Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 232 p.
Fedorov, A.V. (2004). Media education and media literacy. Taganrog: Kuchma, 340 p. Fedorov, A.V. (2004). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR. 708 p.
Fedorov, A.V. (2007). The development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: ICOS UNESCO "Information for All", 615 p.
Prozumentova, G.N. (Ed.) (1997). Innovation in teaching practice and education. Barnaul, Tomsk.
АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗНОГО ОБОБЩЕНИЯ АВТОРСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ
АУДИТОРИИ*
И.В. Челышева,
кандидат педагогических наук, доцент Таганрогского государственного педагогического института им. А.П.Чехова, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
Аннотация. В статье анализируются творческие работы студентов на тему образного обобщения авторской концепции аудиовизуальных медиа-текстов, выполнявшиеся в рамках деятельности научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность».
Ключевые слова. Медиаобразование, медиакомпетентность, студенты.
Analysis of the visual imagery of generalization the author's conception of audiovisual media texts in the student audience
Dr. Irina Chelysheva, Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education
Abstract. The article analyzes the creative work of students on the theme the visual imagery of generalization the author's conception of audiovisual media texts, executed in the framework of scientific-educational center "Media Education and Media Competence"
Key words. Media education, media competence, university students.
* статья написана при поддержке Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук"; проект "Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами", руководитель проекта - А.В.Федоров).
В процессе медиаобразования студентов работа с медиатекстами осуществляется не только в процессе просмотра и обсуждения произведений медиакультуры, но и включает выполнение проблемных, проектных, интерактивных и эвристических заданий (презентации медийных проектов, тренинговые формы работы и т.д.), а также создание коллажей, плакатов, слайдфильмов, кино- и видеолент, радиопередач школьной сети, стенгазет и т.п.
Коллаж - использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте. Данная техника может применяться при подготовке постеров, стенных газет, компьютерных презентаций и т.д. При подготовке коллажа по заданной теме студент может использовать различные средства и материалы (вырезки из газет, журналов, иллюстрации, отрывки печатного текста, рукописный текст и т.д.) для отражения своего видения концепции произведения аудиовизуальной медиакультуры.
Использование техники коллажа может осуществляться как в процессе групповой, так и индивидуальной работы. Групповые коллажи позволяют студентам создавать коллективный творческий образ аудиовизуального медиатек-ста, обмениваться мнениями, вносить собственные идеи в процессе работы. Индивидуальные коллажи также имеют свои особенности, заключающиеся в возможности самостоятельно выразить личное отношение к произведению медиа-культуры, используя при этом наиболее подходящие, по мнению автора, техники.
Как показывает практика использования данного задания на медиаобразовательных занятиях, студентам - особенно на первых этапах работы - не всегда удается достичь высоких результатов. Зачастую студенты ограничиваются вырезками из журналов, содержащие кадры из того или иного фильма или изображением актеров, которые участвовали в съемках. Именно поэтому после выполнения таких творческих заданий проводится конкурс афиш, коллажей, рисунков, комиксов, в процессе которого педагог вместе с учащимися обсуждает их достоинства и недостатки, и авторы творческих работ имеют возможность публично защитить свои произведения, отвечая на вопросы педагога и аудитории и т.д.
Приведем примеры выполнения данного вида творческих занятий в студенческой аудитории, в которых приняли участие 100 студентов. Из них - 62 девушки и 38 юношей.
При анализе творческих работ студентов мы опирались на основные характеристики медиакомпе-тентности, представленные в синтетической модели научно-образовательного центра «Медиаобразо-вание и медиакомпетентность» под руководством профессора А.В.Федорова. Данная синтетическая модель включает ряд показателей медиакомпетентности: 1) по мотивационному показателю медиакомпетентности: широкий комплекс жанровых, тематических, эмоциональных, гносеологических, гедонистических. Интеллектуальных, психологических, творческих, этичес-
ких, эстетических мотивов с медиа и медиатекстами;
2) по контактному показателю: частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;
3) по информационному показателю: знание большинства базовых терминов, теорий медиа и медиаобразования, специфики медийного языка, условностей жанров, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиа-культуры и т.п.;
4) по перцептивному показателю: отождествление с автором ме-диатекста при сохранении основных компонентов «первичной» и «вторичной» идентификации (кроме наивного отождествления действительности с содержанием медиатекста): то есть способность соотнесения с авторской позицией, которая, в частности, позволяет предугадать ход события медиатекста;
5) по интерпретационному/оценочному (аналитическому) показателю: умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления;
6) по практико-деятельностному показателю: практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения ме-диатекстов различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;
7) по креативному показателю: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептив-
ной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [Федоров, 2007]. Начнем описание выполненных творческих работ с креативного показателя медиакомпетентно-сти, определяющего уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа.
Такое задание как изготовление коллажей, плакатов, рисунков на тему того или иного произведения медиакультуры, вызывает неизменный интерес у студентов вне зависимости от их творческих способностей. Это объясняется стремлением аудитории проявить собственное отношение к произведению медиакультуры, самовыразиться посредством творчества. Несмотря на то, что удачными можно назвать далеко не все творческие проекты студентов, их стремление к участию в творческой работы было очевидным.
Оценивание креативного показателя медиакомпетентности на примере визуального образного обобщения авторской позиции аудиовизуальных медиатекстов осуществлялось на основе анализа цветовых, композиционных решений, характера надписей, сделанных к иллюстрациям и т.д. также овладение студентами креативными умениями на материале произведений аудиовизуальной медиакультуры предполагает «идентификацию» с авторами произведений медиакуль-туры (сценаристами, режиссерами, операторами, актерами и пр.).
Как можно заметить, подавляющее большинство студентов вы-
полнили творческое задание на среднем или низком уровне (таких работ оказалось 80 %). В работах среднего уровня по креативному показателю не усматривалось ярко выраженного творческого характера, были использованы кадры из фильмов, фотографии киноактеров, а также присутствовали сопроводительные надписи к иллюстрациям. Работы, причисленные к низкому уровню, и вовсе представляли собой набор иллюстраций к тому или иному фильму
Процесс воспроизведения, понимания, интерпретации, анализа, синтеза, оценивания логики построения медиаинформации требует от студентов умений не только полноценно воспринимать медиатекст, группировать факты, свойства и явления, но и классифицировать их, раскрывать существенные стороны изучаемого медийного произведения, его внутреннюю структуру
Что касается оценивания работ по интерпретационному/оценочному уровню медиакомпетентности аудитории при выполнении творческого задания, были получены следующие результаты. Далеко не всем студентам удалось продемонстрировать свои умения выразить в коллажах критическую оценку произведения аудиовизуальной медиакуль-туры, оценить медиатексты на основе способности к медиавосприя-тию, близкому к «комплексной идентификации», проявить способность к анализу и синтезу пространственно-временной формы медиатекста, пониманию, интерпретации, предполагающей сравнение, критическую оценку авторской концепции в контексте структуры произведения,
историческом и культурном контекстах. Также во многих работах слабо выражено аргументированное согласие или несогласие авторов работ с авторской позицией создателей медиатекста, их оценка моральной, эмоциональной, эстетической, социальной значимости ме-диатекста. В большинстве работ (43%), аудитория показала умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом отдельных, наиболее заметных факторов на основе среднего развития критического мышления. В таких работах студенты предприняли попытку дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатек-ста, основываясь на фрагментарных знаниях, попытались в процессе выполнения коллажей показать логику последовательности событий в сюжете, обращая внимание лишь на отдельные компоненты медиа-образа. Вместе с тем, в этих работах прослеживалось отсутствие интерпретации авторской позиции или примитивное ее толкование.
Результаты анализа творческих заданий студентов свидетельствуют о том, что уровень проявления интерпретационного/оценочного уровня медиакомпетентности студентов нельзя назвать высоким, что может служить основанием для развития самостоятельности суждений, критической автономии будущих педагогов, необходимых им, в том числе, и для осуществления профессиональной педагогической деятельности.
Наконец, анализ студенческих работ по практико-операционному (деятельностному) уровню медиа-
компетентности аудитории при выполнении творческого задания, показал значительно более высокие результаты, чем по другим показателям медиакомпетентности. Значительное число студентов смогли продемонстрировать неплохие практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения медиатекстов (в том числе - созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере. Такие результаты, по нашему мнению, могут свидетельствовать о высоком уровне интереса не только к произведениям медиа-культуры, но и к творческой деятельности средствами и на материале медиа; стремлению студентов самообразовываться в плане медиаоб-разования. Это, как нам кажется, становится чрезвычайно важным фактором, особенно в подготовке будущих педагогов, которым предстоит заниматься педагогической деятельностью в недалеком будущем. Неслучайно особое значение развитие медиакомпетентности имеет в подготовке студентов педагогических вузов, которым в настоящее время для успешного осуществления профессиональной деятельности необходимы не только знания по теории и методике учебных предметов, педагогике и психологии, но и умения работать с медиаинформацией.
Например, Н.В. Змановская констатирует, что «изучение состояния практики нашей высшей школы показывает несформирован-ность у студентов - будущих учителей такого качества как медиаоб-разованность. Будущие учителя не подготовлены к работе с информа-
цией» [Змановская, 2003, с. 153]. В связи с этим стремление студентов - будущих педагогов к деятельности, связанной с медиа, становится все более актуальной проблемой в процессе подготовке специалистов.
Сегодня становится ясно, что организация образовательного процесса в условиях современной школы и вуза должна обеспечивать подрастающему поколению -школьникам и студенчеству возможности стать полноправными гражданами своей страны, обладающими академическими знаниями, умениями жить в современном мире, полноценно воспринимать и оценивать произведения медиа-культуры. В условиях широкого распространения медиа и его богатого образовательного, воспитательного и развивающего потенциала представляется справедливым мнение О.А. Баранова и С.Н. Пен-зина о том, что «широкое использование произведений художественной кинематографии, передач ТВ, видеозаписей непосредственного педагогического процесса при оптимальном сочетании с традиционными методами обучения и внеаудиторной работой позволяет повысить эффективность процесса обучения, развивать познавательную активность и самостоятельность студентов, прививать интерес к будущей профессии, углублять их эстетическую культуру» [Баранов, Пензин, 2005, с.4]. Творческое освоение медиапространства, включающее выполнение различных видов заданий на материале произведений медиакультуры занимает здесь далеко не последнее по значимости место.
В современных условиях меди-аобразование и медиакомпетент-ность выступают одним из важных компонентов работы современного педагога как в школе, так и в вузе. Неслучайно в настоящее время многие учителя школ и преподаватели вузов все более активно обращаются к использованию образовательного, воспитательного и развивающего потенциала медиаоб-разования. очень важным и актуальным в условиях визуализации информационного медиапростран-ства выступают умения визуального обобщения авторской концепции аудиовизуальных медиатекстов, которое может осуществляться аудиторией в виде плакатов, коллажей, путем создания афиш, фотогалерей, рисунков на темы произведений медиакультуры, рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов и т.д. Задания этого типа направлены на развитие «воображения, фантазии, ассоциативного мышления, восприятия аудитории» [Федоров, 2001, с. 55].
В самом деле, при выполнения такого рода творческих заданий на материале произведений аудиовизуальной медиакультуры процесс анализа медиатекстов строится путем «сотворчества - зритель «достраивает» экранное произведение» [Бондаренко, 2000, с.13]. В процессе воспроизведения, понимания, интерпретации, анализа, синтеза, оценивания логики построения медийной информации аудитория приобретает важные аналитические умения, связанные с группировкой и классификацией фактов, свойств и явлений медиа-текста, выделением ключевых эпи-
зодов изучаемого медиапроизве-дения, освоением его внутренней структуры и т.д. Только на основании системообразующей характеристики медиатекста адресат может сделать самостоятельные и осознанные выводы, являющиеся основой для практического применения полученных знаний, то есть осуществить полноценный критический анализ произведения медиакультуры. Здесь можно полностью согласиться с мнением известного исследователя в области медиаоб-разования Л.Мастерманом, который считает, что медиаобразова-ние «должно быть направлено на развитие «понимания особенностей функционирования средств массовой информации, использования ими выразительных средств, механизма создания «реальности» и ее осознания аудиторией. Именно «пониманию» с акцентом на развитие критического мышления по отношению к медиа необходимо придать основное значение» [Мастерман, 1993, с.23].
Вместе с тем, вне зависимости от выбранной формы, творческие задания по формированию умений анализ произведений медиакуль-туры направлены на тренировку звукозрительной памяти, стимуляцию творческих способностей студентов, на импровизацию, самостоятельность, культуру мышления, способность применить полученные знания при изучении других учебных курсов; на психологическое, эмоциональное осмысление медиатекстов, размышления о моральных, нравственных, художественных ценностях и т.д.
Литература Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с молодежью. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. 189 с. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Сиб. фил. ин-та культурологии, 2000. 91 с.
Змановская Н.В. Педагогическая студия как форма формирования медиа-коммуникативной образованности студентов вуза - будущих учителей // Вопросы педагогического образования. Вып. 14. Иркутск: ИПКРО, 2003. С. 152-158. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 5. С. 22-23. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004. 340 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР 708 с.
Федоров А.В. Развитие медиакомпе-тентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 615 с.
Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Центр развития личности, 2009. Челышева И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и ме-диакомпетентность»: работа со школьными учителями и преподавателями вузов / Под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд. Таганрог. гос. пед. инта, 2011. 180 с.
Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентно-сти студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2008. 300 с. Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Рыжих Н.П. Научно-образовательный центр «(Медиаобразование и медиа-компетентность»: подготовка будущих педагогов. Таганрог: Изд. Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 232 с.
References Baranov, O.A, Penzin, S.N. (2005). Film in the educational work with young people. Tver: Tver. state. University, 189 p. Bondarenko, E.A. (2000). Theory and methods of social rehabilitation by means of creative audiovisual culture. Omsk, 91 p. Chelysheva, I.V. (2008). Development of critical thinking and media competence of students in the analysis of audiovisual media texts. Taganrog: Kuchma Publishing House, 300 p.
Chelysheva, I.V. (2009). Methodology and technology of media education in schools and universities. Taganrog: Center for personal development. Chelysheva, I.V. (2011). Research and Education Center "Media Education and Media": work with school teachers and university teachers / Ed. A.V. Fedorov. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 180 p.
Chelysheva, I.V., Muryukina, E.V., Ryzhykh, N.P. (2010). Research and Education Center "Media Education and Media": preparing future teachers. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 232 p.
Fedorov, A.V. (2004). Media education and media literacy. Taganrog: Kuchma, 340 p.
Fedorov, A.V. (2004). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR. 708 p.
Fedorov, A.V. (2007). The development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: ICOS UNESCO "Information for All", 615 p.
Masterman, L. (1993). Education Language Media / / Specialist, 1993, N 5, p. 22-23.
Zmanovskaya, N.V. (2003). Teaching studio as a form of formation media competence of university students - future teachers / / Problems of teacher education. Vol. 14. Irkutsk: IPKRO, p. 152-158.