Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МEDIA EDUCATION / CULTURE / DEVELOPMENT / CORPORATE MEDIA EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна, Макарова Наталия Яковлевна, Онучина Кристина Константиновна

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные реалии применения цифровых технологий в корпоративном образовании требуют определенной корректировки, пересмотра содержания обучения и образовательных технологий. В связи с этим, данная статья направлена на выявление содержания и основных подходов к определению понятия «медиаобразование», а также рассмотрение и обоснование необходимости внедрения медиаобразования в корпоративном образовании. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод анализа, позволяющий комплексно рассмотреть в более широком смысле составляющие понятия «медиаобразование» и все виды медиа (печатные, графические, звуковые, экранные и другие формы), усовершенствование которых способствует росту информационных потоков, увеличению объемов потребления информации, средств ее использования, хранения и обработки. В статье раскрыты возможные пути использования медиасредств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе профессиональной подготовки в корпоративном образовании, обоснована необходимость внедрения медиаобразовательной подготовки в корпоративном образовании. Материалы статьи представляют практическую ценность для внедрения медиаобразования как компонента общего образования, а медиаграмотности и медиакомпетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной и общей культуры в корпоративном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна, Макарова Наталия Яковлевна, Онучина Кристина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF MEDIA EDUCATION IN TRANSFORMING CORPORATE EDUCATION SPACE

The relevance of the study is conditioned by the fact that the modern realities of the use of digital technologies in corporate education require certain adjustment, revision of the content of training and educational technologies. In this regard, this paper is directed at identifying the content and basic approaches to the definition of the concept of «media education», including consideration and justification of the necessity for introducing media education in corporate education. The leading method to the study of this issue is the analysis method, which allows to comprehensively consider the components of the concept of “media education” and all types of media (print, graphic, sound, screen, and other forms) in a broader sense, the improvement of which contributes to the growth of information flows, increase the volume of information consumption, means of its use, storage, and processing. The paper reveals the possible ways of using media and information and communication technologies (ICT) in the process of professional training in corporate education, substantiates the need for the introduction of media education in corporate education. The materials of the paper are of practical value for the introduction of media education as a component of general education, and media literacy and media competence as an integral component of professional and general culture in corporate education.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КОРПОРАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Технологии медиаобразования в корпоративном образовании

Ш1 ©

©

Ярных Вероника Игоревна

кандидат экономических наук, доцент кафедры телевизионных, радио- и Интернет-технологий Российский государственный гуманитарный университет, Институт массмедиа, Москва, Россия yarnyh@rsuh.ru 0000-0001-6749-1455

III)

9

©

©

Макарова Наталия Яковлевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры телевизионных, радио- и Интернет-технологий Российский государственный гуманитарный университет, Институт массмедиа, Москва, Россия makarova@rsuh.ru 0000-0001-7629-2853

Онучина Кристина Константиновна

старший преподаватель кафедры медиаобразования Московский педагогический государственный университет, * Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования,

Москва, Россия © onuchina@mpgu.su

0000-0003-4318-7998

Поступила в редакцию 27.10.2020

Принята 02.11.2020

Опубликована 30.12.2020

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что современные реалии применения цифровых технологий в корпоративном образовании требуют определенной корректировки, пересмотра содержания обучения и образовательных технологий. В связи с этим, данная статья направлена на выявление содержания и основных подходов к определению понятия «медиаобразование», а также рассмотрение и обоснование необходимости внедрения медиаобразования в корпоративном образовании. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод анализа, позволяющий комплексно рассмотреть в более широком смысле составляющие понятия «медиаобразование» и все виды медиа (печатные, графические, звуковые, экранные и другие формы), усовершенствование которых способствует росту информационных потоков, увеличению объемов потребления информации, средств ее использования, хранения и обработки. В статье раскрыты возможные пути использования медиасредств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе профессиональной подготовки в корпоративном образовании, обоснована

необходимость внедрения медиаобразовательной подготовки в корпоративном образовании. Материалы статьи представляют практическую ценность для внедрения медиаобразования как компонента общего образования, а медиаграмотности и медиакомпетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной и общей культуры в корпоративном образовании.

Ключевые слова

Медиаобразование; культура; развитие; корпоративное медиаобразование; информационные технологии.

Введение

Начало ХХ1 века ознаменовалось информационной революцией, которая сориентировала культурные процессы на постижение человеком собственных границ, его экспансии в культуру, что вызвало глобальную потребность в информационно-коммуникационном обеспечении диалога человека с миром и с собой. На цивилизационные вызовы мировое образовательное сообщество ответила научно-педагогическими проектами «образования через жизнь», выдвинутыми в декларациях Международной организации труда, Совета Европы, Болонского процесса. Исследуя процессы, происходящие в медийном пространстве, медиаобразование ЮНЕСКО определяет как приоритетную отрасль культурно-педагогического развития ХХ1 века, медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными, графическими, звуковыми, экранными и другими формами) и различными технологиями. Результат указанных тенденций - рост информационных потоков, увеличение объемов потребления информации, средств ее использования, хранения, обработки, что в свою очередь побуждает к необходимости качественного использования соответствующих по уровню технологий в профессиональной деятельности. Однако практика показывает, что эффективность и рациональность применения мультимедийных технологий, к сожалению, не является признаком современной профессиональной подготовки в корпоративном образовании. Первой причиной, которая делает невозможным их эффективное использование в корпоративном образовании, является недостаточная разработанность методик использования информационно-коммуникационных технологий. К тому же корпоративное образование, благодаря вековым традициям и фундаментальности, довольно вяло интегрировало инновационные технологии обучения, что сделало невозможным своевременный переход на качественно новый уровень процессов информационного взаимодействия преподаватель-ученик. Однако, мультимедийные технологии получили существенную популяризацию в обществе, а следовательно их использование в учебно-воспитательном процессе становится современным трендом [9].

Проблема применения мультимедийных технологий в процессе подготовки постоянно находится в поле зрения ученых, а стремительная динамика внедрения этих технологий в профессиональную подготовку обусловила углубленное изучения обозначенного феномена. Это, в свою очередь, способствовало возникновению следующего терминологического ряда: компьютерные и цифровые технологии, мультимедийные средства, телекоммуникационные средства, медиаобразование и тому подобное. Поэтому современные реалии применения цифровых технологий в корпоративном образовании требуют определенной корректировки, пересмотра содержания обучения и образовательных технологий [6]. Цель статьи - выяснить содержание и основные подходы к определению понятия «медиаобразование». Рассмотреть и обосновать необходимость внедрения медиаобразования, возможные пути использования медиасредств и средств ИКТ в процессе профессиональной подготовки в корпоративном образовании.

Принимая во внимание тот факт, что модернизация образования в формате Болонской системы обусловливает возрастание роли медиаобразовательной подготовки в корпоративном образовании, которая, кроме использования в организации учебного процесса традиционных форм и методов обучения, должна проектировать образовательную среду с привлечением современных информационных, компьютерных и педагогических инноваций считаем, что сейчас возникла проблема более глубокого изучения такого феномена как медиаобразование. Стоит отметить, что после прорыва цифровых технологий прошло немало времени, однако научное сообщество и в дальнейшем ошибочно ассоциирует это понятие с давно устаревшим термином «масс-медиа» или «СМИ» [3].

Материалы и методы исследования

Форсайт-анализ научно-педагогических источников показывает, что мультимедийные технологии становятся все более востребованными и перешли в разряд ведущих средств в профессиональной деятельности в корпоративном образовании. Анализ собственного опыта учебно-воспитательной работы и перманентной необходимости поиска информации по специальности дает основания утверждать, что студенты давно продемонстрировали готовность к переходу на новые формы обучения с использованием средств мультимедиа [8]. Ведущим методом в статье является метод анализа, позволяющий комплексно рассмотреть составляющие понятия «медиаобразование» и все виды медиа (печатные, графические, звуковые, экранные и другие формы), усовершенствование которых способствует росту информационных потоков, увеличению объемов потребления информации, средств ее использования, хранения и обработки.

В ретроспективном контент-анализе можно заметить, что термин «медиа» начали использовать еще задолго до возникновения такого явления как электрический ток. И впервые его применять к средству массовой коммуникации - газете. В дальнейшем, благодаря электрическим средствам связи, сообщения распространяли с помощью технического устройства коммуникации - телеграфа. Поэтому естественно, что понятие медиаобразования долгое время употреблялось исключительно в разрезе профессиональной подготовки журналистов и истолковывалось как наука, которая ориентирует учащихся на изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео, интернета и тому подобное).

Однако, научный прогресс путем трансформации содержания образования позволил интегрировать средства медиаобразования в эту отрасль. В частности, медиаообразование начали трактовать как восприятие и освоение учениками значительных потоков информации современными средствами массовой коммуникации, к которым относятся: газеты, журналы, книги, телеинформация, видео и аудио записи и тому подобное. Таким образом, медиаообразование в корпоративном образовании транслируют как проблему формирования потребностей в обучении навыкам критического восприятия информации, в частности, осуществление анализа сообщений, поиск ошибок, некорректных данных или информации, подтверждающей рассказ докладчика или же учебную информацию. Другими словами, педагогическая отрасль позиционирует медиаобразование как направление в педагогике, которое отвечает за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и прочее) [2]. В основе этой концепции лежит комплекс знаний, умений и навыков работы с медиатекстом.

Результаты и обсуждение

В современной научно-педагогической деятельности все большую привлекательность приобретают исследования, находящиеся на стыке различных отраслей знаний. Под «медиатекстом» понимают сообщения с содержанием любого медийного вида или жанра, но давайте рассмотрим в более широком смысле составляющие понятия «медиаобразование».

Принимая во внимание тот факт, что все толкования понятия «мультимедиа» в большей или меньшей степени основываются на общей производной, считаем необходимым взять за основу то определение, благодаря которому ученые в дальнейшем смогли разнообразить свои трактовки данного феномена. Первые разъяснения «мультимедиа» появились в спецлитературе компьютерных технологий. Один из примеров такого можно найти в толковом словаре по вычислительной технике, Интернету и программированию, где понятие «мультимедиа» авторы рассматривают как мультимедиа технологии, позволяющие с помощью компьютера интегрировать, обрабатывать и одновременно воспроизводить различные типы сигналов, различные среды, средства и способы обмена информацией [6]. Они обеспечивают хранение огромных массивов данных произвольного интерактивного доступа к их элементам и воспроизведения на экране ПК видеосюжетов со звуковым сопровождением.

Выяснив многовекторность использования, которую содержит указанный термин, становится понятным, почему в научно-педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение этого понятия, где каждый из исследователей смог адаптировать его для реализации собственных научных задач. Например, S.I. ^егпуМ и V.!. (2016) трактуют мультимедиа

технологии как «эволюцию в прогрессе», акцентируя внимание на том, что мультимедиа представляет собой смешанную технологическую прогрессию, и ни в коем случае не совокупность аппаратных и программных компонентов. По их мнению, мультимедиа - это комбинация платформ, инструментов, людей и влияния на культуру.

Межнаучный синтез, взаимопроникновение наук и междисциплинарность предстали маркером интеграции современной системы научной коммуникации. Например, медиаобразование, как раз и является яркой иллюстрацией междисциплинарности. Разберем более подробно сущность и содержание понятия медиаобразования как неотъемлемого условия применения мультимедиа технологий [1]. Отметим, при попытке дать дефиницию понятия мультимедиа технологий мы пришли к выводу, что не смотря на многочисленные исследования, в научных публикациях отсутствует исчерпывающая характеристика этого феномена. Общеизвестно, что впервые термин «мультимедиа» появился в 1965 году - это было сочетание двух английских слов multy - множественный, сложный или тот, что состоит из многих частей и media -среда, средство. Впоследствии, исследуя проблему применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, ученые начали выводить разнообразные определения и толкования понятия «мультимедиа» и связанные с ним свойства по определенной отрасли применения [1].

Мультимедиа - это полисреда, единое пространство, которое в синкретическом виде представляет различные виды и способы предоставления информации (текст, графику, аудио и т.д.). Даже из нескольких примеров заметный глубинный смысл, хотя в данном контексте мы не ставим цель доказать ни в широком, ни в узком смысле толкования понятия медиа. Такой полиморфизм, прежде всего, побуждает нас к дальнейшему их уточнению и расширению содержания как формы организации знания в корпоративном образовании [5].

Следовательно, выяснив, что медиа - это не только журналы, газеты или кинопленка, а совокупность сообщений различной природы, которые можно распознать (воспроизвести) с помощью специального программного обеспечения, подчеркнем необходимость использования медиаобразования как неотъемлемой составляющей процесса профессиональной подготовки в корпоративном образовании. Целью применения медиаобразования как инструмента повышения эффективности деятельности в корпоративном образовании является привлечение студентов к перспективным образовательным технологиям и ориентация на творческое и продуктивное применение ИКТ в будущей работе. Поэтому дальнейшее исследование феномена медиаобразования поможет найти наиболее перспективные направления повышения уровня подготовки в корпоративном образовании и раскрыть новые особенности применения автоматизированных обучающих систем и компьютерных программных средств различного направления, что невозможно реализовать без медиатехнологий [7].

Внедрение ИКТ в отрасль ставит перед современным учителем качественно другие задачи. Кроме традиционных уроков, сегодня он (руководитель) должен также обеспечивать подготовку мероприятий, и все чаще возникает потребность в осуществлении аудио сопровождения этих мероприятий. Совокупность обозначенных задач требует полифукциональных умений, поскольку для проведения на должном уровне мероприятий необходимо решать разнообразные профессиональные задачи не только в своей области, но и удачно применять мультимедийные технологии, технические устройства, уметь подобрать и обработать соответствующий аудио-видео материал и иметь представление об обработке звука современными цифровыми технологиями. Именно поэтому профессионализм в корпоративном образовании требует высокого уровня владения медиакультурой:

- получение знание и умение эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, а именно, специальное программное обеспечение, Интернет технологии, средства мультимедиа;

- умение ориентироваться в большом потоке информации, уметь анализировать и отобрать медиатексты согласно учебно-воспитательных целей;

- способность демонстрировать осведомленность в жанровых и стилевых особенностях современного многообразия медиажанров;

- обладать техническими аудио средствами (настройка микрофона, управление микшерным аудио-пультом, видео-проектором и т.д.).

Согласно тому, что медиакультура генетически связана с профессиональной культурой, можно вывести такую родовую цепочку: духовная культура - профессионально-педагогическая культура -

профессиональная культура - медиакультура. По нашему глубокому убеждению, высокий уровень сформированности медиакультуры будет свидетельствовать о переходе в личностном развитии на более высокий уровень профессионального самосознания [10].

Реализация возможностей медиатехнологий, в том числе в области медиаобразования, предполагает изменение традиционных форм и методов обучения для интенсификации учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности. Поскольку же понятия «медиаобразовательное пространство» является результатом очевидного процесса - обогащение понятийного аппарата, внедрение медиаобразования как одного из наиболее перспективных направлений повышения уровня образования является актуальной проблемой корпоративного образования, которое направлено на поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов и требует пересмотра содержания образования, обучения и образовательных технологий. Учитывая вышесказанное, подготовку с использованием средств ИКТ мы связываем с необходимостью совершенствования образовательного стандарта путем внедрения новых специальностей, потребность в которых продиктована современным состоянием образования и мировой культуры.

В эпоху цифровых технологий человек требует немалых усилий для быстрого восприятия и обработки больших объемов информации, поэтому взаимодействие с различными медиа становится фундаментальной составляющей профессиональной подготовки в корпоративном образовании. Создание новых образовательных технологий приведет к развитию инновационных форм получения образования, что в будущем обеспечит качественно новый профессиональный уровень и будет побуждать к непрерывному образованию.

Заключение

Безусловно, внедрение медиаобразования требует интеллектуальных усилий от ученых и педагогов, которые необходимо направить на модернизацию информационно-образовательной среды по применению инновационных методов обучения, которые недостаточно используются в корпоративном образовании. Целью практической реализации медиаобразования станет изменение научных взглядов о необходимости внедрения медиаобразования как компонента общего образования, а медиаграмотности и медиакомпетентности как неотъемлемой составляющей профессиональной и общей культуры в корпоративном образовании.

Вышесказанное дает основания для поиска новых путей повышения качества медиаобразования, определения принципиально важных закономерностей применения ИКТ и механизмов влияния медиа на развитие личности в учебно-воспитательном процессе, которые в определенных сочетаниях еще не предлагались или еще не реализовывались. Владение студентами медиаграмотностью, компетентностью в области ИКТ, медиакультурой и личностными культуротворческими качествами будет способствовать переосмыслению личностных внутренних и внешних смыслов профессиональной деятельности, что проявит себя в поиске смысла имеющихся, созданных именно «здесь и теперь» ценностей, способных создавать новую культурную реальность в социокультурной образовательной среде, где акт познания совпадает с актом личностного преобразования. Можно подытожить, что лишь через актуализацию процессов самосознания в корпоративном образовании ценности профессиональной деятельности приобретут весомость и значимость для личности в корпоративном образовании.

Список литературы

1. Макарова Н.Я. Социальные сети в системе профессиональных компетенций будущего медиа-специалиста. // Сборник научных материалов «Молодежь и современные СМИ»: Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2018. С. 39-43.

2. Макарова Н.Я. Технологические компетенции журналиста в цифровую эпоху // Материалы IV Международной научной конференции Гуманитарные Губкинские чтения «Глобальные риски цифровой эпохи и образы будущего» / отв. ред. О.М. Смирнова. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2019. С. 82-89.

3. Ярных В.И. Возможности медиаобразования в повышении квалификации современного педагога. // Нижегородское образование. 2017. Вып. 1. С.139-142.

4. Ярных В.И. Технологии бренд-журналистики в интегрированных корпоративных коммуникациях // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Взаимодействие регионов стран-участниц ШОС: проблемы, тренды, перспективы. Modern History: партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока» / отв. ред. Р.Р. Тухватуллин // Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. С. 142-147.

5. Ярных В.И., Онучина К.К. Инструменты и технологии медиаобразования в повышении c медийно-информационной грамотности педагогов в корпоративных коммуникациях образовательной организации: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ. 2019. 60 с.

6. Chernykh S.I., & Parshikov V.I. Corporate education abroad // Social and philosophical analysis. International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6(6). Pp. 272-277.

7. Corporate education: A reflection on the absorption, creation, dissemination varying and retention of knowledge in organizations / G.D.J. Silva, I.R.S. Agostino, S.R. de Oliveira Sousa, C.C. Ronchi, R.D. Oliveira // Espacios. 2017. Vol. 38(20). Pp. 36-47.

8. Eboli M., Mancini S. Corporate education for sustainability // International Journal of Environment and Sustainable Development. 2012. Vol. 11(4). Pp. 339-354.

9. Masalimova A.R., Sabirova L.L. Multi-dimentional classification of types and forms of corporate education. // American Journal of Applied Sciences. 2014. Vol. 11(7). Pp. 1054-1058.

10.Perception of human resources sector of a brazilian institution regarding challenges to implementation of corporate education / A.S. Morais, G.S. Naue, J.G. Armstrong, S. Woehl, P.F. Martins, A. Catapan // Espacios. 2014. Vol. 35(10). Pp. 1-14.

Technology of media education in transforming corporate education space

IUI

f

©

©

Yarny'x Veronika Igorevna

candidate of economic sciences, associate professor of the department of television, radio and internet technologies Russian State University for the Humanities, Institute of mass media, Moscow, Russia yarnyh@rsuh.ru 0000-0001-6749-1455

IIII

©

©

Makarova Nataliya Yakovlevna

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of television, radio and internet technologies Russian State University for the Humanities, Institute of mass media, Moscow, Russia makarova@rsuh.ru 0000-0001-7629-2853

Onuchina Kristina Konstantinovna

senior lecturer of the department of media education Moscow State Pedagogical University, * Institute of journalism, communications and media education,

Moscow, Russia © onuchina@mpgu.su

0000-0003-4318-7998

Received 27.10.2020

Accepted 02.11.2020

Published 30.12.2020

Abstract

The relevance of the study is conditioned by the fact that the modern realities of the use of digital technologies in corporate education require certain adjustment, revision of the content of training and educational technologies. In this regard, this paper is directed at identifying the content and basic approaches to the definition of the concept of «media education», including consideration and justification of the necessity for introducing media education in corporate education. The leading method to the study of this issue is the analysis method, which allows to comprehensively consider the components of the concept of "media education" and all types of media (print, graphic, sound, screen, and other forms) in a broader sense, the improvement of which contributes to the growth of information flows, increase the volume of information consumption, means of its use, storage, and processing. The paper reveals the possible ways of using media and information and communication technologies (ICT) in the process of professional training in corporate

education, substantiates the need for the introduction of media education in corporate education. The materials of the paper are of practical value for the introduction of media education as a component of general education, and media literacy and media competence as an integral component of professional and general culture in corporate education.

Keywords

Media education; culture; development; corporate media education; information technology.

Reference

1. Makarova N.Ya. Social'ny'e seti v sisteme professional'ny'x kompetencij budushhego media-specialista. // Sbornik nauchny'x materialov «Molodezh i sovremenny'e SMI»: Voronezh: Fakul tet zhurnalistiki VGU, 2018. S. 39-43.

2. Makarova N.Ya. Texnologicheskie kompetencii zhurnalista v cifrovuyu e'poxu // Materialy' IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii Gumanitarny'e Gubkinskie chteniya «Global'ny'e riski cifrovoj e'poxi i obrazy' budushhego» / otv. red. O.M. Smirnova. M.: Izdatel skij centr RGU nefti i gaza (NIU) imeni I.M. Gubkina, 2019. S. 82-89.

3. Yarny'x V.I. Vozmozhnosti mediaobrazovaniya v povy'shenii kvalifikacii sovremennogo pedagoga. // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2017. Vy'p. 1. S.139-142.

4. Yarny'x V.I. Texnologii brend-zhurnalistiki v integrirovanny'x korporativny'x kommunikaciyax // Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vzaimodejstvie regionov stran-uchastnic ShOS: problemy', trendy', perspektivy'. Modern History: partijno-politicheskaya, duxovnaya istoriya i obshhestvenny'e dvizheniya v stranax Zapada i Vostoka» / otv. red. R.R. Tuxvatullin // Ufa: RIC BashGu, 2019. S. 142-147.

5. Yarny'x V.I., Onuchina K.K. Instrumenty' i texnologii mediaobrazovaniya v povy'shenii c medijno-informacionnoj gramotnosti pedagogov v korporativny'x kommunikaciyax obrazovatel'noj organizacii: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MPGU. 2019. 60 s.

6. Chernykh S.I., & Parshikov V.I. Corporate education abroad // Social and philosophical analysis. International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6(6). Pp. 272-277.

7. Corporate education: A reflection on the absorption, creation, dissemination varying and retention of knowledge in organizations / G.D.J. Silva, I.R.S. Agostino, S.R. de Oliveira Sousa, C.C. Ronchi, R.D. Oliveira // Espacios. 2017. Vol. 38(20). Pp. 36-47.

8. Eboli M., Mancini S. Corporate education for sustainability // International Journal of Environment and Sustainable Development. 2012. Vol. 11(4). Pp. 339-354.

9. Masalimova A.R., Sabirova L.L. Multi-dimentional classification of types and forms of corporate education. // American Journal of Applied Sciences. 2014. Vol. 11(7). Pp. 1054-1058.

10.Perception of human resources sector of a brazilian institution regarding challenges to implementation of corporate education / A.S. Morais, G.S. Naue, J.G. Armstrong, S. Woehl, P.F. Martins, A. Catapan // Espacios. 2014. Vol. 35(10). Pp. 1-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.