References
1. Abramyan D. N. General psychological basis of artistic creativity: (Theoret.and methodol. aspects of probl.). M., 1994. 322 p. (In Russian).
2. Fedorov, A.V., Chelysheva I. V., Murjukina E. V. Media education in the USSR and Russia. 2018. Scholars' Press. https://www.morebooks.de/bookprice_offer (access date: 22.03.2019).
3. Sharikov A.V. Media education: world and domestic experience. M.: Akademiya pedagogicheskih nauk Publ., 1990. 66 p. (In Russian).
4. Usov A.V. Film education as a means of aesthetic education and artistic development of schoolchildren. Abstract of dissertation... Doct. Of Educat. Moscow, 1989. 32 p. (In Russian).
5. Vygotsky L. S. Psychology of art. M.: Znanie Publ., 1963. 122 p. (In Russian).
6. WeisfeldI. V. Development of film education in the conditions of perestroika. M.: Obshchestvo druzej kino Publ., 1988. 21 p. (In Russian).
УДК 004:[316.3:008] ББК 74.58:73 Ч 411
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ НА ШКОЛЬНУЮ И
СТУДЕНЧЕСКУЮ ТЕМУ*
Ирина Викториновна Челышева кандидат педагогических наук, доцент Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)
Таганрог, Россия [email protected]
В статье рассматриваются медиаобразовательные возможности аудиовизуальных медиатекстов на школьную и студенческую тему. С этой целью в статье представлен обзор научных публикаций по исследуемой проблеме, результаты научных трудов по методике и технологии медиаобразования. В основу проведенного анализа легли научные труды К. Бэзэлгэт, А. Силверблэта, У. Эко с опорой на ключевые понятия медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences).
В исследовании представлены практические аспекты организации ме-диаобразовательных занятий, включая литературно-аналитические, имитационно-творческие; театрализованно-ролевых творческих заданий на материале аудиовизуальных медиатекстов на тему школы и вуза.
Ключевые слова: герменевтический анализ, аудиовизуальный медиа-текст, методика и технология медиаобразования, студенты, школьники.
*Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиа-текстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
MEDIA EDUCATIONAL POSSIBILITIES OF AUDIOVISUAL MEDIATEXTS ON SCHOOL AND STUDENT TOPICS
Irina Viktorinovna Chelysheva Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University
of Economics) Taganrog, Russia [email protected]
130
The article discusses the media educational opportunities of audiovisual media texts on school and student topics. To this end, the article presents a review of scientific publications on the problem under study, the results of scientific papers on the methods and technology of media education. The analysis was based on the scientific works of Bazalgette, A. Silverblatt, U. Eco backed by the key concepts of media education: media agencies, media / mediatext categories, media technologies, media languages, media representations, media audiences.
The study presents practical aspects of organization of media education classes including literary-analytical, imitation-creative, theatrical-role-playing creative tasks on the material of audiovisual media texts on subjects of school and university.
Keywords: hermeneutic analysis, audiovisual media text, methods and technology of media education, students, schoolchildren.
Аудиовизуальные медиатексты на тему образования неизменно вызывали большой интерес как у исследователей медиакультуры, так и у массовой аудитории. Воспитательное значение фильмов, теле/радиопередач становились темой широких дискуссий в прессе, на телевидении, в научной литературе по тематике кино/медиаобразования.
В практике медиаобразовательной деятельности так называемый «школьный фильм» неизменно вызывал массу дискуссий и споров. Одновременно, фильмы о школе и вузе неизменно использовались в процессе ме-диаобразования. Например, известные российские кинопедагоги О. А. Баранов и С. Н. Пензин неоднократно подчёркивали важную воспитательную роль фильмов в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. По мысли О. А. Баранова и С. Н. Пензина «отличительной особенностью «воспитательного» кино, по сравнению с учебным, является более широкий диапазон используемых видов кинематографа. ... Ведущую роль в этих фильмах, как и в произведениях других искусств, играет личность художника, творца - несмотря на то, что кинематограф сильнее остальных ви-
дов художественного творчества втянут в сферу коллективного производства и строит свою деятельность по образцу индустриальных предприятий» [Баранов, Пензин, 2005, с. 54]. Художественные средства, сюжетные линии, характерные особенности героев и идейный смысл, заложенный в фильмах данной тематики, обсуждались на занятиях кино/медиаклубов, кинокружков, на факультативных занятиях.
Да и в настоящее время тема школы и вуза не утратила своей актуальности. А. В. Федоров подчеркивает, что «аудиовизуальные медиа (кинематограф, телевидение, Интернет) - эффективные средства влияния на аудиторию, особенно - школьную и молодежную (в силу возрастных особенностей и высокой степени медийных контактов этой части населения); в последние десятилетия отечественные школы и вузы подверглись значительным изменениям и реформам и продолжают быть в центре острых дискуссий; следовательно, анализ трансформации тематики школы и вуза в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов сегодня весьма актуален - как в культурологическом, киноведческом, так и медиаобразова-тельном аспектах» [Федоров и др., 2018, с. 43].
Проблемы, рассматриваемые в фильмах, телепрограммах и сайтах школьной и вузовской тематики всегда находят живой отклик как молодежной, так и взрослой аудитории, заставляя задуматься над жизненными проблемами. В данной статье попытаемся рассмотреть возможности аудиовизуальных медиатекстов на школьную и вузовскую тему в медиаобразователь-ном контексте.
Материалом нашего исследования выступают аудиовизуальные медиа-тексты школьной и вузовской тематики с точки зрения их использования в процессе медиаобразования. С этой целью в статье представлен обзор научных трудов по исследуемой проблеме, результаты зарубежных и отечественных исследований в области медиаобразования. Методологическую основу герменевтического анализа произведений аудиовизуальных медиатек-стов на тему школы и вуза составляют научные подходы [Bazalgette, 1995;
Silverblatt, 2001; Эко, 2005] с опорой на ключевые понятия медиаобразова-ния: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение и классификация, сравнение и сопоставление, обобщение и классификация представленного материала, описательно-аналитический метод с опорой на герменевтический анализ аудиовизуальных медиатекстов.
Проблема методических и технологических аспектов медиаобразова-ния в школе и вузе на материале произведений медиакультуры различных типов и жанров отражены в исследованиях разных лет [Баженова, 2002; Баранов, Пензин, 2005; Бондаренко, 1994; Мурюкина, 2018; Поличко, 2006; Усов, 1993; Федоров, 2007, 2008, 2017, 2018; Челышева, 2009; Шипулина, 2010 и др.).
Программы интегрированного медиаобразования представлены в российской медиапедагогике многими современными авторами. Среди учебных программ последних лет можно выделить интегрированный медиаобразова-тельный курс на уроках химии [Журин, 2004], физики [Соколова, 2004], программы, включающие медиаобразовательный компонент при изучении иностранных языков [Новикова, 2004], русского языка и литературы [Галченков, Авдеева, 2010], музыки [Шак, 2010), МХК [Фоминова, 2001] и др.
С начала ХХ1 столетия силами российских медиапедагогов были разработаны и успешно апробированы специальные медиаобразовательные программы и учебно-методические комплексы для школьников и студентов, которые легли в основу медиаобразовательных курсов для бакалавриата и магистратуры по целому ряду направлений подготовки: «Психолого-педагогическое образование», «Социально-культурная деятельность», «Организация работы с молодежью», «Медиапсихология и медиаобразование» и др. [Челышева, Михалева 2016]. Целый ряд учебных программ по медиаобра-
зовательной проблематике был разработан членами научной школы «Ме-диаобразование и медиакомпетентность» (руководитель школы - профессор А. В. Федоров). Среди программ, вышедших в последние годы - программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования» [Федоров, 2007]; программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиакомпетентности» [Федоров, 2008]; программа медиаобразовательных курсов повышения квалификации для педагогических кадров «Основы медиаобразования» [Челышева, 2009]; программа медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра [Мурюкина, 2018] и др.
Методика и технология медиаобразования активно разрабатывается и зарубежными медиапедагогами. Так, одним из мировых лидеров медиаобразования - Британским киноинститутом разработаны многочисленные программы медиаобразовательных курсов для школьников. Первой из них была программа, созданная под руководством К. Бэзэлгэт для школьников [Ba-zalgette, 1995], где основное внимание уделялось практическому медиаобра-зованию в сочетании с анализом медиатекстов, использованием метода анализа ситуаций, медиатворчеством. Известным британским исследователем Л. Мастерманом [Masterman, 1994] представлены задачи критического анализа медиатекстов в контексте изучения учебных предметов и т.д.
Одним из ключевых компонентов при изучении медиатекстов различных видов и жанров выступает анализ произведений медиакультуры. Особое значение в процессе изучения медиатекстов школьной и вузовской тематики имеет герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) - «исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с исторической, культурной традицией и действительностью; проникновение в его логику; анализ медиатекста через сопоставление медийных образов в ис-
торико-культурном контексте. При этом вполне возможно сочетание исторического, герменевтического анализа со структурным, сюжетным, этическим, идеологическим, иконографическим/визуальным, анализом медийных стереотипов и персонажей медиатекста» [Федоров, 2012, с. 47].
Методологическим основанием в осуществлении герменевтического анализа аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики выступают исследовательские труды К. Бэзэлгэт, А. Силверблэтта, У. Эко [Ва2а^ейе, 1995; ЗПуегЫаИ, 2001; Эко, 2005], свидетельствующие о взаимосвязи герменевтического анализа с ключевыми медиаобразовательными понятиями: медийные агентства, категории медиа/медиатекстов, медийные технологии, языки медиа, медийные репрезентации и медийные аудитории.
Технология герменевтического анализа аудиовизуального медиатекста школьной и вузовской проблематики включает целый ряд аспектов, среди которых выделяются следующие структурные компоненты.
Исследование места действия, определение исторического, социокультурного, политического, идеологического контекста. При этом доминирующими понятиями исторического контекста выступают «медийные агентства», «категории медиа/медиатекстов», «медийные репрезентации» и «медийные аудитории».
В ходе изучения исторического контекста аудиовизуальных медиатек-стов определяющими параметрами выступают:
- особенности исторического периода создания медиатекстов; условия рынка, которые способствовали замыслу, процессу создания медиатек-стов; степень влияния событий того времени на медиатексты;
- как знание реальных исторических событий конкретного периода помогает пониманию данных медиатекстов, примеры исторических ссылок в данных медиатекстах.
Второй аспект герменевтического анализа аудиовизуальных медиатек-стов школьной и вузовской проблематики определяет социокультурный, идеологический, мировоззренческий, религиозный контекст произведения
медиакультуры. Здесь доминирующими понятиями, с опорой на которые осуществляется анализ, выступают понятия «медийные агентства», «категории медиа/медиатекстов», «медийные репрезентации» и «медийная аудитория».
На данном этапе аудитория осуществляет анализ следующих компонентов медиатекста:
- идеология, мировоззрение авторов данных медиатекстов в социокультурном контексте; идеология, культура мира, изображенного в медиа-текстах;
- мировоззрение людей «школьного/вузовского мира», изображенного в медиатекстах.
Далее в ходе герменевтического анализа проводится исследование структуры и приемов повествования в данных медиатекстах с опорой на доминирующие понятия: «категории медиа/медиатекстов», «медийные технологии», «языки медиа», «медийные репрезентации».
В процессе анализа структурных компонентов перед аудиторией стоят задачи - определить: место и время действия медиатекстов; характерную для данных медиатекстов обстановку, предметы быта; жанровые модификации медиатекста; (стереотипные) приемы изображения действительности; типологию персонажей (черты характера, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты персонажей, присутствие или отсутствие стереотипной манеры репрезентации персонажей в данных медиатекстах); существенное изменение в жизни персонажей медиатекстов; возникшую у персонажей проблему; варианты решения проблемы.
Как показывает опыт осуществления герменевтического анализа аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики, проведение такого рода комплексного анализа позволяет аудитории не только вникнуть в суть идейного и содержательного смысла медиапроизведения, но и позволяет углубить и расширить имеющуюся знаниевую базу об историче-
ских, социокультурных особенностях аудиовизуальных медиатекстов разных жанров, способствовать развитию медиакомпетентности аудитории.
В 2018 году на базе проведенного исследования по тематике отражения проблем школы и вуза в произведениях медиакультуры была разработана программа [Федоров и др., 2018] для студенческой аудитории, цель которой -анализ советских, российских и западных аудиовизуальных медиатекстов на тему школы и вуза. К задачам программы авторами относятся: изучение социокультурного, политического, идеологического, гендерного контекста создания и функционирования аудиовизуальных медиатекстов на тему школы и вуза в СССР, России и западных странах; анализ основных этапов исторического развития данной темы в аудиовизуальных медиатекстах; анализ особенности развития данной тематики в современной социокультурной ситуации [Федоров и др., 2018].
Программа имеет модульный принцип, объединяя в лекционных темах проблематику школы и вуза в зеркале советских/российских и зарубежных аудиовизуальных медиатекстов различных видов и жанров (на материале кинематографа, телевидения, интернета).
Данная программа включает лекционный, практический блоки и блок для самостоятельной работы студентов, включая тематику рефератов, творческих проектов, вопросов для самостоятельного изучения и проведения промежуточного контроля. Также в программе представлена фильмография отечественных и зарубежных фильмов школьной и вузовской проблематики, которая может служить основой для осуществления анализа аудиовизуальных медиатекстов. Практический модуль программы посвящен анализу аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе.
Как известно, педагогические приемы медиаобразования определяются общедидактическими методами, и каждая конкретная методика и технология может включать множество сочетаний педагогических приемов. Их выбор обусловлен целями и задачами, особенностями содержания обучения, способами и планируемыми уровнями усвоения учебного материала, имеющимися
средствами их реализации, степенью эффективности применения того или иного приема и т.д.
Понятно, что при осуществлении герменевтического анализа аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики для аудитории разных возрастов, степени подготовки используются различные формы, методы и технологии медиаобразования с разной степенью сложности. К тому же, исследование аудиовизуальных медиатекстов разных видов и жанров также имеет свою специфику. В целом, герменевтический анализ аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики включает организацию литературно-аналитических, театрализовано-ролевых изобразительно-имитационных творческих заданий, включающих анализ ключевых понятий медиаобразования: «медийные агентства»(media agencies), «категории медиа» (media categories), «язык медиа» (media language), «медийные технологии» (media technologies), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences) [Федоров, 2007].
Наиболее активно в медиаобразовательной практике последних лет разрабатывается методика работы с игровыми фильмами. Так, например, в ходе изучения темы «Социокультурный, политический, идеологический, гендерный контекст создания и функционирования аудиовизуальных медиа-текстов на тему школы и вуза в СССР и России. Основные этапы исторического развития темы в аудиовизуальных медиатекстах СССР и России» после изучения основного материала к занятию аудитории предлагается задание составить сравнительную характеристику социокультурного, политического, идеологического, гендерного аспектов с точки зрения сопоставления игровых фильмов разных периодов.
Данное задание может быть выполнено в форме заполнения соответствующей таблицы. В таблице 1 мы представили пример выполнения данного задания в студенческой аудитории на материале советских и российских игровых фильмов
Таблица 1 - Социокультурный, политический, идеологический, гендерный контекст создания и функционирования отечественных игровых медиатекстов на тему школы и вуза в СССР и России
Исторический Социокультур- Политический и Гендерный
период ный контекст идеологически кон- контекст
текст
Фильмы периода Относительная Годы «военного ком- Гендерным
немого кино свобода творче- мунизма». Новая эко- различиям
(1919-1930). ства в рамках ло- номическая политика. не придает-
яльности совет- Коллективизм, вера в ся особого
ской власти. Раз- скорую победу комму- значения,
руха, детская низма, главенство об- главное -
беспризорность. щественных интересов отношение
над личными. персонажей
Приобщение детей и к советской
молодежи к обще- власти.
ственной коллективной
жизни, в процесс со-
циалистического стро-
ительства; развитие пи-
онерского и комсо-
мольского движения.
Фильмы звуково- Коллективизация Коммунистическая Гендерным
го периода кино и индустриализа- идеологизация обще- различиям
сталинской эпохи ция. Усиление ства, пропаганда и аги- не придает-
и первых пост- контроля над тация советской поли- ся особого
сталинских лет всеми сферами тической системы и значения,
(1931-1955). культуры и ис- идеологии. Коллекти- главное -
кусства, главен- визм, верность комму- отношение
ство принципов нистической партии. персонажей
«социалистиче- к советской
ского реализма». власти.
Экстремальные
условия жизни в
военный период
и первые после-
военные годы.
Фильмы периода Ослабление (по Политические, эконо- Ярко выра-
«оттепели» сравнению со мические и социокуль- женная ген-
(1956-1968) сталинским эта- турные изменения. дерная при-
пом), идеологического и цен- Наряду с социалистической идеологией надлеж-ность персонажей
зурного кон- наблюдается обраще- медиатек-
троля, появление ние к мировоззренче- стов.
новых интерес- ским проблемам, труд-
ных находок, ностям нравственного
выбор художе- выбора персонажей.
ственных
средств, поиск
новых интерпре-
таций образов в
медиатекстах
Фильмы периода Застой в эконо- Усиливающаяся поли- Ярко выра-
«стагнации» мическом разви- тическая стагнация. женная ген-
(1969-1984) тии СССР. По- Идеологический кон- дерная при-
становления и троль руководства надлеж-
директивы, обу- страны за творчеством ность пер-
словившие по- писателей, поэтов, ху- сонажей
вышенные требо- дожников, композито- медиатек-
вания к идейному ров, кинематографи- стов.
содержанию стов.
аудиовизуальных
медиатекстов.
Фильмы периода Постепенное па- Изменения политиче- Ярко выра-
«перестройки» дение «железного ского курса, демокра- женная ген-
(1985-1991) занавеса», пере- тизация, радикальная дерная при-
стройка эконо- реформа советского надлеж-
мической, поли- общества, его базис- ность пер-
тической жизни, ных и надстроечных сонажей
культурный плю- структур. Смещение медиатек-
рализм, глас- идеологических и стов.
ность, коренные нравственных ориен-
изменения во все тиров в сторону от
сферы жизни со- коммунистических
ветского социу- идеалов.
ма.
Современные Рыночные отно- Политические измене- Ярко выра-
российские шения, экспансия ния, связанные с кри- женная ген-
фильмы школь- западных образ- зисными явлениями дерная при-
ной тематики цов жизни, рас- постперестроечного надлеж-
(1992-2019) слоение обще- периода. Идеология ность пер-
ства, ориентация буржуазного образа сонажей
на западные об- жизни. медиатек-
разцы массовой стов.
культуры.
В процессе герменевтического анализа можно обратиться к выполнению ряда литературно-аналитических творческих заданий на материале иг-
ровых, документальных фильмов, телепередач, телесериалов, сайтов по тематике школы и вуза.
В частности, опора на ключевое понятие Медийные агентства (media agencies) включает такой вид работы с медиатекстом, как составление плана работы медийного агентства по созданию фильма или телевизионной программы изучаемой проблематики, включая поиск инвесторов, кастинг актеров, план съемочного процесса, и основные направления рекламной кампании будущего медиатекста. Одним из интересных вариантов данного задания может стать подготовка ремейка известного отечественного или зарубежного фильма прошлых лет, действие которого перенесено в наши дни.
Изменение жанровой составляющей телевизионного сериала школьной проблематики, связанное с ключевым понятием Категории медиа (media categories), заключается в написании мини-сценария серии о школе и вузе. В основу данного задания положена медиаобразовательная методика «Видовые трансформации» (Generic Translations). Причем для выполнения задания может быть выбран один сериал, который аудитория представит в разных жанрах. Например, работа с известным телесериалом «Универ», тематика которого наиболее близка студентам, может включать трансформацию истории из комедийного в драматический, мелодраматический, приключенческий и другие жанры.
Работа с ключевыми эпизодами фильма или иллюстрациями к сайтам школьной и вузовской проблематики осуществляется в ходе герменевтического анализа на основе понятия Язык медиа (media language). Выполнение задания заключается в подготовке тематического интернет-блога с обзором фильма школьной и вузовской тематики. Данное задание выполняется индивидуально. Задача обучающихся - создать медиапродукт для аудитории разного социального, возрастного, профессионального состава. Примером выполнения задания может быть блог для домохозяек, бизнесменов, родителей учеников школы, подростков и др. При этом, безусловно, содержание и из-
ложение материала должно быть подготовлено таким образом, чтобы заинтересовать целевую аудиторию.
Приведем небольшой фрагмент блога, составленного по мотивам документального фильма «Два детства» режиссера В. Головнева (2018). Целевой аудиторией блога выступили подростки:
«Что такое патриотизм? Этот вопрос, на первый взгляд, элементарный. Понятно, что это любовь к Родине, к своей стране. Но все ли мы, школьники, понимаем глубокий смысл патриотизма? Не вспоминаем ли мы о ветеранах войны только перед Днем Победы? На все эти вопросы вы сможете найти ответы в этом фильме, рассказывающем о жизни современных подростков из самой обычной уральской школы».
С помощью обращения к ключевому понятию Медийные репрезентации (media representations) в герменевтический анализ аудиовизуальных ме-диатекстов можно включить следующее задание: составление рассказа от имени главного или второстепенного персонажа изучаемого произведения медиакультуры. Данное задание позволяет аудитории глубже вникнуть во внутренний мир героя, лучше прочувствовать его характерные черты, мотивы поступков, характерную лексику, манеры поведения и т.д.
Кроме того, в ходе практических занятий при изучении модуля «Анализ аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе», включающего темы «Герменевтический анализ конкретных советских и российских аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе» и «Герменевтический анализ конкретных западных аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе» возможно составление сравнительной таблицы, отражающей наиболее типичных персонажей в фильмах школьной и вузовской проблематики. Данное задание выполняется в минигруппах с опорой на ключевое понятие Медийные репрезентации (media representations).
Сравнительный анализ аудиовизуальных медиатекстов (игровых, документальных фильмов, телепрограмм, сайтов) может быть осуществлен после знакомства аудитории с медиатекстами различной жанровой специфики.
Выполнение данного задания позволяет аудитории развивать аналитические умения, осуществлять контент-анализ репрезентации образов учителей и учеников на каждом конкретном этапе исторического развития. Пример выполнения данного задания на материале отечественных игровых и документальных фильмов представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Типология персонажей учителя и ученика в отечественных игровых и документальных фильмах
Историче- Образ учите- Образ ученика/ студента
ский период ля/преподавателя
Фильмы пери- Учитель/преподаватель - Ученик/студент делает нелег-
ода немого лидер, старший настав- кий выбор в сторону новой, ин-
кино (1919- ник. тересной, увлекательной жизни
1930) Характерные черты: кол- в коллективе единомышленни-
лективист, энтузиаст, по- ков (пионерском отряде, ком-
литический лидер. сомольской ячейке), борется с
политической несознательно-
стью.
Фильмы зву- Учитель/преподаватель - Ученик/студент наравне со
кового перио- образец для подражания. взрослыми работает, стремится
да кино ста- Обладает непререкае- быть лучшим в учебе и труде,
линской эпохи мым авторитетом, прин- сражается с врагами социализ-
(1931-1955) ципиальностью, непре- ма.
клонностью, справедли- Характерные черты: честный,
востью. смелый, решительный, отваж-
Характерные черты: тру- ный, дисциплинированный.
долюбие, готовность Стремится к коллективной
жертвовать собой во имя жизни, живет общественными
общего дела, устремлён- делами.
ность к победе, энтузи-
азм, скромность и т. д.
Фильмы пери- Учитель/преподаватель - Ученик/студент стоит на пороге
ода «оттепе- учитель-энтузиаст, про- нелегкого нравственного выбо-
ли» (1956- фессионал, непосред- ра.
1968) ственно взаимодейству- Характерные черты: искренний,
ющий с производствен- честный, высоконравственный,
ной средой и с рабочим романтичный, сердечный.
классом. Пользуется
уважением и доверием
учеников, авторитетом,
обладает высокой куль-
турой. Характерные чер-
ты: отзывчивость, чут-
кость, нравственность,
доброта, гуманизм.
Фильмы пери- Учитель/преподаватель - Ученик/студент переживает
ода «стагна- профессионал, не всегда моральное становление и фор-
ции» (1969- реализовавший свои мирование личностных качеств,
1984) жизненные ожидания. стремится к добру, справедли-
Характерные черты: уве- вости, коллективизму и това-
ренность в завтрашнем риществу. Характерные черты:
дне и вместе с тем, внут- непримирим к нарушениям
ренние противоречия, норм социалистической мора-
профессионализм, уме- ли, потребительским настрое-
ние найти подход к де- ниям, общественной пассивно-
тям, понять их внутрен- сти, любовь к родной земле,
ний мир и помочь в трудолюбие, честность, скром-
трудную минуту, побу- ность, уважение к старшим.
дить учеников к нелег-
кой работе души.
Фильмы пери- Учитель/преподаватель, Ученик/студент стремится к
ода «пере- не всегда обладающий достижению жизненных высот:
стройки» должным уровнем про- материальных или личных.
[1985-1991) фессионализма и высо- Характерные черты: индивиду-
кой культурой и заслу- ализм, стремление к победе
живающий уважения, чьи «любой ценой», независимости,
личные интересы сталки- претензия на обладание персо-
ваются с профессиональ- нальным, автономным психоло-
ными; делающий нелег- гическим пространством.
кий выбор между нрав-
ственностью и матери-
альными ценностями.
Характерные черты:
усталость, безысход-
ность, недосказанность,
неопределенность, смя-
тение чувств.
Современные Учитель/преподаватель - Ученик/студент стремится к до-
российские персонаж, зачастую пока- стижению высокого результата,
фильмы занный в ироничном или победы в отношениях, облада-
школьной те- комичном ключе, вызы- нию материальными ценностя-
матики [1992- вающий негативное от- ми. Характерные черты: неод-
2019) ношение. Характерные нозначные позиции в отноше-
черты: равнодушие, уста- нии нравственности и морали,
лость, невозможность ценностные ориентиры размы-
изменить ситуацию, не- ты и нечетки, наряду с вечными
понимание, жестокость, ценностями наблюдается праг-
коррупция. матизм и эгоизм.
Театрализовано-ролевые творческие задания в процессе осуществления герменевтического анализа медиатекстов о школе и вузе также могут иметь множество вариантов. Например, изучению ключевых понятий Медийные агентства (media agencies) и Категории медиа (media categories) может способствовать осуществление импровизированной съемки игрового или документального фильма изучаемой проблематики с последующей презентацией небольшого фрагмента. Оптимальным вариантом выполнения задания может быть предварительного подготовленный на предыдущих занятиях сценарный план, на основе которого и будет создан видеофрагмент определенного жанра.
Продолжение работы над ключевым понятием Медийные репрезентации (media representations) в процессе выполнения театрализовано-ролевых творческих заданий может осуществляться в подготовке интервью с персонажами или создателями фильма, сайта или телевизионной программы. Так, например, интервью с создателями и участниками школьного сайта может быть построено в следующем ключе:
- цель создания школьного сайта;
- основные задачи основных рубрик, их целевая аудитория;
- содержательное и художественное наполнение медиаконтента;
- соответствие содержания сайта требованиям Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 «О направлении информации» и методическим рекомендациям о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети Интернет [Письмо... ] и т.д.
Подготовка интервью осуществляется в минигруппах, каждая из которых готовит вопросы по соответствующим разделам к администрации школы, родителям, обучающимся.
Также с понятием Медийные репрезентации (media representations) связано творческое задание, включающее подготовку пресс-конференции по поводу премьерного показа фильма о школе и вузе. Для его выполнения аудитория делится на команды, одна из которых - создатели и исполнители центральных ролей в фильме, вторая - журналисты различных медиаа-гентств. Роли участникам распределяются путем жеребьевки. Задача игроков состоит в максимально точном «вживании» в роль, подготовка вопросов и ответов, отражающих содержательные, художественные, идейные составляющие фильма.
В ходе осуществления герменевтического анализа важное значение имеет и цикл изобразительно-имитационных творческих заданий. Работа над циклом изобразительно-имитационных творческих заданий с опорой на понятия Категории медиа (media categories), Язык медиа (media language), Медийные технологии (media technologies), Медийные репрезентации (media representations), Медийные аудитории (media audiences) включает такие виды медиаобразовательных упражнений как создание коллажей, плакатов, афиш по тематике изучаемых аудиовизуальных медиатекстов. В задачу творческих групп может входить отражение ключевых эпизодов, жанровой специфики и восприятия того или иного медиатекста разными группами зрителей. В ходе выполнения заданий данного цикла аудитория не только получает возможность развить аналитическое мышление, но и воображение, фантазию, ассоциативное мышление, невербальное восприятие.
К примеру, большой интерес аудитории вызывает задание, состоящее из подготовки серии видеофрагментов с последующим изменением сюжетных линий или жанра медиатекста. Работа над музыкальным и шумовым сопровождением фильма с использованием методик «Замораживание кадра» (Freeze Frame) и «Звук и изображение» (Sound and Image) включает работу с ключевым понятием Языки медиа (media languages). Использование данных методик позволяет способствовать развитию аналитических умений аудитории при анализе выразительных средств, использованных авторами медиа-
текста, использующих определенные ракурсы, планы, музыкальные решения и т. п.
Выполнение литературно-аналитических творческих заданий на материале аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики включает опору на ключевые понятия Медийные агентства (media agencies), Категории медиа (media categories) и Язык медиа (media language). Примером задания данного цикла может служить составление обзора медиаматери-алов о медиатекстах на тему школы и вуза, опубликованных в сети Интернет, представленных в аналитических телепрограммах и видеообзорах. В основу задания положена методика «Привлечения аудитории» (Attracting Audiences), конечной целью которой выступает изучение зрительского успеха медиатек-ста. В результате поиска и компоновки материалов аудитория получает возможность составить прогноз успешности, познакомиться с разными точками зрения относительно изучаемого медиатекста, познакомиться со статьями известных медиакритиков. На основе изученных материалов возможна подготовка собственных рецензий или видеообзоров по теме изучаемого медиатек-ста.
Еще одним заданием, в основу которого положена методика «Сравнение медиатекстов» (Cross-media Comparisons), выступает анализ фабул ме-диатекстов по теме школы и вуза с опорой на ключевые понятия Язык медиа (media language), Медийные технологии (media technologies), Медийные репрезентации (media representations). Задание состоит в следующем: аудитории предлагается сопоставить фабульное содержание нескольких разножанровых фильмов, созданных в один и тот же период с точки зрения выявления наиболее характерных символов и знаков данного исторического периода и их специфику отображения в комедийном, драматическом, фантастическом фильмах.
Еще один вариант данного задания заключается в сравнительном анализе фабул фильмов одного и того же жанра, созданных в разное время (в разных странах). Сравнительный анализ преследует цель выявления наибо-
лее характерных символов и условных кодов, характеристики типичных персонажей и т.д.
Итак, школьная и вузовская проблематика, отраженная в аудиовизуальных произведениях медиакультуры вызывает неизменный интерес у молодого поколения, является предметом дискуссий и обсуждений. В связи с трансформационными процессами, связанными с социокультурными, идеологическими изменениями в обществе, осуществление герменевтического анализа медиатекстов данной проблематики актуально для развития ме-диаобразования. Герменевтический анализ аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики включает в себя сопоставление исторических, социокультурных, политических, идеологических и др. компонентов; анализ логических сюжетных линий, медийных образов в историко-культурном контексте. В практике медиаобразовательных занятий осуществление данного вида анализа интегрируется «со структурным, сюжетным, этическим, идеологическим, иконографическим/визуальным, анализом медийных стереотипов и персонажей медиатекста» [Федоров, 2012, с. 47].
В качестве базовых компонентов осуществления герменевтического анализа аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики рассматриваются ключевые понятия медиаобразования: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations), «медийные аудитории» (media audiences).
Педагогические приемы медиаобразования определяются общедидактическими методами, и каждая конкретная методика и технология может включать множество сочетаний педагогических приемов в зависимости от целей, задач, способов и уровней усвоения учебного материала и т.д.
В процессе герменевтического анализа аудиовизуальных медиатекстов школьной и вузовской проблематики реализуются литературно-аналитические, театрализовано-ролевые, изобразительно-имитационные
творческие задания на материале игровых, документальных фильмов, телепрограмм, сайтов изучаемой проблематики.
Опыт осуществления герменевтического анализа аудиовизуальных ме-диатекстов школьной и вузовской проблематики позволяет аудитории не только вникнуть в суть идейного и содержательного смысла медиапроизве-дения, но и позволяет углубить и расширить имеющуюся знаниевую базу об исторических, социокультурных особенностях аудиовизуальных медиатек-стов разных жанров, способствовать развитию медиакомпетентности аудитории.
Библиографический список
1. Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Российской Академии образования, 2004. 55 с.
2. Баранов О. А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / О. А. Баранов, С. Н. Пензин. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. 188 с.
3. Бондаренко Е. А. Медиакультура (учебная программа) / Основы экранной культуры. Медиакультура / Комплект программ. М.: МИОО, 1996. 76 с.
4. Галченко А. C. Авдеева Г. В. Интегрированное медиаобразование при обучении литературе. // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сб. науч. тр. / А. C. Галченко, Г. В. Авдеева. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. C. 55-59.
5. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / А. А. Журин. М. 2004. 41 с.
6. Мурюкина Е. В. Программа медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. N 1. С. 142-149 // [Электронный ресурс]. - 2018 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-mediakluba-dlya-lyudey-pozhilogo-vozrasta-v-usloviyah-kulturnogo-tsentra/ (дата обращения: 10.01.2019).
7. Новикова А. А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку: учеб. пос. Таганрог: Кучма, 2004. 52 с.
8. Поличко Г. А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006.
201 с.
9. Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 «О направлении информации» // [Электронный ресурс]. URL: http://novoserg-roo.ucoz.ru/Informatizaciia/08-1184_o_napravle.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
10. Соколова Н. Ю. Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. Ю. Соколова. М., 2004.18 с.
11. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. 90 с.
12. Федоров А. В. Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования» // Медиаобразование. 2007. N 3 // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-uchebnogo-kursa-dlya-pedagogicheskih-vuzov-nasilie-na-ekrane-i-reabilitatsionnye-vozmozhnosti-mediaobrazovaniya (дата обращения: 10.01.2019).
13. Федоров А. В. Программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиаком-петентности» // Медиаобразование. 2008. N 2 // [Электронный ресурс]. - 2008. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-uchebnogo-spetskursa-dlya-vuzov-osnovy-mediakompetentnost5.2019) (дата обращения: 10.01.2019).
14. Федоров А. В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М.: МОО «Информация для всех», 2012. 182 с.
15. Федоров А. В. Школа и вуз в зеркале аудиовизуальных медиатекстов: основные подходы к проблеме исследования / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, О. И. Горбаткова // Медиаобразование. 2017. N 2 // [Электронный ресурс]. - 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-i-vuz-v-zerkale-audiovizualnyh-mediatekstov-osnovnye-podhody-k-probleme-issledovaniya (дата обращения: 10.01.2019).
16. Федоров А. В. Программа учебного курса для вузов «Школа и вуз в зеркале аудиовизуальных медиатекстов» / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, О. И. Горбаткова. М.: МОО «Информация для всех», 2018. 54 с.
17. Фоминова М. Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М. Н. Фоминова. М., 2001. 11 с.
18. Челышева И. В. Программа медиаобразовательных курсов повышения квалификации для педагогических кадров «Основы медиаобразования» // Медиаобразование. 2009. N 2 // [Электронный ресурс]. - 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-mediaobrazovatelnyh-kursov-povysheniya-kvalifikatsii-dlya-pedagogicheskih-kadrov-osnovy-mediaobrazovaniya (дата обращения: 10.01.2019).
19. Челышева И. В. Сравнительный анализ истории, теории и практики российского и британского медиаобразования / И. В. Челышева, Г. В. Михалева; под ред. И. В. Челышевой. М: МОО «Информация для всех». 2016. 193 с.
20. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимационного кино): автореф. дис. ... д-ра искусств: 17.00.02 / Т. Ф. Шак. Ростов н/Д., 2010. 54 с.
21. Шипулина Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе // Известия ВГПУ. Серия «Социально-экономические науки и искусство». 2010. N 8 [52). С. 4-16
22. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с.
23. Bazalgette C. Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education, 1995.
24. Masterman L., Mariet, F. Media Education in 1990' Europe. Strasburg: Council of Europe, 1994. P. 5-89.
25. Silverblatt A. Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 2001.
449 p.
References
1. Baranov O., Penzin S. (2005) A film about educational work with students. Tver: Publishing House of Tver State University. 2005. 188 p. (in Russian)
2. Bazalgette C. (1995) Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education. 1995. (in English)
3. Bazhenova L. M. (2004) Media education for school children (grades 1-4). M.: Publishing House of the Institute of Art Education of the Russian Academy of Education. 2004. 55 p. (in Russian)
4. Bondarenko E. A. (1996) Media culture (curriculum) / Basics of screen culture. Media culture / Curricula set. M.: Moscow Institute of Public Education, 1996. 76 p. (in Russian)
5. Chelysheva I. (2009) The curriculum of media education upgrade courses for teachers "Basics of media education" // Media Education. N 2. [Electronic source]. - 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-mediaobrazovatelnyh-kursov-povysheniya-kvalifikatsii-dlya-pedagogicheskih-kadrov-osnovy-mediaobrazovaniya. (accessed date:10.01.2019). (in Russian)
6. Chelysheva I., Mikhaleva G. (2016) Comparative analysis of the history, theory and practice of Russian and British media education / ed. by I. Chelysheva. M: "Information for all." 2016. 193 p. (in Russian)
7. Eco W. (2005) Reader's role. Studies on the semiotics of the text. St. Petersburg: Symposium, 2005. 502 p. (in Russian)
8. Fedorov A. (2012) Analysis of audiovisual media texts. M .: "Information for all." 2012. 182 p. (in Russian)
9. Fedorov A. (2007) The curriculum for the training course for pedagogical universities "Violence on the screen and rehabilitation opportunities of media education" // Media Education. 2007. N 3. [Electronic source]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-uchebnogo-kursa-dlya-pedagogicheskih-vuzov-nasilie-na-ekrane-i-reabilitatsionnye-vozmozhnosti-mediaobrazovaniya. (accessed date: 10.01.2019). (in Russian)
10. Fedorov A. (2008) The curriculum of educational special course for universities "Fundamentals of media competence" // Media Education. 2008. N 2. [Electronic source]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-uchebnogo-spetskursa-dlya-vuzov-osnovy-mediakompetentnost5.2019). (accessed date: 10.01.2019). (in Russian)
11. Fedorov A., Levitskaya A., Gorbatkova O. (2017) School and university in the mirror of audiovisual media texts: the main approaches to the problem of research // Media Education. 2017. N 2. [Electronic source]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-i-vuz-v-zerkale-audiovizualnyh-mediatekstov-osnovnye-podhody-k-probleme-issledovaniya. (accessed date: 10.01.2019). (in Russian)
12. Fedorov A., Levitskaya A., Gorbatkova O. (2018) The curriculum of the training course for universities "School and university in the mirror of audiovisual media texts". M.: "Information for All", 2018. 54 p. (in Russian)
13. Fominova M. (2001) Media education in the context of mastering the course of world art culture in a secondary school: abstract of thesis. ... Cand. ped. sciences. - M. 2001. 11 p. (in Russian)
14. Galchenkov A., Avdeeva G. (2010) Integrated media education in teaching literature / Integration of media education in the modern school: collected book of scientific works. Taganrog: Publishing House Taganrog. State Ped. Inst. 2010. P. 55-59. (in Russian)
15. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated 14.05.2018 N 081184 "On the Direction of Information" [Electronic source]. http://novoserg-roo.ucoz.ru/Informatizacija/08-1184_o_napravle.pdf (accessed date: 10.01.2019). (in Russian)
16. Masterman L., Mariet F. (1994) Media Education in 1990' Europe. Strasburg: Council of Europe, 1994. P. 5-89. (in English)
17. Muryukina E. V. (2018) The curriculum of a media club for the elderly in a cultural center // Crede Experto: transport, society, education, language. 2018. N 1. [Electronic source]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-mediakluba-dlya-lyudey-pozhilogo-vozrasta-v-usloviyah-kulturnogo-tsentra/ (accessed date: 10.01.2019). (in Russian)
18. Novikova A. A. (2004) Media Education in the classroom in the English language. Taganrog: Publishing House "Kuchma". 2004. 52 p. (in Russian)
19. Polichko G. A. (2006) Film language explained to student. M.: Russkoe slovo. 2006. 201 p. (in Russian)
20. Shak T. (2010) Music in the structure of the media text (on material of art and animated films): abstract of thesis. ... Dr. of Arts: 17.00.02. Rostov on Don. 2010. 54 p. (in Russian)
21. Shipulina N. (2010) The image of a teacher in the Soviet and modern Russian cinema // Bulletin of the Voronezh State Pedagogical University. Series "Socio-economic sciences and art" . N 8 (52). 2010. Pp. 4-16. (in Russian)
22. Silverblatt A. (2001) Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 2001. 449 p. (in English)
23. Sokolova N. Yu. (2004) The use of components of media education in study of quantum physics: abstract of thesis... Cand. ped. sciences: 13.00.02 . M. 2004. 18 p. (in Russian)
24. Usov Yu. N. (1993) Basics of screen culture. M .: Novaya shkola. 1993. 90 p. (in Russian)
25. Zhurin A. A. (2004) Integration of media education with the course of chemistry of the secondary school: abstract of thesis. ... Dr. of ped. sciences: 13.00.02. 2004. 41 p. (in Russian)