Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОЛЬШЕ'

РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОЛЬШЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО (ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО) / НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ И ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MEDIA EDUCATION / MEDIA COMPETENCE / DIGITAL (INFORMATION) TECHNOLOGIES / MEDIA SPACE (DIGITAL SPACE) / PRIMARY SCHOOL AND PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожей Славомир

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема организации медиаобразования детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях Польши. Методология. Исследование построено на основе теоретических методов. Автор статьи анализирует учебные дисциплины, в рамках которых реализуется большинство задач обучения, связанных с медиаобразованием школьников (информационно-коммуникационные технологии, изобразительное искусство), демонстрирует результаты изучения и анализа учебных программ дошкольного и общего образования, которые реализовывались (программа образования, утверждённая в 2016 г.) и реализуются (программа, утверждённая в 2017 г.) в образовательных учреждениях Польши. Результаты. В польской системе образования медиаобразование не является отдельным школьным предметом, несмотря на то, что среди компетенций, на развитие которых направлено обучение, есть те, которые позволяют учащимся активно использовать информационные технологии, взаимодействовать в цифровом пространстве, самосовершенствоваться в этой области на протяжении всей жизни. Причиной этого является то, что большинство образовательных задач не являются обязательными для реализации медиаобразования и формирования у учащихся медиакомпетенций, хотя при обучении детей предполагают использование информационно-коммуникационных технологий. Представлен анализ понятий «медиаобразование» и «медиакомпетентность», видов медиакомпетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся. Выводы. Показана необходимость развития медиакомпетентности у дошкольников и младших школьников в связи с тем, что уже с раннего возраста дети становятся активными пользователями цифровых технологий и, как следствие, сталкиваются с рядом проблем в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожей Славомир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE OF CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL AND PRE-SCHOOL EDUCATION IN POLAND

Introduction. The article touches the problem of media education of preschool and primary school children in educational institutions in Poland. Materials and Methods. The research is based on theoretical methods. The author analyzes the academic disciplines in which most of the learning tasks related to media education of schoolchildren (information and communication technologies, fine arts) are implemented, demonstrates the results of the study and analysis of pre-school and general education curricula that were implemented (the education program approved in 2016) and are being implemented (the program approved in 2017) in educational institutions in Poland. Results. In the Polish system of education, media education is not a separate school subject, despite the fact that among the competencies, for the development of which the training is aimed, there are those that allow students to use information technologies actively, interact in the digital space, and improve themselves in this area throughout their lives. The reason for this is that most educational tasks are not compulsory for the implementation of media education and the formation of students' media competencies, although the use of information and communication technologies is assumed in the education of children. The article also presents the analysis of the concepts of «media education» and «media competence», the types of media competence that should be formed in students. Conclusions. The necessity of developing media competence in preschool and primary school children is shown, because from the early age children become active users of digital technologies and, therefore, face a number of problems in media space.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОЛЬШЕ»

УДК 371.32 DOI 10.17238/issn1998-5320.2019.38.70

С. Кожей,

Университет Яна Кохановского в Кельце, Польша Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОЛЬШЕ

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема организации медиаобразования детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях Польши. Методология. Исследование построено на основе теоретических методов. Автор статьи анализирует учебные дисциплины, в рамках которых реализуется большинство задач обучения, связанных с медиаобразованием школьников (информационно-коммуникационные технологии, изобразительное искусство), демонстрирует результаты изучения и анализа учебных программ дошкольного и общего образования, которые реализовывались (программа образования, утверждённая в 2016 г.) и реализуются (программа, утверждённая в 2017 г.) в образовательных учреждениях Польши. Результаты. В польской системе образования медиаобразование не является отдельным школьным предметом, несмотря на то, что среди компетенций, на развитие которых направлено обучение, есть те, которые позволяют учащимся активно использовать информационные технологии, взаимодействовать в цифровом пространстве, самосовершенствоваться в этой области на протяжении всей жизни. Причиной этого является то, что большинство образовательных задач не являются обязательными для реализации медиаобразования и формирования у учащихся медиа-компетенций, хотя при обучении детей предполагают использование информационно -коммуникационных технологий. Представлен анализ понятий «медиаобразование» и «медиаком-петентность», видов медиакомпетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся. Выводы. Показана необходимость развития медиакомпетентности у дошкольников и младших школьников в связи с тем, что уже с раннего возраста дети становятся активными пользователями цифровых технологий и, как следствие, сталкиваются с рядом проблем в медиапространстве. Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, цифровые (информационные) технологии, медиапространство (цифровое пространство), начальное школьное и дошкольное обучение.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Они сопровождают нас каждый день, занимая всё наше свободное время и становясь частью досуга. В мире, где цифровые технологии имеют столь важное значение, группам лиц, которые являются наиболее частыми пользователями современных информационно-коммуникационных технологий: детям и молодёжи - необходимо овладеть медиакомпетенцией. Поэтому важно обеспечить непрерывное медиаобразование, начиная с раннего дошкольного периода и младшего школьного и закрепляя в последующие годы.

В процессе медиаобразования человек овладевает медиакомпетенцией, характеризующей его как сознательного и активного получателя медиасообщений. Человек, постоянно имеющий дело с цифровыми технологиями, понимающий, как происходит создание и отбор информации, способен использовать их в повседневной жизни не только эффективно и безопасно, т. е. критически оценивать полученный контент, например рекламу и другие коммерческие коммуникации, но и творчески [1] и обладать, по мнению C. Ливингстон, высоким уровнем медиаграмотности в аспекте взаимодействия, общения пользователей медиапространства [2].

Термин «медиакомпетентность» встречается у исследователей разных стран (нем. -Medienkompetenz, англ. - media competence и т. д.) [3, 4, 5]. Например, Г. Тулодзецкий под медиаком-петентностью понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально ответственному действию по отношению к медиа» [6, с. 120] (во всём тексте статьи перевод с иностранных языков принадлежит автору). Р. Кьюби предлагает близкое понятие «медиагра-мотность», под которым понимает «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [7, с. 2].

Единого определения медиакомпетенции не существует. А. Огоновская отмечает, что медиа-компетенция имеет одно значение для педагога и совершено другое - для учащегося или человека, который осваивает цифровой мир самостоятельно. Определить общие направления этих видов компетенций, безусловно, можно, поскольку эти люди являются частью системы образования и в более широком смысле общества в целом. Их опыт взаимодействия с миром высоких технологий также

является результатом выполнения ими различных социальных функций: например, педагог, использующий информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, также является и частным пользователем цифровых технологий - социальных сетей в свободное от работы время. Знания и умения, связанные с использованием информационных технологий в рамках этих социальных функций, взаимодействуют, суммируются и объединяются. Поэтому «универсальным атрибутом медиакомпетенции является умение использовать медиа как средство формального образования и самообразования, а также косвенно удовлетворять индивидуальные потребности: познавательные, эмоциональные, культурные и социальные» [8, с. 177].

В процессе медиаобразования формируются разные типы компетенций. Б. Семенецкий выделяет среди них «практическую медиакомпетенцию, которой должен обладать современный человек», и «интеллектуальную компетенцию, в частности избирательное получение информации» [9, с. 137].

Д. Мушиньский и Г. Стунжи делают акцент на важности развития отдельных видов компетенций и способностей в рамках медиаобразования:

• оценивать и выбирать содержательные тексты и проверять их происхождение и подлинность;

• создавать мульти- и гипермедиа-материалы с использованием популярных на данный момент методов и инструментов (не любых программ или сервисов, а тех, которые имеют подходящий творческий потенциал);

• работать в группах с использованием современных коммуникационных технологий;

• избирательно получать мультимедийные сообщения на основе способа создания контента [10].

Б. Семенецкий считает, что медиаобразование должно включать развитие и формирование:

• способности к рациональному отбору информации из богатых и разнообразных средств массовой информации (или просто СМИ);

• умения посвящать всё своё свободное время СМИ;

• способности к избирательному и активному получению медиасообщений;

• умения понимать информацию, созданную СМИ;

• знания основных теорий влияния СМИ и понимание контекста общения;

• навыков создания, анализа и оценки медиасообщений;

• умения оценивать новые социальные отношения, разработанные в киберпространстве;

• понимания механизмов создания информации, её представления и получения;

• осознания угроз и опасностей со стороны СМИ и умения защищать себя от их негативного влияния [11, с. 17].

И. Ющик-Рыгалло обращает внимание и на проблемы, возникающие у обучающихся, использующих медиа. Эти проблемы характеризуются постоянной изменчивостью. Ученик не может справиться с потоком информации и тем, что значительная её часть быстро устаревает. Поэтому требуется поддержка учащихся в стремлении к разборчивому и осознанному использованию информационных технологий и овладению соответствующими компетенциями. В данном контексте автор определяет медиаобразование как «совокупность мероприятий, направленных на формирование у учащихся медиакомпетентности, которая является своеобразной метакомпетенцией» [12, с. 92].

В польской системе образования медиаобразование не является отдельным школьным предметом. Указ министра образования от 17 июня 2016 г. [13], вносящий изменения в учебную программу дошкольного и общего образования в конкретных видах школ, предусматривает возможность организации медиаобразования в данных масштабах при одновременном выполнении аспектов учебной программы по различным предметам.

В учебной программе, утверждённой в 2016 г. в Польше, медиаобразование осуществляется на каждом этапе обучения, от дошкольного до среднего: на этапе дошкольного образования, на этапе интегрированного образования в 1-111 классах, в 1У-У1 классах начальной школы и далее на этапе обучения в гимназии и после гимназии. Реформа системы образования Польши в 2017 г. в первую очередь внесла изменения в систему обучения в начальной школе: шестилетнее обучение стало восьмилетним, была упразднена гимназия, основной учебный план был адаптирован к новой структуре школы. Нужно отметить, что с точки зрения совершенствования системы медиаобразования младших школьников и формирования у них медиакомпетенции новый учебный план не дал ничего нового. Наоборот, учебная программа, утверждённая в 2017 г., в сравнении с программой 2016 г. имеет больше недостатков, чем достоинств в реализации медиаобразования школьников.

В учебной программе 2016 г. особое внимание уделялось навыкам и компетенциям, которые позволяют учащимся активно использовать информационные технологии, взаимодействовать в

цифровом пространстве, а главное, самосовершенствоваться в этой области на протяжении всей жизни. Элементы медиаобразования не были отдельной дисциплиной - вместо этого они присутствовали в более или менее определённой форме в разных предметах. Трудность объясняется тем, что большинство образовательных задач не являются обязательными для реализации медиаобразования и формирования у учащихся медиакомпетенций, но тем не менее при обучении детей предполагают использование информационно-коммуникационных технологий. Учебная программа определяет круг работы учителя, но «она указывает лишь на общую необходимость использования цифровых технологий и поощряет их применение учителями по собственному усмотрению» [14].

Таким образом, преподаватели могут выполнять рекомендации учебной программы в ограниченном объёме или полностью их игнорировать. Такая ситуация может быть вызвана психологическими факторами, например нежеланием учителей тратить время урока на изучение по сути другой дисциплины. Именно поэтому вышеназванный подход к медиаобразованию часто критикуется [12, с. 95-96].

В наши дни дети начинают своё знакомство с медиапространством в раннем возрасте. Дж. Марш, П. Хэннон, Льюис М. и Ричи Л. в своём исследовании показали, что дети уже в возрасте 2-4 лет являются активными пользователями цифровых технологий и медиапространства [15]. С. Нелиссен и Дж. Ван ден Балк отмечают, что сегодня часто дети обучают своих родителей навыкам использования медиатехнологий [16]. Поэтому образование в этой сфере должно начаться как можно раньше. Разнообразие цифровой техники, общая доступность медиатехнологий, а также познавательное любопытство и восприимчивость детей предоставляют множество возможностей для реализации медиаобразования в дошкольных учреждениях.

Цель дошкольного образования - создание условий для надлежащего психофизического развития ребёнка, подготовки к школьному обучению и творчества в соответствии с циклом его развития. Характеристики психофизического, социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста обусловливают необходимость стимулировать развитие их познавательных процессов. Обучение в дошкольных учреждениях способствует и развитию перцептивных умений и навыков, которые повышают уровень перцептивного развития ребёнка. Этому способствуют специально организованные занятия, на которых педагогом создаются следующие ситуации: наблюдение за окружающим миром, взаимодействие в реальном и виртуальном (медиа) пространствах, передача художественных визуальных сообщений (например, книжных иллюстраций, произведений искусства) и аудиовизуальных сообщений (например, фильмов, мультфильмов, телепередач, роликов из Интернета).

Поэтому дошкольное образование представляется идеальным для знакомства детей с миром медиа. Даже самые юные пользователи могут овладеть медиаобразовательными компетенциями посредством медиаигр. Современные дети дошкольного возраста имеют доступ к различным медиа, включая Интернет, телевидение и радио.

По словам Т. Гука, в дошкольную учебную программу медиаобразования могут входить следующие направления обучения:

• знакомство с телевизионными программами, адресованными детям;

• обсуждение ситуаций из мультфильмов и фильмов для детей;

• знакомство с телевизионной рекламой;

• развитие умения отличать фантазию от реальности в фильмах, мультфильмах и компьютерных играх [17, с. 49].

Однако анализ программ дошкольного обучения 2016 г. и 2017 г., реализуемых в Польше, показывает, что эти направления обучения обычно игнорируются. Ни одна из тринадцати целей учебной программы дошкольного обучения, которая сейчас реализуется в польских школах, непосредственно не указывает на необходимость развития медиакомпетенций у детей. Более того, ни в одном из семнадцати направлений реализации учебной программы, касающихся развития детей, их обучения, не упоминается о развитии у обучающихся навыков функционирования в цифровом пространстве.

В программе общего образования 2016 г. для начальных школ сформулированы три основные цели, которые должны быть реализованы. Первая цель касается приобретения базовых теоретических и практических знаний о фактах и правилах, касающихся прежде всего предметов и явлений, близких к опыту детей. Вторая цель - овладение умениями применять полученные знания при решении задач. Третья - формирование у дошкольников взглядов, позволяющих эффективно и ответственно функционировать в современном мире.

Хотя ни одна из этих целей не упоминает о реализации медиаобразования, все они косвенно указывают на возможность использования средств медиа и одновременно поощряют присутствие ме-

диаобразования в процессе обучения. Первая цель подразумевает накопление теоретической и практической информации, необходимой для понимания принципов функционирования в современном мире, насыщенном информационными технологиями. Для достижения второй цели необходимо приобретение навыков, позволяющих учащимся решать проблемы и грамотно выполнять задания на основе своих знаний (и в этом случае использование средств медиа также имеет решающее значение). Достижение третьей цели означает формирование подходов, способствующих эффективному и ответственному функционированию в современном мире. Нужно отметить, что цели начального школьного обучения открывают широкие возможности для внедрения средств медиа во все школьные предметы.

Более конкретное упоминание о медиаобразовании можно найти в перечне наиболее важных умений и навыков, представленных в учебной программе общего образования в Польше. Такие навыки должны быть приобретены учащимися к окончанию средней школы. В их числе, в частности, «умение использовать современные коммуникационные и информационные технологии, включая технологии поиска и использования информации» [13].

В свете этих целей в учебной программе общего образования подчеркивается необходимость подготовки учащихся к работе в информационном пространстве. При этом решающую роль играют педагоги, которые «должны обеспечить учащихся надлежащими условиями для приобретения навыков, таких, как поиск, использование информации из различных источников при помощи информационно-коммуникационных технологий во время занятий по различным предметам и организация работы с ИКТ» [13]. Поддержку в подготовке учащихся к функционированию в информационном пространстве осуществляет и школьная библиотека, которая оснащена не только книгами, но и мультимедийными ресурсами. Учителям рекомендуется ссылаться на медиаобразование напрямую: «... учитывая, что цифровые технологии играют всё более важную роль в общественной жизни, каждый педагог должен уделять особое внимание медиаобразованию, т. е. обучению учащихся навыкам правильного использования медиатехнологий» [13]. Если рассматривать медиаобразование как получение и использование медиа, вся деятельность, связанная с получением и использованием цифровых технологий, становится частью реализации медиаобразования, что сужает понятие «образование», которое на самом деле предполагает не только обучение, но и воспитание.

Таким образом, можно констатировать, что образование в начальной школе выходит за рамки просто обучения. В программе общего образования говорится, что учащиеся должны приобрести навыки «использования медиатехнологий». Акцент в программе делается на надлежащее применение учащимися цифровых технологий. Одновременно важным направлением в реализации образовательной программы становится аксиология, направленная на моральное развитие, которое в медиаобразовании является важным и необходимым [14].

Анализ содержания программ различных дисциплин начальной школы позволяет сделать вывод о том, что большинство задач обучения, связанных с медиаобразованием, включено в учебную программу «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Как указывается в учебной программе, ученик, заканчивающий III класс, должен уметь пользоваться компьютером на базовом уровне, т. е. использовать «специальные обучающие программы и игры, одновременно способствующие развитию интересов учащихся» и различные варианты этих программ. Такие умения и навыки являются основой, связанной с использованием компьютера, и относятся только к этому периоду обучения. Между тем современные дети используют различные цифровые технические средства (такие как планшеты, смартфоны или интерактивные доски, которые становятся всё более популярными в польских школах) и приобретают эти навыки гораздо раньше, до наступления 9-летнего возраста. Нужно отметить, что авторы учебных программ учли тот факт, что у школ оснащение информационно-техническими ресурсами неодинаковое, поэтому они выбрали минималистичный вариант реализации медиаобразования.

Одна из задач учебной программы ИКТ касается поиска информации и её использования учащимися. Рекомендуется развивать навыки, связанные с первичным знакомством с Интернет-ресурсами, которые выбирает учитель (рекомендуется использовать веб-сайт школы). Педагогам рекомендуется обратить внимание учеников, заканчивающих первый этап школьного образования (обучение в начальной школе), на активные элементы на сайте, научить использовать анимацию и мультимедийные презентации. Ещё одна задача - развитие творческих навыков у учащегося, связанных с написанием текстов и рисованием рисунков при помощи компьютера. Как подчеркивается в учебной программе, ученик после первого этапа обучения должен уметь «набирать буквы, цифры и другие знаки, слова и предложения с помощью клавиатуры» и «рисовать рисунки с использованием выбранного графического редактора, например с готовыми формами» [13].

Программа дисциплины ИКТ также нацелена на предупреждение учащегося, заканчивающего начальную школу, об опасностях и негативных последствиях, связанных с «использованием компьютера, Интернета и мультимедиа». «Ученик должен знать о негативных последствиях медиа для здоровья, знать о том, что «работа за компьютером вредна для глаз, напрягает позвоночник и ограничивает социальные контакты» [13]. Учёные, исследующие социальные аспекты современных медиа, крайне тревожным считают последнюю проблему, связанную с использованием медиа - ограничение социальных контактов. Г. Струнжа утверждает, что рекомендацию авторов учебной программы, призывающих учителей на раннем этапе обучения стимулировать учащихся к частому общению друг с другом, заведению новых друзей и взаимодействию в реальной социальной среде, можно интерпретировать как неготовность к использованию цифровых средств, которые, по мнению автора, позволяют быть социально активными и участвовать в культурной жизни. Вопрос состоит в том, каким образом эти скрытые или невысказанные предположения сыграли значительную роль в определении проблемы внедрения средств массовой информации в учебную программу [14].

В результате освоения курса ИКТ учащиеся, заканчивающие III класс, должны знать «как использовать компьютер без риска для здоровья», «об опасности, которая возможна при анонимных контактах и в ситуациях предоставления информации о своём фактическом адресе». Они должны следовать «ограничениям, касающимся использования компьютера, Интернета и мультимедиа» [13]. Трудно точно утверждать, что имели в виду авторы учебной программы, когда формулировали данные задачи.

Элементы медиаобразования присутствуют в учебных программах разных дисциплин, но неявно. При преподавании польского языка внимание сосредоточено на выработке умений и навыков работы с информацией. Ученик, завершающий обучение в III классе, должен «понимать толк в кодировании и декодировании информации, интерпретировать упрощённые иллюстрации, пиктограммы и информационные знаки, знать все буквы алфавита, читать и понимать тексты, адресованные детям, а также формулировать выводы на их основе», «искать важную информацию в тексте и, если возможно, использовать словари и энциклопедии для детей» [13]. Конечно, это связано с медиаоб-разованием. Как подчеркивается в учебной программе общего образования в Польше, обращение к таким источникам, как словари и энциклопедии для детей, на первом этапе образования даёт возможность учащимся использовать мультимедийные и гипермедийные ресурсы. Таким образом, учащиеся уже в школе имеют доступ к современным медиаресурсам.

Даже художественное образование предоставляет возможность детям использовать современные средства медиа. Ученик «использует информационно-коммуникационные технологии для создания продуктов своей творческой деятельности (в соответствии с элементарными знаниями об авторском праве)» [13]. Следовательно, элементы авторского права вводятся в контексте использования и, возможно, преобразования информации, полученной с помощью медиаресурсов. Вопрос о медиа фигурирует и в сфере самовыражения через искусство. В этом случае, ученик:

• используя мультимедийные инструменты, иллюстрирует сцены и ситуации (реальные и фантастические), вдохновлённый воображением, сказками, историями или музыкой;

• осуществляет творческую деятельность с использованием средств художественного выражения, таких, как форма, цвет, фактура в композиции на поверхностях и в пространстве (с применением конкретных материалов, инструментов и художественных приёмов);

• работает над базовыми проектами в рамках продуктивных форм, в том числе над формами, направленными на создание собственного имиджа и окружения, а также популяризации культуры в школьной среде (путём применения конкретных инструментов и материалов медиаресурсов) [13].

Понятие «медиа» также фигурирует в программе дисциплины «Изобразительное искусство». Согласно этой программе, ученик, завершающий первый этап обучения в школе, должен уметь «выделять сферы художественной деятельности человека, такие, как архитектура, живопись, графика (рисунок, эстамп), фотоискусство, кино и др., средства массовой информации (телевидение, интернет), а также декоративно-прикладное искусство» [13].

Итак, использование медиаресурсов и медиаобразования в процессе обучения детей происходит нерегулярно и не является самоцелью, а включено в другие дисциплины. Например, социальное образование, в рамках которого упоминается, что ученик должен «знать, что красть имущество запрещено, и подчиняться этому правилу», позволяет обсуждать вопросы, касающиеся значения авторского права и последствий, связанных с его нарушением. В остальных дисциплинах, относящихся к I-III классам, трудно найти содержание, которое непосредственно относилось бы к медиаобразованию.

В основной программе общего образования в Польше для начальной школы, утверждённой в 2017 г., сказано, что образовательное учреждение должно создавать учащимся условия для приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для решения различных вопросов, с использованием методов и методик, полученных в рамках дисциплин, связанных с освоением компьютера, в том числе с помощью логического и алгоритмического мышления, программирования, использования компьютерных приложений, поиска и использования информации из различных источников, использования компьютера и основных цифровых устройств и применения этих навыков на занятиях по различным предметам, в частности для работы над текстом, выполнения вычислений, обработки информации и её представления в различных формах. Школа должна учить детей делать осознанный и ответственный выбор в процессе использования ресурсов Интернета, формировать навыки критического анализа информации, безопасного взаимодействия в цифровом пространстве, в том числе установления и поддержания отношений с другими пользователями Сети, основанных на взаимном уважении [18].

В мире, где преобладают цифровые технологии, существует очевидная необходимость в обучении детей и подростков правильному и рациональному их использованию. Умение критически оценивать информацию, передаваемую через медиаресурсы, будет способствовать улучшению жизнедеятельности молодого поколения и его развитию. В этом важную роль играют школа и педагоги, отвечающие за общее образование, но не только они, поскольку и родители ответственны за подготовку своих детей к осознанному, рациональному взаимодействию в информационном пространстве и критическому восприятию поступающей информации. Успех в этом отношении может быть достигнут в тех случаях, когда медиаобразование является важным элементом семейной и школьной жизни, когда дети с первых лет обучения постепенно начинают использовать информационно-коммуникационные технологии надлежащим образом. Оптимальны для этого дошкольный период и период обучения в начальной школе.

Библиографический список

1. Czym jest edukacja medialna? [Zasoby elektroniczne] URL: http://www.krrit.gov.pl/drogowskaz-medialny

2. Livingstone S. From mass to social media? Advancing accounts of social change // Social Media and Socie-ty.Prague : Global Science Center LP, April-June 2015. Pp. 1-3.

3. Baake D. and all (Eds.), Hanbuch Mediaen: Medienkompetenz. Modelle und Projecte. Bonn : Budeszentrale fur Politishe Bilding, 1999. 308 S.

4. Blumeke S. Mediaenpadagogiche Kompetenz. Munchen : KoPad-Verlag, 2000. 400 S.

5. Potter W. J. Media Literacy. Thousand Oaks-London : Sage Publication, 2001. 423 p.

6. Tulodziecki G. Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs und entwicklungsorientierten Medienpadagogik. Bad Heilbrunn, 1997. 120 s.

7. Kubey R. Media Education: Portraits of an Evolving Field // Kubey R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London : Transaction Publishers, 1997. P. 2.

8. Ogonowska A. Edukacja medialna: ziemia wci^z nieznana? // Kultura - Spoleczenstwo -Edukacja. Poznan : Wydawnictwo Naukowe UAM, 2012. № 1. S. 173-191.

9. Siemieniecki B. Przedmiot i zadania mediow w edukacji // Pedagogika medialna / red B. Siemieniecki. War-szawa : Wydawnictwo Naukowe PWN, 2007.

10. Muszynski D. Stunza G. Co to jest edukacja medialna? [Zasoby elektroniczne] URL : http://www.nina.gov.pl/baza-wiedzy/co-to-jest-edukacja-medialna.

11. Siemieniecki B. Media w swiecie postmodernistycznym a edukacja // Materialy VII Krajowej Konferencji «Media w edukacji - szanse i zagrozenia» / red. T. Lewowicki, B. Siemieniecki. Torun 2008.

12. Juszczyk-Rygallo J. Wczesnoszkolna edukacja medialna jako wprowadzenie do edukacji calozyciowej [Zasoby elektroniczne] // Prace Naukowe Akademii im. Jana Dlugosza w Cz^stochowie. Pedagogika. Cz^stochow, 2015. T. XXIV. URL: http://dlibra.bg.ajd.czest.pl:8080/dlibra/publication/3435?tab=1

13. Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 17 czerwca 2016 r. zmieniaj^ce rozporz^dzenie w sprawie podstawy programowej wychowania przedszkolnego oraz ksztalcenia ogolnego w poszczegolnych typach szkol (Dz. U. 2016, poz. 895).

14. Stunza G. Edukacja medialna w podstawie programowej [Zasoby elektroniczne] // Cyfrowa przyszlosc. Edukacja medialna i informacyjna - raport otwarcia. Aneks, red. J. Lipszyc, Warszawa, 2012. URL: https://nowoczesnapolska.org.pl/ wp-content/uploads/2012/01/Cyfrowa-Przysz%C5%82o%C5%9B%C4%87-aneks-14.pdf

15. Marsh J. Hannon, P., Lewis M., Ritchie L. Young children's initiation into family literacy practices in the digital age // Journal of Early Childhood Research. Thousand Oaks, California, USA : Sage Periodical Press, 2017. Vol. 15. Pp. 47-60.

16. Nelissen S. Van den Bulck, J. When digital natives instruct digital immigrants: Active guidance of parental media use by children and conflict in the family // Information, Communication & Society. Bingley, West Yorkshire, England, 2017. Vol. 21. Pp. 375-387.

17. Huk T. Media w wychowaniu, dydaktyce oraz zarz^dzaniu informaj edukacyjn^ szkoly. Krakow 2011. 165 s.

18. Rozporz^dzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 14 lutego 2017 r. w sprawie podstawy programowej wychowania przedszkolnego oraz podstawy programowej ksztalcenia ogolnego dla szkoly podstawowej, w tym dla uczniow z niepelnosprawnosci^ intelektualn^ w stopniu umiarkowanym lub znacznym, ksztalcenia ogolnego dla branzowej szkoly I stopnia, ksztalcenia ogolnego dla szkoly specjalnej przysposabiaj^cej do pracy oraz ksztalcenia ogolnego dla szkoly policealnej (Dz. U. 2017, poz. 356).

S. Koziej,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Education and Arts of the Jan Kochanowski University in Kielce, 11 Krakowska st., Kielce, 25-029, Poland Professor of Dostoevsky Omsk State University 55 Mira ave., Omsk, 644077, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5027-3881

SPIN-code: 3014-2563 AuthorlD: 878568 e-mail: s.koziej@ujk.edu.pl

DEVELOPMENT OF MEDIA COMPETENCE OF CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL AND PRE-SCHOOL EDUCATION IN POLAND

Introduction. The article touches the problem of media education of preschool and primary school children in educational institutions in Poland.

Materials and Methods. The research is based on theoretical methods. The author analyzes the academic disciplines in which most of the learning tasks related to media education of schoolchildren (information and communication technologies, fine arts) are implemented, demonstrates the results of the study and analysis of pre-school and general education curricula that were implemented (the education program approved in 2016) and are being implemented (the program approved in 2017) in educational institutions in Poland.

Results. In the Polish system of education, media education is not a separate school subject, despite the fact that among the competencies, for the development of which the training is aimed, there are those that allow students to use information technologies actively, interact in the digital space, and improve themselves in this area throughout their lives. The reason for this is that most educational tasks are not compulsory for the implementation of media education and the formation of students' media competencies, although the use of information and communication technologies is assumed in the education of children. The article also presents the analysis of the concepts of «media education» and «media comp e-tence», the types of media competence that should be formed in students.

Conclusions. The necessity of developing media competence in preschool and primary school children is shown, because from the early age children become active users of digital technologies and, therefore, face a number of problems in media space.

Keywords: media education, media competence, digital (information) technologies, media space (digital space), primary school and preschool education.

References

1. What is media education? [Electronic resource] Available at: http://www.krrit.gov.pl/drogowskaz-medialny

2. Livingstone S. From mass to social media? Advancing accounts of social change // Social Media and Society. Prague: Global Science Center LP, April-June 2015. Pp. 1-3.

3. Baake D. and all (Eds.), Handbook Media: Media Literacy. Models and projects. Bonn: Federal Center for Political Building, 1999, 308 p.

4. Blumeke S. Media educational skills. Munich: KoPad-Verlag, 2000. 400 p.

5. Potter W. J. Media Literacy. Thousand Oaks - London: Sage Publication, 2001. 423 p.

6. Tulodziecki G. Media in Education. Foundations and examples of action-oriented and development-oriented media education. Bad Heilbrunn, 1997. 120 p.

7. Kubey R. Media Education: Portraits of an Evolving Field // Kubey R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1997. P. 2.

8. Ogonowska A., Media education: a land still unknown? ... // Culture - Society - Education. Poznan: AMU Scientific Publishing House, 2012. No. 1. Pp. 173-191.

9. Siemieniecki B. Subject and tasks of media in education, In: Media pedagogy. B. Siemieniecki (Ed.), Warsaw: PWN Scientific Publishing House, 2007.

10. Muszynski D., Stunza G. What is media education? [Electronic resource] Available at: http://www.nina.gov. pl/baza-wiedzy/co -to-j est-edukacj a-medialna

11. Siemieniecki B. Media in the postmodern world and education, In: Media in education - opportunities and threats.T. Lewowicki, B. Siemieniecki (Ed.). Torun,jn 2008.

12. Juszczyk-Rygallo J. Early school media education as an introduction to lifelong education [Electronic resource] // Scientific Works of the Academy Jan Dlugosz in Cz^stochowa. Education. Cz^stochowa, 2015. T. XXIV. Available at: http://dlibra.bg.ajd.czest.pl:8080/dlibra/publication/3435?tab=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. The Decree of the Minister of Education of June 17, 2016, amending the decree on the curriculum of preschool education and general education in particular types of schools. Journal of Laws, 2016, item 895.

14. Stunza G. Media education in the curriculum [Electronic resource]// Digital future. Media and information education in Poland - opening report. Annex, J. Lipszyc (Ed.). Warsaw, 2012. Available at: https://nowoczesnapolska.org.pl/wp-content/uploads/2012/01/Cyfrowa-Przysz%C5 %82o%C5%9B%C4%87 -aneks-14 ..pdf.

15. Marsh J., Hannon P., Lewis M., Ritchie L. Young children's initiation into family literacy practices in the digital age. // Journal of Early Childhood Research. Thousand Oaks, California, USA: Sage Periodical Press, 2017. Vol. 15. Pp. 47-60.

16. Nelissen S., Van den Bulck J. When digital natives instruct digital immigrants: Active guidance of parental media use by children and conflict in the family // Information, Communication & Society. Bingley: Emerald Group Publishing Ltd., West Yorkshire, England, 2017. Vol. 21. Pp. 375-387.

17. Huk T. Media in education, didactics and managing the school's educational information, Cracow 2011.

18. The Decree of the Minister of Education of February 14, 2017. On the curriculum for pre-school education and the curriculum for general education for primary school, including students with moderate or severe intellectual disability, general education for the first-degree school, general education special school preparing for work and general education for post-secondary school. Journal of Laws, 2017, item 356.

Поступила в редакцию 30.09.2019 © С. Кожей, 2019

Автор статьи: Славомир Кожей, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и искусства, Университет Яна Кохановского в Кельце, 25-029, Польша, Кельце, ул. Краковская, 11; профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Омск, пр. Мира, 55а, e-mail: s.koziej@ujk.edu.pl

Рецензенты:

Е. М. Рангелова, президент Международной ассоциации профессоров славянских стран (АРСС), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет им. Св. Кл. Охридского, Болгария.

Т. Ю. Удалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.