В.И. Ярных
Современные подходы и перспективы использования инструментов
журналистского образования в системе повышения квалификации педагогов
Современное информационное общество и глобальные взаимодействия в мире диктуют новые требования к роли и компетентности педагога любого уровня. Одним из основных фокусов становится медиакомпе-тентность. Условия существования в современном обществе - это существование в медийном пространстве. Использование медиаобразования в системе повышения квалификации педагогов позволяет качественно и эффективно сформировать медиакомпетенции педагога любого уровня образования.
Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, система повышения квалификации, глобальные факторы влияния, образовательное пространство.
Информационно-технологическая революция, происходящая сегодня в мире, определяет движение к совершенно новому типу общества - информационному, или обществу знаний. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которых становятся сопоставимыми с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из основных факторов социально-экономического развития. Одной из основополагающих характеристик информационного общества является его глобальный характер.
В этой связи необходимо отметить, что мы живем в мире медиа, медиа окружают нас и мы интегрированы в них в большей или меньшей степени. В этих условиях происходят значительные изменения в профессии педагога, в том числе и в профессии педагога в высшей школе. Меняется и роль педагога на всех уровнях
© Ярных В.И., 2017
современного образования, форматы самой системы образования и развития.
При такого рода обстоятельствах возникает возможность продуктивно использовать опыт журналистского образования в рамках заявленных изменений. С одной стороны, журналистское образование имеет значительный опыт подстройки и трансформации в условиях информационного общества. С другой стороны, журналистское образование накопило значительный опыт использования медиаресурсов и медиаинструментов для подготовки специалистов в области медиа. Необходимо отметить, что в связи с изменением роли педагога такой опыт и экспертизу необходимо использовать шире именно в образовательном пространстве.
Современная система образования и процесс обучения испытывает колоссальное давление со стороны глобальных факторов влияния. Как полагают эксперты, это следующие факторы1:
- изменение экономических и социальных требований. Согласно исследованию Университета Оксфорда, 47% профессий в ближайшее десятилетие будет автоматизировано. Также необходимо говорить о росте влияния работодателей, которые нацелены на получение готовых специалистов в отрасли, чья адаптация к работе будет занимать меньше времени, а значит, будет экономить и финансовые ресурсы;
- рост расходов на процесс обучение и на обучающие ресурсы. В этой связи необходимо обратить внимание на возможности массового онлайн-обучения (MOOC), например к 2025 г. ожидается 263 млн учащихся третичного уровня образования, что тоже значительно влияет на экономику стран и их вложения в высшее образование;
- постоянно и быстро меняющиеся цифровые технологии. Такое техническое развитие напрямую влияет на модель компетенций современного выпускника вуза, а значит, и на будущего специалиста на рынке труда. Но технологии также обеспечивают доступность третичного (высшего) образования и обеспечивают процесс массификации знаний. Примером может служить проект MIT (Массачусетский технологический институт) по выкладке в открытый доступ массива лекционного материала.
Перечисленные глобальные драйверы развития и изменения меняющейся образовательной среды, развитие информационного общества и цифровых технологий не могли не оказать влияния на изменение роли преподавателя любого уровня. Авторитетный специалист отмечает, что еще в XX в. учитель / преподаватель был
68
В.И. Ярных
главным источником знаний и информации, лидером школьной жизни, организатором послешкольной активности и исполнял роль родителей2. Сейчас изменился запрос общества на роль преподавателя. В условиях развития информационного и образовательного пространства он должен научить искать и получать информацию, выбирать ее и использовать. В самом процессе обучения преподаватель становится фасилитатором. Наконец, современный педагог - агент изменений в обществе. И в этой связи среди множества измененных необходимых компетенций для современного преподавателя становятся важными медиакомпетенции. Они определяются как взаимодействие трех областей, а именно3:
- медиадидактики (использование средств массмедиа для стимулирования и поддержки процессов обучения);
- медиаобразования (при выполнении связанных с медиа образовательных и учебных задач);
- развития школы (использование массмедиа для задач, связанных с развитием образовательной организации).
Каждая из этих областей дополнительно делится на пять квалификационных аспектов, среди которых:
1) понимание и оценка условий;
2) описание и оценка теоретических подходов;
3) анализ и оценка соответствующих примеров и экспертизы;
4) разработка предложений на основании собственной теоретической базы;
5) реализация и оценка теории на основе практических примеров.
Таким образом, медиакомпетентность педагога включает в
себя не только умение полномасштабно работать с информацией в современном медиапространстве, но и умение развить эту компетентность у обучающихся. По сути - это компетентность существования в современном медийном мире. И именно возможности и дидактический опыт профессионального медиаобразования, т. е. журналистского образования, позволяют развить медиакомпетент-ность в смежной области знаний. Использование возможностей медиаресурсов, совместное медиатворчество с учащимися, использование информационного потенциала групп в социальных сетях, собственные сайты педагогов с образовательным и информационным контентом - все это вместе создает дополнительные возможности для развития медиакомпетентности педагога и позволяет максимально использовать опыт журналистского образования. В дополнение хотелось бы напомнить, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития в XXI в.
Говоря о системе повышения квалификации для педагогов любого уровня, необходимо отметить, что данную задачу нужно решать комплексно. С точки зрения подобного интегрального подхода медиакомпетенции педагога как таковые являются над-предметными, они необходимы для всех. В рамках интегрального подхода к развитию медиакомпетенций в системе повышения квалификации необходимо прежде всего отметить практическую направленность подобного обучения. Медийная среда меняется крайне быстро, а значит, и содержание, и практические упражнения должны постоянно учитывать изменения. Также важным фокусом в интегральном подходе представляется использование активных методов обучения. И.А. Фатеева отмечает, что в медиаобразовании представлены следующие виды обучения:
- по источникам знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия), наглядные (иллюстрация и демонстрация медиа-текстов), практические (выполнение практических заданий);
- по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение готовой информации), проблемные (проблемный анализ ситуаций или медиатекста), исследовательские (организация исследовательской деятельности обучающихся)4.
Необходимо дополнительно выделить и проектную деятельность как педагогическую технологию, в частности создание единой информационной среды для участников обучающего процесса с моделированием и использованием внутри инструментов и технологий медиа. Например, формирование и использование единого форума или чата на основе страниц в социальных сетях или мессенджера, использование возможностей МООС (массового онлайн-обучения) и т. д. Это важно и для интегрального подхода к педагогическому дизайну курсов повышения квалификации педагогических кадров. Использование новейших достижений и технологий информационного общества в современном медиаобразова-нии, а особенно в системе повышения квалификации, позволяют сделать профессию педагога любого уровня действительно актуальной. И наконец, интегральность подхода во многом связана с комбинированием различных технологий обучения, используемых инструментов, используемых актуальных примеров и экспертизы. Такая интеграция позволяет актуализировать познавательную и образовательную деятельность, максимально использовать интерактивность и значительно повысить эффективность обучения.
Итак, используя интегральный подход в системе повышения квалификации, целесообразно фокусировать внимание на реше-
70
В.И. Ярных
нии одной из основных задач медиаобразования в целом - подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию любой информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств. И в этой связи также необходимо отметить, что накопленный опыт трансформации и интеграции журналистского образования в современном информационном обществе позволит найти технологическую поддержку для развития медиакомпетенций педагога любого уровня.
Примечания
1
2
Drivers for Change in Higher EducationA Naidoo Vis [Электронный ресурс] // Commonwealth of Learning. URL: https://www.col.org/news/speeches-presenta-tions/ drivers-change-higher-education (дата обращения: 07.04.2017). Ujlakyne Szu.cs E. The role of teachers in the XXI century // Revue international International Webjournal. 2010. № 9 [Электронный ресурс] URL: http://www. sens-public.org/IMG/pdf/SensPublic_DossierEurope_EUjlakyne.pdf (дата обращения: 07.04.2017).
Tiede J., Grafe S., Hobbs R. Pedagogical Media Competencies of Preservice Teachers in Germany and the United States: A Comparative Analysis of Theory and Practice [Электронный ресурс] // Peabody Journal of Education. 2015. № 90 (4). С. 533-545. URL: http://dx.doi.org/10.1080/0161956X.2015.1068083 (дата обращения: 07.04.2017).
См.: Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.
3
4