Научная статья на тему 'Медиадидактика высшей школы: профессионально-ориентированное медиаобразование'

Медиадидактика высшей школы: профессионально-ориентированное медиаобразование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАДИДАКТИКА / МЕДИАДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / MEDIAEDUCATIONAL / PROFESSIONALLY-ORIENTED MEDIA EDUCATION / MEDIA LITERACY / INFORMATION LITERACY / MEDIADIDACTICS / MEDIADIDACTICS OF HIGH EDUCATION / TECHNOLOGY OF MEDIA EDUCATION / VECTORS OF MEDIA EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онкович Анна Владимировна

Актуальность внедрения медиаобразования в систему высшего образования при помощи интегрирования медиаобразовательных технологий в профессиональную подготовку будущих специалистов обусловлена тем, что в учебном процессе возникает принципиально новая концепция профессинальной подготовки, включающая в себя медиаобразовательные стратегии с целью формирования медиаобраовательной культуры как необходимой составляющей профессиональной культуры будущего специалиста. Речь идет о медиадидактике высшей школы и о профессионально-ориентированном медиаобразовании как о новых и перспективных педагогических явлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediadidactics of High School: Professionally Oriented Media Education

Relevance of integration of the mediaeducation into higher education system by integrating media education technologies in the training of future specialists is due to the fact that in the learning process that the new concept seasoned professional training, which includes media education strategies in order to create mediaeducational culture as a necessary part of the professional culture of the future specialist. It is about mediadidactics of high school and vocational-oriented media education as a new and promising educationalevents.

Текст научной работы на тему «Медиадидактика высшей школы: профессионально-ориентированное медиаобразование»

Таблица 2

Динамика фасцинативной составляющей в потоке коммуникации

Примеры высказываний от 15.02 Примеры высказываний от 18.02

Все в порядке у вас? Можно с ума сойти! Я думала, война началась... Челябинцы! Нам крупно повезло. Мы - избранные! За один день о Челябинске узнал весь мир: в сети нас стали называть Meteor-City... Правды мы все равно не узнаем. А что живы, и весна идет -здорово! Оказывается, Россия - великая страна, мужественные люди там живут.

Информационная составляющая коммуникации влияет на форму и содержание высказываний, однако в совокупности в информационном пространстве остается вакуум (неясность, неопределенность) - информационная энтропия. Поток и приток информации в данном случае оказывает влияние на сокращение информационной энтропии, однако определяющее влияние имеет фасцинативная составляющая. Будучи буквально «завораживающей», она диктует изменение формы, углубление содержания высказываний (от выражения страха до духовных выводов), влияет на духовно-нравственные и креативные возможности личности, является средством преодоления энтропии.

Таким образом, анализ информационно-фасцинативной составляющей коммуникации и процесса вербализации отклика в экстремальной ситуации дает возможность сказать, что последствия падения метеорита оказались беспрецедентны не только в сфере технической науки и экономики, но и в языковой области. Нам удалось доказать, что воздействие природно-фасцинативного сигнала имеет свои особенности вербализации - отклика в экстремальной ситуации. Фасцинативная составляющая в данном случае играет роль средства, индуцирующего креативность и фактора, преодолевающего информационную энтропию.

Список литературы

1. Материалы сайта «Метеорит» [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/

2. Никитина, Т. Г. Молодежный сленг. Толковый словарь. М., 2003. 912 с.

3. Николай Горькавый, астрофизик NASA: «Челябинцы пережили самую разрушительную в истории человечества космическую бомбардировку» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dostup1.ru/comment/comment_49230.html

4. Омельченко, Е. В. Фасцинативная коммуникативная стратегия. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. М. ; Воронеж, 2012. 195 с.

5. Соковнин, В. М. Фасцинология: Пролегомены к науке о чарующей, доминантной и устрашающей коммуникации животных и человека. Екатеринбург, 2005. 126 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 86-91.

А. В. Онкович

МЕДИАДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение 14.В37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования

в России и за рубежом» (2012-2013)

Актуальность внедрения медиаобразования в систему высшего образования при помощи интегрирования медиаобразовательных технологий в профессиональную подготовку будущих специалистов обусловлена тем, что в учебном процессе возникает принципиально новая концеп-

ция профессинальной подготовки, включающая в себя медиаобразовательные стратегии с целью формирования медиаобраовательной культуры как необходимой составляющей профессиональной культуры будущего специалиста. Речь идет о медиадидактике высшей школы и о профессионально-ориентированном медиаобразовании как о новых и перспективных педагогических явлениях.

Ключевые слова: медиаобразовние, профессионально-ориентированное медиаобразование, медиаграмотность, информационная грамотность, медиадидактика, медиадидактика высшей школы, технологии медиаобразования, векторы развития медиаобразования.

Медиаобразование, провозглашенное ЮНЕСКО одним из приоритетных направлений педагогики ХХ1 столетия, достаточно уверенно входит в круг современных гуманитарных наук как интегративная дисциплина. Об этом свидетельствуют теории медиаобразования, создатели которых представляют разные отрасли научного знания.

Актуальность внедрения медиаобразования в систему высшего образования с помощью интегрирования медиаобразовательных технологий в профессиональную подготовку будущих специалистов обусловлена тем, что в учебном процессе возникает принципиально новая концепция профессиональной подготовки, включающая медиаобразовательные стратегии с целью формирования медиакультуры как необходимой составляющей профессиональной культуры будущего специалиста.

Среди задач дидактики традиционными считаются: описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации; разработка более современных процессов обучения; организация учебного процесса; новые обучающие системы; новые технологии обучения. И при отборе содержания образования, и при выборе методов и форм обучения определяющими являются принципы общей дидактики, которые в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения. Перечислим их: принцип наглядности; принцип сознательности и активности; принцип доступности; принцип научности; принцип индивидуального подхода; принцип систематичности и последовательности; принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками; принцип связи теории с практикой [5].

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, свои закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики преподавания. Исследователи отмечают, что все частные методики являются педагогиче-

скими дисциплинами, основывающимися на тех же принципиальных положениях, которые раскрываются в общей дидактике. Таким образом, общая дидактика является теоретической базой для всех частных методик. Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве [5; 15].

Ныне выделяют «частные дидактики» отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. Объединим их понятием «вертикальный вектор», поскольку речь идет об обучении определенных категорий учащихся по возрастающей, нацеленной вверх.

Вертикальный вектор учитывает особенности обучения в учебных заведениях разных типов, видов и уровней образования, горизонтальный - особенности овладения предметными знаниями [8]. В этой связи отметим, что ныне в круг частных методик и «по горизонтали», и «по вертикали» уверенно входят методики медиаобразования - и как отдельные дисциплины, и как вспомогательные составляющие при изучении других предметов.

Представители разных направлений видят один и тот же объект по-разному, в разных системах понятий, выделяют в нем разные стороны, разные связи и отношения.

Проиллюстрируем это на примере медиаобразования. Медиаобразование (media education) - деятельностный процесс развития и саморазвития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа). Сегодня в этом относительно новом педагогическом ответвлении выделяют такие основные направления: 1) медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.; 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в системе повышения квалификации преподавателей вузов и школ; 3) медиаобразование как

составная часть общего образования школьников и студентов, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т. д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах; 5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет; 6) самостоятельное / непрерывное медиаобразование [2. С. 212].

В этот перечень мы целенаправленно добавляем: 7) медиаобразование будущих специалистов различных направлений подготовки, поскольку речь идет не просто о «медиа для всех», а о том, как наиболее эффективно использовать профессионально-ориентированные медиатексты в подготовке будущих специалистов, чтобы в последующем они успешно применяли навыки работы с массмедиа для повышения профессионального уровня, самообразования в течение всей жизни [10; 11].

Один из ведущих российских специалистов в области медиаобразовния А. В. Федоров справедливо считает, что обретенная в процессе медиаобразования медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [13].

В Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (Москва, 2012) акцентируется, что «медиа- и информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медиа- и информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными / цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов» [7]. В этой связи исследователи отмечают, что современному обществу нужны медиакомпетентные специалисты, которые могли бы идти в ногу с темпами технического развития и социальных изменений, с помощью новейших медиа отслеживать устаревание знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм и обогащать себя актуальной информацией и знаниями с по-

мощью средств медиаобразования. Вот почему целесообразно уделять особое внимание медиадидактике, ее частным методикам, ориентирующимся на продуктивные формы обучения, развивающим индивидуальность личности, самостоятельность мышления, стимулирущим творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие и усвоение знаний о медиакультуре. Остановимся на конкретных примерах, иллюстрирующих возможности профессиональноориентированного медиаобразования, а также современное состояние и перспективы медиадидактики высшей школы.

В последние годы в Украине были успешно защищены диссертации по использованию массмедиа в учебном процессе высшей школы, что и дало нам основание ввести в научный оборот такое понятие, как «медиадидактика высшей школы». Не будем останавливаться на исследованиях, в которых речь идет о подготовке будущих журналистов или педагогов. Представим несколько, бесспорно, пионерских работ не только для Украины, в которых говорится об использовании медиаобразовательных технологий при подготовке специалистов разных направлений подготовки.

Например, в диссертационном исследовании Инны Чемерис «Формирование профессиональной компетентности будущих журналистов методами иноязычных периодических изданий» (2008 г.) [16] теоретически обоснована и экспериментально проверена необходимость применения иноязычных периодических изданий в процессе обучения иностранному языку будущих журналистов с целью формирования их профессиональной компетентности. Работа И. Чемерис представляет особый интерес с позиций развития прессодидактики и прессо-лингводидактики - частных методик медиаобразования.

Интернет-дидактика как составляющая медиадидактики представлена в диссертации Романа Бужикова «Педагогические условия применения инновационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам студентов высших экономических учебных заведений» (2006 г.) [1]. Автор классифицировал интеллектуализированные системы обучения по способу предъявления материала (три основных типа: системы на основе линейного текста; мультимедийные учебные системы; системы на основе гипертекста), отметил, что особый интерес для преподавателей

представляют системы мультимедиа и гипертекст, которые позволяют решать основные задачи обучения, разгружают преподавателя от ежедневных рутинных функций, значительно повышают интерес студентов к предмету по специальности, ускоряют обучение и улучшают усвоение знаний. Эффективность обучения будущих экономистов повышается в том случае, когда преподаватель-языковед координирует свою работу с преподавателями профильных дисциплин. Межпредметная координация дает возможность определить наиболее актуальные темы курсов экономических дисциплин, усилить работу над профессиональной терминологией, которая значительно облегчает процесс овладения языком специальности, помогает привлекать к учебному процессу информацию из профессиональных иноязычных источников, считает Р. Бужиков.

Ольга Янишин в диссертации «Формирование коммуникативных умений будущих доку-ментоведов средствами медиаобразовательных технологий» (2012 г.) [17] впервые теоретически обосновала и экспериментально доказала эффективность использования медиаобразо-вательных технологий для формирования коммуникативных умений будущих документове-дов. На основании анализа работы зарубежных вузов коммуникативные умения отнесены к группе трансферабельных умений - наиболее необходимых для успешной профессиональной карьеры выпускника вуза, которые формируются в процессе академического обучения и переносятся в профессиональную деятельность. Такие умения являются обязательной составляющей профессиональных компетенций. Подчеркивается, что медиаобразова-тельные технологии (радио- и теледидактика, прессодидактика, прессолингводидактика, кинодидактика, веб-дидактика, интернет-дидактика и др.) - инновационные образовательные технологии, которые используют для своей реализации информационно-коммуникационные возможности массмедиа; готовят к условиям информационного общества и продолжению образования на протяжении всей жизни; внедряют принципы гуманизации образования; способствуют усовершенствованию интеллектуального, культурного, духовного мира индивида и демократизации общества; могут использоваться вместе с традиционными образовательными средствами благодаря интеграции в разные учебные курсы. При этом соблюдаются основные принципы интеграции медиао-

бразования в учебно-воспитательный процесс. Медиаобразовательные технологии внедряются в условиях моделирования профессиональной деятельности документоведа.

Диссертация Натальи Духаниной «Педагогические условия использования медиаобразовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук» (2011 г.) [4] посвящена определению и теоретическому обоснованию педагогических условий и разработке модели использования медиаобразовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук. Исследовательница предложила модель применения медиаобразовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук, доказав, что положительные результаты возможны при следующих условиях: создание медиаобра-зовательной среды учебного заведения; разработка и интеграция спецкурсов медиаобра-зовательной направленности в содержание профессиональной подготовки; формирование готовности магистрантов к использованию ме-диаобразовательных технологий; согласованность учебно-воспитательного процесса с ме-диакультурным развитием магистрантов.

Основные теоретические концепции и модели медиаобразовательных технологий в диссертации «Педагогические условия применения медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов нефтегазового профиля» (2012 г.) раскрыла Инна Сахневич [12], а на их основе проанализировала направления, способы, формы и методы применения медиаобразователь-ных средств и соответствующих технологий профессионального характера. В качестве формы интеграции выбран пропедевтический семинар, который позволяет учитывать технический характер и особенности профессиональной подготовки в высшем техническом учебном заведении, а также сочетать аудиторную работу студентов с самостоятельной в ходе проблемного обучения и выполнения индивидуальных учебно-исследовательских заданий на материалах медиаобразовательных средств профессионального характера. Особое внимание уделено медиатехнологическим картам и схемам, которые позволяют успешно спланировать и реализовать медиаобразовательные технологии в учебном процессе технического вуза.

Реализация медиаобразовательных технологий, по мнению исследовательницы, будет успешной при использовании материалов по-

пулярных медиаобразовательных средств профессионального характера (интернет-текстов и программ, художественных и документальных фильмов, печатных изданий на нефтегазовую тематику), содействующих развитию медиа-образовательных знаний, умений и навыков и способствующих формированию критического мышления в профессиональной сфере. Особое внимание уделяется выбору эффективных видов практической медиаобразовательной деятельности студентов на материалах профессиональных медиаобразовательных средств и технологий, создание медиаобразовательного пространства.

Новый подход к решению важного и актуального задания, которое заключается в обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий применения средств массмедиа в профессиональной подготовке будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности, предложила Инна Гуриненко в диссертации «Педагогические условия применения средств массмедиа в профессиональной подготовке будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности» (2012 г.) [3]. Массоворазъяснительная работа - одно из основных профилактических направлений деятельности государственных инспекторов по пожарной безопасности - нуждается в формировании умений работы со средствами массмедиа, следовательно, в формировании медиакомпетентности будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности. Средства массмедиа рассматриваются исследовательницей как потенциальные учебные средства, цель, задание и методы использования которых характеризуются вариативностью в зависимости от каждого конкретного случая их использования.

Формирование медиа- и информационной грамотности является одним из приоритетов Стратегического плана Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Медиадидактика -способ реализации этого плана, поскольку ныне в круг частных методик образования и по вертикали, и по горизонтали уверенно входят методики медиаобразования - и как отдельные дисциплины, и как вспомогательные составляющие при изучении других предметов. Овладение медиа- и информационной грамотностью сегодня - не только ресурс развития современного общества [11], но и неотъемлемое условие построения обществ знания будущего. Так как медиа- и информационная грамотность

предполагает оперирование всеми типами информационных ресурсов: устными, письменными и мультимедийными, можем спрогнозировать, что роль частных интерактивных методик медиаобразования в высшей школе в ближайшее время возрастет и профессионально-ориентированному медиаобразованию будет принадлежать одно из ведущих мест в учебном процессе. И не только - в учебном процессе высшей школы.

Список литературы

1. Бужиков, Р. П. Педагогічні умови застосування інноваційно-комунікаційних технологій у процесі навчання іноземних мов студентів вищих економічних навчальних закладів : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2006. 21 с.

2. Возчиков, В. А. Медиасфера философии образования. Бийск, 2007. 284 с.

3. Гуріненко, I. Ю. Педагогічні умови застосування засобів мас-медіа у професійній підготовці майбутніх державних інспекторів з

пожежної безпеки : автореф. дис....канд. пед.

наук. Умань, 2012. 23 с.

4. Духаніна, Н. М. Педагогічні умови застосування медіаосвітніх технологій у підготовці магістрів комп’ютерних наук : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2007. 22 с.

5. Краевский, В. В.Основы обучения: дидактика и методика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. М., 2007. 352 с.

6. Медіадидактика вищої школи: програми спецкурсів / Г. В. Онкович, Н. М. Духаніна,

I. А. Сахневич, I. А. Гуріненко, О. К. Янишин, К. Є. Балабанова / за наук. ред. д-ра пед. н., проф. Г. В. Онкович. Киев, 2013.

7. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ifapcom.ru/ru/news/1347

8. Онкович, А. В. Медиадидактика: массме-диа в учебном процессе по русскому языку как иностранному. Saarbrucken, 2012. 332 с.

9. Онкович, А. В. Медиаобразование: векторы развития // Педагогическое образование: вызовы ХХІ века : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося российского ученого-педаго-га В. А. Сластенина (Москва, 16-17 сентября 2010 г.) : в 2 ч. Ч. 1. М., 2010. С. 322-338.

10. Онкович, Г. В. Використання інтегрованого простору знань у навчальному процесі засобами медіаосвіти // Вища освіта України.

2009. № 2, додаток 1. Тематичний випуск «Наука і вища освіта в Україні: міра інтеграції». С. 166-172.

11. Онкович, Г. В. Медіаосвіта як ресурс розвитку сучасного суспільства / Г. В. Онко-вич, А. Д. Онкович // Проблеми освіти : наук. зб. / Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОНМС України. Киев, 2012. Вип. 73. С. 3-6.

12. Сахневич, І. А. Педагогічні умови використання медіаосвітніх технологій у професійній підготовці майбутніх фахівців нафтогазового профілю : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2012. 22 с.

13. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001. 708 с.

14. Федоров, А. В. Новые стандарты - ре-

альная возможность для медиапедагогики // Alma Mater - Вестн. высш. школы. 2012. № 3. С.55-58.

15. Хуторской, А. В. Чем дидактика отли-

чается от методики? [Электронный ресурс]. URL: http://www.khutorskoy.ru/be/2007/0312/

index.htm

16. Чемерис, І. М. Формування професійної компетентності майбутніх журналістів засобами іншомовних періодичних видань : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2008. 24 с.

17. Янишин, О. К. Формування комунікативних умінь майбутніх документознавців засобами медіаосвітніх технологій : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2012. 22 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 91-97.

К. А. Панцерев

ОСМЫСЛЕНИЕ ОПЫТА «ТВИТТЕРНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Предпринята попытка осмысления роли современных информационных технологий и глобальных медиасистем в организации протестных движений в странах Северной Африки и в создании негативного имиджа политических лидеров этих стран. На примере организации массовых беспорядков в Тунисе, Ливии и Египте затрагиваются актуальные проблемы информационной безопасности государства в современном мире.

Ключевые слова: информационное общество, информационная безопасность, страны Северной Африки, «твиттерные революции», средства массовой информации.

В современном мире «решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» [2. С. 330]. Суть этого нового уклада заключается в том, что в нем важнейшими процессами становятся организация и обработка информации и знаний. При этом речь идет не столько о количественном росте информации, сколько о том, «что она стала играть основную, стратегическую роль в нашей деятельности, начиная с отдыха, включая деловую активность и работу правительства» [6. С. 360].

Центральное место в новой системе общественных отношений отводится современным информационно-коммуникационным технологиям. Сложившиеся таким образом общественные отношения получили название информационного общества, формирование которого становится одним из основных стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран, которые видят в современных инновационных технологиях эффективный инструмент, способный обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие и решить многие стоящие перед тем или иным конкретным государством проблемы.

Однако достаточно быстрое развитие информационных технологий показало, что на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.