УДК 37; 070
Е. А. Жеребцова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ РАЗНОФОРМАТНОЙ АУДИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА SILAMEDIA «ТУР МЕДИАСИЛЫ»)
В работе рассматриваются принципы функционирования медиаобразовательных оффлайн-проектов, направленных на формирование медиаграмотностиу разноформатной аудитории. В качестве объекта исследованиявыступает проект Silamedia «Тур Медиасилы», включающий в себя три интерактивных игры-тренинга для разных категорий пользователей (журналисты, блогеры, медиаменеджеры, преподаватели) и реализуемый в 23 городах России в 2016 году. Цель данного проекта - повышение уровня медиаграмотности в сфере освоения мультимедийных форматов и инструментов.
Ключевые слова: медиаграмотность, медиаобразовательные проекты, медиакомпетенция, мультимедийные инструменты.
Одной из тенденции современного медиаобразования становится активное применение проектных методик в обучении. Как отмечает И. В. Челышева, «медиаобразовательные проекты выступают важным средством развития познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств учащихся (студентов)» [8. С. 104]. По мнению А. В. Спичкина, эффективность подобных методик в медиаобразовании, обусловлена тем, что: во-первых, они личностно-ориентированы -развивающий аспект обучения является одним из ведущих в медиаобразовании; во-вторых, обучение в ходе реализации проекта само мотивируемо - интерес и вовлеченность в работу возрастают по мере ее выполнения; наконец, в проектных методиках иерархия взаимоотношений «учитель - ученик» значительно отличается от традиционных методов обучения [2. С. 32]. Автор исследования «Медиаобразование молодежной аудитории» отмечает, что в современном мире медиаобразование рассматривается как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [1. С. 73].
В настоящее время в центре внимания медиапедагогов и специалистов в сфере медиаобразо-вания находятся вопросы, связанные с формированием медиаграмотности и медиакомпетентно-сти различных сегментов целевой аудитории. Согласно словарю медиапедагогических терминов, медиаграмотность определяется как «результат процесса медиаобразования; как способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах; как умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» меди-атекст, то есть результат медиаобразования» [8. С. 23].
Научное сообщество для повышения уровня медиаграмотности аудитории и обеспечения её адаптации к реалиям медиатизированного общества разрабатывает и внедряет различные меди-образовательные проекты.
На данный момент степень научной разработки понятия «медиобразовательные проекты» недостаточна. Данное словосочетание отсутствует в словаре медиапедагогических терминов [8]. Однако понятие «медиаобразовательный проект» закреплен в научном медиадискурсе И. А. Фатеевой. Ученый, оперируя понятием «деятельность», определяет медиаобразовательный проект как «уникальную медиаобразовательную деятельность активного типа, имеющую начало и конец во времени и направленную на создание определённого, уникального медиапродукта» [6. С. 40-41]. И. А. Фатеева предлагает также определениеискомого понятия через термин «педагогическая технология». С данной точки зрения медиаобразовательный проект представляет собой
«разновидность так называемой проектной технологии (или метода проектов), в рамках которой учащиеся совместно с педагогом осуществляют реальную медиадеятельность, т. е. занимаются производством газеты, журнала, теле- или радиопередачи, интернет-сайта, фильма, видеоролика и т. д.» [6. С. 40-41].
Несмотря на то, что проектная технология относится к группе активных методов обучения, она может быть реализована как в онлайн, так и в оффлайн-формате. Что касается работы с разноформатной аудиторией, предпочтение, как правило, отдаётся дистанционному обучению, что обусловленодоступностью и экономией ресурсов в процессе реализации проекта. При этом именно оффлайн-проекты являются площадкой для более продуктивного нетворкинга и интеграции в профессиональное сообщество.
Эффективность разработки и реализации оффлайн-проектов, направленных на формирование и развитие новых медиакомпетенций разноформатной аудитории недостаточно изучена. Объектом данного исследования являются медиаобразовательные проекты, реализуемые в очной форме и рассчитанные на повышение медиаграмотности разноформатной аудитории. Предметом анализа стал проект SILAMEDIA «Тур Медиасилы», направленный на повышение уровня медиаграмотности разных категорий пользователей в сфере освоения мультимедийных форматов и инструментов. Цель данного исследования заключается в выявлении принципов эффективного функционирования данного медиаобразовательного проекта.
«Тур Медиасилы» представляет собой три авторских интерактивных игры-тренинга, адресованных разным категориям пользователей и реализуемых в 23 городах России с сентября по декабрь 2016 года. В целевую аудиторию тура входят журналисты, блогеры, медиаменеджеры, преподаватели, интересующиеся сферой медиа. Ведущим тренингов и автором медиаобразова-тельного проекта является Оксана Силантьева - создатель Silamedia, тренер-консультант в сфере внутренней, внешней и массовой коммуникации, магистр мультимедиа-журналистики (диплом Bournemouth University, Великобритания).
Рассмотрим особенности реализации данного медиаобразовательного проекта, который имеет бесплатный формат и трехчастную структуру. Проект включает в себя три тренинга продолжительностью 4 часа для 3 типов аудитории. Для всех участников предусмотрен раздаточный и справочный материал по обсуждаемым темам. Формат тренингов предполагает активную форму взаимодействия тренера и участников через интерактивную игру.
1. Тренинг «Мультимедийный бариста» - интерактивная игра, ориентированная на сетевых авторов, журналистов и блогеров. Мастер тренинга, используя метафору приготовления кофе, разбирает вместе с аудиторией процесс создания мультимедийного проекта. Цель игры - научить участников тренинга создавать контент для разных целевых аудиторий, показать им, как можно комбинировать элементы мультимедийных форматов. В основе «Мультимедийного баристы» лежит лего-подход к созданию контента, современные технологии мультимедиа, техники генерации идей, а также продвижения продуктаи управления вниманием пользователя. Юрий Некрасов
2. Тренинг «Мультимедийная кофейня» - интерактивная игра, ориентированная на медиаме-неджеров, медиапродюсеров и главных редакторов изданий. Мастер тренинга, используя метафору построения кофейни, рассматривает вместе с аудиторией принципы построения эффективно работающей мультимедийной редакции. Цель - научить участников определять функционал и эффективность каждого сотрудника в редакции, а также находить источники дохода для создания медиапродуктов. В основе «Мультимедийной кофейни» - принципы эффективного менеджмента производственного процесса и моделирование мультимедийных редакций.
3. Тренинг «Мультимедийный мозг» ориентирован на педагогов и медиа-тренеров. Что примечательно, данный тренинг рассчитан на преподавателей любыхспециальностей, не только журналистики. Цель - научить участников использовать мультимедийные инструменты и форматы в преподавании, а также сочетать очные и дистанционные методы работы. В основе «Мультимедийного мозга» - лего-подход к разработке курсов, программ и планов занятий.
На протяжении всего времени реализации проекта новости «Тура» публиковались на отдельной вкладке сайта Silamedia: http://sila.media/mediapowertour. Кроме того, участники проекта и после его завершения имеют возможность общаться в специальной группе FB https://www. facebook.com/groups/mediapowertour .
На основе проведенного анализа «Тура Медиасилы» были выделены три принципа эффективного функционирования данного оффлайн-проекта.
1. Нетворкинг.
Безусловно, в рамках тренинга участники повышают уровень медиаграмотности, приобретая навыки активного коммуникатора за счёт участия в реализации того или иного мультимедийного задания. Что является непосредственно целью проведения интерактивных игр в рамках тура. Однако подобного рода тренинги также представляют собой современную площадку для нетвор-кинга. Они дают возможность новым участникам для интеграции в профессиональное сообще-
2. Практикоориентированность.
В течение 4 часов интерактивных игр участники тура учатся в зависимости от тренинга создавать и разрабатывать различные медиапродукты: контент, ориентированный на конкретную аудиторию; медиапроект; обучающий курс или программу.
3. Онлайн-поддержка проекта.
Как было отмечено выше, на протяжении «Тура Медиасилы» информация о нём публиковалась на сайте Silamedia и в социальных сетях проекта. Помимо этого, для активизации участников проекта в социальных сетях организаторами «Тура» была проведена лотерея. Для того, чтобы принять в ней участие, необходимо было опубликовать фотографию с любого из тренингов тура в своих социальных сетях, указав хэштег #турмедиасилы. В качестве приза 15 победителям был предложен блокнот мультимедийного журналиста, разработанный Оксаной Силантьевой и автором концепции «Маэстро» Баком Райаном.
Анализпроекта SILAMEDIA «Тура Медиасилы» позволил определить три основных принципа его эффективного функционирования. Подобного рода тренинги в рамках современного медиобразования не менее важны, чем дистанционные методы обучения, так как очные встречи дают больше возможностей для нетворкинга и профессиональной интеграции. Онлайн-поддерж-ка очных проектов позволяет их участникам продолжать профессиональные коммуникации и по завершении тренингов. Практикоориентированность проекта способствует эффективному формированию медиаграмотности разноформатной аудитории в области освоения мультимедийных форматов и инструментов. Медиаобразовательные оффлайн-проекты с такой географической протяженностью дают возможность исследовать общий уровень медиаграмотности пользователей городов-участников.
Список литературы
1. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежной аудитории [Текст] / И. В. Жилавская. -Москва, 2009. - 243 с.
2. Спичкин, А. В. Что такое медиаобразование: книга для учителя [Текст] / А. В. Спичкин. -Курган, 1999. - 114 с.
3. Фатеев, В. Н. Медиаобразовательные технологии в профессиональном обучении менеджеров [Текст] / В. Н. Фатеев // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2010. - Т. 2. - № 6. - С. 27-34.
4. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. - 129 с.
5. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.
6. Фатеева, И. А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов [Текст] / И. А. Фатеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5 (360). - С. 40-46.
7. Федоров, А. В. Медиаобразование будущих педагогов: монография [Текст] / А. В. Федоров.
- Таганрог: Изд- во Кучма, 2005. - 314 с.
8. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.
- 64 с.
9. Челышева, И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе [Текст] / И. В. Челышева. - Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. - 320 с.
THE PRINCIPLES OF FUNCTIONING OF PROJECTS, AIMED TO CREATING A MULTI-FORMAT AUDIENCE MEDIA LITERACY (IN TERMS OF THE SILAMEDIA'S PROJECT «TOUR MEDIAPOWER»)
Zherebtsova E. A., Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, eljourno@gmail.com
The active application of design techniques in training becomes one of the tendencies of modern media education. Currently, media teachers and specialists in the field of media education center on the formation of media literacy and media competence of the various target audiences.To increase the level of media literacy audiences and ensure its adaptation to the realities of media-oriented society the scientific community develops and implements various media educational projects.
This article is devoted to the investigation offunctioning of projects, which aimed to creating a multi-format audience media literacy. The object of the study is «TOUR MEDIAPOWER» of SILA-MEDIA. This project was realized in 23 cities of Russia in 2016. «Tour Mediapower» includes three interactive training-games for different categories of audiences (journalists, bloggers, media managers, teachers).
The purpose of the project - increase the level of its media literacy in the development of multimedia formats and tools.
Keywords: media literacy, media educational projects, multimedia tools.
References
1. Chelysheva, I. V. (2009) Metodika i tekhnologiya mediaobrazovaniya v shkole i vuze [=Methods and technology of media education in schools and universities], Taganrog, 320 p. (In Russ.).
2. Fateev, V. N. (2010) Mediaobrazovatel'nyje tehnologii v professional'nom obuchenii menedzher-ov [=Media education technologies in vocational training managers], in: Znak: problemnoje pole me-diaobrazovanija [=Sign: The problem field of media education], Vol. 2, No. 6, pp. 27-34. (In Russ.).
3. Fateeva, I. A. (2015) Aktual'nyeproblem mediaobrazovaniya [=Topical problems of media education], Chelyabinsk, 129 p. (In Russ.).
4. Fateeva, I. A., (2007)Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy ipraktika realizacii: monografiya [=Media education: theoretical foundations and implementation experience], Chelyabinsk, 270 p. (In Russ).
5. Fateeva, I. A., (2015) Novye tehnologicheskie format mediaobrazovatelnyh proektov [=New technological formats of the media educational projects], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], No. 5, pp. 40-46. (In Russ.).
6. Fedorov, A. V. (2005) Mediaobrazovanie budushchih pedagogov [=Media education of future teachers], Taganrog, Kuchma, p. 314. (In Russ.).
7. Fedorov, A. V. (2010) Slovar terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramot-nosti, mediakompetentnosti [=Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence], Publishing office of Taganrog State Teacher Institute, Taganrog, 64 p. (In Russ.).
8. Spichkin, A. V. (1999) Chto takoe mediaobrazovaniye [=What is media-education], Kurgan, 114 p. (In Russ.).
9. Zhilavskaya, I. V. (2009) Mediaobrazovaniye molod'ozhi: monografiya [=Media education of youth], Moscow, 243 p. (In Russ.).
Жеребцова Елена Александровна - магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск.
eljourno@gmail.com