Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (03). Март 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 378 ББК 74.26 Х525
Н. Г. Хитцова Иркутск, Россия
В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ПЕДАГОГА МУЗЫКИ: РАЗВИТИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В статье представлена авторская образовательная программа «Музыкальная компьютика» для учащихся младшего школьного возраста музыкальных школ. Новый опыт предполагает развитие медиаграмотности младших школьников посредством использования цифровых образовательных ресурсов. Подчеркивается важность интеграции медиаобразования в преподавании музыки в условиях экспоненциального роста новых медиа.
Ключевые слова: музыкальное образование, медиа, «Музыкальная компь-ютика», образовательные ресурсы, критическое мышление, музыкальная литература, медиаобразование, медиаграмотность.
UDC 378 BBK 74.26
N. G. Khitzova
Irkutsk, Russia
NEW IDEAS TO METHODOLOGICAL EXPERIENCE OF A TEACHER OF MUSIC: THE DEVELOPMENT OF MEDIA LITERACY OF YOUNG LEARNERS WITH THE HELP OF DIGITAL LEARNING RESOURCES
The article presents the author's educational program "Music computica" for young learners of music schools. New experience involves the development of media literacy among young learners with the help of digital educational resources. The im-
portance to integrate media education in teaching music in terms of the exponential growth of new media is emphasized in the article.
Key words: music education, media, "Music computica", educational resources, critical thinking, music literature, media education, media literacy.
На современном этапе развития общества стремительно возрастает роль новых медиа в жизни человека. С каждым годом их влияние и популярность занимает значительное место в досуге современного школьника. К сожалению, спонтанное приобщение учащихся к новым медиа приводит к тому, что самообразование в этой области становится нормой для современных школьников (в том числе младшего возраста). Такое самообразование не предполагает становления активной творческой позиции школьников. В этих условиях ключевое значение приобретает проблема развития медиаграмотности школьников, которая в нашем понимании представляет собой комплекс базовых знаний и умений, приобретённых в процессе медиаобразования [Федоров, 2001] и обеспечивающих стартовые возможности личности к дальнейшему развитию в области медиакультуры. К числу таких знаний и умений относятся: культура общения с виртуальной медиареальностью, творческие и коммуникативные способности, критическое мышление, умение полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, самовыражение при помощи медиатехники. Медиаграмотность - это целенаправленный результат, цель медиаобразования. Об эволюции взглядов на медиаобразование можно прочитать в статьях психолого-педагогической литературы российских медиапедагогов [Горбаткова, 2014; Григорьева, 2014; Иванова, 2011, 2012; Ковалева, 2014; Князев, 2014; Мурюкина, 2014; Мурашкина, 2014; Федоров, 2001, 2014; Челышева, 2014].
Цель нашего исследования заключается в разработке педагогических основ развития медиаграмотности младших школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые представлены следующими электронными изданиями музыкально-образовательной направленности:
• «Щелкунчик» (на 1 CD). Разработчик: компания МедиаХаус.
• «Музыкальный класс» (на 1 CD). Разработчик: ООО «Нью Медиа Дже-нерейшн».
• «Энциклопедия музыкальных инструментов» (на 1 CD). Разработчик: компания «Союз».
«Энциклопедия классической музыки» (на 1 CD). Разработчик: компания «Интерактивный мир».
• «Коиффорд. Угадай мелодию» (на 1 CD). Разработчик: компания «Новый диск».
• «П. И. Чайковский. Жизнь и творчество» (на 1 CD). Разработчик: ООО «Нью Медиа Дженерейшн».
• «П. И. Чайковский» из серии «Музыка и живопись для детей» (на 1 CD). Разработчик: компания «Алиса».
• «М. П. Мусоргский» из серии «Музыка и живопись для детей» (на 1 CD). Разработчик: компания «Алиса».
• «Шедевры музыки» (на 1 CD). Разработчик: компания «Кирилл и Мефо-дий».
«Интерактивный курс игры на пианино» (на 1 CD). Разработчик: компания «Акелла».
• «Твинисы. Веселые нотки» (на 1 CD). Разработчик: компания «Новый диск».
• «Фредерик Шопен» (на 1 CD). Разработчик: компания «Союз».
«Маленький поезд удовольствий Джоаккино Россини» (на 1 CD). Разработчик: компания «Союз».
Перечисленные электронные издания обладают необходимым потенциалом для решения проблемы достижения медиаграмотности, в том числе младших школьников.
В рамках исследования нами разработана авторская образовательная программа «Музыкальная компьютика» для учащихся младшего школьного возраста. Термин - КОМПЬЮТИКА (от «компьютер» и «педагогика») заимствован из [Беспалько, 2002], где он был предложен для описания направления в
педагогике, широко использующего возможности компьютерной техники и новые технологии.
Отличительной особенностью образовательной программы «Музыкальная компьютика» является её интегрированный характер. Основанием для интеграции являются место и роль современной компьютерной техники как средства музыкально-творческой познавательной деятельности человека.
Ключевыми задачами образовательной программы являются:
• освоение образовательных и творческих возможностей цифровых образовательных ресурсов через решение прикладных и иллюстративных задач предмета «Музыка»;
• творческая самореализация учащихся средствами компьютерных технологий и музыкального искусства.
Большое место в образовательной программе занимают игровые методы и опыт детского творчества. Учащиеся поставлены в условия, когда прямо на уроке необходимо добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть.
Уроки по программе проводятся в компьютерном классе, где обеспечивается индивидуальная работа каждого школьника на отдельном компьютере. Используемые электронные издания позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию на уроках музыки; обогащают методические возможности урока, придают ему современный уровень; служат средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством реализации творческого потенциала школьников; способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей; активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета; развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное.
Суть медиаобразовательной работы по программе заключается в выполнении школьниками цикла учебных творческих заданий коррелирующих с предметной областью «Музыка». Подобная деятельность предполагает активную
работу учащихся, развитие рационально-логической и эмоционально-ценностной сферы мышления младших школьников. Данный цикл учебных творческих заданий ориентирован на решение следующих медиаобразователь-ных задач:
1. Формирование умений самостоятельной работы с ЦОР.
2. Развитие поисково-информационных умений.
3. Развитие критического мышления.
4. Развитие восприятия, интерпретации информации. Формирование умения трансформировать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот, преобразовывать информацию по типу, форме, назначению, адресату коммуникации.
5. Развитие умения понимать задания в различных формулировках и контекстах, вычленять главное в информационном сообщении.
Цикл учебных творческих заданий включает:
Ознакомление с различными электронными изданиями, которые могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности.
Определение назначения какого-либо электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра и т.д.).
• Выявление в электронных изданиях музыкально-образовательной направленности разделов, предназначенных для решения следующих музыкально-образовательных задач: развитие музыкального слуха, изучение теории музыки, получение сведений из музыкальной литературы, изучение музыкальных инструментов, изучение буквенного обозначение звуков и аккордов, контроль знаний по теории музыки, музыкальной литературе и т.д. (см. таблицу).
Таблица
Возможности электронных изданий для решения музыкально-образовательных задач
Музыкально- Электронные Разделы
образовательные задачи издания в электронных
изданиях
Развитие музыкального слуха «Щелкунчик» Найди меня на елке
«Музыкальный класс» Музыкальный диктант Музыкальные кубики
Изучение теории музыки, сведения из музыкальной литературы «Музыкальный класс» Теория музыки
«Щелкунчик» Балет «Щелкунчик» История «Щелкунчика» Биография Чайковского
«Энциклопедия классической музыки» Статьи Экскурсии
Изучение музыкальных инструментов «Щелкунчик» Энциклопедия музыкальных инструментов Оркестровая яма Летающие инструменты Щелкунчик Детский альбом Найди меня на елке
«Музыкальный класс» История музыкальных инструментов Компьютерное фортепиано Киберсинтезатор
«Энциклопедия музыкальных инструментов» Все разделы
«Энциклопедия классической музыки» Статья
Изучение буквенного обозначения звуков, аккордов «Щелкунчик» Обезьянки-музыканты
«Музыкальные инструменты» (энциклопедия) Все разделы
Контроль знаний по теории музыки, музыкальной литературе «Музыкальный класс» Крестики-нолики
«Щелкунчик» Музыкальные викторины
«Энциклопедия классической музыки» Викторины
• Ранжирование электронных изданий по их потенциальной значимости для музыкально-образовательной деятельности.
• Ознакомление с информацией, заложенной в каком-либо электронном издании музыкально-образовательной направленности, с целью обнаружения возможных неточностей и опечаток.
Ознакомление и анализ различных электронных изданий, представляющих одну тематику, но выполненных в различных жанрах (например: учебно-развивающая программа «Жизнь и творчество П. И. Чайковского», интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик», статья о творчестве П. И. Чайковского из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»).
• Составление краткого описания (написание мини-сочинения по плану) одного из лучших электронных изданий музыкально-образовательной направленности (пройденных на занятиях).
Подбор информации по изучаемой теме с помощью электронных изданий музыкально-образовательной направленности. Изложение полученной информации, с изменением её таким образом, чтобы она стала доступной младшим товарищам.
Составление тематической подборки информационных материалов из электронных изданий музыкально-образовательной направленности по какой-либо теме.
• Просмотр видеосюжета из электронного издания музыкально -образовательной направленности с последующим устным изложением своих впечатлений.
Прослушивание устной информации с последующим составлением плана мультимедийной презентации (для последующего выполнения её в программе PowerPoint).
Выполнение в программе PowerPoint мультимедийной презентации (по мотивам какого-либо электронного издания музыкально-образовательной направленности). Составление к ней заданий и комментариев.
Представленные выше творческие задания, коррелирующие с предметной областью «Музыка» прошли успешную практическую апробацию в учебных заведениях города Иркутска, в том числе в Государственном образовательном
бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Иркутская областная детская школа искусств».
Предложенная образовательная программа, разработанная в рамках педагогического исследования, представляется нам одним из путей развития медиа-грамотности младших школьников.
Библиографический список
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. М.: Изд-во Мос-ков. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2002. 352 с.
2. Иванова Л. А. Эволюция взглядов на медиаобразование в психолого-педагогической литературе второй половины XX века // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №5 (64). С. 299 - 306.
3. Verbitskaya O. M. , Ivanova L. A. Media Competence as an Integral Quality of a New Teacher for a New School [Электронный ресурс] / O. M. Verbitskaya, L.A. Ivanova // European researcher. 2011. № 12 (15). Р. 1652 - 1655. (Режим доступа: http://erjournal.ru/journals n/1324196487.pdf).
4. Мурашкина Н. А., Григорьева И. В. Анализ научно-публикационной активности педагогов Восточной Сибири в области медиаобразования (начало XXI века) // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. №3. http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/11/grigoryeva-murashkina.pdf
5. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.
6. Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы / Под ред. А. В. Федорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 267 с.