и поэтому к ним не предъявляются никакие требования, кроме требований качества и соответствия целям обучения.
Как дополнительные средства обучения компьютерные технологии имеют очень много преимуществ перед обычными средствами (учебниками): в полной мере реализуют деятельностный подход, обеспечивая оперативность исполнения любого запроса к системе и реализации обратной связи, а также не только выдачу в реальном режиме работы результатов (оценки) деятельности ученика, но и возможность мгновенного исправления допущенных ошибок в серии попыток. Это и позволяет преподавателю, сосредоточиться на базовых проблемах обучения и системного восприятия обучаемыми его содержания, реализуя технологии индивидуального подхода в обучении.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М., 1988.
2. Политика в области образования и новые информационные технологии: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. - 1996. - N° 5.
3. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / под ред. В.И. Гриценко,
А.М. Довгялло, А.Я. Савельева. - Киев, 1992.
4. Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. -
2000. - № 7.
5. КривошеевА. О. Проблемы оценки качества программных средств учебного назначения // Сборник докладов первого научно-практического семинара «Оценка качества программных средств учебного назначения». - М., 1995.
6. Кривошеев А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. riis. ru/P S/Publ_www/Kriv/ PROBUN.htm
УДК 159.954
Рапацкая Людмила Александровна
доктор педагогических наук, профессор,
Тишина Екатерина Юрьевна
кандидат педагогических наук,
Семина Н.В.
Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова
mgopu@mgopu. т
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
В статье выдвинута идея о развитии самостоятельной области науки — педагогической музыкотерапии. Раскрыты ее основные методы и технологии. Показано значение педагогической музыкотерапии для реабилитации детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: Музыкотерапия, педагогическая музыкотерапия, коррекционная музыкотерапия, дети с задержкой психического развития, вокалотерапия, музыкально-ритмические упражнения, логопедическая ритмика, игра на различных музыкальных инструментах.
С древних времен было замечено, что музыкальные звуки и ритмы имеют мощное воздействие на эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека. Для подтверждения этих слов исследователи не раз приводили в качестве примера опыт древнегреческих и древнеримских мыслителей -великих философов Пифагора и Платона, обращались к теоретическим концепциям воздействия ладов музыки на воспитание детей. Но, пожалуй, самым древним свидетельством о музыкально-
терапевтическом влиянии высокой одухотворенной музыки на человека являются строки Ветхого Завета Библии, повествующие о том, как «бо-годухновенное пение» псалмопевца Давида излечило Саула от нервной болезни и депрессии. Однако лишь в XIX веке уникальные музыкально-терапевтические средства самого прекрасного из искусств стали предметом научных исследований. Родилась новая научная область - му-зыкотерапия, которую причисляли и к музыковедению, и к музыкальной психологии, и к медици-
© Рапацкая Л.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2|
Тишина Е.Ю.,
Семина Н.В., 2011
не, и к коррекционной педагогике. Это не случайно: к моменту становления новой науки смежные гуманитарные и медицинские сферы знаний уже обладали и огромным числом научных теорий, и развитым научным аппаратом, и системой прикладных методов диагностики. При этом очевидно, что наиболее успешно музыкотерапия стала развиваться в содружестве с психиатрией и коррекционной педагогикой. Приведем несколько показательных примеров.
Впервые использовать музыкотерапевтические средства в психиатрических лечебницах попробовал, и достаточно успешно, французский врач Эскироль в XIX веке. В России в конце того же века музыкальное восприятие стало рассматриваться как средство «психического отвлечения». В работах В.М. Бехтерева, И.Р. Тарханова и других врачей появляются данные о благотворном целительном воздействии музыкальных произведений на центральную нервную систему, на дыхание, кровообращение и газообмен пациентов. Другой исследователь И.М. Догель отметил стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность человека
и, в частности, на солдат, которые испытывают прилив энергии под влиянием маршевых призывных звуков и четких ритмов. Л.С. Брусиловский и Л.А. Батурина описали в своих трудах лечебное воздействие музыки на психических и соматических больных. Из числа работ последнего десятилетия XX начала XXI века следует выделить исследования врача и музыканта С.В. Шушарджа-на, показавшего возможность изучения психофизиологических компонентов музыкального восприятия. Им же была показана эффективность использования методов музыкальной терапии при лечении функциональных нарушений психоэмоциональной сферы человека [1].
В настоящее время специфика воздействия музыкальных произведений при лечении не только психических, но и соматических больных описана достаточно подробно на основании проведения клинических исследований. Так, например, установлено, что некоторые симфонические сочинения способны изменять кислотность желудочного сока и положительно влиять на процесс пищеварения. При этом выявлено, что ежедневное прослушивание классической оркестровой музыки Моцарта и Бетховена в сочетании с медикаментозным лечением значительно улучшает состояние желудочно-кишечного тракта у боль-
ных, страдающих язвой желудка. Особый интерес вызывают исследования С.Б. Шущаджана, который доказал, что специально подобранная музыкально-терапевтическая программа способна оказать благоприятное воздействие на гемодина-мические показатели у больных гипертонической болезнью [2].
Следует подчеркнуть, что указанные достижения в сфере применения музыкально-терапевтических средств вполне соответствуют медицинским данным о психосоматической природе большого числа заболеваний человека. Достаточно напомнить, что к числу психических компонентов патогенеза многих заболеваний относится и стресс-реакция человека, открытая и описанная Г. Селье. Стресс, по мнению Селье, возникает тогда, когда организм вынужден «приспосабливаться» к новым условиям жизни, что требует значительных затрат энергетических ресурсов организма и может привести к его истощению. Поэтому принципиальным подходом к «снятию стресса» является оптимизация резких реакций на стрессогенные факторы, и здесь незаменимым помощником врачу может стать специально подобранная музыка. Некоторые виды музыкоте-рапии вызывают именно адаптационную реакцию у человека, поддержание которой с помощью регулярных занятий приводит не только к стресс лимитирующих эффектам, но и оказывает позитивное действие на процессы регенерации и повышение общей резистентности организма.
Бсе сказанное свидетельствует о том, что музыкально-терапевтические методы, методики, приемы все прочнее входят в контекст психологии и медицины. Исходя из проблемы нашего исследования, попытаемся классифицировать методы и технологии музыкотерапии с целью их приближения к запросам педагогики.
На наш взгляд основные обоснованные в теории и практике методы и технологии музыкоте-рапии можно свести к следующим основным направлениям: 1) клиническая музыкотерапия, 2) оздоровительная музыкотерапия. Рассмотрим их последовательно.
Клиническая музыкотерапия занимается проблемами лечения различных психосоматических расстройств, устранением патологических синдромов, восстановлением нарушений жизненно важных функций организма человека, перенесшего заболевания, в том числе связанные с операционным вмешательством.
8
Бестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
Оздоровительная музыкотерапия применяется для активизации жизненных сил человека, его резервных возможностей. Особенно часто оздоровительную музыкотерапию применяют для снятия нервного напряжения, переутомления, для общего оздоровления в условиях санаторно-курортного лечения и др. Сеансы оздоровительной музыкотерапии способствуют ликвидации последствий стрессов и повышению работоспособности.
Бместе с тем, как считают некоторые исследователи, практически все методы и технологии, рожденные в недрах как клинической, так и оздоровительной музыкотерапии, могут использоваться в работе не только с больными, но и со здоровыми людьми. Как правило, сеансы музы-котерапии бывают групповыми, что не исключает индивидуальных программ.
Мы считаем, что пора ввести в научный обиход педагогическую музыкотерапию, так как ее приемы, методы и технологии сложились достаточно давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития [3; 4; 5]. Многие педагоги-практики включают в содержание занятий музыкальные произведения, оказывающие благотворное релаксирующее влияние на психику практически здоровых детей, но в силу социальных, семейных и (или) экологических причин страдающих гиперактивностью или повышенной агрессивностью. Но, пожалуй, самое естественное и глубокое применение нашли технологии и методики педагогической музыкотерапии в коррекционной педагогике и в теории и практике музыкального воспитания детей с задержкой психического развития. Это и составляет содержание коррекционной музыкотерапии.
Коррекционная музыкотерапия является частью педагогической музыкотерапии, поскольку часто ее применение связано с педагогическими и психологическими целями и задачами воспитания детей с отклонениями в развитии. Поэтому далее мы будем рассматривать технологии и методики музыкотерапии в тесной связи с проблемами адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Начнем с того, что социально-экономические проблемы в жизни современного общества, ухудшение экологической ситуации, стремительное изменение нравственных приоритетов порождают условия, способствующие ухудшению здоро-
вья нации в целом, но прежде всего - подрастающего поколения. Все чаще встречаются пограничные нарушения в развитии у ребенка значимых для обучения и развития психофизиологических и высших психических функций. Все большее число детей школьного возраста страдает ослабленным здоровьем и различными психическими заболеваниями. Не имея классических аномалий развития и являясь умственно сохранными, такие учащиеся испытывают значительные трудности в социальной адаптации. Они с трудом усваивают роль ученика и часто теряют надежду найти достойное место в жизни. Возрастание таких детей с задержкой психического развития отмечено во многих странах. В том числе и в России. Неслучайно за последние годы в российской науке сложилась крепкая школа, представленная именами Н.В. Бабкиной, Л.Б. Баряевой, Н.Л. Белопольской, Н.Ю. Боряковой, Т.А. Власовой,
Н.Г. Цыпиной, И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко и др. Именно в недрах этой школы родились коррекционные музыкотерапевтические технологии и методики (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский,
В.А. Гиляровский, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, ГП. Шипулина, В.С. Шущард-жан и др.).
Методы педагогической музыкотерапии в коррекционных целях подразделяются на пассивные и активные. Пассивные методы предполагают, что ребенок получает музыкотерапевтический сеанс, но не участвует в нем активно. Например, дети слушают музыку, имитирующую журчание ручейка, плеск волн, шум дождя. Специально подобранные музыкальные произведения снимают гнев, досаду, улучшают настроение, положительно влияют на общее самочувствие. Детям предлагается принять удобную позу, очень полезны наклоны и потягивание тела. Очевидно, что музыка при использовании пассивной музыкотерапевтической технологии служит фоном. При этом можно выделить следующие терапевтические механизмы:
- музыка позволяет преодолеть недоверие и психологическую защиту ребенка с задержкой психического развития;
- музыка успокаивает, или, наоборот, активизирует ребенка;
- музыка помогает пережить стресс;
- музыка позволяет укрепить дружеские отношения с другими детьми, с учителем, способствует развитию межличностных отношений.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
9
Таким образом, технологии пассивной педагогической музыкотерапии являются неотъемлемым звеном в реабилитации детей с задержкой психического развития.
При применении активных методов музыко-терапии дети непосредственно участвуют в процессе оздоровления. Они поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах, двигаются под музыку по специально разработанным программам. Среди технологий активной педагогической музыкотерапии выделим вокалотера-пию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах.
Пение (вокалотерапия) является наиболее активным, действенным и доступным методом му-зыкотерапии, способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей с задержкой психического развития. Заметим, что в процессе пения развиваются не только музыкальные способности, такие, как слух, память, чувство ритма, но способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности школьника с задержкой психического развития: воображение, творческая активность, целеустремленность. Кроме того, пение активно содействует овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения. При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Роль и значение пения в процессе музыкального обучения и воспитания заключается в том, что оно концентрирует в себе все формы работы на уроке: исполнение песен, знакомство с музыкальной грамотой, восприятие музыки, импровизацию (простое сочинение), игру на музыкальных детских ударных инструментах. Безусловно, весь процесс изучения и исполнение песни происходит на основе связи восприятия музыки с активным ее воспроизведением в определенной системе и последовательности. Учащиеся в соответствии с возрастным этапом овладевают определенным минимумом знаний, умений и навыков, которые определяют уровень их исполнения. Обучение пению на уроках музыки включает овладение как вокальными, так и хоровыми навыками. Так, в содержание вокальных навыков входят: певческая установка (правильное положение корпуса, головы, рта), дыхание, звукообразование и звуковедение, артикуляция, дикция, работа над интонацией. В процессе пения хо-
ровые и вокальные навыки находятся в тесной связи и взаимодействии.
Достаточно эффективным средством педагогической музыкотерапии являются музыкальноритмические упражнения и движения. Они помогают младшим школьникам с задержкой психического развития воспринимать музыкальные образы, развивают основы музыкальной культуры, музыкальные способности: эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма; развивают творческие способности. Выразительный показ музыкальноритмических упражнений и движений имеет важное значение для освоения их детьми.
Логопедическая ритмика (логоритмика) - является своеобразной формой активной музыко-терапии. Она основана на сочетании слова, музыки и движения. Логопедической ритмикой воспитывают чувства темпа и ритма в движении. Логоритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других предметов; пере-ключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач учащиеся с речевой патологией усваивают теоретические знания в области мет-роритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся с речевой патологией.
Решение воспитательных задач содействует:
- развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, вырази-
10
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
тельно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять творческие способности;
- воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности.
Коррекционные задачи логоритмического воспитания школьников решаются на уровне их сознательного отношения к речевому расстройству, к себе как личности и к окружению.
Игра на музыкальных инструментах - один из важнейших видов педагогической музыкотера-пии. Применение детских ударных музыкальных инструментов на уроке музыки обогащает музыкальные впечатления детей с задержкой психического развития, развивает их музыкальные способности, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления учащихся. Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах также необходим, так как многие действия дети осваивают на уроке по подражанию учителю. Вместе с тем мелодические музыкальные инструменты развивают у детей все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Важно также, обучая игре на музыкальных инструментах, учитывать индивидуальные возможности каждого младшего школьника с задержкой психического развития.
Таким образом, в каждом виде исполнительства младшие школьники с задержкой психичес-
кого развития осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя самостоятельно в творческой деятельности. Так, применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, учитель помогает детям приобретать опыт музыкальных знаний, осваивать различные виды музыкальной деятельности. Педагогическая музыкотерапия сегодня располагает достаточным арсеналом средств для широкого внедрения в практику общеобразовательных учреждений, в том числе с целью оздоровления и реабилитации детей с задержкой психического развития.
Библиографический список
1. Шушарджан С.В. Руководство по музыко-терапии. - М.: Медицина, 2005.
2. Шушарджан С.В., Разумов А.Н. Методы музыкальной терапии: пособие для врачей. - М.: Изд-во РНЦВМ и КМЗ РФ, 2002.
3. Гаврилушкина О.П. Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей // Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. - М., 1980. - С. 14-23.
4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.,
2001.
5. Евтушенко И.В. Музыкальная культура и ее формирование у умственно отсталых детей-си-рот: Монография. - М., 2006.
УДК 30
Махинин Александр Николаевич
Воронежский государственный педагогический университет
men33333@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рассматриваются особенности и требования к результатам формирования российской гражданской идентичности старшеклассников в средней общеобразовательной школе, которые могут выступать как показатели наличия у старшеклассника российской гражданской идентичности.
Ключевые слова: гражданское общество, идентичность, российская гражданская идентичность, россиянин, показатели идентичности.
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян, на создание условий для становления личности нового типа -гражданина российского общества. Масштабные
трансформации в российском обществе отразились на самосознании людей, их идентичности. Многие отечественные и зарубежные авторы отмечают, что сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест [1]. Поток постоянно изменяющихся, перекрывающих друг друга образцов,
© Махинин А.Н., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
11