Научная статья на тему 'Проектирование технологий обучения дисциплине «Физическая культура» в формате требований ФГОС'

Проектирование технологий обучения дисциплине «Физическая культура» в формате требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФГОС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGICAL DESIGN / MODELING OF THE LEANING PROCESS / FSES / PHYSICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL / THE COMPETENCE OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / SUBJECT / META-SUBJECT AND PERSONAL LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна

В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в связи с модернизацией профессионального образования. Предложены инновационные подходы к моделированию профессиональной деятельности педагогов по физической культуре в рамках прохождения педагогической (клинической) практики. В качестве примера приведена дидактическая модель технологии проведения соревнований по спортивным играм и ее реализация в рамках одного учебно-тренировочного занятия. Указаны результаты реализации разработанной модели в практической деятельности педагога по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реутова Ольга Викторовна, Григорьева Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF TECHNOLOGIES TO TEACH PHYSICAL CULTURE DISCIPLINE ACCORDING TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD REQUIREMENTS

This article considers the questions of the training of specialists in the field of physical culture and sport in connection with modernization of vocational education. Besides, it offers innovative approaches to the modeling of professional activity of teachers of physical culture within student (clinical) teaching. The didactic model of the technology for organizing sport competitions and its realization within one training lesson is given as an example. It also specifies the results of the realization of the developed model in practical activities of the teacher of physical culture.

Текст научной работы на тему «Проектирование технологий обучения дисциплине «Физическая культура» в формате требований ФГОС»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМАТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

THE DESIGN OF TECHNOLOGIES TO TEACH PHYSICAL CULTURE DISCIPLINE ACCORDING TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD REQUIREMENTS

О.В. Реутова, Е.Л. Григорьева O.V. Reutova, E.L. Grigorievа

Педагогическое проектирование, моделирование образовательного процесса, ФГОС, физическая культура личности, компетентность учителя физической культуры, предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в связи с модернизацией профессионального образования. Предложены инновационные подходы к моделированию профессиональной деятельности педагогов по физической культуре в рамках прохождения педагогической (клинической) практики. В качестве примера приведена дидактическая модель технологии проведения соревнований по спортивным играм и ее реализация в рамках одного учебно-тренировочного занятия. Указаны результаты реализации разработанной модели в практической деятельности педагога по физической культуре.

Pedagogical design, modeling of the leaning process, FSES, physical culture of the individual, the competence of the teacher of physical culture, subject, meta-subject and personal learning outcomes. This article considers the questions of the training of specialists in the field of physical culture and sport in connection with modernization of vocational education. Besides, it offers innovative approaches to the modeling of professional activity of teachers of physical culture within student (clinical) teaching. The didactic model of the technology for organizing sport competitions and its realization within one training lesson is given as an example. It also specifies the results of the realization of the developed model in practical activities of the teacher of physical culture.

Модернизация профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и разработка в соответствии с ними образовательных программ обусловили необходимость проектирования и реализации технологий в сфере «физическая культура» в процессе организации и проведения педагогической (клинической) практики студентов факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (НГПУ им. Козьмы Минина) в общеобразовательных учреждениях (школах).

Основные направления модернизации современной школы связаны с идеей создания условий для развития личности и раскрытия индивидуальности ученика, его самореализации в жизни.

Перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования методов учения и создания условий для проявления субъектности школьниками при выборе и построении траектории своего образования [Неверкович и др., 2016 а, с. 146].

В настоящее время научные работники и учителя физической культуры уделяют большое внимание решению целого ряда актуальных вопросов физического воспитания детей школьного возраста. Особое место отводится задаче формирования педагогических условий, способствующих выявлению перспектив развития организма, здоровья интеллекта и личности обучающегося, а также реализации выявленного потенциала [Неверкович и др., 2016 б, с. 176].

Деятельность по решению вышеуказанных и подобных инновационных задач в работе педагога

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика профессионального образования

требует постоянного самосовершенствования учителя в определенных профессионально значимых направлениях [Миллер, Кресова, 2016, с. 180]. Так, овладение современными технологиями работы требует от учителя значительных усилий, что при постоянной загруженности педагога бывает затруднительно, возникают перегрузки и «профессиональное выгорание», которого можно было бы избежать, если бы все педагоги адекватно понимали задачи внедрения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Целью внедрения ФГОС была системная поддержка педагогов в вопросах целеполагания, оценки результатов, отбора содержания и технологий профессиональной педагогической деятельности и определения ориентиров их собственного профессионального самообразования. Однако ни сам по себе ФГОС, ни профессиональный стандарт педагога не могут оказать поддержку педагогу в моделировании дидактической единицы его профессиональной деятельности [Быстрицкая, Ядрышников, 2015, с. 13].

В процессе организации обучения по предмету «Физическая культура» перед учителем физической культуры возникают теоретико-методические проблемы, одна из которых заключается в несоответствии между старыми формами и новым содержанием.

Будущим учителям и тренерам необходимо формировать умения находить такие приемы и методы обучения, при которых ученик не только усваивал бы необходимые для него знания, а нашел бы более рациональные пути усвоения школьного материала.

Экспериментальная база исследования - бакалавриат дневного отделения факультета физической культуры и спорта ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)». Педагогическая (клиническая) практика проводится в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке будущей профессиональной деятельности, в общеобразовательных учреждениях, которые имеют необходимый и достаточный уровень материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, а также высокий уровень профессионализма сотрудников.

Целью данного процесса является создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры, обеспечивающей инновационное преобразование содержания школьной системы физического воспитания в рамках государственных приоритетов модернизации образования.

При этом одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий проектирования и реализации различных форм занятий физической культурой и спортом в соответствии с требованиями ФГОС.

Исследование проводилось в течение 2016/17 учебного года согласно расписанию занятий в рамках прохождения дисциплины «Педагогическая (клиническая) практика».

Предполагаемая в ходе практики апробация теоретических разработок должна способствовать формированию у студентов необходимых в будущей профессии специальных компетенций.

Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача практиканта-учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.

Студент-практикант ориентирует свою деятельность на такие важные направления, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенство личности, воспитание моральных и волевых качеств обучающихся. Учит способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, формирования здорового образа жизни.

Содержание практики ориентировано на совершенствование ключевых профессиональных компетенций учителя физической культуры:

- отбор и проектирование содержания материала для учебной программы по предмету; применение современных педагогических

технологий, направленных на формирование физической культуры личности учащегося;

- проектирование содержания уроков и внеурочных занятий по физической культуре, нацеленных на личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

С учетом специфики деятельности студент-практикант осуществляет следующие виды работ: изучает и анализирует содержания образовательной программы по физической культуре на основе федеральных государственных образовательных стандартов, планирует, составляет положения, проводит и анализирует внеклассные мероприятия и внешкольные мероприятия по реализации задач физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Организует помощь преподавателю ФК в проведении секционных занятий по какому-либо виду спорта в школе, а также помогает в организации и проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассной и внешкольной работы.

В процессе прохождения педагогической (клинической) практики создавались условия, направленные на освоение профессиональной деятельности педагога в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Результатом совершенствования профессиональной компетентности студентов в процессе прохождения практики становится освоение технологий проектирования уроков и внеурочных форм занятий физической культурой.

Студенты-практиканты проводят учебно-исследовательскую работу по определению состояния здоровья детей школьного возраста, их функционального состояния, двигательной подготовленности, выявляют погрешности режима и дают практические рекомендации. Практическая деятельность в период практики дает возможность формировать умение создавать мотивации у обучающихся, реализовывать приемы как традиционной, так и нетрадиционной оздоровительной деятельности. По окончании прохождения педагогической (клинической) практики студенты предоставляют отчетную документацию и разработанные и апробированные ими проекты.

Приведем примеры тем проектов: «Внедрение малых форм физического воспитания

в учебный процесс детей начальной школы»; «Взаимодействие членов учебно-воспитательного процесса при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы "Если хочешь быть здоров"»; «Развитие выносливости детей старшего школьного возраста с помощью внеклассных занятий по легкой атлетике»; «Формирование навыков здорового образа жизни у детей среднего школьного возраста во внеурочной деятельности»; «Подготовка к сдачи норм ГТО в общеобразовательной школе».

Полученные студентами-практикантами результаты в ходе исследования, публикуются в сборнике статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции, где широко представлен опыт Мининского университета по непрерывным практикам в формате интегрированной клинической практики студентов.

Предложенный подход к проектированию технологий обучения дисциплине «Физическая культура» на практике подтвердил свою результативность.

Библиографический список

1. Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 13-17.

2. Миллер О.М., Кресова Н.Ю. Взаимосвязи ценностей педагогической деятельности и профессионального самосознания педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 180-186.

3. Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Реутова О.В., Назаркина Н.И. Реализация задачного подхода в моделировании педагогического процесса по физической культуре в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. 2016 а. № 4. С. 146-151.

4. Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В., Реутова О.В., Назаркина Н.И. Технология дидактического моделирования учебно-тренировочного занятия в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов / Современные наукоемкие технологи». 2016 б. № 12-1. С. 176-180.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.