Научная статья на тему 'Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения'

Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрицкая Елена Витальевна, Стафеева Анастасия Владимировна

В статье дается информация о состоявшейся 17 марта 2015 г. в г. Нижнем Новгороде Первой Всероссийской научно-практической конференции «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры», организаторами которой выступил факультет физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина» (Мининский университет) при поддержке Департамента по спорту и молодежной политике г. Н.Новгорода и Союза Реабилитологов России. Целью конференции явилось изучение возможностей интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний в рамках современных образовательных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Конференция подтвердила актуальность инновационной деятельности в сфере физической культуры, обсудила основные проблемы и перспективы разработки и реализации инновационных антропных образовательных технологий на современном этапе в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрицкая Елена Витальевна, Стафеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS AND DECISIONS

IIn article information on the First All-Russian scientific and practical conference "Anthropic Educational Technologies in the Sphere of Physical Culture" which took place on March 17, 2015 in Nizhny Novgorod as which organizers the faculty of physical culture and sport of FGBOU VPO "The Nizhny Novgorod state pedagogical acted is given university of K. Minin" (Mininsky university) with assistance of Department on sport and youth policy of of N. Novgorod and the Union Reabilitologov of Russia. The aim of the conference was to study the possibilities of integration of natural scientific and humanitarian knowledge within the framework of modern educational technologies in training specialists in physical culture and sports.Conference confirmed relevance of innovative activity in the sphere of physical culture, discussed the main problems and prospects of development and realization of innovative anthropic educational technologies at the present stage in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения»

УДК 378

Е.В.БЫСТРИЦКАЯ1, А.В.СТАФЕЕВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АНТРОПНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье дается информация о состоявшейся 17 марта 2015 г. в г. Нижнем Новгороде Первой Всероссийской научно-практической конференции «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры», организаторами которой выступил факультет физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина» (Мининский университет) при поддержке Департамента по спорту и молодежной политике г. Н.Новгорода и Союза Реабилитологов России. Целью конференции явилось изучение возможностей интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний в рамках современных образовательных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Конференция подтвердила актуальность инновационной деятельности в сфере физической культуры, обсудила основные проблемы и перспективы разработки и реализации инновационных антропных образовательных технологий на современном этапе в России и за рубежом. Ключевые слова: антропные образовательные технологии, сфера физической культуры, инновационная деятельность тренера, социокультурная теория двигательных действий.

E.V.BYSTRITSKAYA1, A.V.STAFEEVA 1

'Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ANTHROPIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE: PROBLEMS AND DECISIONS

Abstract. IIn article information on the First All-Russian scientific and practical conference "Anthropic Educational Technologies in the Sphere of Physical Culture" which took place on March 17, 2015 in Nizhny Novgorod as which organizers the faculty of physical culture and sport of FGBOU VPO "The Nizhny Novgorod state pedagogical acted is given university of K. Minin" (Mininsky university) with assistance of Department on sport and youth policy of of N. Novgorod and the Union Reabilitologov of Russia. The aim of the conference was to study the possibilities of integration of natural scientific and humanitarian knowledge within the framework of modern educational technologies in training specialists in physical culture and sports.Conference confirmed relevance of innovative activity in the sphere of physical culture, discussed the main problems and prospects of development and realization of innovative anthropic educational technologies at the present stage in Russia and abroad.

Keywords: anthropic educational technologies, sphere of physical culture, innovative activity of the trainer, sociocultural theory of physical actions.

Инновации в современном профессиональном образовании являются осознанной необходимостью. Их задача двояка - создавать непреходящие ценности профессионально ориентированной личности и профессиональной деятельности, с одной стороны, и с другой -оптимальным образом отвечать на вызовы времени [1]. При решении обеих задач невозможно обойтись без ориентации на личностно-развивающую парадигму, без разработки и реализации антропно ориентированных технологий. Как известно, любое человекосообразное, культуросообразное и природосообразное личностно ориентированное

знание является метапредметным. Именно поэтому антропные образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта основаны на социокультурной теории двигательных действий, в рамках которой осуществляется метапредметная подготовка специалиста, происходит диалог культур и наук.

Целью конференции явилось изучение возможностей интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний в рамках современных образовательных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

В рамках конференции были определены следующие научно-практические направления, представляющие собой проблемные поля науки и практики в сфере физической культуры, спорта, физической реабилитации и профессионального физкультурного образования:

1. Историко-культурные аспекты педагогики физической культуры и спорта.

2. Психолого-педагогические аспекты антропно-центрированного физкультурного образования.

3. Инновационные подходы в образовательных технологиях подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

4. Инновационные антропные технологии в области оздоровительной и адаптивной физической культуры.

5. Проектирование и реализация инновационных образовательных технологий в различных педагогических системах и организациях.

6. Инновационные технологии спортивной тренировки и обеспечения готовности.

7. Современные тенденции медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта.

На конференции представлены доклады и научные сообщения организаций, учреждений и авторов в области физкультурного образования. В докладах конференции дана оценка сегодняшнему состоянию системы физкультурного образования и уровню ее соответствия требованиям современной педагогики, выявлены проблемы, указаны перспективы и направления создания и развития научной школы «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры». Содержание представленных докладов с достаточной полнотой отражало ситуацию в современном профессиональном физкультурном образовании и было представлено в программе конференции.

Так, пленарное заседание проводилось под патронажем и при непосредственном участии одного из основоположников антропных образовательных технологий, основателя научной школы, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Международной академии гуманизации образования (Магдебург), действительного члена Международной академии акмеологических наук (Москва), мастера спорта СССР, заслуженного работника физической культуры РФ Станислава Владимировича Дмитриева, чья краткая биография опубликована в Международных библиографических центрах (Кембридж, Нью-Йорк), различных отечественных изданиях. В рамках Круглого стола были подняты следующие методологические проблемы диалога наук в подготовке профессионала для сферы физической культуры, обладающего ширококонтекстным мышлением и «компетенцией к расширению компетенций»:

- антропные образовательные технологии в сфере физической культуры - традиции и инновации;

- методы рефлексивной педагогики и психологии в антропных образовательных технологиях;

- методология анализа социальных вызовов в современном профессиональном образовании;

- парадигмальные аспекты содержательного обеспечения образовательной деятельности.

В обсуждении указанного круга проблем принимали участие в качестве спикеров: С.В.Дмитриев, д.пед.наук, профессор, В.Т. Чичикин, д.пед.наук, профессор, Е.В.Быстрицкая, д.пед.наук, доц., Ф.Л. Доленко, к.пед.наук, профессор, Е.Н. Фомичева, к.пед.наук, доцент, Г.А.Кузьменко, к.пед.наук, доцент. Участники конференции проявили большой интерес к обсуждаемым проблемам, что отразилось в содержании дискуссии и в значительном количестве заданных спикерам вопросов.

Определенные на пленарном заседании содержательные «кусты» проблем науки и практики обсуждались докладчиками в рамках трех секций. На заседании секции №1 «История и современное состояние социокультурной теории двигательных действий» уточнялся понятийный аппарат профессионального образования в сфере физической культуры, были выявлены исторические вехи его развития в прошлом веке и определены перспективы его совершенствования в настоящее время. Также были рассмотрены особенности восприятия нового научного метода в сфере образования, представлены методы эвристического обучения для образовательной программы магистрантов по физической культуре, а также метафорические методы решения спортивных двигательных задач на языке науки и на языке искусства. Освещены дидактические основы рефлексивного проектно-технологического моделирования двигательных действий и ряд других практико-ориентированных проблем. На этой секции также прозвучали доклады по темам исследований, проводимых студентами магистратуры первого года обучения на ФФК НГПУ им. К. Минина.

Тематика докладов, прозвучавших на секции №2 «Практика реализации антропных технологий в сфере среднего и высшего профессионального образования», отличалась содержательным разнообразием, высокой информативностью. Она затрагивала два диаметрально противоположных направления педагогической практики в сфере физической культуры - это подготовка педагога в условиях высшего профессионального образования и подготовка спортсмена в условиях реализации педагогом по физической культуре, тренером антропных образовательных технологий.

Секция №3 «Антропные технологии сохранения, восстановления и формирования здоровья» была посвящена обсуждению функций антропных образовательных технологий в оптимизация адаптивной физической культуры в образовательных учреждениях, реабилитационным возможностям этих технологий, а также вопросам подготовки педагога по физической культуре к работе с лицами, имеющими ограниченные возможности физического и психического здоровья. Технологии формирования здоровья студентов, их проектирование и реализация, также вызвали большой интерес участников конференции.

Всероссийская научно-практическая конференция «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры» продемонстрировала высокий научный уровень докладов. Большинство докладов было посвящено таким важным проблемам, как: физическое воспитание и здоровье студентов; инновационные технологии преподавания дисциплины «Физическая культура»; методико-практические аспекты занятий со студентами специальных групп; мотивация здорового образа жизни студентов; проблемы и перспективы развития студенческого спорта; организационно-управленческие аспекты работы кафедр физической культуры в условиях модернизации ВПО.

На обсуждении докладов конференции сделаны следующие ВЫВОДЫ:

1. Конференция выполнила задачу отразить современное состояние отечественной системы физкультурного образования, выявить ее основные проблемы и определить пути интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний в рамках современных образовательных технологий, в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

2. Конференция констатировала, что дальнейшее развитие и внедрение актуальных научных исследований является приоритетной задачей в области физкультурного образования. Отмечено, что только совместной работой и целенаправленными

усилиями руководства, специалистов-практиков, ученых можно вернуть России ведущие позиции в системе образования вообще и физкультурного в частности.

3. Значимым достижением является тот факт, что поставленные методологические проблемы социокультурного проектирования рефлекивно-развивающих образовательных сред и предложенные концептуальные принципы разрешения этих проблем (на основе рефлексивной психологии и деятельностной педагогики) были конструктивно реализованы в научной школе «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры» при разработке инновационных рефлетехнологий, которые успешно апробированы в качестве психолого-педагогических средств эффективной модернизации различных аспектов учебно-воспитательных систем посредством развития личностно-профессионального самосознания и креативного мышления учащихся как субъектов непрерывного образования.

Оказалось конструктивным междисциплинарное взаимодействие методологов, биомехаников, психологов, педагогов и управленцев в разработке и реализации антропотехнического и рефлексивно-средового подходов в современном гуманистически ориентированном человекознании применительно к такой сфере социальной практики, как модернизация инновационного образования.

В связи с вышесказанным участники конференции

постановили рекомендовать Минобрнауки России, административным и управленческим органам физической культуры и спорта:

1. Обратить пристальное внимание на уровень отечественной системы физкультурного образования, инициировав ее реальное реформирование, обеспечить возможность ее развития в соответствии с требованиями современной системы ВПО.

2. Провести реорганизацию и модернизацию процесса подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями современной системы физкультурного образования.

3. Изыскать возможности внедрения и реализации программы повышения квалификации для институтов, специализирующихся на подготовке специалистов в системе основного и дополнительного физкультурного образования и тем самым заложить основу для создания условий полноценной реализации основных положений научной школы «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры».

Участниками конференции приняты РЕШЕНИЯ:

1. В рамках форума проводить учебно-методические семинары по различным направлениям деятельности научной школы «Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры» с последующим вручением слушателям сертификатов участников семинаров.

2. Издавать сборник материалов форума и публиковать его, в том числе в электронном виде в сети Интернет.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНФЕРЕНЦИИ

1. Подтвердили и приняли участие в конференции - 74 участника, из них 40 - из других вузов и учреждений.

2. Приняли участие в качестве докладчиков - 26 участников.

Огромную помощь в содержательном обеспечении конференции, в частности, в формировании материалов сборника статей оказал профессор Дмитриев С.В. В рамках конференции была организована работа выставки научных и учебных изданий. Представлено более 50 авторских работ. Победителями признаны 7 работ; лауреатами - 14 работ; сертификаты участников выставки получили 13 работ.

По итогам конференции подготовлен сборник научных статей, в который вошли более 50 работ более 100 авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Белгорода, Удмуртской республики, а также Белорусии и США.

В целом конференция отметила актуальность представленных докладов и высокий уровень организации.

ЛИТЕРАТУРА

1.Стафеева А.В., Воронин Д.И. Антропно-деятельностная парадигма образовательных технологий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/117-13075 (дата обращения: 13.05.2014).

REFERENCES

l.Stafeeva A.V., Voronin D.I. Antropno-dejatel'nostnaja paradigma obrazovatel'nyh tehnologij [Anthropic-activity paradigm of educational technologies]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/117-13075 (accessed 13.05.2014) (in Russian).

© Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В., 2015

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Быстрицкая Елена Витальевна - доктор педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Bystritskaya Elena Vitalevna - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of General and Social Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Стафеева Анастасия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Stafeeva Anastasia Vladimirovna -, assistant professor of theoretical foundations of physical culture, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.