Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Юлия Викторовна, Циренщикова Ольга Александровна, Тюрина Екатерина Ивановна, Тенигина Людмила Владимировна, Шилихина Юлия Анатольевна

В данной работе рассматриваются различные технологии и формы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена важностью экономической грамотности в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Юлия Викторовна, Циренщикова Ольга Александровна, Тюрина Екатерина Ивановна, Тенигина Людмила Владимировна, Шилихина Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

инновационных подходов и форм, помогает сформировать положительное эмоционально - психологическое состояние воспитанников. Активизирует не только их познавательную деятельность, но и способствует активному развитию логического мышления, вызыва-

ет интерес к музыкальной деятельности, способствует воспитанию осознанного отношения к музыке, обеспечивает освоение навыков и приёмов в различных видах музыкальной деятельности, значительно обогащает творческую составляющую работы в этом направлении.

УДК 37

Михайлова Ю.В., Циренщикова О.А., Тюрина Е.И., Тенигина Л.В., ,, Крутилина О.В., Водолажская Т.С.

Технологии и формы экономического воспитания детей дошкольного возраста

Аннотация

В данной работе рассматриваются различные технологии и формы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность темы обусловлена важностью экономической грамотности в современном мире.

Ключевые слова: дети, экономическая грамотность, экономическое воспитание.

Введение

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства» экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Нами изучены специальные исследования, которые раскрывают возможности детей в освоении экономической сферы жизни людей. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением - мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б. Эльконин).

Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок - дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме.

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Экспериментальные данные показывают: уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте.

Семья - это реальная экономика и, но справедливому мнению известного ученого и педагога Е. А. Ар-кина, «в семье не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи.

Давая рекомендации родителям по формированию экономического мышления, придерживаюсь мнения доктора философии Беверли Ноер Фельдмана, который считал, что: «Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». Я полагаю, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. Я всегда стараюсь показать, как делать вредно для детей слишком много вместо того, чтобы научить их трудовой этике и дать представление о цене денег.

Как справедливо отмечает С.А. Козлова, информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воз-

08387360

действие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Какие это знания?

К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Таким образом, авторы единодушны в том, что непрерывное социально-экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.

В качестве предпосылок экономического воспитания можно выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упускать из виду этот период взрослым никак нельзя. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста - это, прежде всего один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно,

разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

«Экономическое воспитание»

Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту.

Главное, говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Формы и методы экономического воспитания

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ро-левые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжет-но-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.

Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Трудовое воспитание в системе экономического образования

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, воспитатель. Тематический план по ознакомлению детей с «экономическими» профессиями позволит раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать воспитательную ценность труда - его преобразующую роль.

Система знаний о труде взрослых, в основе, которой лежат представления о преобразовании человеком предмета труда ( исходного материала) в продукт (результат) труда имеет экономическую основу: рациональное, расчетливое отношение к ресурсам, из которых изготовляется любой предмет; осознание необходимости освоения орудий труда, использование их по назначению, бережное к ним отношение; овладение социокультурным, нормированным способом изготовления предмета, что отражается на качестве и скорости его изготовления, экономит время и силы человека; осознание того, что продукт труда необходимого качества ему служит, экономит новое сырье.

В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что ма-

териалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

В совместной работе со взрослыми старший дошкольник выделяет цепочку связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл труда, его постоянную необходимость.

В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Н.А. Короткова отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место.

Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.

В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач. Создавая объемные изделия из пластичных материалов, дети осваивают технику лепных работ, выделяя особенности их конструкции, формы, пространственного расположения.

В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия.

Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности, напр. составление рекламы).

Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). При этом воспитателю необходимо перейти от обязывающее - регламенти-

рующих к более свободным, непринужденным отношениям с детьми и одновременно подобрать интересные по содержанию материалы, которыми можно привлечь и удержать внимание детей. Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

В заключение еще раз отметим, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. Атак как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

«Классические формы экономического воспитания»:

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Она одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.

В дидактических играх таких как, «Кем быть?», «Семейный бюджет» и др. уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения.

Также сделать экономику понятной помогут сюжет-но - ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, оплата услуг, производства и сбыта готовой продукции и др. Очень интересны и увлекательны для детей игры - путешествия. Например, «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

Беседы-обсуждения - одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: «Труд - основа жизни», «Как придумали деньги?», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся?» и др.

Пониманию многих экономических явлений в значительной степени способствует чтение художествен-

ной литературы. Хотелось заострить свое внимание на литературном жанре с огромными дидактическими возможностями - сказке. Особенно интересными являются авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини - программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Дошкольники с интересом слушают историю про путешествие Миши и Кати, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. В произведениях дается объяснение многим непонятным экономическим явлениям. Сказки хорошо использовать для театрализованных интерактивных мини-постановок. Они имеют особое значение для социализации и развития дошкольника.

А что же вооружает ребенка средствами рационального познания мира? Конечно, математика. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Это были классические формы экономического воспитания, а сейчас рассмотрим современные технологии.

«Современные технологии»:

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов.

Ситуационные задачи - обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом - детский сад», «Загадочный остров», «Я живу в Балаково», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция всех образовательных областей. Примерами викторины могут быть: «Потраченные финансы сказочных героев», «Выбери профессию», «Угадай, как называется» Сейчас вы окажитесь в роли детей и поучаствуете в «Сказочной викторине».

«Сказочная викторина»:

Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа).

В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла? И что это за ценный металл? («Курочка Ряба», золото) Как назывались деньги в сказке Носова «Незнайка на Луне» (Фертинги и сантики) В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка») С. Михалков «Как старик корову продавал»: у старика долго не получалось продать корову, а паренек это сделал очень быстро. Что для продажи использовал паренек? (Рекламу товара)

«Современные технологии»

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников -это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные

правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Это, конечно, небольшая часть технологий и форм работы по экономическому воспитанию. Но они не были бы настолько эффективны, если бы не взаимодействие с родителями.

«Экономическое воспитание в семье»

Большую роль в экономическом воспитании играет семья. Именно в семье ребенок приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» и «деньги». Иногда старшие дошкольники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот.

Со своей стороны педагоги оказывают посильную помощь родителям в экономическом воспитании.

«Взаимодействие с семьей в экономическом воспитании»

Они оформляют тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей». Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

«Взаимодействие с семьей в экономическом воспитании»

Для диагностики финансовой грамотности родителей можно проводить анкетирование и опрос. Мы разработали и опубликовали анкету: «Воспитание дошкольников». Она позволила оперативно получить информацию. Мы увидели, что дети привлекаются к трудовой деятельности, знакомы с профессиями, знают кем работают родители. Можно сделать выводы, что родители заинтересованы в совместной работе с воспитателями по формированию основ экономического воспитания.

Литература

1. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Социальная сеть работников Образования шрогМ.т [Электронный ресурс]. - Электронный ресурс: https://nspоrtal.ru/dеtskiy-sad/ raznое/20l6/11/01/еkоnоmichеskое-vоspitaniе-dеtеy-starshеgо-dоshkоlnоgо-vоzrasta-v/

2. Сказочно-экономическая викторина / ГЛОБУС24 - Образование для всех [Электронный ресурс]. - Электронный ресурс: https://glоbuss24.ru/dоc/skazоchnо-еkоnоmichеskaya-viktоrina/

3. Умнов Д.Г. Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. -2019. - №34. - С. 70-71 [Электронный ресурс]. - Электронный ресурс: https://mоluch.ru/archivе/272/62103/

4. Николаева О.С. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2019/1l/06/ekonomicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-0 (дата обращения: 27.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.