Научная статья на тему 'Анализ медиаобразовательного потенциала СМИ (на примере сайта журнала «Дилетант»)'

Анализ медиаобразовательного потенциала СМИ (на примере сайта журнала «Дилетант») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1160
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / ИНТЕРНЕТ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яшина Александра Андреевна

В аспекте медиаобразования и медиаграмотности интересным представляется потенциал самих СМИ, не специализирующихся на этих темах. При этом особенное внимание привлекает техническая составляющая оформления и подачи информации, поскольку, возможно, именно технические возможности Новой среды имеют наибольший медиаобразовательный потенциал. В настоящем исследовании предпринимается попытка выявить медиаобразовательный потенциал сайтов СМИ, а также обозначить способы их медиаобразовательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Яшина Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ медиаобразовательного потенциала СМИ (на примере сайта журнала «Дилетант»)»

УДК 316.77; 070

А. А. Яшина

Челябинский государственный университет, Челябинск

АНАЛИЗ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СМИ (НА ПРИМЕРЕ САЙТА ЖУРНАЛА «ДИЛЕТАНТ»)

В аспекте медиаобразования и медиаграмотности интересным представляется потенциал самих СМИ, не специализирующихся на этих темах. При этом особенное внимание привлекает техническая составляющая оформления и подачи информации, поскольку, возможно, именно технические возможности Новой среды имеют наибольший медиаобразовательный потенциал. В настоящем исследовании предпринимается попытка выявить медиаобразовательный потенциал сайтов СМИ, а также обозначить способы их медиаобразовательного воздействия.

Ключевые слова: СМИ, Интернет, медиаобразование, медиаграмотность.

Сегодня существует несколько подходов к изучению современных текстов СМИ. Однако в устоявшиеся системы и классификации до сих пор не вошел еще один важный аспект: не изучаются с точки зрения формирования медиаграмотности аудитории сами тексты. Тем не менее, данные подобных исследований могли бы пригодиться специалистам в области медиа как при подготовке каждого материала в частности, так и при разработке общей стратегии ведения сайта СМИ в сети Интернет. Особенно это касается сайтов СМИ, ориентированных на подростковую и молодежную аудиторию, поскольку процесс медиаобразования целесообразнее всего осуществлять в школьный период.

Исследователи называют медиатизацию важнейшим признаком современной цивилизации. Результатом медиатизации является формирование медийной реальности, или медиакартины мира, которая не может не оказывать влияние на людей, особенно на детей и подростков с еще не до конца сформированным мировоззрением. В 1988 году американский философ, теоретик медиа Нил Постман говорил в своих работах о феномене «исчезновения детства», наблюдаемом в условиях медиасреды, в центре которой находилось телевидение. Очевидно, что для поколения, развивающегося или даже родившегося уже в эпоху WEB 2.0, медийная реальность является еще более близкой и ценной, чем для предыдущих поколений и, следовательно, влияет на это поколение с еще большей силой.

В результате описанных процессов медиаобразованность, медиаграмотность становятся первичной необходимостью для современных детей и подростков, ставятся в один ряд с такими навыками, как умение ходить, говорить, читать. Однако включение программ медиаобразования в обязательную школьную программу может занять определенное время. Таким образом, особенно актуально выявить потенциал медиаобразовательных программ, реализуемых в сфере дополнительного образования для учащихся средней и старшей школы.

Медиаобразованию посвящены многочисленные работы зарубежных и российских ученых. В общем объеме исследований наиболее существенными являются два направления: изучение ме-диаобразования с точки зрения педагогики и журналистики. Стоит оговориться, что нет единого понимания термина «медиаобразование».

Так, в Оксфордскую энциклопедию 2001 года издания вошло такое определение: «изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование (media education) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)» [9. C. 9494-9495].

В отечественной практике большое количество работ принадлежит А. В. Федорову. Его определение медиаобразования внесено в «Большую российскую энциклопедию» и звучит как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с

целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатек-стов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения меди-аграмотности» [3. С. 480].

Наряду с некоторыми другими исследователями А. А. Журин предлагает не одно, а несколько определений этого понятия:

1) педагогическая наука, изучающая влияние средств массовой информации на детей и подростков и разрабатывающая теоретические вопросы подготовки учащихся к встрече с миром СМИ;

2) практическая совместная деятельность учителя и учащихся по подготовке детей и подростков к использованию средств массовой информации и к пониманию роли медиа в культуре и восприятии мира;

3) образовательная область, содержанием которой являются знания о роли средств массовой информации в культуре и восприятии мира и умения эффективной работы с медийной информацией [1. С. 32].

А. В. Федоров в своих монографиях ссылается на американских медиапедагогов, исследователей Д. Консидайна и Э. Хэйли, которые предлагают дифференциацию медийных влияний на физические, эмоциональные, социальные (в том числе моральные, религиозные, эстетические/ художественные и др.), политические и экологические [8. С. 39-40].

В контексте последних упомянутых исследований интересно понять: какую роль играют СМИ в процессе медиаобразования и формирования медиаграмотности современных детей и молодежи в отечественной практике? При этом важно, чтобы этот вопрос не замыкался исключительно в плоскости педагогики. Поэтому стоит сосредоточиться на общем медиаобразовательном потенциале интернет-СМИ - это является целью настоящего исследования. Для достижения цели можно поставить следующие задачи: описать особенности организации текстов СМИ, предположительно усиливающие медиаобразовательный потенциал, предложить классификацию этих особенностей и рассмотреть их использование в конкретных СМИ.

Среди особенностей текстов СМИ, предположительно влияющих на их медиаобразователь-ный потенциал, условно выделим технические (с помощью технического решения публикации: использование форм тестов и опросов, таймлиний, интерактивных карт и инфографик, интерактивных лонгридов, прочего) и структурно-композиционные (с помощью структуры и композиции медиатекста, систематизации информации, структуры сайта и прочего). Таким образом, каждому медиатексту в отдельности и всему сайту проекта в целом можно дать характеристику с точки зрения логики и восприятия, а также технического мультимедийного инструментария.

Для чистоты эксперимента необходимо рассмотреть общую структуру сайтов СМИ, не ставящих приоритетными задачами медиаобразовательные, а также общую структуру опубликованных медиатекстов. Материалом настоящего исследования стал сайт журнала «Дилетант», однако для создания общей картины упомянем в работе ряд других проектов.

Традиционно в России издавались различные научно-популярные и познавательные журналы для подростков и молодежи (исходя из возрастных цензов, закрепленных для СМИ в 2012 году, ее можно обозначить как 12+). Однако процесс перехода в новую информационную среду у различных изданий произошел с различной степенью успеха.

Так, например, авторитетный журнал «Вокруг света» имеет сайт vokrugsveta.ru, который по своему содержанию может считаться имеющим отношение к образованию и просвещению, однако по техническому решению не реализует полностью возможный медиаобразовательный потенциал: развернутые материалы представляют из себя только длинные тексты и несколько иллюстраций, чаще всего две-три. Исходя из их объема, было бы целесообразно выполнить публикации в формате мультимедийных лонгридов, интерактивных квестов-тестов или хотя бы внести в их состав некоторые мультимедийные элементы (инфографику для упорядочения и читабельности большого количества фактической и числовой информации, таймлинии для воссоздания исторического контекста, интерактивные карты и прочее). Стоит отметить, что авторами предприняты попытки внести интерактивность в материалы: из нескольких специальных проектов большой интерес вызывает проект издания, выполненный совместно с РИА «Новости» (сейчас - МИА «Россия Сегодня») и Русским географическим обществом. «Экологическая карта России» - это отдельная вкладка на сайте журнала, содержащая множество разделов и подразделов,

наполненных интерактивными картами, фотогалереями и прочим мультимедийным контентом (map.vokrugsveta.ru). Однако качество исполнения материалов этого проекта далеко от собственных проектов РИА «Новости» (МИА «Россия Сегодня»), которые являются профессионально выполненными.

Другой пример образовательного проекта, в настоящее время не реализующего медиаобразо-вательный потенциал, - сайт телеканала «Наука 2.0» (naukatv.ru). Сам по себе телеканал является научно-просветительским, освещает большое количество интересных тем. На сайте представлены видеозаписи передач канала, их можно просмотреть в режиме онлайн. Однако на этом мультимедийное богатство сайта заканчивается: остальные материалы представляют собой только длинные тексты с небольшим количеством иллюстраций или видеороликов, расположенных с точки зрения верстки не совсем оптимально.

На фоне этих проектов выделяются новые просветительские проекты и издания, такие как проект «Арзамас», «Горький медиа» и журнал «Дилетант». Сразу скажем, что проект «Арзамас» нельзя считать СМИ в полном смысле этого слова, поскольку авторы позиционируют его именно как образовательный портал. Что касается «Горький медиа», возрастной ценз этого интернет-издания - 18+, а значит, большая часть аудитории, обозначенной нами в начале, выпадает из числа его читателей-потребителей: таким образом, проект теряет шесть лет из жизни аудитории, когда целесообразнее всего начинать и продолжать процесс медиаобразования.

Сосредоточимся на издании «Дилетант». Проект зарегистрирован как СМИ, ежемесячно издается в виде журнала, тематика которого связана с историей. Однако исследовательский интерес вызывает сам портал diletant.media.

Рассмотрим общую структуру сайта. На главной странице обозначено семь разделов (вкладок). В медиаобразовательном плане интересны три из них - «Рубрики», «Новости» и «Смотритель», остальные - «О проекте», «Журналы» и «Подписка» - не имеют важного содержательного значения для аудитории и для настоящего исследования интереса не представляют.

Проект «Дилетант» имеет сложную рубрикацию, обозначенную в разделе «Рубрики». Здесь можно выделить 8 пунктов:

1. «ЕГЭ. Проверь свои знания» - подраздел содержит однотипные материалы: тесты на знание истории, направлений в искусстве;

2. «Личностный тест. Найди свое место в истории» - в этом подразделе собраны развлекательно-познавательные тесты, позволяющие понять исторический контекст и причинно-следственные связи, провести параллели с современностью;

3. «Статьи» - подразделяется еще на 24 раздела, материалы содержат разнообразные интерактивные и мультимедийные компоненты, использованные целесообразно теме и аспекту рубрики. При этом один из разделов («История в культуре») имеет дальнейшее разделение на подструктуры;

4. «Афиша» - содержит анонсы культурных мероприятий Москвы и Санкт-Петербурга. Материалы представляют из себя сочетание текста и фото;

5. «Видео и аудио» - содержит видео- и аудиозаписи, трейлеры и текстовую составляющую;

6. «Блоги» - содержит материалы блогеров (колумнистов), сотрудничающих с проектом. С точки зрения технического оформления не представляют интереса, поскольку содержат чаще всего только два компонента: текстовый и визуальный (фото);

7. «Сущность дня» - содержит 5 подразделов, таких как «цитата дня» и др., позволяющих составить впечатление о дне в истории на основе деталей. С точки зрения технического оформления не представляют интереса, поскольку содержат чаще всего только два компонента: текстовый и визуальный (дизайн, верстка);

8. «Опросы» - содержит формы опросов, в которых может принять участие каждый пользователь. Опросы завершаются выводом, представляющим из себя текстовый и визуальный компоненты.

Во вкладке «Новости» собраны новостные заметки, опубликованные авторами сайта. Материалы чаще всего представляют из себя только текст с иллюстрациями, без дополнительных компонентов.

И наконец, вкладка «Смотритель» содержит «онлайн-экскурсии». Однако это не онлайн-му-зей, а трансляции и доступные после их проведения видеозаписи экскурсий в различные музеи и прочие учреждения.

Таким образом, анализ структуры сайта позволяет сделать несколько выводов. Сайт издания имеет сложную, многоуровневую систему разделов и рубрик (самая длинная цепочка насчитывает пять уровней). Можно предположить, что это также может являться особенностью, влияющей на медиаобразовательный потенциал, поскольку отражает способ структурирования и классификации информации. Кроме того, на сайте действует поисковая форма, позволяющая фильтровать информацию по ряду критериев (место, время, ключевое слово). Часть материалов, опубликованных на сайте, содержит ссылки на сайт-источник - гипертекстовый компонент, который, с одной стороны, позволяет увеличить информированность читателя по теме, а с другой - воспользоваться технической связанностью ресурсов. Подборки фото, видеозаписи трейлеров, структурированность многих медиатекстов посредством разделения на фрагменты с помощью подзаголовков и визуальных компонентов может быть обусловлено особенностями клипового мышления аудитории. Стоит отметить, что при создании материалов сайта использованы различные мультимедийные компоненты: интерактивные карты и графики, формы тестов и опросов, формат лонгрида, фото, видео, аудио, интеграция с социальными сетями и др. Это позволяет пользователям, посетившим ресурс, во-первых, воспринимать информацию в разных формах, во-вторых, научиться взаимодействовать с этими компонентами.

Однако в ходе исследования автором не было обнаружено случаев использования в материалах некоторых мультимедийных компонентов, например таймлиний, которые целесообразно было бы использовать в материалах об исторических событиях. Некоторые размещенные на сайте медиатексты условно можно отнести к разряду интерактивных лонгридов, поскольку они представляют собой длинные тексты с мультимедийными компонентами, однако технически они выполнены не на специализированных площадках (без помощи специальных приложений и инструментов), что отличает их от мультимедийных лонгридов-сноуфоллов, имеющих специфические визуальные характеристики, верстку и механику просмотра. Кроме того, не все «длинные тексты», размещенные на сайте, имеют своей задачей исчерпывающее информирование по вопросу или теме, что может отличать их от лонгридов и с точки зрения логики и восприятия. Очевидно, что проект, в силу специфики тематики, изначально имеющий медиаобразовательный потенциал, не реализует его в полной мере, что может быть обусловлено техническими, кадровыми, финансовыми и другими причинами.

Получается, что с одной стороны, исследование сайта журнала «Дилетант» может считаться недостаточно репрезентативным, поскольку, как показывают результаты, в проекте используется только часть технологических решений, имеющих медиаобразовательный потенциал. С другой стороны, именно поэтому проект можно считать в некоторой степени знаковым, ведь подобная ситуация складывается во многих СМИ. Кроме того, именно на таком материале перспективнее всего рассматривается возможность разработки рекомендаций.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать несколько выводов. Во-первых, СМИ, имеющие сайты в интернете и позиционирующие себя как просветительские и научно-популярные, не всегда реализуют медиаоразовательный потенциал, обусловленный темами и структурно-композиционными особенностями своих текстов. Во-вторых, многие существующие проекты, имеющие медиаобразовательный потенциал, имеют возрастной ценз 18+, что значительно сужает их аудиторию. В-третьих, под СМИ, имеющем медиаобразовательный потенциал и реализующим его, можно понимать проект, являющийся СМИ, существующий в новой информационной среде и использующий на своей площадке разнообразные мультимедийные средства, релевантные темам и аспектам материалов, поскольку чем больше количество используемых на площадке СМИ технических инструментов, тем с большим их количеством знакомятся пользователи и тем больше количество развиваемых у пользователей компетенций, выше медиаграмотность.

Перспективы исследования видятся в нескольких направлениях. Во-первых, в расширении исследовательской картины реального медиаобразовательного потенциала через рассмотрение нескольких «знаковых» СМИ. Во-вторых, в качественном анализе медиатекстов для создания более точной и полной системы особенностей текстов СМИ, имеющих медиаобразовательные эффекты.

Список литературы

1. Журин, А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы [Текст] / А. А. Журин // Медиаобразование. - 2005. - № 1.

2. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

3. Федоров, А. В. Медиаобразование [Текст] /А. В. Федоров // Большая российская энциклопедия. - Т. 17. - М.: Большая российская энциклопедия, 2012. - С. 480.

4. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.

5. Федоров, А. В., Новикова, А. А. Медиаобразование в США и Канаде [Текст] / А. В. Федоров // США и Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - № 9. - С. 96- 104.

6. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмот-ности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

7. Шмелева, Т. В. Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования [Текст] / Т. В. Шмелева // Вестник НовГУ. - 2015. - № 7 (90). - С. 145-148.

8. Considine, D. M. Visual Messages [Text] / D. M. Considine, G. E. Haley. - Englewood, Colorado: Teachers Ideas Press, 1999. - pp. 371.

9. Dorr, A. Media Literacy International Encyclopedia of the Social and Behavioral Science [Text] / A. Dorr. - Vol. 14. - Oxford, 2001, - Pp. 9494-9495.

10. Postman, N. The Disappearance of Childhood [Text] / Nail Postman. - New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994. - 178 p.

AN ANALYSIS OF THE MEDIA'S MEDIA EDUCATION POTENTIAL (ON THE EXAMPLE OF THE SITE OF THE MAGAZINE «AMATEUR»)

Yashina A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, alya.yashina@list.ru

In the aspect of media education and media literacy, the potential of the media themselves, not specializing in these topics, seems interesting. Special attention is drawn to the technical component of registration and submission of information, since it is probably the technical capabilities of the New Environment that have the greatest media education potential. In this study, an attempt is made to identify media education potential of media sites, as well as to identify ways of their media education impact.

Keywords: mass media, Internet, media education, media literacy.

References

1. Zhurin,A.A. (2005), "Integratsiyamediaobrazovaniya skursom himii sredney obsheobrazovatelnoy shkoly" [=Integration of media education with the course of chemistry of the secondary general education school], in:Mediaobrazovaniye [=Media education]. (In Russ.).

2. Fateeva, I. A. (2007), Mediaobrazovaniye: teoreticheskiye osnovy i praktika realizatsii [=Media Education: Theoretical Foundations and Implementation Practices], Chelyabinsk, Publishing house of CSU, 270 p. (In Russ.).

3. Fedorov, A. V. (2012), "Mediaobrazovaniye" [=Media education], in: Bolshaya rossiyskaya entsiklopediya [=Great Russian Encyclopedia], Vol. 17, p. 480. (In Russ.).

4. Fedorov, A. V. (2004), Mediaobrazovaniye i mediagramotnost' [=Media education and media literacy], Publishing house Kuchma, Taganrog, 340 p. (In Russ.).

5. Fedorov, A. V. and Novikova, A. A. (2004), "Mediaobrazovaniye v SSHA i Kanade" [=Media Education in the US and Canada], in: SSHA IKanada: ekonomika, politika, cultura [=USA and Canada: Economics, Politics, Culture], Issue 9. pp. 96-104. (In Russ.).

6. Fedorov, A. V. (2010), Slovar' terinov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosty, mediakompetentnosty [=Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence], Publishing house of TSPI, Taganrog, 64 p. (In Russ.).

7. Shmeleva, T. V. (2015), "Mediatizatsiya kak fenomen sovremennoy kultury i obyekt issledovaniya" [=Mediatization as a phenomenon of modern culture and the object of research], in: Vestnik NovSU [=Bulletin of NovSU], Vol. 7 (90), pp. 145-148. (In Russ.).

8. Considine, D. M. and Haley, G. E. (1999), Visual Messages. Englewood, Colorado, Teachers Ideas Press, 371 p.

9. Dorr, A. (2001), Media Literacy. In: International Encyclopedia of the Social and Behavioral Science, Vol. 14, ed. by N. Smelser & P. Baltes. Oxford, pp. 9494-9495.

10. Postman, N. (1994), The Disappearance of Childhood. New York, Vintage Books, a division of Random House, Inc., 178 p.

Яшина Александра Андреевна - магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

alya.yashina@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.