Научная статья на тему 'Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации'

Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И.В.

Статья посвящена анализу основных направлений современного российского медиаобразования. Автором представлены тенденции и перспективы организационных форм, методов и технологий медиаобразовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и инновации»

A

Практика медиаобразования

Стратегии развития российского медиаобразования: традиции и

инновации

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет

Аннотация. Статья посвящена анализу основных направлений современного российского медиаобразования. Автором представлены тенденции и перспективы организационных форм, методов и технологий медиаобразовательного процесса.

Ключевые слова. Медиа, медиакультура, медиаобразование, медиакомпетентность.

Abstract. This article analyzes the main trends in contemporary Russian media literacy education. The author presents the trends and prospects of organizational forms, methods and technologies for media literacy education process.

Keywords. media, media culture, media education, media literacy, media competence.

В процессе реформирования и модернизации российского образования актуализируются проблемы поиска новых методик, технологий, приемов и методов образовательного процесса. Этим обусловлен интерес российской педагогической науки к проблемам образования средствами и на материале средств массовой коммуникации (телевидения, радио, кинематографа, прессы, сети Интернет и т.д.).

Социальные, политические, социокультурные факторы предопределили главную цель, итог современного медиаобразования, который заключается в развитии медиакомпетентной личности, способной к творческому взаимодействию с произведениями медиакультуры, к их самостоятельному анализу и оценке, к использованию в полной мере

Strategy of development of Russian media literacy education: tradition and

innovation

Dr. Irina Chelysheva, Rostov State University of Economics

образовательных и развивающих потенций медиа в различных сферах своей жизнедеятельности.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, доказали, что внедрение наиболее продуктивных, прошедших испытание временем методик и технологий медиаобразования может существенно обогатить отечественное образование в плане содержания, основных направлений. Практика проведения занятий с использованием методик и технологий медиаобразовательной работы позволяет существенно расширить как знаниевую базу аудитории о медиаобразовании и медиакультуре, так и способствовать развитию практических умений и навыков работы с медиатекстами различных видов и жанров.

Существенную роль в отечественной медиапедагогике играет и всё более активное внедрение интегрированного медиаобразования в учебные программы школ и вузов, позволяющее включать в медиаобразовательный процесс инновационные технологии обучения. Например, в процессе медиаобразовательных занятий активно используется такая практико-ориентированная форма работы с привлечением медийных источников, как контент-анализ журналов, газет, публикаций по определенной тематике, связанной с определённой учебной темой. В ходе контент-анализа происходит не только изучение представленного в изданиях материала, но и поиск наиболее актуальных, интересных публикаций, их обсуждение.

Использование активных методов обучения (наряду с тренингами, игровыми технологиями и т.д.) становится все более актуальным в школьном и в вузовском медиаобразовательном процессе. В этом плане интересны проектные медиаобразовательные технологии.

Медиаобразовательные проекты выступают важным средством развития познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов, ориентированный на исследовательскую деятельность учащихся и студентов, направлен на применение уже полученных и освоение новых знаний о медиакультуре. Проективная деятельность на материале медиа позволяет аудитории стать активными участниками образовательного процесса, способствует умению работать в коллективе.

Медиаобразование, реализующееся на основе проектной технологии, активно, так как, пройдя через обучение данного типа, учащиеся приобретают навыки активных коммуникаторов, разрабатывая и реализовывая тот или иной медиаобразовательный проект. «Пассивное же медиаобразование направлено на формирование пользовательских знаний, навыков и умений; в этом случае обучающийся осваивает роль реципиента массово-коммуникационных процессов. Однако в наше время - время все

более усиливающейся интерактивности современных средств массовой коммуникации - пассивное медиаобразование не в состоянии решать задачи подготовки населения к жизни в медиатизированном обществе. Значит, в отличие от всех других педагогических средств, которые могут использоваться на усмотрение педагога в той или иной ситуации, медиаобразовательный проект должен считаться стержневой технологической формой медиаобразования, а владение методикой его осуществления обязательно для профессионального медиапедагога» [Фатеева, 2007, с. 120].

Работа над реализацией проекта, как правило, включает несколько этапов:

1) подготовительно-организационный, включающий в себя выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей работы, выбор организационных форм, методов и учебных средств проектной деятельности;

2) информационный, предполагающий анализ проблемы, постановку задачи, уточнение информации и синтез идей;

3) планово-прогностический, включающий мозговой штурм, обсуждение альтернатив и выбор оптимального варианта работы;

4) технологический и исполнительский, включающий разработку конструкторско-технологической и экономической документации, работу по выполнению проекта;

5) контрольно-оценочный, предполагающий самооценку и оценку результата проектной деятельности, выяснение причин удач и неудач;

6) заключительный - подведение итогов, защита проекта и коллективный анализ деятельности [Зольников, 2003, с. 58].

Перед тем, как перейти к практической реализации медиаобразовательных проектов, аудитории могут быть предложены следующие проблемные вопросы:

- Для какой целевой аудитории будет готовиться тот или иной медиаматериал (фильм, презентация, выпуск газеты, журнала, радиопередачи и т.д.)?

- Какие цели и задачи ставит перед собой автор (группа авторов) проекта?

- Какие основные приоритеты и идеи будут заложены в его основу? и т.д.

Работа над творческими медиаобразовательными проектами может включать такие виды деятельности, как создание и творческое воплощение собственных медиапродуктов (фильмов, газет, рекламных роликов, сайтов и т.д.), разработку сценариев школьных мероприятий для учащихся разных возрастных категорий и т.п.

Е.А. Бондаренко, отмечая важную роль творческих мультимедийных проектов как формы элективных курсов, определяет их основные цели и

задачи следующим образом. Цели разработки элективных курсов в форме творческого проекта заключаются в обеспечении самоопределения детей и подростков в современной медиасреде; освоении медиакультуры педагогами; формировании критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на сознание) у взрослых и подростков; создании медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками.

В числе основных задач выделяются:

• умение адаптироваться в медиасреде;

• освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов;

• формирование критического мышления, умения анализировать ме-диатексты;

• формирование критической компетенции (в том числе осознание последствий воздействия сообщений СМИ на психику и мировоззрение) [Бондаренко, 2008].

Основные формы медиаобразовательной деятельности классифицируются в зависимости от содержания учебного материала, характера требований, предъявляемых к получению конечного результата, целей и задач выполнения учебной работы, видов ее организации и выполнения. Наряду с уже традиционными для России циклами творческих заданий, в медиаобразовательном процессе активно используется и зарубежный опыт. Вот почему А.В.Федоровым в числе основных условий успешного развития медиаобразования выделяется «плодотворный альянс «новичков» и «старожилов» массового медиаобразования, основанный на внимательном отношении к тому, что к настоящему времени наработано как российскими, так и зарубежными исследователями в данной области» [Федоров, Левицкая, Челышева, 2012, с. 28-29].

В отечественной медиапедагогике уже достаточно широко используются британские методические подходы к медиаобразовательному процессу. В их числе - технологии, основанные на «шести ключевых понятиях», успешно применяемые в процессе анализа произведений массовой культуры различных видов и жанров.

Опора на шесть ключевых понятий медиаобразования находят отражение и в организации медиаобразовательных игр и игровых упражнений. В качестве примера здесь можно привести следующие:

- «Интервью»: задание состоит в организации «интервью» с различными персонажами медиатекста (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- «Съемка фильма или телепередачи»: в процессе имитационной игры аудитория моделирует различные этапы подготовительного и съемочного

процесса, включая финансовые расчеты, подбор актеров и подписание контрактов. Игра проводится индивидуальноили в микрогруппах (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- «Поиск спонсоров проекта»: заключается в поиске финансового сопровождения будущего фильма, телепроекта или компьютерной игры. Игра проводится в микрогруппах. Для того, чтобы медиапроизведение заинтересовало потенциальных спонсоров, каждой микрогруппе необходимо подготовить аргументацию актуальности, области распространения медиапродукта, его успеха и т.д. (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

Методика «шести ключевых понятий» доказала свою продуктивность и в процессе выполнения практико-ориентированных творческих заданий. В числе наиболее интересных можно привести следующие:

- подготовка серии из 10-12 кадров для съемки сцены, например, драки в вестерне (к понятиям «категория», «язык», «технология», «репрезентация»);

- чтение сценарной строки (к примеру: «он сидит у костра и читает письмо, затем бросает его в огонь») и подготовка серии кадров «экранизации» этой сценарной строки (к понятиям «категория», «язык», «технология», «репрезентация»);

- съемка короткого видеосюжета («Игра в шахматы» или «Перемена в классе») с использованием различных способов съемки (к понятиям «категория», «язык», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- разработка рекламной кампании медиатекста; составление сценариев теле / радиорекламы, афиш (например, коллаж из журнальных вырезок) и т.д. (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- составление программ теле- и/или радиопередач для разного рода каналов с учетом времени выхода в эфир, аудитории, конкурентной способности (к понятиям «категория», «агентство», «аудитория», «репрезентация»);

- составление заявки на медиатекст определенного вида и жанра (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- подготовка короткого выпуска теле / радионовостей (отбор информации, интервью, написание текстов, чтение, запись материала на аудио / видеомагнитофон и т.д.) (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- подготовка макета газеты / журнала (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- монтаж отдельных фрагментов медиаматериала (фотографий, видеосцен, рисунков и т.д.) (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»);

- разработка минисценария медиатекста (к понятиям «категория», «язык», «агентство», «технология», «аудитория», «репрезентация»).

Многие базовые методы кинообразования, разработанные британскими экспертами («стоп-кадр», «звук и изображение», «анализ кадров», «начало и конец», «привлечение аудитории», «жанровый анализ», «видовые трансформации», «сравнение медиатекстов», «имитация»), легли в основу мировой практики медиаобразования. В российском медиаобразовании данные приемы также находят свое применение в ходе интегрированных, факультативных медиаобразовательных занятий, используются в работе медиаклубной практики и т.п.

Дальнейшее развитие отечественной медиапедагогики связано с разработкой социокультурной и теоретико-методологической базы медиаобразования; определением путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющих в полной мере использовать современные медиапедагогические технологии и способствующих реализации максимальной самостоятельности подрастающего поколения в различных видах деятельности, связанных с произведениями медиакультуры и т.п.

Среди наиболее значимых условий для успешного развития успешного развития российских моделей медиаобразования можно выделить: развитие аналитического мышления, художественного восприятия, вкуса и т.д.); учет особенностей, интересов и предпочтений детской и молодежной аудитории; разработку критериев развития медиавосприятия и способностей к анализу медиатекстов, к творческой медиаобразовательной деятельности; включение в вузовские и школьные программы курсов, предусматривающих изучение медиакультуры и др.

Литература

Бондаренко Е.А. Творческий проект как элективный курс. 2008.

http://www.openclass.ru/node/431

Зольников А.П. Психологические особенности саморегуляции учебно-профессиональной деятельности обучаемых // Научное наследие Алексея Николаевича Леонтьева и развитие современной психологии: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 14 февр. 2003 г.) / сост. В.К. Шишмаренков. Челябинск: Околица, 2003.

Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Колесниченко В.Л., Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с. Челышева И.В., Михалева Г.В. Стратегии современного британского медиаобразования и его влияние на российскую медиапедагогику: монография. Таганрог: Изд-во Таганрог. инта имени А.П. Чехова, 2015. 240 с.

References

Bondarenko, E. (2008). Creative design as an elective course. http://www.openclass.ru/node/431 Chelysheva, I., Mikhaleva, G. Strategy contemporary of British media education and its impact on the Russian media kiteracy education. Taganrog, 2015. 240 p.

Fateeva, I. Media education: theoretical bases and realization practice. Chelyabinsk, 2007. 270 p.

Fedorov, A., Levi^y^ A., Chelysheva, I., Muryukina, E., Kolesnichenko, V., Mikhaleva, G., Serdyukov, R. Research and Education Center "Media Education and Media Competence". Moscow: Information for All, 2012. 614 p.

Zolnikov, A. (2003). Psychological characteristics of self-teaching and professional activities of the trainees // Scientific Heritage of A.N. Leontiev and the development of modern psychology. Chelyabinsk, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.