Busyreva Anastasia Sergeevna, senior lecturer, asyabay@yandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,
Golyakov Ivan Pavlovich, senior lecturer, golyakov_ivan@mail. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,
Gordeev Pavel Vitalievich, teacher, gordeevP V@yandex. ru, Russia, Perm, secondary school №. 6 named after Hero of Russia S.L. Yashkin
УДК 796.011:373.31
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧИТЕЛЕМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ВТОРОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Быстрицкая, О.В. Реутова
Рассмотрена проблема подготовки учителей по физической культуре к процессу формирования и мониторинга результатов образовательной деятельности. Представлено детальное описание образовательных результатов первого (дошкольного) и второго уровней образования. Рассмотрены проектирование и моделирование образовательного процесса на основе учения о педагогических технологиях в соответствии с методологией развивающего обучения. Предложены инновационные и традиционные технологии, пересмотренные с учетом требований ФГОС.
Ключевые слова: учителя физической культуры, уровни образования, педагогическое проектирование, образовательные технология, результаты обучения.
Как показывают многочисленные исследования в сфере физического воспитания, педагогические организации общего образования с воодушевлением приняли переход на реализацию ФГОС, поскольку «современные образовательные стандарты позволяют учителю физической культуры реализовать свой творческий потенциал, задают основу вариативного личностно-ориентированного обучения» [1]. Именно поэтому в требованиях стандарта широко представлены личностные образовательные результаты. Более того, образовательный процесс в современной школе является принципиально открытой системой, где могут быть широко представлены межпредметные и межличностные связи и взаимодействия.
Изолированность деятельности педагога ушла в прошлое. «Педагоги и ученики объединены в единое информационное пространство, где необходимо дать ученикам специфические компетенции, позволяющие им сориентироваться в этом пространстве и продолжать саморазвитие и самообразование даже вне стен школы. Такая социально-образовательная
ситуация создает необходимость и возможность формирования метапредметных результат обучения в структуре всех предметных дисциплин, включая физкультуру» [2], а также во внеурочной деятельности в том числе и спортивно -массовой и физкультурно-оздоровительной. Таким образом, цель нашего исследования состояла в обучении будущих учителей физической культуры к проектированию образовательных технологий направленных на достижение метапредметных, предметных и личностных результатов, которые бы позволили преодолеть образовательный дисбаланс в целеполагании учителей физической культуры, где явно акцентируются только предметные результаты.
Образовательные результаты первого образовательного уровня (дошкольного образования) являются той основой, на которой учитель физической культуры школы строит модель учебных занятий и внеурочной деятельности. Также результаты образования дошкольников представляют собой диагностический базис для построения индивидуальной образовательной траектории для младшего школьника. Уровень развития двигательных качеств, «актуальный уровень двигательных кондиций, характеристики усвоения двигательных действий, и другие сравнительные показатели, а также и динамические характеристики учебной деятельности детей позволяют повысить эффективность проектирования образовательных технологий учителем физической культуры в школе» [3].
Технологии работы с дошкольниками могут применяться и в условиях начальной школы и даже адаптироваться к следующим уровням образования. Это является возможным по нескольким причинам:
Во-первых, применение знакомых для детей технологий будет обеспечивать условия плавного, преемственного перехода из первого уровня образования во второй, и сглаживать трудности вовлечения ребенка в учебную деятельность.
Во-вторых, технологии, применяемые в дошкольном образовательном учреждении, имеют вид игровых технологий, что соответствует ведущему виду деятельности дошкольников. Однако и у младших школьников «игровая деятельность является одной из главных, а именно, занимает, как правило, второе место по значимости после учебной» [4], поэтому в ходе учебных, спортивных и подвижных игр развитие школьника происходит также эффективно.
Второй уровень образования представляет собой уровень начальной школы. Известно, что этот период является сенситивным периодом для развития двигательных качеств: координационных способностей и быстроты движений. Кроме того эти дети часто обладают гипер-активностью, что тоже положительно сказывается на процессе их учения.
При этом именно учебная деятельность является ведущей в данном возрасте. В связи с этим особых сложностей в мотивации младших школьников к занятиям физической культуры не наблюдается.
Все указанные задачи решаются с применением передовых образовательных технологий, как классических, так и инновационных. Эффективность ниже приведенных технологий подтверждается тем, что они позволяют достичь не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов по предмету «Физическая культура». Соответствие образовательных результатов и технологий их достижения при решении главных дидактических задач на втором уровне образования приведены в табл. 1.
Таблица 1
Примеры соотнесения образовательных результатов и педагогических технологий
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Образовательные технологии
Формирование чувства гордости за свою Родину, ценности многонационального российского общества Овладение знаниями об истории страны и родного края Обретение гармоничного развития личности на основе сформированных нравственных ценностей и патриотического отношения к Родине Школьный патриотический конкурс «Смотр строя и песни»
Проявление развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Владение навыками систематического наблюдения за своим физическим состоянием, состоянием здоровья, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств Технология наблюдения за развитием показателей основных физических качеств «Паспорт здоровья»
Рассмотрим процесс и результат проектирования одной из технологий направленных на достижение метапредметных и личностных результатов в деятельности младших школьников учителем, по физической культуре, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Технология составления личного плана физического самовоспитания, выполнение упражнений для тренировки различных групп мышц
Дидактические задачи Учебные задачи Содержание Образовательный результат
Способствовать формированию знаний по основам организации и проведения самостоятельных тренировочных занятий для различных групп мышц. Научиться составлять личный план физического самовоспитания для тренировки различных групп мышц. Самоконтроль при выполнении упражнений. Развивать волевые качества. Ученик под руководством учителя разрабатывает план физического самовоспитания (цели, задачи, конечный результат), разрабатывает комплекс упражнений для тренировки различных групп мышц. Самостоятельно выполняет упражнения согласно разработанной программе. Личностные: овладевает знаниями по основам мышечных групп, правилам составления личного плана физического самовоспитания Метапредметн ые: имеет представление о структуре и составлении содержания занятий, о способах решения познавательных задач Предметные: обретает умение составления плана занятия в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности
Таким образом, для проектирования образовательных технологий учителем физической культуры ему необходимо [5]:
1. Определить метапредметные, предметные и личностные результаты применения технологии в рамках учебного или учебно-тренировочного занятия.
2. Разделить планируемые результаты по этапам деятельности, в ходе реализации которых они должны быть достигнуты.
3. Поставить дидактические задачи как целевую основу своей педагогической деятельности.
4. Сформулировать систему учебных задач для младших школьников каждого этапа реализации технологии.
5. Определить содержание каждого этапа, методы и средства его реализации.
6. Описать коммуникативные, регулятивные и иные учебные действия, которыми младшие школьники должны овладеть в ходе реализации технологии.
7. Подобрать критерии самоанализа педагогической деятельности в рамках дидактических задач реализуемой технологии.
8. Реализовать технологию.
9. Провести анализ достижений обучающихся по критериям ОР и
УУД.
10. Провести самоанализ по ранее разработанным критериям.
Моделирование занятий для младших школьников направлено на
решение задач первичного овладения основами здоровьеформирующих технологий [6], на создание условий для развития двигательных качеств, на адресную помощь в спортивной селекционной работе, на формирование учебного коллектива средствами физической культуры, на укрепление учебных мотивов и усиление мотивации к физической активности.
Список литературы
1. Быстрицкая Е.В., Тупикин Е.И. Психология и педагогика физической культуры. Педагогическая практика - базис формирования компетентности будущих специалистов в области физической культуры и спорта: учеб.-метод. издание. Н. Новгород: Изд-во «Поволжье», 2009. 164 с.
2. Дмитриев С.В. Антропные принципы в современной науке и образовательных технологиях физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2004. № 2. С. 2-9.
3. Дмитриев С.В. Биомеханика «живых движений» в сфере спорта и адаптивной физической культуры: современный дискурс // Адаптивная физическая культура. 2006. №25. С. 2-7.
4. Неверкович С.Д., Дятловская И.С. Методы и средства активизации познавательной деятельности (деловые игры, учебно-познавательные задачи). М.: ГЦОЛИФК, 1988. 320 с.
5. Реутова О.В., Григорьева Е.Л. Проектирование технологий обучения дисциплине «Физическая культура» в формате требований ФГОС / Вестник КГПУ им. Астафьева. 2017. №2 (40). С. 103-105.
6. Проблемы реализации здоровьеформирующей технологии в поликультурном образовательном пространстве / С.С. Иванова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 44-45.
Быстрицкая Елена Витальевна, д-р пед. наук, проф., оЫ1аёу@,таИги, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,
Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель, о1уа.геи1оуа2013@ yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
TECHNOLOGIES OF FORMATION OF EDUCATIONAL RESULTS BY THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE SECOND EDUCATION LEVEL
E. V. Bystritskaya, O. V. Reutova
The problem of training teachers in physical culture for the process of forming and monitoring the results of educational activity is considered. A detailed description of the educational results of the first (preschool) level and the second level of education is presented. The design and modeling of the educational process on the basis of the teaching of pedagogical technologies in accordance with the methodology of developmental learning is considered. Innovative and traditional technologies, revised in accordance with the requirements of GEF GS are proposed.
Key words: teachers of physical culture, levels of education, pedagogical design, educational technology, learning outcomes.
Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences, professor, oldlady@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,
Reutova Olga Viktorovna, senior teacher, [email protected], Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin
УДК 796.01:796.422
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
О.В. Везеницын, Т.Н. Шутова, Ю.В. Круглова, С.Б. Маврина
Предложена методика совершенствования выносливости средствами оздоровительного бега на занятиях по физической культуре, акцентированная на технике дыхания, схеме увеличения продолжительности бега и дополнительных средств развития выносливости. Проведен эксперимент, доказывающий эффективность методики.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, выносливость, дыхание, оздоровительный бег, работоспособность.
В настоящее время система физического воспитания студентов требует модернизации, осмысления её компонентов, содержания, ценностных ориентиров, направленности, задач, форм, методов, педагогических технологий, способных гарантировать соматическое воспитание в виде улучшения функционального состояния, физической подготовленности и формирования ценностного отношения к своему телу. Необходимость преобразования обусловлена тенденциями ухудшения состояния здоровья, снижением физической подготовленности, в том числе выносливости в образовательном процессе от 1-го к 3-му курсу, увеличением доли специальной медицинской группы. Наибольшую