0,016 -0,006 -0,094 0,028
17 -0,009 0,194 0,231* 0,175 0,024
18 -0,065 0,146 -0,184 -0,187 0,420**
Здесь и далее условные обозначения: 1 — аккуратность; 2 — воспитанность; 3 — высокие запросы и высокие притязания; 4 — чувство юмора; 5 — исполнительность; 6 — независимость; 7 — непримиримость к недостаткам в себе и других; 8 — образованность; 9 — ответственность; 10 — умение принимать обдуманные, рациональные решения; 11 — самоконтроль; 12 — смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; 13 — воля, умение настоять на своём; 14 — терпимость, умение прощать; 15 — умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; 16 — честность; 17 — трудолюбие; 18 — чуткость, заботливость.
позволило увидеть механизмы мотивации волонтёрской деятельности, а также вскрыло специфику эрзац-мотивации и её влияние на формирование системы ценностей, а также показало роль взрослого, его позиции по отношению к выполняемой деятельности на формирование удовлетворённости от самой деятельности.
Проведённое исследование, посвящённое вопросам мотивации волонтёрской деятельности, позволило сделать следующие выводы:
1. Для формирования активной жизненной позиции у подростков необходимы педагогические условия, предполагающие высокий уровень самостоятельности и ответственности детей за по-
рученное дело. Чем выше уровень самостоятельности, тем выше удовлетворённость от участия в волонтёрстве, тем прочнее намерение продолжать добровольческую деятельность.
2. Волонтёрская деятельность, имеющая максимальную общественную ценность (работа в качестве вожатого, помощь в храме), максимально стимулирует желание заниматься общественно полезной деятельностью.
3. Ценностно-мотивационная система взрослого, сопровождающего подростков при осуществлении волонтёрской деятельности, влияет на формирование ценностных ориентаций самих подростков, способствует формированию мораль-
Таблица 4
Корреляция показателей удовлетворённости от участия в волонтёрской деятельности и системы инструментальных ценностей (экспериментальная группа)
Вид деятельности Ценность А Б В Г Д
1 0,002 -0,318** 0,193 0,019 0,024
2 0,005 0,034 0,085 0,152 0,457**
3 -0,024 -0,073 -0,548** 0,025 -0,137
4 0,076 0,029 0,021 0,496** 0,138
5 0,091 -0,127 0,114 0,034 0,751**
6 0,034 0,063 0,049 0,032 -0,069
7 -0,059 0,056 -0,136 -0,183 0,105
8 -0,045 0,040 0,151 0,013 0,011
9 0,127 0,199 0,087 0,071 -0,141
10 -0,150 0,078 -0,108 -0,156 0,067
11 0,031 -0,084 0,133 -0,152 0,095
12 0,420** 0,192 0,056 -0,038 0,036
13 0,321** -0,128 0,028 -0,011 -0,015
14 -0,005 0,032 -0,034 0,004 0,041
15 -0,039 0,013 0,132 0,169 0,027
16 0,074 -0,316** -0,086 -0,054 0,062
17 -0,519** -0,594** 0,051 -0,105 0,044
18 -0,063 0,164 0,042 -0,148 0,342**
но-нравственной позиции детей, выработке у них жизненной позиции, жизненной философии.
4. Любая волонтёрская деятельность накладывает отпечаток на систему детских ценностей, но может отличаться по силе воздействия, при этом использование эрзац-денег разрушает нравственную составляющую волонтёрства, поэтому может рассматриваться как нежелательная форма поддержания общественной активности у подростков.
Список литературы
1. Бодренкова, Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социал. работа. 2006. № 1. С. 52-56.
2. Левдер, И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / И. А. Левдер // Социал. работа. 2006. № 2. С. 35-38.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 сл. и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : Технологии, 2003. 94 с.
4. Перцовский, А. Н. Особенности подготовки волонтёров для работы в учреждениях соцзащиты / А. Н. Перцовский // Работник социал. службы. 2004. № 5. С. 45-49.
5. Хулин, А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин // Социал. работа. 2003. № 3. С. 51-54.