Научная статья на тему 'Эстетический анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов в студенческой аудитории в процессе выполнения литературно-имитационных творческих заданий'

Эстетический анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов в студенческой аудитории в процессе выполнения литературно-имитационных творческих заданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
491
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышева И. В., Мурюкина Е. В.

В статье рассматриваются проблемы осуществления эстетического анализа аудиовизуальных и печатных медиатекстов в студенческой аудитории в процессе выполнения литературно-имитационных творческих заданий. Авторами анализируются формы и методы осуществления творческих заданий на медиаматериале, представлены примеры заданий, которые используются в практике российского медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетический анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов в студенческой аудитории в процессе выполнения литературно-имитационных творческих заданий»

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ И ПЕЧАТНЫХ

МЕДИАТЕКСТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ В ПРОЦЕССЕ

ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ИМИТАЦИОННЫХ ТВОРЧЕСКИХ

ЗАДАНИЙ*

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт

имени А.П. Чехова, Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт

имени А.П.Чехова

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы осуществления эстетического анализа аудиовизуальных и печатных медиатекстов в студенческой аудитории в процессе выполнения литературно-имитационных творческих заданий. Авторами анализируются формы и методы осуществления творческих заданий на медиаматериале, представлены примеры заданий, которые используются в практике российского медиаобразования.

Ключевые слова. Медиаобразование, медиакультура, эстетическая концепция медиаобразования, эстетический анализ.

Aesthetic analysis of audiovisual and print media texts in the student audience during the execution of literary and artistic imitation tasks

Dr. Irina Chelysheva, Docent Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute, Member of Russian Association for Media Education

Dr. Elena Murjukina,

Docent Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute, Member of Russian Association for Media Education

Abstract. The problems of the aesthetic analysis of visual and printed media texts in the student audience during the execution of literary imitation of creative tasks. The authors analyze the forms and methods of creative assignments on media content, are examples of tasks that are used in the practice of the Russian media education.

Keywords. Media education, media culture, aesthetic concept of media education, aesthetic analysis.

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)», проект № 12-06-00139.

Под эстетическим анализом медиатекстов понимается «анализ художественной концепции произведений медиакультуры разных видов и жанров» [Федоров, 2007, с. 387]. Концептуальная основа данного вида анализа произведений медиакультуры различных видов и жанров - эстетическая теория медиаобразования.

Данный теоретический подход нашел отражение в научных трудах многих известных российских исследователей: О.А. Баранова, Л.М. Баженовой, Е.А. Бондаренко, И.С-. Левшиной, В.А. Монастырского, С.Н. Пензина, Ю.М. Рабиновича, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова и др. Цель данного подхода заключается в осмыслении художественной компоненты медиа, развитии эстетического восприятия, вкуса аудитории, «видится в том, чтобы помочь аудитории понять основные законы и язык спектра медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое/ художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному эстетическому анализу [Челы-шева, 2013]. Вот почему основное внимание уделяется анализу языка медиакультуры, критическому анализу авторской концепции художественного медиатекста» [Федоров, 2007, с. 387].

Вся система эстетического воспитания на материале аудиовизуальных медиатекстов по определению профессора Ю.Н. Усова, направлена на развитие эстетических чувств (в результате познавательной и творческой деятельности, совершенствующей аудиовизуальное мышление), перцеп-

тивных навыков освоения звукозрительного образа как основного средства выражения авторского сознания, осмысления социальной действительности; эстетического вкуса, который вбирает такие компоненты, как художественная образованность в области экранных искусств, историческая культура, аудиовизуальная грамотность, нравственная культура, социальные ориентации личности; на развитие «художественно-творческих способностей (воображение, интуицию, мышление, потребности личности в самоактуализации) на основе освоения комплекса знаний, умений, навыков в практике анализа и эстетической оценки фильма, осмысления таких понятий, как экранная реальность, аудиовизуальная природа искусства кино, телевидения, суть восприятия пространственно-временной, звукозрительной формы киноповествования, художественной структуры и идейно-нравственной концепции произведений кино и телевидения» [Усов, 1989, с. 6-7].

Эстетический анализ печатных медиатекстов обладает достаточно сложной структурой: в нем присутствуют элементы и семиотического, и автобиографического, и этического и др. видов анализа [Мурю-кина, 2010, с.69]. Целью эстетического анализа печатных произведений медиакультуры становится, прежде всего, оказание помощи аудитории «понять основные законы и язык спектра медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое/художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированно-

му эстетическому анализу» [Федоров, 2007, с.387].

Если рассматривать осуществление эстетического анализа аудиовизуальных медийных произведений, то его осуществление связано в первую очередь с совершенствованием звукозрительной памяти аудитории, развитием творческих способностей, развитием умений рассматривать эстетическую составляющую аудиовизуальных ме-диаобразов [Челышева, 2011, с. 84].

В ходе занятий, посвященных эстетическому анализу аудиовизуальных и печатных медиатекстов, студентам предлагается цикл литературно-имитационных творческих заданий на материале аудиовизуальных и печатных произведений медиакультуры с опорой на ключевые понятия медиаобразования.

Так, например, изучение понятия Медийные агентства (media agencies) на материале аудиовизуальных медиапроизведений (на примере фильмов-экранизаций для детей) может включать разнообразные виды работы.

Студентам предлагается подготовить логически обоснованный тематический план медийного агентства, рассчитанный на выпуск сказочных фильмов-экранизаций для детей определенного возраста. Это задание носит коллективный характер. Студенты могут остановить свой выбор на любом агентстве (кино/видеостудии, рекламного агентства и т.д.). Приведем пример «создания школьной киностудии», осуществляющей съемочный процесс и демонстрацию аудиовизуальных медиаматериа-лов для школьной аудитории, пре-

имущественно младшего и среднего школьного возраста. В результате обсуждения был создан следующий тематический план:

1. Выбор материала для последующей съемки;

2. Подготовка сценарных разработок будущего фильма для детей;

3. Подбор актеров на главные и второстепенные роли;

4. Подготовка выразительных средств аудиовизуального ме-диатекста: (музыкальное, цветовое оформление и т.п.);

5. Съемочный процесс фильма-сказки;

6. Подготовка рекламы для выпуска фильма в прокат;

7. Анализ проделанной работы [Челышева, 2009, с. 85]. Каждый из этих пунктов тематического плана требует тщательной подготовки. Например, на этапе выбора материала для последующей съемки будущие медиапе-дагоги должны соблюсти обязательные условия - сказочный сюжет должен быть интересным, обладать воспитательным потенциалом, способствовать развитию эстетического вкуса школьной аудитории. При этом желательно, чтобы сюжет для будущего фильма обладал новизной. Даже если для работы будет выбрана всем известная сказка (как, к примеру «Золушка» или «Теремок»), при разработке сценария можно придумать дополнительные сюжетные линии, менять ход основного действия, подбирать неожиданные цветосветовые и звуковые решения и т.д. Словом, при реализации творческого медиаобразова-тельного проекта необходимо вне-

сти свое творческое зерно, проявив выдумку, фантазию.

В случае использования для эстетического анализа печатных медиатекстов, задание может быть аналогичным. Например, аудитории предлагается подготовить логически обоснованный тематический план медийного агентства, рассчитанный на выпуск печатных художественных медиатекстов для детей определенного возраста.

Данная работа тесно связана с изучением ключевого понятия Категории медиа/ медиатекстов (media/media text categories). Здесь вниманию студентов предлагается написать тексты синопсисов будущих сценариев произведений медиакультуры разных видов. В этом случае при выборе аудиовизуальных или печатных произведений медиакультуры.

К примеру, задание может состоять в подготовке синопсиса игровых фильмов (объемом 1-2 стр.) разных жанров, но с одними и теми же персонажами. Этот вид работы, как правило, способствует активизации студенческой аудитории, так как обычно выполняется на «конкурсной» основе, с последующим определением лучшей работы и т.д. В качестве одного из возможных вариантов выполнения данного задания можно предложить всей студенческой группе выбрать одни и те же персонажи для последующей разработки [Че-лышева, 2008, с.80].

После подготовки сценарных разработок студенты приступают к изучению ключевого понятия Языки медиа (media languages). Им предлагается следующее задание:

подготовить «режиссерский сценарий» художественного медиа-текста по написанному литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода) с наметкой системы планом, ракурсов, движений камеры, монтажа и использованием выразительных средств. Выполнение данного задания способствует одновременно более глубокому изучению специфики как печатных, так и аудиовизуальных медиатекстов.

Это задание также может быть представлено в виде конкурса на лучший «режиссерский сценарий». Данная работа требует от аудитории хорошего уровня знаний основных терминов и понятий медиакультуры (ракурс, план, монтаж). Поэтому перед выполнением целесообразно выяснить, достаточно ли хорошо усвоен данный материал аудиторией, так как в противном случае «режиссерский сценарий» просто скопирует литературную разработку и первоначальная цель задания потеряет свой смысл [Челышева, 2012].

В качестве примера одного из литературно-имитационных творческих медиаобразовательных занятий, приведем выполнение студентами задания по подготовке сценарной разработки эпизода из произведений медиакультуры. Студенческая аудитория разделяется на минигруппы (по 3-5 человек). Разбив медиатекст на основные эпизоды, студенты выбирают один из эпизодов для написания сценарного плана. После выполнения задания сценарии обсуждаются, выбираются наиболее интересные, отвечающие цели, зада-

чам эпизода, сохранившие авторские контексты и т.д.

Вот пример выполнения данного вида задания по мотивам экранизации фильма «Волшебник Страны Оз», более известной российским школьникам как сказка А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Для описания был выбран фрагмент путешествия девочки Элли и ее друзей по дороге, вымощенной желтым кирпичом:

«Кадр № 1. Общий план: Элли и ее друзья идут по дороге.

Кадр № 2. Крупный план: движение камеры скользит по лицам путешественников. Видно, что все герои устали и очень хотят отдохнуть.

Кадр № 3. Общий план: камера обозревает окрестности. Зритель может увидеть прекрасную природу волшебной страны: ярко светит летнее солнце, цветут цветы, зеленеет трава. Вдали виден небольшой водопад.

Кадр № 4. «Наезд камеры»: водопад приближается, вот уже на стекло камеры падают капли воды. Зритель может насладиться прохладой водного потока в знойный день и услышать шум водопада.

Кадр № 5. Средний план: усталые путники останавливаются на отдых и любуются красивым пейзажем» и т.д.».

Можно заметить, что выполнение данного задания, направленного на развитие понятийного и креативного показателей медиа-компетентности аудитории в контексте эстетического анализа аудиовизуальных и печатных меди-атекстов имеет свои особенности, связанные с использованием комплекса выразительных средств

различных видов медиакультуры. При его выполнении, по нашему мнению, очень важно, чтобы студенты не просто перечисляли последовательность кадров в фильме, указывая монтажные принципы, но и передавали свое, особое эстетическое отношение к происхо-дящему, способствовали тому, чтобы юный зритель смог вместе с ними прочувствовать красоту природы, окружающего мира и т.д.

На следующем этапе эстетического анализа медиатекстов можно перейти к изучению понятия Медийные репрезентации (media representations). Задания здесь могут быть самые разнообразные. Например, придумать тексты стихотворений, песен, анекдотов или загадок, отражающих сюжет и художественное своеобразие аудиовизуального медиатек-ста; совместно с другими студентами написать рассказ - сиквэл/бу-риме по мотивам художественного медиатекста; написать заявку на оригинальный сценарий (сценарный план) художественного медиатекста любого вида и жанра с использованием различных выразительных средств медиакультуры; подготовить сценарную разработку - «экранизацию» эпизода известного литературного произведения; сделать сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий; написать оригинальный сценарий художественного медиатекста, осуществимый в практике учебной видеосъемки; составить оригинальный текст, связанный с эстетическими аспектами медиакультуры (статья, репортаж, интервью и пр.)

для газеты, журнала, интернетного сайта [Федоров, 2001; 2007; 2010 и др.]. Попробуем сравнить примеры выполнения данных заданий на материале аудиовизуальных и печатных медиатекстов.

К примеру, эстетическое своеобразие известного фильма-сказки «Золушка» может быть отражено в виде оригинальной загадки для школьников:

«В этом фильме не все герои обладают хорошим эстетическим вкусом. Многие героини наряжаются на бал довольно вычурно и безвкусно. У главной героини со вкусом все в порядке: она не только умеет шить, выполнять всю домашнюю работу, но и красиво танцует, прекрасно поет. В этом фильме-сказке удачно использованы выразительные средства: подобрано хорошее музыкальное сопровождение, выбраны удачные цветовые решения».

Понимание эстетики печатных медиатекстов может быть представлено в виде «интервью» для журналов или газет с известными деятелями искусств - художниками, режиссерами, композиторами и т.п. Приведем пример такого «интервью» с композитором А. Рыбниковым, написавшим музыку к известному фильму - экранизации сказки А. Толстого «Приключения Буратино»:

Вопрос: Скажите, почему Вы решили написать музыку к этому фильму?

Ответ: Во-первых, я с детства люблю сказку о веселых приключениях Буратино. По-моему, эта сказка - не только для детей. Она и взрослых может научить быть добрее, справедливее, терпимее.

Во-вторых, этот фильм задумывался как мюзикл. В 70-80-е годы ХХ века мюзиклов для детей было не так уж много, и к тому же репертуар детских песен ограничивался в основном пионерской тематикой. Но, как известно, многие из этих песен не нравились ребятам, к тому же, в музыкальных кругах неоднократно поднимался вопрос о необходимости развитии эстетического вкуса детей средствами музыки. Наверное, поэтому детская сказка - мюзикл, имела такой успех у детской аудитории.

Вопрос: В фильме почти у каждого героя есть своя песня. Как происходило создание таких песен?

Ответ: Песня - это не просто музыка со словами. Она должна отражать характер героя, раскрывать его внутренний мир перед зрителем. Поэтому важную роль в ней играет не только музыка, но и стихи. Каждое слово должно как можно более точно показывать стороны характера героя (как сильные, так и слабые). Не меньшая роль принадлежит здесь мелодии, которая также отражает настроение, переживания героя. Послушайте, например, песню Пьеро. Как много в ней чувства, грусти, печали! Вообще, от музыки в фильме зависит очень многое - с ее помощью происходит не только передача чувств и мыслей каждого персонажа, но и проникновение в духовный мир фильма, его идею, замысел. Поэтому юным зрителям необходимо не просто слушать любимые песни во время фильма, но и постараться понять, как они отражают мысли и чувства авторов картины».

Большой интерес вызывают у студентов творческие задания, предлагающие подготовить имитированные «письма» в различного рода инстанции, написанные от имени представителей зрителей и читателей различного возраста, уровня образования, художественного восприятия и вкуса и т.д [Че-лышева, 2012 (2)]. Приведем сначала примеры написания таких «писем» на тему просмотренных фильмов-сказок.

«Письмо» от имени телезрительницы-пенсионерки по поводу фильма «Новогодние приключения Маши и Вити», датированное 1980 годом:

«Уважаемая редакция! Пишет вам пенсионерка Марья Ивановна Ведеркина.

Хочу поделиться своим глубоким возмущением по поводу фильма, который посреди белого дня был показан по телевизору в дни зимних каникул. Это фильм назван так, что сразу и не разберешь, что он с подвохом, подрывающим наши высокие советские эстетические идеалы. Его название «Новогодние приключения Маши и Вити ».

Три дня не могла заснуть, все переживала за внука, за его всестороннее развитие. О каком эстетическом и художественном вкусе может идти речь, если показывают такое безобразие!!!

Начнем с Бабы Яги. Если раньше в фильмах эта героиня всегда выглядела довольно прилично, то в этом фильме ее просто изуродовали! Что это за подозрительный парик? А как вам нравится мини-юбка? Какой нравственности вы хотите от наших школьниц, если

Баба Яга позволяет себе такие вольности?

Во-вторых, что это за музыка? Жаль, что я просмотрела, кто там такой великий композитор? Между прочим, я регулярно читаю педагогическую литературу для родителей и обсуждаю ее с соседками по подъезду Так вот: везде пишут, что ребенок должен быть воспитан на классической музыке или, в крайнем случае, на песнях советских композиторов. Только тогда у него будет хороший эстетический вкус. А это что такое? Я захожу в комнату, а мой внук Миша, разинув рот, слушает какие-то джазовые и роковые импровизации! От имени пенсионерок нашего подъезда требую немедленно прекратить показывать такое безобразие по нашему голубому экрану!».

Еще пример «письма» филолога, который пытается дать оценку современной литературно-художественной прессе:

«Уважаемые товарищи! Не хочу отнимать у Вас много времени, но вынуждена обратиться к автору стихотворений и ее поклонникам. Пожалуйста, займитесь вплотную русской речью, иначе Вашего творчества скоро уже никто не поймет!!!

К кому Вы обращаетесь абсолютно не понятно: предложение рассогласовано... В общем, как Вы и пишете, это действительно похоже на бред... Люди, прислушайтесь к тому что Вы пишете и говорите. Как бы мы анализировали А.С.Пушкина, если бы его стихотворения были похожи на стихи А.Павловской?».

Как можно заметить, этот вид заданий имеет полупародийную

форму, позволяя аудитории «вживаться» в роли представителей различных социальных слоев, профессий, возрастов и т.п. [ Мурюкина, 2008, с. 109]. Это, безусловно, позволяет активизировать интерес аудитории к выполнению заданий на медиа-материале, позволяет включать в учебно-воспитательный процесс интерактивные формы работы.

Итак, литературно-имитационные творческие задания выступают важным и неотъемлемым компонентом осуществления эстетического анализа на материале произведений аудиовизуальной и печатной медиакультуры. Выполнение данного цикла заданий в студенческой аудитории позволяет ознакомиться с художественным своеобразием различных видов медиатекстов, способствовать развитию эстетического восприятия и вкуса.

Выполнение литературно-имитационных творческих заданий позволяет студентам на более серьезном уровне осуществить эстетический анализ медиатекста, определять предполагаемую целевую аудиторию медийного агентства, конкретного медиатекста.

Литературно-имитационные творческие задания способствуют познавательной и творческой активности студентов, развитию самостоятельного, критического мышления, перцептивных навыков, которые представляют собой важную сторону будущей профессиональной деятельности.

Выполнение различных видов литературно-имитационных заданий на материале аудиовизуального и печатного медиаматериала позволяет студентам не только

лучше постичь авторский замысел конкретного медиапроизведения, но и сопоставить его с другими произведениями экранной и печатной медиакультуры.

Выполнение данного цикла творческих заданий на медиама-териале в контексте эстетического анализа аудиовизуальных медиа-текстов способствует тому, что при их выполнении «аудитория глубже усваивает такие понятия, как «установка на восприятие», «сопереживание персонажу», «идентификация» и т.д. В итоге весь комплекс занятий творческого характера служит дополнением к знаниям и умениям, полученным аудиторией на предыдущих занятиях: у студентов развиваются познавательные интересы, фантазия, воображение, ассоциативное, творческое, критическое, индивидуальное мышление, медиакомпетент-ность» [Федоров, 2007, с. 390].

Использование данного цикла заданий на медиаматериале может способствовать воспитанию эстетической культуры, расширению кругозора студентов, получению новых знаний не только о мире современных медиаискусств, но и о культуре в целом.

Литература

Мурюкина Е.В. Анализ творческих работ студентов на тему «Выражение авторской концепции медиатекста в виде известного стихотворения» // Ме-диаобразование. 2012. № 1. С. 78-89.

Мурюкина Е.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентно-сти студентов в процессе анализа прессы. Учебное пособие для вузов. Таганрог: НП «Центр развития личности». 2008. 298 с.

Мурюкина Е.В. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере литературно-художественной прессы) // Медиаоб-разование. № 1. 2010. С. 68-81.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 362 с.

Федоров А.В. «Индиана Джонс и храм хрустального черепа» Стивена Спилберга как пародийная трансформация медийных стереотипов «холодной войны» в рамках массовой/популярной культуры XXI века // Медиаоб-разование. 2010. № 3. С. 86-96.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. 708 с.

Федоров А. В. Развитие медиаком-петентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А.В. «Тайна двух океанов» - роман и его экранизация: возможности структурного анализа на медиаобразовательных занятиях // Дистанционное и виртуальное обучение. 2010. № 1. С. 32-41.

Челышева И.В. Анализ творческих работ «Рассказ от имени персонажа // Медиаобразование. 2012. № 2. С.64-72.

Челышева И.В. Концептуальные основы эстетической теории медиа-образования // Медиаобразование. 2013. № 1. С.24-31.

Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 с.

Челышева И.В. Методика и технология эстетического анализа произведений аудиовизуальной медиакульту-ры в российском медиаобразователь-ном процессе. Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2012. № 3.

Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетен-

тности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008. 300 с.

Челышева И.В. Российское медиаобразование в ХХ веке этапы, цели, методы, организационные формы. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 200 с.

References

Chelysheva, I. Analysis of creative works, «The story of a character's name'' // Media education. 2012. N2. P.64-72.

Chelysheva, I. Conceptual bases of aesthetic theory of media education // Media education. 2013. N. 1. P.24-31.

Chelysheva, I. Development of Critical Thinking and Media students in the analysis of audio-visual media texts. Taganrog: Center of personality development, 2008. 300 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelysheva, I. Methods and technology of media education in schools and universities. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2009. 320 p.

Chelysheva, I. Russian media education in the twentieth century, stages, goals, methods, organizational forms. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 200 p.

Chelysheva, I. Technique and technology of aesthetic analysis of the works of audiovisual media culture in the Russian media education. Magister Dixit. 2012. N 3.

Fedorov, A. «Indiana Jones and the Temple of the Crystal Skull» by Steven Spielberg as a parody transformation of media stereotypes of the «cold war» in the framework of the mass/popular culture of XXI century // Media Education. 2010. № 3, p.86-96.

Fedorov, A. Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: ^VR, 2001.

Fedorov, A. The Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: ICOS UNESCO «Information for All», 2007. 616 p.

Fedorov, A. «The Mystery of Two Oceans» - a novel and its film adaptation:

structural analysis capabilities for media studies // Distance and virtual learning. 2010. № 1, p. 32-41.

Muryukina, E. Aesthetic analysis of media texts in the classroom in the student audience (for example, literary and artistic media) // Media education. N 1. 2010. P. 68-81.

Muryukina, E. Analysis of creative works of students on the topic «The expression of the author of the concept of

a media in the form of the famous poem.» // Media education. 2012. N1. P. 78-89.

Muryukina, E. Development of Critical Thinking and Media students in the analysis of the press. Textbook for high schools. Taganrog: Development Center of Personality, 2008. 298 p.

Usov, Y. Film education as a means of aesthetic education and artistic development of students. Ph.D. Dis. Moscow, 1989. 362 p.

СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ КАК ПРИМЕР МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ *

А .В. Онкович,

доктор педагогических наук, профессор, Академия педагогических наук Украины

Аннотация. В статье рассматривается медиаобразовательная деятельность студентов в контексте медиадидактики высшей школы. Подготовка к изданию студенческих научных журналов формирует медиа/информационную грамотность будущих специалистов. Такая деятельность - одна из форм профессионально-ориентированного медиаобразования. Компетентность в сфере медиа/информационной грамотности и вузовских баз данных способствует формированию у студентов качеств профессиональных ученых, компетентных пользователей и создателей информации.

Ключевые слова: медиаобразование, информационная грамотность, ме-диаграмотность, профессионально ориентированное медиаобразование, ме-диаобразовательная деятельность, медиадидатика высшей школы, студенческие научные журналы.

Student scientific magazines as a media education example in high school

Prof. Dr. Anna Onkovich (Kiev, Ukraine)

Abstract. The article deals with the media educational activities of students in the context of media didacticts in high school. The preparation to the publication of students' scientific magazines forms media and information literacy of future specialists. Such an activity is one of a form of professionally-oriented media education. The competence in the field of media and information literacy and university databases promotes the formation of students' qualities of professional scientists, competent users and creators of information.

Keywords: media education, media literacy, professionally oriented media education, media literacy activities, media didactics, students' scientific magazines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.