Научная статья на тему 'Медиабезопасность как актуальное направление медиаобразовательной деятельности'

Медиабезопасность как актуальное направление медиаобразовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3650
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Быкадорова Александра Сергеевна, Шаповалова Екатерина Владимировна

В статье рассматривается понятие медиабезопасность как одна из целей медиаобразовательной деятельности. Авторы анализируют интересы каждой из групп аудиторий для мероприятий по медиабезопасности. Даны описания примеров мероприятий для каждой из групп аудиторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Быкадорова Александра Сергеевна, Шаповалова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиабезопасность как актуальное направление медиаобразовательной деятельности»

УДК 37

А. С. Быкадорова

Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, Ростов-на-Дону

Е. В. Шаповалова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается понятие медиабезопасность как одна из целей медиаобразова-тельной деятельности. Авторы анализируют интересы каждой из групп аудиторий для мероприятий по медиабезопасности. Даны описания примеров мероприятий для каждой из групп аудиторий.

Ключевые слова: медиабезопасность, медиаобразование, безопасность личности.

Эпоха информационного общества характеризуется огромными информационными потоками. Информация является ресурсом, который прямо влияет на экономическое, социальное, политическое и культурное развитие общества. С развитием сети Интернет и медиакоммуникационных каналов на первое место учеными выдвигается вопрос оценки качества информации, которую получают пользователи - потребители интернет-контента, в том числе подростки. Не существует универсальных комплексных решений, которые могли бы обеспечить аудиторию только качественным контентом, или программных средств, способных отличить fakenews. В данном контексте актуальна проблема изучения возможностей медиаобразования - воспитания культуры потребления информационных потоков, восприятия информации как продукта человеческой деятельности.

Возможно, ли противостоять информационному шуму, осмысливать и направлять в правильное русло поток информации через социальные сети, отсеивать «фейковые» новости, настолько мы справимся с современными вызовами информационного общества - это те вызовы, с которыми сталкивается пользователь, как отдельная личность, и общество - как группа потребителей информации. Отдельной задачей, помимо перечисленных, является возможность обучения пользователей сети Интернет, у которых не получается обрабатывать и верифицировать полученную информацию в режиме реального времени. Речь идет не обязательно о детях и подростках, но и о их родителях, выросших в другое, «доинформационное», время.

Цель данной статьи - обозначение главных тем в области медиабезопасности, на которые желательно делать акцент при медиаобразовательной деятельности. Задачи, связанные с данной целью, таковы: определение понятия медиаобразования и целей данной деятельности; выделение такой цели медиаобразования как «медиабезопасность» и рассмотрение подходов в данной области; анализ возможных групп аудиторий для мероприятий по медиабезопасности; описание вариантов мероприятий в каждой из групп аудиторий.

Обозначение и предупреждение проблем в области медиабезопасности одна из задач медиао-бразовательной деятельности [2]. Возможность работы с информацией связано с понятием «медиаобразование», осмыслением которого занимаются зарубежные исследователи более 50 лет, а российские с 80-х годов прошлого века. В частности, над исследованием данной проблематики активно работал А. В. Шариков, А. А. Журин, И. А. Фатеева, Ю. Н. Усов, К. Э. Разголов, Л. А. Иванова и другие.

В ЮНЕСКО под медиаобразованием понимается «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике» [3]. Отдельно стоит сказать о мнении ЮНЕСКО, что медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии.

В научный оборот введено определение А. В. Федорова, который рассматривает медиаобра-зование как «...процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи ме-диатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [6]. Данный исследователь выделил наряду с понятием «медиао-бразование» цель процесса - «обретение медиаграмотности».

Как справедливо отмечает Н. Ю. Хлызова, цели сформулированы исследователями по-разному: медиаграмотность, информационная компетентность, медиакомпетентность, медиао-бразованность, медиакультура. При этом стоит с ней согласиться, что «перечисленные понятия по своему значению близки друг другу, поскольку определяют развитие и компетентность личности в сфере медиаобразования, рассматриваются как цель медиаобразования, но, в то же время не являются абсолютно тождественными, так как изначально имеют различные дефиниции, следовательно, представляют собой понятийные или идеографические синонимы» [8].

Однако лишь ограниченный ряд исследователей выделяет в качестве дополнительной цели такую область деятельности человека, как медиабезопасность. Между тем, медиабезопасность в России является одной из тем, на которую педагоги подготавливают уроки медиаграмотности, рассказывают школьникам о компьютерных вирусах и опасности общения с незнакомцами в социальных сетях, студентам - о том, как их персональные данные могут быть использованы злоумышленниками.

Сейчас среди исследователей (также как при определении понятия медиаобразования) нет четкого представления, что понимать под медиабезопасностью. В частности, остается неопределенность, считать понятия «медиабезопасность» и «информационная безопасность» синонимами.

Предполагается, для эффективной работы в этой области стоит придерживаться взглядов, что это несколько разные понятия. В частности, портал Secyritylab, в сферу интересов которого входит информационная безопасность выделяет сразу три определения данного термина:

1. «Информационная безопасность - состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере»;

2. «информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации»;

3. «информационная безопасность - все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки».

Все определения можно свести к одной идее: информационная безопасность - это безопасность внутри информационных ресурсов, защищенность самой информации, только первое определение касается каким-то образом функционирования общества в информационной среде.

При определении понятия медиабезопаности стоит согласиться с И. А. Фатеевой, которая считает, что «медиабезопасность - это один из видов безопасности современного человека, живущего в атмосфере постоянных природных и техногенных рисков, наряду с экологической, дорожной, противопожарной, химической и другими видами безопасности» [4]: то есть медиабезо-пасность - это защищенность интересов членов общества от угроз, которые может таить или уже таит в себе медиапространство - как средства массовой информации (печатные и традиционные аудиовизуальные), так и средства массовой коммуникации в сети Интернет.

Таким образом, если информационная безопасность - это защищенность информации, то медиабезопасность - это защищенность пользователей от недостоверной информации.

В широком смысле медиабезопасность - это деятельность, направленная на защиту интересов гражданского общества от появления и распространения недостоверной информации в сети Интернет, способной негативно повлиять на социальные процессы. Нормативно-правовая база Российской Федерации в этом направлении только формируется. Яркий пример - закон о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию.

В узком смысле медиабезопасность - это деятельность по обеспечению личной безопасности пользователя в сети Интернет, которая позволяет ему не только распознавать недостоверную ин-

формацию, но и, используя механизмы саморегуляции интернет-среды, предотвращать распространение вредоносной информации.

Национальный центр противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика» одну из задач своей работы видит в развитии медиаграмотности у различных групп населения в области медиабезопасности.

Говоря о различных группах населения, мы не акцентируем внимание только на школьниках и студентах как принято делать традиционно. Мы здесь соглашаемся с исследователем А. П. Короченским, который предлагает расширение понятия медиаобразования. Он считает, что медиаобразование должно быть направлено не только на молодых людей, школьников и студентов, но и на взрослую аудиторию: «Тогда можно будет говорить о непрерывном развитии в обществе культуры адекватного восприятия медийных сообщений (статей, радио/телепередач, фильмов, интернет-сайтов и т. д.) и самостоятельной оценки работы средств массовой информации с учетом демократических и гуманных идеалов и ценностей» [1].

Рассмотрим варианты аудитории, на которую могут быть направлены акции, курсы, лекции и другие мероприятия по повышению медиаграмотности (медиакомпетенции). Опыт проведения семинаров, вебинаров и мастер-классов по медиабезопасности позволяет выделить следующие группы:

1. школьники, студенты;

2. педагоги;

3. родители;

4. члены профессионального сообщества, например, журналисты или рг-специалисты.

Логично, что аудитории (хотя пункты 2-3 и 3-4 могут пересекаться между собой) отличаются

не только по возрастному признаку или профессиональной принадлежности, но и по информационным запросам. Опишем каждую из групп и расскажем о тематиках мероприятий по медиа-безопасности в рамках данной группы.

Целевая аудитория обучающиеся разнородна и является основной для мероприятий в данном направлении. В зависимости от возраста обучающихся предлагается проводить занятия по компьютерной грамотности (например, защите от вирусов), по безопасном общении в социальных сетях, о мошенниках. Студентам в рамках дополнительных занятий, лекций по медиабезопасно-сти будет полезна информация в области защиты персональных данных, контрманипулятивных технологий в сети Интернет.

Для начальной школы тематика занятий с использованием медиаобразовательных технологий предполагает знаниевый подход: «5 правил медиабезопасности», «Современные информационные угрозы в сети Интернет», «Эффективная коммуникация». Ключевым во время занятий является диалог в интерактивной форме: например, для начала можно предложить школьникам самим перечислить известные информационные угрозы, а затем на каждую придумать отдельное правило безопасного поведения в сети Интернет.

Для школьников 5-8 классов проблематика занятий может быть направлена на расширение навыков проектной работы в сети Интернет, развития умений грамотного восприятия информационных потоков, а также упражнения на развитие критического мышления [7]. Занятия с использованием медиаобразовательных технологий должны быть направлены на критику источников информации, понимание ролей участников постоянного информационного обмена.

Для старшеклассников, особенно подверженных влиянию fakenews, необходимы знания нормативно-правовой базы, навыки грамотной работы с источниками информации, а также развития умений в области аналитической работы. Занятия, предназначенные для данной группы, должны включать проектную работу.

Целевая аудитория педагоги с одной стороны в своей деятельности обязана руководствоваться принципами медиабезопасности и совершенствовать свои знания, умения и навыки в данной области, с другой - передавать знания, умения и навыки школьникам и студентам. Их сфера интересов связана с методикой преподавания и грамотной информацией в данной области. Проблема заключается также в том, что педагоги черпают информацию для занятий из сети Интернет, где могут содержаться недостоверные сведения, информация, которая может посеять панику среди учащихся и родителей. Цель круглых столов, семинаров с педагогами - рассказать им, как следует доносить информацию до учащихся и их родителей, а также на чем делать акцент при подаче информации, как проверять сведения из Интернета.

Ключевой составляющей медиаобразовательных технологий для педагогов является формирование онлайн-платформ, в рамках которых педагоги смогут осуществлять непрерывный интерактивный обмен опытом, методическими наработками.

Родители - группа, которая также формирует мнение и участвует в образовании школьников. Их сфера интересов - безопасность и защита детей, однако родители могут быть менее грамотны в области медиабезопасности, чем школьники и педагоги. Поэтому данная группа также нуждается в повышении медиаграмотности в области защиты от плохой информации - посредством родительских собраний или специальных семинаров, круглых столов с представителями родительского комитета - лидеров мнений в группах родителей класса.

Медиаобразование для родителей должно включать объяснение информационных запросов подростков и принцы их формирования. Для родителей и их детей (школьников, студентов) занятия по медиабезопасности могут проходить совместно, это поможет найти общие темы для обсуждения - зачастую, родители не понимают, как находиться в одном информационном поле со своими детьми.

Огромен потенциал занятий по медиабезопасности для профессиональных сообществ, для которых сеть Интернет является рабочей средой [3]. Журналисты и другие представители медиа-сообщества представляют интерес для проведения занятий по медиабезопасности, так как одним из источников угроз интересам личности является возможное манипулирование сознанием человека за счет формирования вокруг него виртуального пространства с определенной информацией и использования технологий воздействия на психическую деятельность человека в журналистских материалах.

Тематика медиазанятий для такой группы отличается узконаправленностью. Профессиональному сообществу необходимо напоминать об ответственности, о возможном «вирусном» эффекте непроверенных новостей, необходимости фактчекинга, а также обозначать ресурсы, способные помочь в профессиональной деятельности.

Медиабезопасность - развивающаяся отрасль деятельности с высоким уровнем изменчивости, она востребована как совокупность знаний, умений и навыков. Огромным потенциалом для методической работы и популяризации данной деятельности в различных социальных группах обладают медиаобразовательные технологии - современный способ образования и самообразования.

Список литературы

1. Короченский, А. П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка [Текст] / А. П. Короченский. - Ростов н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. - 272 с.

2. Кривых, С. В. Развитие теоретических представлений о медиаобразовании [Текст] / С. В. Кривых // Академия профессионального образования. - 2016. - № 6 (60). - С. 3-12.

3. Страшнов, С. Л. Актуальные медиапонятия: журналистский словарь сочетаемости: учебное пособие [Текст] / С. Л. Страшнов // Вестник ИГУ. Серия: Естественные, общественные науки. - Иваново, 2011. - № 1. - С. 88-104.

4. Фатеева И. А. Социальные сети в аспекте медиабезопасности. Сайт Международного форума Медиаобразование в педагогической сфере [Электронный ресурс] / И. А. Фатеева. - URL: mim.org.ru/phocadownload/ fateeva-me14.doc (дата обращения: 09.10.2017).

5. Федоров, А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура [Текст] / А. В. Федоров // Высшее образование в России, 2005. - № 6. - 124 с.

6. Федоров, А. В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 4. - С. 30-47.

7. Хлызова, Н. Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества [Электронный ресурс] / Н. Ю. Хлызова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - № 342. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/media obrazovanie-i-mediakompetentnost-v-epohu-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 09.10.2017).

8. Шариков, А. В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в средних школах г. Самары) [Текст] / под ред. А. В. Шарикова, С. Н. Фазульянова, Е. В. Петрушкина. - 2006. - С. 13-15.

MEDIA SECURITY AS AN ACTUAL DIRECTION OF MEDIA EDUCATION

ACTIVITY

Bykadorova S. A., National Center for Information Counteraction to Terrorism and Extremism in the Educational Environment and the Internet, Rostov-on-Don, asbyk@ncpti.ru Shapovalova E. V., Southern Federal University, Rostov-on-Don, kate-sapr@ya.ru

The article discusses the concept of media security as one of the goals of media education. The authors analyze the interests of each group of audiences for the media education events. There are some examples of activities in each of the groups of audiences.

Keywords: media security, media education, security of the person.

References

1. Korochensky, A. P. (2002), «Pyataya vlast?» Fenomen media critiki v kontexte informazionnogo ryanka [=«The Fifth Power?» The phenomenon of media criticism in the context of the information market], Rostov-na-Donu, International Institute of Journalism and Philology, 272 p. (In Russ.).

2. Krivyh, S. V. (2016), "Razvitiye teoreticheskikh predstavleniy o mediaobrazovanii" ^Development of theoretical ideas about media education], in: Akademiaprofessionalnogo obrazovania [=Akad-emy of professional education], no. 6 (60), pp. 3-12. (In Russ.).

3. Strashnov, S. L. (2011), "Iz slovarya «aktual'nyye mediaponyatiya»: profil'noye mediaobra-zovaniye, massovoye mediaobrazovaniye, teoriya zhurnalistiki, mediakritika" [=From the Dictionary «Topical media concepts»: profile mediaedation, mass mediaebrating, theory of journalism, media-critis], in: Vestnik of the Ivanov state university [=Bulletin of the Ivanov state university], no. 1, pp. 88-104. (In Russ.).

4. Fateeva, I. A. Sotsial'nyye seti v aspekte mediabezopasnosti [=Social networks in the aspect of media security], available at: mim.org.ru/phocadownload/fateeva-me14.doc, accessed 09.10.2017. (In Russ.).

5. Fedorov, A. V. (2005), "Mediaobrazovaniye, mediagramotnost', mediakritika i mediakul'tura" [=Media Education, Media Literacy, Media Criticism and Media Culture], in: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [=Higher Education in Russia], no. 6, 124 p. (In Russ.).

6. Fedorov A. V. (2007), Razvitiye kriticheskogo myshleniya v mediaobrazovanii: osnovnyye pon-yatiya [=Development of critical thinking in media education: basic concepts], in: Innovatsii v obra-zovanii [=Innovation in education], no. 4, pp. 30-47. (In Russ.).

7. Khlyzova, N. U. (2011), "Mediaobrazovaniye i mediakompetentnost' v epokhu informatsionnogo obshchestva" [=Media formation and media competence in an information society epoch], in: Vest. Tom. Gos . Un-ta [=Vestn. Tom. state. un-t], no. 342, available at: http://cyberleninka.ru/article/n7mediaobra-zovanie-i-mediakom petentnost-v-epohu-informatsionnogo-obschestva, accessed 09. 10. 2017. (In Russ.).

8. Sharikov, A. V. (2006), Na puti garmonizatsii media i obshchestva (mediaresursy i mediaobrazovaniye v srednikh shkolakh g. Samary) [=On the way of harmonization of media and society (media resources and media education in secondary schools in Samara)], pp. 13-15. (In Russ.).

Быкадорова Александра Сергеевна - кандидат филологических наук, начальник аналитического отдела, Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, Ростов-на-Дону.

asbyk@ncpti.ru

Шаповалова Екатерина Владимировна - кандидат экономических наук, научный сотрудник, Российский государственный гуманитарный университет; преподаватель Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, Ростов-на-Дону.

kate-sapr@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.