Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре'

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL TRAJECTORY OF PRESCHOOL CHILDREN / INTEGRATED PHYSICAL EDUCATION CLASSES / HEALTHY LIFESTYLE / RECREATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов А.Н., Быстрицкая Е.В., Реутова О.В., Замашкина А.Е.

Цель выявить закономерности построения и компоненты индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре с применением элементов хореографии, музыки, а также таких видов спорта, как теннис, футбол, бадминтон и плавание. Методы и организация исследования. В констатирующем исследовании приняли участие 427 воспитанников ДОУ в возрасте от 5 до 7 лет. Определялись особенности здоровья воспитанников ДОУ, направления инновационной деятельности в ДОУ, уровень интеграции различных видов учебных занятий для дошкольников старшей и подготовительной групп, а также уровень развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры вблизи микрорайона ДОУ. Формирующий эксперимент включал в себя программу проектирования индивидуальных образовательных траекторий дошкольников по формированию их культуры здоровья на занятиях ОФП с применением антропных образовательных технологий. Апробация программы была проведена на базе МБДОУ №141 г. Дзержинска. В исследовании приняли участие 147 воспитанников старшей и подготовительной групп. В качестве показателей достоверности программы были рассмотрены динамика соматического здоровья дошкольников на основании средневзвешенной оценки по десятибалльной шкале, показатели тревожности и агрессивности по адаптированным методикам, уровень сотрудничества и привлечение родителей к образовательному процессу их детей на основании экспертной оценки, а также интеллектуальные показатели по рекомендованным тестам интеллектуальной готовности дошкольников. Достоверность результатов была доказана на основании вычислений коэффициента Стьюдента. Результаты исследования. На основании проведенной диагностики были определены потенциалы занятий ОФП, хореографией, музыкой, которые необходимы для реализации программы подготовки дошкольников для обучения в школе. Выявлены антропные технологии, наиболее эффективные в образовательном процессе дошкольников, а также критерии трехкомпонентного здоровья дошкольников, которые должны стать основой проектирования их образовательной траектории. Представлены компоненты индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по ОФП с элементами хореографии, музыки и отдельных видов спорта. Заключение. Индивидуальная образовательная траектория по формированию физического, психического и социального здоровья дошкольников на основании антропных образовательных технологий является средством реализации личностно-деятельностного подхода к образованию на следующих уровнях и является способом интеграции семейного и институционального физического воспитания, эффективной селекционной работы и интеграции двигательной активности обучения, физического и интеллектуального воспитания и творчества дошкольников. Как показали результаты исследования, применение антропных образовательных технологий, ориентированных на реализацию индивидуального физического, психологического и социокультурного потенциала ребенка в структуре его индивидуальной образовательной траектории на занятиях общефизической подготовкой с элементами различных видов спорта и искусства, эффективно в повышении уровня готовности детей к обучению в школе. В большей степени при такой деятельности изменяется показатель агрессивности и тревожности детей, что свидетельствует об улучшении психического здоровья, а также показатели сотрудничества, что свидетельствует о высокой вероятности интенсивной адаптации дошкольников к роли ученика и учебному коллективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов А.Н., Быстрицкая Е.В., Реутова О.В., Замашкина А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF PRESCHOOL CHILDREN AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The purpose to reveal regularities of designing and components of individual educational trajectories of preschool children at physical education classes with application of elements of choreography, music as well as such sports as tennis, football, badminton and swimming. Methods and organization of the research. 427 pupils of preschool educational institutions aged 5 to 7 participated in the present research. We were identifying health features of pupils and areas of innovative activity in preschool educational institutions, integration level of various academic classes for preschool children in senior groups, and the level of development of sport and recreational infrastructure in the neighborhood of preschool educational institutions. The shaping experiment included the program of project making for individual educational trajectories of preschool children aimed at promotion of their health culture at physical education classes with the use of anthropic educational technologies. The program was tested in Municipal Budgetary Primary Educational Institution №141 of Dzershinsk. The survey involved 147 pupils of senior groups. We observed such indicators of reliability of the program as the dynamics of somatic health of preschool children based on ten-mark scale assessment, anxiety and aggression evaluated with the adapted techniques. We also studied the level of cooperation and parents’ interference into educational process of their children based on expert assessment, and intellectual indicators based on the recommended tests for revealing intellectual suitability of preschool children. Reliability of the results was confirmed with the calculation of Student’s coefficient. Results of the research. The outcomes of diagnostics allowed to determine potentials for practicing physical exercises, choreography, music which are necessary for delivery of the program aimed at training preschool children for studying at school. We revealed the most effective anthropic technologies for educational process of preschool children as well as criteria for three-tiered health of preschool children which must become the platform for project making of their educational trajectory. We presented the constituents of individual educational trajectories of preschool children at physical education classes with the elements of choreography, music and certain sports. Conclusion. An individual educational trajectory on shaping of physical, mental and social health of preschool children based on anthropic educational technologies is an implementer of personal and active approach to education at the following levels. It is the way for integration of family and institutional physical education, effective selection work and integration of physical activity of training of physical and intellectual training and creativity of preschool children. The outcomes of the research demonstrated that the use of anthropic educational technologies aimed at promotion of individual physical, psychological and sociocultural potential of a child within his individual educational trajectory at physical education classes with elements of different types of sport and art, is effective as it increases the level of children’ suitability for studying at school. Such activity significantly changes the indicator of aggression and anxiety of children that demonstrates improvement of psychological health, and cooperation indicators that demonstrates a high probability of intensive adaptation of preschool children to a role of a student and to academic environment.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре»

УДК 373. 29

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

А.Н. Баранов1, Е.В. Быстрицкая2, О.В. Реутова2, А.Е. Замашкина2

1 Волжский государственный университет водного транспорта, Нижний Новгород, Россия

2 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижний Новгород, Россия

Для связи с авторами: E-mail: oldlady@mail.ru, olya.reutova2013@yaadex.ru Аннотация

Цель - выявить закономерности построения и компоненты индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре с применением элементов хореографии, музыки, а также таких видов спорта, как теннис, футбол, бадминтон и плавание. Методы и организация исследования. В констатирующем исследовании приняли участие 427 воспитанников ДОУ в возрасте от 5 до 7 лет. Определялись особенности здоровья воспитанников ДОУ, направления инновационной деятельности в ДОУ, уровень интеграции различных видов учебных занятий для дошкольников старшей и подготовительной групп, а также уровень развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры вблизи микрорайона ДОУ Формирующий эксперимент включал в себя программу проектирования индивидуальных образовательных траекторий дошкольников по формированию их культуры здоровья на занятиях ОФП с применением антроп-ных образовательных технологий. Апробация программы была проведена на базе МБДОУ №141 г. Дзержинска. В исследовании приняли участие 147 воспитанников старшей и подготовительной групп. В качестве показателей достоверности программы были рассмотрены динамика соматического здоровья дошкольников на основании средневзвешенной оценки по десятибалльной шкале, показатели тревожности и агрессивности по адаптированным методикам, уровень сотрудничества и привлечение родителей к образовательному процессу их детей на основании экспертной оценки, а также интеллектуальные показатели по рекомендованным тестам интеллектуальной готовности дошкольников. Достоверность результатов была доказана на основании вычислений коэффициента Стьюдента.

Результаты исследования. На основании проведенной диагностики были определены потенциалы занятий ОФП, хореографией, музыкой, которые необходимы для реализации программы подготовки дошкольников для обучения в школе. Выявлены антропные технологии, наиболее эффективные в образовательном процессе дошкольников, а также критерии трехкомпонентного здоровья дошкольников, которые должны стать основой проектирования их образовательной траектории. Представлены компоненты индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по ОФП с элементами хореографии, музыки и отдельных видов спорта.

Заключение. Индивидуальная образовательная траектория по формированию физического, психического и социального здоровья дошкольников на основании антропных образовательных технологий является средством реализации личностно-деятельностного подхода к образованию на следующих уровнях и является способом интеграции семейного и институционального физического воспитания, эффективной селекционной работы и интеграции двигательной активности обучения, физического и интеллектуального воспитания и творчества дошкольников. Как показали результаты исследования, применение антропных образовательных технологий, ориентированных на реализацию индивидуального физического, психологического и социокультурного потенциала ребенка в структуре его индивидуальной образовательной траектории на занятиях общефизической подготовкой с элементами различных видов спорта и искусства, эффективно в повышении уровня готовности детей к обучению в школе. В большей степени при такой деятельности изменяется показатель агрессивности и тревожности детей, что свидетельствует об улучшении психического здоровья, а также показатели сотрудничества, что свидетельствует о высокой вероятности интенсивной адаптации дошкольников к роли ученика и учебному коллективу.

Ключевые слова: образовательная траектория дошкольников, интегрированные занятия по физической культуре, здоровый образ жизни, оздоровительная деятельность.

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF PRESCHOOL CHILDREN AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES

A.N. Baranov1, E.V. Bystritskaia2, O.V. Reutova2, A.E. Zamashkina2

1 Volga state university of water transport, Nizhny Novgorod, Russia

2 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Abstract

The purpose - to reveal regularities of designing and components of individual educational trajectories of preschool children at physical education classes with application of elements of choreography, music as well as such sports as tennis, football, badminton and swimming.

Methods and organization of the research. 427 pupils of preschool educational institutions aged 5 to 7 participated in the present research. We were identifying health features of pupils and areas of innovative activity in preschool educational institutions, integration level of various academic classes for preschool children in senior groups, and the level of development of sport and recreational infrastructure in the neighborhood of preschool educational institutions. The shaping experiment included the program of project making for individual educational trajectories of preschool children aimed at promotion of their health culture at physical education classes with the use of anthropic educational technologies. The program was tested in Municipal Budgetary Primary Educational Institution №141 of Dzershinsk. The survey involved 147 pupils of senior groups. We observed such indicators of reliability of the program as the dynamics of somatic health of preschool children based on ten-mark scale assessment, anxiety and aggression evaluated with the adapted techniques. We also studied the level of cooperation and parents' interference into educational process of their children based on expert assessment, and intellectual indicators based on the recommended tests for revealing intellectual suitability of preschool children. Reliability of the results was confirmed with the calculation of Student's coefficient.

Results of the research. The outcomes of diagnostics allowed to determine potentials for practicing physical exercises, choreography, music which are necessary for delivery of the program aimed at training preschool children for studying at school. We revealed the most effective anthropic technologies for educational process of preschool children as well as criteria for three-tiered health of preschool children which must become the platform for project making of their educational trajectory. We presented the constituents of individual educational trajectories of preschool children at physical education classes with the elements of choreography, music and certain sports.

Conclusion. An individual educational trajectory on shaping of physical, mental and social health of preschool children based on anthropic educational technologies is an implementer of personal and active approach to education at the following levels. It is the way for integration of family and institutional physical education, effective selection work and integration of physical activity of training of physical and intellectual training and creativity of preschool children. The outcomes of the research demonstrated that the use of anthropic educational technologies aimed at promotion of individual physical, psychological and sociocultural potential of a child within his individual educational trajectory at physical education classes with elements of different types of sport and art, is effective as it increases the level of children' suitability for studying at school. Such activity significantly changes the indicator of aggression and anxiety of children that demonstrates improvement of psychological health, and cooperation indicators that demonstrates a high probability of intensive adaptation of preschool children to a role of a student and to academic environment.

Keywords: educational trajectory of preschool children, integrated physical education classes, healthy lifestyle, recreational activity.

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся (далее ИОТ) рассматривается как средство реализации концепции образовательного пространства [6] и управления пространственным развитием образовательной организации[7], позволяющее актуализировать потенциальные образовательные ресурсы в рамках освоения дисциплины «Физическая культура»[8]. Образовательный потенциал имеет два режима

реализации: индивидуальный и коллективный. Он также имеет внешние и внутренние характеристики, которые представляют собой критерии эффективности проектирования ИОТ [12].

В классификации индивидуальных образовательных траекторий выделяются [1]: 1. Индивидуальная образовательная траектория учебной деятельности, реализующая вариативную программу обучения в конкретных дисциплинах.

2. Индивидуальная образовательная траектория, выстраиваемая в процессе учебной и внеучебной деятельности.

3. Индивидуальная образовательная траектория внеучебной деятельности, которая направлена на реализацию индивидуального пути творческого, духовно-нравственного, интеллектуального развития личности обучающегося.

Традиционно выделяются следующие компоненты ИОТ [2]:

1) мотивационно-формирующий, предполагающий изучение и формирование системы мотивов, потребностей и ценностных ориен-таций обучающегося в образовании;

2) целеполагающий, содержащий определение и постановку цели и задач ИОТ;

3) событийно-содержательный, включающий основные содержательные модули и дополнительный учебный материал для развития базовых знаний, умений;

4) деятельностно-процессуальный, предполагающий процесс осуществления индивидуального образовательного маршрута;

5) технологический, в рамках которого разрабатываются и определяются педагогические технологии реализации ИОМ;

6) организационно-педагогический, включающий определение и организацию педагогических условий для проектирования и реализации ИОМ.

В рамках образовательной траектории, реализуемой на интегрированных занятиях по физической культуре, применяются также ан-тропные образовательные технологии. Антропные образовательные технологии представляют собой процесс и результат реализации интегральных моделей, где проявляется индивидуальность ребенка как система, детерминированная собственным физическим, психологическим и социокультурным потенциалом, а педагог обеспечивает идентификацию обучающихся, проектируя и поддерживая познавательные процессы ребенка, и расшифровывает для него базу знаний [1]. Среди антропных технологий наиболее значимыми являются игровые, проектные технологии на основании событийного подхода [3]. Приведем примеры антропных образова-

тельных технологий, адаптированных к применению в условиях ДОУ. Рефлексивное зеркало — это технология многократной самооценки и взаимооценки деятельности дошкольниками, в ходе которой у них формируется адекватная самооценка и достаточно высокий уровень притязаний. Педагоги-наставники дают рекомендации по тому, каким образом оценивать состояние своего здоровья и уровень владения двигательными действиями [9]. Коллективное портфолио, или портфолио группы, представляет собой технологию сотрудничества, когда успех каждого трактуется как успех всех. Он реализуется в рамках программы «Спартианская академия», где спортивные соревнования имеют вид индивидуальный и групповой, а также проводятся индивидуальные и групповые творческие соревнования по музыке, хореографии и другим видам деятельности.

Организационно-обучающие игры [10] позволяют дошкольникам войти в круг процессов, в которые они будут включены в социокультурном пространстве жизни, и находить общий язык и устанавливать контакты с представителями разных профессий, разных сфер жизнедеятельности в обществе. Организационно-обучающие игры позволяют дошкольникам не только самим применять методы формирования культуры физического, психического и социального здоровья, но и попробовать себя в качестве наставника при обучении этим методам, а также обсудить, какие методы и для чего человеку полезны и в каком виде деятельности они могут быть применены. Диалог с первоисточником [11]. Первоисточником в данном вопросе являются любые двигательные действия. Ребенок должен научиться чувствовать свое тело, ощущать свои спортивные способности, склонности, таланты. Это окажет значимое влияние на выбор в дальнейшем желаемого ими вида спорта. Таким образом, в рамках этой технологии дошкольники обучаются планированию своей физкультурной деятельности на небольшие промежутки времени под руководством педагога-воспитателя.

Анализ представленных выше технологий позволяет констатировать многообразие интерпретаций индивидуальной образовательной траектории с включением различных задач и методов деятельности. В соответствии с разнообразными подходами к классификации образовательных технологий выделим наиболее значимые [4]:

1. Технология учебной деятельности, позволяющая освоить двигательные действия.

2. Индивидуальная образовательная траектория, позволяющая выстроить собственную систему двигательной деятельности, сформировать стиль двигательной активности, а также определить желаемые методы ведения здорового образа жизни [5].

3. Антропные технологии, интегрирующие в себе работу ребенка над собой, над процессом и результатом деятельности в условиях занятий по физической подготовке с элементами тенниса, музыки и хореографии. Таким образом, целью настоящей работы является описание закономерностей построения, компонентов и критериев эффективности индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре с применением элементов хореографии, музыки, а также таких видов спорта, как теннис, футбол, бадминтон и плавание по отношению к компонентам здоровья дошкольников как основы их готовности к обучению в школе.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В констатирующем исследовании определялись: особенности здоровья воспитанников ДОУ, направления инновационной деятельности в ДОУ, уровень интеграции различных видов учебных занятий для дошкольников старшей и подготовительной групп, а также уровень развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры вблизи микрорайона ДОУ. Формирующий эксперимент включал в себя программу проектирования индивидуальных образовательных траекторий дошкольников по формированию их культуры здоровья на занятиях ОФП с применением антропных образовательных тех-

нологий. Апробация программы была проведена на базе МБДОУ №141 г. Дзержинска. В исследовании приняли участие 147 воспитанников старшей и подготовительной групп ДОУ.

Для этого был применен следующий комплекс мониторинговых методов:

- тестирование физического здоровья при помощи программно-аппаратных комплексов «Медас», «Истоки здоровья» и « Био-софт» — состав тела, уровень развития двигательных качеств, соматическое здоровье; -тестирование психического здоровья, в частности, тревожности и агрессивности детей, при помощи проектных методик: «дом, дерево, человек», «рисунок семьи», тест Люшера, «дом для эльфа», психогеометрический тест и теппинг-тест; адаптированных методик: незаконченных предложений, определения уровня сотрудничества в коллективе, диагностики детско-взрослых отношений.

Результаты диагностики с применением представленных методик для удобства графической интерпретации данных приведены к десятибалльной шкале.

- тестирование социально-личностного здоровья на основании экспертной оценки учебной успешности;

- определение ценностных ориентаций, сформированности видов культуры, социальной и учебной успешности. Достоверность результатов была доказана на основании вычислений коэффициента Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В констатирующем исследовании было выявлено следующее:

- 84% воспитанников ДОУ испытывают дефицит двигательной активности, из них более 46% на момент наступления пятилетнего возраста имеют повторяющиеся или хронические заболевания, при этом наибольший дефицит двигательной активности дети испытывают в рамках семейного воспитания;

- направления инновационной деятельности в ДОУ включают в себя культурно-творческие и образовательно-воспитательные програм-

мы, и только в одном из девяти обследованных детских садов инновационная деятельность направлена на совершенствование физического воспитания дошкольников и формирование их трехкомпонентного здоровья (сайт Спортландия). Однако даже в этом случае интеграция физкультурной и художественно-творческой деятельности в образовании дошкольников прослеживается фрагментарно, при том что вблизи ДОУ расположены физкультурно-оздоровительные комплексы, дворцы и дома культуры, спортивные клубы и фитнес-залы, мощности которых не применяются для организации семейного физического воспитания дошкольников;

- при оценке готовности детей 5-7 лет к обучению к школе наименее адекватными являются показатели тревожности, агрессивности детей и уровня сотрудничества между ними. В целях построения индивидуальной образовательной траектории воспитанников ДОУ на занятиях по физической культуре, интегрированных с творческими занятиями, были использованы приведенные компоненты образовательных траекторий и вышеуказанные антропные образовательные технологии. Проектирование ИОТ осуществлялось на основании следующих закономерностей:

1. Отсутствие открытого конкурентного элемента в спортивной деятельности и присвоение детям не призовых мест по итогам состязаний, а званий в отдельных номинациях

— «самый ловкий», «самый сильный», «лучший прыгун», «лучший пловец» — взаимосвязаны с процессом социальной адаптации дошкольников и мотивируют их к проявлению сотрудничества.

2. Применение адаптированных правил при организации спортивной деятельности дошкольников связано с их интеллектуальным развитием и снижением уровня тревожности на физкультурных занятиях как проявления страха перед неизвестностью.

3. Использование адаптированного инвентаря и специфических приспособлений при обучении двигательным действиям, конституирующим данный вид спорта, связано с актуализацией спортивных способностей и склонностей дошкольников, что позволит

им в дальнейшем приобрести социально одобряемый статус спортсмена. 4. Широкое применение элементов различных видов спорта и искусства в одном занятии связано с формированием у дошкольников целостного представления об образовательной деятельности и формированием у них в дальнейшем адекватных ценностных ориен-таций и познавательного интереса. Все указанные закономерности были учтены при разработке программы деятельности экспериментальной площадки «Формирование спортивно-образовательной траектории дошкольников средствами различных видов спорта», которая функционирует на базе МБ ДОУ № 141 города Дзержинска Нижегородской области. В эксперименте принимают участие дошкольники старшей и подготовительной групп (5-7 лет). Для формирования поливидовой программы деятельности использовались следующие виды спорта:

1. Плавание — способствует выявлению склонностей ребенка к циклическим, а также водным видам спорта.

2. Футбол — создает позитивные условия для формирования детского коллектива, умения работать в команде, а также для выявления лидерских качеств, способностей и склонностей к командным видам спорта.

3.Теннис — позволяет развить гибкость, ловкость и скоростные качества, гармонизировать развитие верхних и нижних отделов опорно-двигательной системы, развить ширококонтекстное внимание, быстроту реакции, точность и аккуратность.

4. Хореография и музыкальное сопровождение — позволяют в игровой, художественной форме ознакомиться со спортивным инвентарем, правилами отдельных видов спорта, воспринимать движения в динамике и рит-мовых показателях. Все представленные, а также другие виды интеграции двигательной деятельности и творчества дошкольников включали в себя индивидуальные и групповые формы организации, часть из них имела зрительский характер и подразумевала участие родителей. В еженедельных интегрированных занятиях ОФП в зависимости от темы были представлены все виды двигательной

активности в следующих формах интеграции: футбольно-теннисные эстафеты под музыку, хореографические композиции с разными видами мячей и ракетками, ролевые игры «Спаси принцессу» и «Искатели кладов», включающие задания по гимнастике и плаванию, а также творческие задания, связанные со стихами, пением, рисованием. Эксперимент по апробации программы проводился в течение одного учебного года, его результаты приведены в таблице.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, программа включения элементов отдельных видов спорта в структуру физкультурной работы в ДОУ позитивно влияет на формирование физического, психического и социального здоровья дошкольников, особенно на психическое и социально-личностное (1 от 2,01 до 3,47>1,98 при р=0,05). На основании антропных образовательных технологий были построены индивидуальные образовательные траектории дошкольников с применением поливидовой деятельности, каждый компонент которой своеобразно влияет на разные характеристики здоровья.

1. Плавание способствует снижению уровня

эмоциональности и гиперактивности детей, приучает их к стрессоустойчивости через преодоление боязни воды.

2. Футбол способствует развитию скоростных качеств и ловкости. В сфере психического здоровья футбол позволяет организовать сотрудничество, снизить барьеры межличностного общения и общую конфликтность. В сфере социального здоровья этот вид спорта способствует обретению и реализации здоровых интересов, а также формированию мотивации достижений и адекватного переживания собственных побед и достижений.

3. Теннис полезен для развития большинства мышечных групп растущего организма, что способствует всестороннему гармоничному развитию. В сфере психического здоровья теннис организует и дисциплинирует ребенка, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам среды и устойчивость к утомлению. В сфере социального здоровья приобретаются необходимые в быту и жизни навыки и привычки, вырабатываются черты характера — целеустремленность, настойчивость, способность организовать пространство, умение преодолевать препятствия.

4. Хореография и различные виды художе-

Таблица - Результаты внедрения индивидуальных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре с элементами хореографии и музыки (в баллах по 10-балльной шкале)

Table 1 - Outcomes of implementation of individual trajectories of preschool children at physical education classes with elements of choreography and music (ten-mark scale assessment)

Показатели / Indicators До эксперимента / Before experiment После эксперимента / After experiment Достоверность / Reliability

Соматическое здоровье / Somatic health 7,24± 0,12(средний уровень) / (average level) 7,48± 0,54(средний уровень) / (average level) t=0,64«1,98 при р=0,05 Не достоверно / t=0,64«1,98 if р=0,05 Not reliable

Тревожность / Anxiety 9,3± 0,37(высокий уровень) / (high level) 7,3± 0,42(средний уровень) / (average level) t=2,16S1,98 при р=0,05 Достоверно / t=2,16S1,98 if р=0,05 Reliable

Агрессивность / Aggression 6,7 ± 0,21(средний уровень) / (average level) 3,4 ± 0,015(низкий уровень) / (low level) t=3,14S1,98 при р=0,05 Достоверно / t=3,14S1,98 if р=0,05 Reliable

Сотрудничество / Cooperation 3,2 ±0,02 (ниже среднего уровень) / (below average level) 6,9± 0,11(выше среднего уровень) / (above average level) t=3,47S1,98 при р=0,05 Достоверно / t=3,47S1,98 if р=0,05 Reliable

Привлечение родителей / Parents' interference 3,56 ±0,018 (ниже среднего уровень) / (below average level) 6,1± 0,1(выше среднего уровень) / (above average level) t=3,11S1,98 при р=0,05 Достоверно / t=3,11S1,98 if р=0,05 Reliable

Интеллектуальные показатели / Intellectual indicators 6,8 ± 0,14(выше среднего уровень) / (above average level) 8,4± 0,22(высокий уровень) / (high level) t=2,05S1,98 при р=0,05 Достоверно / t=2,05S1,98 if р=0,05 Reliable

ственного творчества позволяют формировать механизмы адаптации к выполнению двигательных действий на основании законов гармонии и красоты. Как показало исследование, такая деятельность способствует формированию у воспитанников ДОУ индивидуальной спортивно-образовательной траектории.

В частности, позволяет в естественных условиях образовательной деятельности провести селекционную работу по выявлению пред-спортивных способностей и склонностей, а также создает условия для формирования спортивно значимых и жизненно важных качеств организма, психики и личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрицкая, Е.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения / Е. В. Быстрицкая, А. В. Стафеева / Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4 (12). - С. 26-34.

2. Илалтдинова, Е.Ю. Игра в воспитательном пространстве детско-взрослого сообщества / Е. Ю. Илалтдинова // Народное образование. - 2014. -№ 6. - С. 45-51.

3. Реутова, О.В. Проектирование технологий обучения дисциплине «Физическая культура» в формате требований ФГОС / О.В. Реутова, Е.Л. Григорьева // Вестник КГПУ им. Астафьева. - 2017. - № 2 (40). - С. 103-105.

4. Стафеева, А.В Методика использования степ-аэробики в процессе физического воспитания дошкольников / А. В. Стафеева, А. Е. Замашкина // Успехи современной науки и образования. - Том 2, №4. - 2017. - С. 206-209.

5. Фролова, С.В. Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента / С. В. Фролова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1120-1122.

6. Crum B.A critical review of competing PE concepts // J. Mester (ed.), Sport sciences in Europe 1993 -

REFERENCES

1. Bystritskaia E.V., Stafeeva A.V. Anthropic educational technologies in the sphere of physical culture: problems and solutions. Vestnik Mininskogo univer-siteta [Bulletin of Mininskii university], 2015, no. 4 (12), pp. 26-34 (in Russ.)

2. Ilaltdinova E.Iu. A game in educational environment of child-adult community. National education [Narodnoe obrazovanie], 2014, No. 6, P. 45-51 (in Russ.)

3. Reutova O.V., Grigoreva E.L. Designing of training technologies for a "Physical culture" course in the framework of FGOS requirements. Vestnik KGPU im. Astafyeva. [Bulletin of Astafev KGPU], 2017, no. 2 (40), pp. 103-105 (in Russ.)

4. Stafeeva, A.V., Zamashkina, A.E. Methods of using step aerobics in the process of preschool education. Progress of modern science and education [Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia], vol. 2, no. 4, 2017, pp. 206-209 (in Russ.)

5. Frolova S.V. Design of an event of an individual educational route of extracurricular activities for a student. Young scientist [Molodoi uchenyi], 2014, no. 4, pp. 1120-1122.

6. Crum B.A critical review of competing PE concepts J. Mester (ed.), Sport sciences in Europe 1993 -

Current and future perspectives. - Aachen: Meyer & Meyer, 2014. - P. 516-533.

7. Hardman K. World crisis in physical education: a bird's eye view in international context // Varnes J.W., Gamble D. & Horodyski M.B. (Eds.). Scientific and pragmatic aspects of HPERSD. - Gainsville FL, University of Florida, 2015. - P. 78-81.

8. Kosiewicz J. The Theory of Physical Education as a Practical Discipline // Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical Education and Sport. Vol. 1. -Polish Scientific Publishers, 2007. - P. 47-58.

9. Rikard G.L., Banville D. High school student attitudes about physical education. Sport, Education and Society. - 2016. vol. 11(4). - P. 385-400.

10. Stolyarov V. Problemy teorii kultury fizyczney. Analiza metodologiczna // Filozofia kultury fizycznej. Koncepcje i problemy, b. I. - Warszawa, 2010. - P. 302-308.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Volkwein-Caplan Karin. Fitness - The Global Sport for All? // Volkwein-Caplan Karin A.E. Culture, Sport and Physical Activity. - Oxford: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd., 2014. - P. 46-53.

12. Zielinski Konrad. Physical Education As Education To Sport For All. Personalistic Perspective // Kosiewicz J., Obodynski K. /eds./. Sport and Society. - Rzeszow, 2014. - P. 137-144.

Current and future perspectives. Aachen: Meyer & Meyer, 2014, pp. 516-533.

7. Hardman K. Varnes J.W., Gamble D., Horodyski, M.B. World crisis in physical education: a bird's eye view in international context. Scientific and pragmatic aspects of HPERSD. - Gainsville FL, University of Florida, 2015, pp. 78-81.

8. Kosiewicz J. The Theory of Physical Education as a Practical Discipline. Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical Education and Sport. Polish Scientific Publ., 2007, vol. 1, pp. 47-58.

9. Rikard G.L., Banville D. High school student attitudes about physical education. Sport, Education and Society. 2016. vol. 11(4). pp. 385-400.

10. Stolyarov V. Problemy teorii kultury fizyczney. Analiza metodologiczna. Filozofia kultury fizycznej. Koncepcje i problemy, b. I. - Warszawa, 2010. pp. 302308.

11. Volkwein-Caplan Karin A.E. Fitness - The Global Sport for All? Culture, Sport and Physical Activity. Oxford: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd., 2014. pp. 46-53.

12. Kosiewicz J., Obodynski K. Zielinski Konrad. Physical Education As Education To Sport For All. Personal-istic Perspective. Sport and Society. Rzeszow, 2014. pp. 137-144.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Баранов Андрей Николаевич (Baranov Andrei Nikolaevich) - кандидат педагогических наук, доцент; Волжский государственный университет водного транспорта; 603005, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5; е-mail: andrejbaranov1980@rambler.ru; ORCID: 0000-0002-7338-4282.

Быстрицкая Елена Витальевна (Bystritskaia Elena Vitalevna) - доктор педагогических наук, профессор; Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина; 603002, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1; е-mail: oldlady@mail.ru; ORCID: 0000-0002-1613-1035.

Реутова Ольга Викторовна (Reutova Olga Viktorovna) - старший преподаватель; Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина; 603002, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1; е-mail: olya.reutova2013@yandex.ru; ORCID: 0000-0003-2769-3954.

Замашкина Алевтина Евгеньевна (Zamashkina Alevtina Evgenevna) - магистрант; Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина; 603002, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1; е-mail: olya.reutova2013@yandex.ru.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий дошкольников на занятиях по физической культуре / А.Н. Баранов, Е.В. Быстрицкая, О.В. Реутова и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 2. - С. 122-129

FOR CITATION

Baranov A.N., Bystritskaya E.V., Reutova O.V., Zamashkina A.E. Designing of individual educational trajectories of preschool children at physical education classes. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 122-129 (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.