Научная статья на тему 'Развитие медиаобразования c помощью цифровых медиа в школах Федеративной Республики Германии (ФРГ)'

Развитие медиаобразования c помощью цифровых медиа в школах Федеративной Республики Германии (ФРГ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ МЕДИА В ОБУЧЕНИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФРГ / SCHOOL EDUCATION IN THE FRG / INITIATIVE D21 / MEDIA COMPETENCE / DIGITAL MEDIA IN TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саитова Диля Адегамовна

В статье рассмотрены особенности развития медиаобразования в школах Германии, описан опыт внедрения цифровых медиа в процесс обучения. Приведены данные исследовательского проекта «Initiative D21» (2014 г.), в котором проанализировано активное использование цифровых технологий учителями и школьниками в учебном процессе. В исследовании отмечается, что развитие медиаобразования в школах предполагает выполнение следующих предпосылок: разработка концепции обучения на основе цифровых медиа, соотнесенность с учебным планом по каждой дисциплине, наличие высокой медиакомпетенции педагогов, соответствующая инфраструктура. Современные средства позволяют повысить учебную мотивацию, разнообразить школьную действительность и соответствовать индивидуальным потребностям учеников. Ученики, в свою очередь, учатся эффективному использованию новых медиа в овладении информацией, приобретении новых компетенций и осознанию критической оценки по отношению к данным средствам в вопросах, связанных с авторским правом, хранением и защитой личных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of media education with the help of digital media in the schools of the Federal Republic of Germany (FRG)

The article considers the features of media education development in the schools of Germany and describes an experience of digital media introduction into the learning process. The data of the research project "Initiative D21" (2014) are given, in which the active use of digital technologies by teachers and schoolchildren in the educational process is analyzed. The study notes that the development of a media education in schools assumes execution of the following prerequisites: development of a learning concept based on a digital media, correlation with the curriculum for each discipline, availability of a high media competence of teachers and the corresponding infrastructure. The state-of-the-art instruments allow one to increase the educational motivation, diversify the school reality and meet the individual needs of students. The pupils, in turn, learn how to effectively use new media in mastering information, acquiring new competencies and realizing the critical evaluation in reference to these tools in issues related to copyright, storage and protection of personal data.

Текст научной работы на тему «Развитие медиаобразования c помощью цифровых медиа в школах Федеративной Республики Германии (ФРГ)»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN417.pdf Статья опубликована 04.09.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Саитова Д.А. Развитие медиаобразования c помощью цифровых медиа в школах Федеративной Республики Германии (ФРГ) // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 371

Саитова Диля Адегамовна

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Россия, Тюмень Доцент кафедры «Иностранных языков и межкультурной профессиональной

коммуникации экономико-правовых направлений» Кандидат педагогических наук E-mail: dsaitova@mail.ru

Развитие медиаобразования c помощью цифровых медиа в школах Федеративной Республики Германии (ФРГ)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития медиаобразования в школах Германии, описан опыт внедрения цифровых медиа в процесс обучения. Приведены данные исследовательского проекта «Initiative D21» (2014 г.), в котором проанализировано активное использование цифровых технологий учителями и школьниками в учебном процессе. В исследовании отмечается, что развитие медиаобразования в школах предполагает выполнение следующих предпосылок: разработка концепции обучения на основе цифровых медиа, соотнесенность с учебным планом по каждой дисциплине, наличие высокой медиакомпетенции педагогов, соответствующая инфраструктура. Современные средства позволяют повысить учебную мотивацию, разнообразить школьную действительность и соответствовать индивидуальным потребностям учеников. Ученики, в свою очередь, учатся эффективному использованию новых медиа в овладении информацией, приобретении новых компетенций и осознанию критической оценки по отношению к данным средствам в вопросах, связанных с авторским правом, хранением и защитой личных данных.

Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетенция; цифровые медиа в обучении; цифровые технологии; школьное образование ФРГ; Initiative D21

Медиаобразование (die Medienbildung) как неотъемлемая составляющая современной парадигмы школьного образования Федеративной Республики Германии (ФРГ) достаточно широко рассматривается в научно-педагогической литературе [10]. Исследователи отмечают, что традиционные источники информации (печатные издания, кино, телевидение, радио) не полностью потеряли своего влияния для человека, общества и культуры, новые источники в лице цифровых технологий, Интернета, широкого спектра мобильных устройств внесли весомые изменения в медиапространство. Обучение при помощи цифровых медиа свидетельствует о корректировке содержания медиаобразования. Перед современными школами стоят новые задачи и появляются новые возможности. Развитие соответствующей медиакомпетенции в процессе медиаобразования есть общественная задача, решение которой зависит от совместных действий [6].

Информатизация общества является состоявшимся явлением, об этом можно судить по таким фактам, что все информационные ресурсы предприятий, фирм, организаций переведены на цифровые технологии и в настоящее время вводится концепция «Индустрия 4.0» Вся сфера бизнеса интегрирована в Интернет. Электронное правительство (eGovemment) приобрело весьма очевидные очертания. Сетевые коммуникации определяют образ общества. Такие явления, как умный дом, телемедицина и автономное движение транспортных средств в ближайшем будущем станут атрибутами современной жизни. В университетах и других учебных заведениях делается упор на информатизацию образования. В личной коммуникации социальные медиа играют ключевую роль. Онлайн-медиа передают информацию в режиме реального времени. Очевидно, что компетентное использование цифровых технологий является предпосылкой для участия в общественной жизни и профессионального успеха. Уже в раннем возрасте дети, не зная алфавита, пользуются мобильными устройствами (например, общение по скайпу, просмотр видео, игры) Опросы (2013 г.) показывают, что 50 % детей в возрасте 6-13 лет имеют в личном пользовании мобильный телефон, в 95 % семей есть в наличии компьютер. Обеспеченность ноутбуком или компьютером составляет 80 % среди подростков (12-19 лет) Они проводят в среднем 3 часа в Интернете, из них примерно 50 минут уделяют выполнению домашних заданий. 88 % отмечают, что имеют достаточно высокие компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий, их наличие объясняют самообразованием, либо консультацией друзей и родителей [7].

Как показано в отчетах по внедрению элементов медиаобразования в учебный процесс [9], реализация на практике включает в себя не только обучение пользованию соответствующей инфраструктурой (актуальные гаджеты, доступ в Интернет), но и формирование полноправного навыка наряду с чтением, письмом, счетом. В первую очередь, подчеркивается важность педагогических предпосылок, а именно наличие концепции обучения с использованием цифровых устройств, соотнесенность с учебным планом и квалификация учителей. Медиаобразование с использованием цифровых технологий - понятие настолько обширное, что наряду с техническими проблемами особого подхода требуют правовые, этические и общественные вопросы. Нет необходимости исходить из преимуществ того или иного устройства, суть любой инновации - в положительном воздействии на процесс обучения.

В настоящее время в немецких школах используются как традиционные, так и цифровые средства обучения. Этому способствует открытость педагогического сообщества, в том числе и в свободе выбора. Современные средства позволяют повысить учебную мотивацию, разнообразить школьную действительность и соответствовать индивидуальным потребностям учеников. Ученики, в свою очередь, учатся эффективному использованию новых медиа в овладении информацией, приобретении новых компетенций и осознанию критической оценки по отношению к данным средствам в вопросах, связанных с авторским правом, хранением и защитой личных данных. Как отмечается в рекомендациях Конференции министров культуры и образования (2012 г.), школьники учатся, исходя от личного опыта обращения с новыми медиа, действовать объективно, самостоятельно, вдумчиво, творчески и ответственно [8]. Интеграция цифровых медиа в качестве образовательного инструментария в школьную практику и признание медиакомпетенции квалификационной характеристикой каждого субъекта педагогического процесса окажут положительное воздействие на систему образования Германии.

При проведении исследования современного состояния медиаобразования опирались на труды известных теоретиков (Брейтер, Ауфенангер, Авербек, Веллинг и Веделек, 2013), дающих определения терминам «медиа», «медиаобразование», «медиакомпетенция» [3]. В упрощенном понимании медиа есть совокупность коммуникационных средств. В данном исследовательском проекте основной упор делается на цифровые технологии (ноутбуки, планшеты, смартфоны, интерактивные доски, программное обеспечение) Их новизна

определяется возможностью получения, применения и обработки информации практически любым пользователем, при беспрепятственном интерактивном доступе создаются условия для обмена информацией с другими участниками, возникает сетевая коммуникация. Согласно трактовке Конференции министров культуры и образования федеральных земель ФРГ, под медиаобразованием понимается длительный педагогически структурированный и сопровождаемый процесс конструктивного и критического знакомства с медиапространством [8]. Целью данного процесса является передача либо получение и дальнейшее повышение медиакомпетенции. Сюда относятся знания, умения и навыки, обеспечивающие объективное, самоопределяемое, творческое и социально ответственное деятельность в медиаобществе. Понимание медиакомпетенции является более глубоким, чем техническое обслуживание устройств и программ, оно охватывает умение существовать в виртуальной среде, осознавать взаимосвязи между материальным и виртуальным миром и наряду с возможностями иметь представление о рисках и угрозах цифровых технологий. Немаловажным аспектом является общественная значимость медиакомпетенции, к примеру, в ее причастности к демократическим процессам в политике, в обществе в целом, к личностному развитию и к сфере образования и воспитания. Последнее есть предмет медиапедагогики, занимающейся педагогическими исследованиями [5], способствующих раскрытию сути и роли медиа в современном мире. Термин «медиаинтеграция», принятый в рамках реализации проекта «Initiative D21» предполагает концептуальное и практическое включение медиа в школьное образование. Конференция министров культуры и образования в 2012 г. выступила с заявлением о необходимости внедрения медиаобразования в учебные планы. Ситуация в федеральных землях неоднородна. Причем комиссией Бундестага в 2013 г. в отчете «Интернет и цифровое общество» [6] ее состояние оценивается как неудовлетворительное. На их взгляд, нет полного отражения элементов медиаобразования в содержании школьных предметов. При этом отмечается, что территории занимаются интеграцией медиатехнологий на основе собственных концепций, проектов и конкретных мероприятий. Высказываются рекомендации, что существенным является в этой связи взаимодействие заинтересованных сторон. Есть четкое понимание того, что к процессу внедрения медиатехнологий в школьное образование не следует подходить с точки зрения педагогики и методики, неправильно воспринимать его как техническое оснащение. В большей степени его следует рассматривать в контексте структурных преобразований в обществе, в которых имеют место как инновации в самой системе образования [1], так и дальнейшая информатизация общества. Приведем некоторые аспекты, с которыми вынуждена сталкиваться современная школа в Германии. Во-первых, демографический спад, отражающийся негативно в первую очередь в восточных федеральных землях, прежде всего тем, что число школьников по прогнозам может с 2008 до 2025 понизиться с 9 млн до 7,3 млн В Мекленбурге-Передней Померании с 1990 г. по настоящее время количество школ уменьшилось вдвое. Вводится модель «мини-начальная школа» с количеством от 45 учеников, с параллельным обучением нескольких разноуровневых классов. Кроме того, предлагается организация филиалов школ при недостаточном количестве детей. В таком случае комиссией предлагается переход с 5 класса на дистанционное обучение с применением информационных технологий.

Анализ современного состояния медиаобразования был предпринят в рамках проекта «Initiative D21» в 2014 г. [9]. Цель данного исследования заключалась в рассмотрении медиаландшафта в школьном образовании как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных федеральных земель. С этой целью были опрошены эксперты, дана оценка медиапроектам, определены школы, занимающие лидирующие позиции в применении информационно-коммуникационных технологий. Эти данные позволили выработать «дорожную карту», содержащую практические рекомендации по их успешному внедрению.

На взгляд немецких исследователей, ядро школьного медиаобразования складывается из трех элементов:

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki. com

• структурная составляющая (образовательная программа, учебные планы, стратегии и проекты);

• медиакомпетенция учителей (вуз - педагогическая практика - повышение квалификации);

• инфраструктура (программное обеспечение, цифровые учебные средства, IT-администрирование и техническая поддержка).

Характеристика первого элемента в федеральных землях весьма различна. В большинстве из них использование медиа является обязательным и конкретно закреплено в образовательных планах. В этой связи эти территории можно разбить на три группы:

• в восточных федеральных землях (Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия) обучение через медиа и при помощи медиа в образовательных учреждениях представлено относительно хорошо. В то же время дополнительные проекты имеют нерегулярную основу;

• в таких федеральных землях, как Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, медиобразование является слабо интегрированным в учебные планы. Вместе с тем проекты, призванные содействовать распространению положительного опыта среди учителей и учащихся, достаточно востребованы. Успешность медиакомпетенции обусловлена в этом случае профилем школы и заинтересованностью отдельных учителей;

• в Берлине, Бремене, Гамбурге, Гессене, Саарланде и Шлезвиг-Гольштейне медиаобразование в учебных планах закреплено незначительно. Есть амбиционные проекты, но их практическое распространение не находит широкого отклика. Медиакомпетенция реализуется в основном благодаря активной деятельности в школьных коллективах.

Такая территориальная неравномерность является объектом критики со стороны экспертов. Конференция министров культуры и образования как координирующий орган должна решить вопрос относительно обеспечения общих подходов по школьному медиаобразованию в стране (закрепить стандарты в учебных планах, ввести обязательный базовый курс по медиаведению с начальных классов и факультативные занятия, например, программирование, работа с аудио-видео, робототехника).

Второй элемент медиаобразования может быть реализован в зависимости от медиакомпетенции педагогических кадров. Опросы показывают, что пятая часть учителей (в основном пожилого возраста) скептически относятся к интеграции информационных медиатехнологий в процесс обучения. Предлагаются соответствующие курсы повышения квалификации, не всегда они носят практикориентированный характер. Отмечается, что в вузах медиадидактика не всегда является обязательным предметом.

В этой связи требуется пересмотр стандартов в педагогическом образовании. Необходимо снабдить ресурсами (техническими и финансовыми) медиатеки в университетах [2]. Использование медиатехнологий должно быть включено в требования при прохождении педагогической практики и влиять на оценку. Учителя должны иметь возможность пройти тренинги по их использованию на конкретных уроках.

Относительно технической инфраструктуры можно заключить следующее: цифровые технологии должны быть интегрированы на занятиях по всем предметам, в школах наблюдается улучшение материально-технической базы, необходимо профессиональное техническое сопровождение существующих средств обучения. Данное положение дел послужило выработке таких рекомендаций: в начальных классах необходимо снабдить каждого ученика ноутбуком и планшетом для применения в учебных целях. Это относится и к среднему

звену. Нерешенным остается вопрос о предоставлении этих устройств на безвозмездной основе (либо родители должны взять на себя финансирование). Технические вопросы (доступ в Интернет, обслуживание школьного сервера, школьная сеть) должны решаться в комплексе. Кроме того, остро стоит вопрос об учебных платформах и медиапорталах, на основе которых учителя и школьники могли бы работать в надлежащих условиях и с качественным содержанием.

Обобщая вышесказанное, авторы исследования говорят о необходимости исходить школам и учителям в своей деятельности из постулата, что дальнейшее развитие своих компетенций в медиаобразовании есть развитие школы в целом, в этом процессе должен принимать участие весь коллектив.

Роль учителей в интеграции медиа в школьное образование не должна вызывать сомнений. Важна в любом случае их высокая мотивация и заинтересованность в результатах профессиональной деятельности. Стандарты в педагогическом образовании сформулированы Конференцией министров. Начинающие педагоги осваивают концепции медиапедагогики и медиапсихологии, а также возможности применения медиа на занятии. Референдариат как практическая фаза в обучении и системы повышения квалификации дают методические рекомендации, благодаря которым обеспечивается обучение детей при помощи новых медиа. Только в нескольких федеральных землях медиапедагогика как учебный курс входит в инвариантный блок учебных планов. В большинстве регионов этот предмет изучается на факультативных занятиях. Опросы учителей разных возрастных групп показывают, что на протяжении последних 25 и больше лет данная проблематика приобретала большую значимость в процессе обучения в референдариате. Так, к примеру, если 0,4 % старшего поколения учителей (стаж 25 лет и более) констатирует знакомство с новыми медиа в ходе обучения в вузе, то процент учителей молодого возраста относительно развития их навыков работы с компьютером достигает 41,7 %. Результат невысокий, как считают эксперты, даже при наличии даже такого существенного прогресса. В настоящий момент свои компетенции в сфере применения цифровых технологий молодые учителя оценивают достаточно высоко, с возрастом критическое отношение растет (37 %) Учитывая преобладание учителей старших возрастных групп, работающих в школах Германии в настоящее время, можно предположить, что это не создает оптимальных условий для развития медиаобразования у школьников.

Вместе с тем исследователи пришли к выводу, что высокую компетенцию учителей не нужно сопоставлять с развитием положительного отношения к внедрению медиа в школах. В сравнении с европейскими коллегами немецкие учителя показывают готовность работать с новыми медиа в 3 раза меньшую. Некоторые исследования выявляют критическое отношение к применению новых средств обучения в лице компьютера, Интернета именно у студентов педагогических специальностей. Брейтер [3] указывает на амбивалентность в данной ситуации, характеризируя отношения учителей: несмотря на активное использование в профессиональной сфере и в личных целях, оценивают влияние медиа на школьников во внеучебное время как правило достаточно скептически, обращая внимание прежде всего на существующие риски. Развитие медиакомпетенции при этом ограничивается кругом вопросов, как противостоять угрозам информационных средств на подрастающее поколение. Доля таковых в процентном соотношении: 17 % учителей (до 40 лет) и 38 % (от 50 и старше) Негативное влияние на их взгляд проявляется в приобретении зависимости от технических средств обучения, отходе от классического получения знаний (книги, словари, библиотеки), возникновении у обучаемых ошибочного представления о возможности образования без помощи учителей. Вместе с тем сравнение показателей опроса учителей в 2011 г. и в 2014 г. позволяет сделать вывод, что учителя начинают рассматривать вклад новых медиа в учебном процессе в более позитивном ключе. 64 % выбрали ответ «использование цифровых технологий дает в профессиональной деятельности скорее преимущества».

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki. com

Как указано выше, современное медиаобразование складывается из трех составляющих: закрепленность в учебных планах, медиакомпетентное учительское сообщество, соответствующая инфраструктура. К последнему относятся:

цифровые средства обучения (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон);

проектор, интерактивная доска;

сервер и периферийные средства (принтер, сканер);

устройства для фото-, видеосъемки (цифровые фото-, видеокамеры);

доступ в Интернет;

программное обеспечение (учебные программы);

доступ к цифровому содержанию (медиапорталы, электронные учебники); администрирование, техническое поддержка.

Отмечается, что техническое оснащение учебных заведений в последние годы существенно улучшалось, хотя официально конкретной статистики в исследованиях не приводится. В опросах в качестве сдерживающих факторов для эффективного использования цифровых технологий в учебном процессе обозначается устаревшее программное обеспечение. 65 % немецких учителей в гимназиях отмечают наличие свободного доступа к рабочему месту, оснащенному компьютером. 51 % констатируют функционирование школьной страницы в Интернете. 46 % пользуются преимуществами интерактивных досок во время занятий. Следует заметить, что закупками необходимого оборудования занимаются муниципальные органы власти. В некоторых федеральных землях выработаны требования по оснащению школ необходимыми устройствами, обеспечивающими школьную инфраструктуру информационно-коммуникационными технологиями. В этой связи нельзя не упомянуть об инициативе Bring Your Own Device (BYOD), которая нашла в немецких школах широкое распространение [4]. Работа школьников на уроках с личными мобильными устройствами создает условия для оптимального внедрения цифровых медиа в школьную практику.

Справедливым является заключение экспертов в отношении перспектив развития медиаобразования, которое заключается в следующем: поскольку мир медиа находится в постоянном изменении, то медиаобразование есть процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. То есть, он не замыкается рамками школьного образования. Важными являются предпосылки, в которых зарождаются навыки обращения с цифровыми медиа, а именно влияние родителей, других членов семьи и условия дошкольного образования. Уровень медиакомпетенции ближнего окружения, его преференции, установки и образовательный ценз напрямую влияют на процесс обучения ребенка в целом, на становление отношения к новым технологиям в частности. Задачей школьного образования является выработка единого подхода в медиаобразовании при существующей разнице в подготовке школьников.

В заявлении Конференции министров культуры и образования по школьному медиаобразованию (2012 г.) представлены следующие цели:

• способствовать инновативному процессу обучения;

• содействовать самостоятельному, активному и демократическому участию в политических, культурно-образовательных процессах общества;

• поощрять формирование идентичности и развитие личности;

• поддерживать значимость эстетического начала и морально-этических ценностей;

• обеспечить защиту детей и молодежи от негативного влияния и воздействия медиа [8].

2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

Первый пункт отражает применение медиа в учебном процессе как вспомогательного средства при усвоении различных школьных дисциплин. Остальные цели связаны с развитием компетенций в сфере медиа. Общество в эпоху цифровых медиа характеризуется большей сопричастностью граждан к решению общественных проблем. В свою очередь, недостаточная сформированность медиакомпетенции осложняет доступ человека к информационным ресурсам, что негативно сказывается на его возможностях, что умение использовать цифровые технологии признано одной из ключевых компетенций в области образования и рынка труда. Цифровые медиа предоставляют детям и подросткам пространство, в котором они имеют возможность самовыражения. В пространстве Web 2.0 необходимо умение молодого поколения реагировать на конфронтацию и противоречия. Важно распознать эти угрозы и уметь им активно противодействовать.

Это исследование показало необходимость активного использования медиа в школьном образовании. Школа должна обеспечить такой уровень медиаобразования, в котором более широко проявляются цифровые информационные ресурсы, чем на данный момент существует в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саитова Д. А. Проблемы педагогического образования в современной Германии: дис. ... канд. пед. наук:13.00.01. М., 2005. 119 с.

2. Федоров А. В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 97-106.

3. Breiter, A., Aufenanger, S., Averbeck, I., Welling, S. & Wedjelek, M. (2013) Medienintegration in Grundschulen. Berlin: Vistas. URL: www.lfm-nrw.de/fileadmin/lfm-nrw/Forschung/LfM-Band-73.pdf (дата обращения 04.08.2017).

4. Bring Own Your Device URL: http://www.medienberatung.schulministerium.nrw.de/ Medienberatung/Lern-IT/Ausstattung/Bring-Your-Own-Device/ (дата обращения 07.08.2017).

5. Claudia de Witt. Neue Medien im erziehungswissenschaftlichen Studium. In: Jahrbuch 2. Medienpädagogik. URL: http://www.medienpaed.com/article/view/510/485 (дата обращения 07.08.2017).

6. Enquete-Kommission des Deutschen Bundestages „Internet und Digitale Gesellschaft" (2013) URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/17/120/1712029.pdf (дата обращения 04.08.2017).

7. Initiative "Keine Bildung ohne Medien!„ (2011) Bildungspolitische Forderungen. Medienpädagogischer Kongress 2011, Ludwigsburg. URL: www.keine-bildung-ohne-medien.de/kongress-dokumentation/keine-bildung-ohne-medien_bildungspolitische-forderungen.pdf (дата обращения 04.08.2017).

8. Kultusministerkonferenz [KMK] (2012) Medienbildung in der Schule. Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 8. März 2012. URL: http://www.kmk.org/fileadmin/Dateien/veroeffentlichungen_beschluesse/2012/2012_ 03_08_Medienbildung.pdf (дата обращения 04.08.2017).

9. Medienbildung an deutschen Schulen (2014) URL: http://initiatived21.de/app/uploads/2017/01/141106_medienbildung_onlinefassung_ko mprimiert.pdf (дата обращения 04.08.2017).

10. Portal Medienbildung. URL: http://www2.nibis.de/nibis.php?menid=3447 (дата обращения 07.08.2017).

Мир Науки

Saitova Dilya Adegamovna

Tyumen state university, Russia, Tyumen E-mail: dsaitova@mail.ru

Development of media education with the help of digital media in the schools of the Federal Republic of Germany (FRG)

Abstract. The article considers the features of media education development in the schools of Germany and describes an experience of digital media introduction into the learning process. The data of the research project "Initiative D21" (2014) are given, in which the active use of digital technologies by teachers and schoolchildren in the educational process is analyzed. The study notes that the development of a media education in schools assumes execution of the following prerequisites: development of a learning concept based on a digital media, correlation with the curriculum for each discipline, availability of a high media competence of teachers and the corresponding infrastructure.

The state-of-the-art instruments allow one to increase the educational motivation, diversify the school reality and meet the individual needs of students. The pupils, in turn, learn how to effectively use new media in mastering information, acquiring new competencies and realizing the critical evaluation in reference to these tools in issues related to copyright, storage and protection of personal data.

Keywords: media education; media competence; digital media in teaching; digital technologies; school education in the FRG; Initiative D21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.