Научная статья на тему 'Технологии музыкальной терапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития'

Технологии музыкальной терапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2319
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНФАНТИЛИЗМ / АСТЕНИЯ / УЧЕНИКИ МЛАДШИХ КЛАССОВ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рапацкая Людмила Александровна, Бученкова Мария Николаевна

В статье освещается новый подход к решению проблемы общего оздоровления детей с задержками психического развития, включающий разработку и применение музыкальных терапевтических средств. С целью психологической коррекции детей с задержками психического развития представлен комплекс технологий музыкальной терапии и обоснован ряд мер, содействующих построению эффективной модели музыкально-терапевтического оздоровления детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии музыкальной терапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития»

УДК 159.99

Рапацкая Людмила Александровна

доктор педагогических наук,

Бученкова Мария Николаевна

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье освещается новый подход к решению проблемы общего оздоровления детей с задержками психического развития, включающий разработку и применение музыкальных терапевтических средств. С целью психологической коррекции детей с задержками психического развития представлен комплекс технологий музыкальной терапии и обоснован ряд мер, содействующих построению эффективной модели музыкальнотерапевтического оздоровления детей.

Ключевые слова: музыкальная терапия, задержки психического развития, оздоровление детей, технологии, музыкально-терапевтические средства, инфантилизм, астения, ученики младших классов, уровень развития.

Среди психических отклонений в развитии детей задержка психического развития (ЗПР) встречается наиболее часто. Как правило, эти психические расстройства выявляются при поступлении в школу. Среди проявлений ЗПР педагоги отмечают явно выраженную незрелость мышления, преобладание характерных для дошкольного возраста игровых интересов, утомляемость и быстрая истощае-мость в интеллектуальной деятельности, необходимой в процессе учебы. По данным некоторых исследователей, сегодня уже свыше половины неуспевающих учеников младших классов страдают ЗПР [5].

В психолого-педагогической науке сложились представления о двух основных формах ЗПР:

1. Инфантилизм - нарушение темпа психического созревания. Инфантилизм может быть гармонический (связан с незрелостью лобных структур функционального характера) и дисгармонический (обусловлен явлениями органических изменений головного мозга).

2. Астения - выраженная слабость соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы [3, с. 176].

Подчеркнем, что при определенных различиях указанных двух форм в описании их структуры можно четко выделить специфическое сочетание незрелой эмоциональности и незрелой интеллектуальной сферы. В русле нашего исследования важно также отметить, что у детей с выраженной ЗПР наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется

в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. По мнению ряда зарубежных психологов, такое отставание в развитии тонких форм зрительного, а также и слухового восприятия является одной из причин трудностей, испытываемых этими детьми в обучении. Низкий уровень развития восприятия наблюдается и в процессе музыкальных занятий.

Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приемы запоминания; недостаточный объем и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словеснологическим; среди нарушений кратковременной

памяти - повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга); быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания [6].

Наиболее характерной чертой поведения детей с ЗПР является отсутствие потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Новый человек привлекает их внимание значительно в меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Дети почти не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств в развернутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а также непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т.д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своем они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Если общение с взрослым окрашено в эмоционально положительные тона, то они стремятся сделать его более продолжительным во времени, становятся более работоспособными, реже ссылаются на усталость.

Среди личностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

В качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечено большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточная дифференциация лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различе-

нии важнейших черт межличностных отношений. Как считают исследователи, все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Суммируя сказанное, подчеркнем, что изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) показало наличие у них специфических особенностей: замедление темпа психического развития, снижение познавательной активности, пониженная способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Однако сравнительные исследования детей с ЗПР и других категорий аномальных детей показали значительно большие, по сравнению с умственно отсталыми детьми, потенциальные возможности их в развитии и более высокий уровень их обучаемости. Большинство авторов считает, что успешность обучения детей с отставанием в развитии будет зависеть от того, опирается ли оно на объективные законы умственного развития и законы приобретения знаний [6; 7].

Вместе с тем очевидно, что для преодоления ЗПР в школах необходимо создавать специальные условия обучения и воспитания. В настоящее время сложились следующие основные подходы к решению данной проблемы.

Когнитивный подход восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Сторонники когнитивной модели решающее значение в коррекции придают преодолению стереотипов взаимодействия родителей с детьми, ошибочного приписывания агрессивных намерений окружающим.

В разработанной К. Роджерсом личностно-центрированной терапии основное внимание уделяется эмоциональным отношениям между терапевтом и клиентом, существующим «здесь и сейчас». Цель такой недирективной терапии состоит в том, чтобы ребенок получил опыт самопознания и самоуправления, стал более адекватным как личность, мог справляться с текущими и будущими проблемами. Эта форма терапии «сосредотачивается скорее на личности ребенка, нежели на его проблеме».

Наиболее значимые наработки по вопросу коррекции достигнуты в рамках поведенческого подхода. Поведенческий подход основан на работах Джозефа Вольпе и Б.Ф. Скиннера и сфоку-

сирован на открытом, измеримом поведении индивидуума.

В гешталът-терапии, основателем которой является Ф. Перлз, терапевт работает одновременно с вербальным материалом и телесными проявлениями, рассматриваемыми как сообщения о неосознаваемых событиях, помогая пациенту осознать их как целостность.

В психоанализе, основоположницей которого является А. Фрейд, цель коррекции определяется как усиление «Я» ребенка. Источник проблем видится в его прошлом опыте. Внимание терапевта фокусируются на интерпретации бессознательных мотивов, скрывающихся за спонтанно «прорывающимися» действиями ребенка.

Вместе с тем мы считаем, что в силу замкнутости и отсутствия стремления к общению детей с ЗПР ни один из указанных методов не может считаться универсальным, а многие традиционные психотерапевтические средства имеют существенные ограничения в применении, что стимулирует поиски новых педагогических технологий. Среди новых достижений педагогической науки - применение музыкально-терапевтических средств с целью психологической коррекции детей с ЗПР.

Музыкальная терапия (МТ) - достаточно новое научное направление в отечественной педагогике, психологии, медицине [8]. Однако воздействие музыки на психоэмоциональную сферу человека известно с незапамятных времен. Приведем несколько примеров.

В своей популярной книге «Эффект Моцарта» [4] один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические свидетельства показывают: танцы, звуковое интонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и исходным языком человечества. Исследователи проблем восприятия звука обнаружили, что около двух третей ресничек (микроскопические волоски во внутреннем ухе, которые находятся на плоской поверхности наподобие клавиш пианино, реагирующие на звуки различной частоты) реагируют на звуки высокого музыкального диапазона (от 3000 до 20000 герц). Возможно, что когда-то давно люди могли общаться с помощью высокочастотного интонирования.

Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка

широко применялась во врачебной практике. Это известно из различных источников: из жизнеописания библейского царя Давида, из древнегреческих мифов об Аполлоне, из работ Платона и др.

В трудах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора - мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. В трактате его последователя Ямвлиха «О пифагорейской жизни» сказано: «Пифагор установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала... Он предписал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощи которых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души: скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, изнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели при помощи подходящих мелодий.

И когда его ученики отходили вечером ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приуготавливал в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения» [1].

Вслед за Пифагором, Аристотель считал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с тем, что она заключает в себе различные оттенки настроений, и они четко соответствуют, «подражают» характерам и свойствам человека. «...Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение. И мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» [2].

Таблица1

Китайская музыкальная система и пять первоэлементов

Первоэлементы ДЕРЕВО ОГОНЬ ЗЕМЛЯ МЕТАЛЛ ВОДА

Орган печень, желчный пузырь сердце, тонкая кишка селезенка, желудок легкие, толстая кишка почки, мочевой пузырь

Эмоция гнев радость сострадание печаль страх

Звучание напряжен весел поет жалобный низкий

Инструмент ксилофон, флейта скрипка, гитара голос колокольчик барабан

Нота ми соль до ре ля

Лечебный звук гуо чэн гон шэн ю

Число повторений 8 7 10 9 6

Так, например, философия Китая связывает музыку и состояние здоровья человека на основе теории ИНЬ - ЯН и 5 элементов. Два вида энергии, ИНЬ и ЯН, пронизывают все явления мира, взаимодействуют и находятся в гармонии. Нарушение их равновесия приводит к патологии. Энергичная, мажорная музыка соответствует энергии ЯН; минорная, медленная - музыка ИНЬ. При этом в представлении китайских мыслителей все явления мира связаны с пятью первоэлементами - это дерево, огонь, земля, металл, вода.

Как видно, каждому элементу, по этой концепции, соответствуют тон и инструмент.

Позднее, с развитием научной медицины, опыты в области музыкотерапии утратили актуальность.

И лишь в XX веке развитие представлений о терапии с помощью искусства подтолкнуло уже не медицину, а педагогику к использованию живописи, танца и музыки в лечении психических расстройств человека.

В настоящее время музыкальная терапия стала составной частью лечебных и образовательных программ в больницах, школах и других учреждениях. Музыка становится все более популярным средством психотерапевтического воздействия, способствующим интеграции и укреплению психического здоровья ребенка.

В 1989 году в литературе появилось сенсационное сообщение Фабьена Мамана (французского ученого и музыканта) о работах, проделанных совместно с биологами. Ученые доказали, что звук строго определенной частоты губительно воздействует на раковые клетки и может быть использован в качестве терапевтического средства, стимулирующего и восстанавливающего функции организма.

Ученые изучали процессы, происходящие в клетках крови под воздействием звуковых частот в порядке хроматической гаммы, применяя для этого микроскоп и фотосъемку по методу Кирлиана (фиксация биоэнергетического поля вокруг живого объекта).

Оказалось, что звук может изменять цвет и форму клеток. Ученые установили тесную связь формы и цвета клетки, а также мощности ее биополя с частотой звука. К примеру, нота «до» вытягивает клетку в длину, звук «ре» делает окраску клетки более яркой.

По мнению Мамана, между звуком и цветом существует математическая зависимость. Маман считает, что записанная замедленная музыка молекул может стимулировать и регулировать деятельность здоровых клеток организма, а также перепрограммировать больные клетки. Оказалось, что порядок аминокислот в цепочке ДНК соответствует определенному порядку нот.

Маман полагает, что нашим пяти основным внутренним органам соответствуют определенные звуки: А - печени; Е - сердцу; И - селезенке;

О - почкам; У - легким.

По мнению Мамана, громкая музыка рок-металла со спецэффектами на концертах наносит вред здоровью и психике молодых людей, а спокойное хоровое пение, посещение концертов, на которых исполняются произведения Бетховена, Моцарта, особенно созданные им в молодые годы, и многих других известных композиторов положительно влияют на здоровье. Исследования психологов показали, что быстрая ритмичная музыка у пациентов пожилого возраста снижает эмоциональность, у них возникает более мрачная оценка живописи, краски на картинах кажутся тусклыми и мрачными, происходит эмоцио-

нальное обесцвечивание, безразличие, появляется агрессивность.

Петербургский психолог и врач Н.А. Гнезди-лов, изучавший воздействие на человека колокольного звона, высказал предположение, что каждый внутренний орган настроен на определенный тон. Поэтому организм, как музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем.

Ряд других авторов полагает, что вибрация некоторых звуков вызывает ответную вибрацию определенных органов, радостное возбуждение воздействует на головной мозг, глаза, уши [10]. Так, например, звук Е влияет на горло, щитовидную железу; А - на часть легких; О - на нижнюю часть легких, сердце, желудок; Ю - на почки. В их трактовке, сочетание звуков МММ ПО МММ и ПАААЕЕ влияет на сердце (вспомним звуки в музыкотерапии Китая, воздействующие на органы: ЧУО - печень, ЧЭН - сердце, ГОН - желудок, ШЭН - легкие, Ю - почки).

В настоящее время методы музыкотерапии отличаются достаточным разнообразием. С.В. Шушарджан объединил их в три основных направления:

- клиническое;

- оздоровительное;

- экспериментальное.

Клиническая МТ занимается вопросами лечения различных психосоматических нарушений, устранением патологических синдромов, восстановлением нарушенных жизненно важных функций после перенесенных заболеваний.

Оздоровительная МТ используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, борьбы с монотонностью, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления.

Практически все методы МТ могут использоваться в работе как с больными, так и со здоровыми людьми.

При этом сеансы МТ могут быть групповыми и индивидуальными. В зависимости от степени участия пациента в процессе лечения различают пассивные (рецептивные) и активные методы МТ.

Рецептивная МТ отличается тем, что пациент получает музыкально-терапевтический сеанс по той или иной технологии, не участвуя в нем активно.

В активной МТ пациент непосредственно участвует в лечебном процессе: поет упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах, выполняет другие задания терапевта.

Новейшим направлением является экспериментальная МТ, в задачи которой входит исследование реакций, возникающих в живых системах различного уровня в результате МТ - воздействия. Как считает С.В. Шушарджан, особенно перспективны исследования реакций клеточных культур на музыкальные воздействия.

Обратимся к тем технологиям МТ, которые являются наиболее перспективными в работе с детьми с задержками психического развития.

1. Технологии, использующие музыку в качестве объекта восприятия вне активного участия в ее исполнении. Данные технологии могут быть использованы как в классной, так и во внеклассной работе в любых образовательных учреждениях. Процесс оздоровления детей протекает в специально оборудованных кабинетах с техническим оснащением в виде лазерных СD или DVD-дисков или компьютерных программ. При этом установлено, что мелодичная лирическая музыка с легко льющейся мелодией оказывает на детей успокаивающее воздействие. И наоборот, быстрая, энергичная с упругим ритмом пьеса тонизирует психофизиологические функции ребенка.

2. Технологии МТ, предполагающие активное участие детей в процессе восприятия и (или) исполнения музыки. При этом специально подобранные музыкальные произведения могут относиться как к инструментальной, так и к вокальной музыке (методы вокалотерапии С.В. Шушар-джана).

3. Технологии музыкально-педагогической реабилитации. Музыкально-педагогическая реабилитация [9] - это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр. Музыкально-педагогичекая реабилитация наиболее успешно применяется для оздоровления детей с нарушениями слуха и речи.

4. Аналитическая музыкотерапия и психотерапия используются в процессе совместного музицирования в первую очередь при психозах, неврозах и функциональных нарушениях. При

этом в рамках МТ - сеанса обязательно должна проводиться психологическая коррекция - метод комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения ребенка, а также развитие его некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления. Основной задачей психологической коррекции является обучение и тренинг, освоение новых навыков поведения, общения, запоминания, развитие де-фицитарных психических функций.

5. Технологии вокалотерапии (наиболее полно представлены в исследованиях С.В. Шушард-жана). Данные технологии в контексте задач пси-холого-педагогической коррекции детей с ЗПР представляются одними из самых перспективных. В числе методик вокалотерапии выделим:

- Пение (разучивание и исполнение песен с текстом, вокализация, вокальное подражание шумам природы и др.).

- Ролевые игры, в которых за каждым ребенком закрепляется определенная мелодия или по-певка, отражающие образ его роли (например, сказочного персонажа, животного, птицы и др.).

Музыкально-терапевтическая работа с детьми, имеющими различные отклонения в психическом развитии, в настоящее время особенно важна, поскольку в соответствии с законодательством РФ эти дети имеют равные со всеми права на полноценное образование. Практика показывает, что социальная адаптация детей с ЗПР наиболее эффективна в условиях интегрированного обучения, предполагающего, что данные дети овладеют образовательными стандартами в те же (или близкие) сроки, что и нормально развивающиеся школьники. В этом случае технологии музыкотерапии представляются наиболее эффективными.

В целях разработки эффективной модели музыкально-терапевтического оздоровления детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения мы предлагаем:

1. Разработать и внедрить в практику интегрированного обучения в школе систему экспертных оценок психического и физического здоровья детей с ЗПР с целью создания индивидуальной музыкально-терапевтической программы для каждого ребенка.

2. Апробировать современные методики му-зыкотерапии, созданные для взрослых, на школьной аудитории.

3. Обобщить опыт музыкотерапии на основе динамики психофизиологических показателей

и показателей развития творческих способностей детей с ЗПР.

4. Исследовать возможности формирования музыкально-акустической среды в школах интегративного обучения, а также жанровые и стилевые приоритеты музыкально-фоновых воздействий на настроение, поведение и активность детей с ЗПР1.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что технологии музыкотерапии могут стать незаменимым средством оздоровления и социальной адаптации детей с ЗПР.

Примечание

1 Научно-исследовательская работа по проблеме «Исследование технологий музыкальной терапии в процессах психолого-педагогической коррекции и общего оздоровления детей с отклонениями психического развития» проводится в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Библиографический список

1. Античная музыкальная эстетика. - М.: Искусство, 1960.

2. Аристотель. Политика. - М.: Наука, 1964.

3. Власова Т.А., ПевзнерМ.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

4. Кемпбелл Д. Эффект Моцарта. - М.: Просвещение, 1999.

5. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. - М., 1985. - С. 29-37.

6. Ратанова Т.А. Скорость дифференцирования объектов и интеллектуальное развитие детей 9-10 лет // Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста. -Пенза: ПГПУ 1995. - С. 28-45.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. - М.: Прогресс, Универс, 1994.

8. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы. - М.: Клиническая медицина, 2000.

9. Шушарджан С.В. Современные методы музыкальной терапии и эффекты, возникающие при воздействии музыкой и различными акустическими сигналами на организм человека // Традиционная медицина. Восток и Запад. - 2005. -Т. 2. - №>2. - С. 23-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Элькин В.В. Целительная магия музыки. -М.: Прогресс, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.