Научная статья на тему 'Современные подходы и перспективы использования инструментов журналистского образования в системе повышения квалификации педагогов'

Современные подходы и перспективы использования инструментов журналистского образования в системе повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / MEDIA EDUCATION / MEDIA COMPETENCE / TEACHERS TRAINING'S SYSTEM / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна

Современное информационное общество и глобальные взаимодействия в мире диктуют новые требования к роли и компетентности педагога любого уровня. Одним из основных фокусов становится медиакомпетентность. Условия существования в современном обществе это существование в медийном пространстве. Использование медиаобразования в системе повышения квалификации педагогов позволяет качественно и эффективно сформировать медиакомпетенции педагога любого уровня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярных Вероника Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches and prospects of using journalistic education tools in the system of in-service training of teaching staff

The modern information society and global cooperation in the world are setting new requirements for the role and competence of the educators at any level. one of the main focuses becomes the media competence. The conditions of existence in modern society is the life in the media space. The use of media in the system of teachers training allows to form media competence of educator at any level of education efficiently and effectively.

Текст научной работы на тему «Современные подходы и перспективы использования инструментов журналистского образования в системе повышения квалификации педагогов»

В.И. Ярных

Современные подходы и перспективы использования инструментов

журналистского образования в системе повышения квалификации педагогов

Современное информационное общество и глобальные взаимодействия в мире диктуют новые требования к роли и компетентности педагога любого уровня. Одним из основных фокусов становится медиакомпе-тентность. Условия существования в современном обществе - это существование в медийном пространстве. Использование медиаобразования в системе повышения квалификации педагогов позволяет качественно и эффективно сформировать медиакомпетенции педагога любого уровня образования.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, система повышения квалификации, глобальные факторы влияния, образовательное пространство.

Информационно-технологическая революция, происходящая сегодня в мире, определяет движение к совершенно новому типу общества - информационному, или обществу знаний. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которых становятся сопоставимыми с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из основных факторов социально-экономического развития. Одной из основополагающих характеристик информационного общества является его глобальный характер.

В этой связи необходимо отметить, что мы живем в мире медиа, медиа окружают нас и мы интегрированы в них в большей или меньшей степени. В этих условиях происходят значительные изменения в профессии педагога, в том числе и в профессии педагога в высшей школе. Меняется и роль педагога на всех уровнях

© Ярных В.И., 2017

современного образования, форматы самой системы образования и развития.

При такого рода обстоятельствах возникает возможность продуктивно использовать опыт журналистского образования в рамках заявленных изменений. С одной стороны, журналистское образование имеет значительный опыт подстройки и трансформации в условиях информационного общества. С другой стороны, журналистское образование накопило значительный опыт использования медиаресурсов и медиаинструментов для подготовки специалистов в области медиа. Необходимо отметить, что в связи с изменением роли педагога такой опыт и экспертизу необходимо использовать шире именно в образовательном пространстве.

Современная система образования и процесс обучения испытывает колоссальное давление со стороны глобальных факторов влияния. Как полагают эксперты, это следующие факторы1:

- изменение экономических и социальных требований. Согласно исследованию Университета Оксфорда, 47% профессий в ближайшее десятилетие будет автоматизировано. Также необходимо говорить о росте влияния работодателей, которые нацелены на получение готовых специалистов в отрасли, чья адаптация к работе будет занимать меньше времени, а значит, будет экономить и финансовые ресурсы;

- рост расходов на процесс обучение и на обучающие ресурсы. В этой связи необходимо обратить внимание на возможности массового онлайн-обучения (MOOC), например к 2025 г. ожидается 263 млн учащихся третичного уровня образования, что тоже значительно влияет на экономику стран и их вложения в высшее образование;

- постоянно и быстро меняющиеся цифровые технологии. Такое техническое развитие напрямую влияет на модель компетенций современного выпускника вуза, а значит, и на будущего специалиста на рынке труда. Но технологии также обеспечивают доступность третичного (высшего) образования и обеспечивают процесс массификации знаний. Примером может служить проект MIT (Массачусетский технологический институт) по выкладке в открытый доступ массива лекционного материала.

Перечисленные глобальные драйверы развития и изменения меняющейся образовательной среды, развитие информационного общества и цифровых технологий не могли не оказать влияния на изменение роли преподавателя любого уровня. Авторитетный специалист отмечает, что еще в XX в. учитель / преподаватель был

68

В.И. Ярных

главным источником знаний и информации, лидером школьной жизни, организатором послешкольной активности и исполнял роль родителей2. Сейчас изменился запрос общества на роль преподавателя. В условиях развития информационного и образовательного пространства он должен научить искать и получать информацию, выбирать ее и использовать. В самом процессе обучения преподаватель становится фасилитатором. Наконец, современный педагог - агент изменений в обществе. И в этой связи среди множества измененных необходимых компетенций для современного преподавателя становятся важными медиакомпетенции. Они определяются как взаимодействие трех областей, а именно3:

- медиадидактики (использование средств массмедиа для стимулирования и поддержки процессов обучения);

- медиаобразования (при выполнении связанных с медиа образовательных и учебных задач);

- развития школы (использование массмедиа для задач, связанных с развитием образовательной организации).

Каждая из этих областей дополнительно делится на пять квалификационных аспектов, среди которых:

1) понимание и оценка условий;

2) описание и оценка теоретических подходов;

3) анализ и оценка соответствующих примеров и экспертизы;

4) разработка предложений на основании собственной теоретической базы;

5) реализация и оценка теории на основе практических примеров.

Таким образом, медиакомпетентность педагога включает в

себя не только умение полномасштабно работать с информацией в современном медиапространстве, но и умение развить эту компетентность у обучающихся. По сути - это компетентность существования в современном медийном мире. И именно возможности и дидактический опыт профессионального медиаобразования, т. е. журналистского образования, позволяют развить медиакомпетент-ность в смежной области знаний. Использование возможностей медиаресурсов, совместное медиатворчество с учащимися, использование информационного потенциала групп в социальных сетях, собственные сайты педагогов с образовательным и информационным контентом - все это вместе создает дополнительные возможности для развития медиакомпетентности педагога и позволяет максимально использовать опыт журналистского образования. В дополнение хотелось бы напомнить, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития в XXI в.

Говоря о системе повышения квалификации для педагогов любого уровня, необходимо отметить, что данную задачу нужно решать комплексно. С точки зрения подобного интегрального подхода медиакомпетенции педагога как таковые являются над-предметными, они необходимы для всех. В рамках интегрального подхода к развитию медиакомпетенций в системе повышения квалификации необходимо прежде всего отметить практическую направленность подобного обучения. Медийная среда меняется крайне быстро, а значит, и содержание, и практические упражнения должны постоянно учитывать изменения. Также важным фокусом в интегральном подходе представляется использование активных методов обучения. И.А. Фатеева отмечает, что в медиаобразовании представлены следующие виды обучения:

- по источникам знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия), наглядные (иллюстрация и демонстрация медиа-текстов), практические (выполнение практических заданий);

- по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение готовой информации), проблемные (проблемный анализ ситуаций или медиатекста), исследовательские (организация исследовательской деятельности обучающихся)4.

Необходимо дополнительно выделить и проектную деятельность как педагогическую технологию, в частности создание единой информационной среды для участников обучающего процесса с моделированием и использованием внутри инструментов и технологий медиа. Например, формирование и использование единого форума или чата на основе страниц в социальных сетях или мессенджера, использование возможностей МООС (массового онлайн-обучения) и т. д. Это важно и для интегрального подхода к педагогическому дизайну курсов повышения квалификации педагогических кадров. Использование новейших достижений и технологий информационного общества в современном медиаобразова-нии, а особенно в системе повышения квалификации, позволяют сделать профессию педагога любого уровня действительно актуальной. И наконец, интегральность подхода во многом связана с комбинированием различных технологий обучения, используемых инструментов, используемых актуальных примеров и экспертизы. Такая интеграция позволяет актуализировать познавательную и образовательную деятельность, максимально использовать интерактивность и значительно повысить эффективность обучения.

Итак, используя интегральный подход в системе повышения квалификации, целесообразно фокусировать внимание на реше-

70

В.И. Ярных

нии одной из основных задач медиаобразования в целом - подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию любой информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств. И в этой связи также необходимо отметить, что накопленный опыт трансформации и интеграции журналистского образования в современном информационном обществе позволит найти технологическую поддержку для развития медиакомпетенций педагога любого уровня.

Примечания

1

2

Drivers for Change in Higher EducationA Naidoo Vis [Электронный ресурс] // Commonwealth of Learning. URL: https://www.col.org/news/speeches-presenta-tions/ drivers-change-higher-education (дата обращения: 07.04.2017). Ujlakyne Szu.cs E. The role of teachers in the XXI century // Revue international International Webjournal. 2010. № 9 [Электронный ресурс] URL: http://www. sens-public.org/IMG/pdf/SensPublic_DossierEurope_EUjlakyne.pdf (дата обращения: 07.04.2017).

Tiede J., Grafe S., Hobbs R. Pedagogical Media Competencies of Preservice Teachers in Germany and the United States: A Comparative Analysis of Theory and Practice [Электронный ресурс] // Peabody Journal of Education. 2015. № 90 (4). С. 533-545. URL: http://dx.doi.org/10.1080/0161956X.2015.1068083 (дата обращения: 07.04.2017).

См.: Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.

3

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.