заложенных в сообщение смыслов может привести к такому их толкованию, которое сделает высказывание абсурдным. В иных случаях имплицитная информация выражает то, что «вообще не может быть полно и точно выражено эксплицитно» [16. С. 39].
Список литературы
1. Алефиренко, Н. Ф. Современные проблемы науки о языке. М., 2005. 416 с.
2. Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики. М., 2005. 326 с.
3. Анисимова, Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003. 128 с.
4. Арнольд, И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопр. языкознания. 1982. № 4. С. 83-91.
5. Блумфилд, Л. Язык. М., 1968. 608 с.
6. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2000. 1536 с.
7. Бондарко, А. В. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978. 176 с.
8. Виноградов, В. С. Введение в переводо-ведение (общие и лексические вопросы). М., 2001. 224 с.
9. Имплицитность в языке и речи / отв. ред. Е. Г. Борисова, Ю. С. Мартемьянов. М., 1999. 200 с.
10. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева,
В. А. Салимовский. М., 2008. 464 с.
11. Муханов, И. Л. Имплицитные смыслы как составная часть семантико-прагматиче-ского потенциала высказывания // Имплицит-ность в языке и речи / отв. ред. Е. Г. Борисова, Ю. С. Мартемьянов. М., 1999. С. 88-94.
12. Никитина, Т. Г. Так говорит молодежь: словарь сленга. По материалам 70-90-е гг. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1998. 592 с.
13. Телия, В. Н. Коннотация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред.
В. Н. Ярцева. М., 1998. С. 236.
14. Федосюк, М. Ю. Неявные способы передачи информации в тексте : учеб. пособие по спецкурсу. М., 1988. 83 с.
15. Фоменко, И. В. Аллюзия // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2008. С. 18.
16. Хоанг, Фэ. Семантика высказывания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. С. 399-405.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 160-165.
С. И. Симакова
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обобщен опыт работы одного из российских университетов (Челябинский государственный университет) по формированию медиакомпетенций различных социальных групп населения: школьников, студентов, педагогов. Показано, что приоритетная роль при организации работы, направленной на формирование медиабезопасности, принадлежит журфакам и отделениям журналистики.
Ключевые слова: медиаграмотность, медиакомпетенции, медиабезопасность, университет, конкурсы профессионального мастерства.
Новое тысячелетие ознаменовано перехо- дустриальное общество», а термин «информа-дом от индустриального к информационному ционное общество» сегодня прочно занял свое обществу. Стали привычными такие понятия, место не только в лексиконе специалистов в как «информация», «информатизация», «ин- области информации, но и в лексиконе поли-формационные технологии», «информацион- тических деятелей, экономистов, ученых. Что ные ресурсы», «общество знаний», «постин- же такое глобальное информационное обще-
ство? О точности определений информационного общества можно спорить, но его особенности и отличительные черты становятся все более четкими. Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные характеристики: во-первых, информация используется как один из экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить конкурентоспособность, стимулировать инновации; во-вторых, информация становится предметом массового потребления общества; в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растет более быстрыми темпами, чем остальные [2].
Вызывает интерес характеристика информационного общества, предложенная профессором У. Мартином. Он использует следующие критерии:
- технологический (ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту);
- социальный (информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации);
- экономический (информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости);
- политический (свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения);
- культурный (признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
При этом ученый особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». Он отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном обществе [4].
Однако, несмотря на разницу в подходе к определению информационного общества, все исследователи в этой области единодушны в том, что угрозой переходного периода к
информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационно-телекоммуникационными технологиями (ИТТ), и не обладающих такими навыками. Таким образом, информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Это, в свою очередь, порождает ряд проблем и необходимость постоянного управления процессом информатизации.
«Сегодня СМИ воспринимаются российским обществом, в особенности политической элитой, как инструмент манипулирования электоратом, как средство формирования необходимого для политических и финансовых элит общественного мнения. Это вызывает у российской аудитории, привыкшей верить СМИ, противоречивые чувства - от возмущения и протеста до растерянности, от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ», - так описывают Е. Л. Вартанова и Я. Н. Засурский сегодняшнюю ситуацию и приходят к выводу о необходимости медиаобразования [1. С. 8]. В продолжение мысли, высказанной авторами, мы отмечаем, что информационное общество влечет за собой не только прогрессивные начала, но и порождает ряд социальных проблем. Одной из них является проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества, а информационная безопасность детей приобретает особое значение. По предложению П. А. Астахова - Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в большинстве регионов России 1 сентября 2011 г. прошли уроки медиабезопасности. Но достаточно ли для решения проблемы разовой акции? Однозначно, нет. Необходимо разработать программу мероприятий, направленных на формирование медиакомпетентности подростков. П. А. Астахов предложил Министерству образования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, например, «Медиабезопасность детей и подростков». Он считает, что это возможно предусмотреть в уже имеющемся в школьной программе курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Развивая идею Уполномоченного по правам ребенка, мы предложили бы, помимо (или вместо) специального курса, проводить такую работу в привязке к традиционным учебным дисциплинам. Но здесь появляется другая проблема: для организации качественной работы в этом направлении необходимо, чтобы подобными знаниями и навыками анализа обладали все современные педагоги. Иными словами, учитель-предметник, помимо глубоких знаний по учебной дисциплине, должен обладать совокупностью «систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемым ими уровнем мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе» [3. С. 10]. А этому педагогов надо учить.
Не менее актуальной эта проблема видится нам и при организации работы в высшей школе. Просвещение в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав потребителя информации в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию. Соответственно важным требованием к формированию выпускника вуза следует считать формирование информационной культуры в целом и медиакультуры в частности. Наряду с профессиональными компетенциями следует поставить формирование медиакомпетенций. Каковы формы реализации этого направления, решать вузу. Это может быть спецкурс, а может быть интегрирование в читаемые дисциплины. На наш взгляд, наиболее рациональным является сочетание этих двух форм работы. Но если преподаватель спецкурса - это человек, имеющий специальную подготовку в области медиа, то преподаватель других дисциплин зачастую такими знаниями не обладает. Лишь погрузившись в среду, повышающую уровень собственной медиакомпетентности, изучая, анализируя, создавая самостоятельно медиатексты, педагог (преподаватель) может понять, куда вести воспитанника. Только таким образом, приобщившись к миру медиа, он может способствовать формированию медиакультуры обучающегося. В этой связи возникает необходимость в повышении квалификации вузовского преподавателя с целью овладения им медиакомпетенциями.
Таким образом, на всех ступенях обучения приобретает актуальность такая форма работы, как медиаобразование. Медиаобразование слу-
жит защитой от противоправного и манипуля-тивного воздействия средств массовой коммуникации, так как его целью является формирование информационных и медиакомпетенций. Придерживаясь определения, данного А. В. Федоровым в работе «Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям» [8], под медиакомпетентностью мы понимаем умение использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме. Развитие медиакомпетентности прямо пропорционально опыту аудитории в общении с медиа. Сюда мы относим и опыт аудитории как потребителя информации, и опыт создателя информации. Именно сочетание этих двух составляющих способствует выработке критического осмысления медиатекстов.
Опираясь на опыт зарубежных коллег, А. В. Федоров предлагает следующую классификацию показателей медиакомпетентности личности:
1) мотивационный - мотивы контакта с медиа и медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические;
2) контактный - частота общения (контакта) с медиа и произведениями медиакультуры (медиатекстами);
3) информационный - знания терминологии, теории и истории медиакультуры, процесса массовой коммуникации;
4) перцептивный - способности к восприятию медиатекстов;
5) интерпретационный (оценочный) - умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров на основе определенных уровней развития медиавосприятия и критического мышления;
6) практико-операционный (деятельностный) - умения выбирать те или иные медиа и медиатексты, создавать / распространять собственные медиатексты, умения самообразования в медийной сфере;
7) креативный - наличие творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской), связанной с медиа [8].
Анализируя предложенную систему, мы замечаем, что при формировании медиакомпетенций приоритетным является развитое
медиавосприятие и способность к анализу и оценке медиатекста. Несомненно, этому надо учиться, этому надо учить.
В первую очередь, как мы уже говорили выше, необходимо уделить внимание формированию медиакомпетентности непосредственно учителя (преподавателя), поскольку именно он является проводником знания для обучающегося. Именно от уровня сформирован-ности медиакомпетентности педагога зависит его влияние на формирование медиакультуры обучающегося. Медиакомпетентность дает педагогам понимание того, как медиатексты, которые являются частью каждодневной жизни, помогают познанию окружающего мира, информационно насыщенной окружающей среды, в различных социальных вариациях, экономической и политической позиции, как они могут воздействовать на уровень медиакультуры учащегося. Медиакомпетентность педагога многомерна и требует широкой перспективы, основанной на развитой структуре знания. Безусловно, формированием медиакомпетентности педагога, в первую очередь, должны быть озабочены управления образования различных уровней. На наш взгляд, все программы курсов повышения квалификации преподавателей должны в той или иной степени включать подобные разделы. Частично данная задача может быть реализована через внеурочные занятия, проводимые для педагогов.
По нашему мнению, огромная роль в формировании способности адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации должна принадлежать университетам, в первую очередь - журфакам и отделениям журналистики. Именно поэтому полезным является опыт работы Челябинского государственного университета. Преподавателями факультета журналистики ведется в этом направлении планомерная работа, в которую оказываются вовлеченными школьники, студенты, преподаватели и все, кто занимается школьными СМИ [5; 6; 7].
На факультете сложилась четкая, грамотно выстроенная система работы со школьными и молодежными средствами массовой информации. Начавшаяся с конкурса школьных СМИ «ЮнГа+» (ЮнГа - юный газетчик, + обозначает все другие СМИ), эта работа приобрела широкое развитие. Сегодня это целый комплекс мероприятий, объединенных общим названием «Медиамарафон», который длится на протяжении учебного года и охватывает школьников разных возрастов. К их числу
относятся: конкурс «Юный журналист» (5-8 классы); «Медиакарусель» (8-11 классы); ежемесячные мастер-классы под руководством преподавателей и практикующих журналистов; работа студий по дизайну и верстке газеты, организованная студенческой организацией «Первый студенческий» медиахолдинг (http://1mediahold.ru, info@1mediahold. ги, http://vk.com/mediaholding); работа клуба «Абитуриент», созданного по инициативе студентов журфака, осуществляемая при их непосредственном руководстве.
Рассматривая опыт работы журфака ЧелГУ, прокомментируем самые масштабные мероприятия, целью проведения которых является реализация, помимо репрезентативной функции, также функции просветительской, то есть направленной на формирование медиакомпетенций участников.
Конкурс «ЮнГа+» (с 2013 года имеет статус Всероссийского). Учредителем конкурса является Челябинский государственный университет, а организатором выступает Институт гуманитарного образования (направление «Журналистика») ЧелГУ. Цель конкурса: содействие развитию детских и молодежных СМИ. По Положению, в конкурсе могут принять участие школьные СМИ (периодическая печать, радиовещание, ТВ- и интернет-издания), городские и межрайонные СМИ. На конкурс принимаются как коллективные, так и персональные работы юных журналистов с 1-го по 11-й класс. Победители определяются в двух подгруппах: 1) школьные, 2) городские и районные детские (молодежные) СМИ. Победители и призеры награждаются дипломами конкурса, памятными призами и ценными подарками. Лучшие работы публикуются в газете ЧелГУ «Университетская набережная», в газетах факультета журналистики «Журfix» и <Желеванс», а также выходят в эфире радио факультета «Диктум», представлены в телепроекте «По_сети» эфира ОТВ. Важно, что организаторами конкурса предусмотрена не только оценка выполненных ранее работ, но и консультации по их подготовке, а по завершении - так называемая «работа над ошибками». В день награждения для участников конкурса предусмотрено участие в работе медиастудий под руководством преподавателей факультета журналистики ЧелГУ и ведущих журналистов Челябинской области. Отдельная программа предлагается для педагогов - руководителей детских СМИ. Остановимся на ней более подробно.
Так, в 2013 г., в рамках финала конкурса «ЮнГа+», для руководителей детских СМИ состоялись мастер-классы:
1) «Результаты мониторинга детской сетевой прессы» (А. В. Слепова, доцент кафедры теории массовых коммуникаций ЧелГУ). В своем выступлении А. В. Слепова ознакомила с результатами мониторинга детской сетевой прессы, выделяя несколько моделей ее функционирования: промосайты издательств; сетевая пресса для детей и подростков, организованная взрослыми; собственно «детская пресса»; блоги. Она предложила рассмотреть детскую сетевую прессу с позиций содержания и технического решения. Были выявлены ее достоинства и недостатки. А. В. Слепова в своем выступлении поставила актуальную проблему - роль детской сетевой прессы в активизации читательской активности у детей и подростков.
2) «Как продвинуть свое видео в интернете» (Е. Б. Футерман, заведующая учебной лабораторией ТВ и РВ ЧелГУ). В ходе этого мастер-класса говорили о возможностях интернет-ресурсов, о востребованности данного типа распространения своих телепродуктов через Интернет, о том, какие видео набирают большее количество просмотров, о развлекательной составляющей и общественно-значимой, как их совместить. Шла речь о типе монтажа (клиповый), размере (не более 1,5 мин), о тематике, современных способах съемки для Интернета. Были продемонстрированы наиболее удачные примеры интернет-версий телепрограмм из программы «Ро_Сети».
3) «Типографика и макетрирование для СМИ в вебе» (Полина и Дмитрий Ляпустины, фриланс-мастерская «Ляпустин»). Мастер-класс нацелен на изучение основ типографики - грамотной работы с массивом текста, отдельными словами и символами. По ходу работы акцентировано внимание на том, что качественная типографика позволяет облегчить понимание контента и ускорить его прочтение и усвоение. В рамках мастер-класса дизайнеры-практики продемонстрировали примеры качественной и некачественной типографики на примерах сайтов СМИ, разобрали основы web-верстки и работы с текстом в Интернете, главные принципы и правила подачи текста на различных платформах (компьютер, планшет, смартфон). Кроме этого, во второй день работы, во время работы дискуссионных площадок, педагоги имели возможность обменяться с
коллегами собственным опытом работы, услышали комментарии и пожелания членов жюри.
Данный конкурс - образец наиболее яркого мероприятия медиаобразовательной направленности журфака ЧелГУ. Здесь успешно сочетаются работа по формированию медиаграмотности школьника, студента, педагога. В ходе проведения мастерских каждый руководитель тем или иным способом влияет на формирование медиакомпетенций слушателей, повышая тем самым уровень медиабезопасности его участников.
Надо отметить, что деятельность такого рода находит поддержку среди студентов журфака. Именно они становятся инициаторами и организаторами подобных мероприятий. Так, в 2012-2013 учебном году к числу традиционных мероприятий [5; 6] добавились такие, как «Медиаферма» - обучающая игра на базе ОУ (рекомендуемый возраст участников - 5-9 классы). Игра состоит из теоретической (основы медиаграмотности) и практической (создание медиапродукта) частей. За время работы школьники не только растут сами профессионально, но и «выращивают» свой продукт. Практикуются выездные тренинги, их направленность: основы журналистики; медиаграмотность; дизайн и верстка. Они проводятся один раз в месяц по заявке ОУ. Наконец, успешно прошел «Парад школьных СМИ» - уникальное мероприятие, посвященное 25-летию журналистского образования на Южном Урале, основоположником которого является ЧелГУ. Редакции городских и областных юнкоровских СМИ получили возможность не только поздравить «Госпожу журналистику», но и показать все свое мастерство перед коллегами.
Наблюдая за личным участием педагогов - руководителей школьных СМИ на мастер-классах, проводимых для них форумах и семинарах, в 2012 г. было принято решение провести специально для педагогов конкурс образовательных программ «ImPRO». Конкурс предназначен для руководителей школьных и молодежных средств массовой информации и для педагогов, занимающихся медиаобразо-вательной деятельностью в рамках учебных (факультативных) дисциплин. Конкурс призван содействовать повышению качества подготовки школьников в области средств массовой коммуникации (СМК). Конкурс проводится в два этапа. На первом, заочном, участники представляют свои наработки. Жюри проводит отбор работ-финалистов. На втором эта-
пе, очном, проходит публичная презентация конкурсных программ. Тем самым создается атмосфера, способствующая не только формированию педагогических компетенций, но и медиакомпетенций преподавателя-руково-дителя школьного / детского / молодежного СМИ. Конкурс получил широкий отклик среди участников и, по решению организаторов, в 2013 г. пройдет уже в статусе Всероссийского.
Особый интерес представляет инициатива преподавателей журфака по разработке и проведению уроков медиабезопасности для школьников региона. Один из таких уроков представлен на сайте http://ombudsman74.ru/xcat/1156.
Не менее важной и насыщенной является работа с молодыми людьми - студентами. В первую очередь речь идет о студентах Челябинского госуниверситета, получающих нежурналистскую специальность. Уже на протяжении нескольких лет преподавателями кафедры журналистики и медиаобразования реализуется программа по медиаграмотности на различных факультетах ЧелГУ (в рамках дисциплин, определяемых вузом). Уникальным, по нашему мнению, является опыт проведения тематических смен в студенческих лагерях. Так, летом 2012 г. состоялась медиасмена в СОЛ «Парус» для студентов университета, организованная и реализованная студентами и преподавателями журфака ЧелГУ. Количество отдыхающих: более 80 студентов ЧелГУ, обучающихся по непрофильным направлениям. Количество людей, задействованных в организации смены: 4 преподавателя факультета журналистики, 16 студентов журфака, осуществляющих роль тьюторов. Цель медиасмены: формирование медиаграмотности студентов ЧелГУ (непрофильных факультетов). Задачи: формирование первичных навыков создания журналистских материалов; формирование навыков анализа и оценки медиатекстов; развитие коммуникативных навыков; создание реального продукта журналистской деятельности. Основные векторы: журналистское видео; журналистский печатный материал. Предусмотрена работа с использованием мультимедийных технологий - создание конвергентной редакции через командообразование. Теоретический материал подается на мастер-классах. Практическая часть реализовывается разнообразными формами: фотокросс, «журнал 24», квест.
Таким образом, мы отмечаем, что в Челябинском государственном университете прослеживается целенаправленная работа с раз-
личными возрастными и социальными группами по формированию медиакомпетентности населения, способствуя тем самым медиабезопасности общества. А сам университет, по нашему мнению, является уникальным медиао-бразовательным пространством.
Список литературы
1. Вартанова, Е. Л. Медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи / Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский // Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. С. 5-12.
2. Гиляревский, Р. С. Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты / Р. С. Гиляревский, И. И. Родионов, Г. З. За-лаев, В. А. Цветкова. М., 2006. 592 с.
3. Змановская, Н. В. Формирование медиаобразованности будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 152 с.
4. Мартин, У. Дж. Информационное общество (реферат) // Теория и практика общественно-научной информации. Ежеквартальник. М., 1990. № 3. С. 115-123.
5. Симакова, С. И. Организация конкурсов журналистского мастерства как основа формирования медиаграмотности школьников /
С. И. Симакова, А. В. Горяйнова // Информационное поле современной России: практики и эффекты : сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 18-20 октября 2012 г.) : в 2 т. Т. 2. Казань, 2012. С. 280-290.
6. Симакова, С. И. Университет как меди-аобразовательное пространство // Молодежь и медиа. Экология медиапространства : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. «Молодежь и медиа. Экология медиапространства» (Москва, 27-29 ноября 2012 г.). М., 2012.
С.431-441.
7. Симакова, С. И. Формирование медиаграмотности как способ формирования социокультурного пространства // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 9-11 февраля 2013 г.) М., 2013. С. 204-205.
8. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Электронный ресурс]. иКЬ: http://psyfactoг. oгg/lib/fedoгov14.htm