Научная статья на тему 'Медиаобразование как средство развития информационной активности студента'

Медиаобразование как средство развития информационной активности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / MODERN MEDIA EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абсалихов Р. Р.

В статье даётся теоретический анализ понятия «информационная активность» в соотношении с понятиями «информационная культура», «информационная компетентность», «пользовательская активность» и др. Предлагается авторское видение информационной активности как деятельности, качественной характеристики жизнедеятельности, уровня знаний для ориентации в информационном пространстве. Выявлены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие информационной активности человека. Медиаобразование определяется важнейшим средством развития информационной активности студентов. Исходя из работ отечественных и зарубежных авторов, в статье показаны теоретические основы медиаобразования: цели и задачи, использование телекоммуникационных, мультимедийных технологий в современном образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION AS A MEANS TO DEVELOP INFORMATION ACTIVITY OF A STUDENT

The article presents a theoretical analysis of a concept of “information activities” in relation to the concepts of “information culture”, “information competence”, “user activity” and others. The author’s vision of the information activity is as an activity, a quality of life characteristics, a level of knowledge for orientation in the information space. The researcher identifies internal and external factors affecting the development of the information activity of a person. Media education is determined by the most important means of information activity of students. The articles is based on works of Russian and foreign authors, the article shows the theoretical basis of media education: goals and objectives, the use of telecommunications, multimedia technology in the modern educational process of high school.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование как средство развития информационной активности студента»

Электронное обучение. Термин «электронное обучение» появился сравнительно недавно, однако электронное обучение уже давно используется в образовательном процессе. В заочном обучении преподаватели активно используют электронную почту, что приводит к значительной упорядоченности и интенсификации учебного процесса.

Электронная почта представляет собой сетевую службу, которая позволяет с большой скоростью и надежностью обмениваться текстовыми сообщениями, визуальной информацией через сеть Интернет. Работа с обучающимся становится более целенаправленной и индивидуальной, позволяет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, согласно его способностям и привычному темпу работы. При использовании электронной почты в образовательном процессе преподаватель организует интерактивное взаимодействие, решая различные дидактические задачи. Данный подход к образовательному процессу существенно изменяет суть взаимодействия между преподавателем и студентом, педагог может выступать в различных ролях: информатор, консультант, координатор, тьютор.

Остановимся на средствах дидактического сопровождения медиаобразования в виде мультимедийных, телекоммуникационных технологий.

Мультимедийные средства, отличающиеся возможностью применить компьютер для работы с визуальной и звуковой информацией в образовательном процессе, данная технология позволяет использовать студентам тексты, звук, графику, видео для создания продуктов учебной деятельности, предъявляемой преподавателю в виде, например, презентации для сообщения на семинаре, доклада, защиты дипломного проекта и т. д.

Телекомуникационные средства также обладают ярким потенциалом в выстраивании образовательного процесса с использованием медиасредств, они развивают многие стороны личности - коммуникативную, креативную, эстетическую сферы, способствуют развитию познавательной активности, творческого потенциала, а также - информационную активность человека.

Социальные сети - феномен нашего общества, набирающий все большую распространенность и важность для человека. Сегодня трудно себе представить человека средних лет, который бы не состоял в какой-либо социальной сети. Социальные сети (например, Вконтакте, Одноклассники, МойМир, Twitter, Insta-gram, Facebook, Google+, Dudu и т. д.) являются как бы посредником между людьми, чаще даже незнакомыми лично и находящимися на удаленном расстоянии друг от друга. Социальная сеть может объединять людей по самым разнообразным признакам: возрастным, профессиональным, религиозным, по интересам и

Библиографический список

т.д. Сегодня очень распространено среди студентов создание группы в социальной сети, объединяющей обучающихся в одной учебной группе, с целью концентрации разной учебной информации (расписания занятий, заданий, тестов, ответы на них и т. д.), которой пользуются все обучающиеся в этой группе, это очень удобно и информативно.

В последнее время стал употребляться термин «социальные медиа», объединивший в себе блоги, социальные сети, виртуальные сообщества и игры, геосоциальные сервисы, интернет-сообщества, различные переводчики и др., которые позволяют пользователям общаться, знакомиться, играть, собирать информацию, узнавать курсы валют, перечислять денежные средства, переводить на иностранные языки и т. д. Таким образом, социальные медиа используются не только ради развлечения, но и для деловой и образовательной деятельности.

Ещё одним средством дидактического сопровождения медиаобразования является технология видеоконференцсвязи (ВКС), которая по сути является телекоммуникационной технологией интерактивного общения 2-х и более удаленных пользователей. Организуется «живой» сеанс видеосвязи между заинтересованными людьми, находящимися друг от друга на больших расстояниях, сеанс видеосвязи может включать не только обычную речь, но и обмен визуальной, текстовой, видео информацией здесь и сейчас, в режиме реального времени. Образовательное событие (конференция, семинар, выступление, вебинар, интервью и т. д.) учитывает образовательные потребности участвующих в нём, а также не ограничено по количеству людей.

В заключение отметим, что вопрос о целесообразном сочетании интернет-технологий и традиционных технологий и методов обучения сегодня занимает определенное место в педагогических исследованиях. В отдельных работах встречаются дискуссионные вопросы использования дидактических средств медиаобразования в учебном процессе студентов. Учёные отмечают такие возникающие в связи с этим проблемы:

- возникновение интернет-зависимости студентов;

- снижение коммуникативной компетенции, культуры общения;

- потеря интереса к чтению художественной литературы, к художественной культуре вообще;

- нивелирование умения работать с книгой как источником информации;

- потеря способности конструировать собственные тексты, учебные продукты, а в конечном итоге знания;

- снижение оперативной памяти обучающихся, ведущее к понижению общей информированности, функциональной грамотности, кругозора.

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989: 192.

2. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013: 200.

3. Кривых С.В., Кузина Н.Н. Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2014; Ч. 1: 92.

4. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: монография. Санкт-Петербург: 2000: 142.

5. Герасименко Т.Л., Будник Е.А. Опыт использования технологии Skype как эффективного средства формирования и совершенствования коммуникативной языковой компетенции. НАУКОВЕДЕНИЕ. Интернет-журнал. 2015; Том 7, № 3. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/46PVN315.pdf

References

1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva, 1989: 192.

2. Krivyh S.V., Pavlova O.V., Tyulina O.A. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013: 200.

3. Krivyh S.V., Kuzina N.N. Osobennosti t'yutorskogo soprovozhdeniya razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagogov v usloviyah post-diplomnogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: IPK SPO, 2014; Ch. 1: 92.

4. Bogoslovskij V.I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa vpedagogicheskom universitete: metodologicheskie harakteristiki: monografiya. Sankt-Peterburg: 2000: 142.

5. Gerasimenko T.L., Budnik E.A. Opyt ispol'zovaniya tehnologii Skype kak 'effektivnogo sredstva formirovaniya i sovershenstvovaniya kommunikativnoj yazykovoj kompetencii. NAUKOVEDENIE. Internet-zhurnal. 2015; Tom 7, № 3. Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF/46PVN315.pdf

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 378

Absalihov R.R., senior teacher, Yakutsk Economics and Law Institute (branch) (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

MEDIA EDUCATION AS A MEANS TO DEVELOP INFORMATION ACTIVITY OF A STUDENT. The article presents a theoretical

analysis of a concept of "information activities" in relation to the concepts of "information culture", "information competence", "user

activity" and others. The author's vision of the information activity is as an activity, a quality of life characteristics, a level of knowl-

edge for orientation in the information space . The researcher identifies internal and external factors affecting the development of the information activity of a person. Media education is determined by the most important means of information activity of students. The articles is based on works of Russian and foreign authors, the article shows the theoretical basis of media education: goals and objectives, the use of telecommunications, multimedia technology in the modern educational process of high school.

Key words: information activity, educational process, modern media education.

Р.Р. Абсалихов, ст. преп. Якутского экономико-правового института (филиала), г. Якутск, E-mail: [email protected]

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА

В статье даётся теоретический анализ понятия «информационная активность» в соотношении с понятиями «информационная культура», «информационная компетентность», «пользовательская активность» и др. Предлагается авторское видение информационной активности как деятельности, качественной характеристики жизнедеятельности, уровня знаний для ориентации в информационном пространстве. Выявлены внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие информационной активности человека. Медиаобразование определяется важнейшим средством развития информационной активности студентов. Исходя из работ отечественных и зарубежных авторов, в статье показаны теоретические основы медиаобразования: цели и задачи, использование телекоммуникационных, мультимедийных технологий в современном образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: информационная активность, образовательный процесс, современное медиаобразование.

Термин «информационная активность» встречается в информационном пространстве редко и применяется для обозначения степени участия в деятельности. Многие авторы оперируют им, не раскрывая его значение, другие авторы включают этот термин в качестве составляющей другого смыслового понятия. Так, характеризуя понятие «информационная культура личности», Н.Н. Елистратова использует термин «информационная активность», не раскрывая его: «Информационная культура личности имеет ряд составляющих: информационную активность, развитую информационную мотивацию, познавательную, читательскую активность, усвоение навыков информационной деятельности, поисковое поведение, степень осознания собственных информационных потребностей, включенность в коммуникативный процесс». Однако далее в статье она указывает, что «информационная активность субъекта тесно связана с уровнем развития информационной мотивации» [1]. Похожего взгляда придерживается Л.Б. Доржиева [2], которая говоря об информационной активности школьников отождествляет понятие «информационная активность» с понятием «цифровая компетентность», стая их через запятую, а их повышение связывает с формированием информационной культуры подростков.

Весьма близким понятием к рассматриваемому нами является понятие «информационная компетентность», которое широко используется в психолого-педагогической литературе. Сегодня, когда информационное общество бурно развивается, информационная компетентность специалиста становится наиболее востребованной в сфере труда. В настоящее время могущество и экономическая развитость государства определяются не столько промышленным ростом и благосостоянием населения, сколько его информационными возможностями. Информационная компетентность специалиста обозначает его умение и способность к использованию средств информатизации и новых информационных технологий для решения практических задач.

Некоторые авторы используют в своих работах очень близкие понятия, например, «пользовательская активность». А.С. Соколова [3] считает: «Пользовательская активность -это действия, которые пользователь совершает в браузере, например, запросы в поисковой системе, переходы по сайтам, источники переходов, клики на ссылки, перемещение между вкладками, скроллинг страницы».

М.С. Цветкова [4] считает, что информационная активность обучающегося обусловлена высокой мотивацией в учении и саморазвитии, формирует у них культуру самообразования. Образовательное учреждение и преподаватель выступают гарантами развития информационной активности обучающихся как фактора их социализации в условиях информационного общества. При этом образовательное учреждение должно предоставить информационную среду, а преподаватель должен стать посредником между средой и учащимся, определив в ней свое место и свои функции. Чтобы реализовать возможности информационной среды образовательного учреждения, педагог должен быть сам информационно активен.

Таким образом, обобщая изученные работы, мы определяем информационную активность как

- деятельность, способствующую информационному взаимодействию;

- качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации;

- уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и участвовать в его формировании.

Мы считает, что развитие информационной активности студента обусловлено его индивидуальными качествами (внутренние факторы), такими как а) ценностное отношение к информационно-компьютерной деятельности; б) уровень теоретической подготовки и информационно-технологической компетенции; в) склад ума (левополушарность и правополушарность мышления); г) аналитические способности; д) степень креативности личности (направленность на творческо-эвристическую деятельность, использование нестандартных решений). Приобретаемые факторы: навыки обращения с информацией; владение ИКТ и другими технологиями; степень включенности, формы и интенсивность работы в Интернете, способы поиска каналов получения информации; культура поиска, отбора, переработки, систематизации и передачи информации. Внешние факторы, влияющие на развитие информационной активности:

- отрицательно влияющие - лавинообразно нарастающий объём информации; опасность Интернет-зависимости; ограниченность техническими возможностями;

- положительно влияющие - расширение доступности информационно-компьютерных ресурсов; социально одобряемая информационная компетентность.

По нашему мнению, информационную активность студентов эффективно развивать средствами современного медиаобразо-вания.

В документах ЮНЕСКО под медиаобразованием понимается «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике». ЮНЕСКО рекомендует внедрять медиаобразование «в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования в течение всей жизни».

Терминология и теоретические основы медиаобразования были впервые обобщены в журнале «Искусство и образование» А.В. Федоровым в 2000 году. А.В. Федоров (2010) [5, с. 25] меди-аобразованием называет «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники».

Английский медиапедагог К. Базэлгэт [6] видит медиаобразование в обучении шести так называемым ключевым понятиям: «медийное агентство - источник медийной информации» (media agency), «категория медиа» (media category), «технология медиа» (media technology), «медиаязык» (media language),

«аудитория медиа» (media audience), «медийная репрезентация/переосмысление» (media representation)».

Под термином «медиа» следует понимать применение технических устройств: записывающих, копирующих, тиражирующих, хранящих и распространяющих, обменивающих, создающих и воспроизводящих информацию в любом ее виде в массовой аудитории, некоторые ученые называют медиа комплексным средством освоения окружающего мира человеком. Понятие «мультимедийность» рассматривается как интеграция различных медиа в конкретный компьютерный продукт (например, гипертекстовая ссылка, гиперссылка в виде звукового ряда или видеоролика, интерактивность и т.д.). Термином «мультимедиа» часто называют также носители информации, которые хранят эту информацию и обеспечивают быстрый доступ к ней (CD и DVD диски, флеш-накопители и т.д.), в этом случае считается, что данные носители может использовать компьютер. Медиа устройством можно считать мультимедийный проектор, обеспечивающий возможность работы с любым источником информации (текстовым, звуковым, видео), но самым универсальным медиа устройством является конечно компьютер, который позволяет работать с цифровыми данными и без которого сегодня невозможно представить медиаобразование.

В образовательном процессе мультимедиа может успешно использоваться в создании учебных компьютерных курсов, энциклопедий, сборников учебных материалов, тестирующих программ. Мультимедиа продукты включают в себя различные форматы представления информации: тексты, иллюстрации, презентации, фото и видео материалы и т.д. Дидактика за последние годы претерпела значительные изменения в связи с использованием в учебном процессе мультимедиа. В США даже возник термин «развлекающее образование» в связи с мультимедийными технологиями обучения. Сегодня мультимедийные средства активно используются не только в обучении, а также в других сферах, например для создания систем идентификации, охранных систем, исследовательских программ и т. д.

Сложное и многогранное взаимодействие медиа и образования выражается сегодня в отсутствии единой терминологии, единого понимания и теоретического обоснования различных явлений в медиаобразовании. Сегодня в научной литературе можно встретить различные термины, обозначающие одно и то же, различное их трактование разными авторами, однако все исследователи отмечают, что медиаобразование универсально в использовании, отвечает современным потребностям и ученика, и педагога, способствует познавательному интересу, при этом существенно изменяется характер образовательного процесса, его методы и содержание, роль педагога и самого обучающегося.

В педагогической науке появились термины, содержащие в себе приставку «медиа»:

- медиапедагогика в качестве специальной отрасли педагогики, раскрывающей закономерности развития обучающихся в процессе медиаобразования;

- медиадидактика в качестве теории медийного обучения, которая включает цель и задачи, содержание, формы, методы и средства медиаобучения;

- медиакомпетентность в качестве совокупности мотивов, способностей, знаний, при помощи которых осуществляется выбор, использование, критический анализ, оценка, создание и передача медиапродуктов, а также анализ их функционирования в обществе;

- медиапсихология в качестве специальной отрасли психологии, исследующей закономерность процессов использования медиапродуктов.

Библиографический список

Для организации процесса обучения важны образовательные технологии, в сфере медиаобразования существуют свои технологии обучения. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии с применением различных устройств, механизмов, способов и алгоритмов обработки информации.

Телекомуникационные технологии (Интернет-технологии) имеют большой потенциал в выстраивании образовательного процесса с использованием медиасредств, они развивают многие стороны личности - коммуникативную, креативную, эстетическую сферы, способствуют развитию познавательной активности, творческого потенциала, а также информационную активность человека.

Необходимый компонент в данной технологии - техническое средство. Особенности функционирования этого средства, как то: печатание словесно-изобразительной графики (книга, газета, журнал, плакат, листовка и т. д.), передача текстов, изображений, музыки (по телевидению, мобильной связи и т. д.); записывание и воспроизведение речи, изображения, музыки и т. д. на специальных носителях (фото-, кинопленка, граммофонная или магнитофонная запись, видео и т. д.); генерация, сохранение и обеспечение обмена разными сообщениями с помощью компьютерных программ, сети и т. д.) в конечном итоге так же определяют информационную компетентность, а значит и информационную активность человека.

Мультимедийные технологии отличаются взаимодействием «визуальной и звуковой информацией под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств», пишет Н.Н. Огольцова [7, с. 44] и видит её особенность в использовании интерактивной компьютерной графики, т. е. мультимедийная технология объединяет графику, звук, фотографии, видео ролики, текст в один цифровой формат.

Различные исследователи по-разному формулируют цели и задачи медиаобразования. Федоров А.В. [5, с. 15] видит задачи медиаобразования в развитии:

- умения критического мышления/критической автономии личности;

- умения воспринимать, идентифицировать, интерпретировать, декодировать, оценивать, понимать, анализировать меди-апродукты;

- понимания социально-культурных и иных смыслов медиа-продуктов и их функционирования в обществе;

- информационно-коммуникативной компетентностей личности (непосредственных и опосредованных медиапродуктом);

- способности личности экспериментировать и самовыражаться посредством медиа;

- знаний по теории и истории медиа и медиакультуры для оценки эстетических качеств медиапродуктов.

С.С. Бекназарова, К.Т. Бекназаров [8, с. 58-59] добавляют задачи, связанные с:

- развитием способности обучающегося к восприятию, оценке, пониманию и анализу содержания различных медиапро-дуктов;

- оценкой качества медиапродуктов, выработкой умений избирательности в потреблении мультимедийных продуктов;

- обучением восприятию медиаинформации, перекодированию ее визуального содержания в вербальную знаковую систему и обратно.

Кроме того, по нашему мнению, медиаобразование является эффективным средством развития информационной активности студентов в образовательном процессе вуза.

1. Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования. Современные научные исследования и инновации. 2012; 7 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770

2. Доржиева Л.Б. Развитие информационной активности детей на основе инновационного опыта Лиги юных журналистов Бурятии. Медиа. Информация. Коммуникация. Электронный журнал. Available at: http://mic.org.ru/new/537-razvitie-informatsionnoj-aktivnosti-detej-na-osnove-innovatsionnogo-opyta-ligi-yunykh-zhurnalistov-buryatii

3. Соколова А.С. Обзор активности пользователей информационно-образовательного интернет-портала для юных специалистов по маркетинговым коммуникация rastudent.ru. Наука-RASTUDENT.RU. 2014; 5 (05-2014). Available at: http://nauka-rastudent.ru/5/1418/

4. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие. Успехи современного естествознания. 2010; 12: 24-26.

5. Федоров А.В. Терминология медиаобразования. Искусство и образование. 2000; 2: 33-38.

6. Базэлгэт K. Ключевые аспекты медиаобразования: доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. Москва, 1995.

7. Огольцова Н.Н. Мультимедийные проекты как средство повышения квалификации педагогов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2007.

8. Бекназарова С.С., Бекназаров К.Т. Процесс повышения квалификации педагогов путем интегрирования элементов медиаобразова-ния в учебный процесс. Молодой ученый. 2011; 1: 58-59.

References

1. Elistratova N.N. Informacionnaya kul'tura kak kriterij informatizacii vysshego obrazovaniya v sovremennyh usloviyah reformirovaniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya iinnovacii. 2012; 7 Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770

2. Dorzhieva L.B. Razvitie informacionnoj aktivnosti detej na osnove innovacionnogo opyta Ligi yunyh zhurnalistov Buryatii. Media. Informaciya. Kommunikaciya. 'Elektronnyj zhurnal. Available at: http://mic.org.ru/new/537-razvitie-informatsionnoj-aktivnosti-detej-na-osnove-innovatsionnogo-opyta-ligi-yunykh-zhurnalistov-buryatii

3. Sokolova A.S. Obzor aktivnosti pol'zovatelej informacionno-obrazovatel'nogo internet-portala dlya yunyh specialistov po marketingovym kommunikaciya rastudent.ru. Nauka-RASTUDENT.RU. 2014; 5 (05-2014). Available at: http://nauka-rastudent.ru/5/1418/

4. Cvetkova M.S. Informacionnaya aktivnost' pedagogov: metodicheskoe posobie. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010; 12: 24-26.

5. Fedorov A.V. Terminologiya mediaobrazovaniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2000; 2: 33-38.

6. Baz'elg'et K. Klyuchevye aspekty mediaobrazovaniya: doklad na rossijsko-britanskom seminare po mediaobrazovaniyu. Moskva, 1995.

7. Ogol'cova N.N. Mul'timedijnye proekty kak sredstvo povysheniya kvalifikacii pedagogov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2007.

8. Beknazarova S.S., Beknazarov K.T. Process povysheniya kvalifikacii pedagogov putem integrirovaniya 'elementov mediaobrazovaniya v uchebnyj process. Molodoj uchenyj. 2011; 1: 58-59.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 378

Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abdulkadyrov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]

Musaeva R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Social Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM A NEED FOR PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article reveals a modern problem that less students would like to develop physically. The authors in their research justify the selection of pedagogical conditions to solve this problem, disclose motivations and gender specifics of students in the sphere of willing to develop physical features of the body. The authors tell about general concepts relating to physical self-perfection. The work identifies levels of development of needs and stages of their formation. The presented material leads to a conclusion that the complex formation of social and individual explanation is provided by a combination of curricular and extracurricular forms of work, the implementation of special skills in activities of daily life. The authors conclude that the formation of the needs of the physical self-improvement is urgent and is to be developed in a comprehensive personal program of disciplines, taking into account subjective and objective factors, their combinations in the teaching process.

Key words: social and individual motives, gender differences, physical education, self-improvement.

В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, заместитель декана по науке факультета специального дефектологического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]

А.А. Абдулкадыров, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]

Р.А. Мусаева, канд. пед. наук, ст. преп. факультета социальной педагогики и психологии, Дагестанский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье раскрывается проблема снижения потребности у студентов к физическому самосовершенствованию. Обосновывается выделение педагогических условий для решения проблемы, раскрытие мотивации с учетом гендерных особенностей молодёжи. Сформулированы общие понятия, связанные с физическим самосовершенствованием; определены уровни развития потребности и этапы её формирования. Представленный материал позволяет сделать вывод, что комплексное формирование социальных и индивидуальных мотивов обеспечивается при сочетании учебных и внеучебных форм занятий, при реализации специальных умений в повседневной жизнедеятельности. Авторы делают выводы о том, что что для формирования потребности в физическом самосовершенствовании актуальна разработка комплексных личностных программ дисциплин, с учетом субъективно-личностных и объективных факторов, их сочетания в процессе обучения.

Ключевые слова: социальные и индивидуальные мотивы, тендерные особенности, физическая культура, самосовершенствование.

В условиях современного общества закономерно возрастают реальные возможности всестороннего и гармоничного развития личности, все более полного удовлетворения её духовных потребностей. Как одно из направлений требований ФГОС высшего образования обозначено формирование здоровых интересов, привитие потребности физического и морального совершенствования.

В наиболее общем виде под физическим самосовершенствованием понимается совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих позицию человека в отношении своего физического развития и состояния здоровья [1].

Как личностное качество, физическое самосовершенствование может иметь различную степень активности (от пассивной

до уровня развитой потребности), а также различную направленность (от эгоистической до социально значимой). В работе со студентами особую остроту приобретает актуализация физ-культурно-спортивной деятельности, отражающей решение важных социальных задач, общественно необходимых потребностей личности. Детерминируя формирование потребности в физическом самосовершенствовании, физкультурно-спортивная деятельность тем самым способствует повышению уровня здоровья студентов, оказывает влияние на развитие личностных качеств будущего педагога [2].

Однако, как показывают исследования, самостоятельные формы физкультурно-спортивных занятий используются далеко не всеми студентами. Нельзя считать удовлетворительным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.