ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
УДК 791.43 ББК 85.373(2)
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СОВЕТСКИХ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ О ШКОЛЕ И ВУЗЕ НА
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ *
Анастасия Юрьевна Катрич (Шаханская) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Таганрог, Россия [email protected]
Герменевтический анализ конкретного советского аудиовизуального медиатекста о школе и вузе на медиаобразовательных занятиях со студентами сделан в статье на примере киноленты «Баламут» (1978). Автор придерживался методологии герменевтического анализа медиатекстов, разработанных А. Силверблэтом ^^гЬ^И, 2001] и У.Эко [Эко, 2005], с опорой на ключевые понятия медиаобразования. Также приводятся примеры творческих заданий для реализации в студенческой аудитории.
Ключевые слова: медиаобразование, герменевтический анализ, кинематограф, СССР, игровой фильм, школа, вуз, студенты.
* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа и вуз в зеркале советских, российских и западных аудиовизуальных медиа-
текстов», выполняемый в Ростовском государственном экономическом университете.
THE HERMENEUTICAL ANALYSIS OF SPECIFIC SOVIET AUDIOVISUAL MEDIA TEXTS ABOUT A SCHOOL AND A HIGHER EDUCATION INSTITUTION AT MEDIA EDUCATIONAL
CLASSES *
Anastasia Jurevna Katrich (Shahanskaya) Rostov State University of Economics
Taganrog, Russia [email protected]
In this article using the cinema ""Balamut" ("Troublemaker") (1978) as an example is made the hermeneutical analysis of the specific Soviet audiovisual media text about a school and a higher education institution at media educational classes. The author adhered to the hermeneutical analysis methodology of the media texts developed by A. Silverblet [Silverblatt, 2001] and U. Eko [Eko, 2005], with the support of media education key concepts. Examples of creative tasks for realization in student's audience are also given.
Keywords: media education, hermeneutical analysis, cinema, USSR, feature film, school, higher education institution, students.
* This article is written within the framework of a study financially supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF). Project № 17-18-01001 «School and university in the mirror of the Soviet, Russian and Western audiovisual media texts», performed at Rostov State University of Economics.
Введение
Медиаобразование сегодня стремительно укрепляет свои позиции и получает все более широкое распространение в нашей стране. «Потенциальные возможности медиакультуры в современном образовательном и воспитательном процессе определяются ее широким спектром возможностей для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.). Специфика контакта аудитории с аудиовизуальными медиа определяется синтетической аудиовизуальной, пространственно-временной природой кинематографа, телевидения, видео, объединяющей характерные черты практически всех традиционных искусств» [Фёдоров, 2007, с. 34].
В рамках методологии герменевтического анализа медиатекстов, разработанной А.Стилверблэтом, учащимся можно предложить различные формы работы, как коллективной, так и индивидуальной. Анализируя предложенный медиатекст (к/ф «Баламут» (1978), работа в микрогруппах может быть направлена на исследование различных контекстов (исторического, религиозного, политического, идеологического, культурологического и др.) с последующим обменом информацией между группами и совместным обсуждением. Итогом данного этапа работы может стать ряд творческих заданий [Фёдоров, 2007; Челышева, 2008], где учащиеся смогли бы использовать полученную информацию и глубже понять смысл произведения.
Материалы и методы
Материал нашего исследования - аудиовизуальные медиатексты советского периода на тему школы и вуза (кинолента «Баламут» (1978). Основной метод - герменевтический анализ конкретного медиапроизведения (включая: анализ стереотипов, идеологический анализ, идентификационный анализ, иконографический анализ, сюжетный анализ, анализ характеров персонажей и др.), антропологический и гендерный анализ. Мы будем использовать ме-
тодологии герменевтического анализа медиатекстов, разработанные А. Сил-верблэтом [Silverblatt, 2001, с. 80-81] и У.Эко [Эко, 2005, с. 209]. А также опираясь на ключевые слова медиаобразования, такие как: «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations) и «медийная аудитория» (media audiences), имеющие непосредственное отношение к анализу медиапроизведений.
Дискуссия
Для работы со студенческой аудиторией над анализом медиатекстов разработан ряд технологий, методик, программ и творческих заданий, как зарубежными [Silverblatt, 2001; Эко, 2005; Bazalgette, 1995; Masterman, 1997; Semali, 2000 и др.], так и отечественными авторами [Зазнобина, 1996; Нечай, 1989; Федоров, 2006; Федоров, 2012; Челышева, 2009 и др.].
«Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с исторической, культурной традицией и действительностью; проникновение в его логику; анализ медиатекста через сопоставление медийных образов в историко-культурном контексте. При этом вполне возможно сочетание исторического, герменевтического анализа со структурным, сюжетным, этическим, идеологическим, иконографическим/визуальным, анализом медийных стереотипов и персонажей медиатекста» [Фёдоров, 2012, с. 47].
Опыт работы медиапедагогов показывает, что герменевтический анализ аудиовизуальных медиатекстов может быть успешно использован на ме-диаобразовательных занятиях со студентами. «Работа, включающая ознакомление с ключевыми понятиями, стереотипами, распространяемыми с помощью медиа, направлена на выработку оценки и критического, самостоятельного анализа медиатекстов: аудитория находится в процессе диалога с меди-атекстами и их оценивания, не просто «считывает» информацию, а самостоя-
тельно анализирует медиатексты, вкладывая в них различные смыслы» [Мурюкина, Челышева, 2007, с. 17].
Мы предлагаем для рассмотрения комедию «Баламут» (1978). Легкая и веселая история с незамысловатым сюжетом о студенческой жизни, целеустремленности, упорстве и, конечно, любви содержит множество отсылов к социальным проблемам общества того времени, исторических ссылок и легко читаемого идеологического посыла, и может быть интересна для анализа в аудитории на начальных этапах обучения.
Результаты исследования
Место действия, исторический, религиозный, культурный, политический, идеологический контекст.
1. Исторический контекст. а) особенности исторического периода создания медиатекстов, условия рынка, которые способствовали замыслу, процессу создания медиатекстов, степень влияния событий того времени на медиатексты.
Доминирующие понятия: «медийные агентства», «категории медиа/медиатекстов», «медийные технологии», «медийная аудитория».
В своей работе мы решили обратиться к советскому кинематографу периода так называемого «застоя» (1969-1985 гг.), хотя данное определение в большей степени можно отнести к экономической, политической или социальной сфере жизни советских людей, нежели к миру кино, несомненно и в этой отрасли были свои проблемы и трудности: кинематограф был сильно зависим от государственного финансирования, репертуарное планирование было неэффективным, а в стране не хватало хорошо оборудованных кинотеатров, особенно в сельской местности и др. Тем не менее велось строительство новых кинотеатров, а киноиндустрия в целом приносила хорошие доходы в государственную казну. К 1971 году «...построено 1413 новых кинотеатров. Сеть широкоэкранных и широкоформатных кинотеатров увеличилась в 5,9 раза. Средняя посещаемость - 19,2 в год на душу населения, что намного превышает посещаемость кинотеатров в других странах
мира. Общее число зрителей возросло с 4,3 млрд в 1965 г. до 4,7 млрд в 1970 г. Поступление средств от показа кинофильмов только по государственной киносети за пятилетие составило 4,2 млрд руб. и превысило установленные задания на 14 млн руб.» [История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат, 2012].
Киноленты очень часто не проходили строгую цензуру, не выдерживая критики государственных деятелей, несмотря на это снималось множество художественных (в том числе цветных), документальных, научно-популярных, учебных и др. фильмов. «В 1970-е гг. в СССР ежегодно выпускалось около 130 полнометражных художественных фильмов. Кроме этого, в киносеть поступало не менее 100 иностранных фильмов, т.е. на каждые три дня приходилось в среднем два новых фильма. В 1970 г. у нас было создано 59 цветных фильмов. На протяжении десятилетия производство цветных фильмов продолжало расти (в 1975 г. их выпуск предусматривался в количестве 80 или с ростом на 36 %), однако рост этот сдерживался ресурсами цветной кинопленки - мощности кинопленочных предприятий не удовлетворяли потребностей кинематографии» [Косинова, 2016, с. 225].
Работали такие известные своими работами режиссёры как: Герасимов С. А., Тарковский А. А., Кончаловский А. С., Бондарчук С.Ф., Рязанов Э.А., Быков Р. А. и др. И не менее известные актеры: Смоктуновский И., Евстигнеев Е., Папанов А., Миронов А., Ефремов О., Аросева О., Волчек Г., Талызина В., Ахеджакова Л., Мягков А., Басилашвили О., Гафт В., Бурков Г., Немоляева С., Фрейндлих А., Тихонов В., Броневой Л., Яковлев Ю. и др.
Было создано большое количество замечательных кинокартин, в том числе и на тему школы и вуза («Ох, уж эта Настя» (1971); «Точка, точка, запятая...» (1972); «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» (1973); «Приключения Петрова и Васечкина» (1983); «Большая перемена», 1972; «Чужие письма» (1975); «Это мы не проходили», 1975; «Розыгрыш» (1976); «Кузне-
чик», 1979; «Баламут», 1978; «Моя Анфиса», 1979; «Контрольная по специальности», 1981; «Кафедра», 1982; «Каждый вечер после работы», 1973 и др.). Они затрагивали целый ряд проблем, волнующих зрителя. «Что касается фильмов о студенчестве и вузе, то медиатексты тех лет затрагивали такие проблемы как снижение статуса и престижа высшего образования в обществе, усиление бюрократизма и формализма в науке, социальный конформизм, конфликт поколений, проблема непонимания отцов и детей, нравственное состояние общества, тема безответственности и сиротства, потребительское отношение к жизни, одиночество и др.» [Фёдоров, Левицкая, Горбаткова, Челышева, Мурюкина, Михалева, Сальный, Шаханская, 2018, с. 89].
Наряду с ростом количества людей с высшим образованием, научного потенциала страны, возможностью ведения личного хозяйства в деревнях и появления кооперативов, мы видим неэффективность плановой экономики, нехватку квалифицированных кадров в деревне и разрыв экономической теории с реалиями жизни.
К 1970-м годам население крупных городов стало резко увеличиваться, люди стремились, получив образование остаться в городе, в надежде на лучшее жилье, продовольственное обеспечение, инфраструктуру, перспективу более высокооплачиваемого труда. Деревня и сельское хозяйство приходит все в больший упадок:
« - Беда! Беда! Все убрали! (картошку)
- Здорово!
- А где хранить будем??»;
«- Теперь коров в деревне почитай не осталось, одна морока с ними, кормов не купишь, сена не накосишь, пастуха и то не наймешь...».
В сюжете фильма прослеживается некоторое противопоставление «город» - «деревня», в котором «деревня» имеет свои преимущества для жизни (здоровый, в хорошей спортивной форме - «деревенский», молоко «порошковое» - «не колхозное», «А ты на деревенской женись, они все умеют!») и
др. Хотя жизнь в деревне не всегда легка: «Вы ж на всем готовом живете. Со всеми удобствами. А у нас в деревне: в четыре утра встать, за водой сходить, печку растопить, скотину накормить, а потом еще в поле...».
Вот и главный герой Петр Горохов, деревенский житель со всем своим рвением и упорством стремится попасть в институт на экономический факультет учиться «на руководителя». Вот только не для того, чтобы остаться в городе, а ради развития родного села, он искренне верит, что полученные знания помогут ему «поднять» село, сделать его не убыточным, а цветущим и развивающимся. Буквально одна из первых фраз главного героя: «...Уезжать не хочется...». И с самого начала он преодолевает множество преград, чтобы осуществить задуманное: на поезд в Москву он мчится на лошадях через поля и речку, запрыгивая в вагон буквально «на ходу» и без билета. В институт поступает, «добирая» недостающие баллы благодаря чувству вины молодой преподавательницы английского, после распределения попавшей в его деревню и сбежавшей оттуда через полгода, не выдержав деревенской жизни и отсутствия условий; снисхождению приемной комиссии, тронутой рассказом о себе и своей деревне, написанном так честно и даже в чем-то наивно; и, конечно, хорошей физической форме.
« - Но балла не хватает!
- Главное чтобы ума хватало...», - возражает председатель приемной комиссии, настаивая на зачислении (в прошлом тоже деревенский житель).
Рисунок 1 - Кадр из кинофильма «Баламут» (1978)
В 1960-70-е гг. стремительно меняются убеждения и морально-нравственный облик советского студенчества. Наряду с позитивными настроениями студентов по поводу учебного процесса продолжали развиваться критические настроения [Цыганаш, 2004]. Молодые люди все свободнее высказывали свою точку зрения по поводу преподаваемых дисциплин, активней вступали в дискуссии с преподавателями, все больше интересовались политической жизнью своей страны и зарубежья.
«- Нет, я откажусь от этой группы! Там невозможные студенты!
- Хулиганят?
- Хуже! Вопросы задают!».
Вот и главный герой, всю жизнь проживший в деревне хорошо знает, как все работает на практике, целеустремленный, прямой, честный и хозяйственный, он не боится задавать вопросов и пытается докопаться до сути происходящих вещей. Поощряет ли государство разведение личного скота? А почему при этом у людей нет ни пастбищ, ни возможности купить корма? Как выполнить принятые решения? Почему планирование отстает от жизни? Почему на бумаге одно, на деле - другое! И кого берут в Госплан?
«- Обязаны дать все, что запланировали!
- А не дадут! я восемнадцать лет в деревне, и ни разу не было так, чтоб дали!».
Чаще остальных в фильме звучит проблема нехватки квалифицированных кадров в деревне:
(на экзамене) - А вы какой язык учили - английский или немецкий?
- Так оба.
- Но вы абсолютно ничего не знаете! Кто вас только учил?
- Вы, Валентина Николаевна.
- Я?!
- Деревню Дядьково помните?
- Помню, я туда после распределения попала.
- И мы вас помним, вы, правда, сбежали от нас через полгода...
- Да, уехала...
- А нам больше новую учительницу и не прислали... А занимался с нами завхоз Филимонов, немецким, и с вами, значит, кое-что заучил... вот и вся наша учеба...»;
«У деревенских слабая подготовка!»;
«Молодец! Учись! Вся деревня на тебя смотрит, специалистов-то не хватает!» и др.
Вопросы морали и нравственности также претерпели некоторые изменения, на экране мы видим и любовь между студенткой экономического факультета и недавно защитившим кандидатскую диссертацию молодым преподавателем, доцентом, отношения, которые и критикуют коллеги «...речь идет о чести нашего коллектива!», но все же позволяют ей быть; и сделавшую аборт студентку; и попытке дать взятку «А ты презент сделай! Сейчас так делают.» и т.д.
Главный герой Петр Горохов по ходу фильма практически не претерпевает изменений в своих убеждениях, характере, представлениях о морали и пр. Раскрыть такие понятия как «агентства медиа» и «категории медиа» на данном материале студентам может помочь выполнение литературно-аналитических творческих заданий. Например, они могут попробовать внести изменения в сценарий таким образом, чтобы главный герой к концу фильма поменял свои убеждения. Какой эффект это произвело бы на зрителя? Если бы герой фильма к финалу стал более положительным персонажем, чем в начале и наоборот. Или изменить сюжет /некоторые сцены фильма таким образом, чтобы поменялись жанровые характеристики медиатекста.
Ь) примеры исторических ссылок в данном медиатексте.
Дефицит товаров, порожденный устройством плановой экономики, приводил к тому, что люди с особым рвением пытались «достать» товары народного потребления, особо желанными при этом были товары зарубежного производства (продукты, одежда, техника, мебель и т.д.), что довольно
резко осуждалось пропагандой в СМИ, но не останавливало людей в стремлении эти товары приобрести.
В медиатексте вещизм, присущий однокурснику главного героя, также представлен в отрицательном контексте, как собственно и сам персонаж: иждивенец, без стремления к обучению. Сам же Петр Горохов, являясь сплошь положительным героем, искренне не может понять такого поведения.
1'
г
Рисунок 2 - Кадр из кинофильма «Баламут» (1978)
В содержании фильма большое количество исторических ссылок. Рассматривая в историческом контексте медиатекста такие понятия как «медийные агентства» и «медийная аудитория», можно предложить студентам творческие задания литературно-аналитического плана.
Например. Составьте таблицу, сопоставляя конкретные факты, исторические ссылки с примерами из фильма (диалоги, сцены, предметы быта, музыкальное сопровождение и др.).
Проанализируйте рецензии и отзывы на фильм, используя различные источники на предмет достоверности в изображении жизни людей того времени. Составьте интервью и опросите людей, которые в период конца 1970-х годах обучались в высших учебных заведениях, какое впечатление на них произвел тогда данный фильм, изменилось ли в их восприятии что-либо се-
годня. Возможно использование материалов размещенных в сети Интернет, на сайтах, форумах, в социальных сетях и др.
Приведем несколько примеров отзывов современных зрителей, которым удалось посмотреть фильм и во времена его премьеры, и в наши дни. Использованы данные из интернет-ресурса, тексты приведены с сохранением орфографии и пунктуации авторов.
Castigador: «Это ж мой институт... Часть сцен фильма снималась в реальном институте, в те времена он назывался МИУ, сейчас это ГУУ. Любой студент, хоть раз, посещавший его, узнаёт в сценах фильма родные лифтовые холлы корпуса «А» своей альма-матер» [Castigador, 2009].
i4004: «Это мы. Мы, первокурсники 1978. Все так и было, как в этом кино. На редкость точное, до последней черточки и точки отражение тогдашней реальности. Мы смотрели на экран как в зеркало. «Остросоциальным» в фильме был всего лишь один момент, нынешним зрителем совершенно не воспринимающийся как проблемный - любовь советского студента к иностранной студентке. Оно, как бы, и не возбранялось - но и не поощрялось. Именно поэтому Норис и улетела домой так срочно. В реальной жизни девушки, вышедшие в те годы замуж за иностранцев (три случая на нашем курсе) и не уехавшие по разным причинам за рубеж - имели потом определенные проблемы с трудоустройством. Создатели фильма предусмотрительно избавили Петра Горохова от лишних проблем. Вся остальная «соци-алка» к тому времени была уже общим местом, затертым до дыр - как и песня «Листья желтые над городом кружатся» (бабушки на возу с этой песней - было очень смешно). Преподаватели прямо на лекциях говорили нам - советская экономика переживает трудные времена. То что творилось с сельским хозяйством мы видели сами - каждый осенний семестр мы начинали с уборки картофеля в «подшефных» хозяйствах - длилось это месяца полтора, как минимум. В фильме все это, действительно, смягчено» [Í4004, 2009].
КоББе^ «...все сцены, даже самые смешные, в комедийном понятии этого слова, сыграны правдоподобно, даже уборка студентами картошки напомнила мне мою студенческую пору. Единственное, за что я зацепился, как житель этой самой Кировской области - главному герою и его родным не хватает характерного вятского разговорного акцента. Впрочем, фильм-то не документальный, в конце концов, и от этого он ничего не проиграл. И последнее наблюдение о правдивости фильма. В том же разговоре Петра на вступительных экзаменах его бывшая учительница, оправдываясь, почему она сбежала из их деревни, говорит: «А дороги у вас какие? В районный центр и то не всегда выбраться можно...». Сорок лет прошло, но актуально до сих пор» [КоББе^, 2018].
Ответьте на вопросы: Какие исторические ссылки были отмечены рецензентами? Какое в целом впечатление на них произвел фильм? Характерным ли было поведение, внешний вид и поступки героев для того времени? Какие проблемы общества затронуты в фильме? Возможно ли освещение данных проблем в современном фильме?
2. Социокультурный, идеологический, мировоззренческий, религиозный контекст.
а) идеология, мировоззрение авторов данных медиатекстов в социокультурном контексте; идеология, культура мира, изображенного в медиа-текстах.
Доминирующие понятия: «медийные агентства», «медийные категории», «медийная аудитория».
С 1964 г. вместе с избранием Л. И. Брежнева в руководящих кругах возрастают просталинские настроения, происходит поворот к идеологическим ориентирам прошлого, один из которых - повсеместный конроль над жизнью общества. Концепция «развитого социализма» стала важной составляющей нового курса и в 1977 была юридически закреплена в Конституции СССР.
Усиливался также и контороль в сфере средств массовой информации. В январе 1969 г. вышло постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара». В связи с этим от занимаемых должностей были освобождены многие руководители издательств.
В фильме политический и религиозные контексты практически не уловимы, тем не менее вскользь встречаются:
« - Приняли тебя!
- Шутки твои, Огородников...
- Ей Богу! (Горохов не верит и хочет уйти) Честное Комсомольское!» (после этих слов Петр понимает, что товарищ не шутит).
Непростые взаимоотношения у государства были с заграничным миром, и хотя из приёмников уже повсеместно звучали иностранные мелодии, а выезд за границу официально не был запрещен, в реальности такое намерение было сопряжено с целым рядом бюрократических сложностей и не приветствовалось властью. Иностранным же студентам были рады в советских вузах, их принимали дружественно и с расчетом на распространение марксисткой идеологии. Сюжетная же линия любви главного героя и студентки из Кубы по идеологическим причинам не получила серьезного развития.
Изучая ключевые понятия «медийные агентства», «медийные категории», «медийная аудитория», можно предложить аудитории творческие задания из цикла изобразительно-имитационных.
«Медийные агентства». Представьте, что вам необходимо создать трейлер к фильму «Баламут» (1978). Какие кадры вы включили бы в него, если бы показ проходил во времена премьеры фильма, а какие, если бы фильм нужно было бы разрекламировать в наши дни?
«Медийная аудитория». Рабочее название фильма «Баламут» - «Студенты и студентки». Насколько содержанию фильма соответствует /подходит
каждое из них. Почему, как вы думаете, его изменили. Придумайте свои варианты названия фильма. Обоснуйте свой выбор. Как бы выглядела афиша, чтобы понравиться критикам, «пропускающим» фильм на экран. И какой бы она была, чтобы понравиться целевой аудитории.
«Медийные категории». Создайте афишу фильма «Баламут», представив его в любом другом жанре (драма, детектив, ужас и т. д.).
Ь) мировоззрение людей школьного мира, изображенного в медиа-текстах (пессимизм /оптимизм, успешность /неуспешность, способность управлять своей судьбой, возможность быть счастливым и пр.), иерархия ценностей согласно данному мировоззрению; ценности, преобладающие в финалах данных медиатекстов; как данные медиатексты отражают, укрепляют, внушают, или формируют отношения, ценности; поведение, мифы.
Мировоззрение мира, представленного в фильме «Баламут» (1978), в целом оптимистичное. В фильме множество сцен, обличающих проблемные сферы социального и экономического развития страны, особенно в области сельского хозяйства. Эти сферы хоть и критикуются, но вопросы, направленные на поиск их решения, звучат больше как риторические: как нужно использовать ЭВМ, чтобы учитывались реалии жизни деревни; кто планирует экономику и как скорректировать этот план, чтобы она стала эффективной; как привлечь высококвалифицированные кадры в сельскую местность и т.д.
Отрицательных персонажей в фильме не много, в целом можно отметить их характерные черты как: поверхностность, беспринципность, безнравственность, стремление к материальной выгоде, вещизм, иждивенчество и др.
Иерархия ценностей положительных персонажей - благо для своей страны, города, вуза, деревни, семьи; знания; образование; межличностные отношения; чувства. Для отрицательных героев характерно стремление к обогащению, эгоизм, беспринципность.
Основной стереотип успеха в этом мире: самоутверждение, социальная стабильность, активность, образованность.
Структура и приемы повествования в данных медиатекстах.
Схематично структуру, репрезентативность, этику, особенности жанровой модификации можно представить следующим образом:
- место и время действия медиатекстов: большая часть сюжета разворачивается в высшем учебном заведении столицы, его общежитиях, учебных аудиториях и коридорах, а также деревенских пейзажах времен СССР 1970-х гг. Встречаются и типичные сцены для студенчества тех лет: добровольно-принудительные поездки на уборку картошки в подшефном колхозе или дружеские встречи с песнями и танцами в доме у сокурсников;
- характерная для данных медиатекстов обстановка, предметы быта: вуз, учебные классы, коридоры, холлы, дома, квартиры, улицы, деревенские пейзажи;
- жанровые модификации: комедия.
Типология персонажей:
- возраст персонажей: студенты от 18 до 25 лет; аспиранты, преподаватели, доценты, кандидаты наук и профессора разных возрастных категорий, как очень молодые, так и люди старшего поколения;
- уровень образования: незаконченное высшее, высшее;
- социальное положение, профессия: абитуриенты и студенты экономического факультета, преподаватели высшего учебного заведения, колхозники;
- внешний вид, одежда, телосложение персонажа, черты его характера, лексика: как правило, внешний вид персонажей соответствует тенденциям времени. Преподаватели высшего учебного заведения одеты строго, студенты в рамках «модных» веяний, но не слишком вычурно. Внешний облик и телосложение главного героя немного отличается от всех: он крепче, сильнее, быстрее и спортивнее остальных - «деревенский». Лексика героя не имеет особенностей, нет в его речи специфического диалекта или характерного «говора».
Анализируя типологию персонажей, можно предложить студентам создать и исполнить театрализованный этюд. Задание из цикла театрализованно-ролевых может выглядеть следующим образом: представьте себе, что автору медиатекста необходимо наделить главного персонажа какими-то характерными чертами, например, при написании /исполнении этюда преобразите манеру общения главного героя, усложнив ее лексическими особенностями определенной местности (диалектом, говором и пр.). Какой эффект это произвело бы на зрителя? Какие черты характера главного героя усилило бы? Почему автор не сделал этого в фильме?
Выводы
Многие ученые отмечают большой потенциал и возможности герменевтического анализа аудиовизуальных медиатекстов в работе со студенческой аудиторией.
Авторы советских фильмов эпохи так называемого «застоя» часто обращаются к школьной и вузовской тематике, затрагивая в медиатекстах ряд острых проблем. Действия фильма «Баламут» (1978), который мы предложили для анализа в студенческой аудитории происходит в 1970-е годы в Советском союзе, в неоднозначное для страны и кинематографа время, достаточно достоверно отображая студенческую жизнь тех лет, а вместе с ней и социальные проблемы жизни советского человека.
В фильме читается прямой идеологический посыл - такие как Горохов нужны стране, они, образованные и целеустремленные, принципиальные и хозяйственные, способны изменить все к лучшему. Главный герой не боится задавать вопросов и пытается со всей решительностью найти ответы, он искренне верит, что решение есть, что все можно изменить к лучшему упорством, трудом и целеустремлённостью. Петр Горохов призван быть примером для подражания во всех сферах жизни, он - образец честности, высоких нравственных принципов, упорства и решительности, порядочности и отзывчивости. Он полон уверенности в своих силах помочь малой Родине. В то
время, когда молодежь активно покидает деревню с целью лучшего благоустройства в городах, он стремится получить как можно больше знаний, чтобы вернувшись, сделать жизнь в своем родном селе лучше.
Практические задания (литературно-аналитические, изобразительно-имитационные, театрализованно-ролевые) не исчерпываются предложенными, но могут быть использованы в работе над герменевтическим анализом конкретного медиатекста со словесными (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия) и наглядными (иллюстрация и демонстрация медиатекстов) методами работы.
Библиографический список
1. Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3. С. 26-34.
2. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. Под ред. Фомина И. - Москва.: Минкульт РФ, ВГИК. 2012. 2759 с.
3. Косинова М. И. Кинофикация советской кинематографии в годы «застоя» // Социальные структуры, институты и процессы. 2016. С. 225-229.
4. Нечай О. Ф. Основы киноискусства. Москва: Просвещение, 1989. С. 167-168.
5. Цыганаш С. Е. Советская партийно-государственная политика в отношении студенческой молодежи в 1960-1970-е гг.: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02: Москва, 2004. 189 с.
6. Федоров А. В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. Москва: МОО «Информация для всех», 2012. 182 с.
7. Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006, N 4. С. 175-228.
8. Федоров А. В. Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» // Медиаобразование. 2007, N 3. С. 34-60.
9. Федоров А. В., Левицкая А. А., Горбаткова О. И., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Михалева Г. В., Сальный Р. В., Шаханская А. Ю. Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа. Москва: Изд-во МОО «Информация для всех». 2018. 224 с.
10. Федоров А., Челышева И. Медиаобразование в России: краткая история развития - Таганрог: Познание, 2002. 266 с.
11. Челышева И. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / Под ред. А. В. Федорова. Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 с.
12. Мурюкина Е. В., Челышева И. В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов /Отв. ред. А.В.Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 162 с.
13. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с.
14. Bazalgette C. Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education. 1995.
15. I004. Зеркало. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/balamut-1979-46014/. 2009. Дата обращения: 21.01.2019.
16. Castigador. Это ж мой институт. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/balamut-1979-46014/. 2009. Дата обращения: 21.01.2019.
17. Kosserg. Учимся работать, учимся дружить, учимся на белом свете жить! URL: https://www.kinopoisk.ru/film/balamut-1979-46014/. 2018. Дата обращения: 21.01.2019.
18. Masterman, L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (EdJ Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, 1997. Рp. 15-68.
19. Semaly, L. Literacy in Multimedia America. New York-London. Falmer Press, 2000.
243p.
20. Silverblatt, A. Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 2001.
449p.
References
1. Bazalgette, C. Key Aspects of Media Education. Moscow: Association for Film Education. (In English).
2. Castigador. ^is is my Institute. [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/balamut-1979-46014/. (access date: 21.01.2019).
3. Chelysheva I. Methods and technology of media education in school and University / ed. by Fedorov A.V.. Taganrog: Taganrog State Institute Publ., 2009. 320 р. (In Russian).
4. Eco, U. The Role of the Reader. Studies on the Semiotics of the Text. St. Petersburg: Symposium Publ., 2005. 502 p. (In Russian).
5. Muryukina E.V., Chelysheva I.V.. Development of critical thinking of students of pedagogical higher education institution within specialization of Media education. Manual for higher education institutions / ed. by Fedorov A.V. Taganrog: Kuchma Publ, 2007. 162 р. (In Russian).
6. Fedorov A. Analysis of audiovisual media texts. Moscow: ICO «Informaciya dlya vsekh» Publ., 2012. 182 p. (In Russian).
7. Fedorov A. Media education: creative tasks for students // Innovations in education. 2006. N 4, рp. 175-228. (In Russian).
8. Fedorov A. The program of educational special course for universities «media Education, media literacy, media competence» // Мedia Education. 2007. N 3, pp. 34-60. (In Russian).
9. Fedorov A., Chelysheva I. Media education in Russia: a brief history of development. Taganrog: Poznanie Publ., 2002. 266 р. (In Russian).
10. Fedorov A., Levitskaya A., Gorbatkova О., Chelysheva I., Murjukina E., Mikhaleva G., Salny R., Shahanskaya A. (2018). School and University in the mirror of Soviet and Russian cinema. Moscow.: Moscow: ICO «Informaciya dlya vsekh» Publ., 2018. 224 р. (In Russian).
11. History of the film industry in Russia: management, film production, rental, 2012 ,ed. by Fomin I. Moscow.: the Ministry of Culture of the Russian Federation, VGIK (GIS), 2012. 2759 p. (In Russian).
12. I004. (2009). Mirror. [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/balamut-1979-46014/ (access date: 21.01.2019).
13. Kosserg. (2018). Learn to work, learn to be friends, learn to live in the world! [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/balamut-1979-46014/. (access date: 21.01.2019).
14. Kosinova M. Adaptation for the screen existed of Soviet cinema during the years of «stagnation» // Social structures, institutions and processes, 2016. Рр. 225-229. (In Russian).
15. Masterman, L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (EdJ Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publ., 1997. Рp.15-68. (In English).
16. Nechai O. Basics of cinema. Moscow: Education Publ., 1989. Рр. 167-168.
17. Semaly, L. Literacy in Multimedia America. New York- London. Falmer Press, 2000. 243 p. (In English).
18. Silverblatt, A. ( [Media Literacy. Westport, Connecticut] - London: Praeger, 2001. 449 p. (In English).
19. Tsyganash S. Soviet party and state policy towards students in the 1960s-1970s: diss.... Cand. of Hist. Sciences: 07.00.02: Moscow, 2004. 189 р. (In Russian).
20. Zaznobina L. Standard of media education integrated with various school disciplines // Standards and monitoring in education. 1998. N 3. Рр. 26-34. (In Russian).
УДК 791.43 ББК 85.373(2)
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ РОССИЙСКИХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ О ШКОЛЕ И ВУЗЕ НА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ *
Анастасия Юрьевна Катрич (Шаханская) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Таганрог, Россия [email protected]
Герменевтический анализ конкретного российского аудиовизуального медиатекста о школе и вузе на медиаобразовательных занятиях со студентами сделан автором на примере комедийного телесериала «Физрук» (20142016). Рассчитанные в основном на молодежную аудиторию телесериалы на тему школы и вуза имеют развлекательный характер и невысокую художественную ценность. Тем не менее, могут быть интересны для герменевтического анализа в студенческой аудитории в историческом, идеологическом, социокультурном и др. контекстах.
Ключевые слова: герменевтический анализ, медиаобразование, студент, школьник, школа, вуз, педагог, медиатекст, телесериал.
* Статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 17-18-01001 «Школа